- Для чего в машине нужен генератор
- Преимущества
- Советы по выбору производителя от эксперта
- Рекомендации по замене
- Инверторные установки
- Виды
- Применение генераторов переменного тока на практике
- Автомобильные генераторы
- Устройство
- Генератор постоянного тока
- Генератор переменного тока
- Сколько ампер выдает генератор автомобиля
- Схема подключения
- Система зажигания
- Устройство и особенности конструкции
- Корпус
- Статор
- Ротор
- Диодный мост/ выпрямительный блок
- Шкив
- Щеточный узел
- Регулятор напряжения
- Признаки неисправности генератора автомобиля
- Неисправности генератора и способы их устранения
- Классификация бензоэлектростанций
- Регулятор напряжения — функции, типы, контрольная лампа
- Схема генератора переменного тока
- Подробно об алгоритме работы
- Какие требования предъявляются к автомобильному генератору?
- Принцип работы
- Запуск
- Подключать нагрузку к генератору можно только после того, как двигатель будет запущен. Не запускайте генератор, если к нему подключены электроприборы.
- Вредные правила эксплуатации генератора (по Остеру)
- Основные неисправности
- Привод и крепление
- Как проверить автомобильный генератор
- Часто задаваемые вопросы от читателей
- Расход топлива
Для чего в машине нужен генератор
Вся энергия в бортовую сеть поступает от двигателя внутреннего сгорания. Механическая энергия вращения коленчатого вала должна быть преобразована в электрическую энергию. Эту роль выполняет генератор.
В типовом варианте ротор снабжен шкивом, на который надет гибкий ремень, передающий вращение от аналогичного шкива на носке коленчатого вала. Параллельно от этого же ремня могут питаться и другие стороны, но традиционно он называется генератором.
На выходе генератора формируется электрическое напряжение, которое может поддерживаться в заданном диапазоне при подаче любого тока от нуля до максимального, ограниченного номинальной мощностью.
Агрегат обеспечивает эту мощность при максимально допустимой частоте вращения ротора, привязанной к максимальной частоте вращения коленчатого вала выбранного передаточного числа ременной передачи.
Преимущества
Преимущество динамо в том, что:
- Возможность получения электрического тока с помощью различных станций. Таким образом, можно преобразовать практически все виды энергии в электрический ток.
- Генерация тока даже при низких оборотах вала.
- Отсутствие ограничителей, регуляторов и реле.
- Токосъемник гораздо надежнее.
- Высокий срок службы.
- Низкие производственные затраты.
- Подача переменного напряжения как в комплексные разветвленные сети, так и к отдельным бытовым потребителям.
Преимущество генераторов еще и в том, что на их основе легко создать устройство для получения постоянного тока.
Недостатки таких устройств следующие:
- Зависимость от частоты вращения.
- Склонность обмотки к нагреву под нагрузкой.
- Сложный ремонт и замена обмоток.
- Необходимость выпрямителя.
Советы по выбору производителя от эксперта
- Здесь все как обычно, продукция известных брендов отличается качеством, которое может быть только выше стоимости такой продукции. Если принято решение об установке такого бензогенератора, есть смысл ознакомиться с рейтингом лучших производителей, который показывает 10 лучших компаний. Учитывая современные реалии, не забудьте узнать у продавца о наличии сервисного центра.
- Так как у бензогенератора относительно небольшой ресурс, о наличии запчастей лучше побеспокоиться заранее, ведь от недействующей силовой установки толку мало. С этой же точки зрения имеет смысл рассматривать модели, в которых реализована система самодиагностики, с выводом кодов ошибок на информационный дисплей.
- Зарекомендовали себя военные отечественные модели, неприхотливые в работе, но отличающиеся «скупостью».
- Бывают случаи, когда контрафактная продукция продается под видом торговых марок, поэтому всегда проверяйте сертификат соответствия.
Рекомендации по замене
Практика эксплуатации показывает, что заменить автомобильный генератор несложно, но для решения проблемы необходимо соблюдать ряд правил:
- Новый блок должен иметь те же параметры текущего расхода, что и заводской блок.
- Энергетические показатели должны быть идентичными.
- Передаточное отношение старого и нового блока питания должно совпадать.
- Устанавливаемый блок должен быть подходящего размера и легко крепиться к двигателю.
- Схемы нового и старого автомобильного генератора должны совпадать.
Обратите внимание, что устройства, устанавливаемые на автомобили иностранного производства, крепятся иначе, чем на отечественные, например, на генератор TOYOTA COROLLA
и Лада Гранта
. Соответственно, при обмене иностранного устройства на отечественный, потребуется установка нового крепления.
Читайте также: Проверить уровень масла в двигателе можно так: щупом на холодную и на горячую
Инверторные установки
Частота трехфазной и однофазной сети переменного тока составляет 50 Гц, этот параметр необходимо стабилизировать в генераторе, иначе подключенное к нему оборудование может выйти из строя. Для обеспечения этого условия вал электрической машины должен вращаться с определенной скоростью. В результате даже при малой нагрузке ДВС должен работать на полную мощность, что значительно снижает КПД установки.
Проблему бессмысленного расхода топлива можно решить, установив на выходе генератора специальное электронное устройство. В таком устройстве переменное напряжение, поступающее от электрической машины, преобразуется в постоянный ток. После этого выполняется обратное преобразование, но с заданной частотой.
Такие инверторные установки являются наиболее экономичными, так как при малой нагрузке позволяют снизить частоту вращения двигателя внутреннего сгорания, регулируя тем самым мощность электрогенератора, а следовательно, и расход топлива. Как пример, инверторные агрегаты Redverg, Honda, сварочный чемпион (Champion), Eurolux, Inforce и так далее
Инверторный генератор Хонда
Виды
Существует два основных типа автомобильных генераторов:
- Постоянный ток, напряжение с определенной полярностью уже формируется непосредственно на обмотках;
- Переменный ток, так как все равно требуется постоянное напряжение, генератор оснащен внутренним полупроводниковым выпрямителем.
На данный момент используется только второй тип, так как он имеет неоспоримые преимущества, к тому же обмотки выдают трехфазное напряжение, что легче сглаживает пульсации и позволяет более эффективно использовать массу и габариты устройства.
О том, что находится внутри этого устройства, пойдет речь ниже.
Применение генераторов переменного тока на практике
Промышленное производство мощных генераторов
Такие генераторы используются практически во всех сферах человеческой деятельности, где требуется электрическая энергия. Причем принцип извлечения отличается только способом приведения в движение вала агрегата. Так работают гидро-, тепловые и даже атомные электростанции.
На этих станциях работают проводные сети общего пользования, к которым подключен конечный потребитель, то есть все мы. Однако есть много объектов, к которым таким способом невозможно подвести электроэнергию, например, транспорт, стройки вдали от линий электропередач, очень отдаленные населенные пункты, вахты, буровые установки и так далее.
Это означает только одно — вам нужен собственный генератор и двигатель, чтобы его запустить. Давайте посмотрим на несколько небольших и распространенных устройств в нашей жизни.
Автомобильные генераторы
На фото — электрогенератор для автомобиля
Некоторые могут сразу сказать: «Как? Это генератор постоянного тока! Да, на самом деле так и есть, но только наличие выпрямителя делает его таким, делая этот ток постоянным. Основной принцип работы ничем не отличается — все тот же ротор, все тот же электромагнит и так далее.
Схема автомобильного генератора
Это устройство работает таким образом, что независимо от скорости вращения вала вырабатывает напряжение 12В, которое подается регулятором, через который приводится в движение обмотка возбуждения. Запускается обмотка возбуждения, питаемая от автомобильного аккумулятора, ротор устройства приводится в движение двигателем автомобиля через шкив, после чего начинает индуцироваться ЭДС.
Несколько диодов используются для выпрямления трехфазного тока.
Устройство
Внешне все генераторы на первый взгляд похожи, но знакомые с электротехникой без труда узнают, с каким устройством они имеют дело. Ситуацию упрощает тот факт, что машины постоянного тока использовались только на очень-очень реликтовых автомобилях, давно снятых с производства.
Генератор постоянного тока
Генератор постоянного тока включает в себя:
- рамка;
- обмотки возбуждения на статоре, закрепленном в корпусе;
- силовые обмотки на вращающемся якоре;
- щеточный узел с медно-графитовыми или угольными щетками, снимающими ток с вращающегося якорного коллектора;
- регулятор напряжения, стабилизирующий выход за счет регулирования тока возбуждения в обмотках электромагнитов статора;
- ведущее колесо на валу якоря;
- подшипники, в которых вращается вал якоря.
Для создания приемлемой выходной мощности все устройство пришлось делать массивным и металлоемким, поэтому на автомобилях перестали применяться генераторы постоянного тока с применением качественных выпрямительных полупроводниковых приборов.
Генератор переменного тока
В принципе устроен он так же, но выходная мощность формируется многофазными обмотками статора, выполненными толстым проводом и не нуждается в мощных и ненадежных токосъемниках.
Состав оборудования также аналогичен:
- корпус с монтажными кронштейнами и электрическими клеммами;
- обмотки статора, установленные в корпусе, можно снять при разъединении половинок;
- ротор с мягкими электрическими железными стержнями, медными обмотками и коллектором;
- щеточный узел, в котором обычно устанавливается пара угольных щеток и встроен интегральный полупроводниковый регулятор напряжения, через который на щетки подается питание возбуждения;
- выпрямительный блок, где размещен трехфазный мост с шестью силовыми вентилями (диодами) и тремя относительно маломощными дополнительными диодами для питания обмотки возбуждения, количество диодов может варьироваться в специально разработанных современных конструкциях;
- подшипники на валу ротора;
- выходные разъемы питания и управления, второй разъем питания представляет собой металлический корпус генератора;
- ведущее колесо и колесо с принудительным охлаждением.
Вся конструкция крепится к передней части двигателя для практичной организации ременной передачи от шкива коленчатого вала. Часто путем отвода генератора в сторону регулируют натяжение ремня, в тех случаях, когда более сложная конструкция привода навесных агрегатов не предполагает наличия отдельного натяжителя с роликом.
Сколько ампер выдает генератор автомобиля
Сила тока, которую может выдать генератор автомобиля, зависит от модели генератора переменного тока, обычно стандартный генератор способен выдавать 80-100 ампер выпрямленного тока.
Ну а если вам нужны точные данные, какой ток выдает генератор вашего автомобиля, то найдите спецификацию вашего генератора или автомобиля и посмотрите в каталоге.
Схема подключения
Схема разделена на силовую и управляющую цепи. Мощный вывод генератора подключается непосредственно к плюсовой клемме аккумулятора через разъем питания из провода большого сечения, закрепленного гайкой на шпильке.
Тонкий контрольный провод чаще всего просто подключается к цепи зажигания через контрольную лампочку. Есть и другие схемы, когда лампочка имеет собственное управление от специально предназначенного контакта на корпусе.
Система зажигания
Что касается системы запуска, то она может быть ручной и автоматической. В первом варианте устройство включается ручным или электростартером прямо на месте. В последнем случае возможна организация дистанционного запуска после небольшого изменения (если эта функция не была предусмотрена производителем).
Во втором варианте генератор начинает работать при отключении централизованного электроснабжения. Станции с автоматическим запуском – самый надежный вариант аварийного электроснабжения дачи или загородного дома.
Устройство и особенности конструкции
Автомобильные генераторы выполняют одну и ту же функцию, работают по одному принципу, но отличаются друг от друга размерами, конструкцией крепежных деталей, размерами шкивов, характеристиками выпрямителей и регуляторов напряжения, наличием охлаждения (часто используется жидкостное или воздушное на дизельных двигателях). Генератор состоит из:
- чехлы (передний и задний);
- статор;
- ротор;
- диодный мост;
- шкив;
- щеточный узел;
- регулятор напряжения.
Корпус
Подавляющее большинство генераторов имеют корпус, состоящий из двух крышек, которые соединяются болтами и стягиваются гайками. Деталь изготовлена из легкого сплава алюминия, который хорошо рассеивает тепло и не намагничивается. На корпусе имеются вентиляционные отверстия, обеспечивающие теплообмен.
Статор
Он имеет кольцеобразную форму, установлен внутри корпуса. Это одна из основных частей, которая служит для создания переменного тока за счет магнитного поля ротора. Статор состоит из сердечника, который собран из 36 пластин. В пазах сердечника находится медная обмотка, служащая для выработки тока. Чаще всего обмотка трехфазная, по типу соединения:
- звезда – концы обмотки соединены между собой;
- треугольник — концы обмотки выведены отдельно.
Ротор
Поворотный делать, ось которого вращается на шарикоподшипниках закрытого типа. На валу установлена обмотка возбуждения, служащая для создания магнитного поля статора. Для обеспечения правильного направления магнитного поля поперек обмотки установлены два полюсных сердечника с шестью зубцами каждый. Вал ротора снабжен также двумя медными кольцами, иногда латунными или стальными, по которым протекает ток от аккумулятора к катушке возбуждения.
Диодный мост/ выпрямительный блок
Он также является одним из основных компонентов, задачей которого является преобразование переменного тока в постоянный и обеспечение стабильного заряда автомобильного аккумулятора. Диодный мост состоит из положительной и отрицательной полоски радиатора, а также диодов. Диоды герметично впаяны в мост.
Ток поступает на диодный мост от обмотки статора, выпрямляется и подается на аккумулятор через выходной контакт в задней крышке.
Шкив
Шкив через приводной ремень передает крутящий момент на генератор от коленчатого вала. Размер шкива определяет передаточное число, чем больше диаметр, тем меньше энергии требуется для вращения генератора. Современные автомобили переходят на обгонную муфту, смысл которой сглаживать колебания вращения шкива, сохраняя при этом натяжение и целостность ремня.
Щеточный узел
На современных автомобилях щетки объединены в блок с регулятором напряжения, меняются только в сборе, так как срок службы у них довольно большой. Щетки служат для передачи напряжения на контактные кольца на валу ротора. Графитовые щетки поджимаются пружинами.
Регулятор напряжения
Полупроводниковый стабилизатор обеспечивает поддержание требуемого напряжения в пределах заданных параметров. Он находится на блоке щеткодержателя или может поставляться отдельно.
Признаки неисправности генератора автомобиля
выход из строя автомобильного генератора происходит в тех же деталях, из которых состоит автомобильный генератор, а точнее выражаясь в тех же узлах и деталях, из которых он состоит
- повреждение или сильный износ шкива генератора — ослабленный, смещенный, передутый
- изношенные щетки коллектора могут влиять как на напряжение от генератора, так и на его искрообразование
- износ при шлифовке — так же как и щетки, повлияет на выходное напряжение, искра или вообще не будет работать генератор
- некорректная работа регулятора напряжения — он выдает напряжение, не соответствующее никаким нормам, вместо 13,9 вольт — 5 вольт, или наоборот 19 вольт
- межвитковое замыкание обмотки статора — неправильные выходные напряжения
- разрушение подшипника — стук, дребезжание, плохое вращение, недостаточные обороты, большие вибрации вала
- повреждение диодного моста — ток полностью перестанет течь
- повреждение проводов — проверить на обрывы, перерезы, обрывы, — заменить исправными
Теперь вы узнали, как проверить исправность генератора автомобиля, так что можете приступить к собственно проверке, возможно из-за этого ваш аккумулятор постоянно разряжается, так как генератор не выдает вам нужного напряжения.
Неисправности генератора и способы их устранения
Электрооборудование автомобиля имеет свойство ломаться. В этом случае самые большие проблемы возникают с аккумулятором и генератором.
При выходе из строя любого из этих элементов работа автомобиля в штатном режиме становится невозможной, либо автомобиль полностью обездвиживается.
Все поломки генератора условно делятся на две категории:
- Механический. В этом случае возникают проблемы с целостностью корпуса, пружин, ременной передачи и других элементов, не связанных с электрической составляющей.
- Электрический. Сюда относятся неисправности диодного моста, износ щеток, замыкания в обмотках, поломки реле регулятора и другие.
Теперь рассмотрим список ошибок и симптомов более подробно.
1. Недостаточный зарядный ток:
- Шлифовка приводного ремня. Решение — подтянуть ремень и проверить подшипники на работоспособность, симптомы — свист ремня генератора.
- Висячие кисти. Для начала стоит очистить щеткодержатель и щетки от грязи и убедиться, что усилия достаточно.
- Обрыв цепи возбуждения, подгорание контактных колес. Первая проблема решается поиском и устранением обрыва, а вторая — зачисткой и проворачиванием контактных колец (при необходимости).
- Неисправность регулятора напряжения.
- Ротор касается стержня статора.
- Разорвите цепь, соединяющую генератор и аккумулятор.
2. Вторая ситуация.
Когда автомобильный генератор выдает необходимый уровень мощности, но аккумулятор все равно не заряжается.
причины могут быть разные:
- Плохое качество заземления между регулятором и основным блоком. В этом случае проверьте качество контактного соединения.
- Неисправность реле напряжения — проверьте и замените его.
- Изношенные или застрявшие щетки — замените или очистите от грязи.
- Сработало реле защиты регулятора из-за короткого замыкания на массу. Решение состоит в том, чтобы найти место повреждения и устранить проблему.
- Другими причинами являются масляный звон контактов, поломка в регуляторе напряжения, короткое замыкание в обмотках статора, плохое натяжение ремня.
3. Генератор работает, но издает слишком много шума.
Возможные ошибки:
- Короткое замыкание между обмотками статора.
- Износ посадочного места подшипника.
- Ослабьте гайку шкива.
- уничтожение запасов.
Ремонт автомобильного генератора всегда должен начинаться с точной диагностики проблемы, после чего причина устраняется профилактическими мерами или заменой вышедшего из строя узла.
Классификация бензоэлектростанций
В зависимости от ресурса установок и мощности их принято делить на бытовые, профессиональные и стационарные. Первые, как правило, рассчитаны на работу не более 3 часов в сутки (например, Навигатор СПГ 2700, а также ряд производителей, таких как Ergomax, Technic, Wester, Megavolt, Genctab и так далее), последний может работать непрерывно не менее 8 часов. Для увеличения ресурса в цилиндры двигателя установлены чугунные гильзы. При работе более восьми часов нецелесообразно использовать бензиновые агрегаты, дешевле перейти на станции с дизельным режимом работы.
Бытовой генератор Firman SPG3800
Бытовая техника ограничена 4 кВт, но есть и более мощные генераторы этого класса. Пример — Fubag bs 6600, Ultra PG 3200, Kipor KDE6500E3.
Мощность профессиональных агрегатов, как правило, не превышает 15 -16 кВт, такие станции можно найти в Штенли, Эталоне, Генсете, Скате, ТНГ и др. пример такой установки представлен ниже.
Силовая установка Robin Subaru (Субару) EB 14.0/230-SLE 14 кВт 380в (3 фазы)
Более мощные установки (до 30 кВт) выпускаются в стационарном исполнении. Как правило, такие модели запускаются как автоматически, так и вручную. На силовых установках мощностью 30 кВт и более устанавливать бензиновый двигатель невыгодно из-за его короткого ресурса и большого расхода топлива. Именно поэтому мощные генераторы питаются от дизельного двигателя.
Стационарная бензиновая электростанция Вепрь АВР 20-Т400/230 ВК-БС (20 кВт, с автозапуском, 400/230 В, 3-х фазная, пр-во Россия)
Регулятор напряжения — функции, типы, контрольная лампа
Ключевым элементом генераторной установки является регулятор напряжения – устройство, поддерживающее безопасный уровень U на выходе статора.
Эти изделия бывают двух видов:
- Гибридные – регуляторы, в электрическую схему которых входят как электронные устройства, так и радиодетали.
- Интегрированные — устройства на основе технологии тонкопленочной микроэлектроники. В современных автомобилях чаще всего используется именно этот вариант.
Не менее важным элементом является контрольная лампа, закрепленная на приборной панели, по которой можно сделать вывод о проблемах с регулятором.
Загорание лампочки при запуске двигателя должно быть кратковременным. Если он горит постоянно (при работе генераторной установки), это свидетельствует о поломке регулятора или самого узла, а также о необходимости ремонта.
Схема генератора переменного тока
Принцип работы электрогенератора: в момент, когда половина обмотки находится на одном из полюсов, а другая на противоположном, ток по цепи движется от минимального значения к максимальному и наоборот.
Подробно об алгоритме работы
Принцип работы генератора основан на простом физическом явлении, называемом электромагнитной индукцией. Дело вот в чем: если к многовитковой обмотке из медного провода, меняющей направление с определенной частотой, приложить магнитное поле, то на выходе катушки появится переменный ток той же частоты. Остается только создать упомянутое поле вокруг обмоток статора, вырабатывающих напряжение.
На практике электроэнергия вырабатывается по следующему алгоритму:
- Источником переменного магнитного поля генератора электромобиля является обмотка самовозбуждения, расположенная в роторе. Для начального намагничивания клиновидных втулок подается маломощный импульс от аккумулятора.
- После запуска двигателя и достижения определенной частоты вращения коленчатого вала обмотки статора обеспечивают переменный ток, выпрямляемый токовыми диодами. С этого момента обмотка ротора приводится в движение самим генератором, то есть происходит самовозбуждение. Внешний источник питания больше не требуется.
- Постоянный ток с диодного моста поступает на блок реле-регулятора. Поскольку значение напряжения «скачет» вместе с оборотами двигателя, задача электроники — стабилизировать перепады в диапазоне от 13,8 до 14,7 В.
- Кроме того, напряжение подается на зарядку аккумуляторной батареи и в бортовую сеть автомобиля.
Реле регулятора напряжения может быть частью генераторной установки или использоваться как отдельный блок.
Ток в обмотках статора возникает в результате вращения переменного магнитного поля, создаваемого катушкой ротора. Чем быстрее вращается вал, тем выше выходное напряжение и частота. Преобразование в постоянный ток обеспечивают полупроводники (диоды), установленные на радиаторе и обдуваемые крыльчаткой вентилятора.
Конструкция бесщеточного генератора позволяет питать обмотку статора без внешнего источника питания. Намагничивание стальных гильз начинается при малых скоростях вращения вала за счет особой конструкции ротора и дополнительной катушки. Поэтому при запуске автомобиля с разряженным аккумулятором от толкача оборотов коленвала достаточно, чтобы электрогенератор начал работать.
Какие требования предъявляются к автомобильному генератору?
К автомобильной генераторной установке предъявляется ряд требований:
- Напряжение на выходе агрегата и, следовательно, в бортовой сети должно поддерживаться в определенном диапазоне независимо от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала.
- Выходные параметры должны иметь такие показатели, чтобы аккумулятор в любом из режимов работы машины получал достаточное зарядное напряжение.
Кроме того, каждому автовладельцу следует уделять особое внимание уровню и стабильности выходного напряжения. Это требование связано с тем, что батарея чувствительна к таким изменениям.
Например, если напряжение падает ниже нормы, аккумулятор не заряжается до необходимого уровня. В результате возможны проблемы в процессе запуска двигателя.
В обратной ситуации, когда установка выдает повышенное напряжение, батарея быстрее заряжается и разряжается.
Принцип работы
Перед началом работы в автомобиле включается зажигание, и через лампочку подается напряжение на управляющий разъем генератора. Так как в этот момент генератор не вырабатывает энергию, на розетке нет напряжения и лампочка находится на потенциале аккумулятора. Индикатор загорается, через обмотку возбуждения протекает пусковой ток.
После пуска двигателя вращающееся поле обмотки возбуждения на роторе создает ответную индукцию в обмотках статора и генератор начинает вырабатывать электроэнергию. Дополнительные диоды повышают напряжение на патроне лампочки, на ней нет падения, и она перестает светиться, сигнализируя о том, что все в порядке, генератор работает.
Электронные схемы в релейном регуляторе щеточного блока следят за выходным напряжением, увеличивают или уменьшают ток возбуждения, тем самым поддерживая выход на заданном уровне, обычно 14-15 вольт, в зависимости от типа используемого аккумулятора и температуры.
Аккумулятор ниже этого напряжения перестает подавать ток и переходит в режим заряда или удержания, выполняя роль дополнительного фильтрующего элемента, так как напряжение генератора пульсирует с частотой трехфазного выпрямителя.
Если включено много потребителей, а скорость двигателя низкая, то установка не в состоянии отдать требуемую мощность, напряжение падает, и часть потребителей начинает питаться от аккумуляторной батареи.
При добавлении оборотов генератор увеличивает мощность, питает потребителей, а излишки идут на зарядку аккумулятора. Если аккумулятор заряжен и ток слишком большой, реле-регулятор снижает ток возбуждения, чтобы предотвратить опасный рост напряжения в сети.
Запуск
Переносной генератор необходимо размещать на ровной сухой поверхности и, в случае эксплуатации на открытом пространстве, защищать от атмосферных осадков. Так как одноцилиндровые двигатели, применяемые в бензиновых генераторах, отличаются высоким уровнем вибрации, на генератор нельзя ставить посторонние предметы, а особенно емкости с топливом, во избежание их падения. Перед запуском убедитесь в достаточном уровне моторного масла и при необходимости долейте его, после чего двигатель генератора можно будет запускать.
Подключать нагрузку к генератору можно только после того, как двигатель будет запущен. Не запускайте генератор, если к нему подключены электроприборы.
Для запуска бензинового двигателя используется специальная воздушная заслонка, которая в закрытом положении обогащает топливную смесь. При первом пуске двигателя, особенно в холодную погоду, он должен быть закрыт тем больше, чем ниже температура воздуха, и постепенно открываться по мере прогрева двигателя. Прогретый двигатель должен запускаться без закрытия дроссельной заслонки, в противном случае следует обратить внимание на регулировку карбюратора. Запуск, в зависимости от конструкции двигателя, осуществляется либо тросовым пускателем (плавно вытяните его до ощущения сопротивления, затем резко увеличьте мощность), либо электрическим (для пуска нажмите и удерживайте кнопку пуска).
запуск дизеля отличается только тем, что не обязательно использовать воздушную заслонку, а вместо этого нужно приоткрыть декомпрессор — устройство, снижающее давление в камере сгорания для облегчения вращения коленчатого вала при пуске. Кроме того, может быть очень сложно запустить дизельный двигатель с топливной системой, заполненной воздухом (первый запуск нового генератора или если бак ранее работал всухую). В этом случае необходимо прокачать топливную систему (процедура прокачки различна для разных двигателей и описана в инструкции по эксплуатации).
Дав генератору поработать некоторое время (в жаркое время года бензиновый двигатель прогревается довольно быстро, не более минуты), можно подключить нагрузку, и убедиться, что индикаторы исправности или индикатор напряжения генератора установлены показать его полную работоспособность.
Вредные правила эксплуатации генератора (по Остеру)
Далее шаги из рубрики «как убить генератор в два приема»:
- правило «обратной полярности» — поменяйте провода аккумулятора, и вы устроите необычайно сильную вспышку в генераторе, а также идущее от него яркое облако. При этом вы почувствуете незабываемое акустическое удовольствие, услышите щелчки и шипения, а также невероятный запах горящих проводов, а самое главное, ожог 1-3 степени, в зависимости от ваших амбиций. Такая «фишка» частично выводит из строя диодный мост, статор и регулятор, к счастью, вероятность возгорания автомобиля составляет 1:1000. Из «побочек» панель приборов, бортовой компьютер, магнитола и другие компоненты бортовой сети можно отключить. Достоинство — осваивается новичками без долгих теорий;
- правило мойки — мыть силовой агрегат как можно чаще и тщательнее, большим количеством воды и пеной, особенно стартер генератора. Главное, чтобы струя воды обильно омывала генератор изнутри, сушить его категорически запрещено, сразу запускаем двигатель, включаем все потребители энергии и наблюдаем за эффектами. Если нет, повторите процедуру. Достоинство — сгоревший «ген» будет чистым;
- метод старинный — дергая провод с клеммы «+» для проверки заряда на работающем двигателе, это главное правило! Вероятность выхода из строя на всех видах реле 50:50, главное дать много искр для эффекта, а также включить все что питается от электричества;
- мы «летаем» по лужам — многие даже не догадываются, что пользуются этим правилом в дождь. Самое главное всегда быть уверенным, что ваш автомобиль не сравнится с водонепроницаемостью подводной лодки, чем глубже лужа, тем ярче эффект. Важно выбрать такую скорость, при которой в подкапотное пространство попадает больше воды, самое главное выкинуть все пластиковые втулки и защиту! Главное преимущество в том, что трюк можно повторить везде, где есть вода (даже ручьи и реки), не выходя из машины;
- «меломан» — нужно установить самую дорогую магнитолу, а лучше две, как можно больше динамиков, пару десятков минимум, усилителей и пару сабвуферов, включить любимую музыку на полную громкость при работающем двигателе, если из-под колпака не идет дым, но воздух остается чистым – значит, вы купили слишком дешевое оборудование;
- «старая батарейка» — метод требует некоторых знаний физики, хотя бы закона Ома. Берем самую старую батарею, и чем старше, тем скорее это будет закрытая банка. Возможно, батарея будет проявлять признаки бурной работы, она конечно будет потреблять дикое количество энергии, но работа инжектора будет нестабильной, а про дальний свет можно забыть. Самое главное побольше использовать старую батарею — эффект не заставит себя ждать.
Основные неисправности
Проявлением неисправностей является выход напряжения в сети за указанные пределы, а также посторонние звуки от работающего генератора.
причины могут быть разные:
- износ щеточного узла, он заменяется вместе со встроенным реле;
- глубокий износ коллектора со щетками, если его уже нельзя устранить шлифовкой, заменить тормозные кольца или якорный узел;
- выход из строя подшипников якоря, их легко заменить после полной или частичной разборки генератора;
- перегорание диодов выпрямителя, в настоящее время их поштучно не меняют, замене подлежит весь диодный мост;
- короткие межвитковые замыкания или обрывы в якоре или статоре, соответствующие детали меняются;
- подгоревшие или заржавевшие контакты, их тоже можно заменить или почистить.
Напрямую к генератору не относится, но распространенная неисправность — громкий свист при добавлении оборотов двигателя. Это говорит о проскальзывании ремня на ведущих шкивах, натяжение можно регулировать, но такой ремень лучше заменить.
При снятии генератора на ремонт желательно сразу заменить диодный мост, подшипники и реле-регулятор со щетками. Так отремонтированный агрегат получит максимально возможную надежность, хотя полноценную гарантию может дать только новый генератор от известного производителя.
Привод и крепление
Привод осуществляется от шкива коленчатого вала посредством ременной передачи. Чем больше диаметр шкива на коленчатом валу и чем меньше диаметр шкива, тем выше частота вращения генератора, соответственно, он способен отдать большую мощность потребителям.
На современных машинах работа осуществляется клиновым ремнем. Благодаря большей гибкости он позволяет оснастить генератор шкивом малого диаметра и таким образом добиться высоких передаточных чисел. Натяжение клинового ремня осуществляется натяжными роликами со стационарным генератором.
Как проверить автомобильный генератор
Хотя ремонтировать генератор должны специалисты, проверить его на работоспособность можно самостоятельно. На старых автомобилях опытные автомобилисты проверяли генератор на работоспособность следующим образом.
Запустите двигатель, включите фары и отсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи при работающем двигателе. При работе генератор вырабатывает электроэнергию для всех потребителей, так что при отключении аккумулятора двигатель не остановится. Если двигатель заглохнет, значит, генератор нужно отнести в ремонт или заменить (в зависимости от вида поломки).
А вот на новых автомобилях этот метод лучше не использовать. Причина в том, что современные генераторы для таких автомобилей рассчитаны на постоянную нагрузку, часть которой компенсируется постоянной зарядкой аккумулятора. Если его выключить во время работы генератора, это может привести к его повреждению.
Самый безопасный способ проверить генератор – мультиметром. Принцип подтверждения следующий:
- При выключенном двигателе измеряется напряжение аккумуляторной батареи. При хорошем аккумуляторе этот параметр должен быть 12,7 вольт.
- Запускается двигатель и отключаются все потребители (вентилятор салона, фары, обогрев стекол и т д)
- И снова щупы мультиметра подключаются к токоотводам аккумулятора. В зависимости от модели автомобиля напряжение на клеммах должно быть 13,8-14,8 вольт.
- Включены потребители электроэнергии — насколько это возможно.
- Напряжение снова измеряется. Если генератор исправен, этот показатель упадет до 13,8-14 вольт. Показание ниже этого значения является признаком неисправности генератора.
Часто задаваемые вопросы от читателей
Это однофазный бензиновый генератор Fubag BS 6600 A ES мощностью 6 кВт. Дом сдается в 3 фазы. Будет ли работать этот генератор с 3-х фазным блоком управления Startmaster BS 6600 D 400V для АЗС BS 6600 DA ES FUBAG 838221, если на шине подключения входа генератора в блоке управления поставить перемычки? Можно ли будет обмануть 3-х фазную автоматику, подключив к ней однофазный генератор?
Нет, однофазный бензиновый генератор Fubag BS 6600 A ES может работать с однофазным блоком автоматики Startmaster BS 6600 230 В. Конструкция последнего позволяет подключить однофазный генератор к однофазной электрической системе. Устройство автоматики работает в этом случае следующим образом:
— В автоматическом режиме непрерывно контролирует наличие напряжения в основном источнике — внешней распределительной сети. Если есть разность потенциалов, об этом сигнализирует контрольная лампочка.
— При обнаружении отсутствия напряжения в электрической цепи блок автоматики Startmaster BS 6600 подает управляющий сигнал на запуск бензогенератора.
— В случае успешного запуска бензогенератора загорается контрольная лампа работы и сигнализирует о подаче напряжения от независимого источника. Блок автоматики Startmaster BS 6600 постоянно следит за наличием питающего напряжения на выходе и контролирует возобновление питания от «основной сети”.
— После восстановления напряжения питания в электрической цепи поступает управляющий импульс на отключение генератора. Который выведен из эксплуатации и отключен от электрической цепи.
Если рассматривать этот процесс в описанном Вами формате, то прибор автоматики Startmaster BS 6600 D для трехфазной электросети не сможет проверить наличие трехфазного напряжения на выходе однофазного генератора. Поэтому он отключит Fubag BS 6600 A ES из-за несоблюдения трехфазного режима, и замыкание проводов в этой ситуации совершенно не поможет.
Расход топлива
Не менее важным фактором является расход бензина, например китайская «Матрица» и российский «Вепрь» мощностью 3 кВт потребляют примерно 1,5 литра топлива в час. Японские продукты Hitachi и Mitsui Power ECO, а также корейская компания Hyundai при той же мощности в 3 киловатта потребляют около 1,2 литра бензина в час.
Следует отметить, что существуют генераторы, использующие в качестве топлива газ, такие системы несколько дороже, чем однотипные бензиновые агрегаты. Но если учесть разницу в стоимости газа и бензина, приобретение такой станции будет оправдано.