Автомобильная подушка безопасности: виды и принцип действия

Автомобиль
Содержание
  1. Принцип действия системы безопасности
  2. Проблемы при создание подушки безопасности автомобиля
  3. 1. Как быстро накачать подушку?
  4. Видео: Устройство подушки безопасности
  5. 2. Эффект барокамеры
  6. Основные достоинства подушек безопасности
  7. Важное замечание
  8. Можно ли установить дополнительные подушки безопасности в автомобиль
  9. Устройство модуля подушки безопасности
  10. Как срабатывают подушки безопасности в автомобиле
  11. Как происходит срабатывание «аэрбега»
  12. Airbag в современных автомобилях
  13. Фотогалерея
  14. Вспомним законы механики
  15. Возникающие проблемы
  16. Совместная работа подушек и ремней безопасности
  17. Как безопасно использовать подушки
  18. Что делать, если сработали подушки безопасности
  19. Разрешено ли эксплуатировать автомобиль, в котором сработали подушки безопасности
  20. Есть ли срок годности у подушек airbag
  21. Конструкция системы подушки безопасности
  22. Что собой представляет «аэрбег»
  23. Сумка
  24. Датчики удара
  25. Газогенератор
  26. Как они работают?
  27. Датчики столкновения
  28. Защитные шторки
  29. Где они находятся в авто
  30. «Улавливатель» удара
  31. Горящая лампочка-индикатор «Airbag SRS», «Airbag», или «SRS»: причины и способы устранения
  32. Ложка дегтя. Некоторые минусы подушек безопасности
  33. Виды подушек безопасности
  34. 1. Фронтальные подушки безопасности
  35. 2. Боковые
  36. Видео: Как избежать смертельных ловушек в автомобиле
  37. 3. Головные подушки

Принцип действия системы безопасности

устройство и принцип работы подушки безопасности

Принцип действия

Суть подушки безопасности заключается в создании воздушной подушки при столкновении, которая будет касаться тела человека, предотвращая возможность его удара о внутренние элементы.

Работает это так: в случае аварии специальная система быстро надувает перед водителем и пассажиром подушку из мягкой ткани, и она принимает на себя инерционное движение тела человека. Но при этом, чтобы подушка не мешала человеку в дальнейшем выйти из машины, она быстро сдувается, газ выходит через специальные отверстия в ткани.

Проблемы при создание подушки безопасности автомобиля

1. Как быстро накачать подушку?

Еще при первоначальной разработке этой системы перед конструкторами встала одна из важных проблем – как быстро надуть подушку, ведь при столкновении все происходит за очень короткое время. В то же время надувание подушки не должно быть взрывным, чтобы человек не пострадал от самой подушки.

Выходом из ситуации стало использование продуктов сгорания некоторых веществ. Оптимальным стало использование газов, выделяющихся при сжигании азида натрия. Хотя это вещество само по себе токсично, при горении выделяются азот, двуокись углерода, окись углерода и вода. Сам процесс горения очень быстрый — таблетка азида натрия весом 50 грамм сгорает за 35-50 миллисекунд, чего достаточно для срабатывания подушки безопасности при столкновении.

Видео: Устройство подушки безопасности

Но при использовании азида для откачки используется только азот, который совершенно безвреден для человека, поэтому в конструкцию системы включены фильтры, разделяющие продукты горения на составляющие, направляя в тканевую прокладку только азот.

Азидные системы сейчас наиболее распространены. Но есть еще одно вещество, которое используется в качестве топлива для горения – нитроцеллюлоза. Особенность этой ткани в том, что для полного распределения подушки ее нужно гораздо меньше – всего 8 грамм. Он также не требует использования фильтров.

2. Эффект барокамеры

Другой проблемой, с которой столкнулись разработчики, был эффект барокамеры. Подушки безопасности в развернутом состоянии занимают довольно много места в автомобиле. Так водительская подушка имеет объем в разложенном состоянии 60-80 литров, а пассажирская – и того больше, до 130 литров.

Подушки очень быстро надуваются, поэтому объем в салоне сильно уменьшается, а давление увеличивается, что может привести к повреждению барабанных перепонок. Кроме того, накачка происходит с довольно сильным звуковым эффектом, который также может воздействовать на мембраны.

Первоначально эти проблемы решались путем оснащения дверей специальными механизмами, которые в случае столкновения практически мгновенно приводили к падению стекла на дверях.

Теперь для предотвращения эффекта барокамеры накачка подушек производится не сразу, а по очереди. Первой срабатывает подушка безопасности водителя – прибл. 20 мс, а еще через 17 мс — активируется подушка безопасности пассажира. При этом система сама следит, какие подушки нужно надувать, а какие нет.

Основные достоинства подушек безопасности

  • В отличие от ремней безопасности, для раскрытия подушек безопасности не требуется никаких действий со стороны водителя или пассажиров. В случае возникновения опасной ситуации они активируются автоматически.
  • Подушки совершенно не ограничивают движения, не вызывают снижения уровня комфорта в салоне. Они складчатые и незаметны глазу.
  • Скорость, с которой раскрывается подушка безопасности, намного выше, чем нормальная скорость реакции пассажиров при столкновении. Это приводит к тому, что защита людей в отсеке обеспечивается вне зависимости от логики и последовательности их действий в критической ситуации.

Важное замечание

Стоит обратить внимание на один важный момент – подушки безопасности срабатывают только один раз и при первом ударе. Но авария может сопровождаться несколькими последующими столкновениями. И, наконец, не стоит забывать, что все механизмы, по сути, одноразовые!

Относительно того, как работает подушка безопасности, можно также сказать следующее. При ежедневных поездках работа системы защиты полностью исключена, так как ее работоспособность полностью зависит от датчиков. И настроены они не абы как, а при грамотном подходе, учитывающем множество факторов. Другими словами, подушки открываются только при определенных обстоятельствах — аварии. А если вы пройдете мимо препятствия, заденете его зеркалом (даже если оно его сшибет), колодки все равно не откроются — весомой причины нет.

Можно ли установить дополнительные подушки безопасности в автомобиль

Горячие тюнеры ответят на этот вопрос «да», а хладнокровные бывалые скажут «нет». В теории все возможно, но на практике это сложно. И самое главное, это нецелесообразно.

Список необходимых запчастей длинный, запчасти дорогие. Кроме болтов, гаек, заклепок, хомутов нужны левый и правый датчики подушек и штор, блоки управления и проводка.

Экономически выгоднее продать машину и купить равноценную с лишними ПБ. Но остановить «самоделку» не получится, так что подумайте о том, что убедиться в правильности своих действий и исправить ошибку не получится – подушки безопасности «выстреливают» один раз.

Еще один нюанс – правила вождения. Инспекторам не понравятся инициативы, которых не предвидит автопроизводитель: любой сотрудник заметит нарушения в системе, лишь осмотрев салон.

Устройство модуля подушки безопасности

Дизайн достаточно простой и понятный. Каждый модуль состоит всего из двух элементов: собственно накладки (мешка) и газогенератора.

  1. Сумка (накладка) изготовлена ​​из тонкой многослойной нейлоновой оболочки, толщина которой не превышает 0,4 мм. Оболочка способна выдерживать высокие нагрузки в течение короткого промежутка времени. Сумка помещается в специальный чехол, закрывающийся пластиковой или тканевой подкладкой.
  2. Газогенератор обеспечивает «отстрел» подушки. В зависимости от модели автомобиля в подушках безопасности водителя и переднего пассажира могут использоваться одно- или двухступенчатые газогенераторы. Последний оснащен двумя пиропатронами, один из которых выпускает около 80% газа, а другой срабатывает только при самых сильных столкновениях, вследствие чего человеку нужна более жесткая подушка.
  3. Зубы содержат материал, свойства которого схожи с порохом. Газогенераторы также делятся на твердотопливные (состоит из корпуса, заполненного твердым топливом в виде таблеток с пиропатроном) и гибридные (состоит из корпуса, содержащего инертный газ под высоким давлением от 200 до 600 бар и твердотопливный с пиропатрон). Сгорание твердого топлива приводит к открытию баллона со сжатым газом, затем полученная смесь поступает на колодку. Форма и тип используемого газогенератора во многом определяются назначением и расположением подушки безопасности.

газогенератор
Принцип работы одноступенчатого газогенератора на твердом топливеГазогенератор подушки безопасности
Газогенератор подушки безопасности
Схема двухступенчатого газогенераторагаз_гибрид
газ_гибрид
Принцип работы двухступенчатого гибридного газогенератора

Как срабатывают подушки безопасности в автомобиле

Каков принцип срабатывания подушек безопасности в автомобиле? В случае аварии подушки безопасности должны сработать. И все это происходит за доли секунды. Такая скорость возможна благодаря тому, что они наполнены особым газом. Человеческий глаз не в состоянии увидеть, как работает система безопасности. Что происходит при срабатывании подушки безопасности:

  1. Кузов автомобиля получил сильный удар.
  2. Датчики автоматически срабатывают и подают сигнал.
  3. ЭБУ дает команду охранной системе, после чего срабатывает детонатор. Это куча таблеток с натриевой кислотой. В результате газ нагревается аргоном или озоном, который выходит под давлением 250 МПа. Перед этим газ охлаждается, так как проходит через металлический фильтр. Подушка безопасности полностью раскрыта, она открывается через 30 миллисекунд после подачи сигнала электронными датчиками. Раскрытая подушка полностью заполняет свободное пространство между человеком и кузовом автомобиля.
  4. При срабатывании подушек безопасности в автомобиле удар в голову приходится именно на них. 90% энергии удара гасится и человек остается невредимым. При аварии исключены удары в руль, стойки и панели. Это означает, что тело человека ударяется о мягкую подушку, а не о твердые элементы тела. А люди, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, не получают серьезных травм, несовместимых с жизнью.
  5. Достаточно мягкая подушка безопасности защищает кузов от внутренних повреждений. Ведь большой процент смертей при столкновении происходит из-за ударов внутренних органов о костные структуры при резком торможении человека в результате удара. Если при аварии мозг ударяется о череп, происходит травма, несовместимая с жизнью. Принцип работы подушки безопасности в автомобиле основан на том, что она постепенно гасит инерционную скорость движения, и тело человека не останавливается так резко.
  6. После открытия подушки безопасности газ начинает понемногу выходить. Это необходимо для того, чтобы пострадавшие могли беспрепятственно покинуть транспортное средство. Подушка безопасности в автомобиле постепенно сдувается.

Как работают подушки безопасности в автомобиле

Чтобы понять, как работают подушки безопасности в автомобиле, нужно разобраться в конструкции конкретного автомобиля. Ведь в автомобиле можно установить только две подушки безопасности. Количество предметов первой необходимости еще больше. Например, подушки безопасности в некоторых автомобилях установлены в каждом самолете.

Следует помнить, что система подушек безопасности может защитить только от первого столкновения. Однако может произойти несчастный случай, когда будет 2-3 удара подряд. Кроме того, подушка безопасности используется только один раз.

В стандартной ситуации, когда вы просто едете, подушка безопасности никогда не сработает. Дело в том, что он оснащен датчиками. Раскрытие информации происходит при определенных обстоятельствах, например, при столкновении. И если водитель случайно слегка заденет бампером высокий бордюр, система подушек безопасности никак на это не отреагирует.

Чтобы узнать, как изготавливаются подушки безопасности и как они раскрываются, посмотрите следующее видео:

Сколько подушек безопасности в современных автомобилях

В настоящее время до сих пор выпускаются устаревшие модели автомобилей без подушек безопасности. Но с годами их количество значительно сократилось.

Сколько подушек безопасности в машине? На современных автомобилях имеется от 2 до 7 подушек безопасности. В редких случаях находят 8-10 объектов.

Все подушки безопасности в автомобиле делятся на несколько видов:

1. Фронтальный

Сколько подушек безопасности в современных автомобилях

Фронтальные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира встречаются на большинстве современных автомобилей. Они защищают от удара носом автомобиля, например, при лобовом столкновении.

Фронтальные подушки безопасности предотвращают удары человека о панель автомобиля, замедляют движения тела при аварии. Благодаря им потеря скорости человеком происходит медленнее, а значит, снижается перегрузка, снижается риск внутренних травм.

Фронтальная подушка безопасности водителя расположена в центральной части рулевого колеса, а подушка безопасности пассажира расположена сверху на передней панели. Эти две подушки отличаются размерами, потому что зазор между головой водителя и рулем меньше, чем зазор между головой пассажира и панелью. Кроме того, подушка безопасности пассажира оснащена специальной кнопкой, нажав на которую можно отключить подушку безопасности. Это делается, если ребенок сидит в детском кресле на сиденье.

Передние подушки безопасности в автомобиле срабатывают только при столкновении. Обратите внимание, что в автомобиле с подушками безопасности на передней панели будет надпись «airbag». Не держите багаж и предметы в руках во время вождения. Вы не можете поддерживать область, где находится подушка безопасности, ногами. В противном случае при срабатывании подушки безопасности человек может получить травму и быть виноватым.

Читайте также: Как устроены клапаны двигателя внутреннего сгорания

Как происходит срабатывание «аэрбега»

Принцип работы подушек безопасности можно разделить на несколько этапов:

  • Столкновение автомобиля с другим объектом.
  • Автоматическое срабатывание электронных датчиков, запускающих следующее движение.
  • Система получает сигнал от электронного блока управления и срабатывает детонатор (заряд таблеток натриевой кислоты), в результате чего газ (аргон или озон) нагревается и вырывается под высоким давлением (до 250 МПа). Но перед этим он проходит через специальный металлический фильтр и охлаждается.
  • Происходит резкое заполнение колодки, и она открывается через 30 миллисекунд после того, как сработавшие датчики отправили сигнал.

Как работает система

  • Водитель или пассажир в машине ударяется головой о «подушку безопасности», что значительно гасит энергию полученного удара. Благодаря этому на человека приходится всего 10% остаточного влияния.
  • Подушка падает».

Подушка безопасности в действии

Когда мы говорим о том, как работают подушки безопасности, стоит учитывать конструктивные особенности автомобиля, так как в одних автомобилях «подушек безопасности» всего 2, а в других практически во всех самолетах установлены аварийные элементы.

Airbag в современных автомобилях

Сегодня подушки безопасности установлены в каждом автомобиле. Их количество — от одной до семи штук — зависит от класса и комплектации автомобиля. Основная задача системы осталась прежней — защитить человека от столкновения на большой скорости с элементами салона автомобиля.

работа подушки безопасности
Чтобы подушка безопасности не причинила серьезных травм, человек должен быть пристегнут ремнем безопасности во время удара

Подушка безопасности обеспечивает достаточную защиту от удара только в том случае, если пассажир был пристегнут ремнем безопасности во время столкновения. Если ремни безопасности не пристегнуты, срабатывание подушки безопасности может привести к дальнейшим травмам. Помните, что правильная работа подушек заключается в том, чтобы взять голову человека и «опустошить» под действием инерции, смягчить удар и не вылететь против.

Фотогалерея

Ниже приведены фотографии, которые наглядно показывают, как работает подушка безопасности.


1. Передние подушки


2. Демонстрация устройства в автомобиле


3. Откройте фитинг

Вспомним законы механики

Из школьной программы мы знаем, что все движущиеся тела обладают инерцией. В движущемся автомобиле все незакрепленные предметы, водитель и пассажиры движутся в том же направлении, что и он.

В случае столкновения автомобиль резко останавливается, а все незакрепленные предметы продолжают движение с прежней скоростью.

Цель любой системы безопасности – остановить водителя от движения с наименьшим ущербом для здоровья.

Подушка безопасности служит для снижения инерционной скорости до нуля и сохранения здоровья водителя и пассажиров.

В течение короткого времени раскрывается подушка безопасности между рулем и водителем, приборной панелью и пассажиром, задней дверью автомобиля и задним пассажиром.

Возникающие проблемы

Фронтальные подушки безопасности предназначены для защиты людей от взрослых. Поскольку дети меньше, они рискуют получить травму, вызвав его. Поэтому они не должны занимать переднее сиденье, если в автомобиле есть подушка безопасности для пассажира.

Автомобиль не должен быть оборудован аксессуарами, которые могут ограничить срабатывание подушки безопасности или стать ракетой при срабатывании.

Системы подушек безопасности обычно имеют сигнальную лампу с индикатором. Если индикатор не гаснет сразу после запуска двигателя или загорается во время движения, обратитесь к руководству по эксплуатации и обратитесь в мастерскую. Система обнаружила ошибку.

Невыполнение этого требования может привести к неожиданному срабатыванию колодок во время ремонта, особенно во время электромонтажных работ. Это может привести к серьезному повреждению, поэтому доверьте ремонт квалифицированному специалисту.

Подушки безопасности раскрываются со взрывной силой и далеки от больших подушек безопасности, которые некоторые могут себе представить. Нередки случаи, когда после контакта с подушкой остаются мелкие травмы и ссадины.

Некоторые производители автомобилей указывают срок службы компонентов подушек безопасности. Обычно загорается сигнальная лампа подушки безопасности, и необходимо заменить компоненты, прежде чем она погаснет.

Совместная работа подушек и ремней безопасности

Многие неопытные автовладельцы уверены, что при оснащении автомобиля подушками безопасности человек полностью защищен от травм, поэтому нет необходимости пристегиваться во время движения. Самый находчивый, чтобы не сработал датчик ремня безопасности, пропустить его сзади и поставить в замок. Это невозможно сделать.

Дело в том, что подушки безопасности были сконструированы таким образом, что их необходимо использовать совместно с ремнями безопасности. Поэтому, когда человек, не пристегнутый ремнем безопасности, попадет в аварию, он продолжит движение вперед по инерции. В этом случае подушка, которая должна его защищать, раскроется перед его лицом на скорости 200 километров в час. Это означает, что человек может серьезно пострадать. Взаимодействие подушек безопасности и ремней безопасности

Именно поэтому так важно всегда использовать ремни безопасности по их прямому назначению. Кроме того, они могут защитить вас, даже если в машине нет подушек. А вот подушки безопасности будут нормально работать только с ремнями.

Как безопасно использовать подушки

Фронтальные подушки безопасности используются для предотвращения травм как взрослых, так и детей. Однако ребенок меньше по размеру, а значит, подушка может ему навредить. Если на передней панели есть знак подушки безопасности, ребенка нельзя размещать на сиденье. Кроме того, в автомобиле нельзя устанавливать устройства, которые могли бы предотвратить раскрытие подушки или травмирование человека.

Система SRS оснащена специальным индикатором. Когда он загорается даже после того, как машина завелась и вы начали движение, вам следует обратиться в автомастерскую. Ведь вышеперечисленные признаки указывают на ошибку в системе.

Что делать, если сработали подушки безопасности

Амортизаторы являются одноразовыми изделиями. Как только они работают, они становятся бесполезными. Подушки должны быть заменены в автомастерской вместе с электронными датчиками и поврежденными деталями салона.

Развертывание подушки безопасности

Бывает, подушки безопасности загораются без ДТП: неопытный владелец полез, например, разбирать модуль. В этой ситуации требуется заменить только сам мешок.

Разрешено ли эксплуатировать автомобиль, в котором сработали подушки безопасности

Трудно представить себе ситуацию, когда силы столкновения было бы достаточно, чтобы сработала подушка безопасности водителя, а кузов остался бы цел. Как правило, оба события происходят одновременно, поэтому необходимо восстановить и автомобиль, и средства пассивной безопасности.

В правилах дорожного движения указан ряд неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль. До недавнего времени в этот список не входили бесполезные подушки, так как они не влияют на ходовые качества автомобиля. Но в 2020 году список был пересмотрен. Подушки либо отсутствуют согласно техпаспорту, либо должны быть в хорошем состоянии. О последнем обстоятельстве сигнализирует горящий значок на панели приборов.

Есть ли срок годности у подушек airbag

Некоторые автовладельцы халатно относятся к диагностике работы подушек безопасности. Они уверены, что подушки безопасности, установленные с завода, прослужат весь срок службы автомобиля и их не нужно будет заменять. В действительности все обстоит совсем иначе. И такое безответственное поведение может стоить жизни.

Срок годности подушек безопасности

Если вы купили подержанный автомобиль, проверьте систему SRS, а также узнайте, когда проводилась последняя диагностика. Это важно сделать, так как срок службы подушек безопасности на подержанных автомобилях составляет всего 8-15 лет. Как только этот срок истечет, следует установить новые подушки безопасности. У каждой подушки безопасности есть дата изготовления, которую можно увидеть, вытащив подушку безопасности из автомобиля.

Если подушка безопасности производства Takata, осмотр должен быть более тщательным и лучше всего установить новые подушки безопасности. Дело в том, что в 2002-2015 годах этот завод экономил на деталях безопасности, продавая бракованную продукцию. В результате обманная практика Такаты была разоблачена.

Если автомобиль новый, на него устанавливаются современные подушки безопасности, которые не нужно менять в течение срока службы. Но не забывайте, что автомобили, выпускаемые сегодня, рассчитаны на 5 лет. По истечении этого периода производитель автомобиля не несет ответственности ни за что, что может произойти. В более новых автомобилях установлены датчики, контролирующие состояние системы SRS.

Конструкция системы подушки безопасности

Теперь о фактическом дизайне этой системы. Он состоит из трех компонентов – газогенератора с подушкой (в народе называемой «пиропатроном»), выполненной в виде единого блока, датчиков удара и блока управления.

Количество датчиков удара, как и количество самих колодок, может существенно различаться. На некоторых автомобилях таких датчиков, установленных по всему автомобилю, может достигать десяти штук.

В случае столкновения этот датчик посылает импульс на блок управления, который, в свою очередь, посылает сигнал на газогенератор, который приводит в действие подушку безопасности.

как работают подушки безопасности

Подушки безопасности развернуты

Реакция датчика зависит от нескольких факторов — скорости автомобиля, угла удара. Резкое падение скорости, возникающее при столкновении автомобиля с препятствием, обеспечивает передачу импульса от датчика. Но при этом даже экстренное торможение автомобиля не способно активировать датчик.

По сигналу, полученному от датчика, блок управления посылает сигналы на газогенераторы, при этом блок «рассчитывает», какую подушку безопасности нужно надуть, а также как ее следует надуть. Дело в том, что некоторые виды колодок имеют два контура, которые прокачиваются в зависимости от силы удара. В случае легкого удара надувается только один контур, а при более серьезном столкновении накачиваются оба контура одновременно.

Что собой представляет «аэрбег»

Блок подушки безопасности довольно прост. Условно изделие можно разделить на три составляющие: сумка, датчики удара и газогенератор (система надувания).

Сумка

Представляет собой тонкую многослойную нейлоновую оболочку (толщиной не более 0,4 мм), способную выдерживать большие кратковременные нагрузки. Сумка помещается в специальный чехол, который закрывается специальной подкладкой из ткани или пластика.

Устройство и принцип работы подушки безопасности водителя

Датчики удара

Эти компоненты обычно расположены в передней части машины. Они отвечают за своевременное срабатывание подушки безопасности автомобиля, то есть именно эти датчики активируют ее сразу после столкновения с объектом на скорости более 20 км/ч, однако при этом учитывается и сила удара , поэтому подушка безопасности может сработать даже в неподвижном автомобиле, если столкновение было достаточно сильным.

Устанавливаются два типа датчиков:

  • Перкуссия (зафиксировать удар, приходящийся на тело).
  • Датчики пассажирского сиденья (благодаря им можно исключить работу системы, если в машине никого, кроме водителя, нет).

Помимо датчиков, в систему часто дополнительно устанавливаются и акселерометры (помогают определить положение автомобиля).

Газогенератор

Изначально эти элементы оснащались только пиропатроном, что очень затрудняло регулирование подачи газа на подушку исходя из габаритов и положения сидящего в машине человека. Однако современные «подушки безопасности» имеют 2 пиропатрона. Первый (основной) выпускает 80% газа (так называемая мягкая посадка), второй подключается только в том случае, если столкновение было слишком сильным и человеку нужна более жесткая подушка.

Устройство и принцип работы подушки безопасности водителя

Все 3 компонента подушки безопасности должны быть в исправном состоянии, только в этом случае можно гарантировать безотказную работу защитных элементов.

Как они работают?

  • Каждая отдельная подушка безопасности сдувается и упаковывается в отсек, расположенный на приборной панели, рулевом колесе, сиденье или в другом месте.
  • Фронтальная подушка безопасности включает большой нейлоновый мешок, который быстро надувается и сдувается в случае серьезного лобового столкновения.
  • Срабатывание подушек безопасности контролируется датчиками, которые определяют возникновение и тяжесть аварии. Когда контроллер определяет, что подушка безопасности должна раскрыться, система запускает нагнетатель, который, в свою очередь, сжигает химические вещества, которые производят много инертного газа для надувания подушки.
  • Когда сумка надувается, она рвет чехлы на приборной панели и взлетает перед пассажиром. При этом голова и верхняя часть пассажира со значительной силой прижимаются к надутому мешку. Когда голова пассажира соприкасается с подушкой безопасности, она начинает сдуваться через вентиляционные отверстия в основании. Это смягчает движение головы вперед. Весь процесс происходит мгновенно, примерно за 100 миллисекунд.
  • В процессе срабатывания будет много дыма, пыли и шума, и пассажир может не знать, что подушка безопасности сработала. Это хорошо.

Датчики столкновения

Наиболее важными элементами успеха системы подушек безопасности являются датчики столкновения. Эта небольшая электроника предназначена для того, чтобы сообщить вам, когда автомобиль поврежден в результате аварии. Они реагируют на несколько различных наборов раздражителей, включая внезапную остановку и повышенное давление (когда части автомобиля двигаются из-за силы столкновения) и так далее

Датчики подушек безопасности в передней части кабины контролируются датчиками различных типов, которые измеряют:

  1. скорость колеса
  2. состояние пассажира
  3. тормозное давление и ход
  4. и другие индикаторы состояния автомобиля

Датчики посылают сигналы на блок управления подушками безопасности, который анализирует данные и может управлять такими функциями безопасности, как:

  1. пряжка ремня безопасности
  2. автоматические дверные замки
  3. срабатывает подушка безопасности.

В автомобиле используется два типа датчиков – электрические и механические.

Некоторые используют электромеханический механизм «шар и трубка», который в основном состоит из небольшой трубки, содержащей автоматический выключатель, и шарика, удерживаемых вместе небольшим магнитом. Когда происходит столкновение, шарик выталкивается из магнита и катится вперед по трубе, нажимая на переключатель, который замыкает электрическую цепь.

Другие электрические конструкции в принципе аналогичны: вместо шарика используется металлический ролик или подпружиненные грузы, а в более новых автомобилях — акселерометр для отключения датчика.

Механические датчики работают независимо от электрической системы и реагируют так же, как электрические датчики, с конструкцией, которая активирует шип, который вызывает небольшой взрыв после аварии.

Поскольку механический датчик не требует источника питания, его нельзя отключить, как электрический датчик, при отсоединении аккумулятора.

Успех системы подушек безопасности зависит не только от точных, но и очень быстрых датчиков столкновения, поэтому они являются самой дорогой и технологически продвинутой частью системы подушек безопасности.

Защитные шторки

По сути, эти элементы также можно считать головными подушками безопасности, так как они предназначены для защиты этой важнейшей части тела от боковых столкновений, в том числе от разлета осколков стекла. Автомобили обычно комплектуются шторками двух типов:

  • только для первой строки;
  • для обоих рядов (передний и задний).

Их локализация приходится на сторону крыши кабины, соответственно над самими окнами. При ударе о борт автомобиля шторки раскрываются таким образом, что полностью закрывают боковые окна. То есть обеспечивает защиту от осколков, ударов о стеллажи и другие твердые предметы.

Где они находятся в авто

Устройства скрыты. Модули размещаются на твердых поверхностях, покрытых прочными чехлами. Подушка безопасности водителя спрятана в нише рулевого колеса, а подушка безопасности переднего пассажира находится на приборной панели над бардачком. Здесь знаки «SRS» или «Airbag» выштампованы».

Расположение боковых подушек безопасности можно определить по меткам, вшитым в шов спинки сиденья в месте срабатывания подушек безопасности при срабатывании. Надписи на этикетках одинаковые.

«Улавливатель» удара

Многим владельцам интересно узнать, как работают датчики подушек безопасности, но не все понимают их назначение. Между тем важность этих электронных устройств нельзя недооценивать! Как правило, они располагаются в передней части любого автомобиля. Их цель — заставить систему работать быстро. Ведь в случае столкновения автомобиля с другим транспортным средством или твердым препятствием важна каждая секунда.

При этом датчики могут быть двух разновидностей:

  1. Перкуссия — регистрация напряжения тела.
  2. Датчики пассажирского сиденья – их наличие исключает срабатывание в случаях, когда в машине никого нет, кроме водителя.

Датчики рассчитаны на срабатывание на скорости выше 20 км/ч. Тем не менее, система по-прежнему спроектирована таким образом, что она будет работать даже тогда, когда автомобиль просто стоит на месте в случае сильного удара.

Подушки безопасности в действии

Но помимо датчиков автомобили могут быть оснащены акселерометрами, позволяющими определять положение автомобиля.

Горящая лампочка-индикатор «Airbag SRS», «Airbag», или «SRS»: причины и способы устранения

Итак, по каким причинам на панели приборов может появиться индикатор подушки безопасности или SRS:

  1. Нарушена целостность ПБ – один из самых неприятных вариантов для автовладельца. Из-за нарушений целостности блок управления может перестать получать корректные импульсы от контроллеров, ремней и других компонентов системы безопасности. Есть вероятность, что сами ремни безопасности снабжены датчиком, определяющим застегивание лямок, соответственно, если водитель или пассажир не пристегнут, загорится индикатор приборки. Это необходимо, поскольку работа ПБ актуальна и наиболее оправдана только в том случае, когда драйвер движется в фиксированном состоянии.
  2. В случае аварии ПБ будут вылетать со скоростью примерно 200 километров в час соответственно, если водитель не пристегнут, это будет равносильно удару о бетонную стену на скорости 25 км/час.
  3. Учитывая этот фактор, большинство производителей транспортных средств запрограммировали ПБ так, что в случае аварии он просто не сработает. А это, как нетрудно догадаться, говорит о том, что об определенности не может быть и речи. Если вы попытаетесь обмануть систему, потянув за ремни за спинкой стула или используя всевозможные эмуляторы, позволяющие вам обмануть, это будет напрасно. Ведь таким образом вы только обманываете себя, если случится серьезная авария, ни водитель, ни пассажиры из-за этого не смогут выжить.
  4. Еще одна проблема — отсутствие контакта или очень плохое соединение элементов цепи питания ПБ. Есть вероятность, что причиной появления индикатора на приборной панели является плохой контакт разъемов. Необходимо проверить качество соединения, а также все контакты.
  5. Световой индикатор приборки может появиться и из-за выхода из строя или повреждения амортизаторов. Они также могут быть плохо связаны. Рекомендуем проверить качество соединения элементов, а также контактов. Но если все контакты работают, а проблема указывает на неисправность датчиков удара, то эти узлы необходимо заменить в ближайшее время, иначе просто не будет смысла в том, что машина оснащена ПБ.
  6. Одной из самых частых причин является нарушенный контакт в двери. Если двери ремонтируются или меняются при отсоединенных контактах, то контакты необходимо проверять при последующем их подключении. Бывает, что индикатор продолжает гореть после переподключения, это говорит о необходимости обнуления памяти блока управления.
  7. Еще одна причина – проникновение влаги. Попадание влаги на контакты электрических компонентов или на замок ремешка может привести к ухудшению контакта или короткому замыканию. Если вы столкнулись с такой проблемой, места, куда попала влага, необходимо просушить.
  8. Неисправность или некорректная работа блока управления. Возможно, он также потерял свои контакты. Но если проблема в самой плате блока, то ее, скорее всего, придется менять.
  9. Устройства безопасности. Если эти элементы не сработают, соответствующий значок также аккуратно загорится. Но как показывает практика, автовладельцы обращают внимание на предохранители в последнюю очередь.
  10. Еще одна причина, по которой может возникнуть эта проблема, — замена сидений или панели управления. При замене может быть нарушена целостность проводов, особенно стыков.
  11. Кроме того, неисправность может возникнуть в результате поломки при замене руля. Если вы повредили контакты при замене, то индикатор будет гореть постоянно.
  12. Если ПБ сработали при столкновении, а индикатор продолжает гореть после их восстановления, это говорит о том, что информация об этом осталась в памяти блока управления. Сброс ошибки решит проблему.
  13. Срок службы ПБ завершен. В среднем срок службы подушек составляет около 8-10 лет, по истечении этого срока автопроизводители обычно не гарантируют работоспособность ПБ.
  14. Низкое напряжение в бортовой сети автомобиля. В первую очередь нужно проверить аккумуляторную батарею, а также генераторный блок.

Ложка дегтя. Некоторые минусы подушек безопасности

  • Любая, даже самая современная электроника не идеальна. Не являются исключением и датчики, отвечающие за запуск «воздушной гонки». Следовательно, есть вероятность ложного сигнала. В этом случае подушка может даже травмировать водителя.
  • В случае боковых столкновений или столкновений подушка безопасности не особенно эффективна. Основная цель – предотвратить травмы головы и шеи при лобовом контакте.
  • В случае столкновения подушка наполняется азотом в объеме до 100 литров всего за доли секунды. А если люди в машине не пристегнуты ремнями безопасности, контакт с подушкой безопасности может привести к повреждению и даже разрыву.

подушки безопасности

Важно! Максимальная эффективность подушек безопасности достигается только в сочетании с ремнями безопасности.

Даже при пристегнутом ремне безопасности существует риск получения травм в случае срабатывания подушки безопасности, неправильной посадки автомобиля, скрещенных рук и т д.

Виды подушек безопасности

Рассмотрим типы подушек безопасности в автомобиле.

виды автомобильных подушек безопасности

1 передняя подушка безопасности
2. Коленные подушки безопасности
3 передние боковые подушки безопасности (обычно вшитые в сиденье)
4 задние боковые подушки безопасности
5 головных подушек безопасности («шторки»)

1. Фронтальные подушки безопасности

Первые подушки были спереди, и именно ими Mercedes Benz начал серийно оснащать свои автомобили. Таких подушек две, одна установлена ​​в руле за специальной подушкой и предназначена для водителя, другая расположена на передней панели и направлена ​​на защиту пассажира на переднем сиденье.

Этот тип подушки самый распространенный, им сейчас оснащают даже бюджетные автомобили. Особенностью подушки безопасности пассажира является ее принудительное отключение, после чего она переходит в неактивное состояние и не срабатывает при столкновении.

Они работают только при лобовом столкновении; при боковом или заднем столкновении эта система не работает.

2. Боковые

Второй тип – боковой. Они предназначены для защиты водителя и пассажира в случае бокового столкновения. Впервые такие подушки начал использовать шведский производитель Volvo.

Они очень помогают в защите верхней части тела человека. Они часто располагаются за передними сиденьями. Некоторые автомобили оборудованы боковыми подушками безопасности для защиты задних пассажиров.

Видео: Как избежать смертельных ловушек в автомобиле

3. Головные подушки

Третий тип — боковые подушки безопасности для головы, в народе называемые шторками безопасности. Впервые их стали устанавливать на автомобили японской компании Toyota.

Шторы можно разместить на потолке возле боковых окон, дверных косяков. Они направлены на защиту головы при боковом ударе. В разложенном виде они почти полностью закрывают площадь боковых окон.

Оцените статью
Блог про автомобильные парковки