- Внешние световые приборы авто
- Габаритные огни
- Дневные ходовые огни
- Ближний и дальний свет фар
- Противотуманные фары или ПТФ
- Противотуманный фонарь
- Стоянка и остановка авто
- Устройство
- Как происходит управление системой освещения
- Движение в светлое время суток
- При недостаточной видимости
- Таблица использования внешних световых приборов на дорогах
- Задние габаритные огни
- Движение в темное время суток
- Противотуманки
- Есть ли ответственность за невключенные габаритные огни?
- Когда можно пользоваться “аварийкой”?
- Разнообразие форм
- Ближний и дальний свет
- Разновидности по конструктивному типу отражателя
- С параболическим отражателем
- Рефлекторные (с отражателем сложной формы)
- Линзовые с эллипсоидным отражателем
- Прожекторные
- Световые и звуковые приборы автомобиля и их расположение
- Обгон и пользование звуковыми сигналами
- Типы фар по их назначению
- Противотуманные
- Ближнего света
- Дальнего света
- Дневного света
- Рабочего света
- Задние
- Правила использования световых приборов авто
- Внутренние осветительные приборы
- Американский тип парковочных (габаритных) огней
- Переходим на новые правила дорожного движения
- Какой свет использовать в тёмное время суток?
- Коды ошибок на приборной панели Приора
- Основные элементы системы
- Внешние элементы
- Передние фары
- Габаритные огни
- Поворотники
- Дневные ходовые огни (ДХО)
- Противотуманные фары (ПТФ)
- Задние блок-фары
- Внутренние элементы осветительной системы
- Когда нужен ремонт или замена приборной панели
- Возможные неисправности и способы их устранения
Внешние световые приборы авто
В первую очередь следует разобраться, какие внешние устройства есть у современных автомобилей. Эта информация будет полезна тем гражданам, которые учатся в автошколе. Самая большая сложность для новичка – схожесть названий некоторых осветительных приборов.
Габаритные огни
Габаритами называют фары небольших размеров, которые располагаются по углам автомобиля. Всего их 4. Эти лампы дают мягкий приглушенный свет. Они созданы для того, чтобы водители других автомобилей могли оценить размеры автомобиля в условиях недостаточной освещенности.
Конструкция современного автомобиля такова, что при включении ближнего или дальнего света автоматически включаются габаритные огни. Таким образом, без габаритов ближний свет работать просто не будет.
Дневные ходовые огни
Речь идет о двух световых блоках, которые размещаются в передней части автомобиля и обеспечивают яркий свет. Основное их предназначение – улучшить видимость автомобиля в светлое время суток.
Читайте также: Hyundai Getz — проблемы и неисправности
Ночью нежелательно использовать ДХО, так как они могут ослеплять встречных водителей. Кроме того, эти фары не предназначены для освещения дороги.
Фары дальнего света установлены на большинстве современных автомобилей. Но даже 10 лет назад они были довольно редки.
Ближний и дальний свет фар
Ближний и дальний свет представлены четырьмя лампочками. Речь идет об основных блоках освещения, которые предназначены для освещения дороги непосредственно перед автомобилем. Они имеют следующие функции:
- Ближний свет освещает пространство перед автомобилем. Обычно используется при движении на малых скоростях.
- Дальний свет обеспечивает водителю достаточную видимость на несколько метров вперед. Его следует включать, если автомобиль движется на высокой скорости.
Противотуманные фары или ПТФ
Речь идет о двух фарах, которые расположены в переднем бампере автомобиля. Эти фонари позволяют освещать дорогу в условиях плохой видимости. Поскольку ПТФ не являются обязательными элементами освещения, они присутствуют не во всех комплектациях автомобиля.
Противотуманный фонарь
Это красная фара, которая находится сзади автомобиля. Улучшает видимость автомобиля в тумане и других условиях, ухудшающих видимость. Из-за высокой яркости противотуманным фонарем не следует пользоваться в хорошую погоду — он может просто ослепить водителя сзади.
Такие блоки освещения обязательно присутствуют во всех комплектациях автомобиля.
Стоянка и остановка авто
Если водитель остановился на неосвещенной дороге ночью, он должен оставить включенными габаритные огни. В этом случае использование противотуманных фар запрещено. Другие источники света можно включать по мере необходимости.
Если остановка произошла в условиях недостаточной видимости, водитель может включить противотуманные фары.
Устройство
Размеры включают следующие световые элементы:
- стоп-сигналы;
- габаритные огни (задние);
- сигнал движения;
- поворотники;
- противотуманная фара.
Нередко красные и синие габариты оснащаются осветительными приборами. Они могут быть установлены на левой или правой стороне. Для них законодательством предусмотрены специальные оттенки красного, белого и желтого цветов.
Каждая машина оборудована парой стояночных огней. Включить их можно специальным рычажком на передней панели. Обычно фары совмещены со стоп-сигналами. Они загораются, когда вы нажимаете на тормоз. Конструктивно эти светильники могут быть:
- с линзой Френеля (здесь нет отражателей, свет идет на линзу);
- рефлектор (состоит из рассеивателя и рефлектора);
- комбинированные (используются элементы из обоих типов).
Как происходит управление системой освещения
Водитель управляет всеми световыми приборами из салона автомобиля с помощью специальных переключателей.
Включение ближнего и дальнего света, противотуманных фар и габаритов в большинстве моделей автомобилей осуществляется с помощью подрулевого переключателя или клавиши на панели приборов:
- первое положение переключателя — все устройства выключены;
- вторая позиция — размеры включены;
- третье положение — включен ближний свет.
Переключатель, расположенный с левой стороны под рулем, также обеспечивает смену ближнего и дальнего света фар.
При наличии противотуманных фар на выключатель можно установить дополнительную секцию, регулирующую включение и выключение ПТФ. Управление также можно осуществлять с помощью отдельной клавиши.
Комбинированный переключатель также используется для включения правого и левого указателей поворота. Но при этом активация сигнализации осуществляется с помощью отдельной кнопки, расположенной на приборной панели.
Многие элементы системы освещения загораются автоматически при выполнении водителем определенных действий:
- стоп-сигнал — при нажатии на педаль тормоза;
- фонарь заднего хода — при включении заднего хода;
- блоки освещения багажника и бардачка — при открытии;
- подсветка ног водителя и мер в дверях — при открывании двери.
Движение в светлое время суток
Фары можно использовать не только ночью, но и днем. При движении по хорошо освещенной трассе водитель должен включить одно из следующих устройств:
- дневные ходовые огни;
- пропущенный свет;
- противотуманные огни.
Если машина оснащена всеми вышеперечисленными устройствами, необходимо использовать ДХО. Они светят ярче, потребляя меньше электроэнергии.
Днем также разрешено включать габаритные огни. А вот противотуманную фару можно использовать только в условиях плохой видимости.
При недостаточной видимости
В условиях плохой видимости водитель должен использовать один из следующих осветительных приборов:
- фары ближнего света;
- фары дальнего света.
Ограничения на использование дальнего света возникают в следующих случаях:
- при движении по хорошо освещенным дорогам в городской черте;
- в случае встречного обгона транспортного средства.
В качестве дополнительных источников освещения автомобилист может использовать:
- парковочные огни;
- противотуманные огни;
- противотуманная фара;
- дневные ходовые огни.
Основное назначение заднего противотуманного фонаря — движение в условиях плохой видимости. Однако на практике его используют не более 10% водителей. Его использование может предотвратить серьезную аварию на трассе с плохим освещением.
Таблица использования внешних световых приборов на дорогах
Условия / Свет | Яркое время | Ночью на освещенных участках дорог в сельской местности | Ночное время на неосвещенных участках дорог | Туннель | Недостаточная видимость |
Ближний свет | + | + | + | + | + |
Дальний свет | — | — | + | + | + |
Противотуманные огни | один | — | 2 | — | 2 |
Дневные ходовые огни | один | — | — | — | — |
Задние противотуманные фары | — | — | — | — | + |
- «1» — Вместо ближнего света;
- «2» — Только в сочетании с ближним и дальним светом.
Задние габаритные огни
Задние габаритные огни, используемые на автомобилях в России, могут быть только красного цвета. Использование других цветов запрещено.
Как правило, задние габаритные огни устанавливаются в составе единого блока задних фонарей. На грузовые автомобили и автобусы, также в соответствии с действующим законодательством и ПДД РФ, должны быть установлены дополнительные габаритные огни, указывающие габариты транспортного средства.
Как правило, на всех автомобилях вместе с передними загораются задние габаритные огни. Для этого используется либо отдельная кнопка, расположенная в салоне, либо габариты включаются автоматически после поворота ключа в зажигании (автоматическое включение габаритов используется во многих современных автомобилях).
Движение в темное время суток
Во время движения в темное время суток используйте один из следующих типов фар:
- дальний свет;
- ближний свет.
В качестве дополнительных источников освещения можно использовать:
- габаритные размеры;
- противотуманные огни;
- противотуманная фара.
Включить последнюю можно только при недостаточной видимости. Следует понимать, что при неправильном использовании противотуманной фары виновником аварии может стать водитель.
Противотуманки
Условия с плохой видимостью тоже прописаны в правилах, поэтому двусмысленности здесь нет. К таким условиям относится видимость водителя менее 300 метров в тумане, сумерках, дожде, снегу и т.п. Как правило, если видимость дороги меньше прибл. 300 метров, единственное время ночь, это плохая видимость.
В условиях плохой видимости необходимо включать:
- ближний или дальний свет в движении (см выше в описании освещения в темное время суток, при каких условиях нельзя использовать дальний свет);
- габаритные огни при остановке и стоянке — ближний свет, противотуманные фары или задние противотуманные фонари вместе с габаритными огнями также могут включаться в условиях плохой видимости (в отличие от темного времени суток).
- противотуманные фары — только в связке с ближним или дальним светом (и на дорогах при любом освещении, в отличие от ночного).
- задние противотуманные фары (это единственное условие, при котором их можно использовать).
В условиях плохой видимости не используйте:
- противотуманные фары без ближнего или дальнего света;
- дневные ходовые огни.
Использование противотуманных фар не является обязательным. При этом правила дорожного движения регламентируют их использование. Итак, противотуманные фары разрешено включать:
- при недостаточной видимости совместно с ближним или дальним светом;
- ночью на неосвещенных участках дороги совместно с ближним или дальним светом;
- при дневном свете вместо ближнего света для обозначения автомобиля на дороге.
Кроме того, использование противотуманных фар совместно с габаритными огнями допускается при остановке и стоянке в условиях плохой видимости. Это условие относится и к задним противотуманным фарам.
Во время движения задние противотуманные фары можно включать только при плохой видимости.
Есть ли ответственность за невключенные габаритные огни?
Да и нет. Все дело в том, что отдельной ответственности за габаритные огни, не включенные в российское законодательство, не предусмотрено. Есть только общая статья 12.20 КоАП РФ, которая прописывает ответственность водителей за нарушения правил использования приборов наружного освещения, звуковых сигналов, аварийной сигнализации или знака аварийной остановки. Повторяем, что согласно статье 12.20 КоАП РФ водителю грозит штраф в размере 500 рублей.
Соответственно, если водитель не включает габаритные огни при остановке и паркует автомобиль ночью на неосвещенной дороге, он может быть привлечен к административной ответственности сотрудниками ГИБДД. Если, например, вы остановились ночью на обочине и не включили габаритные огни, вас могут привлечь к административной ответственности.
Когда можно пользоваться “аварийкой”?
Аварийная сигнализация тоже считается осветительным прибором, и ПДД четко регламентируют возможность использования. Итак, «аварийка» должна быть включена:
- если вы попали в аварию вместе со знаком аварийной остановки (2.5 ПДД 7.1 ПДД);
- когда возникает ситуация, когда ваш автомобиль опасен;
- при вынужденной остановке в месте, где остановка запрещена (вместе со знаком аварийной остановки);
- при буксировке на буксируемом транспортном средстве;
- если вас ослепил встречный транспорт.
Разнообразие форм
Форма фар определяется конструкцией светотехники, а также общим дизайном автомобиля. Задача разработчика — совместить эти два принципа, включив в общую концепцию автомобиля светотехнику. Существует практически бесконечное количество форм осветительных приборов, классифицировать светильники по типу конструкции невозможно.
Маркировка и расшифровка фар
Ближний и дальний свет
Согласно правилам дорожного движения, все водители обязаны включать ближний свет фар в светлое время суток. Это необходимо для обозначения автомобиля на дороге. При несоблюдении этого требования водитель рискует получить штраф в размере 500 рублей.
Также разрешается включать ближний свет вместе с габаритными огнями при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости.
Ночью водитель сам решает, какие фары включать: ближний или дальний. То же касается случаев, когда автомобиль движется в условиях недостаточной видимости, независимо от освещения дороги, а также в тоннелях.
Однако здесь есть несколько предостережений. В правилах указано, что бывают случаи, когда водитель обязан переключать дальний свет на ближний. Это необходимо сделать:
- в деревнях, если дорога освещена;
- при обгоне встречных транспортных средств на расстоянии не менее 150 м от транспортного средства;
- при обгоне встречного транспорта на расстоянии более 150 м, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением фар показывает необходимость в этом;
- во всех остальных случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
За неисполнение данных требований КоАП предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Также разрешено использовать ближний и дальний свет для предупреждения об обгоне другими участниками дорожного движения за пределами населенных пунктов. В этом случае перед началом маневра можно подать световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет. Может использоваться как в связи со звуковым сигналом, так и вместо него.
Разновидности по конструктивному типу отражателя
Рефлектор – важный элемент фары. Он определяет форму, ширину светового луча и направление, в котором светит фонарь.Этого можно добиться различными способами.
С параболическим отражателем
Долгое время (до 1990-х годов) рефлектор выполнялся в виде параболы, в фокусе которой помещался светоизлучающий элемент. Для формирования формы луча и правильной светосилы использовались специальные фильтры и экраны (жалюзи). Недостатком такой фары является низкий КПД (на поверхность дороги попадало не более 30% светового излучения). Сейчас эта конструкция не используется.
Принцип работы параболического рефлектора.
Рефлекторные (с отражателем сложной формы)
Для увеличения интенсивности освещения дороги используются отражатели особой конструкции. Поверхность параболы не гладкая, а состоит из уголковых отражателей. Сложная форма отражает свет под рассчитанными углами, в результате чего достигается необходимая ширина луча и светотеневая граница без потерь.
Принцип работы рефлектора сложной формы.
Линзовые с эллипсоидным отражателем
Параболические фары имеют принципиальное ограничение – для достижения более интенсивного светового потока при меньших габаритах необходимо делать отражатель глубже. В то же время осветительный прибор сложно вписать в габаритные размеры автомобиля. Эллипсоидальные отражатели лишены такого недостатка. Как известно, эллипс имеет два фокуса. Если в первый поместить светоизлучающий элемент, то лучи будут сходиться во втором фокусе. В этот момент устанавливается линза, формирующая заданные параметры светового пучка.
Прожекторные
Лампы прожекторного типа используются только в качестве специального оборудования (прожекторов и т п.). Их нельзя использовать в качестве фар на дорогах общего пользования. Они формируют направленный мощный пучок, для этого используют как линзовидную, так и рефлекторную оптику.
Автомобильные фары — виды, маркировка, назначение и внешний вид
Световые и звуковые приборы автомобиля и их расположение
Начать следует с азов, а точнее с того, какими типами фар и фонарей оснащены современные автомобили.
- Ближний свет – предназначен для освещения дороги и прилегающей территории на относительно небольшой площади.
- Дальний свет представляет собой мощные осветительные приборы, освещающие проезжую часть на довольно большую площадь. Из-за высокой яркости дальний свет может ослеплять встречных водителей.
- Передние противотуманные фары – монтируются ниже обычных фар, создают широкий световой пучок, хорошо освещающий дорогу и окрестности в туман, снег и дождь.
- Ходовые огни — это особый тип фар, которые включаются днем, независимо от погоды и видимости, и предназначены для увеличения видимости транспортных средств. Большинство моделей включаются сразу после запуска двигателя.
- Задние габаритные огни — предназначены для обозначения автомобиля ночью или в условиях плохой видимости. Цвет ламп красный.
- Стоп-сигналы — это красные огни, которые загораются, когда автомобиль тормозит. Они горят намного ярче, чем габаритные огни. Некоторые автомобили также оснащены центральным стоп-сигналом.
- Задний противотуманный фонарь — указывает на движение автомобиля в условиях тумана, дождя или снежной бури. Не путать со стоп-сигналами.
- Фонарь заднего хода – белого цвета, предназначен для информирования пешеходов и других автомобилистов о том, что данное транспортное средство будет двигаться (или уже движется) задним ходом.
- Задние катафоты – используются с той же целью, что и габаритные огни, отражая падающий на них свет от фар проезжающих автомобилей. Они также могут быть известны как ретрорефлекторы.
- Подсветка номерного знака — несколько белых лампочек, предназначенных для подсветки заднего номерного знака автомобиля.
- Огни указателей поворота, или «поворотники» — желтый свет, служат для информирования о повороте или другом маневре автомобиля. Устанавливается на углы и на поддоны автомобиля.
Если вы собираетесь обогнать впереди идущую машину, подавайте сигнал не только поворотниками, но и «миганием» фар с ближнего на дальний свет. Если маневр выполняется за городом, допускается подача звукового сигнала.
В остальных ситуациях звуковой сигнал подается только для предотвращения аварии или наезда на пешехода. В противном случае это нарушение правил, за которое инспектор ГИБДД имеет полное право выписать штраф.
Обгон и пользование звуковыми сигналами
Если вы собираетесь обогнать впереди идущую машину, подавайте сигнал не только поворотниками, но и «миганием» фар с ближнего на дальний свет. Если маневр выполняется за городом, допускается подача звукового сигнала.
В остальных ситуациях звуковой сигнал подается только для предотвращения аварии или наезда на пешехода. В противном случае это нарушение правил, за которое инспектор ГИБДД имеет полное право выписать штраф.
Типы фар по их назначению
Осветительные приборы имеют разную конструкцию. Он определяет область использования светотехники в зависимости от типа фар.
Противотуманные
В условиях тумана обычные фары малоэффективны. Мелкие капли воды, взвешенные в воздухе, отражают и рассеивают свет, создавая световой экран. Видимость в густом тумане не может превышать нескольких метров. Для безопасного передвижения в таких условиях используются противотуманные фары (ПТФ). Они образуют пучок света с четкой верхней границей и размытыми сторонами и нижней. В результате свет не отражается в глазах водителя, а видимость на небольшом расстоянии (до 10 метров) значительно улучшается. ПТФ могут светиться белым или желтым цветом (второй вариант считается предпочтительным).
Желтые ПТФ.
Ближнего света
Фары ближнего света формируют световой пучок, направленный вниз и вправо (в сторону дороги). Такая форма луча не позволяет ослеплять встречных водителей. Это позволяет использовать ближний свет в качестве дальнего света, в том числе при движении в городских условиях. Ближний свет освещает дорогу на расстоянии 50-60 м.
Дальнего света
Этого расстояния недостаточно при движении на высокой скорости (например за городом). При обнаружении препятствия на таком расстоянии водитель не успеет среагировать на препятствие и принять меры. Поэтому для таких условий используется дальний свет. Они образуют световой пучок, направленный вперед параллельно направлению движения машины. Расстояние, на котором освещается дорога, может составлять несколько сотен метров — в зависимости от конструкции фары.
Некоторые автомобили используют отдельные фары для ближнего и дальнего света. Чаще всего оба этих излучателя объединяют в одну конструкцию:
- в виде фары;
- в виде лампы с дополнительной спиралью.
Эти два варианта чаще всего используются в современных машинах.
Двойная нить накаливания/лампа дальнего света.
Дневного света
Требования ПДД многих стран требуют, чтобы во время движения обязательно включались фары, чтобы повысить обзорность автомобиля. При этом законодатели ссылаются на исследования, которые показывают, что использование такого освещения повышает безопасность движения. Многие автомобили используют в качестве ДХО ближний свет или противотуманные фары, но гораздо надежнее иметь для этого отдельное светотехническое оборудование. Такие излучатели света предусмотрены конструкцией многих машин.
В некоторых странах (особенно в Скандинавии) обязательно наличие отдельных огней ДХО.
ДХО, выполненные в виде отдельных фар.
Рабочего света
В некоторых случаях требуется осветить территорию в непосредственной близости от автомобиля. Это может быть необходимо:
- для эксплуатации сельскохозяйственной техники;
- для спецтехники;
- для транспортных средств, используемых в коммунальных службах;
- для экспедиционных внедорожников;
- в других случаях.
Для этого используются рабочие фары. Обычно они монтируются в верхней части автомобиля и их световой пучок имеет наименьшую яркость в ближней зоне и наибольшую в дальней зоне.
Рабочие фары нельзя использовать на дорогах общего пользования!
Рабочие фары.
Задние
Автомобиль должен быть оборудован хотя бы одной лампой, сигнализирующей о движении автомобиля задним ходом. Этот сигнал загорается при включении заднего хода. Такая фара почти всегда излучает белый свет — таковы правила в каждой стране мира.
Для некоторых автомобилей в конструкции предусмотрено дублирование сигнала заднего хода звуковым сигналом для повышения безопасности.
Сигнал заднего хода.
Правила использования световых приборов авто
Подводя итог всему вышесказанному, рассмотрим основные нюансы использования внешнего освещения автомобиля. Правила дорожного движения запрещают автомобилистам:
- движение без включенного ближнего или дальнего света ночью, в туннеле или в условиях плохой освещенности;
- включить задний противотуманный фонарь при хорошей видимости;
- используйте дальний свет на хорошо освещенных дорогах в поселках или при обгоне встречного транспорта;
- останавливаться на неосвещенных участках дороги без включенных габаритов;
- ездить по дорогам общего пользования днем без использования ДХО или ПТФ.
Неправильное использование осветительных приборов чревато несчастным случаем. Водителя также могут оштрафовать. Размер штрафа зависит от степени правонарушения.
Внутренние осветительные приборы
В систему внутреннего освещения автомобиля также входит значительное количество приборов – крыша салона, фонари освещения багажника и моторного отсека, подсветка приборной панели, габаритные огни в дверях автомобиля.
Крыша кабины и багажника, а также фонари капота обеспечивают освещение этих частей автомобиля в темное время суток. Также часто в бардачке есть фонарик. Все они просто обеспечивают дополнительный комфорт при вождении автомобиля в темное время суток.
Подсветка приборной панели обеспечивает удобное считывание информации с нее во время движения в темное время суток. Габаритные огни в дверях показывают другим участникам движения, что у машины открыта дверь, что влияет на габариты. В некоторых моделях лампы для ног расположены в нижней части двери. Их задача освещать землю ночью, когда они встают из машины.
Американский тип парковочных (габаритных) огней
В США большинство габаритных огней долгое время использовались совместно с указателями поворота (поворотниками). Как правило, в автомобилях для американского рынка внутри поворотников используются сдвоенные витковые лампы, одна из которых горит постоянно при включении габаритов, а другая загорается при включении поворотников. В этом случае габаритные огни начинают мигать более ярким цветом.
Особенно интересны включенные габаритные огни на автомобилях из США на картинках.
Переходим на новые правила дорожного движения
Ночью, или темным временем суток, в правилах называется промежуток времени между окончанием вечерних и началом утренних сумерек. В таких условиях обязательно включать передние и габаритные огни.
Выбор ближнего или дальнего света в данном случае зависит от следующих нюансов:
- Если вы едете по освещенной дороге в населенном пункте, вы не можете использовать дальний свет, только ближний.
- При приближении к транспортному средству, движущемуся по встречной полосе, дальний свет следует переключать на ближний не менее чем за 150 метров — так вы не ослепите другого водителя. Еще лучше сделать пересадку на 200-250 метров.
- Если встречный автомобиль сигнализирует включением или миганием фар на большем расстоянии, выключите дальний свет. В таких ситуациях у вас, скорее всего, плохо отрегулированы фары, и они не столько освещают дорогу, сколько светят в глаза водителям на встречных полосах».
- Вы также должны включать свет в других ситуациях, когда есть риск ослепить других водителей, как встречных, так и попутных водителей.
Что делать, если вы ослепли? Самое главное не перестраиваться, иначе есть риск попасть в аварию, наехать на пешехода или упасть в кювет. Правила предписывают в такой ситуации включать сигнализацию, постепенно снижать скорость и при необходимости останавливаться.
Вынужденная остановка ночью — обязательно включите габаритные огни и при желании дополните их ближним светом и противотуманками.
В этой части статьи рассмотрим, как лучше перейти на новые правила вождения для водителей разных автомобилей.
Больше всего повезло владельцам автомобилей с дневными ходовыми огнями. Им вообще не о чем думать. Они могут кататься до и после 20 ноября по тем же правилам.
Хотя на самом деле положение таких автомобилей даже улучшится, ведь от них больше не потребуется включать ближний свет за городом, при буксировке и т.п.
То есть на таком автомобиле можно будет просто сесть за руль и ехать, не задумываясь об использовании осветительных приборов.
Тем водителям, чьи автомобили не оборудованы дневными ходовыми огнями, рекомендуется перейти на следующие новые правила дорожного движения.
Примерно за 10-15 дней до 20 ноября 2010 года, т.е. 5-10 ноября, необходимо начать использовать ближний свет при движении в дневное время. Также можно использовать противотуманные фары. Выбор зависит от ваших предпочтений.
Если есть желающие, то могут начать использовать ближний свет или ПТФ уже сейчас, действующие правила этого не запрещают.
Ну а если кто-то, наоборот, хочет тянуть до последнего, никто не запрещает подождать до 20 ноября, и только потом начинать пользоваться ближним светом.
Подведем итоги. Владельцам автомобилей с дневными ходовыми огнями можно вообще не думать об изменении пунктов 19.4 и 19.5 ПДД, а остальным следует приготовиться к тому, что с 20 ноября 2010 года ближний свет должен быть включен постоянно. Вы можете включить ближний свет в течение дня и до этой даты.
Какой свет использовать в тёмное время суток?
Темное время суток в ПДД определяется как «временной интервал от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек» (1.2 ПДД). Таким образом, в темное время дня ночь продолжается до конца, вечер с конца сумерек и утро до начала рассвета.
В темноте необходимо включить:
- ближний или дальний свет в движении (см ниже, при каких условиях нельзя использовать дальний свет);
- габаритные огни при остановке или стоянке на дороге, а также на прицепах и буксируемых транспортных средствах;
- противотуманные фары — только на неосвещенных участках дороги и только в сочетании с ближним или дальним светом.
Также в темное время суток можно включить, если у вас есть специальный прожектор, при условии, что вы едете за пределами населенного пункта и при отсутствии встречных машин.
В темное время суток запрещается использовать:
- дальний свет: в населенных пунктах, если дорога освещена,
- если встречный транспорт ближе 150 метров к вам, или даже если дальше и одновременно на вас мигают фары,
- во всех остальных случаях, когда есть возможность ослеплять водителей (именно водителей, а не пешеходов) встречных и попутных автомобилей;
противотуманные фары — на освещенных дорогах или на неосвещенных дорогах без ближнего или дальнего света; ходовые огни; задние противотуманные фары.
Коды ошибок на приборной панели Приора
При входе в режим самодиагностики на дисплее могут появиться комбинации цифр и букв, указывающие на участок цепи, где обнаружена неисправность.
Обычно после входа в сервисный режим выводится одна или несколько цифр по порядку:
- 2 — обнаружено критическое превышение напряжения в бортовой сети, вызванное коротким замыканием или пробоем в узле;
- 3 — обнаружена ошибка датчика уровня топлива, возможен обрыв цепи;
- 4 — есть перегрев системы охлаждения, либо неисправен соответствующий датчик;
- 5 — термометр, определяющий пробитие бортовой температуры или наблюдается обрыв в версиях до 2012 года, устанавливается опционально;
- 6 — двигатель закипел, необходимо дождаться остывания или проверить работоспособность датчиков;
- 7 — слишком низкое давление масла в картере силовой установки, возможна течь поддона или значительно упал уровень смазки;
- 8 — обрыв тормозной магистрали или колодки соответствующей системы;
- 9 — разрядился аккумулятор, либо элемент неисправен, также может появиться после длительной простоя автомобиля на морозе;
- E — произошел сбой прошивки или критическая ошибка в пакете данных EEPROM.
Основные элементы системы
Все элементы системы освещения можно разделить на две основные категории:
- внешний;
- внутренний.
Внешние элементы
Внешние элементы автомобильной оптики обеспечивают освещение дороги и информируют других водителей. Эти устройства включают в себя:
- ближний и дальний свет;
- противотуманные огни;
- поворотники;
- задние фонари;
- парковочные огни;
- знаковые огни.
Передние фары
Фары современных автомобилей состоят из целого комплекса элементов:
- ближний и дальний свет;
- дневные ходовые огни;
- боковые фонари.
Чаще всего они располагаются в одном здании. Световые индикаторы также устанавливаются в фарах многих автомобилей.
Каждый автомобиль оборудован двумя фарами, расположенными симметрично на правой и левой части кузова.
Основная задача фар – освещать дорогу перед автомобилем, а также информировать водителей встречных транспортных средств о приближении автомобиля и его габаритах.
Вечером и ночью для освещения дороги используется ближний свет. За счет асимметрии световых пучков он также обеспечивает освещение обочины. При условии правильной регулировки фар такой свет не вызывает дискомфорта у водителей встречных транспортных средств.
Дальний свет более интенсивный. Его использование помогает вывести из темноты большую площадь проезжей части. Однако дальний свет можно использовать только при отсутствии встречного транспорта. В противном случае фары будут слепить других водителей.
Габаритные огни
Для того, чтобы другие водители могли оценить габариты автомобиля, в системе освещения есть габаритные огни. Они также используются, когда автомобиль остановлен или припаркован. Габариты расположены как в передних, так и в задних фонарях.
Поворотники
Мигающие огни являются основным средством предупреждения о маневре. Они используются при повороте и развороте, перестроении или обгоне, съезде на обочину и последующем начале движения.
Эти элементы могут быть установлены как в передних и задних фонарях, так и отдельно от них. Часто дублирующие устройства располагаются на боковых элементах кузова и зеркалах заднего вида. Все имеют насыщенный желто-оранжевый цвет и работают синхронно в мигающем режиме. Автомобили, предназначенные для рынка США, имеют красные указатели поворота.
Мигающие огни также действуют как сигнал тревоги. При нажатии соответствующей кнопки в салоне одновременно начинают работать все имеющиеся индикаторы с обеих сторон кузова.
Дневные ходовые огни (ДХО)
Ходовые огни появились в системе освещения автомобиля сравнительно недавно, поэтому они есть не на всех автомобилях. ДХО отличаются от габаритов более интенсивным светом.
Согласно ПДД, водители обязаны включать фары при движении по городу в светлое время суток. Если на автомобиле нет ДХО, разрешено использовать ближний свет в дневное время.
Противотуманные фары (ПТФ)
Этот тип автомобильной оптики используется в условиях плохой видимости: в туман, дождь или снег. Широкий световой пучок с усеченной частью не отражается от атмосферных осадков и не ослепляет водителя во время движения. При этом ПТФ обеспечивают достаточную освещенность дорожного полотна.
Противотуманные фары установлены не только спереди, но и сзади кузова. Однако данные элементы освещения не являются обязательными, поэтому на многих моделях машины с ПТФ они могут полностью отсутствовать.
Задние блок-фары
Задние фары также монтируются на автомобиль попарно и включают в себя несколько элементов. Самые простые варианты задних фонарей состоят из стоп-сигналов и габаритных огней. Во многих моделях в блок также входят поворотники и фонари заднего хода, реже — задние противотуманные фонари.
Основным элементом системы задних фонарей является стоп-сигнал, информирующий о торможении или снижении скорости автомобиля. Для большей надежности элементы можно продублировать на спойлере или на заднем стекле автомобиля.
Не менее важны фонари заднего хода. Они выполняют функции освещения и предупреждения других водителей о начале движения автомобиля задним ходом.
Внутренние элементы осветительной системы
Элементы интерьера отвечают за освещение в салоне и багажнике автомобиля. В систему входят:
- лампы в машине;
- освещение багажника;
- лампы освещения приборной панели;
- лампа в бардачке;
- габаритные огни в дверях.
Освещение салона, багажника и днища (при наличии) обеспечивает дополнительный комфорт для водителя в темное время суток.
Подсветка на приборной панели необходима для более удобного считывания информации при движении в темное время суток.
Габаритные огни в дверях необходимы для информирования других участников дорожного движения об изменении габаритов автомобиля при открытой двери.
Когда нужен ремонт или замена приборной панели
Приборка Приоры не имеет большого количества деталей, подверженных частым поломкам. Обычно ремонт блока индикатора сводится к замене лампочек и отдельных элементов блока. Пользователи прибегают к замене карты только в случае неисправности контактной группы, контактов или повреждения карты.
В случае сильного повреждения (большая цепь, приведшая к выгоранию основных элементов конструкции) ремонт может оказаться нерентабельным. Трудовые и материальные затраты часто превышают цену нового модуля.
Возможные неисправности и способы их устранения
В процессе эксплуатации автомобиля могут выходить из строя отдельные элементы приборки. Среди наиболее частых поломок выделяют факторы.
- Перегорание контакта одной из контрольных ламп. Обычно лечится заменой лампочки.
- Неисправность в контактной группе устраняется полной заменой модуля — перепаивать деталь экономически нецелесообразно.
- Нарушение работы указателей. Решается заменой блока.