Балансировка колес

Автомобиль
Содержание
  1. Что такое балансировка колес и зачем она нужна
  2. Как правильно проводить процедуру
  3. Почему важен подготовительный этап и что в него входит
  4. Виды балансировки
  5. Статическая
  6. Динамическая
  7. Финишная
  8. Способы проведения балансировки без снятия колес
  9. Технология проведения процедуры
  10. Оборудование
  11. Процесс балансировки колёс автомобиля
  12. Ошибки при проведении процедуры
  13. Техника безопасности
  14. Признаки необходимости проведения балансировки колес
  15. Статический дисбаланс
  16. Динамический дисбаланс
  17. Что будет, если колеса никогда не балансировать
  18. 1. Ускоренный износ шин
  19. 2. Подвеска подвернется повышенному износу
  20. 3. Вибрация передается на руль
  21. 4. Снижается безопасность вождения
  22. 5. Потеря управляемости автомобиля
  23. Как определить дисбаланс колес — симптомы
  24. Как проверить балансировку колёс
  25. Все этапы процесса
  26. Оборудование
  27. Как правильно делается балансировка
  28. Ошибки
  29. Как вы узнаете, что колеса на вашем автомобиле имеют дисбаланс?
  30. Чем опасна плохая балансировка
  31. Как понять, что необходима балансировка
  32. Балансировка колес своими руками
  33. Как производится балансировка колес
  34. Как часто нужно делать балансировку колес
  35. Где делают балансировку
  36. Особенности и нюансы
  37. Видео: Обучающее видео: Как отбалансировать колесо автомобиля
  38. На что влияет балансировка колес и каковы последствия ее отсутствия
  39. Причины возникновения дисбаланса
  40. Сколько стоит отбалансировать колеса?
  41. Периодичность выполнения работ по балансировке колес
  42. Насколько важна точность балансирования колёс

Что такое балансировка колес и зачем она нужна

Под балансировкой понимается процедура устранения дисбаланса между колесом, ступицей и другими элементами подвески. Так как на обод вместе с шиной действуют центробежные силы, то необходимо производить эту работу с определенным промежутком времени.

Почти всегда геометрический центр тяжести колеса не совпадает с осью вращения. Причина в неоднородности элементов, в первую очередь речь идет о неправильной форме обода, определенном дисбалансе шины. Это приводит к биению во время движения и другим неприятным последствиям.

Первые попытки отбалансировать колеса были предприняты в 30-40-х годах прошлого века. Тогда спортсмены-автоспортсмены пытались заливать в камеры шин воду, иногда используя песок и другие наполнители. Но вскоре выяснилось, что такая автобалансировка бесполезна, так как уравновешивающее вещество находится в крайней точке окружности. То есть балансировки просто не происходит.

Первая балансировка, аналогичная нынешней, применялась в 1954 году. Также балансировались колеса железнодорожных вагонов. Только после успешного использования масленок на железных дорогах этой технологией заинтересовались производители автомобильных колес. Первые сведения о применении балансировки на автомобилях относятся к 1959 году.

Как правильно проводить процедуру

При дисбалансе 10-15 г подвеска получает тысячи ударов в минуту, что можно сравнить с ударом отбойного молотка по бетону. Правильная балансировка шин необходима для предотвращения негативных последствий дисбаланса веса шин.

Почему важен подготовительный этап и что в него входит

Вы должны балансировать колеса как единое целое, когда шина находится на ободе. Обязательным правилом является подготовительный этап, от которого зависит конечный результат процедуры.

Подготовительный этап

Сделайте следующее:

  1. Помойте обод с обеих сторон, иначе в частичках грязи будет видна неравномерность веса резины по окружности.
  2. Очистите протектор от застрявших камней (особенно важно для грузовиков и внедорожников). Камни и гравий между блоками шин беговой дорожки утяжеляют некоторые детали: балансировка будет неточной.
  3. Снимите старые грузы и обрежьте колпачки с колесных дисков.

Следите за тем, чтобы покрышка плотно сидела на месте: это сильно влияет на работоспособность узлов и агрегатов балансировки.

Виды балансировки

Процедура проводится несколькими способами. Балансировка колес автомобиля на станке со снятием резины и непосредственно на автомобиле. Также есть автоматическая балансировка гранулами или порошком.

Гранулы для балансировки колес

Гранулы диаметром 0,15-0,9 мм имеют внутри тяжелую стеклянную или керамическую сердцевину, снаружи элементы покрыты силиконом.

В полость шины засыпаются борта: под действием центробежных сил шарики распределяются, в большом количестве прилипают к резине там, где вес меньше. Получается автоматическая самобалансировка, которая, впрочем, не пользуется популярностью у водителей.

Статическая

Статический (вертикальный) дисбаланс устраняется всеми палубными станциями. А ведь это самый простой вид балансировки, который автолюбители часто выполняют в гараже, чтобы сэкономить деньги и время.

Суть операции заключается в выявлении тяжелой части шины, которая ударяется о дорогу с большей силой, неравномерно изнашивает протектор и разрушительно реагирует на ходовую часть и подвеску.

Статическая балансировка

Для устранения статического дисбаланса на легкие точки над боковыми фланцами подвешиваются компенсирующие грузы. Вес изделий от 5 до 60 грамм, материал свинец, сталь, цинк.

На штампованных дисках ремонтные приспособления закрепляются скобами, на литых и кованых дисках — липучками. Последние зимой ненадежны: на морозе могут отвалиться. Но есть ряд записей, по которым нет другого способа обезопасить товар.

Динамическая

Чем больше протектор поперечины, тем легче «заработать» динамический дисбаланс при езде («восьмерке») и тем сложнее от него избавиться. Самостоятельно устранить пересечение осей инерции и вращения невозможно – дело доверено профессионалам. Давление воздуха в шинах при любом виде балансировки должно быть в норме.

Финишная

Такую балансировку колес следует производить после устранения статического и динамического дисбаланса, а также при замене шин.

Завершить балансировку

Окончательная процедура балансировки шин проводится непосредственно на автомобиле: под днище устанавливается электронный блок, колеса раскручиваются до скорости 80-90 км/ч. Датчики автоматически проводят замеры, указывают места, где необходимо добавить грузики обод.

Способы проведения балансировки без снятия колес

Когда возникает вертикальная вибрация кузова от дребезга колес, водители устраняют ее в гараже. Процесс такой же, как и на заправке, но вы потратите больше времени, потому что вам придется несколько раз попробовать весы разного веса. Дедовский способ, «на глазок», дает тот же эффект, что и в мастерской.

Подготовьте домкрат, балансировочный клей или утяжелители для скоб. Вам понадобится мел или маркер, чтобы отметить световые пятна, и молоток, чтобы закрепить ударенные гири.

Не пропустите подготовительный этап промывки дисков и очистки протектора от камней и гравия. Снимите пластиковые накладки.

Дальнейшая работа:

  1. Поднимите одну сторону автомобиля на домкрате, убедившись, что он не откатывается и не падает.
  2. Определите место установки балансировочных грузов: отпустите аппарель в одну сторону, после остановки отметьте на ней мелом верхнюю точку, ориентируясь, например, на центр колесной арки.
  3. Поверните шину в другую сторону, повторите манипуляцию с мелом.
  4. Подумайте о размещении меток мелом: центр между ними — это искомая световая точка.
  5. Установите в это место утяжелители, начиная с самых легких.
  6. Продолжайте крутить колесо. Если грузы после остановки находятся внизу, балансировка прошла успешно.
  7. Теперь начинайте разводить гири в разные стороны. Задача состоит в том, чтобы после очередного вращения и остановки гири находились в разных положениях.
  8. Закрепите предметы молотком.

Способы балансировки без снятия колес

Балансировка с первого раза может не сработать. Утяжеляйте легкие места, добавляя вес к грузам. Выполните шаги с другими шинами, затем проверьте балансировку колес, проехав 10-15 км со скоростью 80-90 км/ч. Если вы не почувствовали подпрыгивания автомобиля, характерных ударов по рулю, вы все сделали правильно.

Технология проведения процедуры

Оборудование

Важно подготовить колеса к процедуре балансировки, а именно тщательно очистить протектор и диск от песка и грязи. Из-за пренебрежения этим правилом операция может быть выполнена неаккуратно и ее придется выполнять заново. Если автомобиль уже отбалансирован, шкипер должен снять балансировочные грузы перед стартом.

Очень важно проверять давление в шинах: шины не должны быть спущенными. Перед балансировкой колес определяют центр тяжести, который контролируется балансировочными станками. Устройства могут варьироваться от обычных компьютеров до огромных систем с лазерными датчиками и измерительными механизмами. После определения машина самостоятельно регулирует балансировочный груз.

Балансировочная машина

Для выполнения процедуры используется балансировочный станок, который во время процедуры регулирует положение колеса по центру оси вращения

Тип баланса зависит от типа дисков. Грузики с фиксаторами устанавливаются на стальные диски, а с посадкой на внутреннюю сторону — на легкосплавные диски. В основном они изготавливаются из цинка, свинца или стали.

Масса также зависит от уровня дисбаланса. Масса балансира с креплениями кронштейна варьируется от 5 до 100 г. Масса груза для легкосплавных дисков от 5 до 60 г.

Сложность процедуры также зависит от массы. Чем больше вес, тем больше вероятность, что вам нужно будет проверить колесо по его внешним характеристикам: состоянию протектора и общим геометрическим характеристикам, таким как симметричность.

Балансировочные грузы

В холодное время года из-за перепадов температуры клеевые массы могут ослабнуть, чего не может быть с наполненными

Для штампованных дисков существует специальный тип грузов. Их набивают между диском и шиной, закрепляют на краю диска. Набивные грузики не подходят для легкоплавких ободьев. Для этого типа есть липучки — самоклеящиеся грузики на клеевой основе. Их почти не видно, потому что они практически не выделяются из общего вида. Однако они используются только на идеально ровной поверхности.

Читайте также: Что такое распределительный вал и как он работает

Процесс балансировки колёс автомобиля

Процедура балансировки автомобиля начинается со снятия дисков вне зависимости от характеристик модели. Балансировка делается по методике: снял колесо, отбалансировал, поставил обратно и перешел к следующему. Таким образом, полная процедура проводится для всех колес.

Результат во многом зависит от мастера, и лишь малая часть от оборудования. Если аппарат современный, специалист может только следить за состоянием резины и ходом процедуры.

После очистки протектора от камней и грязи подбирается диск в зависимости от количества отверстий в диске. Специалист устанавливает пластину на шайбу и туго затягивает гайки. После этого он идет на балансировку колес станка.

Снятие колеса

Перед балансировкой необходимо удалить грязь или камни с рисунка шины

После выявления проблемной зоны начинается процесс установки утяжелителей. После завершения мастер возвращается к оборудованию и перепроверяет геометрическое состояние колеса. Если процедура прошла успешно, колесо устанавливается на свое место и берется следующее. В противном случае процедура повторяется.

Ошибки при проведении процедуры

Бывает, что специалисты допускают ошибки и проводят процедуру неправильно. Рассмотрим самые распространенные ошибки:

  • Пренебрежение процедурой очистки колеса от камней, песка и грязи. В этом случае не удастся добиться значения дисбаланса, близкого к нулю.
  • Выполните процедуру на поврежденном колесе.
  • Установка утяжелителей поверх старых.
  • Недостаточная затяжка гаек и болтов на колесе.

Внимательно следите за выполнением работы специалистов. Даже самые опытные работники допускают ошибки. По окончании процедуры лично убедитесь, что балансировка прошла успешно.

Техника безопасности

К самым основным правилам безопасности во время работы относятся:

  • Балансировку колес может проводить только специалист, достигший восемнадцатилетнего возраста, прошедший медицинский осмотр и получивший допуск к проведению работ данной сложности.
  • Колеса массой более 20 кг транспортируют на тележках или других приспособлениях.
  • Перед процедурой проверяется состояние колеса.
  • Рабочее место должно быть чистым, не загроможденным деталями.
  • Работа не проводится специалистами по алкоголю или наркотикам.

Доверять свой автомобиль следует только квалифицированным мастерам.

Признаки необходимости проведения балансировки колес

  1. При езде на скорости появился шум, особенно это заметно на скорости более 100 км/ч Машину стало уводить с прямого пути.
  2. Появились неприятные вибрации на руле, которые усиливались со скоростью.
  3. Глубина рисунка в разных зонах неодинакова, или хотя бы на одном из колес заметен неравномерный износ. Очень часто из-за дисбаланса передних колес съедаются края шин.

Прежде чем мы рассмотрим типовую технологию балансировки колес, давайте ознакомимся с видами дисбаланса.

Статический дисбаланс

Это происходит потому, что центр тяжести смещен на некоторое расстояние от оси вращения. То есть происходит неравномерное распределение веса по окружности колеса, в результате чего оси вращения и инерции становятся параллельными.

Для проверки статического дисбаланса достаточно подвесить колесо на автомобиль и покатать его рукой. Когда колесо перестанет вращаться, его самая нижняя точка будет самым тяжелым местом. Для достоверности опыт необходимо повторить несколько раз, если колесо останавливается в одном и том же положении, это свидетельствует о наличии статического дисбаланса.

Динамический дисбаланс

Он образуется из-за несовпадения осей инерции и осей вращения. В результате при вращении колеса наблюдается значительное радиальное биение, так как масса неравномерно распределяется по всей ширине шины. Для устранения подобных явлений проводится балансировка колес на специальном оборудовании. Причем следует отметить, что полностью избавиться можно только от динамического дисбаланса, справиться со статическим дисбалансом для большинства авторемонтников задача непосильная.

Что будет, если колеса никогда не балансировать

Что будет, если колеса не отбалансировать

Поначалу ничего заметного происходить не будет, но со временем из-за возникших центробежных сил, которые передаются на элементы подвески, а затем начинают воздействовать на кузов, начнутся проблемы. Центробежные силы имеют разнонаправленные векторы, из-за чего начинают ощущаться вибрации, которые будут усиливаться. Все элементы автомобиля будут постепенно получать чрезмерную нагрузку во время движения.

Довольно сильно страдает подвеска — специалисты подсчитали, что 14-дюймовые колеса при дисбалансе всего в 20 грамм при движении со скоростью 100 км/ч получают нагрузку с такой силой, которая эквивалентна восьмистам ударам в минуту. 3-килограммовой кувалдой по этому элементу. Стоит только подумать о такой нагрузке, чтобы быть уверенным, что балансировка колес необходима.

Что ждет автомобиль, владелец которого игнорирует балансировку?

1. Ускоренный износ шин

Вибрации, которые постоянно возникают в течение длительного периода времени, приводят к неравномерному сцеплению шин с дорогой во время каждой поездки. В результате автомобиль будет периодически буксовать, что в свою очередь приведет к ускоренному износу гусениц.

Владелец столкнется с необходимостью чаще заменять изношенные шины на новые, а это повлечет за собой дополнительные финансовые затраты. Износ шин происходит намного быстрее – неравномерный износ протектора приводит к сокращению срока службы шины в 3-5 раз.

2. Подвеска подвернется повышенному износу

Вибрации также негативно сказываются на подвеске автомобиля – ее несущие элементы быстро начинают изнашиваться и разрушаться. Первыми удар принимает на себя ступичный подшипник, который может даже полностью выйти из строя. В результате приходится заменять эти детали на новые и проводить дорогостоящий ремонт.

3. Вибрация передается на руль

вибрации руля

Вождение становится очень неудобным, когда возникают вибрации на руле, что повышает утомляемость водителя. Это особенно актуально, когда вы путешествуете на большие расстояния.

4. Снижается безопасность вождения

На несбалансированные колеса действуют центробежные силы, которые в данный момент будут направлены в разные стороны. Когда автомобиль находится в движении, это выражается в том, что колеса на одной оси на большой скорости будут двигаться в разные стороны: одно подпрыгивает, а другое при этом дергается.

При этом следует учитывать, что центробежные силы заставляют колеса двигаться не только вверх-вниз, но и во все стороны в пределах плоскости вращения колеса. Из-за пробуксовки каждое колесо получает разные углы смещения, поэтому направление будет меняться на каждом отрезке проезжей части. По сути, колеса хаотично меняют направление на протяжении всего движения. В результате поведение автомобиля становится непредсказуемым.

5. Потеря управляемости автомобиля

Все эти явления, вызванные дисбалансом колес по отношению к оси вращения, обязательно отразятся на управляемости. В легких случаях сниженный контроль только затрудняет управление автомобилем, заставляет его больше концентрироваться на дороге и быстрее утомляется с дальнейшей потерей внимания.

В более тяжелых случаях потеря контроля становится непредсказуемой. И несмотря на то, что занос значительно увеличит тормозной путь, все эти явления в итоге могут привести к серьезной аварии.

Как определить дисбаланс колес — симптомы

Водителю важно понимать, нужна ли балансировка колес, что сведет к минимуму проблемы с подвеской, а также повысит комфортность поездки. В целом рекомендуется проверять параметр, даже не дожидаясь явных признаков дисбаланса. Обязательно проверьте и продиагностируйте диск в следующих случаях.

  • Если во время эксплуатации был сильный удар по подвеске. В этом случае может возникнуть ситуация с повреждением колеса, также может быть повреждена шина. Все дело в балансе.
  • Во время сезонной смены шин. Каждая шина имеет свои геометрические характеристики. При установке на автомобиль необходимо проверить балансировку.
  • Рекомендуется проверять параметр перед поездкой в ​​регионы, где нет заправок и сервисов. Обязательно проверяйте колеса на дисбаланс во время трофи-рейда по бездорожью.
  • По рекомендациям автопроизводителей проверять балансировку необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега. Если вы много ездите по бездорожью, или предпочитаете агрессивный стиль вождения, то срок между проверками лучше сократить в 2 раза.

Не забывайте об этой работе. Качество колес – важный параметр, обеспечивающий безопасность на дороге.

Существует ряд признаков, указывающих на наличие дисбаланса. Рассмотрим их подробнее, это может помочь выявить неисправность.

  • Вибрации при езде. Также, чем выше скорость, тем сильнее вибрации, иногда на больших скоростях они могут пропадать. Возникает такая проблема в связи со смещением центра тяжести при движении относительно оси вращения. Это создает вибрации.
  • Встряхивает. Невидимый признак, если машину трясет при движении по ровной дороге, стоит задуматься о внеплановой проверке балансировки.
  • Включается руль во время движения. Обычно они ритмичны и повторяются. Возникает при большом смещении массы по отношению к оси. Иногда неровности принимают за отказ подвески. Диагностика должна быть полной.

Признаков много, важно вовремя их отследить.

Не путайте вибрации при движении и торможении. Если есть вибрации при торможении, то причина не в балансировке колеса, а в износе тормозных колодок.

Как проверить балансировку колёс

Удобно проверять балансировку колес при смене сезона. Те, кто держит сезонные шины, обычно меняют их сами, поэтому проверить балансировку им самим не составит труда. Важно, чтобы колеса были чистыми. Для процедуры понадобится обычный мел.

  • Крути колесо.
  • Дождитесь полной остановки колеса и ударьте мелом в любом месте. Например, в середине колоды.
  • Повторите первые два пункта пять-десять раз.
  • Проверьте, где находятся метки. Если они расположены близко друг к другу, требуется балансировка.
  • В остальном с колесом все в порядке и на процедуре можно сэкономить.

Все этапы процесса

На заправках и шиномонтажных станциях умельцы устраняют погрешности в неравномерно распределенной массе с помощью компенсирующих грузиков в определенных местах. Процесс осуществляется на специальном оборудовании.

Оборудование автоматически определяет место, где вы хотите установить весы. Размеры колеса вводятся в компьютер. Затем оборудование выберет оптимальную точку для дополнительной нагрузки. Это статическая балансировка.

Тип используемого веса зависит от пластины и ее параметров. Это может быть цинковый или свинцовый груз. Они отличаются по весу – обычно вес составляет от 5 до 100 грамм.

Есть еще динамическая балансировка, но эта услуга предлагается не везде. Дело в оборудовании — в большинстве случаев оно очень старое. Чем шире колесо, тем больше вероятность возникновения динамического дисбаланса.

Постбалансировка проводится после статической балансировки и, по возможности, после динамической балансировки. Когда автомобиль вывешивается, под колеса монтируется специальное оборудование, колеса раскручиваются на высокой скорости, система производит замеры и отмечает места, где должен быть размещен груз. Кроме того, система сама рассчитывает вес груза.

Такой процесс требует серьезного оборудования, которое есть только в профессиональных колесных центрах.

Есть и автоматическая балансировка, но она не для легковых, а для грузовых. Мастер насыпает в колесо специальную гранулу, бисер, песок. В процессе движения за счет центробежной силы материал притягивается к шине изнутри. В результате происходит самобалансировка. К сожалению, эта технология недоступна для легковых автомобилей.

Оборудование

Оборудование бывает разным — стационарным и мобильным. Стационарные машины могут определить величину дисбаланса только на разобранном колесе. Эти машины могут управляться электрически или вручную.

На первых моделях диск крутится за счет электродвигателя. Во втором случае его нужно крутить вручную. Неважно, что заставляет диск вращаться — это ни в малейшей степени не влияет на точность.

Простые модели машин работают со стальными дисками и с несколькими видами литья. Более сложное оборудование без проблем может работать с дисками любой конструкции. Сама программа способна поставить вес в любой момент.

Электронная часть серьезных стеллажей способна выполнять множество полезных функций. Например, он может делить большие грузы на множество мелких с разнесением их по разным точкам. Этот режим действителен, если дисбаланс велик.

При этом стенд показывает несколько точек. Еще одна полезная функция — оптимизация. Электроника анализирует дисбаланс в шине и диске, а затем находит оптимальное положение по отношению друг к другу, обеспечивая таким образом максимальный баланс. С помощью этой функции вы можете уменьшить объем нагрузки на диск.

Рулоны мобильного оборудования стоят под автомобилем. С ними можно балансировать, не снимая колеса. Преимущество в том, что на стенде учитываются и другие вращающиеся массы – это могут быть ступицы, тормозные диски или барабаны. Чаще всего такие стеллажи используют для отделки после стационарного стеллажа.

Как правильно делается балансировка

Колесо тщательно очищается, а затем устанавливается на машину. Затем оборудование рассчитывает вес грузов и точек крепления.

Слесарь устанавливает весы и проверяет баланс. Если все показатели в норме, колесо установлено на автомобиль. Если баланса нет, процесс продолжается дальше.

Ошибки

Существует ряд правил, которых следует придерживаться:

  • Диск необходимо тщательно очистить. Обычно снаружи и внутри много грязи. Автоматика рассчитывает вес весов. Если вы работаете с грязным диском, вы можете потерять равновесие уже при первом ударе, когда с диска падает крупная грязь;
  • Обязательно удалите все старые грузы;
  • Часто бывает так, что шина просто не подходит на место. Это не видно снаружи, но это влияет на процесс балансировки;
  • Кепки и другие аксессуары могут внести дисбаланс.

Эти ошибки часто допускают в шиномонтажных мастерских, потому что там работают не на качество, а на объем и скорость.

Как вы узнаете, что колеса на вашем автомобиле имеют дисбаланс?

Есть несколько признаков, указывающих на сбитую балансировку колес:

  • Блокировка руля на определенных скоростях
  • Необычный шум или вибрация на скорости 100 км/ч и выше
  • Неравномерно изношенные шины

Чем опасна плохая балансировка

Иногда автолюбители задаются вопросом, нужна ли балансировка колес или можно обойтись без этой работы. На самом деле дисбаланс может привести к целому ряду проблем.

  • Наиболее очевидным следствием дисбаланса является ухудшение тяги. При возникновении вибрации разрывается контакт с дорожным покрытием. В зависимости от ситуации это может привести к потере управления, снижению эффективности торможения. Поскольку пятно контакта нестабильно, скользкие дороги повышают риск потери контроля над автомобилем.
  • Вибрации и удары создают нагрузку от конструкции на подвеску. Для понимания ситуации, дисбаланс в 3 грамма вызывает удар по подвеске массой 0,3 кг при каждом обороте, а таких ударов в минуту может быть 600-800. По сравнению с тем же количеством ударов молотком по подвеске. Естественно, увеличивается износ деталей.
  • Сильные вибрационные нагрузки могут привести к разрушению подшипника ступицы. Если это произойдет на скорости, серьезной аварии не избежать.
  • Вибрации, передающиеся на рулевое колесо, вызывают повышенную утомляемость водителя. Это снижает комфорт во время движения, а на длинноходных рычагах может привести к снижению безопасности движения.
  • При разбалансировке резина протектора изнашивается быстро и неравномерно. Срок службы шин сокращается в 3-5 раз.

Эти моменты являются самыми основными последствиями дисбаланса колеса. Но и этого достаточно, чтобы понять, насколько важно вовремя провести работу по восстановлению баланса обода.

Как понять, что необходима балансировка

Признаки дисбаланса колес часто бывают четкими и очевидными. Это руль при езде, шум в салоне, нарушение управляемости и некоторые другие. При этом дисбаланс на задних колесах зачастую менее заметен, чем те же проблемы с передними. Но это не значит, что балансировать надо только передние колеса. Во всех случаях необходима только полная балансировка, которая поможет избежать неприятных последствий.

Конечно, дисбалансоподобные симптомы иногда возникают и по другим причинам. Но при их появлении следует обязательно обратиться в шиномонтаж для проверки баланса. Если он сломается, обязательно выполните процедуру. Если нет, выполните диагностику шасси, рулевого управления и других частей автомобиля, чтобы определить причину такого поведения.

Признаки дисбаланса колес
Признаки дисбаланса во время движения

Также необходимо балансировать колеса при сезонной замене шин. Эта операция необходима при покупке новых дисков или шин. Его полезно выполнять и после ремонта, даже если нет заметных признаков дисбаланса.

Балансировка колес своими руками

Большое количество современных заправок позволяют быстро и без проблем провести балансировку в любое удобное для этого время. Но для экстренных ситуаций, когда шиномонтаж недоступен, приведем пример, как можно сделать это своими руками с помощью балансировочных грузов, которые продаются в любом автомагазине.

В этом случае вам понадобится домкрат, гаечный ключ и молоток. Необходимо поднять одну сторону машины, выключить передачу (если колесо с дисбалансом работает) и ослабить гайки крепления.

Не снимая диск со ступицы, необходимо прокрутить колесо влево и дождаться его полной остановки. Отметьте верхнюю точку маркером или мелом. Затем поверните диск вправо и также установите верхнюю отметку. Напротив каждой отметки ставятся тридцатиграммовые гири.

Последующий подъем может осуществляться во всех направлениях, и в момент остановки груз будет находиться внизу. Это место укажет нижнюю точку баланса. Следующим действием должно быть последующее вращение диска, и смещение грузов в противоположные стороны друг от друга. Эта процедура приведет к тому, что колесо остановится в разных положениях, что указывает на наилучший возможный баланс.

Конечно, такая настройка не идет ни в какое сравнение с точными данными компьютерных стоек и проверенными действиями специалистов. А вот для автомобилистов, желающих улучшить свои технические навыки, самобалансировка станет бесценным опытом, и поможет в дальнейшем тщательно контролировать уровень платного обслуживания.

Подводя итог, еще раз отметим, что регулярная балансировка колес, выполняемая не реже одного раза в год, позволит уберечь важные механические узлы автомобиля от сложного ремонта и исключить покупку дорогостоящих деталей.

Необходимая процедура сэкономит вам деньги и нервы. А вы, как практичный и аккуратный водитель, получите максимум удовольствия от хорошей поездки, и сможете гарантировать себе оптимальную безопасность при скоростном движении.

Как производится балансировка колес

Отдельно стоит рассмотреть, как производится регулировка. Параметр выравнивается с помощью грузов, прикрепленных к ободу, а точнее, к ободу. Весы бывают следующих видов.

  • Фаршированный. Самый простой вариант. Он изготовлен из мягкого металла, который легко набивается на обод. Хорошо держится на тарелке.
  • Клееный. Он приклеен специальной лентой. Обычно используется для ободов, на которые нельзя установить мягкие балансиры. Недостатком является риск отслоения при минусовых температурах или под сильной струей воды на автомойке.

Для регулировки параметра требуется специальная машина. Чаще всего для грубой настройки используется станок. Мастер крутит колесо на оси и, подкладывая груз, добивается максимально плавного вращения. При проведении работ от специалиста требуется хороший опыт.

Точная балансировка производится на электронной машине. Здесь учитываются как геометрические параметры колеса, так и шины. В результате компьютер стойки рассчитывает точное положение и вес противовеса. Такая работа является наиболее точной и практически безошибочной.

Регулировка должна производиться на всех колесах. Распространенной ошибкой является устранение дисбаланса только на передней оси. Это может привести к разрушению задней подвески и другим негативным последствиям.

Как часто нужно делать балансировку колес

Как правило, балансировку колес необходимо проводить в двух случаях:

  • При замене резины на новую или сезонную.
  • Когда бьют за рулем.

Последнее возможно не только из-за дисбаланса веса из-за потери балансировочного груза, но и из-за повреждения шины и даже из-за грязи, намертво въевшейся в часть протектора.

Вес грязи, засохшей в протекторе, можно сравнить с весом балансировочного груза (5-20 грамм).

ГОСТ 4764-97 допускает установку балансировочных грузов с максимальным весом от 50 граммов для шин 12 дюймов до 70 граммов для шин 16 дюймов.

Есть физическая закономерность — чем больше диаметр колеса, тем больше возникает дисбаланс веса и тем сложнее точно сбалансировать вес. То есть для балансировки больших колес необходимо устанавливать грузы-противовесы большего веса, которые также отмечены в ГОСТе выше.

Где делают балансировку

балансировка колес по весу требует специального оборудования, поэтому в домашних условиях сделать это практически невозможно. При обращении к шиномонтажнику лучше выбирать мастерскую, оснащенную современными дорогими станками с компьютерами и мониторами. Обратите внимание, перед балансировкой мастер должен:

  • Удалите старые балансиры.
  • Убедитесь, что на протекторах нет грязи.
  • Проверьте и при необходимости откорректируйте пластины по отдельности.
  • Перед завальцовкой смажьте резину специальной монтажной пастой.
  • Накачайте новую шину с избыточным давлением (накоплением в шине), затем спустите его до нормального.

В любом случае качественная балансировка покажет себя при дальнейшей езде плавностью хода, отсутствием гула и вибраций. Это сразу становится заметно, если водитель ранее ездил на несбалансированных колесах.

Как правило, опытные водители легко разбираются с проблемой разбалансировки колес во время движения. Но есть один нюанс — обычно проблему легко определить, если указана определенная скорость. Когда вы начинаете ускоряться, может начать ощущаться вибрация. При этом чем выше скорость, тем сильнее вибрация.

Даже на более высоких скоростях вибрация становится менее заметной. Но это не всегда означает необходимость балансировки колес. Это может произойти, если на обод попало много грязи или снега. Если вы четко едете по сухому асфальту, можно не сомневаться, что требуется балансировка. Но часто вибрации дают понять, что нужна балансировка именно передних колес.

Особенности и нюансы

Перед проведением операции колесо очищают от пыли и грязи. Застывшие кусочки грязи или камни в рисунке покрышки следует тщательно удалить. Удаляются старые балансировочные грузы, о которых часто забывают неквалифицированные «мастера». Не стесняйтесь указать на это «забывчивому» работнику шиномонтажа.

После закрепления колеса на машине производятся предварительные замеры слоев покрышки в радиальном и поперечном направлениях, чтобы в конце можно было сравнить результаты работы.

Колесо отбалансировано двумя грузами

Чтобы покрышка правильно села на диск, при установке используется специальный раствор или смазка. Недобросовестные умельцы в целях экономии «забывают» о такой необходимости. В результате шина может быть установлена ​​на обод с некоторым перекосом, и тогда колесо невозможно полностью отбалансировать.

Неправильная установка шины означает, что установщик не может сбалансировать ее. Доказать свою правоту такому «мастеру» сложно (снаружи не видно, что шина сидит криво), но можно (увеличить давление в шине и выбить ее по периметру края диска).

Видео: Обучающее видео: Как отбалансировать колесо автомобиля

Передовые мастерские располагают станками нового поколения, которые известны среди автомобилистов под названием «3D шиномонтаж». Лазерный прибор обеспечивает точное измерение геометрических параметров диска и колеса, определяет величину хода при вращении по трем координатам.

Оборудование позволяет осуществлять оптимальную посадку шины на обод с учетом взаимной компенсации дефектов, присущих им по отдельности. Такую расширенную балансировку, требующую дорогостоящего оборудования и подготовленных мастеров, можно проводить на крупных заправках, в крупных городах, где есть возможность быстро «окупить» вложенные в оборудование деньги.

На что влияет балансировка колес и каковы последствия ее отсутствия

Неотбалансированные колеса создают в машине вибрации: возникает тряска, биение и шум. Если не брать во внимание дискомфорт водителя и пассажиров от такой поездки, нельзя не учитывать разрушение узлов и агрегатов: ускоренный неравномерный (пятнистый) износ гусениц, деформация дисков.

Также сломаны шаровые опоры, ступица, выходят из строя штоки амортизаторов, подшипники. Дисбаланс колес приводит к удлинению тормозного пути, нарушает управляемость.

Дисбаланс колес мешает управлению

балансировка колес автомобиля влияет на управляемость автомобиля: постоянно меняется пятно контакта, ухудшается сцепление с дорогой. На мокрой или скользкой дороге на большой скорости ситуация может выйти из-под контроля. Получается, что балансировка колес – это вопрос безопасности экипажа автомобиля.

Причины возникновения дисбаланса

причинами этого неприятного явления, влияющего на долговечность подшипника ступицы и управляемость автомобиля, могут быть:

  • Ошибки в производстве и установке. Неидеальная геометрия нового изделия (в определенных пределах) не является дефектом.
  • Повреждения шин (внутренние и внешние), возникающие из-за езды по плохим дорогам, аварий.
  • Неравномерный износ шин.

Сколько стоит отбалансировать колеса?

Здесь, конечно, все зависит от шиномонтажа или тарифной сетки автосервиса. В принципе балансировка колес не такая уж и дорогая. В первую очередь на стоимость балансировки колес влияет диаметр колеса. Логично, что чем больше колеса, тем дороже балансировка.

В том числе на стоимость балансировки колес влияет то, какой диск используется на колесе. Как правило, балансировать колесо со стальным ободом дешевле, чем колесо с алюминиевым ободом. Кроме того, тип/тип используемых грузов (противовесов) повлияет на окончательную стоимость балансировки).

При замене сезонных шин во время шиномонтажа балансировка колес обычно включается в общий счет за услуги.

В среднем стоимость балансировки одного 15-дюймового колеса со стальным ободом в России составляет 170 рублей. Соответственно, за контроль и балансировку четырех колес придется заплатить в среднем 680 рублей.

Конечно, в России есть много гаражных шиномонтажных мастерских, которые готовы выполнить эту услугу и дешевле. Но не забывайте, что есть и премиальные шиномонтажные мастерские, где балансировка колес обычно стоит кругленькую сумму (даже больше, чем дилерский шиномонтаж).

Обратите внимание, что в эту среднюю стоимость не входит снятие и установка колеса. Так что смело добавляйте к стоимости балансировки в среднем 50-100 рублей за 15-дюймовое колесо.

Периодичность выполнения работ по балансировке колес

Балансировочные грузики могут сместиться в результате резких ударов по ободу от встречных камней или при попадании колеса в выбоину. Самоклеящиеся утяжелители также могут слететь во время мойки под высоким давлением.

Агрессивный и спортивный стиль вождения с резкими поворотами, торможением и ускорением приводит к быстрому и неравномерному износу шин, что нарушает первоначальный баланс. Резкие наезды на лежачих полицейских и обочины не остаются незамеченными геометрией колеса, что также негативно сказывается на балансе сил, действующих на колесо.

Все эти причины являются причиной незапланированного визита на АЗС для переделки балансировочных работ. В принципе, идеально нулевая балансировка колес, требующая передового оборудования, на практике особо не нужна, так как при городской езде разрушительная сила дисбаланса проявляется только в особо тяжелых случаях. Эффективность их разрушительного действия возрастает при езде на высоких скоростях по загородным и скоростным трассам.

Насколько важна точность балансирования колёс

Точность балансировки очень важна, так как от нее напрямую зависит комфорт и безопасность вождения. Правильный баланс позволяет избежать быстрого износа компонентов подвески и повышенного расхода топлива. Выполнение процедуры с нарушением всегда приводит к негативным последствиям. По масштабу они могут быть равносильны вождению с несбалансированными колесами.

Результаты теста видны на экране
От достигнутых результатов будет зависеть дальнейшее качество движения автомобиля

Оцените статью
Блог про автомобильные парковки