- Что такое спидометр в автомобиле
- Назначение устройства: что измеряет спидометр автомобиля
- Виды спидометров
- По способу измерения
- По типу индикации
- Принцип работы спидометра автомобиля
- Возможные неисправности электронного спидометра
- История появления
- В чем отличие электромеханического прибора
- Особенности электронного спидометра
- Откуда берется погрешность показаний
- На какой скорости какую передачу включать
- Наиболее частые причины поломок
- Принцип работы спидометра на переднеприводных и заднеприводных авто
- Как устроен механический прибор, принцип работы
- Одометры каких марок авто скручивают чаще?
- Для чего нужен спидометр?
- Работа электромеханического спидометра
- История создания
- Работа электронного спидометра
- Почему спидометр врёт: существующая погрешность
- Видео: Спидометр или навигатор. Кто врёт?
- Как определить скручивание механического одометра?
- Основные неисправности спидометров
- Диагностика и устранение неисправностей спидометра
- Видео: Что делать, если дёргается стрелка спидометра ВАЗ
- Ремонт и диагностика электронного спидометра
- Видео: Не работает спидометр в автомобиле
- Погрешность показаний
- Методы диагностики
- Вариант диагностики при помощи индикаторной лампочки
- Особенности эксплуатации спидометра
Что такое спидометр в автомобиле
Автомобильный спидометр предназначен для измерения мгновенной скорости автомобиля. Цифровой спидометр отображает данные в километрах или милях в час (последняя единица измерения применяется в Америке). Скорость автомобиля задается цифровым или аналоговым (механическим) устройством. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки при детальном сравнении.
Американский спидометр
Если автомобиль заднеприводный, то спидометр будет проверять вращение вторичного вала коробки, и на основе этого показателя будет рассчитывать данные. Мгновенная скорость движения будет зависеть от размера колеса, отклонения агрегата и передаточного числа редуктора заднего моста. Поэтому даже современный спидометр показывает число с определенной погрешностью.
Обратите внимание на следующее! По правилам, регламентированным ГОСТом, средняя погрешность единицы измерения может быть только положительной. Она не должна превышать скорость автомобиля более чем на 10% + 6 км.
Если транспортное средство является переднеприводным, движение измеряется с левосторонним управлением. Неопределенность результатов измерений будет варьироваться, поскольку к данным добавляется влияние кривых дорог. Единицы при повороте влево будут отражать меньшее значение, вправо — большее. Стрелка спидометра будет отражать среднее значение (минимальную погрешность) для полноприводных автомобилей.
Какую скорость измеряет спидометр автомобиля? Средняя скорость движения, с минимумом ошибок. Все зависит от типа коробки передач, состояния деталей автомобиля, а также скорости движения.
Назначение устройства: что измеряет спидометр автомобиля
Все автомобилисты вынуждены обращать пристальное внимание на показания спидометра, когда машина находится в движении. Это связано с ограничениями скорости во всех странах. При этом, чтобы ориентироваться в данных и иметь возможность качественно на них влиять, нужно знать, как спидометр определяет скорость автомобиля.
отображение значения скорости автомобиля является основным назначением встроенного устройства. В комплекте с ним на панели идет одометр. Он предназначен для указания пробега автомобиля. Если устройство электронное, можно также установить пробег для конкретной поездки. Владельцам механических устройств помогает GPS-навигатор (спутниковое позиционирование) — он выполняет ту же функцию.
Система также отражает расход топлива, помогает водителю понять, когда необходимо менять фильтры и масла в автомобиле, может указывать на окончание других расходных материалов. Поэтому данное устройство позволяет не только не нарушать скоростной режим, но и поддерживать состояние автомобиля в исправном состоянии.
Для справки! Какую скорость показывает спидометр автомобиля, мгновенную или среднюю? Индивидуальные факторы увеличивают погрешность, поскольку данные усредняются за короткий промежуток времени (доли секунды).
Виды спидометров
Несмотря на большое разнообразие автомобильных спидометров, основной классификацией является их деление по следующим признакам:
- используемый метод измерения;
- тип индикатора.
Существующие типы можно разделить на 3 большие группы: механические, электромеханические и электронные. При этом, чтобы понимать, какую скорость переменного движения показывает спидометр автомобиля и как производятся измерения, необходимо понимать специфику работы и обработки данных.
По способу измерения
В зависимости от принципа действия точна следующая классификация. Автомобильные спидометры делятся на:
- Хронометрический. Функция основана на одновременном использовании одометра и часов. Создается формула, в которой расстояние делится на прошедшее время. По законам физики так рассчитывается скорость.
- Центробежный. Вращающая манжета рычага регулятора, закрепленная пружиной, вращается вместе со шпинделем и под действием центробежной силы перемещается в стороны. Расстояние отклонения равно интенсивности движения.
- Вибрация. Вибрационный резонанс рамы или подшипника провоцирует вибрацию калибруемых с частотой, пропорциональной числу оборотов колес.
- Индукция. Включает систему постоянных магнитов, объединенных во вращении с приводным шпинделем. Когда двигатель работает и колеса вращаются, в заданном магнитном поле возникают вихревые токи. В движении участвует диск, регулируемый пружиной. Стрелочный механизм показывает скорость перемещения органов управления.
- Электромагнитный. Выдает сигналы, и привод перемещается в соответствии с номером.
- Электронно. Механическая связь обеспечивается импульсами тока, посылаемыми при каждом обороте шпинделя. Информация подается на встроенный счетчик, который определяет периодичность в соответствии с фиксированным периодом времени. Кроме того, данные преобразуются в показания скорости и передаются на панель управления автомобиля.
Интересно! Первые механические спидометры были внедрены в автомобили в 1923 году. По принципу действия они не отличаются от моделей, используемых в настоящее время. Современные приборы, оснащенные электронными датчиками и цифровой индикацией, появились в 1970-х годах, но массовое применение они нашли в 1990-х.
По типу индикации
В зависимости от используемого метода индикации автомобильные спидометры делятся на аналоговые (механические) и цифровые. В первом типе стрелка блока управления напрямую связана с валом коробки передач, который передает количество оборотов колеса. Интенсивность работы зависит от движения автомобиля. По типу аналоговые автомобильные спидометры бывают стрелочными, ленточными и барабанными. Разница между ними заключается в способе передачи показаний на спидометр автомобиля. В производстве современных машин используется только стрелочный тип.
Читайте также: Схема системы охлаждения двигателя Track 3205
Цифровой прибор «выигрывает» по сравнению с механическим индикатором. Главное его преимущество – возможность отражать важную информацию, что обеспечивает достаточную точность. Скорость на дисплее отображается в цифровом выражении, а водитель может использовать одометр для оценки пробега автомобиля за день или за конкретную поездку.
Новые модели автомобилей также оснащены звуковым сигналом, который проявляется в виде раздражающего писка, напоминающего водителю о необходимости уменьшить давление на педаль газа. При этом скорость такой спидометр показывает с задержкой, потому что электроника «думает». Результатом является заметное падение точности при изменении ритма движения.
Принцип работы спидометра автомобиля
Основные узлы механического спидометра:
- датчик скорости передачи;
- гибкий вал, передающий вращение агрегатам;
- узел спидометра высокой скорости (сам блок);
- счетная единица, предполагающая подсчет пройденных километров.
В основе механического спидометра лежит блок магнитной индукции, в состав которого входит постоянный магнит, закрепленный на приводном валу, катушка в виде алюминиевого цилиндра. Последний элемент крепится к оси и фиксируется стрелкой. Сам центр поддерживается подшипником и сообщается со спиральной пружиной. Верх катушки закрыт металлическим экраном. Это необходимо для защиты от ложных значений при контакте с магнитными полями.
В коробке передач выходной шкив имеет шестерню, которая вращается вместе с ним. Эта шестерня напрямую связана с тросом привода механического спидометра.
Принцип работы быстродействующего устройства напрямую связан с действием магнитной индукции. Что измеряет автомобильный спидометр в физике: вихревые токи, создаваемые немагнитным материалом. Они возникают при вращении катушки, в результате чего она отклоняется на определенный угол. Это зависит именно от скорости, поэтому чем быстрее происходит вращение, тем сильнее наклон.
Откуда берется спидометр? Крутящий момент на магните передается с помощью датчика скорости на сообщающийся с ним гибкий вал. Сам узел представляет собой комбинацию шестерен, прикрепленных к приводному валу редуктора. Такое подключение обеспечивает показания с минимальной погрешностью за счет прямой зависимости от частоты вращения ведущих колес.
Обратите внимание на следующее! Принцип механических спидометров прост, они надежны, но по сравнению с более новыми моделями дают большие погрешности.
Перейдем к тому, как работает электромеханический автомобильный спидометр.
Возможные неисправности электронного спидометра
Правильная работа спидометра необходима для работы всего автомобиля. Поэтому следует постоянно внимательно следить за удобством использования.
В случае неисправности спидометра проблему следует искать в нескольких узлах. Поломки могут возникать в результате:
- неисправность датчика;
- отсоединение конца кабеля прибора и оборудования;
- поломка «электронной начинки» спидометра;
- нарушение целостности электропроводки;
- окисление и загрязнение поверхности контактов;
- перегоревший предохранитель, встроенный в электросеть приборной панели;
- неисправность электронного блока управления;
- ошибки, допущенные при установке приборной панели после разборки.
История появления
Идея создания прибора, способного определять скорость движения, была предложена Леонардо да Винчи в 1500 году. Ученый предлагал создать прибор, пригодный для установки на конные повозки, но рабочие механизмы изготовлены не были. Появление автомобилей с улучшенными динамическими характеристиками потребовало использования спидометров. Первым производителем, представившим устройство, стала американская фабрика Oldsmobile. Представленная в 1901 году модель Curved Dash в стандартной комплектации получила спидометр.
Электромагнитное устройство было разработано в 1916 году Николой Теслой, получившим патент от Патентного ведомства США на свое изобретение. Воплощенные идеи продолжают использоваться в продукции, выпущенной в 2021 году. В процессе развития отрасли была повышена точность измерений, устранено дрожание от стрелки (дефект хорошо виден на старых советских грузовиках типа ГАЗ-51 или 53).
Вместо ламп бокового освещения было введено освещение салона, что снизило нагрузку на глаза водителя и улучшило видимость указателей в ночное время.
В чем отличие электромеханического прибора
Электромеханический спидометр также использует гибкий приводной вал, но блок скорости магнитной индукции в блоке устроен иначе. Вместо алюминиевого цилиндра здесь установлен индуктор, где под действием изменяющегося магнитного поля вырабатывается электрический ток. Чем выше скорость вращения постоянного магнита, тем больше ток, протекающий через катушку. К выводам катушки подключается стрелочный миллиамперметр, который используется в качестве указателя скорости. Такое устройство позволяет повысить точность показаний по сравнению с механическим спидометром.
Особенности электронного спидометра
В электронном спидометре нет механической связи между датчиком скорости и прибором на приборной панели.
Быстродействующий блок устройства имеет электронную схему, которая обрабатывает электрический импульсный сигнал, поступающий от датчика скорости по проводам, и выдает на выход соответствующее напряжение. Это напряжение подается на стрелочный миллиамперметр, выполняющий функцию указателя скорости. В более современных устройствах указатель управляется шаговым двигателем.
В качестве датчиков скорости используются различные устройства, генерирующие пульсирующий электрический сигнал. Таким устройством может быть, например, импульсный индуктивный датчик или оптическая пара (светодиод + фототранзистор), где генерация импульсов происходит за счет прерывания световой связи при вращении щелевого диска, закрепленного на валу.
Но, пожалуй, наибольшее распространение получили датчики скорости, принцип работы которых основан на эффекте Холла. Если поместить проводник, по которому течет постоянный ток, в магнитное поле, в нем возникает поперечная разность потенциалов. При изменении магнитного поля изменяется и величина разности потенциалов. Если приводной диск с прорезью или выступом вращается в магнитном поле, мы получаем импульсное изменение поперечной разности потенциалов. Частота импульсов будет пропорциональна скорости вращения мастер-диска.
Для отображения скорости вместо указателя иногда используют цифровую индикацию. Однако постоянно меняющиеся цифры на спидометре несколько хуже для водителя, чем ровное движение стрелки. Если ввести задержку, мгновенная скорость может отображаться не совсем точно, особенно при ускорении или торможении. Поэтому в спидометрах по-прежнему преобладают аналоговые стрелки.
Откуда берется погрешность показаний
Несмотря на постоянный технический прогресс в автомобилестроении, многие отмечают, что точность показаний спидометра все еще не очень высока. И это не плод чрезмерно активного воображения отдельных водителей. Небольшая ошибка преднамеренно исправляется производителями уже при производстве устройств. Причем эта погрешность всегда в большую сторону, чтобы исключить ситуации, когда показания спидометра под воздействием различных факторов будут ниже реальной скорости автомобиля. Это сделано для того, чтобы водитель случайно не превышал скорость, регулируемую неправильными значениями на устройстве.
Помимо обеспечения безопасности, производители преследуют и собственный интерес – стремятся исключить судебные иски от недовольных автомобилистов, оштрафованных или попавших в ДТП из-за ложных показаний спидометра.
Погрешность спидометров обычно нелинейна. Он близок к нулю примерно при 60 км/ч и постепенно увеличивается со скоростью. На скорости 200 км/ч погрешность может достигать 10 процентов.
Другие факторы также влияют на точность показаний, например, связанные с датчиками скорости. Особенно это касается механических спидометров, шестерни которых постепенно изнашиваются.
Часто сами владельцы автомобилей допускают дополнительную ошибку, устанавливая шины, размер которых отличается от номинального. Дело в том, что датчик считает обороты выходного вала коробки передач, которые пропорциональны оборотам колес.
А вот с шинами уменьшенного диаметра автомобиль за один оборот колеса проедет меньшее расстояние, чем с шинами номинального размера. А это значит, что спидометр покажет завышенную скорость на 2…3 процента по сравнению с реальной. Такой же эффект будет при вождении с недостаточным количеством воздуха в шинах. Установка шин увеличенного диаметра, наоборот, приведет к занижению показаний спидометра.
Ошибка может оказаться совершенно недопустимой, если вместо штатного установить спидометр, не предназначенный для работы в данной конкретной модели автомобиля. Это необходимо учитывать, если возникнет необходимость замены неисправного узла.
На какой скорости какую передачу включать
1) На автомобиль может быть установлена как механическая коробка передач (МТ), так и автомат. Однако в тех случаях, когда на вашем автомобиле установлена механическая коробка передач, необходимо учитывать, что для каждой передачи существуют определенные интервалы. Это означает, что при увеличении или уменьшении скоростного режима необходимо переключаться на ту или иную передачу.
2).Для первой передачи диапазон скоростей составляет от 0 до 20 км/ч. Но вы также должны переключиться на первую передачу, когда отправляетесь в путь. И когда скорость автомобиля близка к максимальной для этой передачи, переключаемся на другую. Конечно, можно переключаться и на другие передачи на скорости 40 км/ч, но при этом частота вращения коленчатого вала будет достигать своего максимального уровня, что конечно же не может не сказаться на состоянии двигателя. Также можно переключиться на вторую передачу на 3 км/ч, но тогда машина будет дольше разгоняться, не говоря уже о том, что это может очень негативно сказаться на работе двигателя и коробки передач.
3) На второй передаче можно ехать с интервалом скорости от 20 до 40 км/ч. А вот при приближении к порогу в 40 км/ч необходимо переходить на третью передачу, что также позволит сэкономить на расходе топлива. Переключаемся на четвертую передачу на скорости 60 км/ч. Двигатель должен работать ровно, а сам переход должен быть плавным и без рывков. Но, а если в машине пятиступенчатая коробка передач, то переходим на пятую передачу, когда скорость достигает 90 км/ч. Также помните, что на пятой передаче при движении со скоростью 90-110 км/ч топливо будет расходоваться экономно. А если скорость автомобиля выше этой черты, то расход может значительно увеличиться, что, конечно же, приведет к дополнительным затратам.
4) При уменьшении скоростного режима также необходимо учитывать интервалы передачи скоростей, но только в обратном порядке. Переключаемся с пятой на четвертую передачу, когда скорость падает до 60-70 км/ч. На третьем — при 40-50 км/ч, на втором — при 20-40 км/ч, а на первом при снижении скоростного режима до 10-20 км/ч.
5) В некоторых случаях при переключении передач необходимо учитывать и состояние самого автомобиля. То есть прислушиваемся к работающему двигателю, который при несвоевременном переключении передач начинает «гудеть». Если вы новичок, рекомендую сосредоточиться на скоростных интервалах.
Наиболее частые причины поломок
Статистика отказов электронного спидометра показывает, что проблемы чаще всего возникают из-за попадания влаги на соединительные клеммы или их загрязнения.
Вторая причина – обрыв сигнальных проводов или обрывы. Поэтому скорее всего придется заменить провода или зачистить и просушить контакты подключения.
Если результаты проверки показывают, что датчик или индикатор не работают должным образом, замените его.
Следует помнить, что ремонт спидометра зачастую может оказаться значительно дороже полной замены. Не забывайте, что разборкой и установкой оборудования должны заниматься профессионалы или хотя бы автомобилист, умеющий разбираться в нюансах этой работы. В противном случае неправильная установка приборной панели может вызвать ряд проблем, даже если спидометр работает.
Видео про GPS спидометр из Китая:
Принцип работы спидометра на переднеприводных и заднеприводных авто
В принципах работы динамиков на передне- и заднеприводных автомобилях есть функции. На заднеприводных автомобилях спидометр контролирует вращение вторичного вала трансмиссии и вычисляет по нему скорость.
На автомобилях с передним приводом оборудование измеряет объем движения автомобиля с левым рулем. Погрешность АС в этом случае большая, так как передние колеса поворачивают машину и добавляется эффект скругления дороги. При повороте налево «фиксированная скорость» чуть меньше, чем при движении по прямой, а направо — чуть больше.
Как устроен механический прибор, принцип работы
Механический спидометр состоит из следующих основных узлов:
- оборудование датчика скорости автомобиля;
- гибкий вал, передающий информацию на панель приборов;
- сам спидометр;
- счетчик расстояний (узел).
Блок магнитной индукции, взятый за основу механического спидометра, включает в себя постоянный магнит, соединенный с приводным валом, а также цилиндрическую алюминиевую катушку. Центр поддерживается складом. Для предотвращения ошибок в показаниях верхняя часть катушки закрыта алюминиевым экраном, защищающим от воздействия магнитного поля.
На коробке передач находится пластмассовая шестеренка, или набор шестерен, который сообщается с одной из шестерен коробки передач и передает первичную информацию по кабелю.
Спидометр работает так: при вращении катушки образуются вихревые токи, из-за которых она начинает отклоняться на определенный угол, который в свою очередь зависит от скорости автомобиля.
Спидометр работает путем передачи крутящего момента через датчик и гибкий вал на шестерню. Минимальную погрешность показаний дает непосредственная связь с вращением ведущих колес.
Одометры каких марок авто скручивают чаще?
Чаще всего скрученный пробег можно встретить у автомобилей отечественного и японского производства, а также некоторых моделей автомобилей, произведенных в Европе. Авто немецкого производства, лучше защищено от внешних воздействий. Они дублируют любые изменения с разными специальными юнитами. Автомобили BMW считаются самыми устойчивыми к вмешательству мошенников, где дублирование показаний пробега осуществляется чипом в ключах зажигания.
Пробег многих японских марок можно узнать в документах, которые к ним прилагаются. При покупке автомобиля на аукционе прилагается аукционный лист, содержащий точную информацию о показаниях одометра. Если рассматривать европейские и отечественные автомобили, то скручен в них пробег или нет, можно узнать только по косвенным признакам, и других способов нет.
Для чего нужен спидометр?
Это устройство помогает в режиме реального времени, водитель узнает о:
- интенсивность движения транспортного средства;
- скорость движения;
- расход топлива на определенной скорости.
Кстати, часто на спидометрах отметка по максимальной скорости чуть выше той, что указана в характеристиках автомобиля.
Работа электромеханического спидометра
Устройства с подобным принципом действия более популярны, особенно в отечественном автомобилестроении. Их конфигурации различны. Суть работы остается неизменной и аналогична механическим аналогам, это датчик скорости и сам счетный узел. Отличие только в реализации функций.
В электромеханических устройствах используются следующие датчики:
- общая шестерня, соединенная с выходным валом КПД и левого руля;
- импульсные, работающие на основе эффекта Холла;
- индукция;
- комбинированный.
Модифицированы скоростные узлы, применены магнитоиндукционные с индикацией магнитоэлектрические устройства. Они работают совместно с датчиком скорости автомобиля на основе шестерни. Точными считаются счетные устройства с основанием электронного блока и показаниями миллиамперметра. Они работают совместно с комбинированными и электронными датчиками.
В модифицированных системах измерение производится с помощью специальной микросхемы или датчика, настраивающего сигнал и преобразующего его электронным блоком, который передает показания на приборы. Величина тока пропорциональна скорости автомобиля, и стрелка прибора находится в этой зависимости. В скоростных узлах блок обрабатывает сигнал, полученный датчиком скорости. Принцип индикации сохранен.
История создания
Самый первый спидометр, установленный на легковом автомобиле, появился в 1901 году, и таким автомобилем стал Oldsmobile. Однако в Интернете бытует мнение, что первый аналог спидометра изобрел русский умелец Егор Кузнецов. Впервые обязательной опцией спидометр стал в 1910 году. OS Autometer стала первым производителем, начавшим выпускать спидометры для транспортных средств.
В 1916 году Никола Тесла придумал спидометр принципиально уникальной конструкции, который используется до сих пор.
С 1908 по 1915 год выпускались барабанные и стрелочные спидометры. Позже они начали использовать цифровые и указки. Кстати, стрелочные переводы выбрали все автопроизводители, из-за удобства чтения показаний.
С 50-х по 80-е годы прошлого века применялись ленточные спидометры, чаще всего на американских автомобилях, а также барабанные спидометры. От этих типов спидометров отказались из-за малой информативности, что могло привести к опасным ситуациям на дороге.
В 80-е годы японцы постепенно внедряют цифровые спидометры, но это не получило широкого распространения из-за некоторых недостатков. Оказалось, что аналоговые индикаторы лучше читаются. Цифровые спидометры нашли свое применение на спортивных мотоциклах, где они оказались очень практичными.
Работа электронного спидометра
Основное отличие электронного блока от электромеханического – включение в комплектацию одометра с цифровым дисплеем. Других принципиальных отличий нет. Такие устройства используют популярные бренды проката автомобилей. Их устанавливают не только на грузовые и легковые автомобили, их часто используют при производстве различной техники.
Скоростной режим определяется с минимальной погрешностью. Устройства максимально точны и безопасны. Кроме того, подкрутить данные о пути, который машина проехала своим ходом, точно не получится, это можно сделать только при помощи специального оборудования.
Обратите внимание на следующее! Несмотря на все достоинства, есть один важный недостаток – водителю сложно привыкнуть к прибору с электронной индикацией, поэтому инженеры отказываются при проектировании от классической стрелки, для облегчения восприятия.
Почему спидометр врёт: существующая погрешность
Спидометр автомобиля часто искажает реальную скорость и отражает больше, чем она есть на самом деле. Нельзя сказать, что это плохо, ведь соблюдение режима движения – обязанность каждого водителя. Ее контроль предотвращает штрафы.
Средняя погрешность современных средств измерений составляет до 10 %. Отображается при скорости 200 км/ч, поэтому, если прибор показывает такую цифру, машина реально едет 180 км/ч, в то же время не всегда есть зависимость, когда едешь 100 км/ч ч показатель будет выше на 5-7 единиц, а при 60 км/ч он минимален или отсутствует.
Любой спидометр будет завышать показания, ведь он вычисляет скорость по интенсивности движения ведущих колес. Есть зависимость от диаметра шин и их состояния, значение просто не может быть стабильным.
Видео: Спидометр или навигатор. Кто врёт?
Как определить скручивание механического одометра?
Во всех автомобилях можно изменить фактические показания пробега. Если автомобиль оснащен механическим одометром, изменение пробега производится двумя простыми способами
Если покупатель сомневается, что пробег механического одометра был скручен вручную, следует произвести внешний осмотр прибора. Цифры на счетчике во время движения машины должны иметь плавное вращение без скачков. Также, внимательно присмотревшись к циферблату, можно увидеть темное пространство, разделяющее соседние значения. Если обнаружится, что он изменил цвет, можно утверждать, что кто-то подделал одометр.
Для изменения километров при использовании электродрели
обнаружить помехи в работе устройства практически невозможно. В такой ситуации необходимо исходить из внешнего состояния узлов автомобиля, которые визуально должны соответствовать показаниям дороги, по которой проехал автомобиль.
Основные неисправности спидометров
Список основных неисправностей:
- разрушение шестерен (происходит, если они изготовлены из пластика);
- обрыв троса в месте прилегания к скоростной части;
- контактное окисление;
- повреждение линий электропередач;
- электронная ошибка.
Устранить некоторые поломки сможет даже неопытный автомобилист, главное иметь под рукой необходимые инструменты: мотор на 12 вольт, отвертку, фонарик и домкрат.
Диагностика и устранение неисправностей спидометра
Алгоритм поиска и устранения неполадок выглядит следующим образом:
- Для выявления неполадок необходимо приподнять пассажирскую сторону автомобиля с помощью домкрата.
- Снимите переднюю панель, чтобы найти само устройство. (Для некоторых моделей этот шаг отсутствует, поэтому вам следует обратиться к руководству пользователя или обучающему видео).
- Снимите приборы, сняв стопорную гайку с троса индикатора, запустите двигатель и включите 4 передачи.
- Убедитесь, что трос в защитном кожухе вращается. Если это произошло, выключите двигатель, вставьте и затяните наконечник троса, затем снова запустите двигатель и включите 4 передачу – оцените показания индикатора. Если стрелка меняет положение — это неисправность, замена поможет исправить.
Если трос не крутится при работающем двигателе и включенной трансмиссии, необходимо заглушить двигатель и снять трос с привода, расположенного со стороны трансмиссии со стороны водителя. Трос необходимо вынуть из моторного отсека и осмотреть наконечник, убедиться в правильности формы (квадрат). Его нужно свернуть на одну сторону троса и следить за движением. Если вращение синхронно с обеих сторон, то проблема в шестерне, ее надо менять. Выполнить операцию можно самостоятельно по инструкции, описанной в технической документации на конкретную модель.
Видео: Что делать, если дёргается стрелка спидометра ВАЗ
Ремонт и диагностика электронного спидометра
Ремонт электронного спидометра своими руками сложнее. Для проведения работ понадобится тестер и сканер инжекторных двигателей или осциллограф. Все автомобили, выпущенные после 2000 года, имеют встроенный компьютер, позволяющий запустить функцию самодиагностики. Если прибор выдает ошибку, ее необходимо расшифровать с помощью таблицы в руководстве пользователя.
Результаты диагностики покажут, работает ли вся измерительная система или нет. При обнаружении неисправности поиск поломки необходимо проводить самостоятельно. Для этого работают аналогично инструкции для механического типа, а затем подключают осциллограф к среднему контакту датчика скорости и фазе (+) аккумулятора. Запустите двигатель и включите первую передачу.
Исправный датчик будет посылать импульсный сигнал напряжением не менее 9 вольт и частотой в диапазоне 4-6 герц. Если спидометр работает, включите передачу и проверьте тестером провод, затем осмотрите клеммы.
Обратите внимание на следующее! Электронные устройства чувствительны к влаге и пыли, поэтому выходят из строя чаще, чем механические. Убрать такую поломку можно легко, достаточно протереть и почистить контакт.
Видео: Не работает спидометр в автомобиле
Полезные советы автоэлектрика, какие могут быть причины поломки спидометра автомобиля.
Погрешность показаний
SA сам по себе является настраиваемым инструментом, но он не может быть точным на 100%. Как и все другие единицы измерения, SA имеет некоторую погрешность и обычно единица завышает скорость, но не занижает ее.
В среднем погрешность спидометра составляет около 10%, но этот показатель может меняться в зависимости от многих причин:
- На переднеприводных автомобилях работа спидометра привязана к левому колесу. Поэтому ошибка может появиться в любой момент. Например, поворот влево уменьшит значение SA, а поворот вправо увеличит его.
- Важную роль играет размер резины. Если вы установите на свой автомобиль шину меньшего диаметра, это может увеличить количество оборотов, соответственно показания СА будут выше, чем есть на самом деле. В том случае, если на колеса будут надеты шины большего диаметра, чем необходимо, полученные показатели будут занижены.
- Если высота резины выше на 1 см, это также увеличивает ошибку считывания, которая становится равной 2,5%.
- Давление в шинах и износ шин также имеют не менее важное влияние на правильную скорость. Если шины плохо накачаны, это приведет к увеличению расхода топлива, а также снижению возможной максимально допустимой скорости. И при этом сам SA будет демонстрировать завышенные показатели.
Если учесть все эти моменты, то можно смело сказать, что СА не является точным прибором и никогда не сможет максимально точно продемонстрировать скорость автомобиля. На сегодняшний день наиболее точные показатели могут дать только цифровые устройства, а также устройства, подключенные к GPS-навигаторам. Последний, благодаря спутниковому позиционированию, может демонстрировать самую точную скорость без ошибок. Если вы заметили, что погрешность в работе СА слишком высока, необходимо провести диагностику устройства или обратиться к специалисту.
К сожалению, в настоящее время нет доступных опросов.
Методы диагностики
При подозрении на неисправность спидометра следует немедленно диагностировать проблему. Для определения проблем в электронном спидометре нужно:
- электрический тестер;
- отвертки – крестовая и плоская, под различные шурупы;
- гаечные ключи;
- осциллограф или сканер инжекторного двигателя автомобиля.
Большинство моделей автомобилей с инжекторными двигателями, выпущенными после 2000 года, имеют функцию самодиагностики в бортовом компьютере. Если спидометр неисправен, функция привода выдаст ошибку. Расшифровать сообщение об ошибке можно с помощью соответствующей табличной информации, включенной в инструкцию к автомобилю.
К сожалению, функция самодиагностики лишь демонстрирует сам факт исправности или некорректной работы электронного спидометра. Если факт неисправности будет установлен, нужно будет самостоятельно определить, какой блок спидометра неисправен – диагностика таких нюансов не показывает.
Чтобы самостоятельно попытаться выяснить, какая часть электронного спидометра вышла из строя, нужно взять осциллограф и подключить его к центральному контакту датчика скорости (это контактор, расположенный в месте расположения станции спидометра) и плюсовой контакт аккумулятора. После завершения подключения запустите двигатель на первой передаче.
Если датчик спидометра исправен, осциллограф должен показать импульс напряжением не менее 9 вольт и частотой от 4 до 6 Гц. В противном случае проблема кроется в датчике спидометра.
Если датчик работает правильно, продолжайте процесс проверки. При выключенной передаче проверьте состояние провода от датчика к модулю контроллера электронной системы управления. Это можно сделать с помощью тестера.
Второй вариант – определить, доходят ли сигналы, поступающие от датчика, до входа электронного блока управления (это можно сделать с помощью того же осциллографа).
Если сигналы с датчика в норме, этот участок провода исправен.
Двигаться дальше. Следующим шагом является проверка проводов и клемм, участвующих в соединении между электронным блоком управления и электронным указателем спидометра. Сильно облегчает задачу наличие специального сканера, позволяющего провести диагностику индикатора устройства.
Вариант диагностики при помощи индикаторной лампочки
Для этого метода диагностики вам понадобится лампа, рассчитанная на 12 В, и два метра проводки. Один провод присоединяем к «плюсу», другой — к «минусу» лампочки. Сюда же можно подключить батарейку «Крона» или аналогичную ей.
Один из проводов, прикрепленных к фонарю, соедините с корпусом или корпусом аккумулятора, а свободным проводом выполните серию частых касаний к центральному контакту датчика скорости. Если между разъемом и спидометром нет неисправности, спидометр среагирует. В этом случае очевидно, что сам датчик спидометра требует замены.
Особенности эксплуатации спидометра
У автомобильных спидометров есть один главный недостаток – достаточная погрешность по сравнению с другими приборами. Ошибка зависит от ряда факторов. Агрегаты с механическим приводом показывают наибольшее отклонение от истинных результатов и должны регулярно проверяться для поддержания этой нормы. При износе ведущей шестерни он увеличивается и достигает 10% и более.
Электронные приборы лишены этого недостатка, поэтому обладают повышенной точностью, но ни один из приборов не исключает ошибок. Вероятность возрастает при установке на автомобиль колес меньшего диаметра или при езде на спущенной шине. Причиной высокой погрешности является тактика подсчета скорости оборотов, совершаемых вторичным валом привода ведущих колес в единицу времени. Когда оно падает или давление внутри шины падает, количество оборотов на километр будет больше.
Дополнительная ошибка появляется на переднеприводных автомобилях. Это связано с изменением скорости вращения передних колес при разных углах наклона. При повороте вправо показатели увеличиваются, влево уменьшаются.
Внимательно выбирайте новый спидометр для установки на автомобиль в случае полной поломки старого. Стоит установить датчики, рекомендованные производителем, иначе приборы будут работать с большой погрешностью. Современные устройства считаются универсальными.
Водитель должен понимать, что выход из строя спидометра является поводом для срочного ремонта или замены. Недопустимо определять скорость «на глаз», погрешность может быть значительной, тогда возрастет риск ДТП и штрафа за нарушение ПДД.
Цена на ремонт спидометра в автосервисах начинается от 1000-1500 рублей.