- Что такое пневмоподвеска
- Тип и архитектура подвески значения не имеют. При желании комплектом камер, ресивером и компрессором оснастят хоть «Ладу», хоть «Ламборгини».
- Конструкция типовой пневматической подвески
- Составные элементы и принцип работы
- Часто задаваемые вопросы по поводу пневмоподвески
- Что такое пневмоподвеска?
- Ручной и автоматический режимы эксплуатации пневматической подвески
- Принцип работы классической пневмоподвески
- Разновидности пневмоподвесок
- Можно ли установить своими руками?
- Достоинства и недостатки пневматической подвески
- Преимущества пневмоподвески
- Недостатки пневматической подвески
- Устройство
- Принцип работы
- Особенности эксплуатации, преимущества и недостатки
- Экскурс в историю
- Двухконтурная
- Разновидности по количеству контуров
- Неисправности и ремонт пневмы на автомобиле
- Ремонт пневмоподвески
- Немного истории и где её можно встретить
- Помимо стандартного положения, часто предусмотрены еще два — повыше и пониже. Выбирает водитель, но окончательное слово за электроникой. При достижении определенной скорости (обычно 35–40 км/ч) машина автоматически опустится до нормального уровня. Продвинутые модели сами играют клиренсом в зависимости от скорости и рельефа дороги, не информируя водителя. На магистрали кузов приближается к дорожному полотну еще на 20–25 мм.
- Плюсы и минусы современных пневмоподвесок
- На каких авто устанавливается пневмоподвеска?
Что такое пневмоподвеска
Наиболее распространенное определение пневматической подвески — это устройство, в котором пространственное положение тела по отношению к поверхности дороги контролируется с помощью заполненных воздухом цилиндров. Таким образом, демпфирование осуществляется сжатым воздухом. Вы спросите, а зачем вам пневмоподвеска? Ответ будет примерно следующий: с помощью этого устройства можно изменить клиренс автомобиля. По сути, ваш седан можно одним нажатием кнопки превратить во внедорожник, что автоматически повышает проходимость.
При движении по автомагистрали дорожный просвет можно уменьшить до минимума, уменьшив коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля. А если нужно свернуть в сторону, на грунтовку, увеличенный клиренс позволит без проблем проехать проблемные участки со сложным рельефом. Однако для пневмоподвески также характерна возможность изменения жесткости, что может быть полезно при движении по автомагистралям с разным профилем. Теперь давайте посмотрим, как выглядит пневмоподвеска.
Тип и архитектура подвески значения не имеют. При желании комплектом камер, ресивером и компрессором оснастят хоть «Ладу», хоть «Ламборгини».
Тип и архитектура подвески значения не имеют. При желании даже Lada или Lamborghini будут оснащены набором камер, ресивером и компрессором Тип и архитектура подвески значения не имеют. При желании даже Lada или Lamborghini будут оснащены набором камер, ресивером и компрессором».
Иногда на универсалах, минивэнах и внедорожниках пневмоэлементами оснащается только задний мост. Подразумевается, что багажное отделение (или третий ряд сидений) периодически берет на себя повышенную нагрузку, и поэтому автомобиль приседает на корму. Нажав кнопку в багажнике, вы можете принудительно опустить заднюю часть, облегчая загрузку тяжелых предметов. Причем эта опция предназначена не только для премиум-класса, но и, например, для достаточно доступного Citroen C4 Picasso».
Конструкция типовой пневматической подвески
Несмотря на широкий спектр конструктивных решений, стандартная пневмоподвеска состоит из относительно небольшого количества компонентов:
- компрессор;
- устройство управления;
- получатель;
- подушки безопасности.
Рассмотрим, как устроена пневмоподвеска на примере всех вышеперечисленных элементов конструкции.
Пневмоподушки — это более формальное название ранее упомянутых пневматических цилиндров. Эти упругие элементы устанавливаются отдельно на каждое колесо. Их основная задача – удерживать кузов на заданной высоте от дорожного покрытия.
Пневмоцилиндры обычно изготавливают из многослойной полой резины высокой плотности, которая в рабочем состоянии заполняется атмосферным воздухом под определенным давлением. Их характерный внешний вид напоминает таблетки в нескольких разрезах. Однако часто можно встретить пневматические рессоры, установленные на стойках амортизаторов. Другими словами, в данном случае они являются альтернативой обычным винтовым пружинам.
Компрессор является необходимым компонентом любой пневматической системы. Именно он создает давление, необходимое для нормального функционирования пневматических упругих элементов. Компрессор, являющийся составной частью пневмоподвески, состоит из следующих частей:
- электродвигатель;
- сушка на воздухе;
- соленоидные клапаны.
Задача последнего — обеспечить маршрутизацию сжатого газа. В зависимости от конструктивных особенностей пневмоподвески (в частности, количества клапанов) упругие элементы наполняются сжатым воздухом либо попарно, либо по отдельности.
Ресивер представляет собой элемент подвески, позволяющий изменять клиренс автомобиля. Он занимает промежуточное положение между компрессором и упругими элементами. Конструктивно это металлический баллон емкостью до 10 литров, из которого воздух под давлением через электромагнитные клапаны поступает прямо в упругие элементы. Благодаря наличию ресивера регулировка зазора осуществляется без применения компрессора, то есть за счет имеющегося в этом баке сжатого воздуха.
Система управления пневмоподвеской представляет собой набор датчиков, определяющих текущие характеристики автомобиля и отправляющих эти данные в электронный блок управления. Количество и состав датчиков может быть разным, но типичная их комбинация такова:
- датчик ускорения автомобиля;
- датчик давления в пневмосистеме;
- датчик температуры установленный в компрессоре.
ЭБУ получает сигналы от датчиков в режиме реального времени, обрабатывает их и отдает соответствующие команды исполнительным устройствам. В подавляющем большинстве случаев блок управления пневмоподвеской тесно взаимодействует с системой курсовой устойчивости. К числу дополнительных устройств, поддерживающих функцию пневмоподвески, относятся клапаны, отвечающие за создание необходимого давления в системе, поддержание его на заданном уровне и сброс при необходимости. Мы выяснили, из чего состоит пневмоподвеска, и продолжаем оценивать, каков принцип работы.
Составные элементы и принцип работы
Компрессор является ключевым элементом пневматической подвески, так как этот узел обеспечивает подачу сжатого воздуха. Это устройство простой конструкции, работающее от электродвигателя.
Ресивер представляет собой аккумулятор сжатого воздуха. Благодаря этому узлу пневмоподвеску можно быстро перенастроить — изменить дорожный просвет. Ресивер с компрессором соединен между собой не только трубами, но и системой управления, обеспечивающей автоматическое поддержание давления воздуха в ресивере. Для этого в гидроаккумуляторе установлены датчики давления, благодаря которым система управления определяет количество воздуха и пополняет его с высоким расходом за счет включения компрессора.
Поскольку компрессор нагнетает воздух из окружающей среды, в конструкцию пневмоподвески обязательно входит осушитель, устраняющий влагу.
Блок с электромагнитными клапанами регулирует подачу воздуха к подушкам в зависимости от установленного режима. На каждый цилиндр имеется электромагнитный клапан.
Электромагнитные клапаны работают от сигналов, поступающих от системы управления.
В простой пневмоподвеске (любительской, которую приобретают в магазине автоаксессуаров) блок управления представлен в виде пульта, закрепленного на приборной панели. С помощью этого пульта водитель регулирует степень наполнения баллонов сжатым воздухом.
Но в этой конструкции не реализован автоматический режим поддержания уровня кузова. То есть водитель надувает подушки до нужного режима и управляет автомобилем. Единственное, что возможно при такой конструкции, это выставить нужный зазор на лету.
Работает такая пневмоподвеска очень просто – после запуска двигателя включается компрессор, который нагнетает воздух в ресивер. После наполнения до необходимого давления водитель пультом дистанционного управления подает сигналы на каждый из электромагнитных клапанов, чтобы воздух заполнил пневмобаллоны — автомобиль поднимается. После отключения подачи воздуха наполненные подушки удерживают тело на нужном уровне.
Часто задаваемые вопросы по поводу пневмоподвески
Что такое пневмоподвеска?
Пневмоподвеска относится к замене стандартных упругих элементов подвески, таких как рессоры, рессоры или торсионы, на усиленные, резиновые пневматические рессоры (подушки безопасности), где роль упругого элемента играет сжатый воздух, нагнетаемый из пневматической системы.
Пневмоподвеска имеет ряд преимуществ перед статической рессорной подвеской:
Читайте также: Принцип работы кондиционера автомобиля, устройство, работа
- Возможность изменять свойства (например, жесткость) подвески за счет изменения клиренса. При правильной установке, подборе комплектующих для пневмоподвески, пневмоподушек, амортизаторов можно добиться желаемого результата от управляемости и работы подвески.
- Изменение клиренса автомобиля по желанию водителя. Для разных целей, например для типа автомобиля в автоматическом или полуавтоматическом режиме.
- увеличение допустимой нагрузки на ось. Эта характеристика особенно актуальна для грузовиков и легких коммерческих грузовиков и фургонов. Возможность эффективно использовать грузоподъемность автомобиля без потери ходовых качеств. Пневматическая подвеска также помогает решить проблему излишней жесткости подвески на джипах и автодомах, облегчить буксировку тяжелых прицепов и караванов.
Надежность Надежность пневматической подвески подтверждена миллионами пробегов тяжелых грузовиков за последние семьдесят лет. При заводских испытаниях пневморессоры выдерживают десятки миллионов циклов, что соответствует сорока-пятидесяти годам эксплуатации. Если подушка безопасности не трется об элементы кузова и подвески, а также не нагревается от близко расположенных выхлопных труб, то она способна пережить машину.
Ручной и автоматический режимы эксплуатации пневматической подвески
Рассмотрим, какие существуют способы регулирования пневмоподвески. Есть автоматический и ручной режим для управления дорожным просветом машины.
В первом варианте процесс контролируется системой управления в электронном режиме, а во втором клиренс задает водитель.
Автоматические конструкции предназначены для контроля показателей скорости, ускорения, уровня наклона. Это передача сигналов от датчиков к исполнительным механизмам. Во время крутых поворотов система управления определяет уровень крена и регулирует жесткость подвески.
На работу подвески влияет скорость автомобиля. При его увеличении клиренс падает сам по себе, а при уменьшении — растет.
Функции ручного управления зависят от типа системы. Например, при наличии пневматических стоек изменится жесткость и клиренс.
Принцип работы классической пневмоподвески
Поскольку задачей пневмоподвески является изменение положения кузова автомобиля по отношению к дорожному покрытию в зависимости от текущих условий движения автомобиля, рассмотрим, как это достигается. В принципе, здесь нет ничего сложного — повышая давление в системе, мы тем самым увеличиваем зазор. Но при этом жесткостью приходится жертвовать. Снижение давления приводит к обратному эффекту – автомобиль зависает, центр тяжести смещается вниз, но при этом снижается и жесткость подвески. Он становится более плавным, а вождение более комфортным. Отметим, что в большинстве случаев регулировка зазора представляет собой дискретный процесс, состоящий из трех режимов:
- обычный;
- уменьшенный;
- увеличенный.
Нормальный режим характерен для движения автомобиля по ровной дороге со скоростью в пределах 50-100 км/ч. Если текущая ситуация требует движения с меньшей скоростью и по неровной дороге, имеет смысл использовать увеличенный дорожный просвет. По понятным причинам все эти манипуляции выполняются вручную нажатием соответствующей кнопки. Однако бывают ситуации, когда используется автоматическая регулировка положения кузова автомобиля. Это свинг. При наличии в ресивере в такие моменты достаточного количества сжатого воздуха боковые крены машины будут уменьшаться без участия водителя. После завершения маневра лишний воздух удаляется через клапаны.
Разновидности пневмоподвесок
Пневмоподвеску нельзя назвать самостоятельным элементом ходовой части автомобиля, так как в большинстве случаев она работает одновременно с другими типами демпфирующих устройств (подвеска типа Макферсон, неразрезная балка, так называемая многорычажная подвеска). В целом все такие системы, которые устанавливаются регулярно, можно разделить на две категории:
- простая пневмоподвеска, где вместо классических пружин установлен пневмоэлемент;
- адаптивные устройства, в которых амортизаторы могут динамически изменять жесткость. При этом степень сглаживания вибраций может происходить в зависимости от предпочтений водителя или условий движения.
Так как пневмоподвеска является дорогим элементом конструкции шасси, их устанавливают либо на автомобили премиум-класса, либо на коммерческие автомобили, так как их наличие здесь является важной необходимостью. В зависимости от способа реализации пневмоподвески различают следующие виды:
- одноконтурный, имеющий единую воздушную магистраль, по которой происходит одновременное изменение положения всех имеющихся колодок (обычно их две, обе установлены на задней оси);
- используется двойная схема для обеспечения изменения положения подушек заднего моста по отдельности);
- четырехконтурная характеризуется наличием отдельных магистралей для всех четырех колес.
Одноконтурные системы чаще всего устанавливаются на большегрузные седельные тягачи или грузовики повышенной грузоподъемности, которые оснащены одноосной (передней или задней) пневмоподвеской. Этот тип предназначен для регулирования степени жесткости всего моста, обычно заднего моста, так как именно на него приходится основная часть нагрузки.
Двухконтурные системы устанавливаются на одну или обе оси. При одноосной конфигурации достигается индивидуальная регулировка левого или правого колеса. Во втором случае возможно изменение жесткости заднего/переднего моста, что эквивалентно использованию двух одноконтурных подвесок.
Четырехконтурные системы довольно сложны в реализации, но дают возможность регулировать все четыре колеса по отдельности. На самом деле это очень эффективная подвеска, так как степень увеличения/уменьшения дорожного просвета определяется бортовым компьютером в зависимости от информации, поступающей от датчиков. Особенно заметно использование четырехконтурной пневмоподвески при прохождении поворотов, которая в данном случае практически не ощущается за счет компенсации кренов.
Можно ли установить своими руками?
Вопреки расхожему мнению, установка пневмоподвески своими руками (в том числе и на отечественные автомобили) – дело реальное. Основными модифицирующими элементами являются пневматические подушки.
Дополнительно закупаются электромагнитные клапаны, ниппели, тройники, фитинги, кислородные шланги и другие комплектующие.
В качестве компрессора часто используется агрегат Berkut R20 или Viair 400P, а в качестве ресивера — воздушный баллон от тормозной системы КАМАЗ (с учетом незначительных доработок конструкции).
Для управления подушкой безопасности используется проводной пульт дистанционного управления.
Для примера рассмотрим стоимость установки пневмоподвески на ВАЗ:
- Прочее оборудование — манометр, фитинги и трубы.
- Стойки используются с СААЗ (масло) — 7-8 тыс руб.
- Компрессор. Сюда подходит Berkut R20. Его преимущество – надежность, быстрая прокачка. Итого цена около 5 тысяч рублей.
- Клапаны ГБО выдерживают давление до 25 атмосфер. Стоимость 300-400 рублей за штуку.
- Подушки от Scania 4 поколения. Цена — 3-4 тыс руб./шт.
- Резервуар для пневмоподвески взят из 9. Плюсы устройства — наличие обратного клапана, устойчивость к высокому давлению, вместительность. Затраты — 2-2,5 тысячи рублей.
Общая стоимость 25-27 тысяч рублей. В этом случае алгоритм работы следующий:
- Рабочий контроль.
- Сборка стоек;
- Подключение реле, предохранителей и выключателей;
- Установка патрубков от подушек безопасности и самих подушек безопасности;
- Протяжка и монтаж кислородных линий;
- Установка клапана и переднего контура;
Достоинства и недостатки пневматической подвески
Каждая конструкция имеет свои преимущества и недостатки. Разберем, чем хороша и чем плоха пневмоподвеска.
Преимущества пневмоподвески
- Способность сохранять заданную высоту кузова автомобиля при различных нагрузках. Даже при неравномерной загрузке система поддерживает правильное положение машины по отношению к дорожному покрытию.
- Высота дорожного просвета автомобиля с пневматической подвеской может быть изменена. Особенно это актуально в ситуациях, когда приходится ездить по бездорожью или по дорогам плохого качества, которыми так богата наша страна.
- Пневматическая система обеспечивает плавность хода автомобиля. Водителю и пассажирам ехать в машине с «пневматикой» гораздо удобнее, чем в машине с классической подвеской. Кроме того, пневмоподвеска очень тихая.
- Автомобиль, оснащенный пневмоподвеской, движется плавно, без рывков. Кузов такой машины не раскачивается; в повороте крен машины минимален. Все это способствует хорошей управляемости автомобиля на дороге.
- Если пневмоподвеска установлена на классическую штатную, то заводские опоры и пружины служат дольше.
- Автомобиль с пневмоподвеской значительно увеличивает пробег. При соблюдении всех рекомендаций производителя такой автомобиль может спокойно проехать до 1 миллиона километров.
- Автомобиль с пневматической подвеской имеет большую грузоподъемность, чем автомобиль той же марки и класса с обычной подвеской.
Недостатки пневматической подвески
- Первый недостаток пневмоподвески – это, пожалуй, стоимость. Современные системы оснащены рядом вспомогательных функций, таких как пневматический сигнал, автоматическое повышение давления в шинах и т д. Конечно, это не снижает затрат на строительство, поэтому в современном автомобилестроении пневматика устанавливается в основном на грузовики и бизнес автомобили класса.
- Оборудование требует постоянного ухода: пневматика не выдерживает грязи, пыли и песка, поэтому за ней нужно постоянно следить и чистить. Надо ли говорить, что в отечественных дорожных условиях это превращается в непростую процедуру?
- Пневматические подушки практически невозможно отремонтировать. Поэтому, если пневмоэлемент вышел из строя, его необходимо заменить.
- На морозе пневматика работает с ограничениями, поэтому любители зимних поездок вряд ли смогут оценить все преимущества такой конструкции.
- Дорожные реагенты, которыми мы так любим обрабатывать зимники, также значительно сокращают срок службы механизмов.
Рассмотрев преимущества и недостатки пневмоподвески, можно утверждать, что данная конструкция очень актуальна как для грузовых, так и для легковых автомобилей. Более того, постоянное улучшение характеристик делает пневматическую подвеску все более популярной и востребованной.
Но, к сожалению, при таком уровне развития автомобилестроения приходится признать, что «пневматику» могут себе позволить лишь те, кто готов вкладывать в автомобиль значительные средства, а скорее всего автовладельцы, проживающие в южных регионах России так сильна страна, где не морозы и не так много реагентов на дорогах.
Видео по подключению пневмоподвески:
Устройство
Пневмоподвеска современного автомобиля состоит из следующих элементов:
компрессор, используемый для создания давления воздуха;- ресивер, в котором хранится минимальный запас сжатого воздуха;
- модуль фильтрации и сушки. Для продления срока службы компрессора и корректной работы всех клапанов, датчиков в систему подается только очищенный воздух. Так как в процессе сжатия температура воздуха повышается, на стенках металлического ресивера образуется конденсат, благодаря чему воздух перед подачей в систему осушается;
- пневматический упругий элемент, которому принадлежит основная роль в поддержании тела;
- шланги, фитинги для герметичного соединения элементов системы;
- датчики уровня тела и ускорения, используемые для автоматической регулировки положения тела;
- датчик температуры компрессора;
- датчик давления воздуха в системе;
- блок управления, принимающий данные от датчиков и управляющий исполнительными механизмами;
- клапаны в систему управления (для создания давления в пневмоупругих элементах, для сброса давления, для поддержания давления в ресивере). Конструктивно клапаны расположены в блоке электромагнитных клапанов;
- система управления приборной панелью.
Пневмостойки и модуль подачи воздуха, в состав которого входят ресивер, компрессор, фильтро-осушитель, образуют пневмосистему шасси автомобиля. Система может быть открытой (воздух выбрасывается в атмосферу) или закрытой. В замкнутом контуре воздух снова возвращается в магистраль, что снижает потери на последующее повышение давления.
Принцип работы
Как правило, пневмоподвеска имеет 3 режима работы:
- менять уровень тела в зависимости от скорости движения;
- поддерживать уровень тела на заданном уровне;
- принудительное уменьшение/увеличение уровня дорожного просвета.
Основная роль во всей работе подвески отводится пневматическим элементам, которые состоят из корпуса с направляющей, втулки и поршня. Манжеты изготовлены из прочного эластомера. Конструктивно пневмоэлемент может быть выполнен вместе с амортизатором или установлен отдельно.
Особенности эксплуатации, преимущества и недостатки
Основным недостатком пневматической подвески является высокая стоимость производства. В остальном современные системы достаточно надежны. Владельцам подушек безопасности открытого типа настоятельно рекомендуется почаще поднимать автомобиль на мойке, чтобы тщательно вымыть песок и грязь из-под манжет. Также необходимо следить за тем, чтобы воздушные шланги не перетерлись. Утечки воздуха необходимо устранять как можно скорее, так как частое включение компрессора значительно сократит срок его службы.
В остальном возможность изменения жесткости подвески, клиренса автомобиля не только дает преимущество при перевозке грузов или езде по бездорожью, но и в целом делает автомобиль более универсальным.
Экскурс в историю
Уильям Хамфрис был человеком, который запатентовал подушку безопасности в 1901 году. Спустя некоторое время к этой идее вернулись военные. Пневмобаллоны, установленные на оси грузовика, позволяли перевозить больший вес и при необходимости увеличивать клиренс, что давало такой технике преимущество на бездорожье.
Пневматическая подвеска пришла в гражданское автомобилестроение в 1930-х годах, когда был выпущен Stout Scarab. Автомобиль был оснащен 4 пневмобаллонами Fairstone. Воздушный компрессор был соединен с двигателем приводным ремнем. Примечательно, что в автомобиле использовалась 4-контурная система, которая и по сей день считается лучшим решением для пневмоподвески. Air Lift внесла огромный вклад в развитие отрасли. Именно с этой компанией связан приход пневматических элементов в автоспорт, конечно, если можно назвать нелегальными бутлегерскими гонками, трансформировавшимися впоследствии в Nascar.
До начала 1960-х подушки безопасности располагались внутри пружин. Несмотря на неудачу первых систем с внешними пневматическими элементами, именно в этот период некоторые автомобили стали оснащаться пневмоподвеской уже с завода.
Двухконтурная
Он может быть установлен как на обе, так и на одну ось.
Система объединяет два контура с воздухопроводами и клапанами.
Здесь ресивер и компрессор разделены. Так один контур отвечает за регулировку переднего моста, а другой — заднего.
Если система устанавливается на одну ось, левый и правый пневмобаллоны настраиваются отдельно.
Разновидности по количеству контуров
Пневматические подвески делятся на три типа по количеству так называемых воздушных контуров:
- С одним контуром. В конструкции используется только один электромагнитный клапан и два цилиндра, закрепленные на одном валу. Такая подвеска нашла применение только на грузовиках.
- Двойной контур. Включает в себя два электромагнитных клапана. Этот тип подвески используется как на одной оси (каждый клапан отвечает за наполнение одного баллона), так и на двух мостах (клапан обслуживает две подушки безопасности, установленные на одной оси).
- Четырехконтурный. Включает в себя 4 электроклапана, каждый из которых работает с колодкой.
Первые два типа подвески используются только на грузовых автомобилях, а вот 4-контурная используется на легковых автомобилях.
Еще кое-что полезное для вас:
- Демпфер: что это такое в автомобиле и каково его назначение
- Для чего нужен автомобильный амортизатор?
- Что такое сайлентблок и зачем он нужен?
Неисправности и ремонт пневмы на автомобиле
При эксплуатации автомобиля на воздухе необходимо обращать внимание на основные признаки неисправности пневмоподвески. К симптомам неисправности относятся:
- опускание передней и/или задней части при выключенном двигателе;
- при запуске двигателя поднимается только задняя или передняя часть автомобиля;
- после запуска двигателя борт не поднимается, снаружи автомобиля слышно шипение;
- передняя часть поднимается выше задней;
- при активной езде передняя часть опускается, но после остановки поднимается выше задней части;
- клиренс постоянно меняется, кузов не может принять нужное положение;
- не возможно изменить клиренс, не возможно включить сервисный режим по ремонту пневмы, не возможно произвести регулировку колеса;
Часто загорается значок ошибки пневмоподвески на панели приборов. Это оповещение информирует водителя о проблемах, а также может свидетельствовать о том, что пневма работает в аварийном режиме.
Как правило, основные проблемы связаны со следующими неисправностями:
- утечка воздуха через пневматические пружины или соединения;
- износ поршневых колец компрессора;
- неисправности датчиков и управляющей электроники.
Ремонт пневмоподвески
В зависимости от типа неисправности производится ремонт пневмоподвески. Часто выходят из строя пневмобаллоны или пневмостойки, так как их официальный ресурс около 100 тыс км, но на практике проблемы могут возникнуть уже с 50-60 тыс км. Это относится, в частности, к подушкам безопасности открытого типа.
Проще говоря, подушка или подушка безопасности представляет собой резиновую трубку высокого давления, которая растягивается или складывается вдоль рулевого поршня, что позволяет изменять линейную длину амортизатора для изменения зазора. Со временем каркас, а затем и резина изнашиваются, баллон начинает пропускать воздух.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как проверить амортизаторы на автомобиле своими руками. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах проверки стоек на автомобиле. В результате автомобиль опускается, стойки не держат давление. Кстати, резко возрастает нагрузка на компрессор, так как ему приходится постоянно поддерживать давление. В такой ситуации пневмобаллоны необходимо менять как можно быстрее, так как через короткий срок потребуется дополнительный ремонт или замена дорогостоящего воздушного компрессора.
Также отметим, что помимо баллонов и компрессора может выйти из строя блок пневмоклапанов, выпускной клапан или штуцер. Проблемы могут быть и с датчиками высоты, блоком управления подвеской или магистралью.
Немного истории и где её можно встретить
Использование пневматических элементов в подвеске автомобиля началось в начале прошлого века. Первыми в этом деле были американцы. Его пытались реализовать в Cadillac Eldorado. Но он не был хорошо принят и не получил широкого распространения.
В Европе такие попытки предприняли французы, установившие его на модель Citroen CX. Именно на этой машине я впервые увидел, что такое пневмоподвеска. Впечатлений было много: Во-первых, это был курьез, когда машина самостоятельно меняла клиренс. Двигатель был выключен, и машина ровно «легла» на брюхо. А когда двигатель завелся, он тоже поднялся, как по волшебству.
Во-вторых, многие владельцы «французов» позиционировали пневмоподвеску как систему против угона автомобиля. Без запуска двигателя транспортировать машину было невозможно, она села подкрылками на колеса и «брюхом» ударилась о землю. Это было «ноу-хау» для легковых автомобилей на постсоветском пространстве.
С появлением в нашей стране импортных автомобилей пневмоподвеску можно было встретить на грузовиках, прицепах и автобусах. А когда коснулся ТО и ремонта, то понял, что ничего «диковинного» в этом нет — это просто один из типов подвески автомобиля, только более «замороченный». Давайте поговорим об этом сейчас.
Помимо стандартного положения, часто предусмотрены еще два — повыше и пониже. Выбирает водитель, но окончательное слово за электроникой. При достижении определенной скорости (обычно 35–40 км/ч) машина автоматически опустится до нормального уровня. Продвинутые модели сами играют клиренсом в зависимости от скорости и рельефа дороги, не информируя водителя. На магистрали кузов приближается к дорожному полотну еще на 20–25 мм.
Кроме стандартного положения часто даются еще два — выше и ниже. Выбирает водитель, но последнее слово остается за электроникой. При достижении определенной скорости (обычно 35-40 км/ч) машина автоматически опустится до нормального уровня. Продвинутые модели даже играют с клиренсом в зависимости от скорости и рельефа дороги, не сообщая об этом водителю. На трассе кузов приближается к дорожному покрытию еще на 20-25 мм.
Кроме стандартного положения часто даются еще два — выше и ниже. Выбирает водитель, но последнее слово остается за электроникой. При достижении определенной скорости (обычно 35-40 км/ч) машина автоматически опустится до нормального уровня. Продвинутые модели даже играют с клиренсом в зависимости от скорости и рельефа дороги, не сообщая об этом водителю. На трассе кузов приближается к дорожному покрытию еще на 20-25 мм.
Основным преимуществом пневмоподвески является поддержание постоянного дорожного просвета и плавность хода вне зависимости от нагрузки. Как только датчики фиксируют уменьшение расстояния от центра колеса до верхней кромки колесной арки, электронный блок открывает клапаны, впуская в камеры дополнительный воздух, и автомобиль поднимается. Стоит его немного опустить — наоборот, кровоточит.
Плюсы и минусы современных пневмоподвесок
Поскольку пневмоподвеска устанавливается на ограниченное количество моделей автомобилей иностранного производства, многим автовладельцам было бы интересно узнать, какие преимущества есть у автомобилей, оснащенных этими системами. А их довольно много:
- вариативные настройки, т.е возможность регулировать клиренс в определенной области. Изменяя высоту автомобиля над дорогой, мы одновременно регулируем жесткость подвески. Для машин, оснащенных обычными пружинными элементами, такая операция возможна, но только путем замены самих пружин. Согласитесь, вряд ли это можно назвать выходом из положения. Отметим, что использование жестких укороченных рессор действительно дает отличные результаты на ровной рулежной дорожке, что значительно улучшает управляемость.
- Но при этом комфорт отходит на второй план — въезжая на территорию с неровным покрытием, вы сделаете поездку мучительной. Установка мягких и удлиненных пружин позволит комфортно передвигаться по бездорожью, а вот на трассе машина будет вести себя непредсказуемо. Используя пневматическую подвеску, можно избежать всех вышеперечисленных проблем. У водителя есть возможность легким нажатием соответствующей кнопки переключиться с жесткой подвески на мягкую. Другими словами, необходимый компромисс достигается в зависимости от конкретной дорожной ситуации;
- отличная управляемость – одно из главных достоинств пневмоподвески. Особенно ярко это проявляется при прохождении поворотов на высокой скорости, когда даже при малом радиусе поворота чувствуется заметное кренение автомобиля. Пневматическая подвеска способна компенсировать разницу положения колес над поверхностью дороги. Для рессорной подвески о таком режиме можно только мечтать. Правда, следует отметить, что отсутствие крена не означает отсутствия центробежной силы при повороте;
- параметры настройки. Так как нет одинаковых, у каждого водителя свой стиль вождения, свои предпочтения в отношении управления автомобилем. А если учесть, что в большинстве случаев помимо водителя в машине находятся еще и пассажиры, изменение нагрузки поможет улучшить управляемость автомобиля;
- средства достижения эксклюзивности. Для большинства автовладельцев неприемлема бравада возможности изменить клиренс, но есть категория водителей, для которых это жизненная необходимость. Они не пожалеют денег на перестройку своего четырехколесного друга;
- пневматическая подвеска давно и с большим успехом используется на грузовых автомобилях. Возможности, которые предоставляет такая система с точки зрения грузоподъемности, невозможно переоценить. Характерно, что изменение степени нагрузки на колеса практически не влияет на ходовые качества коммерческого транспорта. В последнее время пневмоподвеской оснащают и минивэны, и пикапы. Для этих транспортных средств уровень загруженности может сильно различаться даже в пределах одной и той же поездки;
- наконец, нельзя не отметить отличные эксплуатационные характеристики пневмоподвески, демонстрируемые при низких температурах. Это достигается за счет использования в производстве подушек безопасности резиновых элементов, которые отличаются хорошей эластичностью вне зависимости от погодных условий. Таким образом, можно увеличить срок службы пневмоподвески.
Учитывая столь обширный список достоинств, кажется странным, что пневмоподвеска до сих пор не получила массового распространения. Этот досадный факт становится понятен, если знать основные недостатки пневматических систем демпфирования:
- Практически нулевое обслуживание. Что бы ни истекло, восстановить этот узел будет невозможно. Да и стоимость пневмоподвески на порядок выше, чем у других типов систем. Так что повышенный комфорт, достигнутый такой высокой ценой, неприемлем для большинства автовладельцев;
- отрицательные температуры – еще одна неприятность для таких систем, хотя сама подушка безопасности почти не страдает от сильных морозов. Но другие узлы могут легко выйти из строя;
- дорожные химикаты, применяемые для борьбы с обледенением, с таким же успехом могут привести к выходу из строя пневмоподвески, которая очень чувствительна к таким химически активным веществам.
После сравнительного анализа обоих списков можно сделать вывод, что пневмоподвеска является привилегией лишь небольшого количества автомобилей, владельцы которых готовы жертвовать значительными суммами ради достижения максимального комфорта. В условиях российского бездорожья это будет полезно многим водителям, но высокая стоимость и суровые зимы являются очевидным сдерживающим фактором массового распространения пневмоподвески.
На каких авто устанавливается пневмоподвеска?
Сегодня список машин, на которые устанавливается пневмоподвеска, огромен.
В список вошли легковые и грузовые автомобили следующих гигантов автомобилестроения — Lexus, Grand Cherokee, Mercedes-Benz и Rolls Royce.
Стоит упомянуть и других производителей – Land Rover, Audi, Subaru и Citroen.
По сравнению с предыдущими версиями современные пневмоподвески стали «умнее». Имеют спортивный режим, предусматривающий смену режима и клиренса.
На грузовиках автоматика регулирует высоту и жесткость с учетом веса груза в кабине.
Особого внимания заслуживают лоурайдеры – автомобили, которые популярны в мире среди автомобилистов и отличаются низкой посадкой.
Такие автомобили имеют запоминающийся внешний вид, что зачастую достигается за счет ухудшения технических характеристик.
Здесь выделяются «бомбы» — автомобили 30-50-х годов выпуска, которые имеют ряд особенностей — дополнительные фары освещения, козырьки на крыше, оригинальную форму кузова и пневматическую систему вместо гидравлики.
Благодаря уникальной подвеске обеспечивается дополнительный комфорт и сохраняется редкость автомобиля.