- Топ Топлив Драгстер (TF / D)
- Pro Stock (NHRA, IHRA / MMPSA)
- «Обувь» для драгстера
- «Деруны» с бутафорской внешностью
- 6. Шасси
- Реактивный «Жук»
- Огненное «сердце»
- 4. Коробка
- Tucker Torpedo Convertible
- Про Сток Мотоцикл (NHRA и ANDRA)
- Что в итоге?
- Рассмотрим подробней, но без фанатизма.
- Хот-род V12
- 1. Двигатель
- Алкоголь Драгстер (TA / D)
- Словно настоящий пилот
- Top Alcohol Funny Car (TA / FC)
- 3. Колеса
- Драгстер Vampire
Топ Топлив Драгстер (TF / D)
Их еще называют копателями и они относятся к самому быстрому классу. Среди самых быстро разгоняющихся машин в мире эти машины могут проходить полосу сопротивления менее чем за 3,8 секунды и развивать максимальную скорость более 325 миль в час.
Автомобили Top Fuel имеют длину 25 футов и весят 2320 фунтов в готовой к гонкам комплектации. В качестве топлива используется метанол с содержанием нитрометана 90.
Top Fuel Funny Car — забавная машинка с укороченной колесной базой и карбоновым кузовом, отдаленно напоминающая серийный автомобиль. Развлекательные автоматы также известны как флопперы, и они могут работать регулярно за 4,0 секунды, а их скорость может превышать 315 миль в час.
Pro Stock (NHRA, IHRA / MMPSA)
Он широко известен как заводские хот-роды из-за сходства с серийными автомобилями. Они должны поддерживать тип акций. Эти автомобили также известны как дверные защелки. Pro Stockers способны преодолевать четверть мили за 6,4 секунды со скоростью более 210 миль в час.
Их колеса могут вращаться со скоростью более 10 500 оборотов в минуту и могут производить 1300 лошадиных сил. Двигатели NHRA не могут производить рабочий объем 500 кубических дюймов (8,2 литра), в то время как автомобили IHRA/MMPSA способны развивать максимальную мощность 820 кубических дюймов (13,4 литра). Автомобили IHRA / MMPSA также известны как Mountain Motors .
«Обувь» для драгстера
Колеса драгстера Tor Fuel вынесы вынесы классы за пределами кузоза и не закрытыми криями. Практически весь маршрут автомобиль проходит только на массивных задних колесах. При этом лишь 10% веса машины приходится на передние, далеко выставленные «велосипедные» колеса, и при быстром разгоне они практически не касаются дорожного покрытия.
Массивные задние колеса драгстера «обуты» в резиновые покрышки с очень высоким коэффициентом сцепления
«Деруны» с бутафорской внешностью
Еще один популярный класс драгстеров — «Веселые тачки». Автомобиль имеет укороченную колесную базу и аэродинамически обтекаемый кузов из углеродного волокна. На трассе выступают драгстеры, покрытые полыми пластиковыми кузовами, чаще всего представляющие собой копии серийных автомобилей. Кузовные панели драгстера класса Funny Саг играют декоративную роль и лишь защищают гонщика от мощного воздушного потока, возникающего на высоких скоростях. Эти панели съемные.
Желтый драгстер, стилизованный под Chevrolet Camaro, дрейфует на закате при ярком свете. Риванаццано, Италия, 16 октября 2017 г
6. Шасси
Эти же нагрузки, плюс 10 000 Нм крутящего момента и 3,5 тонны прижимной силы, должно выдерживать шасси драгстера, имеющее столь необычную длинную форму.
Две основные проблемы, которые могут возникнуть у трактора с точки зрения шасси, это отрыв передних колес от земли и риск поломки пополам.
Поскольку все самые тяжелые элементы драгстера находятся сзади, крутящий момент в 10 000 Нм может легко оторвать нос от земли.
Бороться с этой проблемой помогает длинный нос драгстера и переднее крыло на его конце во взаимодействии с расположенным рядом бензобаком.
Тут все очень по применению рижава.
Чем длиннее ключ, которым вы затягиваете болт, тем меньше усилий требуется для его затягивания.
Соответственно, чем длиннее нос драгстера, тем меньший вес нужен на переднюю ось, обеспечиваемый антикрылом и бензобаком, чтобы драгстер не перевернулся.
Главным действующим лицом здесь выступает противокрыло, установка его угла атаки должна быть достаточно большой, чтобы удерживать передние колеса на земле, но и не слишком большой, чтобы не создавать дополнительного аэродинамического сопротивления, уступая противнику в скорость.
Этот баланс позволяет водителям не превращаться в пилотов.
Что касается шасси, то оно представляет собой компромисс между прочностью и легкостью.
Грань этого компромисса настолько тонка, что часто, когда драгстер ведет себя чрезмерно капризно, дополнительной нагрузки от попыток пилота заставить машину ехать прямо достаточно, чтобы сломать ее пополам, как спичку в неуклюжих руках.
Длинная и узкая пространственная рама из хромомолибденовой стали испытывает такие сильные нагрузки, что это заметно невооруженным глазом!
Любая чрезмерная вибрация может спровоцировать появление трещины в раме, и трещина неизбежно превратится в место поломки всего драгстера.
Чтобы этого избежать, для борьбы с вибрацией используются специальные сверхпрочные натяжители ремней.
Так что можно сказать, что двигатель драгстера крепится к раме и это будет технически правильно.
В целом принцип построения драгстера можно описать так:
Драгстер должен быть достаточно прочным, чтобы не развалиться на финише, и достаточно легким, чтобы быть конкурентоспособным.
Если все элементы и детали драгстера «Top Fuel» не справляются с поставленными перед ними задачами, то мы получаем зрелище самой быстро разгоняющейся машины в мире, с силой вдавливающей пилота в спинку сиденья известны только летчикам и космонавтам.
Реактивный «Жук»
Не все автолюбители стремятся к новым рекордам и толпам поклонников. Некоторые люди делают невозможное ради собственного удовольствия и капельки внимания со стороны окружающих. Один из тех энтузиастов, который живет в Калифорнии (США), переоборудовал свой собственный Volkswagen Beetle в реактивный транспорт.
По словам «домашнего» автомеханика, он отдал около 200 тысяч американских долларов на собственное развлечение и удовольствие, полученное от постройки реактивного транспортного средства. 50 из них он потратил на покупку машины и еще 50 – на турбодвигатель от вертолета. Все остальное было потрачено на детали для модификации двигателя, превращения его в реактивный, и установку прямо в машину. В нынешнем виде «Жук» сертифицирован для дорог общего пользования и пользуется популярностью на выставках. Правда, свою скорость хозяин увидеть не может, потому что отсутствует шкала спидометра, рассчитанная только на 140 км/ч.
Огненное «сердце»
Двигатель драгстера класс Top Fuel расположен за сиденьем пилота. Чаще всего это восьмицилиндровый двигатель объемом до 8,2 литра, оснащенный механическим нагнетателем. Такой агрегат на размещение программы 3—4 с развитой пачитать 8—11 тыс л с. Для заправки таких супертачек уличной специальной нитрометаноловой микцель, гонщики прозвали ее жидким динамитом. В результате машина преодолевает расстояние в 402 м всего за 4-5 секунд. При этом двигатель потребляет 5,7 л нитрометанола в секунду — столько же топлива использует в полевых условиях полностью загруженный большегрузный Boeing 747.
Вид на двигатель и все его детали автомобильный драгстер, на копертании драгстеров. Риванаццано, Италия, 15 октября 2017 г
4. Коробка
Поскольку упомянутое выше свойство шины исключает необходимость переключения передач, то в драгстере она всего одна, но с многодисковым электронно-программируемым сцеплением, автоматически отключающимся в несколько ступеней, агрессивность которого можно регулировать в соответствии с условиями предстоящих гонок, которые определяются за считанные секунды до старта.
Tucker Torpedo Convertible
Даже по сравнению с остальными нестандартными автомобилями с авиационными двигателями, этот по-своему уникален. Он был создан Престоном Такером в 1948 году, пожелавшим после окончания войны подарить автолюбителям совершенно новый автомобиль. Помимо технических новшеств, кузова и салона, которым в то время можно было только позавидовать, Tucker 48 получил замечательный двигатель.
Ранее на вертолеты устанавливался оппозитный шестицилиндровый мотор Franklin O-335 объемом 5,5 литра и мощностью 168 лошадей. Всего был выпущен 51 экземпляр, причем три из них получили оригинальную трансмиссию, автоматическую бесступенчатую с двумя гидротрансформаторами.
Про Сток Мотоцикл (NHRA и ANDRA)
Это чрезвычайно модифицированные транспортные средства, способные развивать скорость более 195 миль в час за 6,8 секунды. Он также имеет специально построенное трубчатое шасси с малым весом и аэродинамически улучшенную модель оригинального кузова.
Pro Modified — также известный как Pro Mod или Top Doorslammer (T/D). Имеет некоторые ограничения двигателя с очень большой мощностью.
Автомобили, работающие на воздуходувках, ограничены объемом 527 кубических дюймов (8,6 л), а автомобили с закисью азота могут работать до 740 кубических дюймов (12,1 л). Этот тип класса признан во всем мире, хотя названия в Северной Америке и Австралии разные.
Что в итоге?
Гиперкары с бензиновыми двигателями по-прежнему сохраняют лидерство на планете, несмотря на активное развитие гибридных силовых установок и электродвигателей. Концепцию последнего особенно продвигают компании Tesla и Rimac Automobili.
Рассмотрим подробней, но без фанатизма.
Не буду утомлять вас математическими данными о каждой детали машины, ее материалах и способах изготовления, сведениями о производительности топливного насоса (380 л/мин) и количестве форсунок (42) и тому подобном, так что на этом все в мере.
Позвольте мне рассказать вам о ключевых компонентах этого удивительного и взрывного скоростного коктейля под названием «Top Fuel Dragster»
Хот-род V12
Кастомные хотроды, созданные на основе оставшегося автомобиля, имеют экзотический вид и пользуются большим спросом. Владелец автомастерской Клифф Хикс решил, что автомобиль ручной сборки должен быть еще мощнее, поэтому оснастил его новым двигателем. По его словам, он немного перестарался.
Основой для хот-рода послужил старый автомобиль модели Т-27. Его полностью перестроили, усилили раму, заменили тормоза и подвеску, а вместо штатного двигателя поставили авиационный двигатель Allison V12, снятый непосредственно с истребителя Lockheed P-38 Lightning. Его мощность составляет примерно 1840 лошадиных сил. Наконец, 12-цилиндровый мотор немного модернизировали, установив современную электронику и два трамблера.
1. Двигатель
Начнем с сердца дракона.
Двигатель этого монстра выдает 11000 л.с., причем совершенно традиционным способом, просто каждая деталь в этом двигателе как объевший брат-мутант объевший стероидов брат-мутант обычная аналогичная деталь от обычного автомобиля.
Восьмилитровый блок двигателя «Крайслер Хеми», как и поршни с шатунами, выкован из цельного куска кованого алюминия без каких-либо рубашек охлаждения, что делает его сверхпрочным. А двигатель охлаждается исключительно самой топливно-воздушной смесью и масляной смазкой.
Помогает двигателю механический нагнетатель входящей системы «Рутс», приводимый в дивецион через ремень шриной 7,5 см, на что регистрируется целая 1000 л.с.
В каждом цилиндре по две свечи, настолько мощных, что их можно использовать для сварки металлов.
Но через половину дистанции электроды свечей, как правило, уже оплавлены и драгстер идет за счет эффекта калильного зажигания, когда смесь воспламеняется из-за высокой температуры в камере сгорания.
А если свечи зажигания выйдут из строя чуть раньше и топливо скопится в камере сгорания, то двигатель может так сильно рвануть, что блок расколется на куски, как фарфоровая статуэтка.
Такое случается довольно часто и тот же компрессор по регламенту нужно прикрывать специальным кевларовым кожухом, чтобы в случае взрыва пилот или зрители не пострадали от осколков от остатков механизма.
Чтобы легче было понять, что двигатель внутреннего сгорания в 11000 л.с достаточно знать только два факта.
Если неподготовленный человек встанет рядом с драгстером во время старта, он неизбежно почувствует физическую боль в груди, почти как после удара боксера, а если в этот момент рядом поставить сейсмограф, то он покажет 2,3 баллов по шкале Рихтера!
Алкоголь Драгстер (TA / D)
Он также известен как лучший метаноловый драгстер в соревнованиях FIA. Это напоминает Top Fuel, которая имеет существенные отличия.
Может быть уставка двигателя с надувом метанолома. Комбинация введенного нитрометана также может быть использована в качестве топлива. Эти автомобили могут разогнаться до 280 миль в час за 5,1 секунды.
Словно настоящий пилот
Безопасность механика-водителя, или, как его принято называть, пилота, обеспечивается жесткой клеткой из стальных труб и еще более прочной защитной планкой, предохраняющей жизненно важное пространство над головой при опрокидывании. Во время старта пилот драгстера испытывает перегрузку, величина которой может достигать 8d, что соответствует пределу физиологических возможностей человека. Финишная скорость машины составляет около 350-400 км/ч. В такой ситуации торможение осуществляется с помощью парашюта аналогично торможению военных сверхзвуковых истребителей.
Водитель Тони Шумахер тормозит автомобиль класса Top Fuel на гоночной трассе в Гейнсвилле. Гейнсвилл, США, 12 марта 2011 г
Top Alcohol Funny Car (TA / FC)
Он также известен как «Лучший метаноловый забавный автомобиль» на соревнованиях FIA. Внешне похож на горящего нитро-собрата Funny Car, имеет трехступенчатую коробку передач. Использование метанола в Top Alcohol Funny Cars ограничено.
Веселые машинки с метанолом могут развивать скорость до 265 миль в час за 5,4 секунды. Компания Alcoholic Fun Cars IHRA заменила Pro Stock Bike NHRA, поскольку относится к пятой категории профессионалов.
3. Колеса
Однако самой необычной и интересной деталью драгстера «Top Fuel» являются его задние колеса. Именно они обеспечивают такой уровень сцепления, который буквально катапультирует автомобиль, а также заменяют в коробке традиционные передачи с изменяющимся диаметром при разгоне.
Болты, которыми шины крепятся к колесному диску, как бы намекают на мощность, с которой приходится справляться колесам.
Сам секрет кроется в очень низком давлении в шинах (0,5 Бар) и в самом мягком, среди всех видов автоспорта, составе резины.
Поскольку резина очень мягкая, а давление низкое, колесо очень эластично и легко меняет свою форму в зависимости от действующих на него сил. Обратная связь строна таких приветствуем это запак ход примено в 3 км.
Для любого другого вида автоспорта, который длится дольше нескольких секунд и где есть повороты, это было бы неприемлемо, но здесь нужно ехать прямо 3,5 секунды и все.
Вот как это работает:
При трогании под давлением крутящего момента нижняя часть колеса вдавливается в гармошку и пятно контакта с дорогой увеличивается и становится ровным, но и в таком состоянии колеса бы заклинило, если бы только одно штука — сила давления, только не та, о которой вы подумали.
Не будем забывать, машину только тронули и антикрылья еще бесполезны, а выпускные коллекторы уже прижимают машину к земле выхлопными газами с силой 500 кг, как будто это сопло ракеты!
Пройдет полсекунды после старта и только тогда антикрылья примут аэродинамическое реле, а еще через три секунды, пересекая финишную черту, с усилием в 3,5 тонны прижмут заднюю ось драгстера.Но до финиша еще надо добраться, чего не быть, если продолжать кататься на баянах. На помощь приходят центробежные силы.
Скорость вращения колеса уже настолько велика, что под действием центробежных сил эластичные шины распрямляются, сужаются и становятся больше в диаметре на 20 см, что снижает сопротивление шин движению, а также вызывает эффект смещения колеса передачи на более высокую передачу, и автомобиль продолжает свое бешеное ускорение.
Драгстер Vampire
Еще один тип гоночного автомобиля для установления рекордов скорости. У них экстремальный дизайн, который с каждым годом становится все более экстравагантным. По инновациям и сомнительным решениям первенство принадлежит англичанам, которые построили три машины для гонок Santa-Pod, проходивших в 1980 году. На «Вампире» установили модернизированный ТРД Rolls-Royce Orpheus от истребителя Folland Gnat с тягой около 2500 килограммов.
Пилот драгстера Vampire во время гонки смог развить скорость 438 км/ч. Но именно этот автомобиль больше известен своей скоростью. Во время съемок очередного эпизода Top Gear в 2006 году погиб ведущий Ричард Хаммонд. Он рабился, предварительно разогнавшись до 505 км/ч.