- Зачем нужна электронная система стабилизации автомобиля
- Как работает антипробуксовочная система автомобиля, как пользоваться правильно
- Курсовая устойчивость автомобиля что это такое и в чем её отличие от динамической стабилизации
- Устройство ESP
- Функция ESC и TC
- Как работает ESP
- Дополнительные возможности систем ESC, DSC, ESP, VDC, VSC, VSA
- Вообще-то у нее множество имен: ESP, ESC, DSC, VSA, ASTC, VDS и прочая-прочая. За каждой из мудреных аббревиатур скрывается по сути одно и то же, а именно электронная система, призванная оставить автомобиль на траектории, предотвратить занос или скольжение даже в критических ситуациях, когда водитель из-за недостатка времени или опыта не может выполнить нужный маневр самостоятельно.
- Может ли система ESP мешать водителю?
- Принцип работы Electronic Stability Program
- Работа системы VSC при избыточной поворачиваемости
- Когда работает система курсовой устойчивости VSC?
- Названий много – суть одна
- Что означает значок на приборной панели?
- Неисправности
- Принцип работы ESP и ESC
- Плюсы и минусы
- Когда нужно отключать ESP
- Преимущества и недостатки системы
- Лебедка ручная: рычажная или барабанная – какую лучше выбрать?
- Устройство и основные компоненты
- Где находится датчик?
- Как пользоваться ESP в машине?
- Принцип действия
- Конкретный пример
- Омологация
- Установка своими руками
- Почему горит лампа на панели приборов
Зачем нужна электронная система стабилизации автомобиля
Одна из таких программ в связке с датчиками, микрокомпьютерами и исполнительными механизмами получила название Electronic Stability Program (ESP), что означает систему контроля устойчивости автомобиля, когда колеса теряют сцепление с дорогой или находятся на грани такой потери.
Это важно: Какой лучше полный привод, передний или задний
Не обязательно использовать только такой термин, разные автомобильные компании могут использовать и другие обозначения, в том числе и на других языках.
ESP призвана обеспечить автомобилю курсовую стабилизацию, то есть возможность двигаться предсказуемо для водителя и максимально не терять управление.
Естественно, когда сцепление полностью пропадет и никакие действия не помогут, не только водитель, но и все его автоматические помощники превратятся в пассажира, чуда не произойдет.
Но если еще есть возможность вернуть машину на трассу и успокоить ее вибрации, вот только водитель не может с этим справиться по разным причинам, то электроника обязательно поможет.
В какой-то степени ESP можно сравнить с идеальным человеком с мгновенной реакцией и лучшими навыками, кроме того, у него есть органы управления, которых у водителя нет вообще.
Как работает антипробуксовочная система автомобиля, как пользоваться правильно
- ЭСП;
- ЭСК;
- ВСК;
- ВСА;
- ДСК;
- ДСТЦ;
- ПМС и др.
Обычно даже значок приборной панели у всех одинаковый. Это гладкая дорожная графика, или просто аббревиатура от ESP. Лампа загорается, когда система активирована.
Если вы знаете другие сокращения, напишите в поле для комментариев. Нам очень интересно читать ваши отзывы.
Если вы не согласны с тем, что все системы курсовой устойчивости практически идентичны, жду ваших аргументов.
Курсовая устойчивость автомобиля что это такое и в чем её отличие от динамической стабилизации
Пусть вас не вводит в заблуждение латинская аббревиатура известного названия технологии. Дело в том, что одно и то же устройство, выпускаемое разными производителями автотехники, может иметь совершенно разные названия.
Так, например, система курсовой устойчивости хорошо известна как система динамической стабилизации, а обозначающих ее аббревиатур вообще бесчисленное множество – это и ESP, и ESC, и VSC, и VDC, и так далее. Тем не менее, его суть и принцип работы мало зависят от названия, отличия конечно могут быть, но они незначительны.
Устройство ESP
В состав системы входят устройства, которые до ее появления использовались в антиблокировочных системах, а также ряд новых, функционирующих только для стабилизации:
- вся гидравлика системы АБС, включая скоростной насос тормозной жидкости, гидроаккумулятор, клапанную систему;
- электронный блок управления с программой;
- датчики вращения колес;
- датчик угла поворота руля;
- датчик поворота автомобиля вокруг вертикальной оси;
- датчик ускорения во всех направлениях;
- датчики органов управления, педали тормоза и акселератора;
- блоки интерфейса для связи с двигателем, гидроусилителем руля и коробкой передач;
- в некоторых дорогих и продвинутых системах к коробке передач могут быть добавлены специальные устройства, такие как сцепления и управляемые дифференциалы.
Это дает инженерам доступ к мощному оборудованию, способному серьезно повлиять на перераспределение векторов тяги и тормозной силы по всем направлениям и под любыми углами.
Осталось только разработать алгоритмы управления всей системой и тщательно подготовить их на протяжении миллионов тестовых километров, как и все, что связано с безопасностью.
Функция ESC и TC
ESC — электронный контроль устойчивости или система динамической стабилизации автомобиля — система, позволяющая предотвращать занос за счет компьютерного управления силовым моментом колеса (одновременно одним или несколькими).
ТС — это электрогидравлическая система транспортного средства, предназначенная для предотвращения потери сцепления с дорогой за счет контроля проскальзывания ведущих колес. Оптимизирует пробуксовку колес при взлете и разгоне за счет торможения пробуксовывающего колеса и, при необходимости, снижения крутящего момента двигателя.
После запуска двигателя ESC и TC включаются автоматически.
Для отключения ESC и TC при движении в сложных дорожных условиях (грязь, песок, глубокий снег) нажмите и удерживайте кнопку выключателя ESC в течение 0,5-1 секунды. Деактивация функции эффективна только при скорости автомобиля менее 50 км/ч. Функции активируются кратким нажатием кнопки переключателя ESC или автоматически при достижении скорости 50 км/ч.
Работа ЭКУ и ТК сопровождается характерным шумом исполнительных механизмов. Работа ESC и TC свидетельствует о достижении предела сцепления шин с дорожным покрытием. Чтобы избежать потери контроля над автомобилем, вы должны адаптировать свой стиль вождения к фактическим дорожным условиям.
Состояния ESC и TC обозначаются сигнальными единицами «ESC» и «ESC OFF». Сигнализаторы загораются желтым цветом при включении зажигания и гаснут после запуска двигателя (режим самодиагностики). Работа ESC и TC сопровождается миганием индикатора «ESC». Когда функции отключены переключателем ESC, индикатор ESC OFF горит постоянно.
Обратите внимание на следующее! Во всех остальных случаях, если загорается контрольная лампа «ESC», это указывает на неисправность ESC и TC, ремонт которой должен производиться только дилерами.
Обратите внимание на следующее! Во избежание ограничения работы систем ABS, EBD, ESC и TC не устанавливайте на автомобиль шины разных размеров.
Как работает система курсовой устойчивости автомобиля, также показано на видео:
Как работает ESP
Восстановление устойчивости автомобиля осуществляется за счет распределения тормозного усилия на колеса. Принцип работы можно сравнить с действием дифференциала, распределяющего крутящий момент на колеса, только здесь прикладывается тормозная сила.
Блок ESP — это своего рода мозг, который получает информацию от множества подключенных к нему датчиков. Наиболее важные показатели, которые устройства передают в систему:
Читайте также: Помощь при парковке
- скорость вращения колеса;
- давление в тормозной системе;
- поперечный прогиб;
- угол колеса.
Информации с этих устройств достаточно, чтобы в полной мере оценить поведение автомобиля. Датчик поперечного отклонения немедленно обнаружит неожиданный занос. Центральный блок получит от него сигнал. Чтобы не спутать обычный поворот автомобиля с заносом, он будет сравнивать эти измерения с показаниями датчика поворота колеса.
Получив информацию о том, что устойчивость машины нарушена, а колеса не повернуты на требуемый угол, блок формирует вывод — выполнен занос. На гидромодулятор тормозной системы поступит управляющий сигнал, и колеса с внешней стороны салазок заблокируются сильнее, чем с внутренней. В результате тормозная сила начнет «тянуть» автомобиль в сторону, противоположную заносу.
Блокировка колес осуществляется кратковременными усилиями с высокой частотой. Полная блокировка колес не так эффективна и только усугубит ситуацию. В то же время на ЭБУ также будет отправлен управляющий сигнал, который снизит обороты двигателя для более плавного торможения.
Курсовая устойчивость активируется как в начале пути, так и при движении накатом. На скорости выше 40 км/ч контроль и реакция на показания датчиков сильнее.
Интересно знать! ESP впервые была установлена на Mercedes CL 600 в 1996 году. Эта технология считалась вершиной инженерной мысли и была дорогостоящей опцией. Сегодня им оснащен каждый автомобиль, даже в минимальной комплектации.
Дополнительные возможности систем ESC, DSC, ESP, VDC, VSC, VSA
Помимо основной задачи – динамической стабилизации вагона, система курсовой устойчивости может выполнять и дополнительные задачи, такие как предотвращение опрокидывания вагона, предотвращение столкновений, стабилизация поезда и другие.
Внедорожники из-за высокого центра тяжести склонны к опрокидыванию при входе в поворот на большой скорости. Для предотвращения такой ситуации была разработана система предотвращения опрокидывания, или Roll Over Prevention (ROP). Для повышения устойчивости передние колеса автомобиля притормаживают, а крутящий момент двигателя снижается.
Для реализации функции предотвращения столкновений системам ESC, DSC, ESP, VDC, VSC, VSA дополнительно требуется адаптивный круиз-контроль. Сначала водителю подаются звуковые и визуальные сигналы, при отсутствии реакции автоматически повышается давление в тормозной системе.
Если система контроля устойчивости выполняет функцию стабилизации прицепа на автомобилях, оборудованных тягово-сцепным устройством, она предотвращает раскачивание прицепа за счет подтормаживания колес и снижения крутящего момента двигателя.
Еще одна полезная функция, особенно необходимая при движении по серпантинным дорогам, — повышение эффективности тормозов при их прогреве (так называемая Over Boost или Fading Brake Support). Работает просто — при нагреве тормозных колодок автоматически увеличивается давление в тормозной системе.
Наконец, система динамической стабилизации может автоматически удалять влагу с тормозных дисков. Эта функция активируется при включенных стеклоочистителях на скорости выше 50 км/ч. Принцип действия — кратковременное регулярное повышение давления в тормозной системе, в результате чего колодки прижимаются к тормозным дискам, они нагреваются и попавшая на них вода частично удаляется колодками, и частично испаряется.
Вообще-то у нее множество имен: ESP, ESC, DSC, VSA, ASTC, VDS и прочая-прочая. За каждой из мудреных аббревиатур скрывается по сути одно и то же, а именно электронная система, призванная оставить автомобиль на траектории, предотвратить занос или скольжение даже в критических ситуациях, когда водитель из-за недостатка времени или опыта не может выполнить нужный маневр самостоятельно.
Мы называем систему динамической стабилизации ESP. Ведь Electronic Stability Programs — это зарегистрированная торговая марка компании Bosch, инженеры которой запатентовали ее еще в 1959 году. Кстати, именно поэтому автомобильные компании вынуждены называть собственные разработки подобных технологий другими именами. В систему входят датчики в колесах, тормозах, рулевом управлении, так называемый G-сенсор, отслеживающий угол поворота автомобиля вокруг вертикальной оси, а также датчики поперечного ускорения.
Вся эта электронная армия 25 раз в секунду снимает показания и отправляет их на блок управления. И если по сравнению с полученной информацией вдруг «посередине» осознают, что реальное движение автомобиля не соответствует положению руля и желанию водителя, меры принимаются незамедлительно. Блок управления дает команду исполнительным модулям в тормозах и в двигателе, чтобы они замедлили вращение того или иного колеса или колес, а также уменьшили подачу топлива в камеру сгорания. Также некоторые системы стабилизации на автомобилях с АКПП могут даже переключаться на пониженную. От водителя требуется только управление рулевым колесом.
Может ли система ESP мешать водителю?
Фактически, для опытных водителей, которые любят доводить свои мотоциклы до предела (хотя обычно есть исключения для гонщиков на гоночных трассах), система контроля устойчивости может помешать. Может мешать в ситуации, когда надо дать много газа, чтобы вытащить машину из заноса, а электронная система просто не позволяет, по программе не подает много топлива и снижает крутящий момент, который так необходим в настоящее время. Для таких водителей в большинстве современных автомобилей предусмотрена кнопка отключения системы ESP, хотя иногда кнопки нет, бывает, что для отключения приходится совершать ряд действий.
Есть и ESP, которая срабатывает не сразу, а с небольшой задержкой, тем самым доставляя водителю некоторые хлопоты на дороге. Конечно, если вы не гонщик и не очень опытный водитель, лучше не отключайте систему курсовой устойчивости, безопасность на дороге превыше всего, сами понимаете. С системой ESP можно чувствовать себя в безопасности на дороге, куда крутишь руль и туда едет машина, хотя ей для этого приходится много делать, но не забывай, что эта система не волшебная и обмануть не получится законы физики, так что вам не придется рисковать снова. Посмотрев видео ниже, вы сможете увидеть, как ведет себя автомобиль с активированной и деактивированной системой ESP
Принцип работы Electronic Stability Program
Из теории автомобиля известно, что при вождении автомобиля возникают два нежелательных явления — избыточная и недостаточная поворачиваемость.
В идеале, при достижении предела тяги, автомобиль должен выскальзывать из поворота всеми четырьмя колесами с одинаковой интенсивностью, таким же образом, останавливая пробуксовку передней и задней осей одновременно.
В реальности такое случается редко, поэтому одна ось неизбежно обгоняет другую, что приводит к появлению ненулевого угла между продольной осью автомобиля и касательной к его траектории.
При этом угол увеличивается, реакция водителя может быть неправильной или замедленной, автомобиль начинает совершать курсовые колебания, что означает потерю стабилизации и переход в неуправляемый поворот.
Чрезмерный контроль означает нахождение перед задней осью, когда она буксует или останавливается. Автомобиль поворачивает носом внутрь поворота, развитие явления часто называют заносом. В какой-то степени это условно, но терминология эволюционировала.
Работа системы VSC при избыточной поворачиваемости
Стандартный трюк для предотвращения скольжения задней части автомобиля — быстро повернуть руль в противоположную сторону. Но, во-первых, это не всегда помогает, а во-вторых, требует от водителя быстрой реакции, что в критических ситуациях удается далеко не всем и не всегда.
Система курсовой стабилизации работает по-другому, без использования колесно-винтового механизма (в принципе, уровень современных технологий тоже позволяет реализовать эту функцию — достаточно вспомнить беспилотные автомобили). В его обязанности входит использование индивидуального торможения и управление дроссельной заслонкой.
Как это произошло? Если по сигналу датчика фиксируется начало вращения автомобиля вокруг вертикальной оси по часовой стрелке, срабатывает система VSC, закрывая дроссельную заслонку вне зависимости от того, насколько сильно нажата педаль акселератора. Это приводит к снижению частоты вращения ведущих колес, в результате чего улучшается сцепление шины с дорогой в пятне контакта.
При этом начинается торможение левого переднего колеса, что приводит к возникновению силы, толкающей переднюю часть машины в сторону, противоположную повороту, препятствующую вращению вокруг оси. И даже если машина может при этом выехать из полосы, система курсовой устойчивости выполнит главную задачу – скорректирует полосу движения до прямой, что позволит безопасно совершить маневр.
Когда работает система курсовой устойчивости VSC?
Так зачем же нам нужна система контроля устойчивости? Как мы упоминали в начале статьи, основная функция — сохранить заданный путь для автомобиля. Представьте ситуацию: конец осени, первые морозы, вы, заглушив педаль газа, едете по дороге, где вчерашние лужи уже покрыты коркой льда. Впереди небольшой поворот и вы, не тормозя, входите в него, как вдруг одно из ведущих колес (представим, что у вас заднеприводная машина) ударяется об лед.
Что случится?
Если автомобиль не оборудован VSC, последствия могут быть очень печальными – занос, выезд за пределы трассы, словом, ужас водителя. Однако если в автомобиле есть система контроля устойчивости и она активирована, то в этом случае вы даже ничего не заметите, кроме того, что транспортное средство будет немного наклоняться назад. Вот и все.
Названий много – суть одна
Полоса движения автомобиля с ESP и без нее
Наиболее важным и значимым производителем оборудования для курсовой стабилизации является Bosch, и именно их продукт называется ESC — электронный контроль устойчивости. Но в нашем мире не бывает неконкурентоспособного производства, а потому есть несколько компаний, выпускающих одно и то же оборудование, но под разными названиями.
Подобным образом производители автомобилей разных марок устанавливают эти механизмы, давая им разные названия. Ниже мы приведем вам таблицу, в которой кратко сравниваются автомобили и названия установленных в них систем стабилизации.
Все они имеют одинаковый принцип работы, а таблица поможет вам не запутаться во множестве слов, обозначающих одно и то же.
ЭСП | Audi, Bentley, Bugatti, Chery, Chrysler, Citroen, Dodge, Diamler, Fiat, Holden, Hyundai, Jeep, Kia, Seat, Skoda, Mercedes Benz, Opel, Peugeot, Proton, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki, Vauxhall Фольксваген |
АСК, АСТЦ | Мицубиси, БМВ |
ESC | Шевроле, Хендай, Киа Шкода, Лада |
VDC | Альфа Ромео, Фиат, Субару, Ниссан |
ВСА | Акура, Хендай, Хонда |
МСП | Мазерати |
КНТ | Феррари |
ДСТК | Вольво |
ПСМ | Порше |
ВДИМ, ВСК | Тойота, Лексус |
РСК | Форд |
ДСК | BMW, Jaguar, Land Rover, Mazda, Mini, Ford — только для рынка Австралии |
Это относительно небольшой список, на самом деле вариаций названий систем, обеспечивающих курсовую устойчивость, гораздо больше. Но по сути они пересекаются — это работа по предотвращению критических ситуаций и сохранению безопасности водителя и пассажиров.
Что означает значок на приборной панели?
Среди прочего, многих автомобилистов волнует вопрос: что означает значок ESP на приборной панели и стоит ли из-за него переживать? Поэтому, если вам тоже интересно, что означает ESP в машине, что это за значок. Ну и, скорее всего, вас также будет волновать, можно ли дальше эксплуатировать автомобиль, если надпись на приборной панели не гаснет. Разберем наиболее распространенные ситуации:
- Во время движения на приборной панели периодически загорается индикатор «ровная дорога». Она появляется ненадолго, а затем исчезает. Не появляется в дальних поездках. Сразу скажем, что ничего страшного нет, эксплуатация автомобиля разрешена. Дело в том, что вы, скорее всего, проезжаете участок дороги с неровностями и система фиксирует кратковременные перебои, связанные с отрывом колес от дорожного покрытия. В блоке управления регистрируются кратковременные ошибки, которые затем стираются из памяти, как только вы выезжаете на дорогу с ровным дорожным покрытием.
- Если на приборной панели постоянно горит значок ESP, это свидетельствует о наличии ошибки, которую невозможно стереть в памяти устройства. В этом случае, конечно, лучше обратиться на АЗС, где есть подходящее оборудование для диагностики. В ситуации, когда до заправки добираться долго, не стоит развивать большие скорости и не пытаться совершать резкие и опасные маневры. Как правило, при обнаружении внутренней ошибки блок управления полностью самостоятельно отключает опцию во избежание ненадлежащего вмешательства в работу других элементов.
- Обратите внимание, что за надпись на панели приборов. Если к значку или индикации системы контроля устойчивости добавляется «OFF», в этом случае это означает, что опция была отключена принудительно. Эта функция есть практически во всех моделях, представленных на российском авторынке. Чтобы снова активировать функцию, нужно найти кнопку активации, которая находится на панели с кнопками управления различными функциями. Как правило, иконка на приборной панели соответствует надписи на кнопке.
Неисправности
Так как в основе ESP лежат все основные компоненты антиблокировочной системы, то и неисправности связаны именно с ними. Поломка в работе над самой программой маловероятна.
- Датчики скорости вращения колес и их проводка выходят из строя чаще всего, так как работают в самых тяжелых условиях.
- Проблемы могут быть связаны с гидроблоком, его насосом и клапанами. Особенно если пренебречь плановой заменой тормозной жидкости.
- Все остальные датчики выходят из строя не чаще, чем любая другая электроника, из-за естественного старения компонентов, влаги и коррозии. Как всегда особое внимание проводке.
В случае неисправности система самодиагностики зажжет соответствующую лампу на панели приборов. Ездить без ESP очень нежелательно, поведение автомобиля станет непривычным, а с самыми мощными двигателями водитель может просто не иметь возможности его контролировать.
Принцип работы ESP и ESC
Датчики и преобразователи регистрируют характеристики движения транспортного средства. Сравните с работой различных элементов и агрегатов автомобиля. Записанные данные отправляются в блок управления. В блоке управления все полученные данные анализируются по сложным алгоритмам. Это электронное управление.
Работа ESC и ESP
Если было обнаружено отклонение от курса, система посылает импульсы на гидроблок. Импульсы от корпуса клапана идут в различные системы, например в АБС. При необходимости ESC подключится к другим органам управления автомобилем. Благодаря этому автомобиль движется по заданному пути и курсу.
ЕСП в действии
Для корректной работы ESP важно правильно определить момент неуправляемой ситуации при управлении автомобилем водителем. В рабочем состоянии ESP проверяет и сопоставляет данные о параметрах движения автомобиля и действиях водителей. ESC активируется в тот момент, когда действия водителя отклоняются от правильных и точных параметров движения автомобиля. Пример — слишком резкий поворот с большим углом. Принцип работы системы наглядно показан на видео ниже.
ESP может стабилизировать движение автомобиля следующими способами:
- торможение колес – используется ABS, на базе которой построена ESP;
- изменение крутящего момента «движка»;
- изменить угол поворота передних колес, если есть активная система рулевого управления;
- изменить степень демпфирования амортизаторов, если установлена адаптивная подвеска.
Плюсы и минусы
Все преимущества системы понятны из описания ее действий в критических ситуациях. Она хочет спасти машину, когда ничто другое не может.
Более того, при быстрой езде неопытные водители иногда превосходили в самостоятельных тестах спортсменов-автоспортсменов, не имевших такой системы. Не рассчитывайте на это, но ESP приумножает возможности водителя, если конечно они не нулевые.
Но бывают и неприятные ситуации.
- В самых тяжелых случаях ESP неэффективна, колеса перестают иметь сцепление с дорогой, а опытный водитель не обучен нестандартным методам.
- Пока плохо разработаны алгоритмы управления тягой двигателя, особенно добавление передне- и полноприводных автомобилей. Хотя это азы для тех же автоспортсменов, без чего им на дороге делать нечего. Но автоматизация такой техники представляет большие трудности.
- Иногда система неправильно понимает хаотичное вращение руля неопытным водителем. По встроенной в нее логике безопасности, проще говоря, она должна подчиняться человеку, способности которого ей неизвестны. Поэтому ESP пока не имеет права действовать радикально, отстраняя его от управления.
Для борьбы с недостатками есть одно средство – кнопка деактивации ESP, имеющаяся на многих автомобилях. Его следует использовать только тогда, когда последствия известны с уверенностью.
Хотя система в этом случае не отключается полностью, просто порог ее срабатывания значительно снижается.
Когда нужно отключать ESP
Вокруг закрытия системы стабилизации идут ожесточенные споры. С одной стороны, вспыльчивые водители — любители острых ощущений и экстремальных углов вождения. С другой стороны, есть опытные водители, которые утверждают, что система стабилизации мешает выйти из очень сильного заноса. Чтобы развеять ненужные мифы об отключении ESP, перечислим минусы:
- ESP не умеет выводить переднеприводные автомобили из сильного заноса, ведь для этого требуется не снижение, а резкое увеличение крутящего момента на передних колесах.
- На полноприводных автомобилях в условиях гололеда увеличение крутящего момента также предпочтительнее торможения.
- ESP неадекватно ведет себя на рыхлом снегу на малых скоростях.
- На сильно спущенных колесах ESP может сильно мешать водителю.
Иногда необходимо отключить систему ESP
У системы есть один плюс, и он перекрывает все вышеперечисленные недостатки — скорость реакции ESP в экстренных ситуациях намного выше, чем у человека. В большинстве случаев за руль садится водитель, незнакомый с техникой экстремального вождения, а значит, система контроля устойчивости станет для него спасательным кругом в ситуациях, требующих срочных действий. В качестве бонуса система значительно повышает комфорт при езде, устраняя крен при прохождении поворотов и динамичном вождении.
Выключать ESP следует при необходимости движения по бездорожью, например, лазании по мокрой траве, грязи или снегу, при выезде с обледенелой городской парковки, а также в других ситуациях, когда система стабилизации не нужна и ее работа ложная мера безопасности. Во всех этих условиях система будет «душить» двигатель и вмешиваться в преобладающие дорожные условия.
Это важно! При выезде из глубокой колеи не отключайте ESP, ведь большинство современных седанов оснащены противобуксовочной системой, которая работает вместе с ней.
Преимущества и недостатки системы
Рассмотрим преимущества и недостатки использования системы динамической стабилизации. Преимущества ЭСК:
- помогает удерживать машину в пределах заданной полосы движения;
- предотвращает опрокидывание автомобиля;
- стабилизация автопоездов;
- предотвращает столкновения.
Ошибка:
- esc должен быть отключен в определенных ситуациях;
- малоэффективен на высоких скоростях и при малом радиусе поворота.
Лебедка ручная: рычажная или барабанная – какую лучше выбрать?
Если включить противобуксовочную систему, даже неглубокий снег станет для автомобиля непреодолимым препятствием. Особенно это относится к автомобилям с задним приводом. Водитель пытается покинуть ловушку и постоянно видит перед собой мигающую лампочку ограничения тяги. Ходовые колеса вращаются, но делают это короткими рывками, буквально ¼ оборота каждые полсекунды. Поверьте, так вы не сможете выбраться из снега или песка.
Для повышения эффективности контроля противоскольжения на автомобилях стали внедрять электронную систему стабилизации, то есть ESP.
Эта система обладает более серьезными полномочиями и активно вмешивается в процесс движения и управления транспортным средством.
Устройство и основные компоненты
Система контроля устойчивости представляет собой комбинацию более простых систем: ABS (предотвращает блокировку тормозов), EBD (распределение тормозных усилий), EDS (электронно блокирует дифференциал), TCS (предотвращает проскальзывание колес).
Составные части системы курсовой устойчивости: 1 — гидроблок с ЭБУ; 2 — датчики скорости вращения колес; 3 — датчик угла поворота рулевого колеса; 4 — датчик линейных и угловых ускорений; 5 — электронный блок управления двигателем
Система динамической стабилизации включает в себя набор датчиков, электронный блок управления (ЭБУ) и исполнительное устройство – гидроагрегат.
Датчики отслеживают определенные параметры движения автомобиля и передают их на блок управления. С помощью датчиков ESC оценивает действия человека за рулем, а также параметры движения автомобиля.
Для оценки действий человека за рулем система контроля устойчивости использует датчики тормозного давления и угла поворота руля, а также выключатель стоп-сигнала. Параметры движения автомобиля контролируются датчиками тормозного давления, частоты вращения колес, угловой скорости автомобиля, продольного и поперечного ускорения.
На основании данных, полученных от датчиков, блок управления формирует управляющие сигналы для исполнительных механизмов систем, входящих в состав ЭКУ. Команды от ЭБУ получают:
- впускной и выпускной клапаны антиблокировочной системы;
- клапаны высокого давления и клапаны переключения тяги;
- контрольные лампы ABS, ESP и тормозной системы.
В процессе работы ЭБУ взаимодействует с блоком управления АКПП, а также с блоком управления двигателем. Блок управления не только получает сигналы от этих систем, но и формирует управляющие воздействия на их элементы.
Где находится датчик?
Как мы уже говорили выше, система контроля устойчивости включает в себя несколько датчиков. В том числе и датчик ESP, что это такое и где находится, мы сейчас расскажем. Сразу замечаем, что часть датчиков нельзя увидеть без анализа какого-то элемента, но они есть в открытом доступе. Скрытые включают:
- Датчик положения руля. Как правило, он находится на рулевой колонке и увидеть его можно только сняв руль.
- Датчик G. Обычное расположение в районе рычага стояночного тормоза, чтобы добраться до него нужно предварительно снять пластиковую накладку на крышке
Датчики, которые можно увидеть без особых усилий:
- Датчики педали тормоза и акселератора расположены в нижней части сиденья водителя рядом с соответствующими педалями. Также называются «мыши» или «лягушки».
- Колесные датчики установлены в ступицах, для просмотра достаточно снять колесо с оси автомобиля (для дисковых тормозов).
Как пользоваться ESP в машине?
Запомнить! ESP всегда активна и может включаться при любой скорости и движении машины.
Среди автомобилистов бытует мнение, что противобуксовочная система может помешать опытным водителям справиться с заносом. Иногда, например, нужно увеличить скорость, чтобы выйти из заноса, а ESP ограничивает искусственный впрыск топлива. Но это актуально для очень опытных водителей. Как правило, такие навыки не требуются для тех, кто путешествует с работы домой.
Тем, кто любит активную езду, в системе стабилизации есть специальные режимы, когда можно ехать от души, а включаться она будет только в критических ситуациях.
Еще одна хорошая статья: ВСЕ о моторном масле 5w30 и 5w40: в чем разница, что лучше, что гуще и жиже, сравнение
В большинстве случаев я не рекомендую отключать ESP, чтобы предотвратить даже маловероятную возможность аварии, особенно если водитель отвлекся или просто не в состоянии быстро среагировать.
Несмотря на то, что ESP обеспечивает безопасное вождение и сглаживает многие ошибки неопытного водителя, полностью полагаться на систему стабилизации не стоит. Просто избегайте опасных ситуаций.
Есть ли смысл отключать ESP?
Принцип действия
Все вышеперечисленные компоненты помогают электронике понять, когда автомобиль начинает заносить, а также корректировать поведение автомобиля в зависимости от манипуляций, совершаемых водителем.
Отклонение положения органов управления автомобилем от реальных параметров движения автомобиля провоцирует немедленное вмешательство электронной программы стабилизации. Например, угол поворота колес невелик, но скорость поперечного ускорения и угол поворота вокруг оси значительно превышают показатели, характерные для безопасных повадок автомобиля с заданными параметрами рулевого управления. Таким упрощенным образом можно описать то, как ESP определяет развитие заноса.
Система контроля устойчивости подтормаживает определенные колеса или снижает тормозное усилие, если водитель, встревоженный, вдавливает педаль тормоза в пол; влияет на работу двигателя, и не дает карданному валу ухудшить ситуацию.
Основная цель ESP – предотвратить возникновение или усугубление заноса автомобиля. Все эти манипуляции помогают выровнять путь и сохранить контроль над машиной.
Конкретный пример
Рассмотрим работу системы на примере ситуации, когда электронный контроль устойчивости помогает стабилизировать автомобиль.
Параметры для переопределения (слайд):
- задняя ось имеет тенденцию проезжать мимо передних колес. Задняя ось скользит против внешней дуги вращения;
- скорость скольжения высокая.
Стабилизация происходит за счет торможения переднего колеса по внешнему радиусу.
Параметры вспомогательного управления (работа):
- передняя ось скользит против внешней дуги вращения;
- скорость передачи низкая;
Стабилизация происходит за счет торможения заднего колеса, проходящего по внутреннему радиусу.
Конечно, описанный алгоритм слишком упрощен. Электронный блок управления получает информацию от различных датчиков десятки раз в секунду, моментально реагирует сигналами на исполнительные устройства, постоянно ориентируясь на изменение условий движения.
Видео работы системы курсовой устойчивости автомобиля поможет оценить все преимущества ассистента.
Омологация
Автомобили из стран ЕС, выпущенные со второй половины 2014 года, обязаны иметь ESP в минимальной комплектации. Отечественное законодательство подразумевает подобное правило только в случае сертификации выпуска нового автомобиля. Расширение омологации не обязывает к инновациям. Поэтому для большинства машин такой полезный помощник доступен только за дополнительную плату.
Установка своими руками
Вы можете дооснастить свой автомобиль системой ESP самостоятельно. Необходимые комплектующие мы рассмотрим на примере автомобиля Opel Astra J 1.6T 2010 года.
Тебе понадобится:
- блок управления ABS/ESP, крепление в виде кронштейна для установки в обычное место;
- SIM-модуль;
- датчик шестерни (другое название регулятора поперечного ускорения и осевого вращения), крепление;
- затыкать.
Если вы знаете расположение всех элементов и умеете прокачивать тормозную систему, установка своими руками не покажется вам сложной задачей. Обратите внимание, что такие изменения должны быть записаны программно. Для этого нужен сканер и специальное программное обеспечение. Это, пожалуй, самый сложный момент во всем процессе установки.
Почему горит лампа на панели приборов
Как и другие компоненты безопасности, система ESP имеет лампочку на приборной панели любого автомобиля, оснащенного ею. Лампа может подавать разные сигналы в зависимости от модели и производителя автомобиля, но три из них универсальны:
- Лампа ESP мигает во время работы — попытка привести автомобиль в устойчивое положение. В зависимости от автомобиля мигание лампы наблюдается и при работе противобуксовочной системы.
- Лампочка ESP не горит. На неподвижной машине это означает, что все элементы системы работают нормально, а на машине в движении, что система в соответствующий момент времени не мешает управлению
- Постоянно горит лампочка ESP. Это аварийный сигнал, указывающий на неисправность одного из компонентов системы. Общее количество компонентов, задействованных в работе системы стабилизации, превышает 15 единиц. Самодиагностика — практически невыполнимая задача. Включение света даже вызывает неравномерный износ колес, когда блок управления фиксирует ненормальную разницу в скорости вращения колес и переходит в аварийный режим. Такой же эффект вызывает установка новой запаски в сочетании с сильным износом оставшегося комплекта шин.
Если автомобиль оснащен системой ESP, на панели приборов имеется соответствующая лампа, которая указывает на работу или неисправность
Если вы относитесь к тем, кому не нравятся сервисы, можете попробовать найти ошибку самостоятельно:
- Водитель случайно выключил его самостоятельно. На некоторых автомобилях система не включается автоматически при достижении скорости 50 км/ч, а это значит, что водитель постоянно едет с включенным светом.
- Проверьте состояние шин.
- Проверить напряжение в сети на борту. Блок управления отключается при низких значениях.
- Проверьте состояние корпусов клапанов АБС: они хоть и редки, но вызывают поломки.
Это важно! Иногда возникают проблемные ситуации, когда ошибка ESP возникает периодически, а лампа может начать гореть в самых сложных случаях. В этом случае машина работает с постоянно подключенным сканером ошибок.
Во всех остальных случаях правильно будет обратиться в автосервис и проверить коды ошибок сертифицированным сканером. Отсутствие ошибок, как правило, все же указывает на неисправность гидроблока АБС, в остальных случаях совокупность ошибок позволяет определить неисправный узел.