История создания и развития Tesla Motors Corporation

Автомобиль

Начало: точка отсчета и немножко о мечтателях

Как все началось? Как всегда в таких ярких историях — с персоналиями. В каждом успешно реализованном амбициозном проекте были неординарные и целеустремленные личности. Так что «Тесла» вряд ли увидела бы свет, если бы не встреча трех энтузиастов с горящими глазами. Отметим, что ни один из основателей электромобиля Tesla не был автопроизводителем, но всеми двигала жажда инноваций и большой интерес к идее. Но обо всем по порядку.

В начале 2000-х разведенный инженер и по совместительству житель Силиконовой долины Мартин Эберхард хотел купить спортивный автомобиль.

История компании Tesla: как мечты одного человека стали реальностью для многих
Мартин Эберхард

Как ответственный потребитель, он думал об экологичности будущих покупок. И понял, что выбирать особо не из чего. Электродвигатели были экологичны, но купить полноценный электромобиль тогда не представлялось возможным. Были и маленькие тележки для гольфа, но никто в здравом уме не назвал бы эту простую открытую конструкцию полноценным автомобилем. Смех, и ничего более. Катайте детей по зоопарку.

По сути, вариант был только один – красивое желтое купе ручной сборки производства AC Propulsion (США). Собранный на базе кузова Piontek Sportech кустарный спорткар zero приводился в движение электротягой и имел впечатляющие характеристики:

  • двигался бесшумно;
  • плавный, но быстро набираемый разгон (до 97 км за 4,07 с);
  • выпущенная мощность 150 кВт (200 л.с.);
  • не производил вредных выбросов;
  • потреблял всего 180 Вт мощности на милю (из-за рекуперативного торможения при движении по шоссе);
  • отличался футуристическим дизайном.

одного полного заряда аккумулятора электромобиля хватало на 130-160 км, а восстановление уровня энергии с 0 до 95% занимало около часа. При этом машина была ограничена в экономичности из-за использования свинцового аккумулятора. Такой аккумулятор отличался большим весом и относительно низким энергопотреблением. Tzero с таким двигателем стоил 80 000 долларов.

Эберхард получил прототип электромобиля с литий-ионным аккумулятором: с новым источником питания двухдверное спортивное купе «чувствует себя заметно лучше» (на 230 кг) и лихо стартовало и разгонялось до 97 км менее чем за 4 секунды.

Кстати, именно этот «вау-эффект» позже помог партнерам привлечь к проекту дизайнера — Малкольма Смита с ветерком провезли прямо по Сэнд-Хилл-роуд, продемонстрировав, как этот почти бесшумный автомобиль моментально срывается с места».

Улучшились и параметры запаса хода: одного полного заряда батареи теперь хватало на 480 км. Технические возможности позволили увеличить скорость до 230 км/ч, но во время тест-драйва максимальное ускорение достигло 169 км/ч.Стоимость модели с литий-ионным аккумулятором составила 220 000 долларов — большие деньги.

Между прочим, Эберхард использовал один из трех семплов, выпущенных AC Propulsion на протяжении всего существования проекта. Инженер ездил на машине zero три месяца. А потом захотел еще.

Tesla Motors — новая звезда автопрома

В 2003 году вместе со своим партнером, программистом Марком Тарпеннингом, Эберхард решился на амбициозный проект: инноваторы хотели создать электромобиль, да не какой-нибудь, а бросающий вызов всем представлениям об электротранспорте.

Это был июль 2003 года, и в США появился новый производитель автомобилей — Tesla Motors.

История компании Tesla: как мечты одного человека стали реальностью для многих
Логотип Тесла

Ссылка. Название компании и флагманской модели дали в честь сербского ученого и изобретателя Николы Теслы. Появившийся позже логотип в виде латинской заглавной буквы «Т» был разработан RO Studio. Помимо очевидной отсылки к заглавным буквам в названии марки, исходная конфигурация аналогична электродвигателю в поперечном сечении.

Как два инженера получили материалы, необходимые для создания прототипа? Партнеры купили старый автомобиль Lotus модели Elise, освободили пространство салона от всей технологической «начинки» и снова запихнули машину с поправкой на электрическую тягу.

Серийное производство симпатичного и резвого двухдверного спорткара с литий-ионным аккумулятором и асинхронным двигателем требовало больших средств, которых у Эберхарда и Тарпеннинга просто не было. Да, нам удалось кое-что позаимствовать, но начинать производить новый тип автомобиля с нуля — это мега дорого. Ситуацию осложнял скептицизм со стороны потенциальных инвесторов.

Никто особо не верил в успех мероприятия, хотя пионеры электромобилестроения обещали запустить высокопроизводительные и экологически чистые автомобили. Автомобиль, описанный в бизнес-плане, был представлен как образец прорывной технологии.

«Первенец» Теслы уступал по мощности бензиновым спортивным автомобилям, но при этом стоил меньше, производил в десять раз меньше выбросов и был в шесть раз энергоэффективнее. Кроме того, батарея не нуждалась в таком большом увеличении объема, как двигатель внутреннего сгорания — дополнительный вес всего в 11-12 грамм иногда увеличивал мощность автомобиля (со 100 до 200 л.с. (150 кВт)).

Однако на улицах правили полноприводные внедорожники, потребляющие невероятное количество горючего топлива, поэтому идея производства электромобилей энтузиазма не вызывала. Нет. Кроме одного человека. Кто умеет мечтать и воплощать свои мечты в реальность любой ценой. Такие же «сумасшедшие», как бизнесмены, делающие ставку на электромобили. Такой упорный провидец вкладывать собственное время и деньги в не менее грандиозную «аферу» — постройку и запуск коммерческих ракет.

Весной 2004 года у компаний была аудиенция у Илона Маска. На встречу было отведено 30 минут, но в итоге будущие партнеры проговорили два часа. Именно там, в Лос-Анджелесе, в офисе генерального директора SpaceX зародилось будущее всей отрасли.

История развития компании Tesla

Со временем выяснилось, что на разработку первой модели под названием Roadster понадобилось около 7 миллионов долларов. Чтобы воплотить идею в жизнь, мне пришлось привлечь третьего инвестора, которым стал Ян Райт. Некоторое время спустя в истории Tesla появляется Илон Маск. Затем миллиардер возглавит совет бренд-менеджеров Tesla, а Мартин Эберхард станет генеральным директором.

Главной целью в начале истории Tesla было производство спортивного автомобиля премиум-класса. Он разрабатывался в угоду первым покупателям, мнение которых в дальнейшем должно было учитываться при выпуске новых моделей, в том числе седанов и других типов малолитражных автомобилей. Прототип дебютного автомобиля в истории Tesla был впервые представлен на выставке в Калифорнии 19 июля 2006 года.

В том же году, благодаря усилиям и связям Илона Маска, Tesla удалось привлечь к развитию компании Tesla именитых инвесторов, среди которых были соучредители Google. 100 миллионов долларов США позволили разработать первый серийный автомобиль Roadster, который станет лишь первым шагом на пути к большому успеху.Илон Маск на презентации обновленной версии родстера

  • 29 июня 2010 года Tesla впервые в своей истории публично разместила акции на фондовой бирже Nasdaq, чего не было среди американских автомобильных компаний с 1956 года после Ford Motors. Это открыло доступ к крупным источникам финансирования для развития бренда Tesla.
  • Июнь 2012 — Tesla объявляет о запуске второго серийного производства в своей истории — Model S. Этот автомобиль сразу же завоевывает популярность в США, и постепенно им все больше интересуются и на других континентах планеты. Такой успех заставляет основателей компании задуматься о третьем серийном автомобиле, и уже в 2017 году с конвейеров сходят седаны Model 3.
  • Май 2017 г. — генеральный директор Tesla Илон Маск представляет публике дорожную карту, в которой основное внимание уделяется разработке грузовиков.
  • В марте 2019 года мир увидел электромобиль Model Y. Параллельно бренд Tesla становится владельцем аккумуляторной компании Maxwell, заплатив бывшим владельцам 218 миллионов долларов.
  • Ноябрь 2020 г. — Tesla вместе с Uber и 26 другими крупными компаниями США объединяют усилия для создания Транспортной ассоциации с нулевым уровнем выбросов (ZETA). Суть в том, чтобы способствовать переходу на электромобили в различных сферах деятельности, включая легкие, средние и тяжелые автомобили до 2030 года.

Читайте также: Как выглядит тонировка 75%, 50, 40, 30, 15% на автомобиле

Появление Илона Маска

Эберхард и Тарпеннинг изначально рассматривали кандидатуру Илона Маска как потенциального инвестора с крупными вложениями на будущее. Оба внимательно следили за его публичными выступлениями на различных конференциях и убедились в его способности мыслить нестандартно. Мартин и Марк сошлись во мнении, что идея создания электромобиля обязательно понравится Маску.

Еще больше уверенности в возможном сотрудничестве придал телефонный звонок бывшего главы AC Propulsion Тома Гейджа Мартину Эберхарду. В ходе разговора инженер узнал, что Маск ищет надежного партнера для инвестиций в разработку электромобилей. Не теряя времени, Эберхард и Райт отправились в Лос-Анджелес, где уже на следующий день должны были встретиться с будущим главой Tesla Илоном Маском.

Во время переговоров в выходные олигарх то и дело расспрашивал о деталях экономических моделей. Как позже признался Тарпеннинг, Маск буквально измотал его вопросами, на которые нужно было отвечать два дня. Уже в понедельник утром Марк и Мартин снова посетили Лос-Анджелес, и получили положительный ответ, что означало одно — история Теслы точно не будет короткой.

Прежде чем Илон Маск инвестировал первые 6,5 млн долларов, он связался по телефону с Дж. Б. Штробелем, который разработал инновационные литий-ионные аккумуляторы. Миллиардер попросил Штробеля познакомиться со штаб-квартирой Tesla, которая была крайне заинтересована в подобном сотрудничестве.Бывший технический директор Tesla Джеффри Брайан Штробель

Tesla Илона Маска находится всего в 0,8 милях от дома JB, что его больше всего заинтриговало. Всю свою жизнь Штробель посвятил электромобилям, но в тот момент он не мог понять, как нескольким молодым парням удалось достичь таких высот, а о существовании такой компании он даже не слышал. Весной 2004 года Маск и Штраубель снова встретились, и последний согласился работать, получая годовой оклад в размере 95 тысяч долларов.

Так Илон Маск не только стал председателем правления Tesla, но и привел с собой еще одного поклонника электромобилей. Компания стала стремительно развиваться, а о бренде Tesla все больше стали говорить в США и за рубежом.

Проект – The Roadster

До 2006 года Tesla в основном выполняла план развития. В мае этого года мы смогли отложить карандашные наброски и, наконец, приступить к воплощению идей в жизнь. На тот момент штат расширился до 100 человек, которые работали над созданием первого прототипа The Roadster, получившего название EP1, что можно перевести как «Инженерный прототип №1″.

Автомобиль был представлен инвесторам, чтобы они могли сами увидеть, на что были потрачены средства. Этот шаг также был направлен на привлечение других инвесторов. К удивлению многих, Tesla Roadster произвел сильное впечатление на другие компании, несмотря на необходимость ручного охлаждения двигателя во время перерыва тест-драйва.

Инвесторы сразу увидели огромный потенциал. В истории Tesla этот момент стал еще одним успехом, так как Илон Маск вложил еще 12 миллионов в развитие технологий будущего. Он также получил дополнительные 40 миллионов долларов от других компаний, включая мировые бренды JP Morgan и Draper Fisher Jurvetson. Не остались равнодушными и такие крупные бизнесмены, как Сергей Брин и Ларри Пейдж.

Летом 2006 года Tesla представила еще один красный прототип — EP2. Презентация прошла в городе Санта-Клара, куда были приглашены многие знаменитости. В результате губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер и бывший генеральный директор Disney Майкл Эйснер получили самые приятные ощущения от поездки на замечательном 2-местном родстере с откидным верхом, который разгонялся до 100 км/ч всего за 4 секунды.Арнольд Шварценеггер на презентации Tesla Roadster

Электромобиль Roadster был особенно хрупким — только Штраубель и несколько инженеров знали, как им управлять. Во избежание перегрева автомобили меняли через пять минут работы. Во время показа основатели Tesla объявили, что автомобиль способен проехать до 400 км без подзарядки, а примерная стоимость модели составит примерно 90 000 долларов США.

Тогда 30 человек согласились купить родстер, включая основателей Google и других богачей планеты. Главный инвестор Tesla Илон Маск пообещал, что через три года будет построена более дешевая 4-местная 4-дверная модель по цене до 50 000 долларов.

Слишком быстрый путь к успеху

После презентации в Tesla стали приходить письма с предложением привезти этот самый родстер на ряд мероприятий. Богатые люди прямо на стендах марки выписывали чеки номиналом в 100 тысяч долларов за предварительный заказ модели. О таком успехе Эберхард и его соратники не могли и мечтать, и со временем на счета Теслы уже были переведены миллионы для участия в подобных презентациях.

Быстрый успех заставил инженеров постараться устранить проблемы с управлением. Объявленные ранее продажи родстера пришлось перенести с осени 2007 года на 2008 год. В этот период перед инженерами была поставлена ​​четкая и непростая задача создать с нуля абсолютно новую коробку передач».

По предварительному плану специалисты Lotus также должны были собрать родстер. От бренда Tesla требовалось только поставлять качественные детали для шасси автомобиля, но компания решила построить собственный завод по производству аккумуляторов, который позже был отгружен Lotus. Это привело к тому, что цена электромобиля выросла более чем в два раза, составив около 200 000 долларов вместо запланированных 68 000 долларов.

Как выяснилось позже, внутри компании разгорелся конфликт между основными инвесторами из-за повышения цены на модель, и Илон Маск признал виновным в этом генерального директора проекта Эберхарда. По словам миллиардера, Мартин потерял контроль над руководством компании и обвинил его в сокрытии производственных проблем от других директоров, что равносильно мошенничеству и предательству.Черная полоса в истории Tesla

Смена управления и надвигающийся кризис

Мартин Эберхард узнал об увольнении в телефонном разговоре с Илоном Маском во время поездки на собрание Ассоциации автомобильных журналистов в Лос-Анджелесе. После Эберхарда Майкл Маркс и Зеев Дрори по очереди руководили компанией в течение года. В это время Илон Маск с головой ушел в управленческие процессы, а в октябре 2008 года взял на себя полную защиту Tesla.

С первых рабочих дней на новой должности Маск показался достаточно жестким и требовательным, но в то же время эффективным руководителем. Он сразу рассказал о ближайших планах, в которые входила максимальная работа по удешевлению всех отдельных деталей. Илон заявил, что сотрудники обязаны работать даже в выходные, при необходимости даже спать на работе, и так будет до тех пор, пока компания не добьется желаемых результатов. Как только кто-то пытался что-то возразить, ответ был простым и банальным:

Время, проведенное с семьей, будет достаточно, когда наша компания обанкротится.

Если сотрудники не справлялись со своими задачами, они увольнялись. Негатив о бренде Tesla распространялся в СМИ, и Маск вынуждал маркетологов убеждать журналистов писать только положительные статьи, несмотря на отсутствие аргументов для этого.

Выход из кризиса

Работа на производстве под контролем Илона Маска шла полным ходом по графику 24/7. Все существовавшие ведомства докладывали начальнику каждого уха, но это не спасло их от неминуемого, казалось до тех пор, краха.

В 2009 году было выпущено 500 экземпляров электромобилей. Но даже жесткая политика генерального директора Tesla Илона Маска не помогла избежать финансового кризиса. Средства были быстро израсходованы, ведь вместо 25 миллионов, которые планировались на разработку родстера в 2004 году, сумма составила даже 140 миллионов. Чтобы спасти положение, Маск был вынужден вложить со своего личного счета более десятков миллионов долларов.

За период 2008-2012 годов было продано всего 2250 электромобилей Roadster. Более того, репутация бренда Tesla серьезно пострадала из-за конфликта с популярной в США телепрограммой Top Gear, разрешение которого дошло до судов. Во время одной из трансляций Tesla обвинили в мошенничестве, заявив, что автомобили проезжают на одном заряде всего 55 км вместо заявленных 300 км. Странно получается, но суд признал правду телеканала, что еще больше ударило по амбициям Теслы.

Зимой 2010 года Tesla Илона Маска получает кредит от Министерства энергетики США в размере 465 млн. На эти деньги запускается строительство крупного завода на территории Фримонта в Калифорнии. Единственным верным способом решения проблем в этой ситуации был запуск разработки нового электромобиля. Налаженное собственное производство позволило снизить цену почти на 40 000 долларов, а желающим купить Model S пришлось заплатить 62 500 долларов.Tesla Model S пользуется большим успехом

Серийное производство новой версии электромобиля стартовало в 2012 году. Успех оказался невообразимым – менее чем за два года было продано более 55 тысяч автомобилей. Благодаря этому удалось погасить кредит, взятый в 2010 году сроком на восемь лет, уже в 2013 году. Этому способствовало и проведенное в 2010 году IPO, результаты которого оказались невероятными — уже на первом в день торговой сессии стоимость акций выросла на 41% и составила почти 24 доллара за штуку (начальная цена — 17 долларов).

Под руководством Илона Маска Tesla продолжает развиваться, и в феврале 2012 года выпускает на рынок новую новинку Model X, ставшую совершенным вариантом «S».

Убытки компании с каждым годом уменьшаются, а прибыль растет. В год на рынке продается более 200 тысяч экземпляров, и это число увеличивается — например, в 2019 году было продано 367 тысяч автомобилей Tesla.

Продолжая развитие

Осенью 2012 года в истории создания Tesla были открыты первые восемь станций для зарядки электромобиля Tesla Supercharger, которые располагались на трассах Вашингтон-Бостон и Сан-Франциско-Лос-Анджелес. Каждая станция предлагала шесть стоек по 480 кВт. Благодаря этому удалось увеличить спрос на электромобили собственного производства, и изначально владельцы автомобилей Tesla могли заряжать их бесплатно.

Сегодня сеть Tesla Supercharger насчитывает более 1500 станций в более чем 50 странах мира, а количество стоек на каждой из них варьируется от 6 до 40. Помимо станций быстрой зарядки многие придорожные отели и рестораны предлагают Destination Charger услуги медленной зарядки (до 22 кВт).Зарядные станции Tesla — Tesla Supercharger

В июне 2014 года впервые в истории Tesla был открыт полный доступ к патентам. Илон Маск уверяет, что не будет обращаться в суды, если кто-то воспользуется технологиями компании. Ведь сокрытие патентов тормозит прогресс и дает преимущество только юристам, а не изобретателям. Он также уверен, что раскрытие патентов не навредит компании:

Настоящая конкуренция — это не крошечная струйка автомобилей, отличных от Tesla, а огромный поток бензиновых автомобилей, ежедневно производимых на огромных заводах.

В октябре 2014 года в истории Tesla произошло еще одно важное событие — бренд представил первый автомобиль, работающий на автоматическом режиме. В модели внедрены радары, камеры с распознаванием изображений и датчики сонара, чтобы автомобиль мог оставаться в центре или менять полосу движения во время движения.

Также есть круиз-контроль и системы экстренного торможения. В модернизированной версии Model S, выпущенной в 2016 году, уже добавлена ​​возможность автоматической парковки и вызова автомобиля из гаража при использовании специального приложения.

Выход на новые рынки

По состоянию на август 2016 года совет директоров Tesla одобрил покупку акций Solar City, компании, занимающейся производством солнечной энергии, на сумму 2,6 миллиарда долларов. Илон Маск сразу занял пост председателя и начал осваивать новый для себя рынок. В качестве эксперимента Тесла выбрал тихоокеанский остров Тау с населением до 600 человек, где возобновляемая энергия обеспечивается солнечными батареями и батареями.Солнечная электростанция Tesla на острове Ко Тао

Летом 2017 года Tesla выиграла тендер на строительство крупнейшего в мире хранилища энергии в Австралии. Бункер сэкономит энергию в период повышенного потребления. Система Hornsdale Power Reserve мощностью 100 МВт и мощностью 129 МВт/ч построена на батареях Tesla PowerPack. Он был подключен к сети 1 декабря 2017 года и обеспечивает электроэнергией более 30 000 объектов в час.

Штурм, отступление, штурм

Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые и четкие решения. Лишь в редких случаях Тесла «зависал» над проблемой и анализировал ситуацию. В компании придумали план атаки, и если что-то пошло не так, быстро следовала неудача, после чего Тесла тут же менял свой подход и шел дальше.


Однако многие изменения, запрошенные Маском, начали задерживать родстер. Маск хотел большего комфорта и потребовал поменять сиденья и двери. Он настаивал на корпусе из углеродного волокна, а также требовал, чтобы двери родстера открывались нажатием пальца на электронные датчики, а не с помощью ручки. Эберхард посетовал, что эти дополнительные функции замедляют разработку, многие инженеры согласились с ним.

Tesla планировала начать поставки родстера в ноябре 2007 года, но проблемы с трансмиссией сохранялись, и в 2008 году компания предприняла третью попытку чистой трансмиссии.

За границей не все шло гладко. Чтобы создать завод по производству аккумуляторов, компания решила отправить команду своих самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla сотрудничала с энергичной, но недостаточно мощной производственной компанией. Инженерам Tesla пообещали, что они возьмут на себя строительство ультрасовременного завода. Вместо завода нашли бетонный пол с колоннами, поддерживающими крышу.

Здание располагалось в трех часах езды к югу от Бангкока и имело почти полностью открытую конструкцию, как и другие фабрики, из-за неописуемой жары. Другие фабрики производили печи, шины и другие непритязательные предметы быта. Производственными целями Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, их просто уничтожит соленая влажная атмосфера.

Партнер Tesla заплатил еще около 75 000 долларов за строительство гипсокартона, укладку полов и создание складских помещений с регулируемой температурой. Инженерам Tesla пришлось потратить много времени и терпения, пытаясь научить тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Развитие аккумуляторных технологий, которое раньше шло высокими темпами, замедлилось до черепашьих.

Завод по производству аккумуляторов был лишь одним звеном в глобальной цепочке поставок, в которой затраты и задержки множились. Кузовные панели автомобиля были изготовлены во Франции, электродвигатели должны были прийти из Тайваня. Тесла планировал закупить аккумуляторные элементы в Китае и отправить их в Таиланд для сборки аккумуляторных блоков, которые во избежание повреждений нужно было доставить прямо в порт для доставки в Англию, где они должны были пройти таможню. Затем, по планам Теслы, Lotus собирала кузов, устанавливала в него аккумуляторы и отправляла родстеры в Лос-Анджелес через мыс Горн.

В описываемом сценарии Tesla должна была оплачивать производство автомобиля целиком, а возможность рассчитать стоимость отдельных узлов и компонентов появилась только через шесть-девять месяцев. «Мы просто хотели построить быстрое и дешевое производство в Азии, чтобы заработать на автомобиле», — говорит Форрест Норт, один из инженеров, командированных в Таиланд. «По нашим данным, в случае очень сложных устройств здесь работа дешевле, меньше задержек и проблем».

Новые сотрудники были в ужасе от непродуманного плана Теслы.

Райан Поппл, прослуживший четыре года в армии, а затем получивший степень магистра делового администрирования в Гарварде, присоединился к Tesla в качестве финансового директора. Его основной задачей была подготовка компании к публичному размещению акций. Быстро просмотрев бухгалтерские книги компании, Поппл спросил директора по производству и операциям, как именно он планирует построить автомобиль. «Он сказал: ну, мы решили, что пора начинать производство, и ждем чуда», — говорит Поппл.

Узнав о том, как Эберхард управляет компанией, Маск очень забеспокоился и решил заручиться поддержкой кризис-менеджера. Одним из инвесторов Tesla стала чикагская инвестиционная компания Valor Equity, специализирующаяся на оптимизации производственных процессов. Изучив аккумуляторную батарею и технологию трансмиссии Tesla, компания решила, что даже если Tesla не сможет продавать много автомобилей, крупные автопроизводители захотят купить ее интеллектуальную собственность. Чтобы защитить свои инвестиции, Valor отправила Тима Уоткинса, своего главного операционного директора, который вскоре пришел к ужасным выводам.

Британец Уоткинс, имеющий ученые степени в области промышленной робототехники и электромеханики, смог эффективно решать проблемы. Например, работая в Швейцарии, Уоткинс нашел способ обойти жесткое трудовое законодательство, ограничивающее максимальное количество часов, которое могут отработать сотрудники, за счет автоматизации штамповочного завода. Благодаря этому завод мог работать круглосуточно, а не по 16 часов в сутки, как у компаний-конкурентов…

В середине 2007 года Уоткинс пришел к Маску с докладом. Маск был готов к тому, что цена будет высокой, и был уверен, что стоимость машины может быть значительно снижена по мере отладки производственных процессов компании и увеличения продаж. «А потом Тим сказал мне готовиться к худшему», — говорит Маск. Выяснилось, что себестоимость каждого родстера могла достигать 200 000 долларов, тогда как Tesla планировала продавать электромобиль всего за 85 000 долларов. «Конечно, несколько тысяч долларов ничего не изменили, потому что мы все равно не выпустили бы и трети этих чертовых машин…»

Среди инженеров Tesla росло ощущение, что Эберхард достиг предела своих возможностей на посту президента. Ветераны компании всегда восхищались инженерными способностями Эберхарда, в чем никто не сомневался. При Эберхарде инженерное дело в Tesla было возведено в культ. К сожалению, другие сферы деятельности компании остались без внимания, и мало кто верил, что Эберхард сможет перевести

Tesla от исследований и разработок к коммерческому производству. Автомобиль с завышенной ценой, проблемы с коробкой передач, неэффективные поставщики подкосили компанию. И когда Tesla начала отодвигать сроки поставки, многие ранее фанатичные клиенты, которые заплатили большие суммы вперед, отвернулись от Tesla и Эберхарда. «Хорошо это кончиться не могло», — говорит Лайонс (инженер-механик, сотрудник №12. — Forbes). «В теории всем известно, что предприниматель не обязательно ведет компанию к успеху, но на практике смириться с этим непросто».

Эберхард и Маск годами спорили по поводу некоторых аспектов дизайна автомобилей. Обычно они хорошо ладили. Оба не терпели идиотов и одинаково верили в будущее аккумуляторной технологии и ее высокую ценность. Однако расчеты Уоткинса поставили крест на их хороших отношениях. По словам Маска, Эберхард допустил существенный просчет в управлении компанией, допустив столь высокий рост цен на комплектующие. Кроме того, Маск считал, что Эберхард скрыл от правления серьезность ситуации, что представляло собой мошенничество. Маск позвонил Эберхарду, когда тот собирался поговорить с Гильдией автомобильной прессы в Лос-Анджелесе. Во время короткого и неприятного разговора Эберхард узнал, что покидает пост главы компании…

Илон Маск: новый глава семьи Tesla

Глава аэрокосмической компании Илон Маск с заметным интересом выслушал инженеров и решил инвестировать в проект.

История компании Tesla: как мечты одного человека стали реальностью для многих
Илон Маск

Его впечатлил подход — по замыслу посетителей рынок должен увидеть не просто электронную версию спорткара, а революционное решение, призванное полностью изменить представление о возможностях электромобилей:

  • разгон почти до 100 км менее чем за 4 с;
  • отсутствие выбросов в атмосферу;
  • расходный эквивалент: 42,5 км на 1 л горючего топлива;
  • тО — 1 раз на 160 000 км (без учета шин);
  • 1 полной зарядки хватает на 480 км.

Также партнеры упирали на то, что на самом деле планируют выпускать спорткар, при этом машина будет стоить как минимум вдвое дешевле и не наносить вред окружающей среде.

Воодушевленный этой идеей, владелец SpaceX занял пост председателя правления Tesla Motors и инвестировал 7,5 млн долларов в производство Tesla. Юридические формальности были улажены 23 апреля 2004 года. Вы можете приходить на работу. Руководство Tesla Motors достигло договоренностей с двумя основными компаниями-партнерами — Lotus Engineering, на базе одного из седанов, из которого был сделан будущий электромобиль, и AC Propulsion, предоставившей технологическую базу проекта.

Электромобиль Tesla Roadster — от дизайна до концепт-кара

Конструкторские решения, предложенные неопытными товарищами, были нелепы и мало походили на революционную идею. Все пошло гладко, когда Эберхард обсудил свои идеи со своим другом Биллом Могриджем, специалистом в области промышленного дизайна. Владелец дизайн-агентства IDEO помог определить нужные параметры, наметил варианты, и вскоре голосованием была выбрана самая популярная концепция. Правда, в итоге победило предложение Барни Хатта, сотрудничавшего с Lotus, но каким-то образом будущий родстер получил внешние очертания.

тесла родстер история
Дизайн прототипа Tesla Roadster

Дальнейшая хронология событий пошла быстро — уже в ноябре 2004 года мир увидел первый концепт-кар модели — так называемый «мул». По сути, это была Elise, напичканная электроникой от Tesla Motors. Почетное задание по испытанию первого образца было поручено техническому директору компании Дж. Б. Стробелю, благодаря чему автомобиль получил электронные системы управления, инновационный двигатель и аккумуляторы нового типа.

Конечно, чисто внешне концепт выглядел незавершенным (внешних панелей на кузове не было — инженеров интересовали только технические параметры), но «быстрый старт» команду устроил. Это была первая победа, которая помогла привлечь дальнейшие инвестиции в проект. Бюджет был пополнен еще на 13 миллионов. Старт был дан.

До 2006 года, когда дело дошло до выпуска первых моделей Tesla, Илон Маск тщательно следил за каждым этапом производства будущих «убойных» бензиновых двигателей. Несмотря на то, что никто из ключевых людей проекта не имел опыта работы в автомобильной отрасли, поначалу дела шли хорошо: все технические решения разрабатывались специалистами компании под чутким контролем первого инвестора.

Презентация в Санта-Монике: ошеломительный успех

В 2006 году Тесла решил «выйти из тени» и представить широкой публике своего «первенца». 19 июля 2006 года в центре развлекательных искусств Barker Hangar (территориально — в аэропорту Санта-Моники) состоялась пафосная презентация первого электромобиля от «Тесла». Родстер показали во всей красе: голливудские звезды и прочие сливки общества смотрели, как инженеры-испытатели в изумлении садились за руль двухдверных купе.

История компании Tesla: как мечты одного человека стали реальностью для многих
Презентация 2006 г

Досадный нюанс: ближе к концу мероприятия двигатели сзади у образцов сорвались с креплений и стали бить по кузову, но проблемы заметили только представители автопроизводителя. Довольные пассажиры из числа именитых гостей не понимали таких нюансов, и это не портило зрелище.

В ходе презентации руководители приняли предварительные заказы на новинку по специальной цене на первые сто автомобилей, сошедших с конвейера. Приятная цена (100 тысяч долларов США) и «крутой» статус владельца электромобиля сопровождались автографами первых лиц компании — прямо на панели новенького электромобиля. Даже нынешний губернатор Калифорнии (он же Железный Арни) не устоял перед искушением и обзавелся родстером».

История компании Tesla: как мечты одного человека стали реальностью для многих
Карта для первой сотни клиентов

Идея оказалась блестящей, а запущенная в СМИ пиар-кампания дала результат: через две недели после презентации автопроизводитель получил заказы на производство 127 электромобилей.

Первые неудачи на пути к победе

Планы автопроизводителя были оптимистичными. Предполагалось, что к концу 2006 года с конвейера сойдут первые автомобили, а в 2007 году количество выпускаемых ежегодно родстеров возрастет до 500 единиц. Выход на прибыль планировался на вторую половину 2008 года. Однако у руля собрались любители, пусть и талантливые, и в момент серийного производства коллектив столкнулся с рядом проблем.

Некомпетентность проявлялась во всем — от неумения управлять командой из 140 человек и вести финансовый учет до непонимания технических тонкостей. Схема сборки автомобиля из определенного набора ключевых узлов, которая сначала казалась простой и понятной, на деле оказалась нежизнеспособной.

Кроме того, главный инвестор и по совместительству председатель был бескомпромиссным человеком, когда дело касалось качества. Илон Маск считал, что первый электромобиль Tesla должен быть безупречным и идеально комфортным, поэтому внес ряд изменений. Инженеры схватились за головы.

Пришлось занизить порог (и соответственно полностью изменить параметры кузова и дверей), сделать кузов карбоновым и установить оригинальные фары. А еще — заменить сиденья, придать приборной панели более «дорогой» вид и улучшить коробку передач. И теперь Тесла должна поставить британскому сборщику не пять узлов, а. больше сотни.

Дилеры из Силиконовой долины окунулись в увлекательный мир автомобилестроения, где «откатились» на полную катушку. Последней каплей для Мартина Эберхарда стала необходимость внедрения системы SAP для управления бизнесом. Основатель решил уйти с поста генерального директора и оставить себе техническое управление. И тут на сцену вышел главный герой Илон Маск. Время частичного участия в делах компании явно прошло, и для выхода из кризиса требовалось срочное личное вмешательство.

Tesla набирает обороты: время жестких решений и новых руководителей

Вскоре Маск улетел в Лондон. Помимо финансовых проблем, его интересовал ход работ над будущим автомобильным шедевром. Выяснилось, что подрядчик опоздал на три месяца. На тот момент специалисты Lotus Engineering выявили у Tesla Roadster 940 (!) различных проблем. На момент визита решение было найдено только по 94 из них.

Было очевидно, что руководство (особенно Мартин Эберхард) должно было проделать колоссальную работу, не отвлекаясь на другие дела. 8 августа 2007 г основатель компании стал президентом по технологиям. Пост генерального директора занял Майкл Маркс, ранее возглавлявший Flextronics.

Новый менеджер был эффективным и опытным менеджером, но не имел опыта работы в автомобильной промышленности. Маркс наладил производство, но быстро пришел к выводу, что заработать на производстве дорогих электромобилей проблематично, даже без учета систематического срыва подрядчиками сроков. Однако дело сдвинулось с мертвой точки — благодаря реализации элементов из «списка Маркса», а также отказу от лишних расходов на содержание офиса и оказание услуг по контракту.

Марксу удалось сосредоточить усилия сотрудников на реализации главной задачи — производстве Tesla Roadster. В итоге первый электромобиль с нулевым выбросом в атмосферу сошел с конвейера только 18 марта 2008 года, уже при следующем генеральном директоре Зееве Дрори. Еженедельно на базе мощностей Lotus Engineering производилось 12 автомобилей, и это число постоянно увеличивалось.

Сам Маск занял ключевую должность в Tesla Motors в октябре 2008 года. Инновационный и решительный руководитель сразу же избавился от 25% штата и решил, что вложенные в проект 55 миллионов долларов США нуждаются в личном контроле.

Tesla Roadster: очередное падение и… взлет

В мае 2009 года компания столкнулась с очередной неудачей – пришлось отозвать 75% произведенных на тот момент родстеров. Покупатели жаловались на надежность конструкции и беспокоились о незакрепленных креплениях.

История компании Tesla: как мечты одного человека стали реальностью для многих
Тесла родстер 2008

Команда также справилась с этой задачей, и уже в следующем году Tesla Motors стала публичной. На счет компании поступило 226,1 млн долларов США. В 2010 году стоимость одной акции увеличилась с 17 до 23,89 долларов США (41%). Загрохотав шинами, Tesla выехала на шоссе и набрала небывалую скорость. Это был путь победителя, и электромобиль более чем доказал это.

Характеристики первого электромобиля Tesla»:

  • скорость до 100 км/ч — в течение 3,9 с;
  • полного заряда аккумулятора хватает на 300-400 км;
  • время полного цикла зарядки от 0 до 100% — 3,5 часа;
  • стоимость автомобиля в базовой комплектации составляет примерно 100 000 долларов США.

Интересный факт: первый электромобиль Tesla успел совершить свой «высокий полет» и стал Гагариным среди электромобилей: 6 февраля 2018 года личный Tesla Roadster Илона Маска был выведен на орбиту с помощью ракеты-носителя Falcon Heavy. Представьте: ярко-красный автомобиль мчится по гелиоцентрической орбите Марса, за рулем спокойный автопилот Starman в скафандре, из динамиков звучит песня Дэвида Боуи Space Oddity, а за спиной манекена установлена ​​камера, который передает сигнал в прямом эфире. Образ вполне в духе Илона Маска. Главное — «Не паникуйте!», — гласит мелькающая на панели марсохода англоязычная надпись.

Оцените статью
Блог про автомобильные парковки