- Как часто меняют АКБ
- Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле
- Факторы, влияющие на срок годности АКБ
- Фотогалерея «Причины выхода из строя аккумулятора»
- Замеры при работающем двигателе
- Стоит ли с заменой АКБ тянуть до последнего
- Продление срока службы аккумулятора
- Полная зарядка АКБ и его проверка
- Физиогномика
- Что указывает на замену АКБ
- Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля
- Как определить, что ваш аккумулятор пора менять? Ставим эксперимент
- Как «засыпает» автомобиль?
- Практика измерений
- Что мы узнали, и что с этим делать?
- Что может сократить ресурс жизни аккумулятора
- Пощупаем, понюхаем
- Как проверить уровень заряда аккумулятора
- Признаки того, что АКБ нуждается в замене
- Факторы, сокращающие срок службы АКБ
- Короткое замыкание
- Коррозия
- Глубокий разряд АКБ
- Прочее
- Замена старой батареи на новую
- Особенности гелевых аккумуляторов
- Средний срок службы аккумуляторов разных типов
- Как правильно зарядить
Как часто меняют АКБ
Интересно узнать, как часто нужно менять аккумуляторы в автомобилях и от чего зависит установленный производителем интервал.
В качестве нормального показателя обычно указывают периоды в 5-6 лет эксплуатации. То есть это достаточно хороший срок для любого аккумулятора.
При этом до сих пор можно найти под капотом автомобили, где аккумуляторы устанавливались 8-10 лет назад. Также интересно, что в основном это автомобили, которые у нас из Европы. Здесь есть несколько объяснений:
- Производители автомобилей используют стандартные аккумуляторы надежных производителей. Это означает, что эти аккумуляторы действительно хорошего качества.
- Условия эксплуатации, актуальные для европейских стран, заметно отличаются от российских. Это более мягкий климат, качественные дороги.
Если климат в стране теплый, то есть один из основных негативных факторов в виде сильных холодов не влияет на батарею, то менять батарею нужно буквально каждые 8 лет.
Это не относится к скандинавским странам, где температура часто опускается ниже -10-15 градусов по Цельсию. А рекомендуемый интервал замены от производителя – 5 лет.
Если говорить о том, когда необходимо заменить старый аккумулятор под капотом автомобиля в российских условиях, то ситуация несколько иная.
Нормальный срок эксплуатации около 6-7 лет. Для ряда коммерческих автомобилей норма составляет 7 лет.
Но такие стандарты не позволяют точно ответить на вопрос, сколько времени займет замена старого аккумулятора на той или иной машине. На частоту влияет ряд факторов. А в некоторых случаях ресурс батареи заканчивается гораздо быстрее, чем указано производителем на упаковке.
Чтобы понять, как часто действительно нужно менять изношенный аккумулятор в автомобиле, нужно отталкиваться не от указанного срока, а от того, какие факторы влияют на износ аккумулятора. При их воздействии сокращается срок службы батареи, начинают проявляться первые характерные признаки износа.
Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле
Срок службы батареи зависит от многих факторов. В первую очередь на срок службы аккумулятора влияет технология изготовления. Например, современные необслуживаемые изделия могут прослужить примерно в 2 раза дольше, чем обычные сурьмяные аккумуляторы. Кроме того, на периодичность замены аккумулятора влияют условия эксплуатации и соблюдение правил использования такого изделия в качестве пускового агрегата.
Средний ожидаемый срок службы аккумуляторов различных конструкций составляет:
- Низкосурьмяные батареи — 4 года.
- Для кальциевых батарей — 5 лет.
- Необслуживаемые кальциевые батареи — 6 лет.
- Общее собрание — 10 лет.
- ЭФБ — 7 лет.
- Гель — 10 лет.
На срок службы батареи также влияет длительность хранения перед продажей. Чтобы узнать срок изготовления товара, достаточно найти код на крышке, по которому не сложно понять, можно ли покупать аккумулятор или от покупки лучше отказаться.
Факторы, влияющие на срок годности АКБ
На срок службы батареи влияют различные факторы, и о них должен знать каждый водитель. Как правило, в среднем автомобильный аккумулятор служит не менее трех с половиной лет. Но это число можно уменьшить, если не соблюдать элементарные условия использования и если устройство не находится постоянно в разряженном состоянии.
К автомобильному оборудованию, потребляющему значительное количество энергии, относятся:
- автомобильная акустика, будь то обычная магнитола или мультимедийный центр, а также другие электронные гаджеты, работающие постоянно при работающем или выключенном двигателе;
- противоугонные системы, а также различные механизмы, призванные обеспечить безопасность водителя;
- кондиционер или печка;
- компьютер на борту.
Конструктивные элементы устройства
Во многом эти компоненты определяют срок службы аккумулятора, так как питаются от аккумуляторной батареи, в некоторых случаях также когда автомобиль находится в гараже или на стоянке. Также следует учитывать, что если к электросети будут подключены неработающие устройства или оборудование, это будет приводить к регулярному разряду аккумулятора. Как показывает практика, многие наши соотечественники не заботятся о сроке службы аккумуляторов до тех пор, пока не столкнутся с проблемой невозможности запуска двигателя. А это, в свою очередь, часто связано именно с тем, что автомобильный аккумулятор разряжается.
Важным фактором, определяющим срок службы автомобильного аккумулятора, являются погодные условия. Если в вашей местности в течение всего года преобладают отрицательные температуры, производительность батареи будет снижена. Это связано с тем, что из-за мороза раствор электролита в банках аккумуляторов становится соответственно более вязким, это приводит к увеличению зарядного сопротивления. Более того, если автомобиль будет постоянно эксплуатироваться в морозных условиях, это также приведет к уменьшению срока службы аккумулятора, причем год выпуска значения не имеет (автор видео по устранению замыканий в банках — Вадим Балцанов).
Читайте также: Шевроле Лачетти Хэтчбек 1
Какие факторы приводят к сокращению продолжительности жизни:
- использование автомобиля в связи с перепадами температуры – замерзание рабочего раствора, как и его периодическая разморозка, ни к чему хорошему не приведут;
- деформация корпуса аккумулятора – если он будет поврежден или треснут, это приведет к вытеканию раствора электролита;
- уменьшение значений емкости, что также может быть связано с некорректной работой;
- постоянная зарядка аккумулятора;
- высокий саморазряд, в результате чего аккумулятор не может самостоятельно зарядиться до нужного уровня при стоянке автомобиля;
- появление коррозии на внутренних компонентах устройства;
- еще одним фактором, влияющим на износ, является сильное испарение влаги.
Как известно, в любой встраиваемой сети генераторный блок считается основным элементом, поэтому этот узел также влияет на время автономной работы. Если, например, реле регулятора выйдет из строя, это может привести к скачкам напряжения в электросети. Следовательно, в конструкции аккумулятора банки будут перегреваться, а это в свою очередь способствует выкипанию из них рабочей жидкости. Как вы понимаете, ничем хорошим для устройства это не обернется. Кроме того, если заряд слишком низкий, а автомобиль ездит с аккумулятором в таком состоянии, пластины устройства начнут сульфатироваться (автор видео по восстановлению и подготовке автомобильного аккумулятора к зиме — дневник Рыбака канал).
Еще одним фактором, влияющим на износ, является вибрация — при регулярных вибрациях батарея живет гораздо меньше. Это связано с тем, что в результате вибраций в конструкции устройства разрушается покрытие на пластинах, по этой же причине могут возникать повреждения корпуса, особенно трещины. Вибрации также могут привести к тому же сульфатированию пластин, образованию короткого замыкания в блоке, а также перенапряжению в электросети автомобиля.
И последний фактор, способствующий выходу из строя аккумулятора, — стиль вождения. Если ездить на машине только по городу, с учетом постоянных остановок и коротких расстояний, срок службы будет меньше, чем по сравнению с ездой автомобиля по трассе. Из-за частого запуска двигателя происходит более быстрая разрядка, и если поездки занимают недостаточно времени, устройство просто не сможет восполнить заряд. Особенно остро эта проблема стоит в период холодов, ведь помимо штатного электрооборудования работает еще печка, а также оптика, которые дополнительно способствуют излучению.
Фотогалерея «Причины выхода из строя аккумулятора»
1. Окисление на полюсах и корпусе аккумулятора
2. Трещины в корпусе автомобильного аккумулятора
3. Непрозрачный электролит
Замеры при работающем двигателе
При работающем двигателе мультиметр должен показывать от 13,5 до 14,0 В. Напряжение более 14,2 В свидетельствует о низком заряде аккумуляторной батареи, при этом режим работы генератора улучшается. Если через 5-10 минут ситуация уляжется, то с электрикой все в порядке. Рекомендуем: Как выбрать аккумулятор Bosch по марке автомобиля
Если напряжение не упадет до нормы, может произойти перезарядка и закипание электролита. Напряжение 13,0-13,4 В при работающем двигателе и выключенных потребителях энергии (отопление, фары, магнитола) свидетельствует о том, что аккумуляторная батарея заряжена не полностью.
Если мультиметр показывает менее 13 В, это означает, что генератор не заряжает аккумулятор. При всех включенных потребителях напряжение должно быть не менее 12,8-13,0 В. Если оно меньше, аккумуляторную батарею необходимо заменить.
Уровень заряда аккумулятора указывает на его способность поддерживать напряжение в течение определенного периода времени. При полной зарядке аккумулятора даже после недели бездействия напряжение сильно не упадет. Если аккумулятор автомобиля разряжен, заряда хватит ненадолго.
Стоит ли с заменой АКБ тянуть до последнего
покупка аккумулятора обходится автовладельцу довольно дорого, поэтому практически все водители стремятся полностью разрядить аккумулятор перед его заменой. Этого делать не следует по следующим причинам:
- Снижение безопасности машины.
- Риск выхода из строя электрооборудования.
- повышенный износ двигателя при пуске.
Как известно, скупой платит дважды, но несвоевременная замена аккумулятора может привести к аварии, которая может стоить жизни или здоровья. Например, если машина вдруг остановится на оживленном перекрестке или железнодорожном переезде, севший аккумулятор может не справиться с быстрым запуском двигателя.
«Полудохлый» аккумулятор негативно влияет на работу электропотребителей. Кроме того, для запуска двигателя потребуется значительно больше времени. Многочисленные попытки завести автомобиль на низких оборотах коленчатого вала вызывают повышенный износ внутренних деталей из-за недостатка масла, а также притирание пусковой шестерни и маховика двигателя из-за плохого зацепления.
Учитывая негативное влияние непригодного аккумулятора на удобство и безопасность использования машины, рекомендуется вовремя заменить аккумулятор машины новым изделием.
Продление срока службы аккумулятора
Чтобы автомобильный аккумулятор прослужил как можно дольше, рекомендуется:
- не водить разряженное устройство и вовремя заряжать устройство вне зависимости от времени года;
- выжать педаль сцепления до упора;
- прогревать аккумулятор зимой;
- внимательно следить за качеством работы двигателя автомобиля;
- своевременно проводить техническое обслуживание аккумуляторов.
Полная зарядка АКБ и его проверка
Одной из абсолютно необходимых процедур для принятия решения о замене аккумулятора является его полная зарядка. Зимой полная зарядка вообще необходимое условие эксплуатации автомобиля, если конечно вы не хотите застрять посреди замерзшего переулка. Как правило, в руководствах по эксплуатации аккумуляторов рекомендуется избегать использования аккумулятора при низких температурах, если уровень заряда ниже 75%.
Важно! Если полностью заряженный аккумулятор не может запустить двигатель, это может означать, что с ним пора расстаться. Конечно, сначала нужно проверить, не кроется ли проблема в другом двигательном агрегате.
Еще один возможный плохой сигнал от вашего аккумулятора: он пару раз запускает двигатель, затем внезапно теряет напряжение. Это достоверно свидетельствует о полностью выработанном ресурсе, а значит, пора покупать новый аккумулятор.
Стоит еще раз повторить: перед покупкой нового аккумулятора обязательно проверьте старый. Возможно, виноват, например, генератор, не обеспечивающий должной зарядки. Такую проверку можно провести самостоятельно или с помощью специалистов. Магазины автозапчастей, торгующие аккумуляторами, часто предлагают покупателям эту услугу.
Физиогномика
Иногда для диагностики аккумулятора достаточно тщательно проверить его на наличие трещин или утечек. Особенно это актуально зимой, когда есть риск замерзания электролита в незаряженном аккумуляторе. Образовавшийся лед может повредить пластины и корпус аккумулятора. Но в любое время года возможно механическое повреждение аккумулятора — например, при ДТП. В таких ситуациях аккумулятор необходимо немедленно заменить.
Что указывает на замену АКБ
Автолюбитель может сам решить, когда ему менять автомобильный аккумулятор, исходя из характерных особенностей.
Столкнувшись с ними, следует заняться восстановлением аккумулятора или задуматься о покупке нового источника питания. Все зависит от того, насколько изношен аккумулятор.
Выделим некоторые моменты, как понять, что автомобильный аккумулятор исчерпал свой ресурс и его нужно менять в ближайшее время.
- Аккумулятор стабильно недозаряжен, то есть находится в состоянии неполного заряда;
- после короткой остановки емкость заметно падает;
- оставление автомобиля менее чем на 24 часа, пускового тока недостаточно для запуска двигателя;
- аккумулятор заряжается током менее 3 А, но электролит все равно кипит;
- значения пускового тока заметно падают, даже если аккумулятор полностью заряжен (для проверки можно использовать зарядную вилку);
- индикатор заряда не горит зеленым при работе зарядного устройства (означает полный заряд);
- электролит в аккумуляторе необслуживаемого типа опускается ниже допустимой отметки;
- крышка аккумуляторного отсека теряет герметичность;
- имеются визуальные признаки изменения формы тела (оно вздувается, искривляется);
- если корпус полупрозрачный, то можно увидеть следы крошащихся дисков.
В таких ситуациях вероятность восстановить автомобильный аккумулятор довольно низкая. Поэтому самый правильный, а иногда и единственный выход из сложившейся ситуации – купить новый источник питания для своего автомобиля.
Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля
Почему-то 5-7 лет полной службы самого простого обслуживаемого аккумулятора на борту автомобиля приравнивается к ненормальному явлению. В таких случаях принято говорить, что владельцу товара повезло, и никак иначе. При этом выпадает из фокуса самый главный аспект — этот самый владелец заботился об аккумуляторе, кроме всего прочего, можно констатировать, что культура обслуживания блоков питания на борту, широко распространенная среди советских автомобилистов, сейчас забыл.
Сухой список фактов, влияющих на время автономной работы, можно найти в любой статье из интернет-источника, связанной с аккумуляторной тематикой. Мы решили пристроиться к устройству источника питания, и показать, что будет, если не соблюдать какое-то правило.
Тон нашей дискуссии задал Василий Теркин, главный редактор Autobann.su, держа в руках стенограмму из архивного издания «За рулем». Экземпляр, надо признать, отличный — номер 15, 1934 год. Получается, что в довоенное время батарея стояла на одной полке с редкими и драгоценными вещами, и продлить срок ее службы считалось делом чести.
Прочитав отрывок из журнала, мы пришли к общему мнению. Удивительно, но практика ухода за аккумуляторами, разработанная почти 100 лет назад, актуальна и сегодня. И даже более того, это относится к прогрессивным моделям из класса AGM, которые маркетологи возводят в ранг «поставил и забыл». Пройдемся по всем правилам эксплуатации и покажем, что технология эксплуатации современных аккумуляторов на фоне их предков стала проще и требует минимум времени:
- Избегайте сильных вибраций и ударов. Дело в том, что известные всем аккумуляторные пластины, расположенные в каждом из шести ящиков, состоят из металлической сетки и распорки (активной массы). Различные встряски – еще одна причина, по которой активная масса опускается на дно банки, что приводит к потере емкости, а риск закрытия банок возрастает многократно.
- Следите за уровнем электролита в очках. Когда уровень электролита падает, пластины открываются. Сухая часть работать не будет и будет сульфатирована до критической степени. Емкость снижается, батарея начинает быстро заряжаться и разряжаться. Проблема стоит на самом деле остро, особенно для необслуживаемых моделей, в том числе всех прогрессивных конструкций. Дело в том, что часть воды при зарядке и на определенных стадиях зарядки превращается в газ и испаряется. Пластинки обнажаются не сразу, процесс накопительный.
- Со временем неплохо будет долить воды или смочить маты из стекловолокна (касается AGM), но как вы это сделаете, если конструкция просто герметична. Выход каждый находит по-разному: кто открывает крышку и проводит обслуживание коробки по старинке, кто считает нужным проверить генератор, не снимая его с машины мультиметром, кто покупает программируемое зарядное устройство. Так или иначе, нужно стремиться не садить аккумулятор в режиме готовки, и он точно прослужит дольше.
- Избегайте падения напряжения до 10,8 В или ниже. По мере уменьшения эмиссии снижается плотность и прогрессирует сульфатация пластин. Кроме того, электролит низкой плотности замерзает уже при небольшом морозе. Например, конструкции AGM не заботятся о промерзании, но не застрахованы от сульфатации.
- Избегайте сильных разрядов и зарядных токов. От этого пластины деформируются, активная масса крошится со всеми вытекающими последствиями.
- Выпустите взрывоопасные газы из аккумуляторной батареи. В конце заряда ток расщепляет воду на кислород и водород. Эта смесь называется взрывоопасным газом. Кстати, эта смесь взрывоопасна, и если она не найдет выхода, то сломает корпус источника питания. Поэтому примите к сведению следующие советы: на ремонтопригодных моделях отвинтите колпачки и прочистите в них отверстия, на неремонтопригодных изделиях прочистите клапан ВРЛА, не курите возле заряжаемого аккумулятора и хорошо проветрите помещение.
Что мы хотели бы порекомендовать от себя, так это две вещи:
- Заряжайте аккумулятор до 100% уже при напряжении 12,4 В на клеммах (при температуре 20…25°С). Для этих целей необходимо выбирать не автоматические зарядные устройства или, как их часто называют в среде аккумуляторов, «котлы», а программируемые зарядные устройства. Важно, чтобы зарядное устройство проводило «терминационный» заряд до 100% с минимальными потерями воды (в импульсном режиме). Да, нужно разбираться в программируемой памяти, и хорошо бы знать, как зарядить необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством, но это увеличивает срок службы в 1,5-2 раза.
- Проводите десульфатацию, но не чаще одного раза в год. Этот сложный процесс иначе называется «восстановлением емкости аккумулятора», и представляет собой набор контрольно-тренировочных циклов «разряд-заряд». Процесс требует глубоких знаний аккумуляторной отрасли и специального зарядного устройства с функцией десульфатации. Например, аккумулятор Ca/Ca нельзя разряжать даже до напряжения 10,8 В, максимум — до 11,5 В.
Итого, если не допускать глубоких разрядов, вовремя заряжать аккумулятор до 100%, не допускать кипячения, периодически растворять крупные сульфаты свинца (десульфатация) для восстановления рабочей площади пластин до заводского состояния, следить за уровнем электролита , то изделие прослужит, как говорится, «свыше нормы».
Если не соблюдать эти простые правила, обычная батарея прослужит более двух зим. Любые перспективные технологии не отменяют общих требований по обслуживанию аккумуляторов. Отзывы на форумах служат аргументом, когда у владельцев проблемы с продукцией AGM уже четвертую зиму.
Как определить, что ваш аккумулятор пора менять? Ставим эксперимент
Как спрогнозировать и предотвратить возможные проблемы до того, как разразятся серьезные простуды? Да очень просто: измерьте ток, потребляемый аккумулятором автомобиля в режиме простоя. Но делать это нужно с умом, и неплохо бы снять провод с аккумулятора и подключить амперметр между проводом и клеммой аккумулятора!
Как «засыпает» автомобиль?
Сначала нужно сказать несколько слов важной теории о функциях сегодняшнего потребления автомобиля с неработающим двигателем. На любом современном автомобиле, даже совсем бюджетном, есть множество «умных» блок-модулей, отвечающих за функционирование тех или иных электрических систем. Например, после извлечения ключа из замка зажигания жигулевской «копейки» потребляемый от аккумулятора ток резко падает до нуля — все потребители «безмозглые» и работают по принципу «включено-выключено». Но в современном автомобиле сегодняшние потребители не выключаются, как лампочка в люстре — они «плавно засыпают». Это связано с тем, что «умные» модули после постановки автомобиля на охрану некоторое время проверяют свои «зоны ответственности».
Вышли из машины, поставили на сигнализацию и не знаете, что из аккумулятора течет ток в несколько ампер — огромный ток для автомобиля с глушителем! Если это будет продолжаться хотя бы несколько часов, вам больше не захочется заводить машину по утрам. Но не волнуйтесь — это норма, все предусмотрено! Ток постепенно снижается по мере «сна» модулей и через некоторое время (от нескольких минут до получаса на разных автомобилях, в зависимости от степени проработанности электроники) снижается до безопасных значений для «спящего» режима».
Разобравшись с особенностями энергопотребления стоячей машины, перейдем к измерениям. Наша задача определить силу тока вооруженной машины, у которой все двери, капоты и багажники закрыты (не прикрыты, а явно захлопнуты!), а в салоне никого нет. Только так и никак иначе можно добиться «сна» ВСЕХ «умных» модулей!
При этом, когда мы подключаем амперметр, мы должны умудриться НЕ разорвать электрическую цепь — то есть не только снять провод массы с аккумулятора и подключить амперметр между проводом и клеммой аккумулятора, но сделать это БЕЗ отключив сам аккумулятор на несколько секунд. Обрыв цепи аккумулятора часто приводит к очень длительному «сну» электросистем автомобиля, а также обнуляет память магнитолы и многие другие настройки. Ничего смертельного, но нам это совершенно не нужно.
Практика измерений
Итак, нам понадобится мультиметр, включенный в режим миллиамперметра (подойдет любой), и два отрезка многожильного электрического провода длиной около метра. Сечение примерно 0,5-0,75 мм. Такой провод продается в любом электромонтажном магазине и стоит меньше 10 рублей за метр.
Купили два метра проволоки, разрезали на два равных куска по одному метру. Зачищаем ножом изоляцию каждого куска с двух сторон. С одной стороны — сантиметров на 4, с другой — целых 10 сантиметров.
Концы проводов, оголенные в длину около 4 сантиметров, слегка «соединяют» друг с другом, скручивают их на 2-3 витка. Нужна лишь небольшая временная закрутка, которую потом будет легко открыть, просто потянув за провода в разные стороны.
Что мы узнали, и что с этим делать?
В результате этих танцев с проводами и тестером мы получили цифру — сколько миллиампер тока машина высасывает из аккумулятора в режиме простоя на стоянке. Теперь важно оценить эту цифру — много это или мало — и решить, что нужно делать дальше. Поскольку степень «электрификации» автомобилей разных моделей и марок, емкость аккумулятора, частота движения, температура наружного воздуха и другие параметры сильно различаются, единых рекомендаций не существует. Но для некой «средней» машины можно ориентировочно ориентироваться на следующие исходные. Повторимся — эти цифры в чистом виде актуальны только для новой батареи в летний день. Но если батарея за несколько лет уже потеряла часть своей емкости, в силу старости имеет повышенный ток саморазряда, а на улице 20 градусов, то все гораздо хуже…
Что может сократить ресурс жизни аккумулятора
Условия эксплуатации аккумулятора всегда влияют на срок его службы. К наиболее негативным факторам, значительно сокращающим срок службы батареи, относятся:
- Глубокие разряды.
- Мощная зарядка.
- повышенная тряска.
- Работа в недостаточно заряженном состоянии.
- Хранение в разряженном состоянии.
- Несоблюдение правил эксплуатации (например, гелевые аккумуляторы не выдерживают температуры ниже -30 градусов, а необслуживаемые кислотно-кальциевые аккумуляторы нельзя заряжать большим током).
Кроме того, вы должны быть очень осторожны при использовании продукта в сильные морозы. Если в аккумуляторе используется жидкий электролит и его плотность недостаточно высока, жидкость может замерзнуть, что непременно приведет к неисправности изделия.
Кислотно-кальциевые батареи Ca/Ca
Если не заряжать батарею зимой, может произойти глубокая разрядка. Это может произойти в результате неисправности генератора или реле-регулятора. Кроме того, глубокая разрядка аккумулятора может быть достигнута, если при неработающем двигателе долгое время были подключены потребители энергии, например, магнитола или габаритные огни.
Перезарядка аккумулятора также может привести к негативным последствиям. Помимо повреждения пластин из-за чрезмерного нагрева, в обслуживаемых аккумуляторах возможно разбрызгивание электролита. Такие аккумуляторы также могут накапливать горючие газы, которые могут взорваться, что приведет к полному разрушению аккумулятора, а находящиеся рядом люди могут серьезно пострадать.
Во избежание перезарядки необходимо подключать зарядное устройство к аккумулятору только на время, необходимое для восстановления электрической емкости устройства. Также следует отказаться от быстрой зарядки аккумулятора большим током.
Если аккумулятор не будет использоваться какое-то время, его следует хранить в полностью заряженном состоянии. Несоблюдение этого правила может привести к сильной сульфатации плит, что значительно снизит долговечность изделия.
Пощупаем, понюхаем
Как проверить состояние батареи? Прежде всего, мы должны убедиться, что электрооборудование на борту работает. Достаем электронный тестер и измеряем напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе. Должно быть около 14,0-14,4 В. Если намного меньше, то дело не в аккумуляторе, нужно искать причину в генераторе или проводке.
Напряжение при выключенном двигателе и полностью заряженном аккумуляторе должно быть 12,6–12,7 В. Для чистоты эксперимента желательно, чтобы это измерение проводилось через несколько часов после остановки двигателя, иначе показания будут завышены. Если счетчик показывает 12,3 В или меньше, аккумулятор явно недозаряжен.
Надо попробовать его зарядить и понаблюдать за дальнейшим поведением. Восстановится — ура, нет — в отставку.
И самая банальная проверка работоспособности аккумулятора — заглянуть в глазок. Однако его устанавливают не все производители, да и особого смысла в нем нет: он показывает уровень электролита и его плотность только в одной банке из шести.
Срок службы батареи варьируется в зависимости от режима движения, погодных условий и состояния автомобиля, но в среднем составляет 4-5 лет.
Как проверить уровень заряда аккумулятора
Для проверки заряда аккумулятора желательно использовать мультиметр. Перед выполнением теста лучше отключить аккумулятор. Сначала отключите минусовую клемму, старайтесь не задевать ключом металлические части автомобиля. Отсоедините положительную клемму. Затем подключаем контакты прибора к клеммам аккумулятора: красный к плюсовой клемме, черный к минусовой, включаем функцию вольтметра, измеряем напряжение.
Хотя принято думать, что автомобильный аккумулятор выдает 12 вольт, это неточная оценка. Оптимальный уровень напряжения 12,7 вольт. Только тогда можно сказать: он полностью заряжен, работает корректно. Потеря каждой десятой вольта соответствует потере 10% заряда батареи. Это означает, что когда счетчик показывает напряжение 12,2 вольта, остается 50% заряда. Если прибор показывает напряжение ниже 12 вольт, аккумулятор полностью разряжен. Затем необходимо быстро зарядить аккумулятор, чтобы избежать повреждения пластин.
Мультиметр (от англ multimeter) — комбинированный электроизмерительный прибор, совмещающий в себе ряд функций. Может измерять напряжение, ток, сопротивление.
Признаки того, что АКБ нуждается в замене
Как узнать, что пора менять аккумулятор?
Опытный водитель, столкнувшись с рядом ярко выраженных сигналов, сразу поймет, в чем дело, и сделает правильные выводы:
- Если двигатель с трудом заводится не только в холодное время года, но и летом, нужно менять аккумулятор в машине. Он не держит заряд, а стартеру не хватает энергии для запуска двигателя.
- Если ваш автомобиль оснащен бортовым компьютером, и на дисплее постоянно появляется напоминание о необходимости зарядить аккумулятор, игнорировать этот сигнал нельзя. Если водитель не понимает, о чем идет речь, он может попасть в ситуацию, когда машина просто не заведется.
- Если вы проверяете аккумулятор мультиметром после длительных поездок, и он показывает низкий уровень напряжения, аккумулятор необходимо заменить как можно скорее. В нормальном состоянии после длительной непрерывной езды по трассе аккумулятор должен «разогнаться», подзаряжаясь от генератора.
- Если вы заряжали аккумулятор всю ночь, но плотность электролита в нем едва «дотягивает» до отметки 1,25 г/см³, пора задуматься о его замене. Еще хуже, если электролит не в норме только в одной банке, это все равно показание к замене источника питания.
- Если жидкость внутри батареи темная, немедленно замените батарею. Ехать с разбитыми знаками категорически нельзя, это может спровоцировать взрыв.
- Иногда даже не помешает понюхать батарею. При появлении неприятного запаха гниения его необходимо заменить на новый.
- Простым тестом также может быть прослушивание радио в машине в течение часа. Если первоначальный запуск после этого затруднен, аккумулятор быстро «садится».
- И, конечно же, если ваш аккумулятор находится в «почтенном возрасте» за четыре года, самое время задуматься о покупке нового.
Факторы, сокращающие срок службы АКБ
Иногда автомобильные аккумуляторы перестают работать по разным причинам. Одни могут быть из-за неправильного обслуживания агрегата, другие – из-за неисправностей в автомобиле.
Короткое замыкание
После короткого замыкания аккумулятор больше нельзя использовать. Даже если устройство останется целым, оно будет быстро разряжаться и постоянно выходить из строя. Короткое замыкание может произойти из-за заводского брака (если аккумулятор новый) или из-за дефекта самого автомобиля. Во избежание короткого замыкания ведите автомобиль осторожно по ровным дорогам и следите за тем, чтобы аккумуляторный ящик не деформировался.
Коррозия
Появляется на устройствах, которые выполнили свою задачу. Для этого достаточно посмотреть срок годности батареи. Проявляется удешевлением и меньшим КПД устройства.
Глубокий разряд АКБ
Если периодически доводить аккумулятор до глубокой разрядки, он быстро придет в негодность. Поэтому рекомендуется вовремя заряжать устройство. Свинцово-кислотные и кальциевые приборы страдают глубокими разрядами, и из-за этого электролит в них темнеет. От нагрузки напряжение в нем падает, и он перестает нормально работать.
Прочее
На срок службы батареи также влияют:
- тип дорог, по которым движется автомобиль;
- температурный режим;
- точность вождения.
Если автомобиль часто используется при экстремально низких температурах, это может повлиять на срок службы аккумулятора. Водителям, которые часто ездят зимой, когда ночью прогнозируются сильные морозы, рекомендуется снять устройство с автомобиля и отнести в теплое место.
Совет: при окислении клемм их необходимо почистить, также важно выяснить причину, по которой это происходит. Подробнее о смазке клемм аккумулятора читайте здесь.
Замена старой батареи на новую
Как снять использованный аккумулятор с автомобиля? Выключите зажигание и начните снимать аккумулятор с отрицательного полюса, избегая при этом контакта металлических частей автомобиля, самой клеммы и ключа. После снятия минуса отсоедините плюсовую катушку, а затем стопорную гайку и стопорные болты.
Прежде чем покупать новый аккумулятор, вы всегда должны учитывать, какая емкость лучше всего подходит для двигателя вашего автомобиля. Также необходимо предварительно измерить длину, ширину и высоту батарейного отсека. Запишите сами, в каком месте какие клеммы расположены, чтобы не перепутать.
Аккумулятор можно взять с небольшим запасом емкости, чуть больше, чем у вас было до этого — чтобы емкость достала при холодном пуске. Также при покупке аккумулятора обращайте внимание на дату выпуска — чем раньше он произведен, тем лучше.
После того, как мы поместили в отсек новый аккумулятор, стягиваем клеммы (минус к минусу, плюс к плюсу) и фиксируем крепежным болтом, который находится снизу. Все работы по установке и снятию аккумулятора с машины необходимо проводить при выключенном зажигании и в перчатках во избежание попадания кислоты на кожу рук.
Вот мы и научились определять, нуждается ли батарея в замене. Многие водители начинают думать об аккумуляторах только тогда, когда они вызывают серьезные неисправности. Чтобы «вдруг» не оказаться в ситуации, когда машина просто не заведется, нужно знать, как правильно идентифицировать сигналы тревоги, исходящие от аккумулятора.
Особенности гелевых аккумуляторов
Гелевые аккумуляторы служат в 3-4 раза дольше, чем обычные аккумуляторы
Главная особенность и характеристика гелевых аккумуляторов заключается в том, что вместо обычных компонентов, применяемых в стандартных аккумуляторах, здесь используется гелий.
В результате различных исследований гелевые аккумуляторы оказались более долговечными и практичными, чем их свинцово-кислотные аналоги.
Большинство автомобилистов сталкиваются с проблемой доливки воды или специального вещества в аккумулятор. Такие мелкие проблемы не будут угнетать автовладельцев при эксплуатации гелевых аккумуляторов.
Большинство исследований таких аккумуляторов показывают, что падения с разной высоты, повреждения корпуса и другие негативные механические воздействия не влияют на работоспособность.
Знаете ли вы, что: Средний срок службы гелевых батарей составляет 12-14 лет, что в 3-4 раза больше, чем срок службы обычной батареи.
Средний срок службы аккумуляторов разных типов
Современные автомобили оснащены такими устройствами:
- свинцово-кислотный. Классика, которой уже несколько десятков лет. Уже за 4 месяца эксплуатации в них теряется половина емкости. Их долговечность зависит от качества конструкции, производителя, условий эксплуатации. В среднем устройство способно работать от 1 до 4 лет. Эти модели не выдерживают глубоких разрядов и высокого напряжения;
- гель. Самые надежные и способные прослужить автомобилистам от 7 до 9 лет. Они характеризуются массой преимуществ, высокими техническими характеристиками. Но их недостаток – высокая цена;
- кальций. Они неуправляемы, боятся глубокого разряда. Могли прослужить владельцам 4-7 лет. Отличаются высокими техническими качествами;
- Генеральная Ассамблея. Несмотря на высокую стоимость, они полностью оправдывают себя долгим сроком службы до 6 лет. Но боятся полной разрядки и перезарядки;
- гибридный. Он также отличается долговечностью и способен функционировать ок. 7 лет.
Как правильно зарядить
Быстрая зарядка аккумулятора разрешена только в самых крайних случаях
Необходимость подзарядки аккумулятора может возникнуть по разным причинам.
Большинство автовладельцев не знают, что существуют определенные правила и положения, которые необходимо соблюдать, чтобы не повредить аккумулятор.
Перед началом процесса зарядки выньте его из моторного отсека.
Правила зарядки аккумулятора:
- Зарядка должна быть не менее 12 часов. Более короткое время зарядки только повредит устройство и может привести к значительному сокращению срока службы.
- Процесс зарядки должен осуществляться только с заводскими устройствами. Самодельные приспособления, которые изготавливают в гаражах различные умельцы, могут повредить аккумулятор и просто вывести его из строя.
- Лучше всего заряжать аккумулятор, положив его на твердую ровную поверхность, чтобы избежать различных неприятных происшествий.
С помощью простых советов вы сможете безопасно заряжать свое устройство.