- Понятие
- ОБДД
- Причины возникновения
- Вождение в нетрезвом виде
- Усталость водителя
- Превышение скорости
- Склонность водителей отвлекаться от дороги
- Недооценка погодных и дорожных условий
- Игнорирование ремней безопасности
- Отсутствие детского кресла или удерживающего устройства
- Анализ статистики по ДТП
- Профилактика травматизма
- Как избежать ДТП
- Основные меры предупреждения
- Общие
- Специальные
- Как проводятся
- Среди водителей
- С участием детей
- Контроль за скоростью и знание законов физики
- 1) Перед запуском двигателя проверьте исправность основных систем автомобиля
- Нужно думать за других
- Что делать, если у виновника ДТП нет страховки
- Первый вариант
- Цепная реакция
- Когда виновник скрылся с места аварии
- Пути сошлись
- Манеры многих водителей оставляют желать лучшего. Превышают скорость, не используют при маневрах световые сигналы, ведут себя агрессивно. А тут еще обладатели зарубежных номеров, водители такси (в том числе маршрутных) и всевозможных доставщиков — сплошной Армагеддон! Как распознать потенциальную опасность в потоке и избежать столкновения?
- Как распознать новичка за рулём и действовать
- Если вы не успеваете завершить обгон
- Профилактика ДТП среди детей
- В ДОУ
- В Школах
- Дома
- Типовой план работы по предупреждению ДТП
- План работы по предупреждению ДТП
- Необходимость
- Что включает
- Общий подход
- Главное — разъехаться
- Неправильные действия водителей при опасности
- Что делать, если навстречу несётся автомобиль
- Если совершается обгон
- Движение по встречной полосе без видимых причин
- Автомобиль занесло
- Как не погибнуть из-за смартфона
Понятие
ТК является источником повышенной опасности. Во время вождения не отвлекайтесь, пользуйтесь телефоном (смартфоном), сосредоточьте свое внимание на дороге и дорожной обстановке. Это поможет избежать несчастных случаев. ДТП – это ситуация с участием одного или нескольких транспортных средств, при которой наносится ущерб имуществу, жизни или здоровью человека.
Важно! Если машина наехала на столб или забор, это считается несчастным случаем, так как повреждено имущество (автомобиль или другой предмет.
В случае ДТП необходимо вызвать полицию (ГАИ в МВД) для фиксации фактов ДТП, установления виновных. Виновная сторона продолжит выплачивать компенсацию. Для снижения аварийности на дорогах необходимо знать их основные причины. Это позволит разработать мероприятия по предупреждению аварий, повысить безопасность участников дорожного движения (водителей и пешеходов).
ОБДД
обеспечение безопасности дорожного движения является центральной задачей транспортной компании и государственных органов. Ответственным за безопасность дорожного движения является Ространснадзор, надзорный орган Министерства транспорта Российской Федерации. В Ространснадзоре действуют территориальные органы (УГАДН), осуществляющие контроль за соблюдением законодательства в области безопасности дорожного движения.
В каждой транспортной компании должен быть сотрудник по безопасности дорожного движения. Он составляет план действий по предотвращению аварий на год, пропагандирует безаварийное вождение среди водителей, составляет и анализирует отчеты по авариям.
УГАДН и ГИБДД МВД занимаются профилактикой несчастных случаев в школах, анализируют основные причины несчастных случаев и меры по их предупреждению, при необходимости корректируют мероприятия, разрабатывают методический материал по снижению аварийности.
Причины возникновения
ДТП происходит из-за невнимательности водителя, неисправности транспортного средства, сложных дорожных условий, несоблюдения правил дорожного движения (например, вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выезд на встречную полосу, непредоставление приоритета транспортному средству, движущемуся по встречной полосе) главная дорога и др.). Последствия ДТП усугубляются пренебрежением ремнем безопасности или отсутствием детского кресла (обязанность водителя использовать этот аксессуар предусмотрена в ПДД).
Зная причины аварии, можно разработать меры, которые необходимо принять для предотвращения возможности аварии. В организации, ответственной за безопасность дорожного движения по предупреждению ДТП:
- Разрабатывает и выдает водителям памятки по пропаганде, технике безопасности;
- Обучает сотрудников безаварийному вождению, создает условия для ежегодного повышения квалификации;
- Имеют право не допускать к рейсу пьяного водителя или технически неисправное транспортное средство.
Вождение в нетрезвом виде
Состояние алкогольного или наркотического опьянения увеличивает время реакции на изменение дорожной обстановки, снижает чувство опасности и координацию движений. Все это увеличивает вероятность аварии.
Для предотвращения подобных ситуаций организации проводят обязательный медицинский осмотр водителей перед поездкой. Сотрудник, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, будет отправлен домой, и ему не будет оплачена дневная работа. Трудовой кодекс РФ предусматривает увольнение работника, находящегося на работе в состоянии алкогольного опьянения.
Частные водители не обязаны проходить медкомиссию, бывают случаи, когда они пьянеют за рулем. Для снижения аварийности за вождение в нетрезвом виде предусмотрено лишение прав и штраф до 30 тысяч рублей. ГИБДД активно пропагандирует трезвое вождение в 2022 году, и это дает результаты.
Усталость водителя
В междугороднем транспорте при спокойной дороге водитель может потерять концентрацию. Причиной также может быть длительное пребывание за рулем. Это касается таксистов или водителей маршруток.
Во избежание этого автомобили компаний, осуществляющих перевозки грузов или пассажиров, оснащаются тахографами. Это устройства, следящие за соблюдением водителем режима труда и отдыха.
Показания тахографа проверяют сотрудники ГИБДД или сотрудники ГИБДД. При обнаружении нарушения режима работы водитель может получить предупреждение в первый раз. В случае повторных нарушений будет выписан штраф. Если авария произошла из-за усталости водителя, ответственность будет нести инженер по безопасности дорожного движения.
Превышение скорости
Нарушение скоростного режима может привести к тому, что водитель не успеет среагировать на препятствие или маневр со стороны других участников дорожного движения. В результате может быть допущено наезд на пешехода, наезд на другое транспортное средство, повреждение самого автомобиля (при уклонении от ДТП приходилось наезжать на столб или забор).
ГАИ и УГАДН намеренно выставили знаки, ограничивающие скорость. Имеется план организации движения на территории, где отмечены аварийные зоны, участки с плохим дорожным покрытием и т.д. Соблюдение ограничений убережет вас от порчи автомобиля и штрафов.
причиной аварии также может быть нарушение правил обгона. Водитель не может учесть изменение дорожной ситуации, инициировать обгон, увеличить скорость и не успеть отреагировать на маневр другого транспортного средства. В результате произойдет авария. Поэтому перед совершением каких-либо маневров рекомендуется убедиться в отсутствии препятствий.
Склонность водителей отвлекаться от дороги
При движении по дороге рекомендуется внимательно следить за окружающей обстановкой. Однако водитель может завести разговор с пассажиром, поменять музыку и т д. Это отвлекает водителя и рассеивает его внимание.
Смартфоны в дороге не помощники, а вредители. Для развлечения водитель может включить на нем видео, посмотреть ролики в социальных сетях, позвонить друзьям или поработать. Делать это строго запрещено. Необходимо использовать либо специальные аксессуары (гарнитуру), либо сделать или ответить на звонок, остановиться, обсудить все вопросы и затем продолжить движение.
За разговоры по телефону за рулем предусмотрены штрафы. Водителей это не смущает, таксисты или водители маршруток выпускают из рук на работе (принимают заказы, определяют оптимальный интервал вождения для роста доходов и так далее). Это приводит к аварии, в результате которой транспортное средство ремонтируется и приносит убытки, а не прибыль.
Недооценка погодных и дорожных условий
причина аварии – гололед, снег, туман или плохая видимость. При движении по зимним дорогам или в плохих погодных условиях рекомендуется избегать движения на высокой скорости и резких маневров. Концентрация внимания должна быть увеличена.
В случае сложных погодных условий рекомендуется по возможности отказаться от поездок. Для таксистов общественный транспорт не всегда возможен. Перед выходом на линию рекомендуется тщательно проверить исправность всех ключевых узлов:
- Система торможения;
- Стеклоочистители (наличие жидкости в бачке омывателя);
- Подогрев зеркал, сидений, подогрев салона.
Это поможет предотвратить запотевание стекол, обеспечит хорошую видимость и снизит вероятность аварии.
Игнорирование ремней безопасности
Водители считают ремень безопасности ненужным аксессуаром, так как он ограничивает движение и т д. Однако его использование спасло множество жизней и помогло избежать травм в дорожно-транспортных происшествиях.
В момент столкновения происходит сильное снижение скорости автомобиля. Кузов водителя и пассажиров выдвигается вперед. Если не пристегнуть ремень безопасности, водитель или пассажир может быть выброшен через ветровое стекло или сильно удариться о рулевое колесо или приборную панель.
Ремень безопасности в ситуации резкого торможения среагирует на резкое движение тела водителя или пассажира и остановит его (это принцип работы ремня безопасности).
На заметку! Ремень безопасности может повредить только в том случае, если автомобиль движется с очень высокой скоростью. Для предотвращения этого рекомендуется перед маневром затормозить, оценить обстановку и выполнять маневр только при отсутствии препятствий.
Отсутствие детского кресла или удерживающего устройства
Правила дорожного движения гласят, что перевозка детей осуществляется только при наличии детского кресла или специального приспособления, которое пристегивается ремнем безопасности. Размеры ребенка меньше роста и веса взрослого, при резком торможении ремень безопасности не защитит ребенка, поэтому требуются специальные приспособления.
За перевозку детей без использования сиденья или удерживающего устройства предусмотрен штраф в размере 3000 рублей. Некоторые родители не останавливаются. Для профилактики сотрудники ГИБДД проводят с ними беседу и разъясняют последствия ДТП взрослому и ребенку. Напоминаем родителям, что они несут ответственность не только за свою жизнь, но и за своих детей.
Анализ статистики по ДТП
Если кратко проанализировать открытую информацию ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях, то можно прийти к следующим выводам:
- С каждым годом количество аварий уменьшается. Однако причина этого не в улучшении качества вождения, а в способе сбора информации. В статистику ГИБДД попадают только ДТП с пострадавшими, так как в такой ситуации возбуждается уголовное дело по статье 264 УК РФ. Большинство дорожно-транспортных происшествий происходят в соответствии с Европротоколом.
- Основная причина аварий – нетрезвые водители. Если есть потерпевшие, их наказание будет более суровым. На втором месте — нарушение правил перекрестка, на третьем — установка некачественных дорожных знаков.
- Относительно опытные водители попадают в аварии. Водители с новыми правами водят более осторожно. При стаже вождения более 5-7 лет появляется излишняя самоуверенность, что приводит к проблемам.
- Отсутствие бдительности среди велосипедистов и превышение скорости мотоциклистами привело к увеличению числа аварий с участием велосипедов и мотоциклов. Среди велосипедистов и мотоциклистов, попавших в дорожно-транспортные происшествия, часто бывают несовершеннолетние. Это свидетельствует о необходимости профилактики среди студентов.
Профилактика травматизма
причины травм в дорожно-транспортных происшествиях:
- Переходить дорогу в неустановленном месте;
- Невнимательность к светофорам или регулировщикам;
- Нарушение скоростного режима;
- Наличие препятствий на дорогах (зеленые насаждения, заборы и так далее).
Для снижения количества травм рекомендуется в первую очередь соблюдать скоростной режим. В этом случае водитель может успеть среагировать и предотвратить столкновение с другим транспортным средством или наезд на пешехода.
Пешеходам также следует быть осторожными – переходить дорогу только в положенном месте, соблюдать правила перехода проезжей части при выходе из транспортного средства, быть осторожными. Лучше предотвратить аварию, чем выяснять, кто из участников прав, а кто виноват.
Как избежать ДТП
Советы, как избежать несчастных случаев на дороге:
- Перед выездом с парковки проверьте исправность основных систем автомобиля. Транспортные компании обязаны осматривать транспортное средство до и после поездки.
- Сконцентрируйтесь на дороге, не отвлекайтесь на дорожную ситуацию. Эта рекомендация касается водителей и пешеходов.
- Прежде чем совершать маневр, убедитесь, что нет препятствий. Пешеходы также должны убедиться, что они в безопасности, прежде чем выйти на проезжую часть.
- Соблюдайте правила дорожного движения. Они четко рассказывают, как правильно пройти перекресток, у кого преимущество, в каких местах можно переходить дорогу на пешехода и так далее
- Заранее уступайте дорогу транспортным средствам со специальными сигналами (пожарным, полиции, скорой помощи и т д).
- Заранее выберите известный и безопасный маршрут.
- Соблюдайте правила вежливости и взаимного уважения к участникам дорожного движения.
Основные меры предупреждения
Профилактика и предотвращение несчастных случаев должны начинаться со школы. Сотрудники ГИБДД, учителя, родители проводят специальные занятия в классе, знакомят школьников с основными пунктами ПДД, помогают составить безопасный маршрут от дома до школы.
Для водителей, сотрудников полиции:
- Проводить рекламные акции;
- Читают лекции в транспортных компаниях, проводят профилактические мероприятия;
- Организация специальных конференций, конкурсов;
- Заказать социальную рекламу на ТВ, радио, наружных СМИ.
Общие
Такие меры направлены на все категории участников дорожного движения. Это включает:
- Обучение водителей и их регулярное повышение квалификации;
- Размещение заметок и изображений, пропагандирующих безаварийное вождение в местах массового скопления людей;
- Предотвращение дорожно-транспортных происшествий среди сотрудников полиции и военнослужащих;
- Улучшить дизайн автомобилей;
- Разработка и внедрение оборудования для обеспечения безопасности водителей и пассажиров;
- Содержание дорог, уменьшение дорожных препятствий (например, в Сибири и на Дальнем Востоке проблемой для автомобилистов на междугородних трассах являются дикие животные — медведи, лоси и так далее).
Специальные
К таким мерам относится работа ГИБДД. Сотрудники службы ведут учет аварий, анализируют причины аварий, регулируют движение на опасных участках дорог. Для предотвращения несчастных случаев важно и необходимо объективно расследовать происшествия и наказывать виновных.
Как проводятся
Помимо сотрудников ГИБДД, предотвращением несчастных случаев занимаются родители и учителя. В транспортных компаниях есть сотрудник по безопасности дорожного движения, который отвечает за проведение кампаний и снижение аварийности в организации.
Среди водителей
Хорошие инструменты мотивируют водителей. Например, работнику, совершившему ДТП, не выплачивается годовая или ежемесячная премия, выплаты за ремонт или возмещение ущерба перечисляются из заработной платы и т д. Обучение персонала методам безаварийного вождения, проверка знаний и навыков водителей следует проводить регулярно. Рекомендуемый период между экзаменами – 1 год. Повышение квалификации осуществляется бесплатно.
Читайте также: Понятие и типы роторов: намотка и скорость вращения ротора и статора
С участием детей
Рекомендуется уделять повышенное внимание профилактике дорожно-транспортных происшествий среди детей, так как дорожно-транспортные происшествия с участием несовершеннолетних приводят к детским травмам. Для этого в школах и детских садах проводятся игровые занятия, викторины на знание ПДД и так далее
Роль родителей в предотвращении несчастных случаев велика – ребенок должен видеть пример взрослых в соблюдении правил дорожного движения. Родители обладают максимальной властью над ребенком, поэтому их поведение очень важно для него.
Контроль за скоростью и знание законов физики
Автомобиль может двигаться по инерции. Закон сохранения энергии еще никто не отменял, поэтому автомобиль может двигаться как самостоятельно, так и после столкновения с другим автомобилем.
Когда вы останавливаетесь, чтобы повернуть направо и налево, колеса должны быть только прямо
Любой удар сзади — и машина вылетит на встречную полосу, где ее ждет лобовое столкновение
1) Перед запуском двигателя проверьте исправность основных систем автомобиля
Прежде чем запустить двигатель и отправиться в путь, проверьте работу всех поворотников, габаритных огней и стоп-сигналов на машине. Также не забывайте проверять состояние шин. Таким образом, вы гарантируете, что ваш автомобиль не будет иметь проблем для дальнейшей эксплуатации.
Нужно думать за других
отсутствие безопасности – первый шаг к несчастному случаю со смертельным исходом. При движении по течению важно не только контролировать свои действия, но и думать о том, как могут вести себя другие водители.
В городе выше риск повреждения автомобиля, на трассе выше риск смерти
Соблюдайте дистанцию, не превышайте скоростной режим и трезво оценивайте дорожную обстановку. «Стоять» можно только там, где позволяет дорога
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки
К сожалению, более трети всех водителей личного транспорта регулярно не оформляют полис ОСАГО. Штраф за езду без страховки намного меньше стоимости полиса, поэтому многие автолюбители не считают нужным страховать собственную автоответственность. Таким образом, граждане просто не верят, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.
Если вы все-таки попали в ДТП, где у виновника нет страховки ОСАГО, возместить ущерб можно тремя способами:
Первый вариант
Участник ДТП признает свою вину и обязуется возместить ущерб за счет собственных средств. В подтверждение этого виновная сторона пишет расписку, в которой указаны все подробности ДТП. В нем должно быть указано:
- название документа;
- дата и место составления;
- паспортные данные обоих участников ДТП;
- перечень повреждений автомобиля потерпевшего;
- данные автомобиля (номерной знак, марка и модель, VIN-номер, номер ПТС);
- размер ущерба и срок, в течение которого виновная сторона, признавшая вину, обещает его выплатить;
- подписи обеих сторон.
Цепная реакция
В ряде случаев причиной аварийной ситуации может быть не объект (автомобиль, пешеход, дефект дороги), находящийся непосредственно перед вами, а скрытые или удаленные в пространстве факторы. Для водителей, привыкших просто следовать за «лидером», такие обстоятельства — полная неожиданность. Это приводит к множеству цепных аварий. Важно вычислить источник напряжения и спрогнозировать возможные последствия — будет время заранее сбавить обороты или обойти проблемный участок.
Старайтесь наблюдать не только за впереди идущей машиной, но и за двумя-тремя перед ней, отодвигайтесь немного влево/вправо или смотрите в окна кабин. Тогда чье-то неожиданное торможение или даже авария не «соберет» вашу машину в кучу с предыдущими.
Также важно следить за дальними дорожными знаками, сигналами светофора и текущими дорожными условиями (строительные заграждения, коммерческий транспорт, автомобили, остановившиеся из-за ДТП) таким образом, чтобы подготовиться к импульсивным действиям нерадивых водителей впереди или выбрать безопасный объезд.
Если движение вдали поворачивает (уплотняется), явно минуя большую яму на дороге или строительную площадку, это должно служить сигналом к повышению концентрации. Подъезжая к этому месту, следите за машинами в направлении «эпицентра» и будьте готовы снизить скорость. Ведь когда ты объезжаешь препятствие, любой из них может подрезать машину в соседнем ряду, а он может подрезать тебя.
Аналогичная ситуация может возникнуть, когда, например, вы едете по третьей полосе, а перед остановкой срывает автобус, бесцеремонно вытесняя машину с другой полосы (угадайте, куда она рванет?). Внезапное перемещение транспортных средств с полосы на полосу часто провоцируется выездом автомобилей со второстепенных дорог и выездом пешеходов. Когда вы видите такую предпосылку к дорожно-транспортному происшествию издалека, притормозите или перестройтесь в левую полосу.
Когда виновник скрылся с места аварии
По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только при предъявлении полиса лица, допустившего нарушение. Что делать, если виновнику аварии удалось скрыться?
- Соблюдать все правила поведения при ДТП;
- Позвоните в ГИБДД и попытайтесь найти виновника самостоятельно, либо с помощью других людей (официально на поиск нарушителя в мелком ДТП отводится 3 месяца);
- Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове с помощью фото и видео техники, а так же любые повреждения кузова
- Найти очевидца происшествия и записать его показания на видеокамеру;
- Немедленно сообщите в свою страховую компанию о наступлении особого вида страхового случая, напишите письменное заявление о наступлении события.
Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты производит Российское объединение автостраховщиков.
Пути сошлись
Дорожные развязки представляют повышенную опасность для всех участников дорожного движения. И не только из-за повышенной вероятности попадания в аварийную ситуацию, но и из-за тяжести последствий боковых столкновений. Даже из безобидного дворового проезда автомобиль может перелететь через дорогу, если водитель не будет осторожен. Что уж говорить о перекрестках между оживленными дорогами!
Манеры многих водителей оставляют желать лучшего. Превышают скорость, не используют при маневрах световые сигналы, ведут себя агрессивно. А тут еще обладатели зарубежных номеров, водители такси (в том числе маршрутных) и всевозможных доставщиков — сплошной Армагеддон! Как распознать потенциальную опасность в потоке и избежать столкновения?
Все вокруг недостаточно: как не пропустить аварию Все вокруг недостаточно: как не пропустить аварию
Как распознать новичка за рулём и действовать
Неопытные водители не только часто попадают в мелкие аварии, но и регулярно провоцируют крупные аварии. Отличительной чертой «опасного» водителя является автомобиль с желтым восклицательным знаком. Часто такие люди движутся по крайней левой полосе и не реагируют на сигналы фар, а также на клаксон.
Вам не нужно учиться водить — просто обгоняйте
Не пытайтесь отрубить такой драйвер и не выходите разбираться. Чем больше расстояние от «новичка» — тем медленнее движение
Если вы не успеваете завершить обгон
В первую очередь необходимо привлечь внимание водителя, едущего навстречу автомобилю с дальним светом, мигающим 1-2 раза, тем самым подсказав ему, что необходимо затормозить. Это поможет выиграть время для дальнейших действий. Тогда есть два сценария:
- Завершайте обгон, сигнализируя мигалками и быстро, но без резких движений, меняя полосу движения. Логично это делать, когда обгон практически завершен. Например, обогнали длинный грузовик, а машина уже обогнала кабину.
- Отказывается проезжать мимо. В этом случае включите левый указатель поворота, снизьте скорость, чтобы позволить автомобилю проехать вперед, и вернитесь на полосу движения. Это лучший способ избежать лобового столкновения, если осталось пройти больше половины. Избегайте ускорения, это не поможет предотвратить удары.
Действия не должны быть суетливыми и хаотичными. Возвращаясь на свою полосу, важно не подрезать проезжающую машину.
Машину в исключительных случаях можно повернуть на левую сторону дороги, так как она предназначена для встречных автомобилей, и велика вероятность того, что движущаяся навстречу машина уйдет от столкновения вправо.
Опытные водители советуют начинать обгон, немного увеличив дистанцию между собой и впереди идущим автомобилем. Таким образом, вы сможете лучше видеть ситуацию на встречной полосе и сможете разогнаться для обгона на встречной полосе на более высокой скорости.
Необходимо ограничить количество обгонов:
- при плохой видимости: в туман, снегопад;
- при недостаточном качестве дорожного покрытия;
- с высокой скоростью проходящего трафика и скромными техническими характеристиками собственного автомобиля.
Обгон запрещен в плохих погодных условиях
Приступая к обгону, следует заранее оценить плотность движения впереди идущего автомобиля и возможность быстрой смены полосы движения. Бывает, что впереди плотная колонна машин, и надо обгонять не одну, а несколько машин одновременно.
Профилактика ДТП среди детей
Хотя дети обычно являются только пассажирами или пешеходами, это не защищает их от несчастных случаев. Каждый участник дорожного движения находится в опасности. Методы информирования взрослых не используются при обучении несовершеннолетних, так как работа с детьми имеет свою специфику.
В ДОУ
Дети дошкольного возраста являются особой категорией пешеходов и пассажиров. Обучение детей раннего возраста не должно проходить так же, как и со взрослыми, потому что дети не могут толковать правила дорожного движения буквально и не обладают абстрактным мышлением для их восприятия. Поэтому в детском саду используются другие формы воспитания, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
О безопасности дорожного движения, причинах аварий детям рассказывают учителя, знающие особенности детей.
Чем раньше начинается формирование правил, тем легче ребенку встроиться в процесс, так как нервная система в этом возрасте достаточно пластична. В детской используется для освещения ПДД, уголков движения по всей детской, игр с транспортными средствами, работы с сюжетными картинками, слайдов с правилами, плакатов и многого другого.
В Школах
Одним из самых эффективных среди детских учреждений является профилактика несчастных случаев в школе. Обычно инспектор приходит в учебное заведение и рассказывает о безопасности дорожного движения и правилах поведения при ДТП.
Важно! В средней школе дети уже достаточно осведомлены. Они готовы ответственно подойти к соблюдению правил дорожного движения, а также получить знания о том, как предотвратить ДТП.
В начальной школе объясняют, что нужно делать, чтобы предотвратить возможность несчастного случая. Детям рассказывают, как избежать аварий, как вести себя на дороге, проводят тематические игры, где школьники становятся пассажирами автомобилей, автобусов, пешеходами, рисуют с ними дорожные знаки и многое другое.
В школьную программу Белорусской железной дороги входит обучение оказанию первой помощи, в том числе при ДТП. Студентам показывают, как вести себя, чтобы предотвратить несчастные случаи, когда они сталкиваются с травмами на дороге, подкрепляя теорию практикой для лучшего усвоения.
Дома
Если ребенок получает знания в детском саду и школе, но не находит подкрепления дома, это не будет эффективным. Дети берут пример с мамы и папы, поэтому важно, чтобы родители вели себя разумно на дороге.
Также следует проверить безопасность при поездке на автомобиле с детьми: использовать детские кресла, ремни безопасности. Во избежание риска дорожно-транспортных происшествий на одежде и рюкзаке ребенка должны быть светоотражающие элементы.
Типовой план работы по предупреждению ДТП
План предотвращения несчастных случаев.
Составляется план мероприятий по предупреждению несчастных случаев на один год на автотранспортных предприятиях (АТП), в предприятиях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.
В организациях этого типа подразделения составляют ежегодные отчеты по безопасности дорожного движения и планируют на предстоящий год.
В плане указывается, какие мероприятия предлагается осуществить; ответственное за это лицо; сроки выполнения задач. Пример такого документа можно найти в Интернете.
План работы по предупреждению ДТП
Документ утверждается приказом в организациях, осуществляющих перевозки грузов или пассажиров.
Необходимость
Наличие документа является обязанностью транспортной компании. Это закреплено в законодательстве о безопасности дорожного движения.
Что включает
Пример шаблона плана можно скачать в Интернете. В нем сотрудник, ответственный за безопасность дорожного движения, перечисляет все мероприятия по снижению аварийности, планируемые в организации, и указывает ответственных лиц и сроки реализации. Плановый период – 1 год.
В конце года составляется отчет о выполнении плана. При наличии невыполненных мероприятий ответственные сотрудники пишут пояснения, почему работа не выполнена. Руководитель вправе объявить таким работникам выговор, лишить их премирования.
Общий подход
Чем отличается опытный водитель от новичка? Оба прекрасно знают ПДД, но ведут себя на дороге по-разному. У опытного водителя развита интуиция – он способен прогнозировать поведение других участников дорожного движения и пешеходов в сложных и простых ситуациях. С годами быстрота реакции, когда решение принимается сразу, вырабатывается на уровне рефлекса.
Необходимые навыки «новоиспеченный» владелец приобретет со временем, а некоторые рекомендации помогут в первый период. В первую очередь необходимо четко понимать, что начинать управление автомобилем можно только в идеальном техническом состоянии. Прежде чем уйти, внимательно проверьте его, особенно тормоза и освещение.
При вождении следует помнить следующие основные правила:
- Уверенность. Не стоит «побеждать» по неопытности. Водительское удостоверение получено честно, а значит, можно смело управлять автомобилем и соблюдать все правила дорожного движения. Чрезмерная неуверенность в своих силах создает опасность для других водителей.
- Физическое состояние. Не следует садиться за руль при болезни, после приема препаратов, снижающих реакцию, а также в состоянии повышенного возбуждения.
- Уважение ко всем участникам дорожного движения. Особое внимание уделяется пешеходам, велосипедистам и мотоциклистам.
- Внимание. Во время движения не отвлекайтесь от дороги. Пользоваться мобильным телефоном крайне опасно. Разговоры с пассажирами и громкая музыка могут отвлекать.
Важно понимать, что в общем движении участвуют водители разных типов. Здесь можно встретить чрезмерно осторожных людей или лихачей, таких же неопытных водителей и т д. Нужно постараться заранее предсказать их поведение и вовремя принять собственные меры. Нельзя надеяться, что по дороге ездят только опытные автомобилисты.
Главное — разъехаться
Бывает, что приходится ехать по узкой (например, двухполосной) дороге, а в нескольких сотнях метров впереди на противоположном тротуаре (обочине) стоит грузовик или ведутся строительные работы. Автомобили, встречающие препятствие, объезжают его на высокой скорости и используют часть полосы движения. Еще сложнее обстоит дело, когда обгон происходит на узкой трассе.
Поскольку не у всех водителей хороший глазомер, а некоторые (из-за смелости или спешки) готовы совершить маневр прямо перед вашим носом, всегда смотрите как можно дальше на встречную полосу, заранее определяйте проблемные зоны. При приближении к следующему грузовику или строительному ограждению на «встречной» полосе немного сбавьте скорость и будьте готовы быстро затормозить в опасной ситуации. Следите за движением встречных транспортных средств. Если другой из них пошел на рискованный маневр, лучше пропустить его, сбавив скорость и немного повернув вправо (цепляясь за тротуар, выезжая на обочину).
Неправильные действия водителей при опасности
На практике часто можно встретить водителя, который вместо торможения начинает маневрировать, т.е крутит руль и старается избежать столкновения. В некоторых случаях это позволяет избежать столкновения, но чаще приводит к более серьезным последствиям ДТП.
Посмотрите на картинку ниже. Водитель оранжевой машины меняет полосу движения и не уступает дорогу зеленой.
Грин же пытается избежать столкновения, поворачивает руль влево и оказывается на встречной полосе. Происходит столкновение с пассажирским автобусом, виновником которого является водитель зеленого автомобиля.
Напомню, что за причинение вреда жизни и здоровью водитель может получить до 7 лет лишения свободы (если не находится в нетрезвом состоянии).
Предлагаю посмотреть видео, в котором рассматривается аналогичная ситуация при перестроении (без ДТП):
Обратите внимание, когда передняя часть автомобиля догнала заднюю часть автобуса, оба уже были на правой стороне дороги. Если бы водитель автомобиля только затормозил, он смог бы проехать слева от автобуса.
Но в этом случае причин поворота руля может быть две:
1. Трудно заставить себя вести машину в сторону неожиданного многотонного препятствия.
2. Водитель заранее не знает, что будет делать автобус. Если бы он сменил полосу только на 1 полосу и сразу же остановился, то простое торможение не позволило бы полностью избежать столкновения.
В данном примере преобразование не привело к негативным последствиям. Но на практике может оказаться иначе.
Что делать, если навстречу несётся автомобиль
Как правильно избежать лобового столкновения зависит от конкретных условий:
- состояние дорожного покрытия – асфальт, гравий или гравий;
- сезон – зимняя и летняя резина ведут себя по-разному, причем неважно, гололедица на дороге, идет дождь или снег;
- о количестве участников дорожного движения;
- от скорости сближения автомобилей и скорости проходящего потока.
Немалую, если не главную роль играют и способность водителя быстро реагировать и принимать решения, умение чувствовать машину и маневрировать в пробке.
Если совершается обгон
Водитель, движущийся по своей полосе, должен оценивать скорость встречных автомобилей, проезжающих мимо, когда они пересекают его полосу.
Ни в коем случае нельзя в критической ситуации выезжать на встречную полосу в паническом такси, не оценив ситуацию, так как произойдет столкновение с автомобилем, который вы пытались обогнать.
Если автомобиль стремительно приближается по встречной полосе и не успевает завершить маневр, то есть вернуться в полосу, водитель едущего ему навстречу автомобиля должен начать торможение в полосе. Резкое или плавное торможение зависит не только от скорости встречного автомобиля, но и от наличия следующих за ним транспортных средств. При резком торможении есть вероятность, что водитель следующей машины не успеет быстро среагировать. И опасность уже не в том, что он ударится о багажник, а в том, что от этого удара машина занесет и потеряет управление. Не исключено, что машину вытянет на встречную полосу.
Некоторые водители на полной скорости сразу съезжают на обочину. А вот торможение на обочине чревато последствиями из-за неподходящего для этого дорожного покрытия, имеющего более низкий коэффициент сцепления. Из-за грязи, снега, гравия, попавших под колеса на высокой скорости, можно потерять управление.
Вы должны быть осторожны, приближаясь к грузовикам, которые ограничивают видимость. Из-за одного из них легковая машина может резко выскочить, и исход ситуации во многом будет зависеть от скорости реакции водителей.
Движение по встречной полосе без видимых причин
Если движущийся навстречу вам водитель имеет возможность вернуться на полосу, но по каким-то причинам колеблется, следует снизить скорость, подать ему сигнал дальним светом и звуковым сигналом, тем самым информируя его о ситуации перед аварией. Водитель не видит встречную машину и не засыпает за рулем. Эти шаги должны помочь.
Если водитель по-прежнему не реагирует, вероятно, он по какой-то причине не может управлять рулем. Его нужно отвести вправо или влево, отпустив педаль тормоза. Если состояние бордюра хорошее, рекомендуется свернуть на него. Зимой и при отсутствии встречных машин оптимальным вариантом является встречная полоса. Нельзя забывать и о поворотнике, так как автомобиль, создавший критическую ситуацию, может совершить аналогичный маневр, также попытаться выехать на обочину встречной полосы. Тогда столкновение все же произойдет, но уже на боковой линии.
Повернуть на обочину налево можно, когда встречные автомобили ему не мешают, а правая сторона дороги занята людьми или транспортом.
Многие водители переходят на встречную полосу в попытке избежать столкновения, даже если его не видно с достаточного расстояния, например, на подъеме. Тогда есть риск быть сбитым встречным автомобилем.
Если после критической ситуации водитель стал возвращаться в полосу движения, рекомендуется остановиться ближе к обочине.
Автомобиль занесло
Если водитель автомобиля теряет управление из-за заноса, следует немедленно снизить скорость и попытаться избежать столкновения маневром. Самое главное не паниковать и не врезаться в встречные машины или в лоб потерявшему управление транспортному средству.
Основная ошибка водителей в критической ситуации – увеличивать скорость в надежде пропустить, такое поведение оправдано только в исключительных случаях.
Важно! Вы должны правильно тормозить. Сначала тормозят, а уж потом делают нужный маневр. Нельзя поворачивать руль при нажатии на тормоз – машину занесет.
Не забывайте о безопасности автомобилей позади вас. Стоит предупредить их об опасности впереди аварийным сигналом, если есть достаточно времени, чтобы его включить.
Как не погибнуть из-за смартфона
Все больше и больше водителей и пешеходов используют смартфоны во время вождения. Из-за этого страдают сразу все: первые «подхватывают» машины ехавших впереди, остальные переходят дорогу на красный.
Самый простой способ — не пользоваться смартфоном в дороге
Вы должны отложить в сторону социальные сети и ни при каких обстоятельствах не отвечать на звонки. Единственное, что вы можете сделать, это использовать навигатор