- Когда законодательство обязывает пропускать пешеходов?
- Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
- Движение пешехода на пересечении траекторий
- Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
- Куда и как жаловаться?
- Штраф за непропуск пешехода
- Есть ли отличия между обязанностью «пропустить» и «уступить дорогу»?
- Движение пешехода по проезжей части
- Различия в теории и на практике
- Изменения в ПДД
- Когда уступать дорогу
- Уменьшение количества заторов
- Можно ли обгонять на разметке
- Слепые пешеходы
Когда законодательство обязывает пропускать пешеходов?
Конечно, ни в коем случае нельзя встретить пешеходов, где бы они ни переходили улицу, но в следующих местах они имеют юридическое преимущество:
- Пункт 14.1 ПДД .
На нерегулируемых переходах или «зебрах», как их обычно называют. В то же время переход не всегда имеет соответствующие знаки на дороге: также необходимо отдавать приоритет пешеходам в тех местах, где переход обозначен только дорожными знаками.
- Пункт 13.1 ПДД .
Не совсем очевидное правило: водитель должен пропустить всех пешеходов на любом повороте перекрестков. В этом случае даже не обязательно иметь перекресток или светофор.
- Пункт 17.1 ПДД .
Во дворах и жилых районах, обозначенных специальными знаками, пешеходы также имеют приоритет. Кроме того, они могут свободно перемещаться по всей проезжей части.
- Пункт 8.3 ПДД .
Этот пункт дополняет список мест, где водители должны отдавать приоритет пешеходам, входы и выходы со двора, даже если пути автомобиля и пешехода уже пересекаются за пределами обозначенной жилой зоны.
Кроме того, пункты 14.5 и 14.7 обязывают водителей проезжать мимо слепых пешеходов, которые поднимают белую трость, и детей, которые садятся в автобусы или садятся в автобусы с табличкой «Приведите детей».
Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
Главный аргумент в защиту водителя — отсутствие доказательств вины. Вкратце, аргументация может быть следующей: если нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому не позволили перейти дорогу, как доказывается вина?
Если водитель не согласен с совершением нарушения, составляется протокол и постановление. Последним документом он привлекается к административной ответственности, так как его вина установлена. При составлении протокола водителю разъясняются его права и их необходимо использовать.
- Укажите в протоколе в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено административное правонарушение», что вы не согласны с правонарушением, не совершали его.
- Напишите свои пояснения в отчете или на отдельном листе бумаги. Обязательно излагайте пояснения в том порядке, в котором они прилагаются. Здесь не нужно писать, что пешеход внезапно появился, его не было видно и т.д. Таких формулировок следует избегать. Был мужчина на улице или нет. Поэтому в пояснениях можно указать, что вы видели пешку, как и видели, но ваши действия не заставили его изменить скорость и направление движения.
- Если пешеход остается на месте, попросите его сообщить вам свои контактные данные. Это позволит вам подвергнуть сомнению залог в суде при рассмотрении вашего иска по приказу. Лучше всего, если вы обеспечите явку пешехода в суд.
- Допустим, самый крайний случай: снимите пешехода на камеру своего телефона. Позвольте мне сказать, что вы не помешали ему перейти улицу. Эта запись может быть использована в случае обжалования приказа инспектора.
- Убедитесь, что вы сохранили видео с рекордера. Его можно предъявить суду и использовать в качестве доказательства защиты.
Движение пешехода на пересечении траекторий
В такой ситуации сложно дать объективную оценку действиям водителя. Пешеход может просто бояться приближающейся машины, а водитель, в свою очередь, субъективно оценивает ситуацию. Чтобы избежать спорной ситуации, водитель должен остановиться перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможению, что подтвердит отсутствие угрозы для пешехода.
Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
Письмо МВД России от 4 сентября 2020 г. 13/12-P-7618 объясняет, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких — нет. Итак, если водитель своими действиями не заставил пешехода изменить направление движения или скорость, значит, он не нарушил правила. Например, цитируется решение Верховного суда РФ, в котором говорится, что водитель не может нести ответственность, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, что если водитель не помешал пешеходу перейти улицу по назначению, например, не заставил его отступить или остановиться, значит, он не нарушил правила.
Однако этот вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из пункта 1.2 Правил дорожного движения следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могут вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому некоторые обвинительные заключения судов прямо указывают на это. То есть на практике водитель не оправдывается тем, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как поясняется в письме из МВД.
В то же время, учитывая те же пояснения, можно предположить, что инспектору придется зафиксировать нарушение на видеокамеру и получить объяснения от пешехода для привлечения водителя к административной ответственности. Но следует помнить, что даже если у инспектора есть видеозапись нарушения, он не обязан показывать ее водителю на месте.
Читайте также: Эвакуация автомобиля на штрафстоянку: что делать и куда звонить, если забрали машину
Куда и как жаловаться?
Решение об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию (высшее должностное лицо) — например, в ОБДПС ГИБДД МВД России по городу (району, району), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.
В постановлении указывается орган (высшее должностное лицо), которому отчет должен быть отправлен по почте. Его копия передается водителю под подпись.
В жалобе укажите отсутствие доказательств вашей вины по делу об административном правонарушении. Формулировку, подходящую для конкретного дела, можно позаимствовать из текстов судебных документов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе должна быть приложена копия принятого вами постановления, а также дополнительные материалы, при их наличии — видеозаписи, фотографии.
важно не пропустить срок подачи жалобы — 10 дней со дня получения копии постановления. В этом случае первым днем считается день, следующий за днем принятия решения.
Штраф за непропуск пешехода
Наказание за это правонарушение установлено ст. 12.18 КоАП РФ: штраф от 1500 руб. До 2500р. Инспектор, зафиксировавший нарушение, определяет конкретную сумму на свое усмотрение.
Если штраф был назначен незаконно, его можно обжаловать в течение 10 дней со дня назначения. Однако его количество нельзя уменьшить, ссылаясь на смягчающие обстоятельства или иным образом. В случае нарушения размер штрафа, назначенного инспектором, не изменяется.
Есть только один способ сэкономить: оплатить штраф в течение 20 дней с даты приема. В этом случае п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, которая предусматривает скидку 50% на быструю оплату штрафов.
Есть ли отличия между обязанностью «пропустить» и «уступить дорогу»?
Первая двусмысленность законодательства заключается в том, что дети рядом с автобусом со знаком «Перевозка детей» и слепые должны иметь возможность проезжать. В остальных случаях закон оперирует понятием «уступить дорогу». А дело в том, что в законодательстве нет объяснения термину «проехать», поэтому инспектор самостоятельно оценит, пропустил ли водитель пешеходов или допустил нарушение.
Но термин «уступая дорогу» довольно точно изложен в разделе 1.2 ПДД :
- «Сдаться» означает, что водитель не должен начинать, возобновлять или даже продолжать движение, если эти действия вынуждают пешеходов или водителей изменять скорость или траекторию.
Другими словами, даже если вы не догнали зебру, а двигались достаточно быстро, заставляя пешку остановиться или притормозить, то вы будете виноваты в том, что не уступили ему.
Движение пешехода по проезжей части
Одна из самых популярных ловушек для водителей, когда пешеход начинает переходить дорогу по левой стороне широкой проезжей части или даже встречной проезжей части, водители сталкиваются с вырезом из пункта 14.1 «, уступающим дорогу пешеходам, вышедшим на проезжую часть. «Но чтобы нарушить обязательство« уступить дорогу », необходимо принудительно изменить скорость. В данной ситуации обвинение безосновательно.
Если пешеход меняет скорость, причина изменения скорости должна быть именно в приближающемся автомобиле, а не по какой-либо причине по просьбе пешехода.
Различия в теории и на практике
К сожалению, теория и практика применения законов о разрешении пешеходов несколько различаются. Выше было определение, содержащееся в правилах дорожного движения, и указывающее, что водитель должен оставаться на месте до тех пор, пока его движение может мешать пешеходу. На практике штраф можно получить и в ситуациях, когда водитель пересекает путь пешехода, совершенно не мешая ему.
Например, водитель поворачивает направо в крайнюю правую полосу, а пешеход только начинает переходить многополосную дорогу сзади, двигаясь довольно медленно. Очевидно, что водитель может повернуть, чтобы не создавать за собой пробку и при этом не мешать пешеходу. Впрочем, сотрудника Госавтоинспекции вполне могли оштрафовать, сославшись на то, что пешеход уже выехал на проезжую часть. И зачастую такой штраф невозможно обжаловать, даже если у водителя есть видеозапись от регистратора.
Бывают еще более абсурдные ситуации, когда водителя штрафуют, если он начинает движение, когда пешеход уже проехал мимо его машины, но не покинул проезжую часть. В таких случаях суды, в том числе Верховный Суд России, также считают санкцию законной.
Изменения в ПДД
Пункт 14.3 Кодекса дорожного движения определяет поведение водителей в зонах, отведенных для пешеходов. Эти участники дорожного движения имеют приоритет при движении в пределах разрешенного участка автомагистрали. Водитель обязан пропустить прохожих, даже если горит зеленый свет.
важно знать: водитель не имеет права подавать звуковой сигнал, призывая человека переходить пешеходный переход. Это действие предполагает наложение санкций.
Кроме того, рассматривается вопрос, когда пропустить пешехода по пешеходному переходу.
Когда уступать дорогу
В новой редакции Правил дорожного движения формулировка «пропустить пешехода» заменена на «уступить дорогу». На первый взгляд кажется, что эти два предложения идентичны, но на самом деле подход немного отличается.
Как правильно пропустить пешехода по пешеходному переходу по новым правилам? Суть определения «пропустить пешехода» означает, что как только прохожий начинает движение по специальным знакам, все автомобилисты должны прекратить движение и пропустить его — дождаться, пока человек пересечет проезжую часть. В новой редакции закона водитель обязан остановиться и уступить дорогу пешеходу в том случае, если он еще не начал переходить проезжую часть, но находится в шаговой доступности от нее: движущийся автомобиль может мешать свободному движению по переходу дорога.
То есть новые правила призваны еще больше защитить пешеходов. Если машина не останавливается, прохожему придется изменить ее движение: скорость или траекторию. Законодательство поощряет граждан переходить дорогу быстрее, не создавая заторов. Это нововведение очень актуально для крупных городов страны.
Уменьшение количества заторов
В мегаполисах довольно часто бывают пробки. Поэтому автомобилистов часто заставляют останавливаться именно на «зебре» — это категорически запрещено новой редакцией закона. Если есть вероятность, что водитель должен стоять прямо на знаках, он обязан принять меры для предотвращения такой ситуации. То есть, если машина остановится в пешеходной зоне из-за пробки, водитель будет оштрафован.
Это нововведение связано с определенными факторами:
- останавливаясь у дорожной разметки, транспортное средство становится препятствием для нормального передвижения пешеходов;
- автомобиль, стоящий на пешеходном переходе, снижает видимость, в результате чего другой водитель может начать движение при движении людей по знакам.
Предупреждение: в этих случаях значительно возрастает вероятность несчастных случаев и травм.
Также по правилам дорожного движения автомобилистам запрещается совершать определенные действия на пешеходном участке дороги: повернуть машину, выйти из машины, вернуться назад. Особая зона для перехода граждан проезжей части — это специальный участок дороги, на территории которого действуют отдельные правила.
Можно ли обгонять на разметке
обгон запрещен на дорожной разметке, обозначающей разрешение людям переходить дорогу. Даже если проезжая часть свободна, исключений из этого правила нет. Раньше одна машина могла останавливаться перед знаками, а другая, в случае отсутствия проезжающих мимо граждан, имела право продолжать движение по соседним полосам. Сегодня, даже если одна машина останавливается, другие вынуждены делать то же самое.
Слепые пешеходы
Первым делом нужно учесть правила для слепых пешеходов. Они самые простые:
14.5. В любом случае, даже за пределами пешеходных переходов, водитель должен пропустить слепых пешеходов, подав сигнал белой палкой.
Хочу уточнить, что на практике мне ни разу не довелось пропустить слепого пешехода на улице. Судя по всему, огромное количество автомобилей просто не дает им возможности безопасно перемещаться по населенным пунктам. Однако, если вдруг перед вашей машиной появится слепой пешеход, обязательно пропустите его.
На практике возникает довольно интересная нестандартная ситуация: ДТП с участием «слепого» пешехода. Вы могли заметить, что слово «слепой» заключено в кавычки. Это не совпадение. На практике никто не запрещает взять белую трость, надеть черные очки и начать идти по улице. Этим часто пользуются мошенники, оказывающиеся в роли «слепой пешки.
Так что будь осторожен. Если произошло ДТП с участием «слепого» пешехода, первым делом необходимо убедиться, что пострадавший действительно слепой. Эту проблему нельзя решить, пока автомобиль находится в движении. Такую информацию можно получить только по результатам медицинского обследования.
Но что делать, если действительно слепой пешеход попадает в аварию? В этом случае вам нужно убедиться, что у этого человека есть палка, что эта палка белая и что он подал сигнал этой палкой. Если хотя бы одно из условий не выполнено, вина в аварии лежит на пешеходе, который идет по проезжей части с нарушением правил дорожного движения.