Как проверить мультиметром датчик температуры охлаждающей жидкости, не снимая его с автомобиля

Автомобиль
Содержание
  1. Устройство и принцип работы
  2. Сгорание рабочей смеси в двигателях с искровым зажиганием
  3. Где находится
  4. Признаки неисправности
  5. Как проверить, не снимая с машины
  6. 1. Предварительная проверка
  7. 2. Мультиметром
  8. 3. Диагностический прибор
  9. Что делать, если загорелась лампочка температуры охлаждающей жидкости двигателя
  10. Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
  11. Проверка снятого ДТОЖ
  12. 3. Проверка с термометром
  13. 4. Без термометра
  14. Особенности проверки на ВАЗ 2110
  15. ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
  16. Этапы поиска неполадки
  17. Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)
  18. 406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6
  19. Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ
  20. Неправильно показывает температура двигателя
  21. Указатели температуры масла и антифриза на приборной панели
  22. 1. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ/MAF)
  23. Нива Шевроле
  24. Признаки неисправности датчика ОЖ
  25. Калина
  26. Принцип действия и функции прибора
  27. Внимание — воздух
  28. Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром
  29. Рено Логан

Устройство и принцип работы

Температура антифриза в системе охлаждения двигателя. Информация о сопротивлениях этого элемента передается в ЭБУ, который принимает решение об изменении настроек в двигателе.

Информация, используемая ЭБУ для определения шагов регулятора ХХ (холостого хода) для оптимальной регулировки желаемого объема топливной смеси.

Особенность ДТОЖ в том, что на морозе сопротивление увеличивается, а при прогреве, наоборот, снижается.

Так, при достижении 130 градусов Цельсия параметр сопротивления равен 70 Ом, а при минус 40 градусах — 100,7 кОм.

Термистор стилизуется подачей на него +5 В с контроллера.

Потенциал проходит через классический резистор постоянного сопротивления (R).

Уровень нагрева антифриза рассчитывается исходя из факта падения напряжения на ДТОЖ с переменным R (Ом). При этом на холодном двигателе перепад будет большим, а на прогретом — низким.


Сгорание рабочей смеси в двигателях с искровым зажиганием

О ходе процесса сгорания можно судить по индикаторным диаграммам, графически отображающим изменение давления Р в цилиндре в зависимости от угла поворота коленчатого вала φ. Площадь индикаторной диаграммы пропорциональна работе, совершаемой при сгорании рабочей смеси внутри цилиндра за один цикл. Если зажигание выключено, давление в цилиндре при вращении коленчатого вала изменяется практически симметрично относительно ВМТ. (нижняя кривая). Для нормальной работы двигателя зажигание должно быть включено при возникновении искры между электродами свечи зажигания. Искровой момент соответствует положению точки 1 на диаграмме, а давление в камере сжатия соответствует ординате Р1.

Диаграмма индикатора двигателя карбюратора

Рис. Индикаторная схема карбюраторного двигателя: f3 — угол опережения зажигания; Q1 — начальная фаза горения; Q2 – основная фаза горения; Q3 — последняя фаза сгорания; 1 — начало образования искры; 2 — начало отделения линии сгорания от линии сжатия; 3 — момент достижения максимального давления в цилиндре.

Процесс горения условно делится на три фазы.

Начальная фаза — Q1 начинается в момент образования искры. В районе электродов свечи воспламеняется небольшое количество рабочей смеси. Горит относительно медленно. Давление в цилиндре в этот период остается почти таким же, как и при выключенном зажигании.

Первая фаза заканчивается, когда выгорает 6…8 % всего объема смеси в камере сгорания. Температура повышается настолько, что с точки 2 резко возрастает давление, начинается основная фаза быстрого горения (участки 2…3). Скорость распространения пламени в центральной части камеры сгорания достигает 60…80 м/с. Вдоль стенок камеры скорость горения ниже, сгорание неполное. Продолжительность второй грани для быстроходных двигателей составляет 25…30° угла поворота коленчатого вала. В этой фазе выделяется основная часть тепла.

Третья фаза Q3 — фаза сгорания смеси в периферийных участках камеры во время такта расширения. Точка 3 принимается за начало этой фазы. Давление в цилиндре в этот момент будет максимальным.

Интенсивность тепловыделения в главной фазе определяет скорость нарастания давления по углу поворота коленчатого вала, иначе говоря жесткость двигателя. В современных автомобильных двигателях скорость повышения давления различна в пределах 0,12…0,25 МПа на 1° угла поворота вала. Чем круче нарастает давление на участке 2..3, тем тяжелее работает двигатель и тем больше изнашивается кривошипно-шатунный механизм.

Продолжительность первой фазы зависит от ряда факторов.

Чем ближе коэффициент прибыли а к оптимальному значению, тем лучше состав смеси и меньше продолжительность первой фазы. При значительном обеднении смеси ухудшается зажигание и экономичность двигателя. Чем мощнее искровой разряд, тем интенсивнее распространение пламени и короче первая фаза.

На продолжительность второй фазы горения влияют те же факторы, что и на продолжительность первой фазы. Кроме того, вторая фаза зависит от величины угла опережения зажигания и частоты вращения коленчатого вала.

Где находится

Чтобы проверить ДЖ, нужно знать пожелание. Обратите внимание, что в зависимости от датчика может варьироваться в зависимости от марки/модели машины

Чаще всего термистор монтируется между ГБЦ и термостатом или на патрубке выхода охлаждающей жидкости.

Но на некоторых автомобилях он установлен на патрубке радиатора.

Внешне оборудование выглядит как небольшой элемент с резьбой, которая ДТОЖ вкручивается в специальный корпус. При этом сам управляющий элемент помещается в антифриз и регулирует температуры.

В некоторых автомобилях, например на БМВ е39, может быть для ДТОЖ. Один управляет подогревом антифриза и установлен на выходе из двигателя, а другой уже за радиатором. Для снятия нужен ключ на 22.


Такой тип установки позволяет контролировать температуру в разных помещениях и тем самым быстрее принимать меры.

Обратите внимание, что на мощные/дорогие автомобили устанавливаются два датчика, где температурные параметры имеют первостепенное значение.

В этом случае в блоке управления должны быть предусмотрены правильные программы. Дополнительную информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Функционально датчик очень надежен и ломается в редких случаях. В большинстве случаев показывает ложную информацию. Иногда возможны и другие повреждения, такие как перетирание проводов или плохое качество контакта.

Что касается нижеприведенных функций ДТОЖ на разных моделях, то этот вопрос мы будем развивать.

Читайте также: Что означает колесная формула автомобиля

Признаки неисправности

Чтобы принять меры по контролю датчика температуры охлаждающей жидкости, необходимо вовремя выявить проблемы в этом узле.

Но стоит учесть, что рассмотренные ниже признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях силового агрегата.

Именно поэтому для получения точного результата может понадобиться дополнительная диагностика.

Также важно понимать, какое участие ДТОЖ принимает в работе двигателя:

  1. Информирует водителя в режиме реального времени о температуре охлаждающей жидкости.
  2. При достижении двигателем пороговой температуры ЭБУ, получив информацию от датчика охлаждающей жидкости, включает вентилятор принудительного охлаждения, как правило, это около 100 0С.
  3. Участвует в увеличении скорости за счет увеличения смеси холостого хода за счет обогащения топливно-воздушной смеси на холодном двигателе.
  4. Когда автомобиль находится в движении, ЭБУ формирует общую информацию о работе всех систем на основе данных, полученных от датчиков, и формирует на основе этих данных правильную топливно-воздушную смесь. Датчик температуры охлаждающей жидкости также включается в этот процесс.

Основные признаки неисправности:

  1. Подсветка лампы «Check Engine» на приборной панели. Для более точной информации лучше просканировать ЭБУ и посмотреть ошибки, например через автосканер ELM327, подключенный к смартфону. См коды ошибок ниже.
  2. Двигатель запускается и сразу же останавливается.
  3. Неисправный вентилятор в радиаторе. Ошибка может проявляться как невозможность включения при прогреве или работа даже после остывания двигателя. При отключении ДТОЖ электронный блок управления машины воспринимает проблему обрыва цепи и включает вентилятор.
  4. Появление темного или серо-черного дыма из выхлопной трубы.
  5. увеличивает «прожорливость» машины. Это связано с тем, что в ЭБУ поступает неверная информация. Следовательно, машина не может «продумать» необходимую развертку для определения оптимальной температуры.
  6. Утечка антифриза из-под корпуса ДТОЖ. Такую проблему можно выявить при визуальном осмотре.
  7. Горячий двигатель останавливается. Проблема может возникнуть при достижении максимальной температуры. При этом не имеет значения, какой тип охлаждающей жидкости заливается.
  8. Не работает индикатор нагрева силового агрегата на приборной панели.
  9. Поломка двигателя. Проблема может проявляться как глохание на малых оборотах, трудности с запуском зимой, колебания на холостом ходу и так далее
  10. Кипит охлаждающая жидкость, но при этом температурный режим отображается на панели приборов в пределах нормы.
  11. увеличение времени прогрева двигателя и т д

Рассмотренные выше проблемы могут возникать по одной или в комплексе, но в большинстве случаев это неисправность силового агрегата. При этом датчик температуры антифриза не всегда является основной причиной ошибки.

Как проверить, не снимая с машины

Если есть ошибка о неисправности в ДТОЖ, снимать его с автомобиля не нужно. Все манипуляции можно произвести без разборки с помощью тестера или диагностического прибора. Рассмотрим каждый из способов более подробно.

1. Предварительная проверка

Для проверки указателя температуры заведите автомобиль и дайте двигателю прогреться на холостом ходу до 90 — 95 0С.

Отсоедините разъем от датчика и обратите внимание на то, как поведет себя стрелка на панели приборов:

  • если стрелка осталась на месте, необходимо проверить сам счетчик или электрическую цепь, которая идет к прибору (об этом позже);
  • если стрелка пошла вниз, то проверьте предохранитель. Если он цел, а при замыкании разъема на массу стрелка прыгает, то датчик неисправен.

2. Мультиметром

Самый простой способ проверить датчик температуры охлаждающей жидкости – воспользоваться тестером.

Сначала проверяем напряжение; для этого установите мультиметр в режим «Измерение постоянного напряжения до 20В».

  1. Отсоедините разъем от счетчика.
  2. Включите зажигание.
  3. Подсоедините положительный вывод устройства к клемме «+», а другую клемму тестера замкните на двигатель. Устройство должно показывать от 4,8 до 5,2 В.

При работе на горячем двигателе будьте осторожны, не касайтесь металлической поверхности, чтобы не обжечься и не повредить манометр.

Алгоритм обработки следующий:

  1. Отсоедините разъемы от датчика.
  2. Установите режим измерения сопротивления на мультиметре.
  3. Измерьте параметр между проводами.
  4. Сравните их с табличными данными, найденными в руководстве по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля.

На некоторых моделях автомобилей добраться до контактов датчика сложно и приходится его снимать.

Чтобы свести к минимуму потери антифриза, открутите пробку на расширительном патрубке, чтобы снизить давление в системе. Затем снова затяните пробку.

Точные характеристики сопротивления могут различаться в зависимости от модели.

Для примера приводим несколько параметров сопротивления для автомобиля ВАЗ 2110.

Таблица 1.

Температура 0С Ом сопротивление
+100 177
+80 332
+60 677
+40 1459
+20 3520
+10 5670
+5 7280

Если ДТОЖ выдает неверную информацию, может потребоваться его удаление для более детальной проверки, а затем замена.

3. Диагностический прибор

Когда на приборной панели появляется ошибка двигателя, стоит проверить ЭБУ на наличие ошибок, связанных с датчиком температуры.

Самый удобный вариант — использовать сканер ODB2. Чтобы избежать больших затрат, можно использовать простую модель Scan Tool Pro Black Edition ELM327, о которой написано выше.

Общий алгоритм обработки следующий:

  1. Осмотрите ДТОЖ на наличие повреждений провода или ржавчины.
  2. Подключить оборудование и прочитать ошибки (как это сделать, по ссылке выше).
  3. Коды P0115, P0117. P0116 или P0118 наличие неисправности в работе датчика.

Функции рассмотренных выше моделей позволяют просматривать в режиме онлайн работу датчиков, а также просматривать функции других узлов: коробки передач, коробки передач, ESP, ABS и других.

Прибор работает со всеми диагностическими программами и работает без потери связи. Для связи используются Bluetooth и Wi-Fi.

Что делать, если загорелась лампочка температуры охлаждающей жидкости двигателя

В большинстве случаев неисправность, связанная с охлаждением двигателя, может ощущаться во время движения автомобиля, когда двигатель работает под различными нагрузками и при этом длительное время. Если охлаждение не выдерживает нагрева, загорается лампочка на приборной панели. В ситуации, когда индикатор охлаждающей жидкости загорается во время движения автомобиля, рекомендуются некоторые действия.

В первую очередь стоит подогреть систему, что снизит и без того высокую температуру. Тогда лучше остановить машину. Перед выключением двигателя откройте кузов, чтобы убедиться, что вентилятор, управляющий охлаждением радиатора, работает. После этого можно завести автомобиль и оценить нагрев аккумулятора.

Если на ощупь он холодный, термостат неисправен. Если жарко, поломка связана с помпой или системой излучения. Подождите, пока двигатель не остынет. Имейте в виду, что при воздействии пара вы можете получить сильные ожоги. При оптимальном охлаждении водопроводные трубы снова станут мягкими. Затем нужно открыть батарею, чтобы довести охлаждающий раствор до нужной температуры. Повторяем, ни в коем случае нельзя сразу доливать антифриз, иначе болтовни по головке блока не избежать.

Когда все действия выполнены, он может отправиться в гараж. Рекомендуется высаживать пассажиров и двигаться, придерживаясь среднего скоростного режима.

Загорается лампочка температуры охлаждающей жидкости двигателя

Короче говоря, вам нужно сделать следующее:

  1. Выключить отопление.
  2. Останавливаться.
  3. При работающем двигателе проверьте работу вентилятора.
  4. Остановите двигатель.
  5. Смотря какая температура у радиатора.
  6. Будьте в курсе волнения водителей.
  7. Подождите, пока двигатель не остынет.
  8. Добавьте антифриз.
  9. Держите среднюю скорость, идите в гараж.

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

При длительной эксплуатации автомобиля могут быть явные и косвенные признаки или проблемы с датчиками температуры. Первым нужно непосредственно проверить функции устройства:

  • перестал работать индикатор нагрева двигателя на приборной панели;
  • перестал включаться вентилятор охлаждения, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
  • течь антифриза из нижней части детали;
  • вентилятор включается произвольно, даже при холодном двигателе.

Если на вашем автомобиле появились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, смело приступайте к диагностике и устранению неполадок, о которых речь пойдет далее. Косвенные симптомы могут свидетельствовать как о поломке счетчика, так и других элементов системы охлаждения или силового агрегата. Вот наиболее распространенные:

  1. Затрудненный холодный пуск двигателя. Машина заводится, но тут же останавливается, приходится снова делать несколько попыток. Причиной может быть термопара, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильный холостой ход. Помимо указателя температуры, влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и многие другие факторы.
  3. Температурный режим в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает закипать. Если вышел из строя термостат или упал уровень антифриза в рубашке, показания прибора могут отличаться от реального состояния.

Закипание антифриза из-за неисправности датчика
Исправность электронного термометра можно проверить дома. Если наблюдаются косвенные признаки неисправности, тестирование поможет их выявить или исключить из числа деталей, находящихся «под подозрением». Если проблема проверена, поищите в другом месте или обратитесь в ближайший сервисный центр.

Проверка снятого ДТОЖ

Для более точной проверки рекомендуется монтировать прибор с автомобиля. Для этого дайте двигателю остыть, затем слейте охлаждающую жидкость из системы.

Для снятия нужен только ключ на «19» (20, 21, 22), которым можно открутить датчик и снять его вместе с кольцом.

На этом же стадионе стоит оценить состояние самого устройства, его резьбы, чистку и смазку.

Те же операции можно проделать и с самим датчиком. После завершения разборки можно приступать непосредственно к работе.

3. Проверка с термометром

После разборки можно проверить термометром. Этот вариант обеспечивает наиболее точную информацию и рекомендуется в большинстве случаев.

Алгоритм обработки следующий:

  1. Подготовьте сосуд и налейте в него воду.
  2. Используйте чайник, чтобы нагреть воду.
  3. Подготовил мультиметр для измерений.
  4. Погрузите чувствительный элемент в жидкость.
  5. Убедитесь, что мультиметр можно подключить к контактам.
  6. Установите термометр в воду, чтобы проверить температуру. Лучше использовать электронную версию, которая обеспечивает большую точность.
  7. Нагрейте воду и сделайте замеры для разных температур, например от +5 градусов Цельсия и выше с шагом «5».
  8. Заполните таблицу, где будут параметры сопротивления в зависимости от заданной температуры.
  9. Сверьтесь с информацией, приведенной в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Конечно, в процессе измерения могут возникать неточности. Ошибка зависит от нескольких факторов: условий работы и функций того или иного ДТОЖ. В частности, даже в устройствах одной модели параметр сопротивления может различаться.

4. Без термометра

При желании проверки можно проводить без использования указателя температуры воды.

В этом способе можно обрабатывать по принципу, рассмотренному выше, но с меньшими ограничениями.

Общий алгоритм:

  1. Кипящая вода.
  2. Установите в него чувствительный элемент ДТОЖ.
  3. Измерьте сопротивление на клеммах.

При температуре ок. 100 градусов Цельсия сопротивление должно быть ок. 177 Ом. Но здесь необходимо учитывать возможные ошибки.

Особенно во время измерений температура может измениться в сторону понижения.

Недостатком метода является то, что контроль осуществляется только в одной температурной точке.

Особенности проверки на ВАЗ 2110

В комплектации «Тис» предусмотрено два типа двигателей — на 8 и 16 клапанов. А вот функции ДТОЖ, размещения и замены идентичны.

На этот ВАЗ 2110 можно использовать датчик температуры Lusar LS 0101

Процедура проверки та же, сопротивления при разных температурах указаны в таблице 1.

ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

На этих автомобилях в качестве ДТОЖ можно использовать ГМ 2112-3851010-01. Расположение блока между ГБЦ и термостатом.

Для проверки рекомендуется разобрать элемент (ключ на 19). Для этого нужно дождаться остывания двигателя, закинуть «минус» на аккумулятор и слить антифриз.

После этого нужно разобрать устройство, проверить его с помощью жидкостного нагрева, термометра и мультиметра.

В этом случае должны присутствовать следующие параметры.

Таблица 2.

Температура, 0°С Сопротивление Ом Напряжение, В
+30 1350-1880 гг съел
+50 585-820 7.6
+70 280-390 6,85
+90 155-196 5.6
+110 87-109 4.7

При наличии отклонений показателей необходимо заменить прибор.

Этапы поиска неполадки

Для устранения неисправности опытные мастера делают следующее:

  • Начинают проверять с предохранителей, заменяют перегоревшие, и эта проблема решается;
  • Осмотр на наличие внешних повреждений (расплавленный пластик, изоляция, сколы)
  • Снимите клемму, ослабив защелку и очистив контакты. Если проблема в них, двигатель стабилизируется;
  • Проверьте цепь мультиметром, отсутствие питания будет означать обрыв провода;
  • Снятие и контроль ДТОЖ;

Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)

Место установки – на блоке питания в районе термостата или на корпусе последнего.

Для его снятия необходимо частично слить охлаждающую жидкость из двигателя, отсоединить пружинный держатель жгутовой колодки и откинуть колодку от датчика.

Затем с помощью клавиши на «19» нужно освободить брошь и выключить устройство.

При выборе агрегата ориентируйтесь на двигатель и ЭБУ.

406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6

В таких случаях применяют ДТОЖ, который работает с напряжением от 5 до 12 вольт через сопротивление 9,1 кОм.

Для замены подходят несколько типов приборов: Калуга 19.3828, Лузар ЛС 0306, Рикор 40.5226 или Автотрейд 42.3828.

При проверке также понадобится вода с бойлером и переменной температурой, а также мультиметр.

Для работы нужно собрать схему и подать на нее от 1 до 1,5 мА. В этом случае необходимо измерять не сопротивление, а пролет.

При проверке должны присутствовать следующие параметры:

  • -60 0С — 2,13 В;
  • -40 0С — 2,33 В;
  • -20 0С — 2,53 В;
  • 0°С — 2,73 В;
  • +40 0С — 3,13 В;
  • +80 0С — 3,53 В;
  • 105 0С — 3,83 В;
  • 125 0С — 3,98 В.

При работающем двигателе напряжение будет 5 В.

Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ

Она используется ДТОЖ с каталожным номером 234.3828, 40.5215 или 421.3828.

В отличие от метода, рассмотренного выше, необходимо измерять сопротивление.

В этом случае зависимость должна быть следующей:

  • 128°С — 80,8 Ом;
  • 100 0С — 177 Ом;
  • 80 0С — 332 Ом;
  • 60 0С — 667 Ом;
  • 40 0С — 1459 Ом;
  • 20 0С — 3520 Ом;
  • 0 0С — 9420 Ом;
  • -20 0С — 28680 Ом;
  • -40 0С — 100707 Ом.

В случае значительных отклонений от этих параметров, подлежит замене.

Неправильно показывает температура двигателя

К сожалению, когда показания датчика температуры слишком низкие, слишком высокие или колеблются, это означает, что он показывает неправильную теплотворную способность двигателя, и вы не знаете, что-то не так с двигателем, датчиком или чем-то еще. Если, конечно, датчики не в красной зоне и из-под капота не идет пар.

Но вот быстрая диагностика, которая может помочь вам, когда вы подозреваете, что с вашим датчиком что-то не так.

не показывает температуру двигателя

Если возможно, выполните эту первую проверку после того, как двигатель проработает более 20 минут, или как только датчик покажет состояние перегрева.

откройте капот и проверьте следующее:

  • Уровень охлаждающей жидкости должен быть на отметке Full Hot на бачке охлаждающей жидкости. Низкий уровень приведет к перегреву двигателя.
    • Если в вашем автомобиле нет бачка или бака с охлаждающей жидкостью, подождите, пока двигатель остынет, и проверьте уровень через горловину радиатора. Уровень должен быть примерно на 1/2 дюйма ниже нижней части горловины радиатора, но выше сердцевины радиатора.
  • Охлаждающая жидкость должна быть зеленого или оранжевого цвета. Загрязнение ржавого или мутного цвета может вызвать перегрев.
  • Охлаждающий вентилятор должен начать работать прибл. 110°C (230°F), что обычно происходит после 20 минут работы двигателя. Если охлаждающий вентилятор не включается, это может привести к перегреву.
  • Сравните температуру на головке двигателя, возле термостата и на верхнем патрубке радиатора. Оба должны быть теплыми на ощупь. Верхний шланг радиатора соединяет верхний бачок радиатора с двигателем на корпусе термостата.
    • Если шланг холодный или теплый, а двигатель теплый, то быстро садится термостат, забит радиатор или не работает водяной насос. Все это приведет к перегреву двигателя.
    • Если шланг и двигатель на ощупь слегка теплые, но не горячие, скорее всего, термостат заклинил и не дает двигателю прогреться до рабочей температуры, датчики показывают температуру ниже нормы.
  • Нижний патрубок радиатора должен быть чуть теплым, но не таким горячим, как верхний. Если верхний и нижний патрубки радиатора имеют примерно одинаковую температуру, охлаждающая жидкость не циркулирует (перегрев) или термостат заедает в открытом положении (температура двигателя ниже рабочей).
  • Осмотритесь на возможные признаки утечки. Проверьте шланги радиатора, радиатор и водяной насос. Если вы видите утечку охлаждающей жидкости, в системе заканчивается охлаждающая жидкость и двигатель перегревается.

почему указатель температуры двигателя сначала поднимается, а потом падает

Сравните свои результаты с показаниями датчика и определите, являются ли показания датчика точными.

Следующие разделы помогут вам точно определить потенциальные проблемы, связанные с датчиком, считывающим низкий, высокий или колеблющийся сигнал нагрева двигателя или охлаждающей жидкости. Затем вы найдете процедуру проверки как блока преобразователя, так и, при необходимости, датчика температуры.

  1. Если показания датчика температуры низкие

Если он продолжает показывать низкий уровень, это ненормально, если нет проблем с системой охлаждения.

Потенциальные проблемы включают в себя:

  • Быстрый термостат
  • Низкий уровень охлаждающей жидкости (в холодном климате)
  • Датчик температуры отсоединен от передающего устройства
  • Неисправный датчик
  • Проблемы с цепью в датчике или преобразователе (слабые или корродированные контакты).
  • Проблемы с формируемой машиной, если компьютер выступает в качестве интерфейса

Указатели температуры масла и антифриза на приборной панели

В зависимости от конкретной модели автомобиля на приборной панели имеется указатель температуры охлаждающей жидкости или масла. Дело в том, что не совсем корректно судить о прогреве двигателя по температурам охлаждающей жидкости. Поэтому на многих спортивных автомобилях и автомобилях премиум-класса устанавливаются не датчики температуры антифриза, а датчики температуры моторного масла, которые позволяют водителю делать выводы о правильной работе двигателя.

Указатель температуры масла под тахометром

Для правильной работы двигателя и предотвращения преждевременного износа необходимо не только подогрев антифриза, но и доведение масла до оптимальных температурных параметров, что обеспечивает качественную смазку всех подвижных элементов внутри двигателя. Зимой, когда холодное масло быстро густеет, гораздо важнее знать его температуру, чем температуру охлаждающей жидкости, которая нагревается всего за 2-3 минуты и циркулирует по малому кругу радиатора.

Такие датчики температуры масла также являются стандартными для спортивных автомобилей. Дело в том, что мощные форсированные двигатели имеют повышенную нагрузку, особенно когда двигатель не прогрет, и автовладелец начинает крутить его до красной зоны тахометра, чтобы добиться максимально возможного ускорения автомобиля. Так же, чтобы предупредить водителя о том, что он должен вести машину осторожно, пока машина полностью не прогреется, такие спортивные автомобили оснащены на приборной панели указателем температуры масла.

Указатель температуры справа от тахометра

1. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ/MAF)

В настоящее время это в основном типы датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ): датчики массового расхода воздуха, оснащенные резисторами, и датчики массового расхода воздуха с нагревательной пленкой, покрытой керамическим слоем. Как правило, датчик воздушных масс устанавливается между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Этим датчиком оснащаются как бензиновые, так и дизельные двигатели.

Что делает датчик: датчик измеряет количество воздуха, всасываемого двигателем. На основании данных датчика блок управления двигателем автоматически регулирует количество впрыскиваемого в камеру сгорания топлива, которое смешивается с кислородом.

Симптомы неисправности: при выходе из строя расходомера (датчика массового расхода воздуха) компьютер в автомобиле не может определить истинный расход воздуха, что приводит к дисбалансу топливной смеси (в результате топливная смесь может быть чрезмерно обогащена меду). Это неизбежно приводит к нестабильной работе на холостом ходу, потере мощности, черному дыму из выхлопной системы, детонации, пропускам зажигания и повышенному расходу топлива.

При выходе из строя этого датчика на приборной панели может появиться индикатор «Check Engine».

Нива Шевроле

Для установки можно использовать ДТОЖ 2112-3851010 Калуга (23.3828). Трудно увидеть специфику устройства, потому что оно прикрывается другими деталями.

После их снятия видно, что устройство находится сверху термостата в отверстии передней трубки водяного аппа (та, что заходит в блок цилиндров). После его откручивания (рукав на 19) тосол не течет.

Проверка осуществляется в соответствии с теми же механизмами, которые обсуждались выше. В этом случае нужно иметь перед глазами таблицу с параметрами температуры и сопротивления ДТОЖ.

Таблица 3

Температура, 0°С Сопротивление Ом
+100 177
+90 241
+80 332
+70 467
+60 667
+50 973
+45 1188
+40 1459
+35 1802 г
+30 2238
+25 2796
+20 3520
+15 4450
+10 5670
+5 7280
0 9420
— Огонь 12300
-10 16180
-пятнадцать 21450
-20 28680
-тридцать 52700
-40 100700

Также на Шевроле Нива в районе четвертой свечи установлен ДУТОЖ (указатель температуры охлаждающей жидкости), который выводит данные на панель приборов, не передает информацию в ЭБУ и не влияет на работу двигателя.

Но он может выдавать неверные данные на приборную панель и вводить водителей в заблуждение.

Его можно открутить, не сливая охлаждающую жидкость, но перед этим необходимо сбросить давление в системе, открутив пробку на расширительном бачке.

Проверяется также сравнением температуры с показаниями мультиметра.

См таблицу ниже.

Признаки неисправности датчика ОЖ

Что или кто может сказать водителю, что термистор на его машине неисправен? Это не невидимый процесс. Есть много важных признаков отказа. Признаки частичной или полной неисправности датчика температуры:

  • Зажигание на щитке лампочки с надписью Check Engine. Чтобы узнать, что произошло, нужно просканировать контроллер и прочитать ошибки. Для этого можно, например, использовать популярный автосканер ELM327, подключенный к мобильному телефону.
  • Значительное увеличение времени прогрева двигателя машины.
  • Неисправный вентилятор внутри радиатора. Такая проблема проявляется в полном отказе активации при прогреве или работе после полного остывания двигателя автомобиля. Компьютер автомобиля при отключении резистора воспринимает поломку как обрыв и включает вентилятор.
  • Из выхлопной трубы машины идет слишком темный или черный дым.
  • Сбой в общем функционировании двигателя автомобиля. Эта поломка может проявляться глохновением на малых оборотах, а также значительными трудностями при запуске зимой.
  • Кипит ОН, но панель показывает нормальный температурный режим.
  • увеличьте общую прожорливость автомобиля. Это связано с тем, что контроллеру данных предоставляется неверная или искаженная информация. Из-за этого компьютер не может знать необходимый объем ОН, чтобы быть стабильной степенью тепла.
  • Утечка антифриза, используемого в автомобиле. Эта проблема легко определяется простым осмотром.
  • Горячая машина сразу же останавливается. Эта ошибка часто возникает после достижения высшей степени нагрева. Тип добавляемого антифриза значения не имеет.
  • Не работает на экране горячий спец индикатор силового агрегата.

Описанные выше поломки могут возникать по отдельности или вместе. В подавляющем большинстве случаев это проблема в силовом агрегате. ДТОЖ в таких ситуациях не всегда является основной причиной поломки.

Если есть возможность очистить крышку или внутренние элементы счетчика, необходимо выполнить необходимые операции для полного восстановления работоспособности. Но ремонт уже не поможет, если внутренний термистор сломан или повреждена крышка. В таких ситуациях необходимо будет заменить датчик температуры на новый. Это не так дорого, а процедура полной замены быстрая и несложная. К тому же стоит он не очень дорого, поэтому доступен всем автолюбителям.

Калина

Официальная версия ДТОЖ на ВАЗ 2112 — 2112-3851010. Но можно использовать аналоги, например, ЭРА (33026), Лузар (ЛС 0112), Фенокс (ТСН 2211207).

Расположение датчика на автомобиле с двигателем на 8 и 16 клапанов близко к термостату. При этом корпус фильтра слегка закрыт.

В то же время на Лада Калина 1 для доступа к указателю температуры необходимо снять воздушный фильтр.

Для откручивания используйте ключ на 19. Антифриз сливать не нужно.

Проверить, как и в предыдущем случае, предварительно вынув прибор ключом на «19».

Установите таблицу 3 для показаний температуры и сопротивления.

Проверку наличия рабочего напряжения проводят мультиметром при включенном зажигании, не снимая датчик между выводом блока «Б» и массой (выводов блоков «А» и «Б» два), стандартные показания находятся в диапазоне 4,8-5,2В.

Принцип действия и функции прибора

Конструкция и принцип работы термометра немного изменились с тех пор, как он был впервые использован на автомобиле. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчиков, уменьшились размеры, а точность показаний увеличилась. Устройство представляет собой термопеременный резистор, заключенный в металлический корпус с резьбовым наконечником. При нагреве термопара снижает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (вместе с другими органами управления, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.

От работы датчика температуры зависят следующие функции:

  1. Традиционно индикатор температуры охлаждающей жидкости работает по сигналам датчика.
  2. Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом заданного температурного порога (около 100 °С).
  3. Обогащение топливовоздушной смеси и увеличение оборотов холостого хода на холодном двигателе.
  4. Во время движения коллектор сверяет показания со всех датчиков и на этой основе формирует соотношение между топливом и воздухом в смеси. Датчик температуры также участвует в этом процессе.

датчик_охлаждающей_жидкости_princip.jpg

Конструкция современного автомобиля может предусматривать установку нескольких счетчиков тепла, отвечающих за определенные функции. Их расположение различно:

  • на верхнем патрубке, идущем от блока цилиндров к радиатору;
  • в термостате;
  • в головке блока цилиндров;
  • прямо на радиатор.

Отличить термопары от других типов датчиков несложно. Все устройства, встроенные в систему охлаждения двигателя и подключенные проводами к управлению, предназначены для измерения температуры. Единственный момент: когда будете искать характеристики датчика температуры для проверки, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. Когда на машине установлено несколько термоэлементов, их функции являются общими преимуществами, а именно:

  • счетчик, встроенный в трубу, готовится при приготовлении топливной смеси для двигателя;
  • оборудование, стоящее в радиаторе, обеспечивает включение вентилятора охлаждения (или двух);
  • датчик в ГБЦ отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.

В большинстве автомобилей низкого и среднего класса используется один датчик температуры, который выполняет все функции одновременно. Обычно он находится на корпусе термостата или на верхнем патрубке радиатора.

датчик_охлаждающей_жидкости_место.jpg

Внимание — воздух

Наконец, еще одна возможная причина резких движений стрелки – наличие пузырьков воздуха в антифризе («завоздушивание» системы). Поскольку воздух и антифриз имеют разную температуру, стрелка движется. Косвенным признаком этой ошибки является выплеск охлаждающей жидкости из-под крышки радиатора или расширительного бачка, а также уменьшение заливочного объема.

Резюмируя, можно предложить следующий порядок проверки элементов: контакты, масса, датчик температуры (ДТОЖ), термостат, табло индикатора. Владельцам Renault Logan не следует драматизировать показания 2-4-2. Это нормальный рабочий режим термостата.

PS Дабы не мешать логановским водам, на Дастере и Логан-Сандеро второго поколения вообще убрали указатель температуры на приборной панели. Как говорится: нет наведения — нет проблемы.

 

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром

Что такое ДТОЖ?

Прежде чем проверять сопротивление датчика мультиметром, следует знать, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. Руководство по эксплуатации вашего автомобиля поможет вам в этом. При этом стоит смотреть на параметры сопротивления датчиков при разных температурах, ведь разные модели имеют разные показатели. Зная температуру датчика охлаждающей жидкости, его легко открутить и снять показания в емкости с водой, нагретой до температуры, указанной в инструкции. Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости укажет на исправность датчика. Если параметры отличаются от тех, что написаны в мануале, детали обязательно подлежат замене.

Рено Логан

На Рено Логан можно использовать многие виды ДТОЖ, такие как MEAT&DORIA 82187, JP GROUP 1293102400, Vernet WS2602 и другие.

Оригинал:

  • 12-RENAULT-7700101968 (разъемы треугольник) — подходит для 8 клапанных двигателей до 2012 года.

  • 12-RENAULT-226307034R — после 2012 года (контакты подряд).

Все они подходят для двигателей К4М и К7М, их расположение разное.

Так на К4М (8 клапанов) указатель температуры установлен в корпусе водораспределителя (в блоке цилиндров). Он один, передавая информацию на приборную панель и работая вместе с компьютером.

На двигателе К7М на заднем торце ГБЦ.

На корпусе блока используется обозначение трех выводов «А», «В1» и «В2». Измерение рабочего напряжения, как и в случае выше, производится при включенном зажигании между выводом «В1» и массой. Норма от 4,8 до 5,2 В.

Если на блок не подается напряжение, отсоедините жгут проводов от ЭБУ и с помощью тестера проверьте проводку на наличие обрыва. Делаем замеры между «В1» и выводом «13» на ЭБУ.

Если схема работает, блок управления вышел из строя.

Переводим тестер в режим «Измерение сопротивления» и ищем обрыв «массы» датчика между выводом «В2» и корпусом машины (двигателя).

Показания менее 1 Ом указывают на исправную цепь. Если прибор показал бесконечность, между выводами «73» на ЭБУ и «В2» на блоке произошел обрыв.

Также, если вы не хотите снимать датчик температуры охлаждающей жидкости с двигателя, измерьте тестером показания сопротивления на прогретом и холодном двигателе между выводами датчика «В1» и «В2».

Нормативные данные приведены в таблице 4.

Температура, 0°С Сопротивление Ом
120 105
110 135
90 240 (+/- 30)
80 335 (+/- 35)
50 810
25 2050
20 3500 (+/- 500)
Огонь 7500 (+/- 500)

Для дальнейшего использования метода можно использовать рассмотренный выше.

Для большей надежности желательно разобрать устройство; для этого используйте головку 21.

Оцените статью
Блог про автомобильные парковки