- Места утечки по наружному контуру
- Если вы не можете обнаружить утечку
- Признаки утечки ОЖ через радиатор печки
- 4 варианта устранения скрытых причин ухода антифриза
- Чем опасна постоянная утечка охлаждающей жидкости
- Утечка антифриза без видимых подтёков
- Прогорание прокладки ГБЦ
- Замена прокладки
- Видео: замена прокладки ГБЦ на примере «Ланоса»
- Почему уходит жидкость, если нигде не протекает
- Опрессовка системы охлаждения автомобиля
- Как бороться со скрытыми причинами?
- Как найти утечку охлаждающей жидкости (антифриза)?
- Подтекает радиатор, что делать
- Наружный герметик
- Внутренний герметик
- Чистка и временный ремонт системы
- Причины эмульсии в двигателе
- Неисправность помпы или термостата
- Последствия течи охлаждающей жидкости
- Как определить, что происходит утечка антифриза
- Чем грозит нехватка ОЖ в системе охлаждения
- Как быстро устранить течь
- Основные признаки утечки антифриза
- Определяем оптимальный вариант
- Как найти место утечки антифриза?
- Чего ожидать: чуда или неприятностей?
- Устранение протекания жидкости для охлаждения
- Зимний период
- Трещины и щели в бачке
- Разгерметизация охладительной системы
- Неисправность радиатора отопления
- Смешивание охлаждающей жидкости с моторным маслом
Места утечки по наружному контуру
- Ослаблены хомуты на трубках системы охлаждения.
- поврежденный охладитель двигателя. Чаще всего соты разрушаются из-за проникновения камней при движении с большой скоростью. Часто ослабление стенок радиатора происходит из-за некачественного антифриза.
- Контейнер с охлаждающей жидкостью (охлаждающей жидкостью) треснул. Сам бак состоит из двух частей, спаянных между собой на заводе. Течь в месте соединения является следствием несоблюдения технологии производства.
- Течь радиатора печки.
- Трещины в пластиковой арматуре радиатора, термостата, крана печки возникают из-за естественного старения пластика из-за большого количества циклов нагрева и охлаждения. Из-за ошибки ремонтников такая неисправность возникает при неаккуратном снятии/установке форсунок, слишком сильном затягивании хомутов.
- Растрескивание резиновых трубок. Сначала появляются трещины в местах прилегания труб к металлическим и пластиковым фитингам. Давление хомутов со временем ослабляет внутреннюю структуру шлангов. Часто процесс ускоряется из-за использования некачественных хомутов, которые при затягивании врезаются в резиновые патрубки. Важен также момент затяжки – перетянутые хомуты значительно сокращают срок службы шлангов. Влияет на резинотехнические изделия и некачественный антифриз. Трубы начинают крошиться изнутри и трескаться. Важную роль играет качество изделий, установленных производителем на заводе или уже владельцем при ремонте автомобиля.
Известна проблема с лопнувшими патрубками охлаждения от термостата к системе рециркуляции выхлопа на дизелях 1.3 MultiJet. Часто проблема возникает еще до пробега в 200 тыс км.
Загвоздка в том, что патрубки расположены с обратной стороны блока цилиндров, и поэтому вовремя заметить запотевание крайне сложно. Основная опасность заключается в том, что по статистике чаще всего лопаются шланги при длительном повышенном давлении внутри системы, например, при движении автомобиля по трассе. А так как при резкой потере большого объема охлаждающей жидкости датчик температуры перестает омываться антифризом, показания на приборной панели некоторое время остаются в норме. Естественно, последствием такой поломки является перегрев двигателя. Поэтому, если на машину капнул антифриз или антифриз, постарайтесь быстрее найти место течи.
Если вы не можете обнаружить утечку
если утечка не обнаружена, это не значит, что ее нет. После того, как двигатель полностью остынет, проверьте уровень охлаждающей жидкости автомобиля. Обратите внимание на количество жидкости в бачке охлаждающей жидкости автомобиля. Индикатор уровня охлаждающей жидкости расположен сбоку на прозрачном пластиковом бачке. Большинство танков имеют четкие минимальные и максимальные отметки. Уровень охлаждающей жидкости должен быть между o и «max». После этого покатайтесь на машине несколько дней и посмотрите, уходит ли жидкость куда-то или нет. Если жидкость никуда не уходит, поздравляю, все в порядке. В противном случае зарегистрируйтесь на ближайшей заправочной станции.
Признаки утечки ОЖ через радиатор печки
- Окна запотевают при включении духовки. При этом роса на стеклах представляет собой жирный налет со сладким привкусом, который трудно оттереть.
- При включении печки в салоне появляется характерный запах охлаждающей жидкости.
- В жаркую погоду на внутренней стороне резиновых ковриков скапливается конденсат. Происходит это за счет испарения влаги, поглощаемой звукоизоляцией пола автомобиля.
На Лада Калина течь радиатора печки часто проявляется отказом двигателя. Дело в ECM (блоке управления двигателем), который находится под радиатором. При утечке антифриз попадает в блок, что приводит к окислению и перебоям в работе двигателя.
4 варианта устранения скрытых причин ухода антифриза
Важно как можно быстрее устранить неисправность, из-за которой антифриз уходит, а пятен нет. В противном случае двигатель внутреннего сгорания может выйти из строя.
Ряд поломок можно устранить своими руками, а в остальных случаях придется обращаться на АЗС к опытному мастеру, который будет использовать специальное оборудование. Если вы никогда не занимались данным видом работ, рисковать не стоит, лучше обратиться к профессионалам.
- Ремонтируем термостатТермостат регулирует температуру охлаждающей жидкости, которую необходимо определить для оптимальной работы двигателя. Термостат открывается, когда антифриз достаточно теплый, чтобы течь через радиатор. Затем термостат закрывается, когда антифриз остывает, позволяя ему быстро нагреваться благодаря теплу двигателя. Часто происходит поломка корпуса термостата, выходит из строя прокладка. Во всех этих случаях антифриз будет течь.
Лучшее решение – купить дополнительный терморегулятор, стоимость которого невелика. Если вы опытный водитель, вы можете выполнить этот несложный ремонт самостоятельно. Если вы никогда не проводили подобные работы, вам следует обратиться в автосервис.
- ПечьОтопитель представляет собой компактный элемент, напоминающий радиатор, он находится за панелью приборов. Печка необходима для обогрева автомобиля. Теплый воздух поступает через систему шлангов. При поломке топки, потрескавшихся шлангах или разгерметизации соединений антифриз исчезнет.
В этом случае вы заметите пятна антифриза в нише для ног автомобиля. Кроме того, появится специфический сладковатый запах, лобовое стекло начнет запотевать. Для замены печки потребуется немало усилий, так как она находится под панелью приборов.
- Прокладка впускного коллектораВпускной коллектор расположен сверху или сбоку двигателя. Необходимо следить за тем, чтобы топливовоздушная смесь поступала в цилиндр, где они и сгорают. Антифриз обнаруживается во впускном коллекторе, если он течет по каналам в нем. Также может испортиться прокладка впускного коллектора, в результате чего антифриз будет уходить.
Решение этой проблемы только одно: заменить прокладку, но в этом случае потребуется частичная разборка ДВС. Если вы не уверены в своих силах, следует обратиться на АЗС.
Читайте также: Как переделать карбюратор на инжектор на ВАЗ 2109: плюсы и минусы, все что для этого нужно, рекомендации специалистов
Чем опасна постоянная утечка охлаждающей жидкости
Охлаждение для двигателя внутреннего сгорания является краеугольным камнем его безаварийной и долгой работы. Если рабочая температура держится в пределах нормы, такая неприятность, как прогорание цилиндров, быстрый износ прокладок и т.д.останется для автомобилиста только в теории.
Кроме того, с точки зрения опасности, при попадании антифриза в салон последствия для здоровья могут быть достаточно серьезными, начиная от общего дискомфорта и заканчивая ожогами слизистой оболочки носа.
В некоторых автомобилях (например, Ауди А6 С5 или Фольксваген Пассат Б5) помпа системы охлаждения находится в системе ГРМ, и если охлаждающая жидкость начнет просачиваться через прокладку «помпы», она будет поступать прямо на обводной ролик, и как следствие порвется ремень ГРМ.
Поэтому важно начать искать утечку и устранить ее как можно скорее.
Утечка антифриза без видимых подтёков
В том случае, если охлаждающая жидкость уходит без видимых причин, неисправность, скорее всего, скрытая, а антифриз попадает в двигатель.
Прогорание прокладки ГБЦ
Наиболее вероятная причина течи – прогоревшая прокладка ГБЦ или разрушение головки блока цилиндров из-за перегрева двигателя.
Прокладка предназначена для герметизации и отделения головки двигателя от блока.
При повреждении прокладки антифриз попадет в масло или камеру сгорания
Проникновение антифриза в цилиндры может сопровождаться белым дымом из выхлопной трубы, что является следствием сгорания охлаждающей жидкости. При неправильной установке прокладки или ее прогорании в расширительном бачке иногда можно наблюдать пузырьки воздуха. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью невозможно, так как велика вероятность повреждения головки с последующим дорогостоящим ремонтом. Ошибка устраняется заменой уплотнителя самостоятельно или в автосервисе.
Белый выхлоп свидетельствует о попадании антифриза в камеру сгорания двигателя
Если причина в повреждении головки, узел нужно проверить и отполировать на специальной машинке. Некоторые автолюбители занимаются шлифовкой самостоятельно, но так как головка блока цилиндров является ответственным механизмом, то эту процедуру лучше проводить на спецтехнике в сервисных условиях.
Замена прокладки
замена прокладки может показаться сложным процессом, но при желании эту процедуру может выполнить любой желающий. Мероприятие включает в себя следующие этапы:
- Купите прокладку ГБЦ для двигателя вашего автомобиля.
- Клапанная крышка, воздушный фильтр и различные патрубки, прикрепленные к нему, демонтируются.
- Откручивается крепление ГБЦ, для чего понадобится головка соответствующего размера и вороток, так как крепление забивается с большим усилием. Течь можно попытаться устранить, сильнее затянув болты. Если это не поможет, головку все равно придется снимать.
- Снимите головку и прокладку.
- Протирают плоскости на блоке и ГБЦ, после чего устанавливают прокладку и собирают все в обратном порядке. Головка затягивается в шахматном порядке с усилием, указанным в руководстве по ремонту вашего автомобиля.
Независимо от причины, по которой разбирается головка блока, прокладка всегда устанавливается новая.
Видео: замена прокладки ГБЦ на примере «Ланоса»
Почему уходит жидкость, если нигде не протекает
уход жидкости из системы можно скрыть. Определить причину удается далеко не сразу, так как пятен нигде не видно. Антифриз может пройти даже через микротрещину, образовавшуюся на одном из узлов системы, так как вытекающий состав просто испаряется при прогреве двигателя и никаких следов подтеков обнаружить не удается. Хуже всего, если охлаждающая жидкость попадает в картер и смешивается с маслом, а это приводит к сокращению ресурса подшипников коленвала и распредвала даже при малейшем ударе. Определить проникновение антифриза в масло можно, достаточно достать маслоизмерительный щуп с остывшего двигателя и на нем будут видны капельки воды, а само масло будет очень темным. Антифриз может просочиться даже через поврежденную или плохо прижатую прокладку ГБЦ.
Охлаждающая жидкость также может вытекать через негерметичное соединение прокладки и попадать в цилиндр. При этом стоит обратить внимание на цвет выхлопа – он будет голубоватым или белым. Не исключено попадание выхлопных газов в расширительный бачок. В остальных случаях определить утечку охлаждающей жидкости достаточно сложно, лучше всего обратиться в автосервис.
В домашних условиях можно диагностировать систему на герметичность с помощью опрессовки. Способ достаточно эффективный и простой. Суть опрессовки заключается в нагнетании давления в системе с помощью обычного насоса, что позволяет обнаружить течь во всех точках системы, где образовалась течь. Обнаружить течь по прокладке коллектора можно опрессовкой, так как при обычном осмотре течь увидеть невозможно — охлаждающая жидкость быстро испаряется при работающем двигателе.
Опрессовка системы охлаждения автомобиля
Усадку системы проводят как в автотехцентре, так и в гаражных условиях. В автотехцентре затраты на оплату труда варьируются от 500 до 1 тыс руб. Термоусадку своими руками в гараже сделать довольно просто, но нужно сделать горловину, через которую в систему поступает воздух. Для изготовления шеи вам понадобится:
- вентиль шины;
- ненужная крышка радиатора;
- сверлить.
Клапан, или в простонародье пипка, вырезается из старой камеры обязательно по контуру окружности, соблюдая диаметр штатной прокладки пробки радиатора. В крышке радиатора просверливается отверстие, равное диаметру трубы.
После сверления отверстия необходимо обработать его круглым напильником для удаления металлических заусенцев
Накрутив на горловину изготовленную заглушку, присоединяем насос к вентилю и подаем в систему два такта, прижимая ладонью пробку расширительного бачка. А также возможна подача воздуха через расширительный бачок.
Давление на манометре не должно превышать 1 кг на квадратный сантиметр во избежание повреждения радиаторов
Герметизация (давление в системе) поддерживается в течение ок. 2 минуты, после чего все возможные точки системы охлаждения осматриваются на герметичность. Не рекомендуется использовать непроверенные герметики и прочие химические вещества, добавляемые в охлаждающую жидкость для устранения пятен, так как можно нанести непоправимый ущерб всей системе охлаждения, а это совсем другие проблемы и большие деньги.
Как бороться со скрытыми причинами?
При подозрении на скрытую утечку следует заменить прокладку двигателя. Именно она во многих случаях является источником подобных проблем. Если нет, то при вскрытии двигателя будет видно, что стало причиной скрытой течи. Иногда это может быть вызвано трещинами в блоке цилиндров или по другой причине.
Процедура замены только кажется сложной, но практически каждый автовладелец может сделать это самостоятельно.
Во-первых, нужно купить прокладку, подходящую к имеющемуся двигателю. Далее демонтируем крышку ГБЦ. Обычно он крепится на 8-12 болтах. Для начала нужно снять подсоединенные к нему патрубки, воздушный фильтр и другие элементы, которые будут мешать в дальнейшем. После этого откручиваем головку самого блока. Болты, которыми он крепится, должны быть хорошо затянуты. Поэтому, если какой-то из них поддается легко, стоит его растянуть. Возможно, утечка произошла из-за него.
Если это действие не помогло, разберите головку. На этом этапе уже можно будет обнаружить утечку. Заменяем старую прокладку на новую и собираем все детали в обратном порядке. Особое внимание следует уделить затяжке головки блока цилиндров. Осуществляется в шахматном порядке с помощью динамометрического ключа, благодаря чему можно регулировать усилие затяжки.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что утечка антифриза – распространенная проблема, с которой может столкнуться любой автовладелец. Никто не застрахован от прохудившейся трубы, треснутого бачка или изношенных прокладок двигателя. Самое главное в этих ситуациях – не затягивать с обнаружением и устранением ошибок. В противном случае все это может обернуться серьезной поломкой и большими деньгами.
Не пренебрегайте банальным профилактическим осмотром системы охлаждения. В большинстве случаев утечки можно предотвратить до того, как они станут реальной проблемой.
Как найти утечку охлаждающей жидкости (антифриза)?
Помимо поддержания нормального уровня всех жидкостей под капотом вашего автомобиля (разумеется, если речь не идет об электромобиле), в том числе и охлаждающей жидкости, проверка автомобиля на герметичность может предотвратить проблемы в системе охлаждения автомобиля путем проверки на наличие утечек, а также заменить старые или поврежденные шланги. Общие «группы риска» в системе охлаждения — это места, которые следует проверить в системе охлаждения машины, как показано на диаграмме ниже.
- Внешняя утечка
- Внутренняя утечка
- Отложения ржавчины
- Трещины из-за высокой температуры
- Утечка в выхлопной системе
- Утечка воздухозаборника
- Забитые воздушные каналы
- Неисправный термостат
- Образование осадка в моторном масле (при сливе масла)
- Радиатор охлаждения коробки передач
- Клапан перегрева
- Изношенные шланги
- Изношен приводной ремень вентилятора
- Течь в крышке радиатора или клапане
- Пробка охлаждения
Загляните под свою машину — желательно утром после того, как она простояла ночь, чтобы увидеть, есть ли какая-нибудь жидкость на земле возле капота. Если вы вдруг увидите под капотом лужу, окуните в нее палец и понюхайте — так вы определите, топливо это или нет. Если эта жидкость не имеет запаха и имеет зеленый, красный, синий, оранжевый или красный цвет, возьмите фонарик и осмотрите всю площадь под капотом лежащего над лужей автомобиля в поисках утечки — скорее всего, вы сразу обнаружите мокрое или сырое место. Обязательно проверьте шланги, ведущие к бачку очистителя охлаждающей жидкости и радиатору.
Подтекает радиатор, что делать
Выше мы описали, что будет, если не знать, как остановить течь радиатора и довести ее до того, что уровень антифриза будет постепенно снижаться. Также мы уточнили, что такую ситуацию необходимо устранять сразу, но некоторые автовладельцы решают подобные проблемы по-другому. Если течи небольшие, то просто доливают антифриз в радиатор, и регулярно проверяют уровень. Этот способ финансово не оправдан и может привести к вышеперечисленным последствиям, если упустить момент, когда радиатор охлаждения подтекает сильнее, а уровень антифриза падает быстрее, чем ожидал автовладелец. Поэтому даже незначительные повреждения следует ремонтировать с помощью специальной клеевой пломбы.
Наружный герметик
При обнаружении небольшой течи радиатора лучшим и практичным способом ее устранения считается герметик. Он особенно эффективен при ремонте пластиковых компонентов узла, если они треснули. С металлами это средство работает хуже, но его технических возможностей достаточно для устранения мелких трещин при подтекании радиатора. Он состоит из металлической стружки, которая укрепляет застывший слой материала. Работать с таким герметиком нужно быстро, потому что он схватывается за несколько минут. Полное замораживание происходит в течение нескольких часов. Необходимо изучить рекомендации производителя, ведь некоторые герметики полностью застывают в течение суток.
Для тех, кто не знает, как устранить небольшую течь радиатора, стоит сказать, что перед выполнением этой работы необходимо обработать края трещины с последующим обезжириванием. В противном случае восстановленная деталь будет слабой, а образование на ней новой трещины останется вопросом времени. Герметик состоит из двух компонентов, которые необходимо смешать перед применением, и только потом наносить на поврежденную поверхность для устранения течи в радиаторе. В зависимости от расположения поврежденного участка некоторые работы можно выполнять без снятия узла. Если трещина находится в труднодоступном месте, потребуется разобрать деталь для ремонта.
Внутренний герметик
Мы исследовали, как устранить течь в радиаторе снаружи узла. Но производители предлагают и другую серию герметиков для внутреннего применения. Принцип работы такого средства заключается в том, что оно заливается вместе с другими присадками в охлаждающую жидкость и циркулирует по системе. Для тех, кто не понимает, как закрыть таким способом течь в радиаторе автомобиля, объяснить все несложно. Это средство имеет в своем компонентном составе пластичную крошку, которая благодаря наличию водорастворимого мономера и доступу кислорода полимеризуется и стягивает трещины изнутри. Таким образом, система охлаждения герметична.
Чистка и временный ремонт системы
В некоторых случаях причиной утечки антифриза могут быть не повреждения или чрезмерный износ отдельных деталей и узлов. Иногда теплоноситель начинает уменьшаться после очистки внутренних поверхностей оборудования различными специальными средствами. Выполняя свою прямую функцию, такие продукты удаляют грязь, накипь и ржавчину, которые используются для закрытия мелких трещин на элементах системы охлаждения. Если такое случилось, временным решением проблемы может стать использование присадок, которые добавляют в антифриз для устранения утечек.
Причины эмульсии в двигателе
Зимой не принимайте появление светлой эмульсии на крышке маслозаливной горловины и верхней части щупа за подтекание антифриза в масло. При коротких поездках в мороз скопление конденсата закономерно приводит к появлению светло-молочного налета под капотом и на щупе.
Помимо проблем с помпой, появление эмульсии в двигателе может быть вызвано:
- пробой прокладки ГБЦ между каналами циркуляции масла и антифриза;
- коррозия ГБЦ, БК из-за использования некачественного антифриза.
Поддельный антифриз буквально разъедает алюминиевый сплав;
- искривление плоскости головки блока цилиндров и блока цилиндров. Возникает чаще всего из-за перегрева двигателя. Приводит к участкам ослабления затяжки ГБЦ, из-за чего охлаждающая жидкость затекает в масло;
- неправильный момент затяжки ГБЦ, использование удлиненных болтов;
- пробой прокладки теплообменника.
Проблема с теплообменником известна бензиновым двигателям Z16XER, Z18XER от Opel. Этот конструктивный недостаток известен с начала 2000-х годов и успешно игнорируется компанией даже в последующих модификациях двигателей.
Неисправность помпы или термостата
Назначение этих двух механизмов очень важно: насос качает жидкость, а термостат регулирует подачу по всей системе.
Насос в системе охлаждения предназначен для принудительной циркуляции жидкости по системе двигателя
За счет центробежной силы теплоноситель отбрасывается к наружным стенкам насоса. Создаваемое давление выталкивает жидкость в канал головки блока цилиндров и она поступает в патрубки выпускных клапанов, которые позволяют в первую очередь остыть самым горячим частям двигателя.
Во время работы насоса большое значение имеют уплотнение и уплотнение, создаваемое сальниковой коробкой. Как раз при повреждении сальника начинает течь жидкость и уровень антифриза в системе падает. Отдельные части насоса замене не подлежат, поэтому насос заменяется как единое целое. Насос взаимосвязан с термостатом и во многом эти механизмы взаимозависимы. После прохождения жидкости через головку блока цилиндров жидкость поступает в термостат, который предназначен для регулировки уровня и поддержания оптимальной температуры в системе.
Термостат распределяет потоки охлаждающей жидкости в системе охлаждения с помощью клапана
Как правило, антифриз может течь из-под термостата. Резиновая прокладка на термостате подвержена частому разрушению из-за химического состава жидкости и высоких температур. Решить проблему можно заменой прокладки. Если проблема в самом термостате, мы также заменим его, так как он не подлежит ремонту.
Последствия течи охлаждающей жидкости
Работа двигателя с низким уровнем антифриза вызывает ряд проблем, влияющих как на комфорт, так и на надежность автомобиля:
- Недостаток охлаждающей жидкости делает отопитель салона неэффективным. Часто тепло из воздуховодов появляется только при увеличении оборотов двигателя.
- Из-за неэффективного охлаждения двигатель начинает работать при повышенных температурах, что может привести к неисправностям.
- В результате остатки охлаждающей жидкости будут кипеть, что часто сопровождается разрывом патрубков и радиаторов.
В любом случае затраты на ремонт в десять раз превышают цену 10-литровой банки антифриза, и даже если автовладелец не успевает отправить машину в автосервис, проверить охлаждающую жидкость просто необходимо уровень и долить.
Как определить, что происходит утечка антифриза
Как было сказано выше, многие автомобили имеют на панели приборов индикатор температуры и количества охлаждающей жидкости. Если он горит, скорее всего в системе недостаточно антифриза или есть другая проблема.
Однако есть и другие способы определить, что в автомобиле происходит утечка охлаждающей жидкости:
- Белый пар идет из глушителя на машине при работающем двигателе;
- От печки в машине идет горячий воздух вместо холодного;
- Белый дым виден из-под капота автомобиля.
Кроме того, любой перегрев двигателя может свидетельствовать о том, что в автомобиле имеется утечка антифриза. При обнаружении проблемы немедленно остановите автомобиль и выключите двигатель. Езда на перегретом двигателе может привести к поломке двигателя и дорогостоящему ремонту для автовладельца.
Чем грозит нехватка ОЖ в системе охлаждения
Охлаждающая жидкость в автомобиле играет очень важную роль. Во время работы двигатель сильно нагревается. Особенно зимой, в холодную погоду или когда работаешь на максимальной скорости и мощности. Также может случиться при забитом радиаторе, сломанном термостате.
Перегрев может повредить двигатель. Поэтому была изобретена жидкостная система охлаждения. Вот как это работает: антифриз омывает работающий двигатель, охлаждает его и сам прогревается; Проходя через радиатор, жидкость отдает ему тепло, а сама охлаждается и переходит на следующий круг. С другой стороны, ребра радиатора быстро остывают.
Поэтому отсутствие охлаждающей жидкости или ее отсутствие чревато тем, что ДВС серьезно перегреется, сломается и выйдет из строя. Вот почему следить за уровнем антифриза так же важно, как проверять уровень топлива или моторного масла. А если есть протечки, сразу их устранять.
Как быстро устранить течь
В зависимости от того, где обнаружена течь, варианты ремонта будут разными.
Если обнаружена утечка из:
- блок цилиндров — заменить прокладку или притереть седло;
- термостат – только полная замена;
- выпускной коллектор — попробовать подтянуть патрубки, если не поможет — заменить;
- помпы — обычно достаточно поменять сальник. Когда проблема с подшипником, проще поменять весь механизм;
- бачок охлаждающей жидкости — попробуйте заделать течь холодной сваркой, если не поможет, просто замените;
- радиатор — только замена;
- соединительные шланги — подтянуть хомуты или заменить патрубки.
Если возиться долго и нет времени менять элементы в системе, а течь идет из маленькой дырочки или прохудившейся прокладки, временным решением может стать обычный жидкий герметик.
Основные признаки утечки антифриза
Для начала выясним, как определить, что антифриз действительно уходит. На это могут указывать следующие признаки:
- Постоянное падение уровня охлаждающей жидкости
- Духовка не работает / работает плохо
- Двигатель перегревается даже при коротких поездках
- Пар из-под крышки расширительного бачка с антифризом
- Из выхлопной трубы идет белый дым, что особенно заметно в жаркое время года
- Сладкий запах в салоне автомобиля
- Появление эмульсии в расширительном бачке системы охлаждения
- Наличие подтеков на корпусе радиатора, патрубках, расширительном бачке системы охлаждения, двигателе и тд
- На приборной панели появляется значок перегрева, стрелка температуры охлаждающей жидкости находится на максимальной отметке или около нее
- При открытии крышки расширительного бачка системы охлаждения пар выходит
- Появление следов маслянистой жидкости на полу автомобиля
Эти признаки могут проявляться как по отдельности, так и в комплексе, что в свою очередь может указывать на длительную неисправность в системе охлаждения.
Определяем оптимальный вариант
Разнообразие таких товаров приводит к сложному выбору. Нельзя однозначно сказать, какой из них лучше.
Радиаторные герметики можно разделить на жидкие и порошкообразные. Последний проще, чуть хуже жидких аналогов. Действие герметика действует и на отверстия, как и сухой горчицы. Происходит постепенное впитывание влаги, затем ткань набухает и заполняет участки. Единственное, ткань хорошо справляется с мелкими поломками. Одновременно загрязняет систему охлаждения.
Большинство потребителей высказывают лояльное отношение к жидким герметикам. Как говорится, фаворит определен. В самой крайней ситуации, если нет возможности заехать на заправку, можно взять порошок.
Разделение жидких герметиков происходит следующим образом:
Не думайте, что все эти средства очень дороги и могут ударить по кошельку. Их покупают один раз, потом они занимают место в бардачке, пока не пробьет час, когда они понадобятся.
Как найти место утечки антифриза?
Начните с визуального осмотра радиатора, расширительного бачка, патрубков и водяного насоса. Из-за большого количества присадок и красителя антифриз оставляет заметные следы на поверхности после испарения воды.
Если вы осмотрели моторный отсек, но не смогли определить место утечки, изучите состав залитого в машину антифриза. Иногда производитель включает в состав люминесцентную присадку, которая в случае потери антифриза значительно облегчает поиск места утечки охлаждающей жидкости. Достаточно подсветить моторный отсек ультрафиолетовой лампой. Светлые зоны – это места протечек в системе. Сделать течеискатель антифриза можно с помощью люминола, который продается в аптеке, и некоторых подручных средств.
Лучший способ найти причину утечки охлаждающей жидкости — создать давление в системе охлаждения двигателя сжатым воздухом. С помощью компрессора необходимо искусственно создать в системе давление примерно 4-5 атм. Далее необходимо найти место, откуда течет антифриз.
Если течи под капотом нет, остается 2 варианта: антифриз уходит в двигатель или в салон.
Чего ожидать: чуда или неприятностей?
Поговорим о том, почему некоторые категорически против использования герметиков, считая их настоящими вредителями для радиатора. Вот доказательства из моего собственного опыта:
- тонкие трубы, которые есть в любой системе, быстро загрязняются. Из-за этого снижается антифриз. Результат – перегретый двигатель и выход из строя;
- печка тоже забивается и плохо прогревается в салоне. Или, может быть, вообще не работать;
- ломается водяной насос, необходимый для циркуляции антифриза;
- термостат приходит в негодность.
Это единичные случаи, когда автовладельцы нарушают технологию нанесения. Они также могут использовать средства, качество которых желает лучшего.
Не ждите от них чудес. Это лишь вынужденная мера, которая помогает в крайних случаях, когда другого выхода действительно нет. В жизни лучше отремонтировать радиатор пайкой и заменить новым изделием.
Опасность герметика подтверждается реальными случаями, когда машина эксплуатируется длительное время после нанесения.
Устранение протекания жидкости для охлаждения
Из всех перечисленных причин падения уровня охлаждающей жидкости можно выделить те, которые можно устранить своими руками, не прибегая к помощи специалистов. Но наряду с этим могут возникнуть и такие проблемы, которые не решить без вмешательства профессионалов. Рассмотрим все варианты.
Зимний период
Аномально высокий расход жидкости на охлаждение зимой кажется парадоксальным, но ничего противоестественного здесь нет. Как уже было сказано, антифриз в результате низкой температуры дает усадку и тем самым уменьшает свой объем. Этот процесс необходимо контролировать и при необходимости доливать охлаждающую жидкость в бак.
Избежать этого никак нельзя, более того, настоятельно не рекомендуется разбавлять антифриз водой для его экономии. В противном случае замерзшая вода доставит столько проблем с ремонтом системы охлаждения и двигателя, что об экономии придется надолго забыть.
Трещины и щели в бачке
В этой ситуации нужно знать, что при возможных трещинах в бачке антифриз уходит не из-за утечки, а в результате быстрого испарения. Чтобы этого не произошло, необходимо регулярно осматривать бак на наличие подобных повреждений, и при обнаружении трещин бак подлежит замене. Если этого не сделать вовремя, антифриз продолжит неумолимо испаряться вместе с вашими деньгами.
Разгерметизация охладительной системы
Возникает в основном из-за поломки соединительных элементов. Обнаружить утечку охлаждающей жидкости такого типа достаточно просто: подложите под машину лист картона, желательно на ночь. И если утром вы видите на картонке характерные пятна, это значит, что у вас есть веская причина для тщательной ревизии прокладки термостата, всех шлангов, патрубков, а также мест их крепления к радиатору.
Для этого сначала осмотрите резиновые трубки – они физически более доступны и их довольно легко поменять. На патрубках могут быть трещины, возникающие в результате теплового воздействия, идущего от работающего двигателя. Эти трещины могут и не быть причиной серьезных утечек, но все же охлаждающая жидкость просачивается через них по каплям.
Внимательно осмотрите трубы: дело в том, что трещины в трубе могут располагаться на стороне, недоступной для визуального наблюдения. В этом случае проверьте на ощупь – повреждения резиновой поверхности трубы вполне ощутимы. Но если есть сомнения, можно использовать маленькое зеркальце.
ВНИМАНИЕ: перед началом осмотра системы охлаждения на предмет утечки антифриза дождитесь остывания двигателя. В противном случае можно получить серьезные термические повреждения в виде ожогов.
Итак, вы проверили трубы, и они оказались в полном порядке. Затем приступайте к проверке хомутов, которыми форсунки крепятся к штуцерам. Крепления хомутов могут быть недостаточно тугими – подтяните их.
Если фитинги на штуцерах оказались вполне приемлемыми, приступайте к осмотру помпы. Часто причиной течи охлаждающей жидкости является повреждение уплотнителя на сальнике.
Если это правда, то заметить утечку не составит труда: насос вращается и разбрызгивает антифриз, стекающий по штоку в разные стороны. Следы видны на окружающих деталях и механизмах. Осталось только заменить помпу. Эту операцию лучше доверить специалисту.
Неисправность радиатора отопления
Радиатор часто может стать причиной утечки охлаждающей жидкости. Если радиатор действительно неисправен, вы обнаружите это по регулярному запотеванию лобового стекла. Кроме того, возле переднего пассажирского сиденья могут быть масляные выделения.
Если все это оказалось у вас обнаруженным, не пытайтесь исправить ошибку радиатора своими руками, иначе сделаете только хуже, в том числе и в финансовом плане – за ремонт придется заплатить гораздо большую сумму. Поэтому немедленно обращайтесь к специалистам автосервиса.
Смешивание охлаждающей жидкости с моторным маслом
Смешивание антифриза с маслом может происходить по разным причинам. Это может быть повреждение блока цилиндров в виде мелких трещин. Кроме того, к этой проблеме может привести разрыв прокладки блока.
К таким неисправностям следует относиться серьезно: при смешивании друг с другом моторное масло и антифриз образуют пенистую массу с минимальными смазывающими свойствами. А отсутствие смазки – прямой путь к выходу двигателя из строя.
Прокладка ГБЦ чаще всего прорывается в автомобилях с большим пробегом – 100 000 км и более. Такая забивка создает большие и длительные нагрузки на прокладку, и поэтому она не может их выдержать. Конечно же речь идет о паронитовой прокладке. Но если прокладка из металла, она прослужит намного дольше.
Для обнаружения такой неисправности помощь специалиста не обязательна – это можно сделать самостоятельно. Возьмите щуп и измерьте уровень масла. Если после измерения на щупе вы видите белую пену, охлаждающая жидкость смешалась с моторным маслом.
Далее нужно проверить лампочки: наличие на них белых пятен также послужит сигналом о попадании антифриза в двигатель. О том же свидетельствует белый дым из выхлопной трубы со сладковатым запахом.
Хотя вы можете обнаружить эту проблему самостоятельно, вам нужно будет отвезти машину на заправочную станцию, чтобы устранить ее.
Не забывайте, что немедленное обнаружение той или иной из перечисленных неисправностей значительно облегчит вам последующий ремонт автомобиля как в техническом, так и в финансовом плане.
Удачи и безопасных путешествий!