- Мнения экспертов
- Александр Пикуленко
- Андрей Осипов
- Вячеслав Субботин
- Артем Болдырев
- Иван Зенкевич
- Елена Лисовская
- Дмитрий Смирнов
- Юрий Лавров
- В каких случаях, в пределах срока службы автомобиля производитель обязан вернуть денежные средства за автомобиль?
- Запланированное старение или современные технологии
- Что это означает на деле?
- Чему равен ресурс?
- Porsche
- Volkswagen
- Mitsubishi
- Hyundai
- АВТОВАЗ
- Характеристики надежности
- Работоспособность.
Мнения экспертов
Александр Пикуленко
Сегодня производители ожидают, что срок службы их автомобилей составит около 7 лет, а пробег составит около 150 000 км. А раньше рассчитывали на 10 лет и 200 тыс км. Конечно, это не значит, что через 7 лет и 150 тыс км машина развалится, нет. Просто после этого периода и такой гонки рентабельность содержания машины будет настолько низкой, что лучше купить новую машину, а от старой избавиться. Это общая тенденция.
Что касается нашей практики, то здесь приходится учитывать, что оптимальным вариантом является V-образный аспиратор приличного объема от 3 до 7 литров. Это самые долговечные двигатели. Двигатели с наименьшим ожидаемым сроком службы — это двигатели с одинарным или двойным турбонаддувом, высокой степенью сжатия и непосредственным впрыском. Эти двигатели обычно очень капризны, и чтобы удержать их в рамках нормальных экологических норм, производители прибегают к разным ухищрениям, которые также не способствуют долговечности. В таких двигателях долговечность поддерживается с помощью хороших масел, качественного обслуживания и прочих комплектующих. Только для таких двигателей критический рубеж те же 150 тысяч километров.
Говоря о долговечности в целом, нужно сказать, что современные автомобили, к сожалению, не могут быть слишком долговечными по определению. Часто в машины вкладывают ограниченный ресурс, просто потому, что долгожители уже не нужны. Ну очень сложно добиться долговечности за счет электроники: машина превращается в компьютер на колесах, отсюда и проблемы с блоками управления и тд
На мой взгляд, сегодня на вторичном рынке начинается критический возраст автомобиля 2003 года выпуска после его выпуска. Старую машину уже не интересно покупать. Оптимальный возраст — с 2008 года. Тогда у нее еще есть хоть какие-то остаточные ресурсы.
Андрей Осипов
Существует определенная зависимость между объемом двигателя и сроком его службы. Как показывает практика, объемные двигатели проходят гораздо больше. Но есть и большая зависимость между тем, атмосферный двигатель это или турбированный.
Кроме того, если говорить о долговечности двигателя, крайне важен материал, из которого он изготовлен. Его ремонтопригодность зависит, например, от толщины тех же стенок цилиндра.
Не стоит забывать и о таком факторе, как скорость двигателя. В принципе, чем больше оборотов производит силовой агрегат (касается как бензиновых, так и дизельных двигателей), тем меньше срок его службы.
И, конечно же, фундаментальным фактором является то, как работает двигатель и как он питается. Необходимо обратить внимание на смазку, я имею в виду в первую очередь масла, но и различные составы, продлевающие срок службы двигателя. Если человек постоянно ездит в режиме максимальной нагрузки на силовой агрегат, нужно понимать, что срок службы такого двигателя будет ограничен.
Зависимость долговечности от объема легко прослеживается в разнице между легковыми и грузовыми автомобилями, где двигатели имеют большой объем (12,15 и даже 16 литров), а скорость невелика, и поэтому их запас хода достигает полумиллиона километров. Понятно, что на легковой автомобиль большие двигатели не поставишь. Исключение составляют традиционные образцы американского автопрома, где на пикапы и внедорожники ставят V-8, а у этих моторов, конечно, очень большой ресурс. Причем роль играет не только малое число оборотов при большом объеме, но и материалы (чугунные блоки, толстые стенки цилиндров и так далее).
Что касается параметров, которые необходимо учитывать при выборе автомобиля, а соответственно и двигателя, то если вы хотите купить долговечный автомобиль, то в первую очередь нужно учитывать, атмосферный это силовой агрегат или турбированный.
Аспиратор точно прослужит дольше. Помимо упомянутого объема, также необходимо учитывать, сколько мощности снимается с одного литра объема двигателя (это легко подсчитать самостоятельно): чем выше степень мощности, тем меньше срок службы двигателя.
В целом потребитель может не знать о других параметрах. Например, из чего сделан двигатель, какой сплав там используется и какая толщина стенок. Чаще всего мы просто не можем реально оценить, как, например, сможет обслуживаться тот или иной двигатель. Поэтому надо учитывать мощность, на какой скорости она достигается, и тот же показатель крутящего момента.
Читайте также: КМ ОСАГО — коэффициент мощности
Вячеслав Субботин
Конечно, важен объем. Литр мощности двигателя – важнейший показатель. То есть сколько мощности мы снимаем с одного литра двигателя рабочего объема. Чем выше это значение, тем короче срок службы двигателя. Выжать большую мощность из малого объема можно только за счет ресурса. Поэтому высокофорсированные двигатели, особенно спортивные, долго не работают. Год катания и слава тебе, Господи. Современные форсированные двигатели, с одним-двумя турбонагнетателями, резидентами не являются. Они могут прослужить дольше, если только обработать их специальными трибологическими составами.
Да, определить потенциальную долговечность двигателя можно, учитывая некоторые статистические данные, технические параметры и так далее, но в первую очередь нужно следить за двигателем: вовремя заливать качественное масло, обрабатывать его , берегите. И тогда он будет жить полной жизнью. А бензиновый двигатель имеет средний ресурс, при нормальной эксплуатации – 200 тысяч километров.
Артем Болдырев
Объем конечно имеет значение. Если взять какие-то скоростные зуммеры объемом 1200-1300 кубов, то для того, чтобы нормально ездить, их надо постоянно крутить в красной зоне — понятно, что это не лучшим образом сказывается на сроке службы автомобиль. Не обязательно быть семилетним, чтобы понять, что чем «напряженнее» работает механизм, тем меньше срок его службы. Практика показывает, что для среднестатистического автомобилиста в нашей стране 1,6 литра – это золотая середина. До двух литров у вас будет нормальный расход, будет мощность, позволяющая чувствовать себя нормально в расходе и нормальная стойкость при условии, что нет компрессоров и турбин.
Ведь если взять злосчастный AMG от Мерседеса, у которого с двухлитрового мотора снято 400 лошадей, то страшно представить, какой у этого мотора ресурс.
А вот если взять «американцев» с их легендарными Hemi V-8, которые до сих пор живы с 69 года без единой «капиталки» и в усы не дуют, то это совсем другое дело. А все потому, что нагрузки на элементы нет, машина работает практически на холостых. Да, понятно, что расход топлива большой, понятно, что с налогами тяжело, но это надежность и долговечность.
Что же касается характеристик, указывающих на потенциальный срок службы, то кроме объема и мощности двигателя, в первую очередь, нужно обратить внимание на коробку передач – если это «автомат», то классический гидротрансформатор, без всяких вариаторы и роботы, ну или «механика» вполне. В противном случае ресурс сильно сокращается. Кстати, хочу отметить средний срок службы автомобилей в России, который здесь растет. Это происходит не только потому, что люди не покупают новые автомобили. Дело еще и в том, что у нас нет нормальной структуры по избавлению от старых машин. В каждом дворе можно найти «гробы», которые стоят уже 15 лет и никому не нужны. А все потому, что нет нормального способа избавиться от транспортных средств.
Иван Зенкевич
Размер двигателя, конечно, имеет значение, но, прежде всего, долговечность двигателя будет зависеть от типа автомобиля, который вы покупаете. То есть все зависит от марки автомобиля.
По двигателям точно не скажу, но машины в целом по ресурсу конечно ухудшились. Отчасти потому, что автосервисам надо что-то зарабатывать.
Простой покупатель не узнает о своей машине больше того, что написано в документации, поэтому узнать реальный возрастной потенциал двигателя он просто не сможет. Как покупателю узнать о двигателе, если о нем ничего не пишут, а спрашивают, и никто не скажет правду.
Не слишком полагайтесь на громкость. Многое зависит от использования. Пятилитровый двигатель может быстро умереть. То, как вы соблюдаете требования производителя, соблюдаете ли график ТО, вовремя ли заливаете масло – все это очень важно влияет на срок службы автомобиля.
Увы, сегодня двигатели уже не те. Мне больше нравятся те, что были выпущены до 2005 года, конечно, учитывая отдельные бренды.
Кстати, часто бывает так, что чем дешевле автомобиль, тем меньше у него проблем с двигателем. А вообще хочу подчеркнуть, что простой смертный никогда не узнает, когда ему бьют под капот.
Елена Лисовская
Конечно, самыми живучими являются атмосферные моторы без турбонаддува. Потому что, когда из маленького двигателя выкачивается большая мощность с помощью турбонаддува, эти двигатели живут гораздо меньше, просто из-за своей конструкции и функций.
Среди характеристик, указывающих на потенциальный ресурс двигателя, в первую очередь нужно обратить внимание на объем. Безнаддувные двигатели большого объема всегда живут очень долго. Как и старые американские двигатели: у них действительно долгий срок службы хотя бы потому, что у них большие масляные каналы и хорошая проходимость даже при высоком шлакообразовании. Кроме того, эти двигатели также подвергаются низкотемпературным нагрузкам.
Дмитрий Смирнов
На мой взгляд выпуск высокоресурсных двигателей закончился где-то в районе 2005 года. После 2005 года большинство автопроизводителей, за исключением разве что некоторых корейских, нацелены на низкий ресурс, а значит любой агрегат не проработает более 5 лет или 150 тыс км. Срок службы двигателя, конечно же, можно продлить за счет более частой замены масла и дополнительной защиты. Далее увеличивать в два и даже в три раза до капитального ремонта.
Двигатели и коробки выпуска после 2010 года вообще ремонту не подлежат — только замена. Практически у всех марок такая ситуация, а если рассматривать машины после 2015 года, то думаю точно у всех. Даже корейцы уже в тренде.
Что касается зависимости ресурса от объема двигателя, то на мой взгляд такой зависимости сегодня нет. Много литров не означает большой ресурс.
Юрий Лавров
Когда мы говорим о ресурсе ДВС, необходимо оценивать его как составляющую сложного свойства — надежность. Мы в Suprotec считаем, что надежность включает в себя долговечность, безошибочную работу, ремонтопригодность и удобство хранения. Долговечность является активом перед техническим обслуживанием, капитальным ремонтом или капитальным ремонтом.
Бывает, когда у двигателя большой ресурс, но некоторые детали не доработаны и часто выходят из строя. Частота ошибок — это частота ошибок. Ведь автомобилисту все равно, из-за чего не работает двигатель: из-за износа ЦПГ или поломки масляного насоса. Это проявление сложного свойства. Техническое обслуживание современных двигателей внутреннего сгорания, как правило, не имеет значения. Зачем «капитализировать двигатель», если легковушка морально устаревает через 300 тысяч километров.
Так что речь идет о ресурсе двигателя при допущении низкой интенсивности отказов деталей, которые могут сломаться. Ресурс определяется средней интенсивностью или скоростью износа деталей ЦПГ, которая зависит от ряда факторов:
материалы ЦПГ;
средняя скорость планирования;
продолжительность максимальной и запредельной скоростей планирования;
нагрузка на детали ЦПГ;
качество масла в различных условиях;
качество топлива в различных условиях;
исправность топливной аппаратуры; степень сжатия;
продолжительность и качество сгорания топлива;
уровень теплоотвода;
средний режим работы узла и частота смены режима;
количество холодных пусков.
Если условно считать, что двигатель спроектирован правильно, качество топлива и масла в норме, то все перечисленные факторы, влияющие на ресурс, можно свести к одному — уровню мощности двигателя. Двигатель можно форсировать наддувом (увеличить среднее эффективное давление — добавить больше топлива) и скоростью. Это сделано для достижения более высоких удельных эффективных показателей и компактности двигателя. Оба метода приводят к сокращению ресурсов. Но при условии, что она достаточна, это правильный путь развития двигателестроения.
Что касается влияния рабочего объема двигателя, то оно само по себе никак не влияет на ресурс, только больший объем не позволяет так сильно увеличить двигатель, что снижает нагрузки, температуры и снижает обороты позволяет лучше организовать процессы смесеобразования и сгорания топлива. Все это в итоге приводит к уменьшению нагарообразования (а это абразивный износ), прорыву газов в картер (а это коррозионный износ и ресурс масла).
На мой взгляд, более важным фактором увеличения ресурса двигателя внутреннего сгорания являются условия эксплуатации. Например, недопустимы перегрузки, работа со 100% нагрузкой — не более 10% наработки, своевременное обслуживание (особенно топливной аппаратуры), замена масла по фактическому состоянию, качественное топливо, максимально бесперебойная работа.
Ну и самое главное двигатель должен быть защищен по технологии СУПРОТЕК».
В каких случаях, в пределах срока службы автомобиля производитель обязан вернуть денежные средства за автомобиль?
Если в течение всего установленного гарантийного срока на автомобиль будет выявлена поломка, устранение которой займет более 45 дней, потребитель вправе вернуть уплаченную им за новый автомобиль сумму. Фактически это означает следующее. Купив новый автомобиль за 600 тысяч рублей и проехав на нем 90 тысяч км за 4 года, потребитель, столкнувшись с поломкой, которую невозможно устранить в течение 45 дней, вправе потребовать от продавца возврата всех 600 тысяч рублей этого автомобиля. Если вы друзья думаете или считаете, что такие дела не перспективны в суде, опасаясь, что у автопроизводителя большой административный ресурс и штат грамотных юристов, вы очень ошибаетесь.
В последние годы процент таких выигрышных дел потребителями даже в подобных спорах составляет уже 92%. По закону владелец автомобиля также может потребовать возврата уплаченной суммы, если затраты на ремонт в результате поломки (производственного брака) превышают рыночную стоимость самого автомобиля. Здесь стоит отметить, что в случае повторной поломки одной и той же бракованной заводской детали бесплатный ремонт машины уже не должен превышать 30 дней. В противном случае вы также можете потребовать от продавца возврата денег, уплаченных за новый автомобиль.
Запланированное старение или современные технологии
Концепция запланированного устаревания существует с 1930-х годов. Это производство товаров с искусственно ограниченным сроком службы. В автомобилях много подобных примеров: пластиковые шестерни вместо металлических, пластиковые фары вместо стеклянных, алюминиевые блоки цилиндров вместо чугунных и так далее.
В целом современное производство автомобилей совсем не похоже на то, что было 20-30 лет назад. В первую очередь заметны следы глобализации: разные комплектующие могут производиться в разных странах мира, а окончательная сборка организована ближе к покупателям.
Теперь автомобили нескольких разных марок могут иметь общую платформу, отличающуюся только внешним видом.
В этом есть смысл, так как затраты на разработку новых моделей становятся слишком высокими, а рынок диктует более низкие цены, считает эксперт Александр Воскобойников:
Нельзя говорить об общем подходе производителей к ресурсу автомобилей. Разные автомобили делаются для разных рынков и разных групп потребителей в них. С одной стороны, разработка новых моделей для производителей стала намного дороже из-за повышения требований к безопасности, экологичности и комфорту. С другой стороны, производители научились выпускать совершенно разные по потребительским качествам модели на одной платформе, лицензировать платформы, двигатели, коробки друг к другу — в общем, кооперироваться для снижения себестоимости.
Все это позволяет зарабатывать на производстве автомобилей меньшим тиражом, и как следствие, можно более точно ориентироваться на потребителей. Посмотрим на модельный ряд топовых немецких производителей — там всего 5 кроссоверов: и для молодежи, и для бизнесменов, и для байкеров, и для пенсионеров и т.д.
Так что любой мировой производитель автомобилей работает на самых разных рынках. Современные технологии позволяют дать рынкам то, что им нужно: Африка покупает Toyota Land Cruiser 70, а Америка – Lexus LX 570. В общем, это автомобили одного сегмента и даже где-то родственники. Но в то же время они очень и очень разные.
Александр Воскобойников, председатель КПК «Бункербук»
При этом необходимо отделить рынки развитых стран от, например, стран Африки, а личный транспорт от коммерческого. Местные законы также налагают ограничения. Как говорит Александр Воскобойников, в некоторых странах законодательство настолько строгое, что водить машину даже 10 лет становится невыгодно. Тогда как в странах третьего мира автомобили выбирают за их ремонтопригодность и служат они десятилетиями (хотя экологических норм там тоже нет).
Итак, если автомобиль все же проезжает положенные 200 тысяч километров, а межсервисный интервал увеличен для удобства владельца, стоит ли учитывать тот факт, что некоторые узлы имеют ограниченный ресурс?
Увы, в России автомобиль по-прежнему слишком дорог для покупки. Если в Европе или США автомобили обычно продаются в кредит или в лизинг, и обменять старую машину на новую не составляет труда, то в нашей стране эти механизмы еще не работают так, как должны.
Поэтому за автомобилем все равно нужно следить, и поддерживать его в исправном состоянии дольше, чем «запланировал» производитель, вполне реально, считает Александр Щербаков. Он даже приводит список правил, которым нужно следовать:
Вот список правил, которым должен следовать каждый водитель, чтобы максимально продлить срок службы своего автомобиля:
- Регулярная замена моторного масла
- Непрерывный мониторинг всех важных жидкостей
- Обслуживание коробки передач
- Регулярная замена свечей зажигания
- Своевременная замена ремня ГРМ (цепи) согласно рекомендациям производителя автомобиля
- Регулярная замена воздушного фильтра в соответствии с требованиями марки автомобиля
- Необходимо детально знать и пользоваться руководством по эксплуатации автомобиля
- Регулярная диагностика всех систем автомобиля и выявление всех скрытых неисправностей, а также необходимо своевременно устранять выявленные проблемы.
Стоит отметить, что каждый компонент автомобиля, будь то дешевые детали или более дорогие, такие как коробка передач или двигатель, имеет различный срок службы. Поэтому в любом автомобиле, находящемся в эксплуатации, владелец производит замену запчастей по мере их естественного износа. Все компоненты в автомобиле связаны друг с другом, поэтому несвоевременная замена одной детали может привести к более дорогостоящему повреждению других частей автомобиля. Поэтому стоит вовремя заменить все неисправные запчасти в автомобиле, чтобы повысить его долговечность.
Александр Щербаков, руководитель проекта по поиску автомобиля у официального дилера ProbegZero
Тем не менее, в Россию приходит новая модель потребления – это аренда и «шеринговая экономика». И хотя полноценного проката автомобилей в России пока нет, каршеринг в Москве стал почти уникальным явлением даже по сравнению с другими мировыми столицами, а операторы закладывают небольшой срок службы автомобилей — 3-4 года, говорит Александр Воскобойников:
Кроме того, важными факторами становятся аренда и экономика совместного потребления. В частности, мы видим рост такси и каршеринга в России. Во многих странах распространена долгосрочная аренда автомобилей, это позволяет потребителю просто ездить, оставляя все сложности по обслуживанию прокатной компании. Очевидно, что таксопаркам, каршеринговым и другим компаниям по аренде автомобилей проще содержать новый автопарк, чем старый. В своей бизнес-модели эти услуги уже изначально предусматривают обновление автопарка каждые 3-4 года год. И опять же, автопроизводителю нет смысла поддерживать больший парк автомобилей.
Сейчас мы находимся в процессе перехода от модели покупки к модели аренды автомобиля напрямую от производителя. Это связано с тем, что, например, в США более 40% стоимости покупки автомобиля составляют финансовые расходы (проценты по кредиту и сопутствующие платежи). На основании того, что почти половина денег, которые покупатель отдает, как правило, уходит на воздух, расходы на техническое обслуживание перестают быть важными.
Таким образом, подход к автомобильному рынку, а также процессы обслуживания автомобилей существенно изменились с 1980-х годов по настоящее время. Такие тренды, как экологичность, рост потребления, экономика совместного потребления, оказывают существенное влияние на различные рынки B2C, в том числе и на рынок автомобилей. Сегодня срок службы автомобиля сократился в среднем до 3-4 лет, а стандарты обслуживания продолжают расти.
Александр Воскобойников, председатель КПК «Бункербук»
И, конечно же, не стоит забывать о российском автопроме. УАЗ до сих пор выпускает (уже более 50 лет) Буханку, АвтоВАЗ выпускает Ниву, переименованную в Ладу 4×4, есть образцы коммерческого транспорта, которые могут работать десятилетиями.
Поэтому говорить о всеобщем переходе автопроизводителей на «запланированное устаревание» пока рано.
Что это означает на деле?
То есть простыми словами, после истечения гарантии на новый автомобиль (обычно 2-3 года с момента покупки нового автомобиля в автосалоне или 100 000 км пробега. Например, корейские марки автомобилей предоставляют гарантия 5 лет или 150 000 км пробега — в зависимости от того, что наступит раньше) производитель автомобиля несет ответственность за качество и транспортное средство.
Но, к сожалению, на практике это не означает, что владелец транспортного средства приедет к официальному дилеру с поломкой после истечения заводской гарантии и бесплатно в короткие сроки получит ремонт автомобиля. По сути, в отличие от гарантийных обязательств марки автомобиля, ответственность изготовителя за выпуск некачественного автомобиля, вышедшего из строя после истечения гарантийного срока, должна быть доказана независимым расследованием, устанавливающим существенный дефект конструкции автомобиля автомобиль в процессе производства.
Другими словами, вы должны доказать, что поломка автомобиля произошла из-за значительного заводского брака автомобильной детали. Если это произошло в течение установленного срока службы автомобиля, который определяется производителем автомобиля, и владелец транспортного средства путем расследования доказал, что автомобиль сломался из-за ошибки производителя, компания направляет вас в официальный дилерский технический центр для бесплатного ремонта.
Но спешим вас огорчить. По статистике подобных проблем с автомобилями в нашей стране очень много. Практически все автомобильные компании России, даже несмотря на результаты независимого расследования причинения ущерба факту заводского брака в конструкции автомобиля, предпочитают отказываться от бесплатного ремонта и готовы судиться, даже зная, что проиграют в суде в будущее.
Чему равен ресурс?
Производители автомобилей по понятным причинам не любят такие вопросы, как «Когда твоя машина развалится?». Но нам ответили.
Связанный контент Недорогие полноприводные кроссоверы — все варианты (и 6 лучших)
Porsche
Дилер Porsche объяснил нам, что более 60% когда-либо выпущенных автомобилей Porsche все еще находятся в эксплуатации.
Volkswagen
В законе «О защите прав потребителей» указано, что производитель вправе устанавливать срок службы товара. Если не установлен, он равен 10 годам. Volkswagen не устанавливает срок службы своих автомобилей, поэтому по умолчанию он составляет 10 лет. Это означает, что компания несет юридическую ответственность за безопасность своей продукции и поставку запасных частей в течение 10 лет.
Материалы по теме Лучший способ сэкономить нервы и деньги – подписаться на любимый журнал
Mitsubishi
В российском представительстве Mitsubishi высказались примерно так же: производитель ничего не декларирует, оставив на откуп действующему законодательству.
Hyundai
А вот выдержка из сервисной книжки Hyundai: «Срок службы автомобиля 6 лет или 180 тысяч километров пробега (в зависимости от того, что наступит раньше)… Возможна его дальнейшая эксплуатация. не более 10 лет со дня продажа (передача) первому покупателю».
АВТОВАЗ
Материал по теме Сравните стоимость полиса ОСАГО в разных страховых компаниях
Наиболее полную информацию предоставил отечественный автопроизводитель. Срок службы полноприводных автомобилей составляет 6 лет или 90 тысяч километров пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). Для переднеприводных автомобилей (кроме Ларгуса) данные другие – 8 лет или 120 тыс км. А Ларгус считается самым живучим: 10 лет или 160 тыс км.
Интересны и гарантийные обязательства АВТОВАЗа на отдельные узлы:
Характеристики надежности
Для оценки качества продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью, применительно к конкретным условиям эксплуатации необходимо изучение надежности автомобилей после их обкатки.
Сравнение надежности новых и капитально отремонтированных автомобилей, работающих в одинаковых условиях, может дать объективную оценку качества ремонта.
Количественные характеристики надежности автомобилей одной марки, полученные разными автотранспортными предприятиями, но эксплуатируемые в одних и тех же условиях, являются достаточно точными характеристиками уровня технической эксплуатации автомобилей в конкретном автотранспортном предприятии.
Анализ характеристик надежности автомобилей позволяет выявить узкие места в организации и технологии технического обслуживания и ремонта. Эти данные могут быть использованы для действительных запросов на запасные части и материалы.
Для характеристики надежности автомобиля в зависимости от конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов принята система критериев, позволяющая в численном выражении оценить надежность автомобиля в целом или отдельных его элементов. Только в этом случае можно сравнивать надежность разных марок и моделей автомобилей и работать над повышением их надежности.
Для обеспечения надежности транспортных средств необходимо, чтобы показатели надежности устанавливались в технических заданиях на проектирование и проверялись при разработке конструкции, производстве и эксплуатации. Соответственно для каждого типа автомобиля в зависимости от условий эксплуатации должен быть установлен определенный набор показателей надежности, величины и методы их количественной оценки.
Надежность автомобиля характеризуется четырьмя характеристиками:
- надежный
- ремонтопригодность
- продолжительность
- упорство
Надежность — способность автомобиля непрерывно поддерживать исправное состояние в течение некоторого времени или некоторого времени эксплуатации.
Он количественно определяется вероятностью безошибочной работы, средним временем наработки на отказ, интенсивностью отказов, средним временем наработки на отказ и параметром интенсивности отказов.
Ремонтопригодность – характеристика автомобиля, заключающаяся в приспособленности к предупреждению и выявлению причин выхода из строя, повреждений и поддержанию и восстановлению рабочего состояния путем технического обслуживания и ремонта.
Количественно он оценивается средним временем восстановления, средней удельной трудоемкостью технического обслуживания и текущего ремонта, вероятностью восстановления работоспособности в пределах заданного коэффициента готовности, коэффициентом технической загрузки и коэффициентом сложности отказов.
При сравнении различных типов автомобилей необходимо иметь в виду, что время их простоя в связи с техническим обслуживанием или ремонтом зависит от уровня организации этих работ, их технической оснащенности, квалификации персонала и ряда других эксплуатационных факторов.
Долговечность — способность автомобиля сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Надежность и долговечность – характеристики автомобиля для поддержания рабочего состояния. Но надежность — это свойство автомобиля постоянно поддерживать рабочее состояние, а долговечность — свойство автомобиля сохранять рабочее состояние в течение длительного времени с необходимыми перерывами на техническое обслуживание и ремонт.
Определение долговечности транспортных средств, узлов, деталей должно осуществляться на стадии проектирования одновременно с определением эксплуатационных затрат на их техническое обслуживание.
Долговечность определяется средним сроком службы автомобиля до капитального ремонта, средним временем наработки на отказ автомобиля за пробег до капитального ремонта, средним временем до капитального ремонта основного блока и гамма-процентным ресурсом.
Каждая новая модель автомобиля должна быть совершеннее предыдущей и соответствовать лучшим мировым стандартам. Совершенство в данном случае определяется снижением общих удельных затрат на производство и обслуживание, а также структурой этих затрат, т е возможным снижением доли затрат в эксплуатации. При этом определяются показатели долговечности, которые обычно имеют тенденцию к увеличению.
В результате совершенствования конструкции, технологии производства и улучшения организации технических операций повышается долговечность автомобилей.
Стойкость – это способность автомобиля сохранять свои показатели надежности, долговечности и ремонтопригодности во время и после хранения и транспортировки.
Основным показателем долговечности автомобиля должна быть вероятность сохранения надежности. Этот показатель характеризует готовность автомобиля к немедленной транспортной работе после определенного срока хранения.
Показателем хранения является также средняя долговечность автомобилей при длительном хранении.
Эти характеристики отражают потенциал конструкции автомобиля. Они формируются при проектировании и производстве, являются внутренними причинами, от которых зависит степень надежности автомобиля.
Работоспособность.
Под эксплуатацией понимается техническое состояние автомобиля, при котором в данный момент времени он соответствует всем требованиям, предъявляемым только к основным параметрам, характеризующим нормальное выполнение заданных функций. Например, если автомобиль не имеет фар, он считается исправным, так как способен выполнять свои функции в течение дня, но в данный момент автомобиль считается неработающим.
В процессе эксплуатации автомобиля показатели не остаются постоянными и зависят от наработки. Систематическое и своевременное техническое обслуживание и мелкий ремонт в процессе эксплуатации автомобиля обеспечивают его нормальную работу в течение длительного времени в соответствии с паспортными режимами.
Однако из-за механических, химических, электрохимических и электрических воздействий происходит потеря работоспособности и восстановление за счет технического обслуживания и мелкого ремонта становится невозможным. Возникла необходимость остановки автомобиля на первый капитальный ремонт. Правильное и своевременное определение этого момента очень важно, так как дальнейшая эксплуатация по истечении времени вызывает резкое катастрофическое падение производительности.
После первого капитального ремонта цикл изменения характеристик повторяется. Количество капитальных ремонтов определяется конструкцией автомобиля и устанавливается нормативными данными. Эксплуатационные характеристики автомобилей чаще всего снижаются из-за увеличения отверстий, изменения размеров деталей, качества и свойств металла на трущихся поверхностях деталей.
Постепенное изменение размеров, формы и свойств поверхностных слоев материала детали при трении называется изнашиванием, результат процесса изнашивания — изнашиванием. В процессе эксплуатации различают нормальный и аварийный износ. Нормальный износ возникает при соблюдении всех параметров режима эксплуатации автомобиля.
Резкое увеличение скорости изнашивания при приработке связано со сглаживанием шероховатости трущихся поверхностей после обработки и формированием определенного микрорельефа поверхностного слоя. Во второй период эксплуатации после образования микрорельефа на поверхности трения скорость изнашивания деталей стабилизируется, и этот период характеризует нормальную работу узлов автомобиля.
При длительной эксплуатации автомобиля износ увеличивается и через определенное время достигает аварийного критического значения. Дальнейшую эксплуатацию автомобиля следует прекратить, так как в результате аварийного износа резко увеличиваются зазоры в соединениях, возникают удары, толчки, что вызывает разрушение отдельных деталей и узлов, и их последующий ремонт становится невозможным.
Этот характер износа справедлив почти для всех типов физического износа. Под физическим износом понимают изменения формы, размеров деталей, которые устанавливаются визуально или измерениями при техническом обслуживании и ремонте.
Другим видом износа может быть устаревание, которое определяется отставанием оборудования от уровня новой передовой техники и технологий. Признаками устаревания являются низкие эксплуатационные, эксплуатационные и потребительские характеристики автомобилей. Обычно они подлежат замене на новые конструкции или марки, если нет возможности модернизации.
Надежность — способность изделия сохранять работоспособность в течение периода эксплуатации без вынужденных перерывов.
Среднее время безотказной работы — это время до первого отказа. Под отказом понимается событие после того, как автомобиль полностью или частично утратил свои функции. По характеру ошибки делятся на постепенные и случайные.
Постепенная неисправность – это неисправность, которую можно предвидеть во время эксплуатации автомобиля. Сюда входят забитые фильтры, изношенные шейки коленчатого вала, изношенные тормозные колодки и т д, приблизительное время работы которого обычно известно. Устранение таких ошибок осуществляется при плановом техническом обслуживании или ремонте машин.
Неисправность называется случайной, если ее характер и причина неизвестны, такие неисправности прогнозируются на основе теории вероятностей и обычно учитываются при гарантийном ремонте. Устранение случайных дефектов осуществляется производителем, если дефект возник в течение гарантийного срока. Продолжительность гарантийного срока определяется наработкой на отказ и для разных устройств она разная.
Ремонтопригодность — это способность продукта предотвращать, обнаруживать и исправлять незапланированные сбои или неисправности посредством технического обслуживания или ремонта. Расположение приборов на приборах и приборов на транспортном средстве должно обеспечивать свободный доступ к ним и хорошую видимость. Он позволяет оценить реальное состояние деталей и обеспечивает высокую вероятность обнаружения ошибок на этапе технического обслуживания.
Ремонтопригодность оценивается средним временем восстановления технического состояния автомобиля при проведении внеплановых ремонтов по причине вынужденного выхода из строя. Техническое обслуживание влияет на коэффициент технического использования вагонов, характеризующий количество вагонов на линии.