- Какое масло заливается в МКПП
- Характеристики трансмиссионных жидкостей
- Подбор смазки по уровню вязкости
- Замена масла: надо ли менять, через сколько менять, сколько литров
- Список автомобилей, в которых не надо менять трансмиссионное масло:
- Сколько литров масла надо для полной и частичной замены в коробке АВТОМАТ (в табл только автомобили ТОЙОТА)
- Виды смазочных материалов для КПП
- Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ
- Рекомендуемое масло в коробку: механическая КПП
- Интервал замены масла в механической КПП
- Топ 15 лучших масел в коробку
- Лучшие синтетические масла для трансмиссии
- Лучшие полусинтетические трансмиссионные масла
- Лучшие трансмиссионные масла API GL-4/5
- Motul GEAR 300 75W-90
- Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90
- SHELL Spirax S5 ATE 75W-90
- LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90
- Некоторые общие правила замены масел в коробке передач
Какое масло заливается в МКПП
Трансмиссионное масло для механической коробки передач выбирают в зависимости от конструктивных особенностей агрегата и климатических условий эксплуатации. Есть два основных фактора, которые следует учитывать при выборе дизайна коробки:
- тип снасти;
- максимальные скорости вращения и относительное перемещение контактирующих частей;
- максимальные нагрузки в контактных поверхностях зубьев шестерни.
Конструктивные особенности коробки учитывают при маркировке трансмиссионных масел по классу по API (ГЛ-х) или по ГОСТу (ТМ-х), где «х» — число от 1 до 6. Чем выше числовой индекс в маркировке, тем совершеннее масло и тем в большей степени оно способно выдерживать высокие контактные нагрузки без разрушения масляной пленки. Например, масло API GL-4 (TM-4) имеет пленку, более устойчивую к контактным нагрузкам, чем API GL-3 (TM-3).
Но есть один нюанс: чем выше класс масла, тем эффективнее пакет антифрикционных присадок в нем. А для нормальной работы фрикционных дисков синхронизаторов некоторых МКПП требуется определенный коэффициент трения. Когда этот коэффициент трения падает ниже допустимого предела, синхронизаторы начинают буксовать дальше нормы – это вызывает их ускоренный износ. Также при переключении передач из-за скользящих синхронизаторов соединенные шестерни не успевают выровнять угловую скорость, что может привести к затрудненному переходу с одной передачи на другую.
Особенно заметен разрыв в коэффициенте трения между маслами GL-4 и GL-5. Поэтому в канистрах, предназначенных для масел для механических коробок передач класса GL-4, использование смазок GL-5 не рекомендуется. Но можно смело заливать универсально адаптированные масла, которые имеют маркировку GL-4/GL-5.
Когда дело доходит до климатических условий механической коробки передач, играют роль максимальная и минимальная температура окружающей среды. Этот параметр включен в вязкость SAE. Вязкость по SAE состоит из двух свойств: зимнего и летнего индекса, разделенных буквой «W». Летний индекс показывает вязкость масла при 100 °C. Зима – точка потери текучести при низких температурах. Например, для масла 75W90 так называемый летний коэффициент вязкости равен 75, зимний – 90. В переводе на физические единицы это означает, что при 100°С масло будет иметь вязкость не менее 24 сСт, а при температура не ниже -40°С.
Какое масло лучше заливать в механическую коробку передач? Ответ прост: тот, который рекомендован производителем автомобиля. Важно соблюдать класс масла по API или ГОСТ. А что касается вязкостных характеристик, то необходимо оценить климат эксплуатации автомобиля: для северных регионов лучше брать маловязкое масло с зимней вязкостью 70W или 75W. В теплой зоне нет смысла использовать морозостойкие масла, достаточно 80W или 85W.
Не рекомендуется изменять часть индекса, отвечающую за летнюю вязкость по SAE. А если отклоняться от рекомендаций производителя, то не более чем на одну позицию. Например, если производитель автомобиля рекомендует масло 75W80, для жаркого климата можно использовать более вязкое 80W90. Обычно такие условия прописаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Важно понимать, что чем выше вязкость, тем прочнее масляная пленка и тем дольше она держится на зубьях шестерни. С другой стороны, слишком большая вязкость увеличивает потери на внутреннее трение в механической коробке передач, что приводит к чрезмерному расходу топлива и плохой динамике автомобиля. Поэтому нужно искать баланс для определенных условий эксплуатации автомобиля.
Характеристики трансмиссионных жидкостей
Чтобы понять, какую смазку необходимо заливать в коробку передач, рассмотрим отличия от моторных масел.
Сырье для изготовления основы, одинаковое для всех видов:
- Минеральное масло – это природный материал, получаемый из нефти путем перегонки. Теоретически можно использовать растительное сырье, но для трансмиссионных масел такая основа не подходит: слишком велика нагрузка. Такая смазка быстро теряет важные свойства от высоких температур. Преимущество – доступная цена.
- Синтетические вещества – «высшая лига» трансмиссионных масел. Основа синтезирована из химических элементов и не имеет аналогов среди природного сырья. Основные свойства: устойчивость к температурным перепадам, способность работать в условиях повышенных нагрузок. Для трансмиссионного масла эти свойства даже важнее, чем для моторного. Однако за выдающиеся характеристики приходится платить высокую цену.
- Смешанный вариант: полусинтетика. Как видно из названия вида, он образуется путем соединения минеральной воды и синтетических веществ в определенной пропорции (доля искусственного материала не превышает 50%). Такой состав надолго сохраняет основные свойства масла, и стоит не так дорого (по сравнению с чистой синтетикой). Широко используется в транспортных средствах, работающих со средней нагрузкой.
Понятно о том, что такое синтетические, полусинтетические и минеральные воды — видео
Кроме того, классификация трансмиссионных масел SAE и API имеет некоторые особенности:
Стандарт SAE определяет вязкость масла при двух важных температурных условиях. Рассмотрим маркировку всесезонных жидкостей, наиболее популярную среди автомобилистов.
- Возможность запуска двигателя (КПП) на холодном двигателе. Так называемая минимальная стартовая температура. В маркировке ставится перед знаком препинания «Ш»
- Высокотемпературная вязкость, т.е температура окружающего воздуха, при которой трансмиссионная жидкость не теряет своих параметров. Предназначен для горячего двигателя и коробки передач. В маркировке всесезонных масел он ставится после буквы «W».
Типичная классификация SAE для трансмиссионных масел в таблице ниже:
70 Вт | -55 |
75 Вт | -40 |
80 Вт | — 26 |
85 Вт | -12 |
Класс вязкости летних трансмиссионных масел | Рабочая температура масла |
80 | 20 |
85 | тридцать |
90 | 40 |
110 | 45 |
140 | 50 |
190 | 55 |
250 | 60 |
Кроме того, производитель присваивает продукту спецификацию API. Эта маркировка определяет степень нагрузки (механической), которую трансмиссия может выдержать без потери свойств. Неофициально классификация API считается подразделением качества.
Чем выше цифра, тем лучше эксплуатационные характеристики, ну и конечно же цена масла. Помимо SAE и API, производитель маркирует упаковку информацией о допуске автозавода. Это свойство не является обязательным; в коробку заливается жидкость, обеспечивающая работу коробки передач. Однако одобрение автопроизводителя гарантированно означает совместимость масла с автомобилем.
Подбор смазки по уровню вязкости
Этот показатель достаточно важен для нормальной работы коробки, и в зависимости от уровня этого параметра на таре указываются виды маркировки, состоящей из букв и цифр. Буква «W» означает необходимость использования такого масла в зимний период. Если такой марки нет, такой продукт можно использовать в весенне-осенний период. Кинематическая вязкость указана в диапазоне 70-85W.
Читайте также: Сколько топлива можно перевозить в салоне или багажнике автомобиля?
Замена масла: надо ли менять, через сколько менять, сколько литров
К счастью, владельцам некоторых дорогих автомобилей не приходится менять масло в коробке. Потому что срок службы АКПП в таких автомобилях совпадает со сроком службы трансмиссионного масла. В таких коробках нет даже щупа для определения уровня масла в АКПП.
Список автомобилей, в которых не надо менять трансмиссионное масло:
- Немецкие машины после 90-х не имеют щупа в коробке передач.
- FORD MONDEO / FORD MONDEO с коробкой передач FMX AUTOMATIC.
- HONDA CR-V / Honda SRV нового поколения.
- ACURA RL с автоматической коробкой передач MJBA.
Но владельцам обычных автомобилей среднего класса необходимо знать, что масло в автоматической коробке в идеальных условиях необходимо менять каждые 80 тыс км, что в среднем соответствует пробегу в 2 года. А в условиях обычной городской жизни с разным климатом, с разным стилем вождения и так далее рекомендуется менять каждые 25 тыс км пробега.
Собираясь заменить масло в коробке своими руками, необходимо предварительно заглянуть в инструкцию по ремонту и эксплуатации конкретной марки и модели автомобиля, ведь есть некоторые нюансы.
Если в коробке появились странные звуки, которых раньше не было, перед заменой масла необходимо провести диагностику.
Перед заменой найдите емкость для слива старого масла, открутите сливной болт в масляном поддоне на коробке.
Не рекомендуется смешивать разные масла, даже если они относятся к одной категории производителя.
Сколько литров масла надо для полной и частичной замены в коробке АВТОМАТ (в табл только автомобили ТОЙОТА)
Модель | года | Цилиндры | Двигатель | Автоматический перевод | Полная замена масла, л | Частичная замена масла, л | ОЕМ тип масла | Аналог масла | |
88-94 | Л4, В6 | 2,4, 3л | А340Н | 10.3 | 4,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
4 Бег | |||||||||
89-95 | V6 | 4л | А340Э/Ф | 7.2 | 1,6 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
96-02 | В6, В8 | 4,0,4,7л | А340Э/Ф | 7,2-9,8 | 1,6-2,0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
03-05 | В6, В8 | 4,0,4,7л | А340Ф | 12.3 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
04-08 | В6, В8 | 4,0,4,7л | А750Э/Ф | 5.3 | 3.0 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Авалон | 95-98 | V6 | 3л | А541Е | 8,0 | 3,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
99-02 | V6 | 3л | А541Е | 8,0 | 4.7 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
03-07 | V6 | 3л | А541Е | 8,0 | 4.7 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
05-08 | V6 | 3л | U151E | 8,8 | 3,5 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Камри | 03-07 | V6 | 3л | А541Е | 8,0 | 4.7 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | |
02-07 | V6 | 3л | U140E | 9.2 | 4.1 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
86-02 | L4 | 1,8, 2,0, 2,2 л | А140Е,Л | 5.6 | 2,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
88-93 | V6 | 3л | А540-Э | 5,9 | 2,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
90-91 | V6 | 3л | А540-Х | 7,0 | 3.3 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
94-98 | V6 | 3л | А541Е | 8,0 | 3,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
99-02 | V6 | 3л | А541Е | 8,0 | 4.7 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
02-04 | L4 | 2,4 л | U241E | 8.2 | 3,5 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
05 | L4 | 2,4 л | U250E | 8.2 | 3,5 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
04-06 | V6 | 3,3 л | U151E | 8,8 | 3,5 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
07-08 | Л4, В6 | 2,4, 3,3 л | U660E | 6,5 | 2,8 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Селика | 00-05 | L4 | 1,8 л | U240E, U341E | 7,6-6,9 | 7.6 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | |
00-05 | L4 | 1,8 л | U240E, U341E | 4-2,9 | 4-2,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
81-83 | L4 | 2,4 л | А40Д | 6.3 | 2,4 | Тип F ATF | |||
84-85 | L4 | 2,4 л | А40Д | 6.3 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
86-89 | L4 | 2л | А140Е,Л | 6,0 | 2,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
Селика ГТ | 90-93 | L4 | 2л | А243Л | 8.2 | 3.3 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
94-99 | L4 | 2л | А140Е | 5.6 | 3.3 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
00-05 | L4 | 2,2 л | U341E | 6,8 | 2,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
Селика ГТС | 90-93 | L4 | 2,2 л | А241Е | 8.2 | 3.3 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
00-05 | L4 | 2,4 л | U240E | 6,8 | 2,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
Селика СТ | 90-93 | L4 | 2,2 л | А241Л | 8,0 | 3.3 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
94-99 | L4 | 2,2 л | А246Е | 7.6 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
Королла | 84-01 | L4 | 1,6, 1,8 л | А131Л | 5,9 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
84-85 | L4 | 1,8 л дизель | А130Л | 5,5 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
84-87 | L4 | 1,6 л | А42ДЛ | 6,5 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
85-92 | L4 | 1,6 л | А240Л | 7.2 | 3.1 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
85-92 | L4 | 1,6 л | А240Е | 7.2 | 3.1 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
90-92 | L4 | 1,6 л | А241Н | 7.2 | 3.1 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
93-05 | L4 | 1,6, 1,8 л | А245Е | 7.6 | 3.1 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
05-08 | L4 | 1,8 л | U341F | 2,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
Крессида | 83 | L6 | 2,8 л | A43DE | 6,5 | 2,4 | Тип F ATF | ||
84-86 | Л 6 | 2,8 л | A43DE | 6,5 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
87-92 | Л 6 | 2,8, 3 л | А340Е | 7.2 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
Эхо | 00-03 | L4 | 1,5 л | U340E, U341E | 8,0 | 2,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | |
03-07 | L4 | 1,5 л | U340E, U341E | 6,8 | 2,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
ФДж Крузер | 07-08 | V6 | 4л | А750Э/Ф | 5.3 | 3.0 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | |
Горец | 01-04 | Л4, В6 | 2,4, 3,3 л | U140F | 8.3 | 3.3 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | |
02-06 | L4 | 2,4 л | U241E | 8.2 | 3,5 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
01-04 | V6 | 3л | У140Э, У140Ф | 9,0 | 3,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
04-08 | V6 | 3,3 л | У151Э, У151Ф | 9,0 | 3,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
Горец/гибрид | 05-08 | V6 | 3,3 л | ЭКВТ | 3,5 | Вариатор (ВТФ) | |||
Лэнд Крузер | 88-94 | L6 | 2,5 л | А440Ф | 15,0 | 6,0 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
93-95 | Я 6 | 2,5 л | А442Ф | 15,0 | 6,0 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
95-97 | V8 | 4,7 л | А340Ф | 11,0 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
98-00 | V8 | 4,7 л | А343Ф | 11,7 | 3,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
01-02 | V8 | 4,7 л | А343Ф | 11,7 | 2.0 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
03 | V8 | 4,7 л | А750Ф | 5.4 | 3.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
04-07 | V8 | 4,7 л | А750Ф | 5.4 | 3.0 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
08 | V8 | 4,7 л | А750Ф | 10.4 | 3.0 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Матрица | 03-05 | L4 | 1,8 л | U341E | 2.1 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
03-05 | L4 | 1,8 л | А246Е | 7.3 | 3.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
03-05 | L4 | 1,8 л.с | U240E | 6,8 | 3.1 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
03-08 | L4 | 1,8 л | МУ4, МУ5 | 7.2 | 3.1 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
МРТ 2 | 86 | L4 | 1,6 л | А140Е | 5.6 | 2,6 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
89-95 | L4 | 2,2 л | А241Е | 7.2 | 3.1 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
МРТ 3 | 87-88 | L4 | 1,6 л | А240Е | 7.2 | 3.1 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
МР4 | 88-89 | L4 | 1,6 л суперчг | А241Е | 7,9 | 3.1 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
Пасео | 92-98 | L4 | 1,5 л | А244Е | 8.2 | 3.3 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
Подбирать | 82-84 | L4 | 2,4 л | А43Д | 6,5 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
85-89 | L4 | 2,4 л турбо | А340Е | 7.2 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
85-89 | L4 | 2,4 л | А340Н | 10.3 | 4,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
85-89 | V6 | 3л | А340Н | 10.3 | 4,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
90-94 | L4 | 2,4 л | А340Ф | 7.6 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
90-94 | V6 | 3л | А340Н | 10.3 | 4,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
Пикап (Т100) | 93-98 | L4 | 2,7 л | А340Е | 7.2 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
93-98 | V6 | 3,0, 3,4 л | А340Е | 7.2 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
93-98 | L4 | 2,7 л | А340Ф | 7.6 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
93-98 | V6 | 3,0, 3,4 л | А340Ф | 7.6 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
Пикап, Такома | 85-97 | L4 | 2,4 л | А43Д | 6,5 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
89-02 | L4 | 2,4 л | А340Е | 7.2 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
89-02 | V6 | 3,0, 3,4 л | А340Е | 7.2 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
95-04 | L4 | 2,7 л | А43Д | 6,5 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
95-04 | V6 | 3,4 л | А340Ф | 9,8 | 2.0 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
04-05 | L4 | 2,4 л | А44Д | 6,5 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
04 | V8 | 4,7 л | А340Ф | 10.1 | 2.0 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
05-07 | V6 | 3,4 л | А340Е | 12.3 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
05-07 | V8 | 4,7 л | А750Э/Ф | 5.3 | 3.0 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Прежний | 91-97 | L4 | 2,4 л | А46ДЕ | 5.7 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
93-97 | L4 | 2,4 л CHг | А340Е | 7.2 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
93-97 | L4 | 2,4 л CHг | А340Ф | 7.6 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
Приус | 01-03 | L4 | 1,5 л | ЭКВТ | 4.6 | Вариатор (ВТФ) | |||
04-07 | L4 | 1,5 л | ЭКВТ | 3,6 | Вариатор (ВТФ) | ||||
РАВ4 | 96-97 | L4 | 2л | А241Е | 8,0 | 3.3 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
96-99 | L4 | 2л | А540Х | 7,0 | 3.3 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
98-99 | L4 | 2л | А247Е | 8.2 | 3.3 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
01-05 | L4 | 2л | U140E/Ф | 8.3 | 3,5 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
06-07 | L4 | 2л | U140E/Ф | 8.3 | 3,5 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
01-05 | L4 | 2,4 л | U241E | 8,6 | 3,5 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
06-08 | L4 | 2,0, 2,4 л | U140F, U241E | 8.1 | 3,5 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Секвойя | 00-04 | V8 | 4,7 л | А340Ф | 9,8 | 2.0 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
00-04 | V6 | 3,4 л | А340Е | 10.1 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
00-04 | V8 | 4,7 л | А340Е | 12.3 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
00-04 | V6 | 3,4 л | А340Ф | 10.1 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
00-04 | V8 | 4,7 л | А340Ф | 12.3 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
05-07 | В6, В8 | 3,4, 4,7 л | А750Е, А750Ф | 5.4 | 3.0 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Сиенна | 98-00 | V6 | 3л | А540Э/Ф | 8,0 | 3,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
01-03 | V6 | 3л | А541Е | 8,0 | 4.7 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
04-06 | V6 | 3,3 л | U151E/Ф | 9,0 | 3,6 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
07-08 | V6 | 3,3 л | U151E/Ф | 8.3 | 3,5 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Солара | 98-01 | V6 | 3л | А140Е | 8,0 | 3,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
02-03 | V6 | 3л | А541Е | 7,8 | 4.7 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
98-01 | L4 | 2,2 л | А140Э/Л | 2,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||||
98-03 | V6 | 3л | А541Е | 8,0 | 4.7 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
02-05 | L4 | 2,4 л | U241E | 8.2 | 3,5 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
06 | V6 | 3л | U250E | 8.2 | 3,5 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
04-06 | V6 | 3,3 л | U151E | 8,8 | 3,5 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
07-08 | L4 | 2,4 л | U250E | 8,0 | 3,5 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
07-08 | V6 | 3,3 л | U660E | 6,5 | 2,8 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Выше | 83 | L6 | 2,8 л | A43DE | 6.3 | 2,4 | Тип F ATF | ||
84-85 | L6 | 2,8 л | A43DE | 6.3 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
86-92 | L6 | 3л | А340Е | 7.2 | 1,9 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
93-98 | L6 | 3л | А340Е | 7.2 | 1,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
93-98 | L6 | 3л турбо | А340Е | 8.2 | 1,9 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
Такома | 95-96 | L4 | 2,4 л | А340Ф | 9,8 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | |
95-00 | L4 | 2,4 л | А43Д | 6,5 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
95-02 | Л4, В6 | 2,4, 3,0, 3,4 л | А340Е | 7.2 | 1,6 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
97-04 | Л4, В6 | 2,4, 3,0, 3,4 л | А340Ф | 10.1 | 2.0 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
03-07 | Л4, В6 | 2,4, 3,0, 3,4 л | А340Е | 7.2 | 1,6 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
05-08 | Л4, В6 | 2,4, 3,0, 3,4 л | А340Е | 12.3 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
05-08 | V6 | 3,4 л | А750Е, А750Ф | 10,9 | 3.0 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Терсель | 87 | L4 | Двигатель 1,5 л 3Е | А132Л | 5.6 | 2,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
87 | L4 | Двигатель 1,5 л 3A-C | А55 | 6,5 | 4.2 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
88-99 | L4 | 1,5 л | А132Л | 5.6 | 2,5 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
95-99 | L4 | 1,5 л | А242Л | 7.2 | 3.1 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
Тундра | 00-04 | V6 | 3,4 л | А340Е | 7.2 | 1,6 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
00-04 | V8 | 4,7 л | А340Ф | 9,8 | 2.0 | Дексрон III, VI / Меркон V | |||
00-04 | V6 | 3,4 л | А340Е | 10.1 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
00-04 | V8 | 4,7 л | А340Е | 12.3 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
00-04 | V6 | 3,4 л | А340Ф | 10.1 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
00-04 | V8 | 4,7 л | А340Ф | 12.3 | 2.0 | Тойота Тип Т-IV | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
05-08 | В6, В8 | 3,4, 4,7 л | А750Е, А750Ф | 10,9 | 3.0 | Тойота Тип WS | Дексрон VI | ||
Ван | 84-89 | L4 | 2,0, 2,2 л | А44ДЛ | 6,5 | 2,4 | Дексрон III, VI / Меркон V | ||
Ярис | 06-08 | L4 | 1,5 л | U340E, U341E | 6,8 | 2,9 | Тойота Тип WS | Дексрон VI |
Для двигателей 1G-FE для полной замены в АКПП потребуется от 8 до 12 л. Коробки передач для других автомобилей можно найти в руководстве по эксплуатации или в Интернете.
Виды смазочных материалов для КПП
Прежде чем выбрать трансмиссионное масло, необходимо разобраться с классификацией. В качестве жидкостей для смазки деталей двигателя трансмиссионные масла по способу производства делятся на 3 вида:
- самыми дешевыми являются минеральные составы, получаемые из нефти по технологии крекинга;
- смазочные материалы, синтезированные искусственно (синтетические);
- полусинтетические смазочные материалы являются продуктом частичного синтеза.
По всем эксплуатационным показателям выигрывают синтетические масла, но они существенно дороже минеральных. Полусинтетические составы представляют собой компромисс как по стоимости, так и по производительности.
Подавляющее большинство автомобилистов в России используют в своих автомобилях 2 вида масел – на минеральной и полусинтетической основе. Однако не допускается их смешивание друг с другом.
Смазки для механических коробок передач также делятся на классы по двум международным системам — SAE и API. В первом случае классифицируют вязкость масла и его применимость при различных температурных режимах:
- Материал с маркировкой 75W сохраняет свойства до -40°C. Буква W означает, что масло «зимнее» (в переводе с английского слова winter).
- То же, с обозначением 80 Вт — до температуры -26°С.
- То же, с маркировкой 85 Вт — до температуры -12°С.
- Летние виды трансмиссионных смазок обозначаются цифрами без буквенного индекса W – 90, 140, 250.
В системе API смазочные материалы классифицируются по содержанию противозадирных присадок. Всего классов 6, но реально используются только 3 из них:
- GL-1 присваивается масло, не имеющее противозадирных присадок и заливаемое в механизмы с малой нагрузкой;
- область применения смазки GL-4, в состав которой входит оптимальный набор присадок, – механические коробки передач с ручным переключением передач;
- GL-5 — смазка с высоким содержанием активных присадок, противостоящая износу механизмов, применяемых при эксплуатации механических коробок передач и коробок передач в тяжелых условиях.
Классификация API применяется только к механическим трансмиссиям; для автоматических коробок передач предусмотрена отдельная градация.
Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ
В Российской Федерации существует своя классификация, которая также используется для определения свойств трансмиссионного масла, а именно ГОСТ 17479.2-85, этот стандарт введен как для моторных масел, так и для «трансмиссионных масел». Он включает в себя критерии вязкости, которые делятся на четыре класса: 9, 12, 18 и 34. Также включает показатель качества нефтепродукта, который делится на пять групп, по градации каждой группе соответствует Стандарт качества API, например ТМ-1 (трансмиссионное масло) приравнивается к GL-1, ТМ-2 — GL-2 и так далее.
Таким образом, если перед нами стоит марка ТМ-5-18, последняя цифра будет обозначать кинематическую вязкость жидкости.
Согласно ГОСТ 23652-79 различают следующие марки трансмиссионных смазок по показателям вязкости:
- ТЭП-15 — производится на основе экстракта остаточного и дистилляционного масел. Имеют противоизносные и амортизирующие присадки.
- ТСп-10 — содержит противозадирные, демпфирующие и антипенные присадки. Такие масла используются для тяжелонагруженных передач.
- Тап-15В — производится путем смешивания экстрактов фенолорафинированных остаточных масел с дистиллятными маслами. Содержит противозадирные и демпфирующие присадки.
- ТСп-15К – содержит противозадирные, противоизносные, демпфирующие и антипенные присадки. Распространяется на большегрузные автомобили, например на грузовики КАМАЗ.
- ТСп-14 гип — включает противозадирные добавки, антиоксиданты, демпфирующие и пеногасители. Используется для гипоидных передач грузовых автомобилей.
- ТАД-17и – универсальные жидкости, которые изготавливаются на минеральной основе. Содержат многофункциональные серо-фосфорные, демпфирующие и антипенные присадки.
Помимо вязкости, при выборе смазочного материала необходимо учитывать классификацию производительности (API – стандарт США или ZF – европейский стандарт), а также плотность трансмиссионного масла. Например, для масла ТЭП-15 показатель плотности при 20 градусах будет не более 0,950 г/см3.
Все эти свойства могут измениться после длительного хранения трансмиссионного масла. Поэтому необходимо помнить о таких моментах, как: срок годности трансмиссионного масла.
Рекомендуемое масло в коробку: механическая КПП
Трансмиссионные масла, как и моторные, делятся на три основные группы по классам вязкости SAE: летние, зимние и всесезонные. Проще говоря, смазочные жидкости различаются по температурным показателям, при которых их можно использовать.
Учитывая тот факт, что современные продукты в основном всесезонные, показатели вязкости при высоких и низких температурах обозначаются буквенно-цифровым обозначением (например, 75W-80, 85W-90 и так далее).
Первая цифра указывает на самые низкие температуры, при которых масло не потеряет своих свойств, а вторая цифра аналогично указывает на самые высокие температуры. Например, индекс вязкости 85W-90 говорит о том, что масло будет оставаться достаточно жидким до -12 градусов, а высший порог +45 градусов.
Следующим параметром, который необходимо учитывать, является маркировка API. Когда речь идет о трансмиссионных маслах, обычно используется обозначение GL (например, GL-3, GL-4).
В двух словах, обозначение GL указывает на качество масла, его противоизносные, защитные, моющие и другие свойства. При этом, чем выше цифра в обозначении, тем качественнее будет масло (GL-1 – минеральная смазка без пакета присадок, GL-3 предполагает наличие противоизносных присадок, GL-4 продукт с расширенным пакетом присадок и т д).
Когда речь идет о современных автомобилях, часто используется продукция GL-4 и GL-5. Такие масла хорошо подходят для средних и высоких нагрузок. Крайне редко используется тип GL-6, который рассчитан на экстремальные нагрузки и высокий крутящий момент.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как заменить масло в механической и автоматической коробке передач. В этой статье вы узнаете о том, когда менять масло в МКПП и АКПП, а также о том, как выполняется процедура замены на этих типах трансмиссий.
Чтобы ответить на вопрос, какое масло заливается в коробку передач, необходимо в первую очередь изучить мануал. В инструкции по применению производитель указывает отдельно, какое масло можно использовать.
На практике оптимальным и универсальным вариантом для МКПП на большинстве относительно «свежих» автомобилей с механикой является трансмиссионное масло 75W-90 GL-4. В то же время в старые автомобили может потребоваться заправка GL-3 или GL-2.
Некоторые специалисты также отмечают, что в переднеприводные автомобили лучше заливать GL-4, а в заднеприводные – GL-5. Также отметим, что в некоторые коробки передач не рекомендуется заливать смазку GL-5.
Вроде бы это улучшенная версия GL-4, но после использования таких масел были случаи проблем с ручной синхронизацией передач на некоторых моделях, как корейского, японского и американского, так и европейского производства.
Интервал замены масла в механической КПП
Интервал замены масла указан производителем. Для каждого отдельного ящика этот интервал разный. Обычно это от 60 до 120 тысяч километров. Просто придерживайтесь этих интервалов. Однако бывают ситуации, когда нужно заменить масло в МКПП раньше срока:
- Купить подержанный автомобиль. Неизвестно, когда предыдущий владелец менял масло в коробке, поэтому для профилактики не лишним будет обновить смазку в этом редукторе.
- Ремонт маслосливной коробки. В этом случае масло меняют по той простой причине, что это подходящее время для замены.
- Вода попадает в коробку через уплотнения вала. Если при проверке уровня масла через контрольное заливное отверстие видны следы эмульсии, производим замену.
- Масло стало черным. Трансмиссионные смазки, в отличие от моторных, не должны чернеть даже при солидных пробегах. Заметно потемневшее масло меняют на новое вне зависимости от пробега. В этом случае нужно выяснить причину такого явления: вполне вероятно, что коробка перегревается.
Помните, что автосервисы редко смотрят на уровень и состояние масла в коробке без отдельного запроса. Поэтому в момент, когда необходимо заменить масло в МКПП, кроме автовладельца, как правило, никто не контролирует.
Топ 15 лучших масел в коробку
Хорошие трансмиссионные масла бывают разных основ. Также самое дорогое масло не обязательно является лучшим по своим свойствам. Чтобы подобрать наиболее подходящий вариант для своего автомобиля, изучите рейтинг лучших масел для МКПП.
Лучшие синтетические масла для трансмиссии
1.Motul Gear 300 с вязкостью 75W-90. Хорошее масло от известного производителя.
2. Высокоэффективное трансмиссионное масло Liqui Moly SAE 75W-90, API GL-4. Цена не самая низкая за литр.
3. Castrol Syntrans Transaxle 75W90, GL-4/5.
4. Масло Total Transmission Dual 9 FE SAE 75W-90, API GL-4/GL-5.
5. Трансмиссионное масло NGN Synthetic 75W90, GL-4/5. Экономичное трансмиссионное масло, которое по многим параметрам превосходит даже признанных лидеров. Отличный вариант в кузове Веста или в КПП 2114.
6. SRS Getriebefluid 5L, SAE 75W90, API GL-4/GL-5. Полностью синтетическое масло для МКПП, средняя цена около 2200 рублей за 1 литр
7. ZIC GF TOP 75W-90 GL-4/5. Достаточно дорогое масло с противоречивыми отзывами «от любви до ненависти». Цена — 1700 р за 1 литр жидкости.
Лучшие полусинтетические трансмиссионные масла
8. MOTUL Motylgear 75w-90, API GL-4/GL-5. Полусинтетическое масло с хорошими характеристиками от признанного производителя. Хорошие отзывы автовладельцев.
9.Liqui Moly Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90 GL-4/5. Популярная полусинтетика от известного бренда с отличными свойствами. Идеально подходит для КПП Газель Next.
10.ELF Tranself NFJ 75w-80, API GL-4. Стоимость составляет примерно 2300 рублей за литровую тару. Рекомендуется для различных моделей Renault.
Лучшие трансмиссионные масла API GL-4/5
Motul GEAR 300 75W-90
Motul здесь в своем амплуа: традиционно дорого и с «задирами» одних свойств при одних жертвах в других. Это специальное масло обладает прекрасным набором защитных свойств, чего и ожидаешь от GL-4/5: как в условиях критической нагрузки (то есть той, при которой на испытательном стенде разрушается масляная пленка), так и в По показателю износа и сварочной нагрузке Motul Gear 300 однозначно можно назвать одним из лучших в своем классе. То есть, если вы ездите на машине в жестком режиме (высокие скорости, езда по бездорожью, частая езда с прицепом и так далее), то однозначно есть смысл заглянуть в нее — конечно, если машина не планируется продать через год-два. Кстати, масло при этом соответствует «армейскому» стандарту MIL-L-2105D.
Однако высокотемпературная вязкость этого масла откровенно низкая для класса SAE (что необычно для эфирного масла). Следовательно, механический шум от коробки передач громкий, особенно при движении задним ходом, о чем часто спрашивают. Низкотемпературная вязкость тоже ниже – зимой это плюс. Для нового автомобиля, который часто эксплуатируется, не в лучших условиях и преимущественно на морозе, такая покупка может быть интересна, но в жару уже возможна течь сальников (особенно если они не первый год), и не хочется выливать дорогое масло на асфальт. Однако это масло для защиты трансмиссии действительно превосходит большинство конкурентов, как с заявленным классом качества GL-4, так и с GL-4/5, поэтому в рамках этой части оценки мы отдаем ему первое место: трансмиссионное масло Motul действительно можно назвать «четверкой». -пятый».
Основные преимущества:
- Отличные вязкостные свойства на холоде
- Очень хорошая защита от износа переноса
Минусы:
- Низкая для высокотемпературной вязкости SAE 75W-90
- Высокая цена
Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90
Помните, что мы писали чуть выше о дисбалансе между противоизносными и противозадирными свойствами, говоря о Castrol Syntrans Multivehicle? Именно в Syntrax Universal Plus это заметно, что неудивительно: масло было сертифицировано на соответствие требованиям GL-4 и GL-5 соответственно, оно должно было обладать высокими противозадирными свойствами, но при этом без присадки, несовместимые с цветными металлами (из-за чего масла GL-5 несовместимы с большинством синхронизированных коробок передач).
В результате масло имеет заметный уклон в сторону защиты от высоких нагрузок — но в нормальных условиях степень защиты от износа у этого трансмиссионного масла не самая лучшая, судя по трибологическим испытаниям. Хотя на самом деле ничего «криминального» в этом нет — это не значит, что передачи будут удаляться сразу, разница в реальной эксплуатации если и ощущается, то при очень большом пробеге. Наконец, это масло смогло получить допуски от MAN, ZF и Eaton (последнее на интервал замены 300 000 км).
Низкотемпературные свойства масла отличные: на морозе масло густое, но в пределах нормы температура застывания ниже стандартных -45 градусов. Высокотемпературная вязкость может быть и выше – очевидно, небольшое снижение противоизносных свойств вызвано «жидкостью» (соответственно и снижением прочности масляной пленки).
Основные преимущества:
- Высокие противозадирные свойства
- Долгий срок службы
- Хорошие низкотемпературные свойства
Минусы:
- Некоторый «дефицит» вязкости при повышенных температурах
SHELL Spirax S5 ATE 75W-90
Трансмиссионное масло SHELL Spirax S5 ATE 75W-90 продолжает наш обзор. У производителя достаточно громких заявлений: это и «премиум», и «для спорткаров» (есть даже допуск Ferrari). Но и здесь желание «усидеть на двух стульях», т.е влезть одновременно и в GL-4, и в GL-5, сработало не лучшим образом.
По трибологическим свойствам масло имеет тот же уклон в сторону экстремальных нагрузок, что и Castrol (но по показателю износа и сварочной нагрузке Castrol все же немного лучше), и, как и ожидалось, потеря противозадирных свойств дала небольшой выигрыш в пятне износа диаметр по сравнению с или Castrol. Но все это в пределах «плюс-минус», по сути масла можно назвать идентичными по степени защиты коробки передач.
Высокотемпературная вязкость в диапазоне от 40 до 100 градусов у Шелла даже ниже, чем у Кастрола, они выравниваются уже при 120-150 градусах — для быстроходных трансмиссий и с точки зрения экономии топлива это лучше, но риск протечки выше, да и уровень шума тоже. Следовательно, масло «жиже» даже при низких температурах, а температура застывания обоих масел сравнима. Для «среднестатистического» автовладельца, может быть, Castrol все же будет интереснее, а Shell фактически оставят тем, кто любит «погонять» — хотя им уже есть смысл тратиться на тот же «плавающий» Motul Gear 300, который лучше по защитным свойствам.
Основные преимущества:
- Снижение расхода топлива
- Быстро растекается по коробке передач после запуска, хорошо проникает в отверстия
Минусы:
- Шум от изношенных (или в основном увеличенных зазоров в зацеплении) коробок передач
LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90
«Высокоэффективное» (ох уж эти маркетологи) трансмиссионное масло от Liqui Moly, успевшее получить допуски ZF, Ford и VW, дороговато — и что мы предлагаем за эти деньги? В первую очередь отметим, что по тестам масло без проблем укладывается в прописанный порог температуры застывания -45 градусов, заявлено даже -60. По вязкости при низких температурах в контрольных точках (-30, -20, -10, 0 градусов) масло в целом сравнимо с Shell — но при плюсовых температурах оно еще более текучее, фактически наравне с Motul.
А вот по защитным свойствам не может сравниться не только с Motul, но и с другими участниками рейтинга – и индекс брутальности, и сварочная нагрузка ниже. А вот Liqui Moly стоит чуть меньше более удачного Motul: в итоге энтузиаст «драйва» предпочтет добавить пару сотен за литр, а экономящий выберет менее дорогие масла, не менее хорошо защищающие коробку передач. В итоге трансмиссионное масло получается хоть и интересным в той или иной мере, но совсем не привлекательным на фоне конкурентов, с какой бы точки зрения на него ни смотреть.
Основные преимущества:
- Очень хорошие низкотемпературные свойства
- Экономия топлива
Минусы:
- При высокой цене — незаметные защитные свойства
Некоторые общие правила замены масел в коробке передач
Перед покупкой смазки для коробки передач автомобиля необходимо внимательно изучить инструкцию к автомобилю. Обычно там указано, какое масло для МКПП по API и SAE рекомендовано для использования в том или ином агрегате. Так же в инструкции по эксплуатации легкового автомобиля указана периодичность замены смазки в коробке.
Если вы не знаете, когда менять трансмиссионное масло, заранее проверьте смазку, внимательно осмотрев ее визуально. Если в ней видны частицы продуктов износа, она потемнела или пахнет гарью, коробка передач явно нуждается в новой смазке. Специалисты рекомендуют делать визуальный осмотр смазки каждые 10-20 тысяч километров пробега. У автомобилей с большим пробегом этот показатель несколько ниже: 5-10 тысяч километров.
Высокие температуры внутри коробки передач делают поверхность деталей системы более подверженной повреждениям, поэтому рекомендуется выбирать смазку в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Производитель самостоятельно измерил нагрузки, которым подвергается коробка, и определил нужный продукт по маркировке API.