- Зачем нужна EGR-система?
- Из-за клапана ОГ на «приборке» горит «Чек двигателя»
- Отключение клапана ЕГР
- Устройство и принцип работы
- Внутренняя и внешняя рециркуляция отработавших газов
- ️ Как продлить срок службы клапана рециркуляции ОГ?
- Признаки проблемной EGR
- Рециркуляция отработавших газов в дизельных и бензиновых двигателях
- Минусы и плюсы.
- Управление системой ЕГР
- Сколько стоит клапан EGR?
- Неисправности клапана EGR.
- Заклинил механизм клапана.
- Неисправный двигатель.
- Физический износ.
- Нарушена герметичность.
- Неполадки с электроникой.
- Диагностика и ремонт.
- Диагностика и замена клапана.
- Заглушение и отключение системы механически и программно.
- Основные неисправности ЕГР и их причины
- Ремонт или замена клапана
- Зачем заглушают ЕГР
- Каковы симптомы загрязненного или забитого клапана системы рециркуляции ОГ?
- Виды систем рециркуляции отработавших газов дизельного двигателя
- Особенности конструкции клапанов
- Можно ли эксплуатировать авто с неисправным клапаном EGR?
- Заменить клапан EGR или очистить,- Что лучше?
- Клапан EGR- дефекты и симптомы
- Удаление ЕГР-системы и возможные последствия.
Зачем нужна EGR-система?
Наиболее опасными для окружающей среды являются следующие компоненты в выхлопных газах автомобилей:
- углеводород;
- монооксид углерода;
- оксид азота.
Первые два компонента из списка очень эффективно отфильтровываются системой каталитической нейтрализации, а вот третий компонент этим механизмом обрабатывается недостаточно. Для снижения выбросов токсичного оксида азота в атмосферу автомобильные инженеры внедрили инструмент рециркуляции отработавших газов (Exhaust_Gas_Recirculation, сокращенно EGR).
Клапан EGR не улучшает технические характеристики двигателя. Он устанавливается, руководствуясь исключительно экологическими соображениями. Система активируется только на средней скорости, а в остальных режимах отключается.
Рассматриваемый вариант рециркуляции не встречается на бензиновых турбомоторах, так как турбированные моторы имеют небольшой диапазон рабочих диапазонов.
Из-за клапана ОГ на «приборке» горит «Чек двигателя»
Еще одним признаком неисправности клапана EGR (EGR) является появление на панели приборов ошибки двигателя («Check Engine»). Следует признать, что такое возникновение отказа двигателя не обязательно связано с датчиком положения клапана рециркуляции отработавших газов, который обычно определяет неправильное положение клапана на некоторых автомобилях.
Неисправность в выпускном клапане также может быть обнаружена другими датчиками автомобиля, такими как датчики давления или температуры, которые могут отправлять противоречивые значения (данные) на блок управления двигателем из-за отсутствия отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов. В итоге наблюдаем, что если датчики обнаруживают неисправность в работе двигателя, на комбинации приборов автомобиля загорается контрольная лампа «Check Engine» («Проверить двигатель «).
Также сам код неисправности записывается в память самого блока управления двигателем, что приводило к появлению значка «Проверить двигатель».
Так, в памяти ЭБУ при появлении значка «Проверить двигатель» из-за неправильной работы выпускного клапана может появиться код ошибки, означающий «Слишком низкая рециркуляция отработавших газов».
При включении может появиться такая ошибка, что означает «Утечка во впускной системе». Эта ошибка может возникнуть, когда клапан застрял в открытом положении. Однако следует учитывать следующее, что иногда коды ошибок, связанные с отработавшими газами, могут означать совсем другие ошибки двигателя, никак не связанные с неисправностями клапана EGR.
Отключение клапана ЕГР
В Европе и других развитых странах к вопросам экологии относятся достаточно строго. На территории СНГ много споров по вопросу ЕГР. Темами обсуждения среди автомобилистов являются темы о том, как «заглушить» EGR дизельного или бензинового двигателя, нейтрализовать систему рециркуляции выхлопных газов, отключить клапан EGR дизельного двигателя и так далее
Многие уверены, что система рециркуляции «душит» двигатель и ЕГР забирает мощность, не давая наполнить цилиндры двигателя чистым воздухом на полную катушку. К ним относятся любители тюнинга дизеля. Не менее распространенной причиной отказа от рециркуляции является сильное загрязнение впускного коллектора и быстрый выход из строя датчиков системы, а также клапана EGR.
Все элементы системы рециркуляции страдают от нагара при работе двигателя на некачественном топливе. Ремонт системы требует определенных финансовых затрат. По этой причине некоторые водители сразу отключают рециркуляцию выхлопа и не заботятся о целесообразности такого решения.
Устройство и принцип работы
Клапан EGR используется в дизельных и бензиновых двигателях внутреннего сгорания. Действие описываемых средств основано на том, что при определенном режиме работы во впускной коллектор подается определенная доля выхлопных газов, смешанных с воздухом.
Повышенный уровень оксидов азота в выбросах двигателя возникает из-за высоких температур внутри камеры сгорания. Как известно, кислород является мощным катализатором процесса горения. И чем больше последнего, тем выше температура при воспламенении.
Смешивание выхлопных газов с воздухом приводит к значительному снижению содержания в нем кислорода. Следовательно, снижается как температура горения, так и токсичность выбрасываемых в атмосферу токсичных газов.
Конструкция и принцип работы клапана рециркуляции зависят от типа двигателя. У дизеля он открыт на холостом ходу, подавая до половины объема всасываемого воздуха. При увеличении оборотов он закрывается более или менее в зависимости от нагрузки. На максимальной скорости клапан полностью закрыт.
Система также не активируется во время прогрева двигателя. На минимальной и средней скорости клапан обеспечивает поступление от 5 до 10 процентов массы воздуха на впуск.
Внутренняя и внешняя рециркуляция отработавших газов
В двигателях внутреннего сгорания (ДВС), как правило, имеется две системы рециркуляции отработавших газов, т е. — внутренняя и внешняя. Система внутренней рециркуляции двигателя не требует дополнительных компонентов, так как реализована конструкцией самого силового агрегата. Поэтому при проектировании двигателей инженеры регулируют фазы газораспределения так, чтобы они некоторое время оставались открытыми в начале такта впуска. В результате часть ранее выпущенных выхлопных газов засасывается обратно в камеру сгорания.
При внешней рециркуляции отработавших газов отработавшие газы выводятся во впускной тракт по внешнему трубопроводу в систему отработавших газов (система EGR-EGR). Многие дизельные и некоторые бензиновые двигатели используют доохладитель для EGR. Этот охладитель охлаждает выхлопные газы с помощью антифриза (охлаждающей жидкости), что значительно снижает температуру выхлопных газов, что приводит не только к уменьшению расхода топлива, но и к значительному снижению уровня вредных веществ в выхлопе выхлопная система самого автомобиля (температура сгорания падает).
️ Как продлить срок службы клапана рециркуляции ОГ?
В среднем клапан EGR имеет срок службы около 150 000 км. Однако клапан рециркуляции отработавших газов может быстро засориться в зависимости от вашего стиля вождения. На самом деле, если вы ездите только в городских условиях на низкой скорости, ваш клапан рециркуляции отработавших газов очень быстро засорится, потому что именно здесь двигатель производит больше всего углерода и твердых частиц.
Таким образом, чтобы максимально продлить срок службы клапана рециркуляции отработавших газов и избежать засорения, есть два основных решения. Во-первых, регулярно очищайте двигатель и выхлопную систему от накипи. Фактически, удаление накипи позволяет провести тщательное удаление накипи путем впрыскивания очистителя непосредственно в выхлопную систему.
Наконец, другое решение состоит в том, чтобы регулярно ездить на высокой скорости по шоссе для удаления нагара и регенерации сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора. Фактически, когда двигатель набирает обороты, он сгорает и удаляет углерод, застрявший в системе впрыска или выхлопе.
Вы можете найти наше руководство по очистке клапана EGR или замене клапана EGR самостоятельно. На самом деле, не забудьте перед заменой почистить клапан рециркуляции отработавших газов, потому что в большинстве случаев клапан рециркуляции отработавших газов работает, но просто забит и грязен.
Читайте также: Оформление купли-продажи автомобиля — журнал Bak rattet
Признаки проблемной EGR
Основным элементом системы является клапан ERG, регулирующий поток выхлопных газов, направляемых в выпускной коллектор. К основным признакам, сигнализирующим о поломке системы, относятся:
- Снижение мощности двигателя при нестабильности на холостом ходу, струя черного дыма при нажатии на педаль газа на дизеле, увеличение расхода топлива означает, что клапан ЕГР забит.
- Уменьшение отклика дроссельной заслонки автомобиля при нажатии на педаль газа и снижение мощности указывает на то, что клапан ERG застрял в открытом положении.
- При нестабильности оборотов, увеличении дымности выхлопа, изменении мощности (в некоторых случаях может увеличиваться), детонации топлива, появлении на приборной панели индикатора CHECK необходимо провести диагностику состояния клапана ЕГР, так как именно он является причиной проблем.
Рециркуляция отработавших газов в дизельных и бензиновых двигателях
На первый взгляд нам может показаться немного странным, что выхлопные газы двигателя не всегда и сразу полностью не выходят через выхлопную трубу. Фактически эти выхлопные газы возвращаются обратно в двигатель. Этот технический прием снижает температуру сгорания дизельного топлива, что снижает образование вредных веществ, таких как оксид азота (NOx). Рециркулирующие выхлопные газы вытесняют свежий воздух во впускном тракте, т.е низкий уровень кислорода в выхлопных газах, а затем поглощают часть теплоты сгорания в камере сгорания, что приводит к значительному снижению температуры сгорания. В результате резко снижается образование вредного оксида азота.
Этот клапан EGR имеет вакуумный привод. Когда клапан (внутренний) открывается, он освобождает путь выхлопным газам во впускное отверстие.
Бензиновые двигатели также используют систему рециркуляции выхлопных газов. Здесь возврат выхлопных газов в двигатель служит для снижения расхода топлива автомобиля, так как газовый клапан может быть дополнительно открыт за счет давления возвращаемых выхлопных газов. Это снижает так называемые потери энергии при открытии дроссельной заслонки, а это способствует уменьшению расхода топлива и, как следствие, приводит к снижению уровня вредных веществ в самой выхлопной системе.
Минусы и плюсы.
В дополнение к улучшенным экологическим характеристикам с сокращением выбросов оксидов азота до 50%, система рециркуляции отработавших газов имеет положительные побочные эффекты:
- в бензиновом двигателе выхлопные газы во впускном коллекторе снижают вакуум, уменьшают потери и способствуют небольшой экономии топлива (от 1 до 3 процентов);
- снижение температуры при работе системы рециркуляции в бензиновых двигателях снижает риск возникновения детонации;
- работа дизельных двигателей становится более плавной;
- выхлоп твердых частиц снижается на 8-10 процентов.
С другой стороны, средства утилизации выхлопных газов в автомобиле – очень капризный элемент. При использовании некачественного топлива клапан, впускная система и установленный в ней датчик покрываются нагаром. Результат — нестабильная работа двигателя. Кроме того, система ЕГР является дорогостоящим компонентом в автомобиле.
Управление системой ЕГР
Система рециркуляции выхлопных газов управляется электронным блоком управления двигателем. А команду на открытие или закрытие клапана EGR можно дать на основании:
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- датчик коленвала;
- датчик положения дроссельной заслонки;
В различных моделях автомобилей для управления клапаном ЕГР используются либо все перечисленные датчики, либо некоторые из них, а в некоторых случаях только датчик температуры охлаждающей жидкости.
Как выглядит клапан EGR на Шевроле Лачетти
Так или иначе, но работой клапана ЕГР всегда управляет электроника автомобиля. И пока эта система работает как надо, водитель ее работы практически не чувствует. Полезная работа системы ЕГР вне экологических вопросов очень тонка. Эта система экономит примерно три процента топлива на бензиновых двигателях. Также в ряде случаев система ЕГР предотвращает детонацию топлива в двигателе. Но само по себе это явление редкое и неординарное. Что касается дизельных агрегатов, то при наличии исправно функционирующей системы EGR они работают ровнее, плавнее и тише. Кроме того, в двигателях, работающих на дизеле, с помощью ЕГР снижается образование нагара. Вот и все бонусы, которые дает владельцу система рециркуляции выхлопных газов.
Сколько стоит клапан EGR?
Вот самые известные производители выпускных клапанов (EGR/EGR): — Pierburg, Valeo и Delphi.
Стоимость выпускных клапанов зависит от марки и модели самого автомобиля. Средние цены по России на арматуру начинаются от 3 000 до 20 000 тысяч рублей.
Для некоторых автомобилей стоимость клапанов ЕГР может составлять 50 000 – 100 000 тысяч рублей.
Сколько может стоить автомобилисту замена старого выпускного клапана на новый? Это также зависит от марки и модели автомобиля. Ведь помимо стоимости клапана рециркуляции выхлопных газов, вам придется оплатить еще и работу в техцентре. Стоимость таких работ зависит от времени, необходимого для замены клапана. Если ваш автомобиль имеет легкий доступ к клапану, стоимость замены будет небольшой. Если для демонтажа выпускного клапана необходимо демонтировать половину двигателя в автомобиле, стоимость такой замены клапана обойдется в кругленькую сумму.
Например, если клапан рециркуляции отработавших газов в вашем автомобиле находится в доступном месте, замена клапана займет в среднем от 1 до 3 часов. Теперь умножьте это время на среднюю стоимость часа в автосервисе и вы узнаете, во сколько вам обойдется замена клапана (не забудьте добавить стоимость самого клапана).
Неисправности клапана EGR.
Проблемы с системой рециркуляции характеризуются различными симптомами. Ниже приведены основные признаки, указывающие на возможную проблему с клапаном EGR:
- разгоняется, машина движется рывками;
- присутствует вибрация на холостом ходу;
- двигатель теряет мощность;
- горит значок программы аварийного управления двигателем «Check Engine»;
- выхлопные газы имеют повышенный уровень оксидов азота;
- выхлоп окрашен в черный цвет;
- большой расход бензина или дизельного топлива.
Поломка системы рециркуляции может быть вызвана многими причинами. Наиболее распространенные из них описаны ниже.
Заклинил механизм клапана.
Самая частая причина неработающего клапана EGR – заедание его механической части. Это происходит, когда он открыт или закрыт, в зависимости от конкретной ситуации:
- в первом случае заклинивание обычно приводит к тому, что через некоторое время выхлопные газы попадают в цилиндр со всеми вытекающими последствиями;
- во втором опасность в виде выбросов вредных веществ угрожает окружающей среде, но автомобиль страдать не должен.
Виновником заклинивания механической части клапана обычно является отложение на деталях нагара – неотъемлемого спутника продуктов сгорания бензина и дизеля. По этой причине во избежание блокировки механизма следите за качеством используемого в машине топлива и вовремя меняйте масло. Заправляйте автомобиль на крупных заправках от поставщиков известных брендов и избегайте неизвестных станций.
Механическая часть клапана ЕГР имеет срок службы от 150 до 180 тысяч километров пробега. Эти цифры верны только при условии правильного обслуживания и эксплуатации агрегата совместно с двигателем, работающим на качественном топливе.
Неисправный двигатель.
Виновником поломки системы рециркуляции может быть двигатель. Среди наиболее распространенных проблем с двигателем, потенциально ответственных за отказ клапана EGR:
- несвоевременная замена воздушного фильтра;
- положение поршневых колец.
При выходе из строя блока рециркуляции и подозрении на неисправность двигателя первым делом проводится диагностика ДВС. Устраните обнаруженные неполадки, после чего приступайте к ремонту (замене) клапана рециркуляции.
Физический износ.
Проработав определенный период времени, система рециркуляции отработавших газов может выйти из строя из-за физического старения. Скорость износа узла прямо пропорциональна количеству отложившейся на нем сажи.
Частицы, собирающиеся на приборе, это нормально, так как при сгорании в любом случае образуется сажа, при этом количество оксидов азота увеличивается с повышением температуры, а объем сажевых частиц увеличивается с понижением температуры.
Для достижения золотой середины инженеры двигателей внутреннего сгорания вынуждены прибегать к различным техническим ухищрениям при проектировании систем EGR. Однако избежать проблемы износа клапана EGR из-за воздействия очень агрессивного сажевого отложения пока не удалось.
Нарушена герметичность.
Нарушение герметичности рециркуляционной системы автомобиля грозит выходом из строя как самого клапана ЕГР, так и других узлов двигателя. Хуже всего то, что программа управления двигателем не видит попадание воздуха в блок. Водитель может долгое время не знать о наличии этой неисправности.
Неполадки с электроникой.
Неисправности в электронной части автомобиля также могут вывести из строя клапан EGR. Обычно проблемы возникают при обрыве цепей питания электронных компонентов. Иногда в неисправностях виноват датчик положения клапана.
Диагностика и ремонт.
При подозрении на неисправность клапана EGR проводится диагностика и ремонт этого важного узла автомобиля. Процедура проводится как в специализированном сервисе, так и самостоятельно. Последнее требует соответствующих знаний и опыта.
Диагностика и замена клапана.
Самым правильным действием при поломке клапана системы рециркуляции двигателя автомобиля является его замена в специализированном сервисе. Сама деталь и услуга по замене стоят достаточно дорого.
Если клапан EGR перестал работать намного раньше указанного производителем срока службы, вероятно, не все в порядке с техническим состоянием двигателя вашего автомобиля. После установки нового клапана обязательно дополнительно выполните полную диагностику двигателя.
Заглушение и отключение системы механически и программно.
Самый распространенный и наименее затратный вариант решения проблемы с клапаном EGR – его отключение. Это можно сделать как механически, так и программно.
Использование первого метода предполагает механическое отключение системы. Делается это с помощью специальных металлических элементов толщиной 2-4 мм.
Для производства заглушек используется высококачественная сталь. Если использовать некачественный металл, демпфирующий элемент из него довольно быстро прогорает.
Программное отключение звука рекомендуется, если первый метод по какой-то причине не работает. Для этого на блок управления подается команда на закрытие клапана ЕГР, действие сохраняется.
Программный способ отключения клапана EGR заключается в поиске и удалении программных компонентов в прошивке электронного управления машины, связанного с системой рециркуляции. С этой задачей лучше обратиться к опытному специалисту в проверенный сервисный центр.
Основные неисправности ЕГР и их причины
Часто причиной поломки системы рециркуляции отработавших газов является выход из строя клапана EGR. Так как через него проходят выхлопные газы, содержащие сажу и другие твердые частицы, через некоторое время он может просто забиться и застрять в открытом или закрытом положении. Следующие признаки указывают на постоянно открытый клапан:
- нестабильность на холостом ходу;
- рывки при резком увеличении тяги (разгона);
- дизельные двигатели имеют значительное снижение мощности.
Если клапан застрял в закрытом положении, признаки неисправности не так очевидны, у бензиновых двигателей расход увеличивается из-за насосных потерь, а у дизеля едет выше и тяжелее, что снижает комфортность вождения. Часто в современных автомобилях при проблемах с клапаном EGR на приборной панели загорается штатный индикатор Check Engine. Но понять, в чем именно заключается проблема, можно будет только после компьютерной диагностики.
Основные причины, которые приводят к блокировке клапана EGR:
- некачественное топливо, при сгорании образуется много сажи, из-за чего образуется избыточная сажа;
- износ турбины и поршневой группы, в результате чего масло попадает в клапан, где, смешиваясь с нагаром, образует вещество, блокирующее шток;
- засорение системы вентиляции картера;
- слишком сильный впрыск топлива в результате износа форсунок.
Чтобы система рециркуляции выхлопа не вышла из строя, нужно самостоятельно чистить клапан каждые 100 тысяч километров, следить за качеством топлива и состоянием двигателя, проходить периодическое техническое обслуживание.
Ремонт или замена клапана
В большинстве автомобилей клапан рециркуляции картерных газов расположен с левой стороны двигателя или на перегородке под капотом.
Снятие, переустановка и очистка клапана EGR от нагара не вызывает никаких проблем. Для проверки клапана EGR его необходимо снять и подключить обычной проводкой к аккумулятору автомобиля через разъем. Если при этом слышен щелчок, клапан исправен, после чего необходимо удалить с него нагар ацетоном или другим растворителем. При установке необходимо соблюдать определенные правила:
- на резьбовое соединение клапана наносится высокотемпературный герметик;
- требуется новая прокладка, даже если старая осталась целой;
- в инструкции к автомобилю найдите момент затяжки резьбового соединения во избежание протечки;
- проверить правильность соединения и целостность подводных труб.
Зачем заглушают ЕГР
Часто можно увидеть ситуацию, когда система ЕГР просто заглушена. В чем дело, не всех автомобилистов, которые этим занимаются, не волнует ущерб от автомобильного выхлопа?
На самом деле проблема заключается в качестве топлива, на котором работают наши автомобили. Низкое качество топлива вызывает в том числе образование нагара и отложений на клапане ЕГР, а также в магистрали. Это приводит к тому, что система либо вообще не работает, либо работает неправильно. В обоих случаях его проще заглушить, ведь замена даже просто клапана ЕГР удовольствие отнюдь не дешевое. Так что люди решают проблему радикально, так сказать. А так как отключение ЕГР особых потерь не влечет, то на этот шаг решаются, как правило, без особых раздумий.
Прокладка под пробку ЕГР (с одним отверстием) и стандартная (Шевроле Лачетти).
Демпфирование системы рециркуляции отработавших газов на бензиновых двигателях можно осуществить, установив в зазор клапанов обычный диск. Если для регулирования клапана EGR используются вихревые заслонки впускного коллектора, их также необходимо снять. В дизелях помимо механического закрытия клапана ЕГР необходимо его отключение программно. В противном случае увеличивается износ турбины и нарушается устойчивость силового агрегата.
Споры о заглушении ЕГР продолжаются и по сей день. Одни считают, что отключать эту систему можно и нужно, другие утверждают, что после ее отключения повышается температура сгорания в цилиндрах, что приводит к более быстрому ресурсу и износу двигателя.
Каковы симптомы загрязненного или забитого клапана системы рециркуляции ОГ?
Как мы только что видели, ваш клапан EGR имеет высокий риск засорения и засорения, если вы не обслуживаете его регулярно. Есть несколько симптомов, которые могут предупредить вас о неисправном клапане EGR:
- Настройки двигателя;
- Нестабильные обороты холостого хода двигателя;
- Потеря мощности при разгоне;
- Выброс черного дыма;
- Чрезмерный расход бензина;
- Загорается индикатор защиты от грязи.
Если вы испытываете какие-либо из симптомов, ваш клапан рециркуляции отработавших газов может быть засорен и загрязнен. Советуем быстро отправиться в гараж для чистки или замены клапана EGR, чтобы не повредить двигатель и систему впрыска.
Виды систем рециркуляции отработавших газов дизельного двигателя
EGR высокого давления устанавливается на дизельные двигатели, соответствующие требованиям Евро 4. Допустимое содержание оксида азота в выхлопных газах согласно этим требованиям не должно превышать 0,25 г/км. Система рециркуляции высокого давления частично удаляет выхлопные газы из выпускного коллектора турбодизеля, отводя их перед турбиной. Затем система перенаправляет эти газы в воздуховод, откуда они попадают во впускной коллектор.
В состав системы входят следующие элементы:
- клапан рециркуляции с электрическим или пневматическим приводом;
- патрубки для отвода наполненных газов;
Клапан рециркуляции (клапан EGR) перепускает выхлопные газы из выхлопной системы во впуск. Пневматический клапан работает за счет разрежения, создаваемого во впускном коллекторе бензиновых ДВС. В дизельных агрегатах этот вакуум создается вакуумным насосом. Вакуум, воздействующий на клапан рециркуляции, снова регулируется управляющим электромагнитным клапаном.
Процесс рециркуляции отработавших газов становится более или менее интенсивным в зависимости от различных режимов работы силового агрегата. Степень интенсивности напрямую зависит от разницы давлений на входе и выходе. Давление во впускной системе регулируется дроссельной заслонкой. Закрытая дроссельная заслонка означает, что давление на впуске падает. В этот момент рециркуляция отработавших газов продолжается более интенсивно. Большая рециркуляция приводит к уменьшению потока выхлопных газов, которые направляются на турбокомпрессор. Получается, что в момент активной рециркуляции отработавших газов давление турбонаддува дизеля, который оснащен ЕГР аналогичного типа, несколько падает.
Система ЕГР не активна в режиме холостого хода, в момент полного открытия дроссельной заслонки, а также во время прогрева двигателя и до выхода двигателя на рабочую температуру. ЭБУ двигателя управляет работой системы рециркуляции. Клапан рециркуляции активируется по сигналу электронного блока управления двигателем внутреннего сгорания, который контролирует положение газового клапана с помощью потенциометрического датчика.
Дизельные двигатели внутреннего сгорания, соответствующие стандарту Евро 5, предполагают уровень оксида азота в выхлопных газах, который не должен превышать 0,18 г/км. Эти двигатели имеют систему рециркуляции отработавших газов низкого давления. Одна из функций этой системы заключается в том, что выхлопные газы удаляются за сажевым фильтром. Далее газы поступают в радиатор системы рециркуляции для дальнейшего охлаждения. Следующим шагом является прохождение газов через клапан рециркуляции и проникновение во впуск перед турбиной.
Система EGR низкого давления обеспечивает следующие преимущества:
- уменьшить количество частиц сажи;
- эффективно снижается температура выхлопных газов;
- значительное снижение уровня оксидов азота в выхлопных газах;
Дополнительным плюсом является то, что выхлопные газы проходят через турбокомпрессор. Это позволяет данной системе рециркуляции эффективно работать без снижения давления наддува. Получается, что двигатель работает без потери мощности.
Скорость рециркуляции реализуется ЭБУ двигателя. Управление осуществляется с помощью следующих элементов:
- дроссельный клапан;
- заслонка рециркуляции;
- выпускная заслонка;
Все заслонки работают благодаря наличию электропривода. Открытие заслонок с той или иной величиной измеряется потенциометрическими датчиками. Степень открытия заслонки определяется специальной программой. Эта цифровая схема подключена к ЭБУ, учитывает наполнение цилиндров двигателя, показатель давления наддува и степень напряженности системы ЕГР применительно к разным режимам работы ДВС.
Дизельные двигатели Евро 6, согласно которым содержание оксидов азота в выхлопе не должно превышать 0,08 г/км, получают комбинированную систему рециркуляции. Особенностью такой системы являются две отдельные магистрали, по которым осуществляется рециркуляция выхлопных газов. Одна из линий в комбинированной системе EGR является линией высокого давления, а другая — линией низкого давления.
Комбинированная система работает так же, как система рециркуляции на двигателях Евро 5. Кроме того, отработавшие газы могут подаваться из магистрали высокого давления, которая включается в определенных режимах работы, к силовому агрегату. Основная задача – максимально снизить уровень оксидов азота в выхлопе. Следует отметить, что охладитель ОГ в комбинированной системе отсутствует по отношению к магистрали высокого давления.
Особенности конструкции клапанов
Клапан EGR состоит из корпуса со шпинделем, открывающим или закрывающим щель, через которую выхлопные газы попадают во впускной коллектор. Этот шток крепится к электромагнитному клапану или пневматическому клапану, на который блок управления подает соответствующие команды. Существует два основных типа этих узлов:
- Электропневматический, где заслонка управляется пневматическим клапаном от вакуумного насоса. В этом случае сам насос управляется электроникой, связанной с ЭБУ, который посылает команду на разрежение пневматического клапана. Представляет собой диафрагму на пружине, которая давит на шток, закрывающий или открывающий клапанный зазор, через который проходят выхлопные газы. Эта система самая популярная и очень надежная.
- Электронные или цифровые клапаны работают напрямую с ЭБУ, но имеют более сложную конструкцию.
Именно от правильного функционирования клапана ЕГР зависит, как будет работать вся система рециркуляции отработавших газов. За этим устройством необходимо ухаживать, чтобы оно не вышло из строя преждевременно.
Можно ли эксплуатировать авто с неисправным клапаном EGR?
Кратковременные признаки неисправности системы рециркуляции отработавших газов не грозят большими последствиями, но игнорировать их не следует. Обратитесь в сервисный центр за консультацией, если вы наблюдаете симптомы, перечисленные выше.
Если двигатель начал работать в аварийном режиме, немедленно отправляйтесь в техцентр на компьютерную диагностику. Не рекомендуется использовать машину в таком техническом состоянии.
Заменить клапан EGR или очистить,- Что лучше?
На некоторых двигателях клапан EGR легко доступен. Но на многих автомобилях, чтобы добраться до выпускного клапана, приходится разбирать половину двигателя. При этом один только демонтаж клапана обойдется вам в кругленькую сумму. Особенно, если клапан имеет дефект и вам ничего не остается, как снять клапан с машины. Здесь стоит отметить, что если в вашем автомобиле, чтобы добраться до выпускного клапана, вам придется демонтировать множество узлов в подкапотном пространстве, нет смысла его чистить и т.п работы. В этом случае лучше будет просто установить новый клапан, так как при его очистке в дальнейшем, возможно, придется снова разбирать его с машины, что опять же будет связано с огромными финансовыми затратами.
Также отметим, что при замене клапана EGR на новый во многих автомобилях может потребоваться повторная регистрация нового клапана в блоке управления двигателем с помощью компьютера. То есть фактически нужно будет научить этот новый клапан работать именно так, как это было задумано производителем автомобиля.
Как уже поняли ваши друзья, для настройки работы нового клапана необходимо специальное диагностическое оборудование (автомобильный компьютерный сканер). Если такого устройства у вас нет, обратитесь после замены выпускного клапана в технический автоцентр.
Клапан EGR- дефекты и симптомы
Часто выпускной газовый клапан (EGR) покрыт смесью нагара и масла. На картинке, друзья, вы видите, как выглядит клапан EGR после тысячи километров пробега.
Неисправность клапана EGR может проявляться по-разному. Вот признаки, которые могут указывать на неисправность клапана рециркуляции отработавших газов:
— При разгоне машина рывками набирает скорость.
— Вибрации на холостом ходу.
— Потеря мощности двигателя.
— Появление на приборной панели значка «Check engine» (Check engine — программа аварийной работы двигателя).
— Повышается уровень оксидов азота в выхлопных газах.
— Черный дым из выхлопной трубы.
— Увеличенный расход топлива.
Поскольку клапан EGR с его механизмом регулировки расположен в потоке выхлопных газов, он является наиболее чувствительным элементом системы EGR. Копоть в выхлопных газах может со временем привести к выходу из строя механизма регулировки клапана EGR. Клапан не может нормально открываться или закрываться.
Кроме того, этот клапан может загрязняться из-за паров масла из маслоотделителя, что в сочетании с нагаром со временем делает свое злое дело.
В результате неправильной работы выпускного клапана уровень вредных веществ в выхлопной системе может значительно возрасти. Также может быть запаздывающая реакция автомобиля на нажатие педали газа (отклик газа). В том числе наиболее частым признаком неисправности выпускного клапана является сильная потеря мощности двигателя. Обычно это происходит, когда клапан не закрывается должным образом. Вместе с потерей мощности в этом случае может появиться и черный дым в выхлопной трубе, который образуется из-за отсутствия необходимой порции свежего воздуха при полной нагрузке.
Если клапан EGR (EGR) заклинил в закрытом положении, возможно, что при движении автомобиля вы просто не заметите никаких признаков неисправности. Однако при таком виде неисправности, если вы возьмете и измерите уровень оксида азота, то сразу обнаружите, что он значительно выше нормы.
В частности, грязный выпускной клапан (что также неизбежно означает загрязнение впускной системы двигателя) также может привести к повышенному расходу топлива. Кстати, иногда все эти признаки могут появляться только периодически (не постоянно), так как клапан ЕГР может восстанавливать свою функцию самостоятельно. Однако не стоит игнорировать даже временные симптомы нестабильности, так как это явно указывает на неисправность. А это значит, что в ближайшее время проблемы с выпускным клапаном участятся и рано или поздно это приведет к выходу из строя этого клапана.
Удаление ЕГР-системы и возможные последствия.
Время работы системы EGR ограничено ее сроком службы. Необходимость замены клапана – основная причина, по которой многие водители отказываются от его использования. Другие причины для удаления клапана EGR включают в себя:
- дорогой ремонт и обслуживание устройства;
- сложность обслуживания;
- риск поломки еще более дорогих деталей двигателя из-за некорректной работы (поломки) системы рециркуляции;
- удаление клапана EGR не влияет на работу двигателя.
Проблемы с системой рециркуляции чаще всего связаны с качеством топлива. При эксплуатации автомобиля на дизельном топливе низкой чистоты или бензине с высоким процентным содержанием серы и присадок водители должны вызывать службу по профилактике и очистке от нагара до 1-2 раз в год. Автолюбителю в такой ситуации проще избавиться от устройства, доставляющего столько головной боли.
Некоторые автовладельцы практикуют самозакрытие системы на физическом уровне с помощью специальных прокладок (закрывающих клапанные отверстия). Однако этот способ полностью подходит только для старых дизельных автомобилей с пневмомеханическим приводом.
В современной технике с электропневматической или электронной схемой управления вместе с установкой прокладки дополнительно снимается клапан и программно отключается устройство.
К несомненным плюсам снятия устройства рециркуляции отработавших газов можно отнести следующие моменты:
- впускной коллектор не загрязнен;
- снижается дымность выхлопа;
- повышенная мощность на средних оборотах;
- отпадает необходимость обслуживания и замены дорогостоящих комплектующих;
- появляется возможность снять ограничение мощности двигателя.
Минусы:
- повышается температура воспламенения топлива;
- увеличивается содержание оксида азота в выхлопных газах.
Последствия ухода клапана EGR:
- детонация появляется на определенных скоростях;
- повышенный расход масла;
- существует опасность микроповреждений головки блока цилиндров.