- Влияет ли круиз-контроль на расход
- Поездка за городом по ровной местности
- Местность с меняющимся рельефом
- Адаптивный круиз контроль
- Практический опыт
- Скажите «нет» спортивной езде по городу
- 10. Энергосберегающая резина
- 11. Не забывайте про ТО
- Теория Теория…
- 90 км/час — оптимальная скорость для трассы
- Экономит ли темпомат топливо? И да, . и нет
- Бензин АИ-92 не всегда выгоден
- 8. Качественное моторное масло
- Снижается ли расход?
- На ровной местности
- При подъемах и спусках
- 3. Держите воздушный фильтр чистым
- 9. Качественное топливо без присадок
- 12. Планируйте свой маршрут заранее
- Использовать или нет?
- 6. Долой лишний груз
- Следите за давлением в шинах
- 1. Электроника
- По крайней мере, в теории
- 7. Круиз-контроль и полезен и вреден
- Экономит ли темпомат топливо?
- Активный круиз-контроль: теория работы
- 5. Влияние аэродинамики
- Даже незначительные модернизации автомобиля, такие как дефлекторы на дверях, могут ухудшить аэродинамику. А ухудшение аэродинамики, в свою очередь, приводит к увеличению расхода топлива (в среднем — на 1 л/100 км).
- Холостой ход — самый вредный режим
- В каких случаях круиз-контроль приводит к увеличению расхода топлива?
- Типы круиз-контроля
- Адаптивный круиз-контроль
- Принцип работы адаптивного круиз-контроля
- Устройство АСС
- На каких автомобилях есть АСС
- Варианты расположения кнопок управления круиз-контролем
- В экономии топлива есть подводные камни
Влияет ли круиз-контроль на расход
При рассмотрении того, как круиз-контроль влияет на расход топлива, неясно, увеличивается расход или нет. При использовании опции комфорт однозначно повышается, но вопрос экономии нужно рассматривать через призму эксплуатационных функций. Для лучшего понимания рассмотрим несколько вариантов.
Поездка за городом по ровной местности
Если в машине штатный круиз-контроль без дополнительных опций, а движение происходит на большой скорости и за городом, то экономия реальна. Причина в том, что активировав опцию, вы сможете избежать лишних движений на поле. Система автоматически поддерживает одну скорость, и водитель не использует лишний бензин/дизель для обгона, ускорения или торможения.
При использовании круиз-контроля экономия топлива будет хоть и незначительной, но заметной для автовладельца. После отключения опции водитель не сможет долго поддерживать одну скорость, а это неизбежно приведет к торможениям и ускорениям.
Когда приходится отвечать, можно ли сэкономить, добавляется психологический фактор. После активации функции водитель больше не будет жать газ до упора и начнет плавно работать педалью. Вместо того, чтобы постоянно гонять других участников дорожного движения, проще установить фиксированную скорость и спокойно ехать 100-110 км/ч по правому ряду.
Местность с меняющимся рельефом
При движении по холмистой местности расход топлива круиз-контроля может даже увеличиться. Система не экономит топливо из-за особенностей системы. Это связано с тем, что при движении вверх устройство пытается преодолеть сопротивление и поддерживать его на заданном уровне. Для этого открывают газовый клапан и увеличивают подачу топлива в камеру сгорания.
При спуске круиз-контроль вынужден задействовать тормоза для замедления и предотвращения ускорения. Получается, что система опять не экономит топливо в правильном режиме. На вопрос, можно ли добиться снижения потребления с помощью самоуправления, ответ положительный. Например, при движении под гору водитель может увеличивать скорость, а при движении в гору — понижать передачу.
Адаптивный круиз контроль
Теперь рассмотрим, позволяет ли использование круиз-контроля экономить топливо при наличии адаптивной системы. Автомобиль с этой опцией оснащен спутниковой навигацией, что позволяет прогнозировать будущие изменения и реагировать на них. Например, если впереди идет автомобиль, система дает команду на снижение скорости с последующим ускорением до заданного уровня. При таком подходе круиз-контроль немного экономит топливо, ведь все действия предсказуемы.
При варианте «эксплуатация» также актуален вопрос, можно ли снизить расход топлива. Включается при движении по холмистой местности. При этом круиз-контроль действительно экономит топливо, в отличие от использования классической системы.
Практический опыт
Для того, чтобы получить ответ, экономит ли круиз-контроль топливо или нет, необходимо провести эксперимент и провести необходимые замеры. Рассмотрим один из реальных тестов. Первоначальные условия:
- Расстояние — 100 км.
- Объем двигателя — 1,9, турбодизель.
- Коробка передач — МКПП, 6 ступеней.
- Скорость движения — 110 км/ч.
В этих условиях измерения проводились с ручным управлением и с использованием круиз-контроля. В первом случае средний расход составил 5,3 литра на «сотню», а во втором — 4,7 литра. С учетом этого несложно сделать вывод, у какого круиз-контроля расход топлива больше или меньше.
В приведенном выше эксперименте легко сделать вывод, изменилось ли потребление. Он уменьшился на 0,5 литра на 100 км. На 1000 км будет 5 литров. Как видите, система немного экономит топливо, но игнорировать это преимущество не стоит. Если бы эксперимент проходил в гористой местности, вряд ли были бы достигнуты такие результаты.
Читайте также: Новые автомобили до 600 000 рублей 2023 года: характеристики и обзор моделей
Скажите «нет» спортивной езде по городу
Сильные ускорения в паровозном режиме ничего не дают в плане экономии топлива, поэтому разгоняться можно достаточно интенсивно (разумеется, с учетом текущей ситуации). Но что влияет на расход, так это частота этих ускорений и скорость, которую вы получаете. Ради удовольствия «спортивное» вождение все же оправдано, но для экономии топлива лучше выработать привычку разгоняться только до той скорости, которая обещает наименьшее возможное торможение.
10. Энергосберегающая резина
Энергосберегающей или просто «эко» резиной по праву можно назвать изделия, отвечающие нескольким условиям:
- Минимальное сопротивление качению приводит к снижению выбросов
- Высокая износостойкость, благодаря чему окружающая среда меньше загрязняется микрочастицами каучука.
- Детали, из которых изготавливаются «эко» шины, само производство, а также переработка и утилизация должны быть экологически безопасными.
И экономия топлива — это не просто красивые заверения автопроизводителей. Согласно результатам испытаний журнала «За рулем», шины Continental EcoContact 6 позволяют водителю сэкономить до 8% топлива по сравнению с обычной средней шиной.
У энергосберегающих шин есть и недостатки: они дорогие, жесткие и из-за этого склонны к аквапланированию и длительному торможению на мокром асфальте.
Эксперты рекомендуют поддерживать надлежащее давление в шинах, чтобы снизить расход топлива. Но при этом важно не перекачивать шины, иначе их центральная часть будет больше изнашиваться и машина будет чутко (для пятой точки водителя) преодолевать дорожные неровности.
11. Не забывайте про ТО
Из-за некоторых неисправностей автомобиля может резко увеличиться расход бензина или дизельного топлива. Эти проблемы включают в себя:
- Забит воздушный или масляный фильтр.
- Неисправные свечи зажигания.
- Натяжитель ремня ГРМ.
- Неисправные датчики холостого хода.
- Мигает лямбда-зонд.
Кроме того, производители автомобилей рекомендуют один раз в год проводить сход-развал и балансировку колес. Из-за повышенного и/или неравномерного износа шин автомобиль начинает кушать топливо «как бы сам по себе».
Теория Теория…
Как это работает на практике? По случаю очередной поездки из Радома в Варшаву (около 112 км включая небольшое расстояние по городу) решил проверить. Обе поездки проходили ночью, при одной и той же температуре, на одном и том же участке. Я водил Saab 9-3 SS 2005 года со 150-сильным двигателем 1.9 TiD и 6-ступенчатой механической коробкой передач.
Во время первой поездки в Варшаву и из Варшавы вообще не пользовался круиз-контролем, ехал со скоростью 110-120 км/ч, движение было очень умеренным как по трассе, так и на короткие дистанции в городе — есть нет пробок. Во время этой поездки компьютер сообщил о среднем расходе топлива 5,2 л/100 км после преодоления расстояния в 224 км.
Во вторую поездку в тех же условиях (тоже ночью, с той же температурой и погодой), двигаясь по трассе, я использовал круиз-контроль, настроенный примерно на 115 км/ч. Проехав такое же расстояние, маршрутный компьютер показал средний расход топлива 4,7 л/100 км. Разница в 0,5 л/100 км незначительна и свидетельствует лишь о том, что в оптимальных дорожных условиях (как по трафику, так и по рельефу) круиз-контроль может способствовать снижению расхода топлива, но в довольно незначительной степени.
90 км/час — оптимальная скорость для трассы
Больше всего на расход влияет выбор скорости движения, причем зависимость почти квадратичная. Теоретически езда со скоростью 110 км/ч вместо 90 км/ч увеличивает расход почти в полтора раза. На практике разница чуть меньше, но в любом случае каждый лишний километр в час непропорционально увеличивает потребность в топливе.
Экономит ли темпомат топливо? И да, . и нет
Использование системы круиз-контроля определенно повышает комфорт вождения, позволяя ногам водителя отдыхать. Кроме того, использование круиз-контроля в автомобиле практично даже при коротких поездках по автомагистралям. Правда, пользоваться круиз-контролем в городе чаще всего не нужно, а в некоторых случаях даже ОПАСНО.
Но в любом случае, для людей, которые много путешествуют на машине или ездят далеко за город, круиз-контроль, несомненно, отличное полезное дополнение к автомобилю. Но может ли это снизить расход топлива?
Все зависит от типа круиз-контроля и маршрута, а точнее местности, по которой вы будете ехать. Если у вас есть машина с простым круиз-контролем, без каких-либо дополнительных («лишних») опций, расход топлива действительно может немного снизиться при умеренной езде по ровной местности без уклонов. Почему?
Дело в том, что круиз будет поддерживать одну и ту же скорость (заданную скорость) без лишнего разгона, снижения скорости и т.д. Во время движения электроника распознает даже минимальные колебания скорости и сможет практически сразу на это реагировать, сводя к минимуму ускорение в широкий диапазон. В отличие от круиз-контроля, водитель не может поддерживать одинаковую скорость без постоянного контроля за спидометром.
Система круиз-контроля обеспечивает стабилизацию скорости, благодаря чему привод работает без изменения нагрузки, что в итоге приведет к небольшой разнице в расходе топлива через несколько сотен километров.
Кроме того, работающий круиз-контроль оказывает на нас психологическое воздействие. Используя его, мы не хотим слишком часто обгонять другие автомобили, нажимая педаль газа в пол.
Наоборот, когда мы путешествуем, мы обычно расслабляемся и наслаждаемся умеренным движением по автостраде в одной полосе. Звучит необычно, но круиз-контроль действительно может подействовать даже на тех водителей, которые любят давить на педаль газа.
При настройке скорости движения на круиз-контроле необходимо также учитывать скорость, с которой движутся проезжающие автомобили. Например, если основной поток движется со скоростью 110 км/ч, установите скорость круиз-контроля на более низкую скорость, чтобы постоянно не обгонять другие автомобили. Так вы сможете еще больше сэкономить на круизе.
Бензин АИ-92 не всегда выгоден
У старшего поколения есть глубокое убеждение, что более дешевый бензин АИ-92 выгоднее, чем АИ-95. Но экономия достигается не для всех автомобилей. Если двигатель имеет высокую степень сжатия и тем более турбонаддув, то использование бензина с более низким октановым числом приводит к угрозе детонации, которую электроника предотвращает, изменяя настройки двигателя (первое средство – уменьшить угол опережения зажигания). В результате эффективность цикла снижается, а расход увеличивается.
Можно провести эксперимент: заправить в разные дни одинаковое количество бензина разного качества, а затем посчитать стоимость за километр. Вполне вероятно, что АИ-95 будет дешевле.
8. Качественное моторное масло
Трансмиссия вашего автомобиля состоит из множества частей. И каждый из них подвергается высоким нагрузкам. А моторное масло позволяет двигателю избежать ускоренного износа, смазывая и охлаждая все вращающиеся и трущиеся детали.
Для неэкономичных минеральных масел специалисты рекомендуют сразу махнуть ручкой и использовать полусинтетические и синтетические масла с пониженной вязкостью. В идеале это снизит расход топлива на 5-10%.
Снижается ли расход?
Чтобы существенно сэкономить, нужно не только пользоваться круиз-контролем, но и иметь полезные привычки. На расход влияет не только стиль вождения, но и другие факторы. Например, включение кондиционера может увеличить расход на целых три литра на сто километров, но вряд ли кто-то в жару будет жертвовать комфортом ради такой экономии. Влияние оказывает и другое оборудование, в том числе освещение, а также установленные звуковые системы. Расход повышается при динамичной езде, но иногда это просто необходимо.
Длительное движение с постоянной скоростью действительно снижает расход, более того, это снижает износ деталей и расходных материалов. Сказывается даже такой, казалось бы, незначительный фактор, как открытые или закрытые окна. Если они закрыты, сопротивление воздуха будет ниже. Другими факторами являются нагрузка на транспортное средство, равномерность давления в камере, торможение двигателем и другие. Подробнее изучить тему можно в статье «10 полезных советов автомобилистов по экономии бензина”.
На ровной местности
Многое зависит от типа системы и дорог, по которым вы будете путешествовать. Немного спасет простой круиз с умеренным движением по прямой. Объясняется это тем, что темп движения будет ровным, без лишних торможений и ускорений. Система обнаружит малейшие колебания и уменьшит их до заданного диапазона. Сделать это в ручном режиме не получится, так как водитель не сможет постоянно смотреть на спидометр. В этом случае станция будет работать под постоянной нагрузкой, и через несколько сотен километров будет заметна разница в количестве израсходованного топлива.
Психологическая составляющая также увеличивает сбережения. С круиз-контролем вы не захотите обгонять без крайней необходимости. С ним водитель не будет часто давить на газ, так как он расслаблен, скорее всего его устроит даже если скорость будет немного ниже той, которую он выбрал бы в ручном режиме. Для тех, кто еще не испытал это, это звучит сомнительно, но это работает. Только представьте: вам не нужно контролировать скорость, вы можете просто получать удовольствие от вождения, а если водитель впереди едет не 110, а 100 км в час, вам будет проще затормозить, чем его обогнать.
При подъемах и спусках
Большое количество спусков и подъемов увеличивает расход топлива, даже если они не очень крутые. Давайте узнаем, как работает круиз-контроль на такой дороге. У системы одна задача — стабилизировать темп движения, и она будет придерживаться ее во что бы то ни стало. При подъеме это будет достигнуто за счет максимального газа, а расход от этого конечно увеличится. На спусках ей приходится тормозить, чтобы машина не разгонялась. При использовании пассивного управления только человек за рулем сможет принимать решения о том, как вести себя в той или иной ситуации, например разогнаться перед горкой или притормозить двигателем на спуске.
Все будет иначе, если будет активная система, поддерживающая спутниковую навигацию. В этом случае электроника сможет прогнозировать изменения на дороге. Например, он сможет пройти некоторые участки без лишнего воздействия на приводной агрегат. У некоторых есть «режим парусного спорта», который предназначен для скоростных спусков, когда вам нужно контролировать скорость с помощью торможения.
3. Держите воздушный фильтр чистым
Независимо от того, являетесь ли вы владельцем подержанной «Лады» или одного из самых популярных кроссоверов в мире, регулярно проверяйте воздушный фильтр.
Забитый воздушный фильтр увеличивает расход топлива в среднем на 10%. Его необходимо менять раз в год. Не нужно пытаться его промыть, после таких манипуляций фильтр забьется еще быстрее и сильнее.
9. Качественное топливо без присадок
Неизвестно, как отразятся на состоянии «ласточки» разнообразные присадки (они служат в основном для очистки форсунок и клапанов двигателя».
Существуют разрешенные и запрещенные добавки, первыми из которых являются метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и монометиланилин (ММА). Другой – тетраэтилсвинец, повышающий токсичность выхлопных газов, присадки на основе марганца, ускоряющие износ двигателя, и ферроцен, оставляющий на свечах зажигания красноватый токопроводящий налет, что приводит к пробою изолятора этих деталей. И вряд ли вы точно знаете, что за присадка находится в бензине, который залили в вашу машину.
Также возможно засорение фильтров и шлангов топливной системы кристаллизовавшимися частицами присадок.
Поэтому по возможности заправляйте автомобиль только топливом без присадок, которое соответствует октановому числу двигателя.
12. Планируйте свой маршрут заранее
Подумайте о том, чтобы совершить одну поездку туда и обратно, а не несколько коротких поездок. Когда двигатель автомобиля прогрет, он будет работать с максимальной эффективностью, в то время как многократные холодные пуски увеличивают расход топлива, даже если общий пробег может быть одинаковым. Попробуйте воспользоваться одним из многочисленных планировщиков маршрутов (например, на Яндекс.Картах), чтобы спланировать поездку более экономично.
Использовать или нет?
Конечно, использовать, но с головой! Когда вы едете по ровной дороге с небольшим трафиком, круиз-контроль становится почти спасением. Особенно при езде на дальние расстояния. Но даже на короткие расстояния путешествовать с круиз-контролем может быть гораздо комфортнее, чем с выключенным.
Но если вы едете в гористой местности, где даже шоссе или скоростная дорога становится извилистой или на дороге слишком большой трафик (пробки), включать круиз нежелательно, так как водитель на таких дорогах требует постоянного внимания и бдительность, так как в таких условиях придется постоянно снижать/увеличивать скорость, обгонять и т.д. В том числе на таких дорогах не стоит даже включать адаптивный круиз-контроль, несмотря на то, что он работает в таких условиях намного эффективнее чем старая классическая система круиз-контроля.
Помните, что на сложных дорогах самое главное не экономия топлива, а безопасность!
6. Долой лишний груз
Автомобиль похож на ваше тело: ему требуется больше топлива, чтобы переместить больший вес. Не оставляйте лишние предметы в багажнике, так как они добавляют веса «ласточке», что сказывается на экономии топлива.
В среднем каждые 50 кг увеличивают расход топлива на 2%. Это основано на проценте избыточного веса по отношению к весу транспортного средства, поэтому избыточный вес влияет на более мелкие транспортные средства больше, чем на более крупные.
Следите за давлением в шинах
В целом давление в шинах не слишком сильно влияет на расход топлива: Грубо говоря, недостаток 0,5 атмосферы увеличивает расход топлива на 2%. Но если проехать с таким напором, например, 10 000 км, то перелив составит около 1 000 руб. Значение не критичное, но все же. Кроме того, низкое давление ухудшает управляемость автомобиля и увеличивает износ шин.
1. Электроника
Работа кондиционера и видеорегистратора, подогрев сидений, зарядка смартфона – функции, которые многие автовладельцы не могут представить в своей поездке, и все они влияют на увеличение расхода топлива.
Кроме того, в светлое время суток лучше не включать фары, а ограничиться противотуманными фарами или дневными ходовыми огнями. Работа фар «съедает» 0,5 л/100 км топлива.
По крайней мере, в теории
Совсем другое дело, когда мы используем традиционный круиз-контроль на чуть более разнообразной местности с большим количеством спусков, подъемов и т д. Они не обязательно должны быть очень крутыми, но достаточно десятка километров езды, чтобы значительно увеличить расход топлива. Круиз-контроль будет всеми силами стараться поддерживать заданную скорость при наборе высоты, даже за счет максимального газа, что конечно же будет связано с повышенным расходом топлива. Однако на спуске он может начать тормозить, чтобы уменьшить ускорение. Водитель-одиночка будет знать, как вести себя в различных условиях, таких как ускорение перед горкой, торможение под горку, торможение двигателем при спуске с горки и так далее
Еще одно отличие появится в случае автомобиля с активным круиз-контролем, дополнительно поддерживаемым, например, показаниями спутниковой навигации. В этом случае компьютер способен предвидеть изменения на дороге и заранее реагировать на неизбежное изменение параметров движения. Например, когда вы «видите» впереди автомобиль, активный круиз-контроль немного притормозит, а затем разгонится до заданной скорости. Кроме того, когда он считывает альтернативные навигационные данные, он раньше переключается на пониженную передачу и преодолевает расстояние без ненужного нажатия на станцию. Некоторые модели также имеют опцию «парус», которая может быть полезна при движении под гору с контролем скорости с помощью тормозной системы и т д. Эмоции и опыт по-прежнему являются залогом наилучших результатов.
7. Круиз-контроль и полезен и вреден
Круиз-контроль — это система автоматического контроля скорости, предназначенная для обеспечения безопасности и максимальной экономии топлива. Может ли такая система привести к перерасходу бензина? На самом деле да, если пользоваться им постоянно. Круиз-контроль помогает экономить топливо при движении по ровным дорогам, поэтому он обычно хорош для движения по шоссе.
Одним из ключей к экономии топлива является движение с постоянной скоростью. Поэтому круиз-контроль может эффективно работать на ровных поверхностях, делая вождение максимально экономичным за счет устранения лишнего ускорения.
Но если вы используете круиз-контроль на ухабистой, неровной дороге, вы столкнетесь с проблемами, когда газ «утекает, как вода». Это связано с тем, что круиз-контроль медленнее реагирует на изменения рельефа местности.
Экономит ли темпомат топливо?
Использование системы круиз-контроля однозначно повышает комфортность поездки, дает отдых ногам даже во время непродолжительных выездов за город. В городе использование этой добавки совершенно не нужно, а в некоторых случаях даже опасно. Так или иначе, для людей, которые много путешествуют, круиз-контроль, несомненно, отличное и очень полезное дополнение. Но может ли это снизить расход топлива?
Экономит ли адаптивный круиз-контроль топливо?
Все зависит от типа круиз-контроля и маршрута, а точнее от местности, по которой мы едем. Если у вас машина с простейшей системой круиз-контроля без лишних «бустеров», если вы едете по ровной местности без уклонов а при умеренном движении расход топлива может немного снизиться. Почему?
Круиз-контроль будет поддерживать постоянную скорость без ненужного ускорения, замедления и т д. Он может обнаруживать даже малейшие колебания скорости и мгновенно реагировать, сводя к минимуму ускорение на большей площади. При обычном вождении водитель не может поддерживать постоянную скорость, не глядя постоянно на спидометр.
Система круиз-контроля стабилизирует скорость и привод будет работать без изменения нагрузки, что на расстоянии в несколько сотен километров приведет к определенной разнице в сгорании.
Соблюдайте дистанцию и скорость до впереди идущего автомобиля
Кроме того, сработает и психологический аспект. С помощью круиз-контроля мы не хотим слишком часто обгонять, вдавливать газ в пол, мы хотим относиться к поездке как к отдыху, даже если скорость немного ниже установленного законом предела. Звучит необычно, но на практике работает. Вместо того, чтобы постоянно контролировать скорость, обгоняя даже если другой водитель едет например 110 вместо 120 км/ч, лучше поставить скорость круиз-контроля на меньшую, расслабиться и наслаждаться ездой.
Активный круиз-контроль: теория работы
Совсем другое дело, когда мы используем традиционный круиз-контроль в немного более разнообразной местности с большим количеством холмов, подъездных дорог и т д. Они не обязательно должны быть очень крутыми, но дорога в несколько километров увеличит расход топлива.
Комплект подключения ACC (круиз-контроль) для серийного автомобиля
Круиз-контроль будет стараться во что бы то ни стало сохранить заданную скорость при движении в гору, даже за счет максимального газа, что, конечно же, потребует большего расхода топлива. Однако во время спуска он может начать тормозить, чтобы ограничить ускорение. Водитель будет знать, как вести себя в различных условиях, таких как ускорение перед подъемом, замедление во время движения, торможение двигателем при спуске со склона и т д
Еще одно отличие появится у автомобилей с активным круиз-контролем, дополнительно поддерживаемым, например, показаниями спутниковой навигации. В этом случае компьютер способен прогнозировать изменения на дороге и заранее реагировать на неизбежные изменения параметров движения. Например, когда вы «видите» впереди идущую машину, активный круиз-контроль постепенно притормаживает, а затем разгоняет до заданной скорости.
Кроме того, за счет считывания данных со спутниковой навигации скорость будет снижена и часть дороги будет пройдена без лишнего воздействия на приводной агрегат. Некоторые модели также имеют возможность «парусного хода», что может быть полезно при движении под гору с контролем скорости с помощью тормозной системы и т д. Эксплуатация таких решений на пересеченной местности позволяет добиться лучших результатов, чем традиционный круиз-контроль.
5. Влияние аэродинамики
Даже незначительные модернизации автомобиля, такие как дефлекторы на дверях, могут ухудшить аэродинамику. А ухудшение аэродинамики, в свою очередь, приводит к увеличению расхода топлива (в среднем — на 1 л/100 км).
Чтобы обеспечить приток свежего воздуха в салон и не ухудшить аэродинамическое сопротивление, рекомендую включить рециркуляцию воздуха и не открывать окна. Это не спасет вас от сильной жары, но снизит расход топлива по сравнению с работающим кондиционером.
Холостой ход — самый вредный режим
Когда дело доходит до экономии топлива, нет режима хуже, чем холостой ход. Пробег на данный момент равен бесконечности, а реально часовой расход топлива рассчитывается на холостом ходу. В среднем легковом автомобиле он приближается к одному литру за час работы. Это не очень много, но злоупотреблять этим не нужно. Например, есть чудаки, которые прогревают машину 15 минут практически в любую погоду. За 200 дней таких прогревов в трубу улетает более 2000 тысяч рублей, и это не считая гнева соседей (если машина ночует на даче).
В каких случаях круиз-контроль приводит к увеличению расхода топлива?
Но не все так просто. Экономия топлива при включенном круиз-контроле возможна только при определенных условиях. Если, например, вы используете автомобиль в местности с большим количеством холмов, проездов и так далее, круиз-контроль может, наоборот, привести к повышенному расходу топлива. Особенно если ехать по большим холмам и проехать по ним несколько километров.
Например, при движении в гору круизист будет стараться поддерживать заданную скорость любой ценой, в том числе открывая дроссельную заслонку на максимум, что неизбежно приведет к большому расходу топлива. Однако при спуске круиз-контроль будет, наоборот, пытаться ограничить скорость автомобиля согласно настройкам. В такой местности конечно лучше отключить круиз-контроль, так как только водитель знает, как правильно ехать в гору или под гору.
Но все, о чем мы говорили выше, относится и к обычному, классическому круиз-контролю. Другое дело, когда мы говорим об автомобилях с адаптивным круиз-контролем, который в некоторых автомобилях, например, может поддерживаться показаниями спутниковой навигации.
В этом случае компьютер способен прогнозировать дорожные изменения по маршруту и заранее реагировать на неизбежные параметры движения.
Например, если адаптивный круиз-контроль обнаруживает впереди идущее транспортное средство, система активного круиз-контроля заранее плавно снижает скорость, а затем снова разгоняется до заданной скорости.
Кроме того, считывая данные с навигационной системы, адаптивный круиз-контроль может перемещаться по сложным участкам дороги без лишнего нажатия на педаль газа. Некоторые автомобили имеют функцию помощи при спуске. В этом случае адаптивный круиз-контроль может активировать систему помощи при спуске, чтобы контролировать скорость с помощью тормозной системы. В результате работа адаптивного круиз-контроля с переменным рельефом позволяет добиться лучшей экономии топлива по сравнению с классическим круизом.
Типы круиз-контроля
Существует два основных типа круиз-контроля:
- пассивный (PCC — Passive Cruise Control) — классическая система, которая используется на автомобилях с механической и автоматической коробкой передач уже более 50 лет. Он активируется кнопками или рычагами и поддерживает постоянную скорость автомобиля. При нажатии на тормоз система отключается. При наличии препятствий на пути не выключается.
- Активный (ACC — Active Cruise Control) или адаптивный — это более совершенный тип системы круиз-контроля. Не только поддерживает постоянную скорость, но и следит за скоростью впереди идущего автомобиля и держится от него на безопасном расстоянии.
Сейчас современные автомобили оснащаются адаптивной системой круиз-контроля, пассивная система встречается все реже. Поэтому разберем адаптивную систему более подробно.
Адаптивный круиз-контроль
Чтобы поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, система круиз-контроля использует датчики, которые постоянно измеряют расстояние до впереди идущего автомобиля, следят за его скоростью и не приближаются к нему.
За радиационной решеткой на капоте находится радарный датчик, который постоянно сканирует расстояние до впереди идущего автомобиля. Максимальное расстояние, на котором радар ловит лидера, составляет в среднем 120-200 метров.
Если расстояние сокращается, система круиз-контроля принимает решение снизить скорость автомобиля, сохраняя при этом безопасную дистанцию до впереди идущего транспорта. Если автомобиль впереди ускоряется, круиз-контроль восстанавливает скорость автомобиля.
По принципу работы датчиков адаптивный круиз-контроль может быть двух видов:
- лазер. Его работа основана на лазерном излучении. Такие системы несколько дешевле, но используются гораздо реже, так как имеют существенные недостатки в эксплуатации, ограничивающие их применение. Лазерный круиз-контроль плохо работает в пасмурную и туманную погоду.
- Радиоволна. Самый популярный тип круиз-контроля, который практически не имеет недостатков, такой системой оснащаются автомобили бизнес и премиум класса.
Адаптивный круиз-контроль работает совместно с антиблокировочной системой ABS и системой ESP (электронный контроль устойчивости). Если хотя бы одна из этих систем не работает, круиз-контроль не включится.
Принцип работы адаптивного круиз-контроля
Радарный датчик постоянно отправляет информацию о расстоянии до автомобиля перед бортовым компьютером, который определяет текущую скорость, замедление и ускорение. Полученные данные анализируются, сравниваются со встроенными в систему алгоритмами, после чего передаются сигналы на увеличение, поддержание или снижение скорости автомобиля.
Адаптивный круиз-контроль оснащен системой предаварийной безопасности (PCS), которая отвечает за предотвращение столкновения с любым препятствием. При выходе из строя радарного датчика или блока управления на панели приборов загорается ошибка управляющего компьютера.
Адаптивный круиз-контроль может полностью остановить автомобиль в случае препятствия и автоматически возобновить движение, когда дорога впереди свободна. Система предупреждает водителя о возможности возникновения аварийной ситуации с помощью визуальных и звуковых сигналов.
Устройство АСС
Адаптивная система круиз-контроля имеет свои собственные инструменты, но также использует и работает вместе с различными системами и компонентами в самом автомобиле.
Система АСС:
- радиодатчики для сканирования пространства перед автомобилем;
- датчики педали тормоза и газа;
- активатор педали акселератора или газа;
- электронный блок управления системой со встроенными программами управления и алгоритмами принятия решений;
- кнопочная панель управления;
- информационное табло, звуковые и световые индикаторы;
- связь с системами ABS и ESP.
На каких автомобилях есть АСС
На современные автомобили система АСС устанавливается в зависимости от комплектации и цены. Это означает, что АСС можно установить в качестве дополнительной опции практически на все выпускаемые автомобили. Чаще всего это происходит в премиум-сегменте, так как стоимость будет не менее 150-200 тысяч рублей.
Если в автомобиле нет системы круиз-контроля, в этом случае ее можно приобрести отдельно и установить на автомобиль, хотя более оптимален и предпочтителен вариант, когда в автомобиле установлен заводской АСС.
ACC в разных марках автомобилей может иметь разные названия: Adaptive Cruise Control, Active Cruise Control, Radar Cruise Control, Distronic (Distronic Plus), Preview Distance Control.
Варианты расположения кнопок управления круиз-контролем
Органы управления системой круиз-контроля могут быть расположены в виде кнопок на многофункциональном рулевом колесе, приборной панели или в виде кнопок на рукоятке переключателя на рулевой колонке. Эти кнопки позволяют активировать систему, выбрать желаемую скорость, расстояние до впереди идущего автомобиля и выбрать другие параметры. В большинстве случаев рядом с ними имеется надпись «CRUISE».
Самые распространенные кнопки управления: Вкл — включить систему, Выкл — выключить систему, Продолжить — восстановить ранее сохраненную скорость, Установить ускорение — установить режим/увеличить скорость, Свежее — уменьшить скорость.
В экономии топлива есть подводные камни
С одной стороны, эко-вождение не так уж и сложно, и если у вас есть хорошие привычки экономии топлива, вы можете добиться отличных результатов со своим стилем вождения, то есть низким расходом топлива и, следовательно, увеличением запаса хода на одной заправке. С другой стороны, именно этот стиль экономичной езды будет вызывать дискомфорт у многих водителей. Ведь вы постоянно будете думать о расходе топлива.
Ваша экономия топлива также может быть бессмысленной, если вы используете кондиционер, который легко может увеличить расход топлива на 1-2 и даже 3 литра на 100 км. Именно поэтому, если вы хотите каким-либо образом снизить расход топлива, нужно осторожно пользоваться кондиционером в машине или совсем отказаться от него, что, конечно, глупо. Особенно, когда речь идет о жарких днях.
Ведь оставив прохладу салона в жаркий летний день, мы сэкономим 40-80 рублей на каждые 100 км пути. Подумайте, стоит ли игра свеч — нужно ли рисковать своей безопасностью и безопасностью пассажиров, ведь жара негативно влияет на реакцию водителя, его внимание и общее самочувствие (например, жара может вызвать обморок, а скоро).
На расход топлива влияет и использование другого оборудования автомобиля: магнитолы (аудиосистемы), освещения, зарядки смартфона, видеорегистратора, подключенного к USB-порту и т д. Но это не значит, что в погоне за топливной экономичностью следует избегать всего этого расточительства. Я согласен, что это было бы глупо.
Гораздо лучше заботиться о техническом обслуживании вашего автомобиля, разумно используя функции и системы и следуя некоторым очевидным правилам. Вы должны знать, что динамичная, жесткая езда всегда увеличивает расход топлива. Но это не значит, что нужно ехать со скоростью 50-60 км/ч на 5-6 передачах — это бессмысленно. Таким образом, относительно быстрый набор оборотов позволяет осуществлять длительное движение с постоянными оборотами двигателя на оптимально выбранной передаче, что значительно снижает износ двигателя.
Кроме того, помните, что для достижения экономии топлива необходимо закрыть все окна (открытые окна увеличивают сопротивление воздуха, что является основной причиной чрезмерного расхода топлива). В том числе следует следить за давлением в шинах (неправильное давление в шинах может привести к увеличению расхода топлива на 1 л/100 км).
В некоторых случаях специалисты рекомендуют включать круиз-контроль при движении по трассе для достижения максимальной экономии. Но реально ли с помощью этой функции снизить расход топлива? Всегда ли этот совет работает?