Может ли взорваться автомобильный аккумулятор при зарядке

Автомобиль
Содержание
  1. Почему батареи взрываются
  2. Человеческий фактор
  3. Возможные причины возгорания
  4. Неправильная зарядка
  5. Понижение уровня электролита
  6. Чехлы
  7. Засор в вентиляционных отверстиях
  8. Предотвращение взрыва АКБ
  9. Забитые отверстия для отвода газов
  10. Признаки замкнувшего аккумулятора
  11. Основные причины взрыва
  12. Что делать, чтобы избежать этого эффекта?
  13. Как предотвратить разрушение АКБ
  14. Почему возникает вероятность взрыва аккумулятора?
  15. Зарядка аккумулятора дома
  16. Взорвался аккумулятор в машине
  17. Соблюдение техники безопасности — путь к предотвращению взрыва аккумулятора
  18. Понижение уровня электролита
  19. В чем отличия необслуживаемых батарей?
  20. Как избежать взрыва аккумулятора
  21. Может ли аккумулятор взорваться или это миф?
  22. Безопасное подключение кабелей донора или зарядного устройства
  23. Как взрываются автомобильные аккумуляторы?
  24. Как предотвратить взрыв аккумулятора?
  25. Не все типы аккумуляторов взрываются
  26. Физико-химические предпосылки для взрыва
  27. Последствия взрыва автомобильной батареи
  28. Есть ли «иммунитет» от взрыва у AGM и GEL

Почему батареи взрываются

Основной причиной взрыва аккумулятора является скопление легковоспламеняющихся газов, которые при определенных условиях воспламеняются. Газы начинают выделяться после полного расходования образовавшегося при разряде сульфата свинца. Другими словами, после восстановления заряда вода начинает разрушаться. Поэтому, если аккумулятор взорвался, значит, произошел сильный перезаряд аккумулятора.

Считается, что перезарядка вызвана несколькими факторами:

• Высокое зарядное напряжение. • Длительная зарядка. • Неисправность генератора.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, взрыв автомобильного аккумулятора невозможен, так как после полной зарядки устройство отключается, подача напряжения прекращается.

Наиболее частой причиной взрыва аккумулятора считается неисправность генератора. Требуется подать напряжение 14,2 вольта. Если это значение выше, электролит внутри аккумулятора начинает закипать, в результате чего происходит взрыв.

Человеческий фактор

К печальной статистике чаще всего можно отнести взрывы аккумулятора при зарядке от внешнего устройства. Возможные причины:

  • слишком большой ток заряда аккумулятора,
  • длительная зарядка высоким током с завинчивающейся крышкой. Пробки предназначены для контроля уровня и плотности электролита, а также для выпуска газа во время планового технического обслуживания батареи. Во избежание риска взрыва производители рекомендуют во время зарядки выкручивать пробки,
  • зарядить аккумулятор. Если зарядное устройство не имеет функции автоматической зарядки, следите за потребляемой мощностью и общим временем зарядки. Риск взрыва наиболее высок при использовании старых зарядных устройств, которые не могут быть адекватно отрегулированы по уровню напряжения и силы тока.

Возможные причины возгорания

Причина возгорания только одна – скопление горючей газовой смеси. Он может возникать из-за превышения внешнего напряжения, но причины такого режима могут быть разными. Существуют также явления, которые могут увеличить вероятность возгорания или взрыва.

Неправильная зарядка

Чрезмерное напряжение вызывает газообразование, обычно в конце процесса зарядки. Это происходит в различных случаях.

  1. При зарядке от внешнего ЗУ в режиме постоянного тока. Зарядный ток зависит от разницы напряжений между выходом зарядного устройства и напряжением на клеммах аккумулятора. Чем больше заряжен аккумулятор, тем выше уровень на выходе, тем выше необходимо повышать напряжение от зарядного устройства. Это прямой способ начать электролиз. Во избежание «кипения» необходимо выбирать автоматические зарядные устройства с ограничением выходного напряжения в режиме стабильного тока. Если уровень тока поддерживается вручную, при первых признаках начала электролиза необходимо прекратить повышение напряжения и довести аккумулятор до полного заряда постоянным напряжением (или даже уменьшить его).Может ли аккумулятор действительно взорваться
    Может ли аккумулятор действительно взорваться
    Память с ручной и автоматической настройкой режима.
  2. По незнанию. Некоторые автовладельцы считают «кипячение» необходимым условием зарядки. На самом деле это не так. Этот режим вовсе не обязателен, и необходимо остановить процесс восполнения энергии, когда напряжение на клеммах аккумулятора достигнет 12,6 вольт. Автоматические зарядные устройства могут прерывать процедуру, если зарядный ток падает ниже определенного уровня (в режиме постоянного напряжения).

Может ли аккумулятор действительно взорваться
Нормальное напряжение в бортовой сети автомобиля.

Аккумулятор может «закипеть» на борту автомобиля. Это может случиться при неисправном регуляторе напряжения генератора, который должен ограничивать уровень в бортовой сети до 14,5 вольт. Если регулятор неисправен, напряжение может подняться и вызвать электролиз в аккумуляторе. При первых подозрениях на начало «закипания» необходимо проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Если он повышен, необходимо проверить неисправность.

Не помешает периодически измерять напряжение бортовой сети автомобиля в профилактических целях.

Понижение уровня электролита

Пониженный уровень жидкого реагента в элементах аккумуляторной батареи вреден сам по себе. Это приводит к уменьшению емкости аккумулятора, высыханию и отслоению активного покрытия и т д. Но уменьшение объема электролита освобождает пространство внутри стекол для накопления кислородно-водородной смеси. С одной стороны, при равном количестве выделяемых газов их давление будет ниже. Это уменьшит риск механического повреждения корпуса аккумулятора (но может оказаться недостаточным для срабатывания предохранительного клапана). С другой стороны, большее количество смеси вызовет более мощный взрыв или более интенсивное возгорание. Другой фактор риска может перевесить это.

Пониженный уровень самой водно-кислотной смеси также не является пожароопасным. Это только увеличивает риск газообразования, вызванного другими причинами.

Чехлы

Некоторые водители зимой накрывают аккумулятор чехлом, чтобы аккумулятор медленнее остывал. В этом случае возникает опасность закупорки отверстий (негерметичность пробок, предохранительных клапанов), через которые скопившийся газ выходит в атмосферу. Сама по себе эта мера не приводит к серьезным последствиям, но если уже созданы условия для образования взрывоопасной смеси, укрытие может усугубить проблему.

Засор в вентиляционных отверстиях

К тем же последствиям может привести затыкание отверстий, через которые газовая смесь естественным образом выходит наружу. Необходимо периодически осматривать пробки и вентили (для необслуживаемых аккумуляторов) и вовремя принимать меры.

Предотвращение взрыва АКБ

Есть две основные причины, по которым происходит взрыв аккумулятора – это водород, как было сказано выше, и искра, возникающая в результате подключения/отключения провода, используемого для зарядки аккумулятора. Поэтому не рекомендуется подключать его к минусовой клемме, а правильный вариант — подключение к металлическому месту в двигателе.

Причиной выключения зажигания при подключении проводов к аккумулятору является возможный взрыв водорода при попадании на него искры, что может произойти при подключении к клемме аккумулятора кабеля с отрицательным номиналом.

Читайте также: Остановил сотрудник ДПС — что делать

Другой причиной взрыва автомобильного аккумулятора является взаимодействие между водородом и источником воспламенения внутри аккумулятора. Если уровень электролита в аккумуляторе падает (а это неизбежно начинает происходить через определенный период), пластины начинают взаимодействовать с кислородом и в результате могут немного изменить свою форму.

Это в конечном итоге приведет к значительному изгибу, в то время как при потере натяжения, например, при запуске стартера, их будет все больше и больше. Контакт с пластинами, скорее всего, вызовет искру внутри батареи, которая может воспламенить водород. А это, как вы уже знаете, грозит взрывом аккумулятора.



Забитые отверстия для отвода газов

Иногда внутри батареи накапливается водород. В этом случае батарея взрывается от любой искры. Может ли аккумулятор взорваться без него? Причиной может быть забитая пробка. Угарный газ соединяется с накопившимся водородом. Происходящая реакция высвобождает большое количество тепловой энергии. В результате две-три банки разрушаются непосредственно внутри батареи.

Если машина не заводится, неопытный водитель крутит стартер до тех пор, пока он не сгорит. Учтите, что стартер постоянно выдает огромный ток. Аккумулятор должен обеспечивать большой пусковой ток. В этот момент электролит закипает, температура повышается. В результате выделяется большое количество сероводорода. В итоге аккумулятор в машине взорвался, приходится покупать новый.

Признаки замкнувшего аккумулятора

Если полностью заряженный аккумулятор перестает запускать двигатель, при этом провода правильно подключены к клеммам и нет проблем с электрикой, такое «поведение» почти всегда связано с отключением повербанка.

Чрезмерный нагрев батареи также может свидетельствовать о повреждениях такого типа, ведь при выходе из строя одного отсека повышенной нагрузке будут подвергаться целые элементы.

Такие симптомы, как низкий пусковой ток и высокая температура аккумуляторной батареи, зачастую не оставляют сомнений в том, что одна из коробок не работает, но для подтверждения «диагноза» целесообразно провести ряд опытов, в том числе с применением измерительных приборов.

 

Основные причины взрыва

Чтобы понять причины взрыва, необходимо рассмотреть процессы, происходящие внутри батареи. При зарядке свинцового аккумулятора вода распадается на кислород и водород. Часть газа оседает на катодах, но определенный процент скапливается под защитным кожухом. Эта смесь чрезвычайно взрывоопасна, достаточно малейшей искры, чтобы она воспламенилась. Искра может возникнуть между катодами и анодами, а также в местах их последовательного соединения.

Чтобы батарея взорвалась, должно действовать одновременно несколько негативных факторов:

Взрыв аккумулятора при запуске автомобиля.

  • падение уровня электролита в банках аккумуляторов;
  • длительная зарядка при подключении блока питания к зарядному устройству более 12 часов;
  • несвоевременное обслуживание;
  • непрерывная нагрузка, заменяемая зарядом с током большой величины, например, когда автомобиль пытаются завести, поджигая его от другого автомобиля.

По статистике, наиболее частой причиной взрыва аккумулятора является человеческий фактор, нарушение техники безопасности и рекомендаций производителя по зарядке источника питания. Среди неправильных действий, в результате которых может воспламениться аккумулятор:

  • подача сильного тока на клеммы, не предусмотренная производителем аккумулятора;
  • постоянная зарядка аккумулятора с винтовыми крышками. Пробки на банках обеспечивают герметичность, препятствуют испарению электролита в процессе эксплуатации. При зарядке их необходимо отключать, это исключит скопление чрезмерного испарения электролита при кипячении, соответственно батарея не взорвется;
  • другой причиной возможного возгорания является перезарядка аккумулятора. Не все зарядные устройства и рекуператоры оборудованы системой автоматического управления, пользователь должен контролировать уровень потребляемой мощности, общее время зарядки. Если используется старый тип зарядки, то не всегда есть возможность установить силу тока, уровень напряжения, соответственно емкость будет восполняться вопреки технологическому процессу.

Что делать, чтобы избежать этого эффекта?

Этот эффект возникает из-за неправильной зарядки аккумулятора, методом постоянного тока. При таком методе мы ВСЕГДА отслеживаем начало газообразования — а значит зарядка окончена. Если не снять «кипящий» аккумулятор и, например, покурить рядом, он действительно может взорваться — работать будет мало.

бритва.jpg

Заряжать аккумулятор лучше постоянным напряжением, когда сила тока регулируется автоматически. Таким образом, батарея возьмет столько энергии, сколько ей нужно! С каждым часом сила зарядного тока будет уменьшаться, но напряжение останется постоянным. Газовыделение тогда вообще происходить не может, т.к. — после полного заряда ток снизится до очень малых показаний.

Этот эффект также наблюдается в автомобиле. Обычный генератор может зарядить аккумулятор, но только если «реле регулятора» вышло из строя. Тогда генератор будет постоянно заряжать аккумулятор, не смотря на полный заряд — вот вам и выработка газа — возможный «хлопок».

Как предотвратить разрушение АКБ

Как предотвратить разрушение батареи

Профилактика всегда эффективнее лечения. Поэтому, чтобы не допустить такого неприятного события, как взрыв аккумулятора, необходимо регулярно осматривать аккумулятор на наличие загрязнений. Протрите корпус и контакты от грязи, пятен пролитого электролита и следов окисления.

Держите в чистоте выходы избыточного газа и не закрывайте их крышками или чехлами. Если вы живете в северных регионах и вам не обойтись без утепления, то используйте чехол с прорезями и также следите за его чистотой.

Не оставляйте разряженную батарею на морозе, так как быстрее испортятся пластины, а вода внутри коробок замерзнет, ​​что сократит срок службы батареи.

Не допускайте закипания электролита во время зарядки. Для этого необходимо проверить зарядное напряжение, которое не должно быть более 14,1 В.

Клеммы не должны окисляться; во избежание этого периодически смазывайте их составами типа литол или жир. Тщательно очистите окисленные клеммы перед смазкой.

Электропроводка автомобиля должна быть в полном порядке. Контролируйте производительность и немедленно заменяйте неисправные элементы новыми. Плотно прикрепите разъемы к клеммам аккумулятора.

Аккумулятор не должен заряжаться. Поэтому уделите пристальное внимание процессу зарядки или купите автоматическое зарядное устройство, которое автоматически отключает аккумулятор, когда он полностью заряжен.

Проверьте уровень электролита и при необходимости добавьте воды. При этом недопустимо проверять, сколько воды осталось в стаканах, освещая обзор зажигалкой или горящей спичкой.

Не кладите батарею рядом с открытым пламенем во время зарядки. Не курите и не зажигайте спички поблизости. Заряжайте в проветриваемых помещениях и вдали от людей.

Замените просроченную батарейку на новую, не искушая судьбу. Все эти простые профилактические меры помогут избежать такого неприятного события, как взрыв аккумулятора в вашем автомобиле.

Видео взрыва батареи:

Почему возникает вероятность взрыва аккумулятора?

При зарядке свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов происходит процесс разложения воды, находящейся в электролите. Он распадается на несколько компонентов – водород и кислород. Причем этот процесс характерен для зарядки как непосредственно в автомобиле, так и на стенде. Что происходит после распада воды? Выделившийся кислород, имеющий отрицательный заряд, частично оседает на решетках (речь идет о положительных пластинах аккумулятора). В результате пластины окисляются с последующим постепенным сокращением срока службы батареи.

А что происходит с другой частью кислорода и водорода? Эти газы, выделившиеся из электролита, выходят на поверхность и создают впечатление кипения, начинают скапливаться под крышками. Это происходит во всех банках аккумуляторов.

Что происходит потом? Если владелец автомобиля регулярно проверяет чистоту аккумулятора и удаляет загрязнения, указанный выше газ сможет выйти из аккумулятора через отверстия в пробках. Конечно, любой выброс вреден для окружающей среды, но гораздо хуже, если имеет место второй вариант. Если в отверстия попала грязь, значит, они непреднамеренно запломбированы. В результате газообразная смесь кислорода и водорода (иногда с примесью сероводорода) не может выйти на поверхность, становясь источником взрыва. Эта смесь при наличии даже малейшей искры воспламенится – что приведет к взрыву аккумулятора.

Зарядка аккумулятора дома

Время от времени каждый автовладелец сталкивается с тем, что разрядился аккумулятор и не заводится двигатель. Причины разрядки аккумулятора мы уже рассматривали на нашем сайте vdi.su. Также рассказали о том, как запустить двигатель без аккумулятора или стартера, например от толкача, замыкая стартер напрямую, или поджигая его от другого аккумулятора.

Если время позволяет, аккумулятор можно зарядить. Лучше всего это делать в гараже или мастерской в ​​хорошо проветриваемом помещении. Но у большинства горожан машины стоят просто под окнами, поэтому у них есть аккумуляторы для зарядки дома. Можно ли зарядить аккумулятор в домашних условиях, как это сделать правильно и к каким последствиям может привести несоблюдение правил зарядки в домашних условиях? Попробуем дать четкий ответ на эти вопросы.

На эту тему можно найти множество статей и комментариев на тематических форумах. Основываясь на собственном опыте, мы бы сказали, что вы должны заряжать аккумулятор дома, соблюдать меры предосторожности и обеспечивать хорошую вентиляцию.

Чем опасна зарядка аккумулятора дома? Перечислим основные моменты:

  • электролит – раствор дистиллированной воды и серной кислоты, то есть это опасная смесь, и даже если ее капля упадет на паркет, ковер или одежду, она оставит след в виде прожженной дыры;
  • при подаче тока в электролите происходят химические реакции, в результате которых выделяется кислород и водород — взрывоопасные газы, достаточно искры, чтобы воспламениться и взорваться;
  • выделяющие характерные запахи сернистого ангидрида и хлористого кислорода, от них у домочадцев могут возникнуть сильные головные боли или аллергические реакции.

Следует уточнить, что газ выделяется при зарядке аккумулятора. Но в любом случае, если у вас дома есть маленькие дети, мы бы не рекомендовали заряжать аккумулятор в квартире, даже если вы умеете это делать хорошо и знаете правила безопасности. Если другого выхода нет, аккумулятор можно зарядить, например, на балконе, или в наглухо закрытом помещении с открытыми окнами.

Как зарядить аккумулятор в домашних условиях?

Как мы неоднократно писали на vodi.su, на данный момент наиболее распространены два типа стартерных аккумуляторов:

  • полуобслуживаемые — с пробками для контроля уровня и плотности электролита;
  • необслуживаемый — полностью герметичный, с гелем вместо электропроводящей жидкости.

Аккумулятор необходимо заряжать специальным зарядным устройством. Они также выпустили много вариантов. Самые крутые и продвинутые — автоматическая зарядка, которая все сделает сама и вовремя отключится, как только батарея зарядится до нужного уровня. Вам просто нужно установить режим зарядки: медленный, нормальный, Boost (ускоренный).

Также популярны более старые варианты, на передней панели которых есть амперметр и вольтметр, а также различные кнопки выбора режимов. Если у вас именно такое зарядное устройство, нужно правильно выставить все параметры и контролировать процесс, чтобы не допустить закипания электролита со всеми вытекающими последствиями.

Взорвался аккумулятор в машине

взрыв батареи

Как и в предыдущем случае, взрыв аккумулятора происходит из-за сочетания форм-факторов, из которых можно выделить следующие:

  • слишком высокое бортовое напряжение. Причина — неисправный регулятор напряжения. Так называемая «шоколадка» в конструкции генератора дозирует подачу напряжения на обмотку возбуждения статора. Таким образом, зарядное напряжение держится в заданном диапазоне вне зависимости от количества подключенных потребителей;

Встроенная система самодиагностики современных автомобилей способна реагировать на недостаточную работу генератора сигнальной лампочкой на приборной панели. На автомобиле с неисправностью не горит лампочка «аккумулятор» при перезарядке.

  • низкий уровень электролита;
  • изоляция батареи;
  • неисправность газоотводного клапана;
  • резкое увеличение нагрузки на аккумулятор.

Соблюдение техники безопасности — путь к предотвращению взрыва аккумулятора

Помните, что причиной взрыва является нарушение способа использования батареи. Как избежать взрыва? Соблюдайте правила и нормы безопасности при эксплуатации аккумуляторов. Обратите внимание на следующие моменты:

1. Проверить уровень электролита, долить дистиллированной воды

2. Очистите аккумулятор от любых загрязнений

3. Следите за износом батареи. По возможности избегайте постоянной вибрации во время вождения. Вибрация является одной из основных причин износа аккумулятора.

4. Убедитесь, что аккумулятор надежно закреплен

5. Проверить состояние клемм; они должны быть чистыми и достаточно плотными. В некоторых случаях рекомендуется покрыть клеммы смазкой, но убедитесь, что она не позволяет грязи скапливаться

6. Убедитесь, что характеристики батареи соответствуют установленным стандартам.

7. Следить за состоянием дела. Появление трещин на стенках свидетельствует о недостаточном уровне электролита. Внутренние перегородки, которые проходят между банками, также не должны иметь повреждений.

Важная точка! Если окажется, что внутренние соединения аккумулятора после взрыва могут сработать, это будет свидетельствовать о несоблюдении правил эксплуатации, а не о дефекте. Это означает, что произошедшее не будет отнесено к гарантийному случаю, и не будет оснований для компенсации и возврата денежных средств. Хотя все произошло в гарантийный период.

Понижение уровня электролита

Опытные водители прекрасно понимают, что аккумулятор требует повышенного внимания. Необходимо регулярно следить за тем, чтобы уровень электролита постоянно был в норме. Если не добавлять дистиллированную воду, реакция газообразования усилится. Банки опорожняются, в освободившихся пространствах скапливаются газы.

Если уровень электролита слишком низкий, возрастает риск взрыва аккумулятора. Электролит должен полностью покрывать свинцовые пластины. Современные аккумуляторы снабжены специальными метками, определяющими уровень электролита.

Важно! Категорически запрещается добавлять электролит. Можно использовать только дистиллированную воду. Долив можно осуществить после зарядки, через три часа ожидания.

В чем отличия необслуживаемых батарей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов в целом. Они работают в двух режимах:

  1. Увольнять. При подаче тока свинец, из которого состоит отрицательный электрод, вступает в реакцию с электролитом и превращается в соль серной кислоты (сульфат свинца). В результате плотность раствора кислоты уменьшается.
  2. Зарядка — это процесс восстановления. Когда на клеммы подается напряжение, сульфат свинца в электролите восстанавливается до металла на отрицательном электроде, а плотность кислоты увеличивается.

При зарядке от повышенного напряжения (более 15,6 В) в составе электролита мало сульфата свинца, начинается электролиз воды в растворе. Он распадается на газы – кислород и водород, которые визуально сопровождаются пузырьками – батарея «кипит». В блоках питания старого образца это считалось нормальным процессом, потому плотность раствора постоянно контролировали через отверстия с заглушками, сделанными в каждой коробке.

Новые аккумуляторы, называемые необслуживаемыми, изготавливаются в герметичном корпусе — в этом их главное отличие. Для повышения надежности элементов, размещаемых в закрытом помещении, в конструкцию были внесены следующие изменения:

  • для продления срока службы изделий в свинец стали добавлять кальций и серебро;
  • для отвода газов в организме имеется специальный клапан, не пропускающий водяной пар, что способствует сохранению воды в растворе;
  • устанавливаются окошки для контроля уровня электролита или часть корпуса выполнена из полупрозрачного пластика.

За счет герметичности крышки нет лишнего дыма, но и нельзя доливать электролит или воду в аккумулятор. Это означает, что вы должны заряжать его в соответствии с оптимальными значениями напряжения и тока, чтобы избежать снижения уровня кислоты из-за кипения.

Как избежать взрыва аккумулятора

Что делать, если взорвался аккумулятор в машине, что делать? Ответ довольно прост, всегда заботьтесь о профилактике узлов, а также устройств и важнейших механизмов автомобиля, чтобы этого не произошло.

  • Зарядное напряжение, подаваемое генератором на аккумулятор, не должно превышать 14,7 вольт. Если больше, батарея начнет кипеть, сильно нагреваться, возможен сильный взрыв.
  • Разряженную батарею нельзя хранить в холодном помещении. Пластины очень быстро придут в негодность, так как в сильный мороз резко снижается плотность электролита. Внутри батареи начинается процесс кристаллизации воды.
  • Аккумулятор всегда должен содержаться в чистоте. Его необходимо регулярно протирать чистой тряпкой, удалять пыль, тщательно смывать следы электролита.
  • Обязательно проверьте вентиляционные отверстия. Они должны быть всегда открытыми и чистыми.
  • Регулярно проверяйте уровень электролита. Если оно меньше нормы, долейте дистиллированную воду.
  • Для предотвращения окисления на клеммах их лучше всего смазать литолом. Также можно использовать технический вазелин, подойдет смазка.
  • Электропроводка машины должна быть в исправном состоянии, разъемы должны быть тщательно зачищены и надежно закреплены. Детали, пришедшие в негодность, подлежат замене.
  • Окислившиеся контакты необходимо тщательно очистить, особенно клеммы аккумуляторной батареи под напряжением.

Важно! Любая искра, возникающая рядом с батареей, может привести к взрыву.

  • На корпусе батареи должны быть прорези, чтобы газовые выходы оставались открытыми.
  • Аккумулятор необходимо содержать в чистоте. Это относится, в частности, к отверстиям, через которые выходят выходящие газы.
  • Рядом с батареей не должно быть искр, запрещено зажигать сигарету и зажигать спичку. Уровень электролита необходимо проверять стеклянной трубкой. Категорически запрещается подсвечивать банки зажигалками.
  • Необходимо постоянно поддерживать нормальный уровень электролита. При необходимости долейте дистиллированную воду.

Может ли аккумулятор взорваться или это миф?

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, может ли взорваться автомобильный аккумулятор, то наверняка слышали о причинах таких взрывов аккумуляторов. Если вы немного углубитесь в этот вопрос, то обнаружите, что существует множество странных мифов и слухов об автомобильной технике. Некоторые из них не подтверждены практикой или наукой, а другие имеют место для превращения из мифа в истину. Вероятность взрыва аккумулятора относится только к последнему.

Безопасное подключение кабелей донора или зарядного устройства

Существуют некоторые общие правила для всех моделей автомобилей, которые могут помочь вам безопасно подключить соединительные кабели, но есть и ряд особых случаев, когда эти правила не работают и представляют опасность. Поэтому, прежде чем «зажечь» или зарядить автомобиль с разряженным аккумулятором, первое, что вам нужно сделать, это проверить в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля, что в вашем автомобиле нет других точек подключения проводов зарядки или «зажигания». Так что подозрение должен вызывать тот факт, что аккумулятор вашего автомобиля находится не под капотом, а в каких-то нестандартных местах, например, над колесами или в багажнике. В этом случае, возможно, вам следует использовать специальный блок перемычек или какую-либо другую форму внешнего подключения внешнего заряда.

Независимо от модели автомобиля основная идея безопасного подключения соединительных кабелей заключается в подключении электрической системы автомобиля-донора с исправной батареей к электрической системе автомобиля с разряженным аккумулятором. Положительный кабель должен быть подключен к положительной клемме аккумулятора, а отрицательный кабель должен быть подключен к отрицательной линии зарядки. Подключение в противоположном направлении может повредить оба автомобиля и создать потенциально опасную искру, но об этом позже.

В большинстве случаев самая безопасная процедура подключения соединительных кабелей выглядит следующим образом:

  1. Убедитесь, что оба ключа зажигания автомобиля находятся в положении «выключено».
  2. Подсоедините соединительный провод к положительной (+) клемме донорской батареи.
  3. Подсоедините тот же кабель к положительной (+) клемме разряженного аккумулятора.
  4. Подсоедините другой кабель-перемычку к отрицательной (-) клемме аккумуляторной батареи-донора.
  5. Подключите другой конец того же кабеля к точке оголенного металла на двигателе или раме автомобиля с разряженным аккумулятором.

Подключение зарядного устройства осуществляется примерно так же, за исключением того, что вы используете зарядное устройство вместо аккумулятора-донора. Положительный кабель зарядного устройства должен быть подключен к положительной (+) клемме аккумулятора, после чего отрицательный кабель зарядного устройства должен быть подключен к оголенному металлу на двигателе или раме автомобиля.

Как взрываются автомобильные аккумуляторы?

Автомобильные аккумуляторы называются «свинцово-кислотными», потому что они используют свинцовые пластины, погруженные в серную кислоту, для хранения и высвобождения электроэнергии. Эта технология существует с 18 века и не очень эффективна с точки зрения энергии на массу батареи. Тем не менее, современные батареи имеют отличное соотношение мощности к весу, что в основном означает, что они способны обеспечивать высокие уровни напряжения, необходимые для стартера, самого энергоемкого потребителя в автомобиле.

Недостатком свинцовых батарей, помимо того, что они не являются наиболее эффективным способом хранения энергии, является то, что они состоят из довольно опасных материалов, и эти опасные материалы могут взаимодействовать опасным образом. Присутствие свинца является основной причиной, по которой автомобильные аккумуляторы необходимо утилизировать должным образом, а наличие серной кислоты — причиной, по которой вам следует соблюдать осторожность при обращении с ними, если вы не хотите, чтобы на вашей одежде образовались дыры, а на коже — химические ожоги.

Но вернемся к той опасности, о которой мы говорим в этой статье — почему и как взрываются аккумуляторы? Источником возможного взрыва является взаимодействие свинца и серной кислоты в аккумуляторе. Дело в том, что в процессе разрядки и зарядки аккумулятора образуются небольшие количества газообразного водорода, и он очень легко воспламеняется (при идеальной концентрации водорода и кислорода смесь может взорваться даже от легкого встряхивания).

Но еще большая концентрация водорода выделяется при перезарядке (перезарядке) аккумулятора — когда аккумулятор выдает большее напряжение, чем должно.

Как предотвратить взрыв аккумулятора?

Есть два основных источника взрыва, о которых вам следует беспокоиться, и оба они могут быть нейтрализованы с помощью тщательного технического обслуживания. Первым источником взрыва (воспламенения) является искра, возникающая при подключении или отключении (прикосновении) конца кабеля для зарядки аккумулятора. Вот почему так важно подключаться напрямую к оголенному металлу двигателя или рамы, а не подключать кабель к отрицательной клемме аккумулятора. Если подключить минусовой провод к самой клемме аккумулятора, выделившийся водород может взорваться от последующей искры. Это также объясняет, почему рекомендуется подключать провода при выключенном зажигании и выключенном зарядном устройстве.

Другая причина, по которой батарея может взорваться, связана с тем же водородом, но источник воспламенения уже находится внутри батареи. Дело в том, что если батарея работает неправильно, а уровень электролита в ней упал (это всегда происходит со временем), свинцовые пластины будут подвергаться воздействию кислорода и могут постепенно деформироваться. Это приводит к изгибу пластин. Также изгиб значительно увеличивается при сильных утечках напряжения, возникающих, например, при каждом включении стартера. Контакт со свинцово-платиновым покрытием может вызвать искру внутри аккумулятора. И это, в свою очередь, может воспламенить водород, присутствующий в корпусе батареи, что приведет к взрыву батареи.

Не все типы аккумуляторов взрываются

Существует два основных типа герметичных автомобильных аккумуляторов:

  1. традиционные свинцовые батареи, которые просто не требуют обслуживания
  2. Аккумуляторы VRLA (клапанно-регулируемые свинцово-кислотные), которые на самом деле не нуждаются в обслуживании.

Аккумуляторы VRLA содержат электролит в изолированных секциях или в гелеобразном состоянии, поэтому испарение не является проблемой для этого типа аккумуляторов. По той же причине совсем не обязательно добавлять электролит. В целом, в таких батареях практически отсутствует опасность того, что пластины когда-либо попадут на воздух.

Вот почему, если у вас есть батарея VRLA, вероятность того, что батарея когда-либо взорвется, крайне мала. Тем не менее, совет подключать отрицательный кабель к кузову или двигателю, а не к отрицательной клемме такой батареи, все же хорош — просто на всякий случай.

Однако следует соблюдать особую осторожность с батареями без VRLA, так как со временем произойдет, по крайней мере, небольшое испарение электролита, и ситуация будет только ухудшаться, если батарея старая и часто разряжается. Все, о чем мы говорили выше — об испарении водорода и изгибании свинцовых пластин — поэтому почти всегда относится исключительно к этим необслуживаемым батареям.

Хотя при работе с любым аккумулятором стоит быть осторожным, особенно при внезапной смене заряда.

Физико-химические предпосылки для взрыва

При зарядке свинцово-кислотного аккумулятора вода на молекулярном уровне распадается на водород и кислород. Часть газов оседает на поверхности положительных пластин. Вторая часть представляет собой взрывоопасную смесь, которая собирается под крышкой аккумуляторного отсека. Смесь чрезвычайно взрывоопасна, а потому достаточно даже малейшей искры, чтобы поджечь ее. Такие искры могут возникать между пластинами с положительным и отрицательным потенциалом, а также в местах их последовательного соединения.

Чтобы автомобильный аккумулятор взорвался, в цепочку нужно добавить сразу несколько негативных факторов:

  • снижение уровня электролита в банках;
  • длительная зарядка аккумулятора;
  • забитый перепускной клапан, который в необслуживаемых батареях предназначен для аварийного выпуска скопившегося взрывоопасного газа;
  • несвоевременное обслуживание аккумулятора;
  • длительная высокая нагрузка на аккумулятор с последующей зарядкой большим током. Если вы безуспешно пытались завести холодный двигатель, а потом при его загорании взорвался аккумулятор под капотом, то действия, скорее всего, развивались только по этому сценарию.

Последствия взрыва автомобильной батареи

Последствия взрыва автомобильного аккумулятора

Батарея взрывается с большой силой, но ударной волны не возникает. Поэтому разрушительная сила не настолько велика, чтобы наносить слишком большой ущерб. Кипящий электролит, представляющий собой кислоту, диспергируется, а также части свинцовых пластин с кислотой.

Если бы взрыв произошел при закрытом капоте, двигатель и все электрооборудование были бы выведены из строя кислотой. Иногда автомобиль настолько поврежден, что восстановить его не представляется возможным. Если рядом находятся люди, они могут получить травмы и химические ожоги, при этом чаще всего страдают лицо и глаза.

По силе взрыв батареи сравним с выстрелом из крупнокалиберного стрелкового оружия. Чтобы этого не произошло, старайтесь уделять аккумулятору должный уход и своевременное обслуживание.

Есть ли «иммунитет» от взрыва у AGM и GEL

В аккумуляторах, изготовленных по технологиям AGM и GEL, используются те же реагенты, что и в обычных аккумуляторах. Электрохимические реакции в них также идентичны. Такие аккумуляторы отличаются от традиционных только конструкцией, и немаловажным моментом является то, что такие аккумуляторы чаще всего выпускаются в необслуживаемом виде. Это предполагает герметичную конструкцию с предохранительным клапаном. Он выпускает избыток газа в атмосферу при достижении определенного давления. Но возможности клапана ограничены, кроме того, его можно сломать, забить и т д. Поэтому внутри такой батареи возможно скопление газов в большом количестве, и они не могут свободно испаряться. Говорить о большей безопасности таких аккумуляторов нельзя.

Может ли аккумулятор действительно взорваться
Аккумулятор AGM с клапаном в верхней части корпуса.

Оцените статью
Блог про автомобильные парковки