- Тормозная жидкость как первопричина неравномерного износа колодок
- Запчасти на Hafei princip
- Сильный износ поршня суппорта
- Как проверить состояние тормозных колодок не снимая колеса?
- Признаки изношенных тормозных дисков и колодок
- Человеческий фактор
- Неравномерный износ тормозных колодок: причины не конструктивного характера
- Лишняя вода
- Клинит поршень
- Пыльники
- Проблемы с направляющими
- Причины разного износа накладок
- Подробнее об исполнении колодок
- Порванные пыльники
- Почему задние колодки изнашиваются быстрее передних
- Можно ли поменять колодку на одном колесе
- Клин суппорта из-за закисания
- Как определить износ тормозных дисков
- Как проверяется
- Технические характеристики
- Принцип работы тормозного механизма и виды неравномерного износа
- Повреждение пыльников
- Неравномерный износ пар колодок на одной оси
- Колодки одного механизма трутся быстрее, чем второго
- Как снять барабан на некоторых авто
- ВАЗ (2101-07)
- Lada (2108-21099)
- Lada (2110)
- Уход за барабанной тормозной системой
- Регулировка
- Стоимость обслуживания
- Направляющие
- Почему внешняя колодка стирается быстрее?
- Неравномерный износ тормозных колодок слева или справа, причины, что делать
- Особенности функционирования
- Распространенные виды неравномерного износа
- Одна из колодок трется быстрее
- Клиновидное стирание
- Как проводится обкатка
Тормозная жидкость как первопричина неравномерного износа колодок
Тормозная жидкость является важным компонентом гидравлической тормозной системы автомобиля. Его нужно вовремя менять, чтобы не было проблем с компонентами тормозной системы. Важно использовать именно ту тормозную жидкость, которая подходит для вашего автомобиля, при этом на рынке представлено множество ее разновидностей, которые классифицируются по системе DOT.
Таким образом, тормозная жидкость не способствует неравномерному износу колодок, но вызывает повреждение деталей, что приводит к возникновению проблемы. Ниже мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
Запчасти на Hafei princip
Колодка тормозная задняя барабанная PRINCIP 5 седан (06 —)
Список дорогих брендов открывают Brembo (Италия), Textar, TRW (Германия), Ferodo (Великобритания). Мы также включаем оригинальные (OEM) запчасти для качественной и дорогой продукции.
Популярные производители с доступной продукцией: Meyle, Bosch (Германия), Roadhouse, Remsa (Испания), Ashika, LPR (Италия), ABE (Польша), Profit (Чехия). Последние две особенно привлекательны из-за цены на подушки, но следует опасаться подделок.
Сильный износ поршня суппорта
Пожалуй, самая частая причина неравномерного износа колодок. Часто возникает именно из-за несвоевременной замены тормозной жидкости. Как известно, тормозную жидкость необходимо менять, потому что она насыщена влагой. Наличие в нем влаги негативно влияет на поршень, который начинает ржаветь изнутри и, как следствие, плохо работает.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, поршень сжимает тормозные колодки. Когда отпускаешь педаль, она должна уйти. Однако если поршень сильно заржавел или изношен, то при отпускании педали он может оставаться слегка (или значительно) прижатым к тормозной колодке. Так как на одной оси два поршня, и один может быть изношен больше, чем другой, то вероятность того, что их обоих одинаково «подклинит», крайне мала. Поэтому получается, что один блок изнашивается слишком сильно, а другой нет.
Обратите внимание, что первым признаком такой работы поршня является сильный свист и писк при торможении и разгоне.
Как проверить состояние тормозных колодок не снимая колеса?
Проще всего это сделать на автомобиле с литыми дисками, что позволяет с помощью линейки или подручных средств измерить толщину колодок и осмотреть состояние дисков. Если показатель остаточного износа составляет 5 миллиметров и менее, такие колодки подлежат замене в обязательном порядке.
Читайте также: Какой привод лучше для новичка: передний, задний или полный привод
Признаки изношенных тормозных дисков и колодок
Тормозные диски, как и тормозные колодки, являются наиболее подверженными износу элементами тормозной системы, а потому важно знать признаки, так сказать, звоночки, указывающие на то, что их пора менять. Словосочетание «важно» следует воспринимать буквально, ведь изношенные диски и колодки – это в первую очередь несвоевременная остановка автомобиля. А несвоевременная остановка во многих случаях приводит к фатальным последствиям для водителя, пассажиров, пешеходов.
Поскольку мы живем в 21 веке, большинство если не новейших, то современных автомобилей ездят именно там, где наиболее вероятным признаком износа дисков и/или колодок является индикатор на приборной панели. Ни в коем случае нельзя игнорировать его, помните — он первый из звоночков, предупреждающий о скорой беде.
И так, начнем с косвенных признаков износа тормозных дисков и/или колодок, ориентироваться по которым можно условно, так сказать — не выходя из машины. Условные, потому что эти признаки могут иметь множество других причин. Помните – точно определить износ дисков и колодок можно только при их осмотре.
В последние годы многие фирмы стали выпускать тормозные колодки с индикатором износа – это металлическая полоска, устанавливаемая под фрикционный материал. При износе массы фрикционного материала до исходной степени непригодности (т.е торможение становится менее эффективным, но все же присутствует) появляется индикатор, который издает некрасивый дребезжащий, визжащий, свистящий звук при соприкосновении с металлом в диск. Если колодки без индикатора, на крайней стадии износа появится скрип и скрежет, что очень опасно. Кроме того, необходимость повышенного усилия при нажатии на педаль тормоза и увеличение тормозного пути могут свидетельствовать об износе колодок и дисков.
Ускоренный износ пары дисковых колодок может происходить при попадании между ними твердых частиц песка, грязи и так далее, в результате чего возможны их частичное разрушение, неровности и трещины. Об этом свидетельствует появление еле заметной вибрации, стука педали тормоза при нажатии, но возможно появление и при неработающих тормозных цилиндрах, износе ступицы, суппорта, шарнира, а также при деформированный.
При более быстром износе колодки при торможении автомобиль может скользить в ту или иную сторону, а при остановке на большой скорости вполне вероятно, что его будет крутить даже на сухой дороге.
На более поздних стадиях износа колодки могут прилипать к пластине, о чем свидетельствует отсутствие возврата педали после нажатия. Так как фрикционный материал практически полностью изношен, в результате перегрева начинается плавление и прилипание металла колодки к пластине. С такими колодками может ездить только самоубийца.
При появлении любого из косвенных признаков немедленно проверьте тормозную систему на СТО или самостоятельно! Помните, что от исправности тормозов вашего автомобиля может зависеть не только ваша жизнь!
Прямые признаки износа дисков и колодок можно обнаружить только при осмотре, это могут быть:
- уменьшение толщины накладки колодки ниже допустимого значения, что также может проявляться в виде отверстий в металле индикатора;
- растрескивание и отслоение фрикционного материала блока (образование трещин, сколов, ямок, бугорков);
- уменьшение толщины плоскости тормозного диска ниже допустимого уровня (помимо толщины накладки ее проверяют микрометром);
- растрескивание диска;
- образование выступающей кромки по внешнему краю диска;
- глубокие царапины и сколы на подкладке простыни и подушки;
- деформация, искривление диска.
Чтобы отсрочить, а то и вовсе избежать появления многих вышеперечисленных симптомов, можно использовать фирменные комплектующие, специально выпускаемые для конкретной марки автомобиля. Не забывайте, что от работы тормозной системы вашего автомобиля может зависеть ваша жизнь, а возможно и не только ваша жизнь. Одно дело самому умереть, а совсем другое дело стать убийцей по собственной небрежности.
Человеческий фактор
Наиболее распространенной причиной чрезмерного износа колодок является человеческий фактор. Колодки быстро изнашиваются на автомобилях, управляемых водителями, которые во время движения используют две ноги (левая на педали тормоза, правая на педали газа). Левая нога таких водителей постоянно находится в контакте с педалью тормоза.
Любое нажатие на педаль приводит в действие тормоза. Даже небольшое усилие, приложенное к краю педали, приведет к контакту колодок с тормозным диском во время движения автомобиля. Это способствует быстрому износу тормозных колодок.
Этот процесс также сопровождается перегревом тормозных дисков, что легко определить по синеватому цвету поверхности диска.
Неравномерный износ тормозных колодок: причины не конструктивного характера
Выше мы уже рассмотрели, почему неравномерно изнашиваются передние подушки. Добавим еще несколько причин.
Лишняя вода
Первая связана с некорректной работой гидравлической системы. Проблема заключается в самой жидкости, так как через несколько лет в ней оседает 3-4% влаги от общего объема. Проблема с водой в том, что температура кипения ниже, чем у тормозной жидкости. Поэтому в системе появляются воздушные пробки, образующиеся от испарения влаги. В отличие от жидкостей, вещества в парообразном состоянии имеют более высокую степень сжатия.
Из-за такой паровой пробки в системе снижается гидравлическое усилие на колесо, где она находится, а неравномерный износ передних тормозных колодок, как и задних, является вопросом времени. Для предотвращения этого следует менять тормозную жидкость каждые 2-3 года лет, пока она еще не впитала критического количества воды.
Клинит поршень
Вы уже знаете, как получается, что передние тормозные колодки изнашиваются неравномерно из-за подклинивания поршней. Он не прижимает площадку до упора к пластине. Но бывают случаи, когда деталь застревает на обратном пути. Поддавшись усилиям гидропередачи, поршень выдвигается, но из-за загрязнения не может вернуться в камеру. В результате он постоянно с некоторым усилием прижимает изделие к диску, из-за чего происходит неравномерный износ передних колодок, так как с другой стороны, при нормальной работе поршня возникает полное давление.
Эту проблему легко определить, потому что постоянный контакт поверхностей приводит к нагреву пластины и слышен визг при движении машины. Эта же причина может стать причиной неравномерного износа задних подушек.
Пыльники
Теперь рассмотрим пыльники поршня и рулевых суппортов. Они предназначены для защиты этих деталей от пыли и песка, что не препятствует попаданию последнего на рабочие поверхности. Но это при условии эксплуатации автомобиля в сложных дорожных условиях. При движении по городским дорогам защитных функций этих изделий достаточно, чтобы надолго защитить детали механизма от загрязнений.
Узнать, почему подушечки изнашиваются неравномерно, можно, посмотрев на состояние тычинок. Если это изделие начало разрушаться на одном из колес и появились трещины, через которые проникает пыль, то суппорта здесь начнут клинить раньше, и соответственно фрикционные накладки будут изнашиваться иначе, чем остальные.
Проблемы с направляющими
Как известно, во время работы суппорт «ходит» по направляющим, которые часто называют «пальцами». Если на них попала грязь, влага, ржавчина, сколы, царапины или другие механические повреждения, есть проблема с их застреванием. Проблема аналогична ситуации с износом суппорта — фрикционная часть с одной стороны может быть слишком сильно сжата, что приведет к неравномерному износу колодок.
Чтобы такой ситуации не возникало, следует не только следить за тормозной жидкостью и вовремя ее менять, но и обязательно смазывать их специальной смазкой при установке пальцев. Обратите внимание, что распространенной ошибкой является использование смазки на рулевых колодках. Это неправильно, для них это специальная смазка с нужными свойствами.
Причины разного износа накладок
Существует несколько видов неравномерного износа колодок, и у каждого своя причина:
Неравномерный износ накладок одного колеса (внешней и внутренней колодок) происходит по двум причинам (в основном).
- Первый – подклинивание тормозного поршня из-за износа уплотнительной втулки или уплотнителя.
- Другой — ржавчина на (внутри) суппорта. В обоих случаях мы рекомендуем очистить устройство и заменить все резиновые детали.
Износ пары колодок на одном колесе, расположенном на одной оси. Часто такая проблема кроется в магистрали, по которой течет тормозная жидкость. С одной стороны, трасса может быть завоздушена или загрязнена, это можно точно определить на любой заправке. Часто выходит из строя тормозной шланг. В этом случае замена осуществляется самостоятельно (при наличии навыков прокачки тормозов)
На некоторых современных моделях выходит из строя датчик ABC, что также влияет на распределение тормозных усилий, в таком случае следует немедленно обратиться на СТО.
Задние тормоза (колодки) изнашиваются раньше передних. Очень распространенная причина этого в том, что трос стояночного тормоза перетянут и задние колодки не «расслабляются», происходит небольшое, но постоянное трение.
Никогда не охлаждайте тормозные диски резко после длительного торможения (например, после спуска с горы). Наезд в лужу или другой способ резкого охлаждения приведет к деформации диска, а затем к быстрому стиранию или разрушению фрикционной накладки.
Подробнее об исполнении колодок
Неприметное металлическое изделие, о котором мы сейчас говорим, на самом деле состоит из следующих материалов:
- Слои трения;
- Слой звукопоглощающего материала;
- Клеевой слой;
- Несущая база;
- Демпфер.
Больше всего внимания уделяется фрикционному слою. С этим связаны указанные выше рабочая температура и коэффициент трения. Такой слой может быть 3-х вариантов:
- Металлик. Процент металлических включений достигает 65% и в основном это сталь. Быстро стирается, но отлично работает даже при экстремальных температурах;
- экологический. Включает графит или другой углеродсодержащий материал с добавками, повышающими трение, стекловолокно, часто кевлар и резину. Износостойкость органических прокладок относительно низкая, но функция есть: в процессе эксплуатации рабочий слой формируется постепенно, т.е материал мягкий и гибкий;
- Керамика. Своеобразное сочетание преимуществ органического и металлического видов. По своим характеристикам они однозначно лучшие среди всех 3-х разновидностей, но очень дорогие.
Автолюбителям советуют выбирать между органикой и металликом. Керамические колодки лучше всего работают при высоких температурах, поэтому ставить их на автомобиль для городской езды нецелесообразно. Например: температуры до 900°C достигаются только на гоночных трассах.
Порванные пыльники
Еще одной причиной, приводящей к неравномерному износу тормозных колодок и проблемам с работой тормозной системы в целом, являются пылезащитные колпачки. От того, насколько они прочны, зависит количество грязи, песка, камней и прочего мусора, попадающего на механические части тормозной системы автомобиля.
Если пылесборник порван, тормозная система не проходит без поломок в течение месяца. Из-за этого важно следить за целостностью пылезащитных кнопок, и при их повреждении немедленно заменять, чтобы не повредить более дорогие детали тормозной системы.
Почему задние колодки изнашиваются быстрее передних
Учитывая, что на все колеса передается одинаковая гидравлическая сила, фрикционные накладки должны изнашиваться равномерно, если внешние факторы не оказывают большого влияния. Но случаи, когда задние подушки изнашиваются быстрее, чем передние, многих озадачивают. Большинство людей считают, что это конструктивный недостаток, но на самом деле фрикционные накладки в некоторых моделях автомобилей на задних колесах имеют меньшую рабочую площадь.
Это необходимо для оптимизации тормозных усилий между осями. За счет такого решения получается исключить из конструкции «мастера», отвечающего за правильное распределение усилий. Из-за меньшей площади контакта задние колодки изнашиваются быстрее передних. Но такие конструктивные особенности реализованы не во всех моделях, поэтому следует учитывать и другие причины.
Еще одна причина неравномерного износа тормозных колодок заключается в том, что на некоторых моделях задние тормоза не имеют защитных кожухов. Во время движения передние колеса поднимают дорожную пыль с песком, который оседает на рабочих поверхностях механизма, и происходит подклинивание, как описано выше. В этом случае помимо того, что фрикционные покрытия на колесах быстрее истончаются, также происходит неравномерный износ задних тормозных колодок. Это связано с тем же отсутствием защитного экрана. Из-за этого на внутренние продукты попадает больше загрязнений, так как наружные подушечки покрыты пыльниками.
Можно ли поменять колодку на одном колесе
Плавное торможение автомобиля достигается за счет одновременной работы тормозной системы на всех колесах. Сменные колодки поставляются парами для передней и задней оси автомобиля. Колодки на заднем мосту машины менее подвержены износу, чем передние, и требуют замены в среднем в 3 раза реже.
Клин суппорта из-за закисания
Возможно, последняя причина, о которой важно знать в этой статье, — это крепление суппорта. Он может возникать из-за различных проблем – от высыхания смазки на направляющих при длительном простое автомобиля до попадания воды или просто некачественной работы детали.
Если заклинивание суппорта происходит из-за крепления (или чего-либо еще), тормозная система не будет работать должным образом, и может произойти неравномерный износ тормозных колодок.
Как определить износ тормозных дисков
Проверить износ тормозного диска несложно, главное иметь под рукой штангенциркуль или микрометр, а если таких инструментов нет, то в крайнем случае можно воспользоваться линейкой или монетой (об этом ниже). Толщина диска измеряется в 5…8 точках по окружности, и если она изменяется, то помимо износа тормозной площадки, кривизны или неравномерного износа. Поэтому придется не только менять его на пределе, но и выяснять причину неравномерного износа тормозного диска.
На сервисе толщину дисков измеряют специальным прибором — это штангенциркуль, только он имеет меньшие габариты, а также на мерных губках есть специальные бортики, позволяющие покрыть пластину, не упираясь в бортик вдоль край плиты.
Как проверяется
Чтобы узнать степень износа, лучше всего разобрать колесо, так как толщину диска нельзя измерить никаким другим способом, а если нужно проверить износ задних тормозных барабанов, то нужно снять весь тормозной механизм. При дальнейшей проверке необходимо учитывать, что диски изношены с обеих сторон — снаружи и внутри. Причем не всегда равномерно, поэтому нужно знать степень износа диска с обеих сторон диска, но об этом ниже.
Перед проверкой необходимо знать информацию о толщине нового тормозного диска для конкретного автомобиля. Его можно найти в технической документации или на самом диске.
Технические характеристики
В первую очередь обратите внимание на рабочую температуру. Для обычных автомобилей оптимальным является температурный диапазон 300-350°С. Почти столь же важным является коэффициент трения. Это зависит от температуры. Если колодки не нагреваются до рабочей температуры, коэффициент трения снижается и увеличивается износ. Не особо примечательные колодки имеют коэффициент 0,3-0,5, но уже большое количество говорит о лучшем торможении.
Принцип работы тормозного механизма и виды неравномерного износа
Непросто понять, почему происходит неравномерный износ тормозных колодок, если не иметь представления о работе механизма в целом. В принципе работы нет сложных элементов. Весь механизм показан на рисунке ниже.
В его состав входят: тормозной диск, над которым установлен П-образный суппорт, в котором находится поршень рабочего цилиндра. Суппорт удерживает две колодки, между которыми вращается диск. Нажав на педаль тормоза, водитель запускает гидравлический механизм. Жидкость в системе толкает поршень, который прижимает первую колодку к диску. Противоположная сила смещает суппорт по направляющим, после чего прижимается вторая колодка.
Барабанные тормоза, которые устанавливаются на задние колеса, работают по другому принципу. В рабочем тормозном цилиндре два поршня. При нажатии на педаль поршни прижимают колодки к стенкам барабана. Машина тормозит. Отпуская педаль, водитель запускает процесс реверса, при котором пружины притягивают элементы к центру барабана.
Повреждение пыльников
От целостности пылеуловителей зависит, сколько влаги, камней и прочего мусора попадет в узлы тормозной системы автомобиля.
Когда пылевая пружина пришла в негодность, тормозной механизм не выдерживает и месяца работы. Менять их стоит сразу, чтобы не повредить более важные узлы.
Неравномерный износ пар колодок на одной оси
Если передние подушки изнашиваются неравномерно, причин может быть несколько. Чаще всего проблема возникает из-за «пальцев». Поскольку суппорт движется по направляющим, важно, чтобы они были хорошо смазаны. Если смазка высыхает, уплотнение теряется или выходит из строя, система нарушается, что приводит к неравномерному износу колодок.
Чтобы этого избежать, вовремя меняйте прокладки, проверяйте направляющие на наличие загрязнений и загрязнений, смазывайте специальными составами. Использовать смазку для накладок для «пальцев» нельзя — у них разные эксплуатационные характеристики. Смазка на направляющих должна быть специальной.
Другой распространенной причиной неисправности является повреждение тормозного шланга. Он размещен таким образом, что регулярно подвергается внешним воздействиям, например ударам камней, летящих из-под колес. В результате снижается герметичность тормозной системы, нарушается ее работа, изменяется интенсивность прижатия колодки к диску при торможении. Кроме того, при повреждении шланга происходит утечка тормозной жидкости. Шланг необходимо заменить.
Проблемы с гидравликой также сказываются на естественном износе – торможение происходит при отклонении от нормы. Гидравлическая пробка — распространенная проблема. Поршень перестает двигаться как положено, колодки не прижимаются к диску с нужной силой, нагрузка распределяется неравномерно.
Дополнительным признаком гидравлической пробки является то, что автомобиль тянет в сторону после нажатия на педаль тормоза. Чтобы устранить проблему, нужно отогнать машину на заправку.
Нетипичный износ возможен при искривлении тормозного диска. Чаще всего это происходит при резком торможении, когда система сильно остывает (например, машина проезжает через охладитель с холодной водой). Резкий перепад температуры — и диск деформируется. Обычно это происходит только с одной стороны.
В результате дисбаланса и неравномерного давления подушки также изнашиваются по-разному. Дополнительным признаком этой проблемы является стук в руле. Исправить ситуацию можно заменой диска и сопутствующих деталей.
Колодки одного механизма трутся быстрее, чем второго
Если колодки с одной стороны, например с правой, трутся быстрее, чем с левой, то трансмиссию обычно видно, но не всегда.
Если рассматривать только сами рабочие элементы, то повышенный износ может возникнуть из-за ржавчины и грязи, особенно на направляющих.
Из-за коррозии подвижность суппорта сильно снижается, а если сюда добавить грязь в сам цилиндр, то получится, что обе колодки будут постоянно прижиматься к диску, что обеспечит ускоренный износ.
Еще вариант, касающийся самих механизмов. Если тормозной диск криво и нарушена геометрия, это обязательно скажется на колодках в плане их ускоренного износа, поэтому при необходимости сделайте дорожку тормозных дисков.
Но если брать станцию, то причину надо искать не в механизме, который больше изнашивается, а в другом.
Если в одной из линий привода появится воздушная пробка, либо она забьется грязью, жидкость не сможет должным образом воздействовать на поршень, и из-за этого колодки просто не будут прижиматься к пластине.
Обычно такая проблема дополнительно проявляется в виде того, что машину тянет в сторону при торможении.
К причинам этой проблемы можно частично отнести поломку силового агрегата. Но обычно такая поломка выявляется очень быстро, поэтому на износ колодок особо не влияет (если, конечно, вы продолжаете эксплуатировать машину с неработающей схемой).
Неравномерный износ на одной стороне оси (справа или слева) может указывать на неисправность модуля ABS (если он установлен).
В случае поломки этот модуль перестает регулировать давление жидкости, в связи с чем возможна подача на один из механизмов повышенного давления, что приведет к ускоренному износу.
Для устранения этой проблемы следует выполнить комплексное обслуживание:
- очистить суппорт;
- заменить все резиновые элементы;
- оценить состояние станции;
- Прокачать тормоза;
- Проведите диагностику модуля ABS.
Проведением этих мероприятий можно выявить причину, из-за которой в большей степени удаляются элементы одного из механизмов, и устранить ее. Да и профилактика самой тормозной системы лишней не будет.
Как снять барабан на некоторых авто
Итак, мы выяснили, что элемент барабана подлежит замене в случае износа, деформации и заедания. Описан общий порядок выполнения действий при удалении этого пункта. А теперь мы расскажем вам, как снять барабан на моделях ВАЗ.
ВАЗ (2101-07)
Замена заднего барабанного элемента производится на припаркованном автомобиле с отпущенным ручным тормозом. Сначала снимите колесо, на котором предстоит демонтировать элемент. Затем с помощью гаечного ключа снимите направляющие скобы (шпильки), удерживающие барабан, и прикрепите колеса к ступице. После выполнения этих шагов перетащите тело элемента. Он должен отойти достаточно легко.
Если это не так, что случается часто, то возьмите пару болтов (M8) и вверните их в отверстия, в которые они могут легко ввернуться.Вы должны вкрутить их прямо. В результате барабан поддастся.
Lada (2108-21099)
Для снятия элементов заднего тормозного барабана на этих моделях ВАЗ включается первая передача и устанавливаются упоры под передние колеса автомобиля. Ручка должна быть ослаблена. Затем колеса снимаются, а тормозные механизмы очищаются от грязи.
После этого выбиваются штифты крепления, на ступицу наносится WD40 и счищаются следы грязи/коррозии. Легкими ударами резинового/полимерного молотка барабан стягивается со ступицы. Если элемент не подходит, барабаны прижимаются крепежными элементами (шпильки/болты М8).
Lada (2110)
снятие элементов тормозного барабана на этих моделях часто доставляет автовладельцу определенные проблемы. Элемент легко демонтируется на новом автомобиле, а для его снятия на старых автомобилях нужен прочный молоток, головка глубиной 7 мм и трещотка. Для начала откручиваются болты, крепящие заднее колесо. Затем машину поднимают домкратом, полностью откручивают крепления и снимают колесо.
Затем язычки отвинчиваются от элемента барабана. Но лучше это делать, когда колеса еще не сняты с автомобиля. Ручной тормоз включен. Далее с обратной стороны барабан сбивается со ступицы молотком. Если возникнут трудности, помогут шпильки – они вкручиваются в соответствующие колодцы, а при одинаковом вкручивании барабан снимается. Кстати, на корейских автомобилях барабан снимается точно так же. Но иногда приходится применять силу, но обычно обработка разъема барабана WD40 позволяет легко снять его. Как видите, разобрать тормозные барабаны не всегда просто, поэтому целесообразность регулярного осмотра очевидна.
Важно учитывать, что если автовладелец берется выполнять вышеописанные действия самостоятельно, то в первую очередь должен быть на первом месте!
Уход за барабанной тормозной системой
Основными элементами агрегата являются колодки и тормозные цилиндры. Главной заботой автовладельца является своевременная замена изношенных фрикционных элементов, осмотр и ремонт поврежденных ТЦ, регулировка отверстий внутри барабана и регулировка стояночного тормоза.
На необходимость замены колодок указывает их истончение до критических показателей 0,8-1,6 мм. Определить степень износа поможет специальное сервисное отверстие, расположенное на внутренней стороне щитка.
В случае утечки тормозной жидкости и/или воздуха в гидравлическую систему педаль тормоза может стать мягкой, «провалиться». В этом случае нужно прокачать тормоза.
Регулировка
Под регулировкой барабанных тормозов в основном понимают регулировку необходимого зазора между накладками колодок и стенкой барабана.
Но в некоторых случаях устройство зависает и настройка производится вручную. Лучше доверить это дело профессионалам, но в целом процесс выглядит так:
- Снимите барабаны с колес.
- открой это.
- Проверьте зазор. Если барабан болтается на колодках, это означает, что зазор слишком велик.
- Механизм подводки регулируется вручную. Для работы используются две длинные отвертки. Руль крутит, сжимая и отпуская колодки. При каждом сжатии и отпускании колесо перемещается вперед на один зуб. Если этого не произошло, следует снять и очистить все элементы устройства.
- Разведите регулятор на 4-5 зубцов, вставьте блок в барабан. Натяните «ручник», отцентрируйте колодки и снова снимите барабан.
- Если зазор необходимо уменьшить, процедуру необходимо повторить.
- В отрегулированном варианте колодки должны с трудом входить в барабан, но при установке в рабочее положение колесо двигается легко.
Стояночный тормоз регулируется поворотом регулировочной гайки на распорке при вращении колеса. Прокатку продолжают до полной остановки колеса, после чего гайку поворачивают в обратном направлении от 3 до 5 раз в зависимости от рекомендаций производителя.
Стоимость обслуживания
Цены на услуги АЗС зависят от марки автомобиля, сложности работы, а также региона.
Ориентировочные цены в Москве можно посмотреть в таблице.
Обслуживание | Цена, руб. |
Масштабная работа при замене комплектующих на задних барабанных механизмах | 3000 |
Профилактика тормозной системы | 2000 г |
Замена подушки | С 1600 г |
Регулировка ручника | От 400 |
Замена торгового центра | 1500 |
Удаление воздуха | 1200 |
Замена тормозной жидкости | От 800 |
Очистка и смазка тормозов | от 1000 |
Диагностика системы | 600 |
Направляющие
Мы с вами знаем, что основная часть суппорта идет по специальным направляющим или, в простонародье, «пальцам». Они всегда должны быть чистыми, ровными, и желательно иметь специальную смазку для направляющих (не должно быть «липкой» грязи). Вот, кстати, сами подушки смазывать НЕВОЗМОЖНО, они не те!
Если что-то повреждено, например попала влага, грязь, пыль, образовалась ржавчина, то и подвижная часть может заклинить. Опять же, при нажатии на педаль тормоза трущиеся части сжимаются, но задняя часть не двигается (направляющие не дают), а поршень уходит, поэтому износ неравномерный.
ЧТО ДЕЛАТЬ? При замене тормозных колодок смажьте эти «пальчики» и проверьте их работоспособность, КЛИНОВ быть не должно!
Почему внешняя колодка стирается быстрее?
Внешняя колодка изнашивается быстрее из-за поврежденного уплотнителя (в результате внутрь попадает грязь) к направляющим суппорта, которые прижимают ее на место после остановки тормоза. Помните, что желательно смазывать направляющие (по мере необходимости) при каждой замене тормозных колодок.
Неравномерный износ тормозных колодок слева или справа, причины, что делать
Автовладельцы часто замечают, проводя техническое обслуживание тормозной системы, неравномерный износ колодок.
Причем эта проблема может выражаться по-разному – полностью удаляется только один конкретный элемент, износ может быть сильнее только на определенном механизме (правом или левом, переднем или заднем).
В общем, вариаций много, но в любом случае это свидетельствует о проблеме в работе тормоза или привода, которую необходимо устранить.
Особенности функционирования
Для начала кратко рассмотрим принцип работы механизмов, чтобы в дальнейшем было понятнее, и именно поэтому происходит неравномерный износ.
Дисковые тормоза становятся все более распространенными, и довольно много автомобилей имеют этот тип тормозов на всех колесах.
Принцип работы этих механизмов достаточно прост. Над тормозным диском на ступице установлен U-образный суппорт.
В его конструкцию входит поршень на рабочем цилиндре. Между пальцами на суппорте и диске есть две колодки.
Когда вы нажимаете на педаль тормоза, жидкость выталкивает поршень, и он начинает давить на колодку.
При этом появляется противодействующая сила, заставляющая суппорт двигаться по направляющим. За счет этого движения прижимается второй блок.
Барабанные механизмы сейчас используются все реже и располагаются они только на задней оси.
Здесь принцип работы еще проще: в рабочем цилиндре установлены два поршня, которые при выходе из цилиндра каждый прижимают своей колодкой к барабану.
Стоит отметить, что один из видов неравномерного износа тормозных колодок присутствует постоянно и считается нормальным.
Речь идет о том, что на передней оси элементы удаляются интенсивнее, чем на задней.
Читайте также: Снятие заднего бампера на Лада Гранта и как работать
А если брать машину, у которой задние барабанные тормоза, то разница в скорости износа очень существенная.
Более быстрое стирание колодок, установленных на передней оси, связано с тем, что нагрузка на них выше, так как при торможении масса автомобиля смещается вперед.
В результате именно они выполняют основную работу, но из-за этого их удаление сильнее.
Доказательством этого является тот факт, что задние колодки меняются в два-три раза реже, чем передние.
Распространенные виды неравномерного износа
Но помимо нормального износа существуют и другие виды износа, среди которых наиболее распространены такие, как:
- Внутренняя или внешняя колодка изнашивается быстрее;
- Клиновой износ;
- Колодки одного механизма изнашиваются быстрее другого (на одной оси);
- Колодки задних барабанных механизмов изнашиваются интенсивнее, чем на переднем мосту.
Каждый из этих видов неравномерного износа тормозных колодок может иметь несколько причин, поэтому рассмотрим их подробнее.
Одна из колодок трется быстрее
Так замечено, что внутренняя колодка дискового тормоза намного тоньше внешней, хотя износ их должен быть равномерным.
причина такого износа обычно кроется в том, что поршень не возвращается полностью в исходное положение после отпускания тормозов, из-за того, что внутренняя колодка остается слегка прижатой к диску и постоянно соприкасается с ним, что приводит к его более быстрому удалению.
Это часто происходит из-за повреждения уплотнения поршня, что позволяет грязи попадать в цилиндр, вызывая заедание.
Эта проблема решается разборкой суппорта, промывкой и чисткой цилиндра, а также заменой поврежденного резинового элемента.
повышенный износ внешней колодки также связан с выходом из строя резиновых деталей – уплотнителей стыков.
В результате грязь и влага, попадающие на направляющие, приводят к коррозии, вызывая заклинивание самого суппорта, из-за того, что внешняя колодка находится в постоянном контакте с диском.
В этом случае проблема решается снятием суппорта, чисткой и смазкой направляющих и заменой уплотнителей.
Ржавчина и грязь также могут вызывать износ как снаружи, так и внутри.
Их образование на компонентах может привести к подклиниванию как самих колодок, так и суппорта.
Поэтому необходимо периодически разбирать и чистить узлы механизма.
Клиновидное стирание
Клиновой износ (часть поверхности фрикционной накладки изнашивается быстрее) обычно происходит из-за небрежного обслуживания.
Так, в некоторых случаях при сборке с несоблюдением технологии направляющие гнутся. И это приводит к тому, что суппорт выходит из строя, из-за этого он создает большее прижимное усилие в определенной точке колодки. Эта проблема решается заменой направляющих.
Здесь стоит отметить, что клиновидный износ в определенных случаях считается нормальным.
К этому результату может привести использование суппортов с несколькими поршнями — двумя и более.
Дело в том, что поршни не всегда выходят одновременно и на одинаковое расстояние.
Как проводится обкатка
Новому продукту нужно время, чтобы адаптироваться к новому тормозному диску (или к старому, но мы рекомендуем покупать диск вместе с колодками). Первые несколько километров пути вы можете вспомнить странные звуки. Не нажимайте педаль тормоза сразу. Первые 200 километров гарантируют хорошую притирку. При движении по пустой дороге также имеет смысл немного снизить скорость, чтобы снять верхний слой тормозных колодок — так они быстрее изнашиваются.