- Новый уровень скрытности
- Отказ остановиться по требованию инспектора, основанный на объективных причинах
- Можно ли прятать патрульные автомобили в кустах?
- Патрульные автомобиль без цветографических схем
- Когда сотрудник ГИБДД имеет право попросить водителя выйти из машины
- Надзор разделили на два
- Говорите, вас записывают
- 24-летний мотоциклист врезался в машину ДПС, уходя от погони в Волгодонске
- Имеет ли право ГИБДД-шник требовать пройти в служебный автомобиль
- Как и где составлять протокол?
- Могут ли ГАИ останавливать машину без жезла?
- Почему техосмотр по-прежнему значим
Новый уровень скрытности
Несколько моментов одновременно облегчают работу инспектора по выявлению правонарушителей. Например, скрытое патрулирование на автомобилях без цветовой гаммы теперь разрешено даже в штатском. Проще говоря, сотрудники патрульно-постовой службы становятся совершенно неотличимы от обычных граждан.
Но есть несколько нюансов: во-первых, решение об этом принимают не инспекторы, а руководители территориальных органов МВД России. Во-вторых, скрытый патруль не может спровоцировать водителя на совершение нарушений (например, намеренно медленно ехать в зоне, где обгон запрещен). И в-третьих, «охранки» лишены права останавливать участников движения. Для этого патруль под прикрытием поддерживает связь с другими подразделениями ГИБДД (или просто полицейскими), которые имеют возможность тормозить нарушителей.
В патрулях под прикрытием инспекторы могут выявить ряд классических нарушений, среди которых превышение скорости, выезд на встречную полосу, недопуск пешеходов и так далее. Им также разрешено фиксировать факты опасного вождения — это явная подготовка к новому КоАП РФ, который предусматривает штраф в размере 5000 рублей за подобное (в действующем КоАП нарушением не является наказан).
Для тайных патрулей можно использовать автомобили без окраски и товарных знаков, но они должны быть на балансе ГИБДД
Для фиксации нарушений инспекторы могут использовать не только специализированные регистраторы, но и другие устройства, в том числе смартфоны или видеокамеры, регистрацию которых можно приложить к делу. Допустимо использование авиации, а помимо экзотики (дирижабли, воздушные шары) инспекторы имеют право использовать дроны, например квадрокоптеры.
Действующие правила запрещают прятать патрульную машину во время соблюдения правил дорожного движения. Новый порядок делает поблажку: если место опасное, патрульную машину можно поставить в местах с ограниченной видимостью, например за изломами местности или поворотами дороги.
Наконец, новый порядок позволил водителям останавливаться для плановой проверки документов. Правила 2017 года предписывают это делать только в трех случаях: при обнаружении признаков нарушения ПДД, проведении инструктажа или проведении спецмероприятий. То есть инспектору нужно было, пусть и формальное, обоснование причины остановки. Новый порядок позволяет указывать в качестве такой причины проверку документов.
Отказ остановиться по требованию инспектора, основанный на объективных причинах
То, что водитель продолжал движение, несмотря на требования инспектора Норвежской дорожной инспекции, не всегда будет трактоваться как правонарушение. Есть и объективные причины. Наиболее распространенные из них:
- заявка на остановку поступила от лица, в котором сложно идентифицировать сотрудника ГИБДД;
- инциденты произошли ночью на плохо освещенном участке дороги.
Даже возможный штраф не побуждает опытных водителей останавливаться в таких случаях. Лучше перестраховаться, чем попасть в руки преступников или связаться с мошенниками.
Бывают ситуации, когда водитель продолжает движение после требования инспектора остановиться из-за нежелания грубо нарушать ПДД — например, под знаком «Остановка запрещена». Однако следует отметить, что в этом случае остановка не будет считаться противоправным действием.
Можно ли прятать патрульные автомобили в кустах?
Патрульную машину необходимо расположить так, чтобы она была видна участникам дорожного движения. Цель такого размещения не «поймать руку» нарушителя, а предотвратить нарушения. Таким образом, прятать машину в кустах запрещено, но можно спрятать за автобусной остановкой или за холмом. Причем это возможно только в аварийных местах или при использовании фото- и видеосъемки.
Новые правила также запрещают прятать автомобиль и парковать его в темноте. Это, конечно, очень важно. Я объясню почему. Представьте себе такую ситуацию: «Вы едете ночью по дороге где-то за городом. И тут из кустов выскакивает непонятная личность и требует остановиться. И что это за личность, и какие у нее намерения, неизвестно». Теперь патрульные машины могут парковаться только на освещенных участках дороги, и никогда не будет сомнений, кто машет руками из темноты.
43. При управлении движением с использованием патрульного автомобиля специальной цветовой гаммы его размещение на стоянке должно осуществляться таким образом, чтобы он был хорошо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.
В целях обеспечения организации дорожного движения в местах аварийных ситуаций, а также для организации дорожного движения с использованием фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульная машина может размещаться в местах с ограниченной видимостью из-за естественных изломов местности, изгибов дорог, а также элементов дорожного движения организация дорожной сети.
Не допускаются действия работников, приводящие к заведомому созданию препятствий распознаванию специальной цветовой и графической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульному автомобилю (за исключением случаев применения специальных технических средств) для фиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, находящихся в салоне патрульной машины с открытой панелью багажника).
В ночное время и в условиях ограниченной видимости работник должен работать на освещенных участках дорог, иметь при себе светящуюся жезл и световозвращающие средства.
Патрульные автомобиль без цветографических схем
Как вы могли заметить, выше речь шла только об автомобилях с особыми цветовыми схемами. Но есть машины без них. Однако такие транспортные средства также могут контролировать движение. Но остановить вашу машину они не могут, а только передадут информацию на другой пост или машину в случае нарушения.
44. При управлении движением группа сотрудников на патрульном автомобиле без специальной окраски обеспечивает взаимодействие с другими нарядами (стационарными, пешими постами, бригадами патрульных машин со специальной окраской), которые при необходимости подавляют и регистрирует административное правонарушение, останавливая транспортное средство.
Когда сотрудник ГИБДД имеет право попросить водителя выйти из машины
Этот момент регламентирован специальным приказом МВД РФ № 185. Согласно этому документу, инспектор может попросить автомобилиста покинуть транспортное средство в следующих случаях:
- для сверки номеров двигателя и кузова;
- если вам нужна помощь пострадавшему в результате дорожно-транспортного происшествия;
- при обнаружении неисправности автомобиля;
- в случае нарушения правил перевозки грузов — к устранению;
- если требуется помощь в процессуальных действиях, например свидетели.
Водитель имеет право отказать сотрудникам ГИБДД в просьбе выйти из автомобиля.
Надзор разделили на два
Новый регламент получился более компактным, что связано с разделением двух направлений контроля: за безопасностью движения в целом (включая техническое состояние автомобиля) и конкретно за соблюдением ПДД. Автомобильный эксперт и автор книги «Я всегда прав на дороге» Юрий Панченко напоминает, что в июле прошлого года произошла глобальная реформа законодательства в сфере государственного надзора во всех сферах, в том числе и на автомобильном транспорте.
«В результате в сфере безопасности дорожного движения надзор разделился на два слоя: это федеральный государственный контроль в сфере безопасности дорожного движения и надзор за соблюдением участниками дорожного движения правил», — говорит он. — Что касается первого, то речь идет о контроле за техническим состоянием транспортных средств, контрольно-пропускных пунктов и так далее: предмет такого осмотра подробно описан в пункте 3 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения». Что касается второго, то документ, непосредственно регламентирующий дорожный контроль, отсутствовал, что привело к парадоксальной ситуации: полиция де-факто лишилась права контролировать соблюдение ПДД.
Восполнить этот пробел должен действующий документ, заменяющий административный регламент ГИБДД, действовавший с 2017 года.
Говорите, вас записывают
За то, что вы превысили скоростной режим или проехали на красный свет, а может и вовсе выехали на встречную полосу, вас останавливает инспектор. Это довольно распространенная практика. Но дальше начинается интересное. Все общение с вами он должен вести исключительно под прицелом объектива видеокамеры, установленной в его автомобиле. Даже то, как он обратился к вам через опущенное стекло, должно попасть в кадр.
Для этого все автомобили ГИБДД, а их более 1700, уже оборудованы специальными видеорегистраторами. Эти устройства фиксируют не только то, что происходит снаружи автомобиля, но и то, что происходит в салоне. Так что теперь нет разницы: общаться с инспектором не выходя из машины или в его машине. Все зарегистрировано.
Но если эту инструкцию знают без исключения инспекторы, то о ней знают далеко не все водители.
И это чрезвычайно важно. По разным причинам. Начнем с первого и самого неприятного. Понятно, что возможность «договориться» с инспектором за наличные и на месте — не пустой звук. В своей патрульной машине сотрудники ГИБДД сами иногда намекают на возможное «решение проблемы». Но под прицелом видеокамер сделать это будет очень сложно.
С другой стороны, водители тоже должны понимать, что такое недвусмысленное предложение с их стороны под присмотром видеокамер может привести к очень плохим последствиям. А именно, надлежащая уголовная статья за получение взятки должностному лицу.
Именно для закрытия коррупционной дыры на дороге по предложению ГУБДД МВД России во всех регионах пропагандируется оснащение автомобилей ГИБДД такими регистраторами. Этот проект уже реализован до конца в Москве.
А теперь о втором нюансе этой инструкции. Видеорегистратор должен быть постоянно включен. Его нельзя отключить. Если пойманный за нарушение водитель видит, что он не работает, это уже повод пожаловаться. Но даже не жалуясь, те, кто смотрит видео, заметят, что в записи произошел обрыв. Дисциплинарного взыскания контролеру, сдавшему флешку с таким разрывом, не избежать.
Но это не все. Вся коммуникация между водителем и диспетчером должна происходить в поле зрения камеры. Если они вдруг вышли из кадра — это повод для внутреннего расследования. Если машина нарушителя припаркована так, что видеорегистратор не видит связи между контролером и водителем, то водитель патрульной машины должен переставить ее так, чтобы все было видно.
Как нам рассказали в ГИБДД столицы, памяти флешки хватает более чем на сутки непрерывной работы регистратора. Он выдается, как только экипаж выходит на дежурство. По окончании работы она сдается руководителю. В случае претензии к контролеру или в случае конфликта вы можете просмотреть запись в любое время.
Еще одна инновация в большом городе, которая также должна закрыть еще одну лазейку в коррупции. Теперь все регистрационно-экзаменационные отделы столицы будут работать в режиме электронной очереди. Мы уже описали, как работает эта система.
Все общение между водителем и инспектором должно происходить только в поле зрения камеры
Читайте также: Технические характеристики Рено Логан 2: все параметры модели
Вы приезжаете в часть. На въезде есть терминал, куда нужно ввести данные техпаспорта на машину и свою фамилию. Затем терминал попросит выбрать удобное для вас время из времени, которое еще не занято. На руки вы получите талон с указанием времени приема документов и номера окошка, куда необходимо обратиться. Там же будет указано время осмотра автомобиля. Вы также можете зарегистрироваться через портал gosuslugi.ru, а также через портал государственных и муниципальных услуг города Москвы (www.pgu.mos.ru).
Эта система избавит от живой очереди. А автовладелец тратит на регистрацию минимум времени.
В назначенное время лучше не опаздывать. Потому что таким образом вы создадите проблемы другим водителям. Ведь опоздание не повод отказывать в приеме. И если это произошло, то следует немедленно обратиться к менеджеру этого подразделения.
В некоторых подразделениях в качестве эксперимента введена новая система присвоения регистрационных номеров.
Он назначается автоматически самой системой, но не по порядку. Электроника выбирает числа из присланных случайным образом. Поэтому госинспектор также не знает, какой номер будет присвоен следующему автовладельцу. Это было сделано опять же для снижения коррупционной составляющей. При таком принципе работы невозможно подобрать «красивый» номер.
В случае успеха эксперимента это программное обеспечение будет установлено в других отделениях Москвы. А если его использовать, то опыт можно будет распространить на всю Россию.
Рис. 125 сотрудников отделов регистрации и экспертизы привлечены к ответственности руководством УГИБДД по г. Москве
Кстати, сейчас во всех отделениях, принимающих жильцов, установлена система видеонаблюдения, с которой изображение передается в соответствующий отдел столичной ГИБДД. Это было сделано не только в рамках борьбы с коррупцией. Такой мониторинг позволяет быстро реагировать на рабочие нагрузки и направлять необходимое количество персонала туда, где они нужны.
В автомобилях, сдающих экзамен по вождению, сейчас устанавливают системы видеонаблюдения. В случае конфликта, например, если кандидат в водители заявляет, что к нему пристают, вы всегда можете восстановить аудио- и видеозаписи и проверить, что же произошло на самом деле. Там, где эти системы были внедрены, повысилось и качество подготовки водителей в автошколах.
Все эти инновации были начаты не так давно. Дело в том, что когда регистрационно-экзаменационные подразделения подчинялись РОВД в районах, то ГИБДД в городе ими практически не могла управлять. Это означает найм или увольнение сотрудников, вмешательство в организацию труда. Были случаи нарушений, на которые местные отделения милиции вообще не реагировали.
Поэтому было принято решение вывести регистрационно-экзаменационные подразделения из ведения районных отделов полиции и непосредственно столичного ГАИ. Это было сделано в 2011 году. После этого управление ГАИ столицы успело запустить все эти проекты.
Но сначала была проведена серьезная кадровая чистка. Всего с 2011 года по результатам проверок различных нарушений к дисциплинарной ответственности руководством Московской ГАИ привлечено 125 сотрудников регистрационно-экзаменационных отделов, в том числе 34 руководителя. Отстранено от исполнения должностных обязанностей, связанных с регистрационно-экспертной деятельностью, 6 руководителей.
24-летний мотоциклист врезался в машину ДПС, уходя от погони в Волгодонске
Сотрудники ГИБДД в Волгодонске задержали мотоциклиста, пытавшегося уйти от преследования.
Волгодонск второй день обсуждает видео, снятое автомобилистом утром 3 июля на Жуковском шоссе. На кадрах видно, как парень на темном байке на большой скорости пытается уйти от преследующей патрульной машины. В районе поворота он замечает другую машину ГИБДД и пытается продолжить движение в противоположном направлении, но тут же сталкивается с патрульной машиной, которая преследовала его сзади. После столкновения водитель мотоцикла вылетел из машины и попытался скрыться, но был задержан полицией.
Мнение жителей Волгодонска о действиях сотрудников ГИБДД разделилось: одни считают, что полицейские превысили свои полномочия и их действия могли привести к трагическому исходу, другие уверены, что остановить мотоциклиста по-другому было невозможно. Оценку действиям сотрудников ГИБДД дадут компетентные лица, в том числе автоюристы.
Итак, что было перед охотой. По данным отдела пропаганды областной ГИБДД, утром 3 июля в полицию поступило сообщение о том, что в городе произошло ДТП с участием легкового автомобиля Kia Rio и неопознанного мотоцикла. По словам заявителя, мотоциклист не выдержал безопасную боковую дистанцию и врезался в иномарку, после чего скрылся с места ДТП. Потерпевший успел запомнить номер состояния мотоцикла и передать данные в ГИБДД.
По словам очевидцев, погоня началась с проспекта Мира. Но мотоциклист никак не отреагировал на требования сотрудников полиции. Погоня продолжилась на Жуковском шоссе. Именно там мотоциклист столкнулся с патрульной машиной, пытавшейся перестроиться для разворота.
По данным ГИБДД, мотоциклист не пострадал. Им оказался 24-летний местный житель, не имевший водительских прав. Кроме того, по данным полиции, он находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Ранее 24-летний волгодончанин уже дважды привлекался к административной ответственности за управление автомобилем без водительских прав.
Следует отметить, что согласно действующему Федеральному закону № 3 от 7 февраля 2011 г. «О полиции» любое транспортное средство, передвигающееся с превышением разрешенной скорости, представляет повышенную опасность по отношению к другим участникам дорожного движения. Именно по этой причине сотрудники ГИБДД имеют право использовать ряд способов для остановки правонарушителя, в том числе меры по преследованию и применение специальных средств.
Разрешается применение огнестрельного оружия (например, стрельба по колесам, стрельба на поражение), если водитель не подчиняется и все же пытается скрыться, несмотря на неоднократные требования инспекторов, тем самым подвергая опасности здоровье и жизнь окружающих людей. Недопустимой мерой для вынужденных остановок является организация «щита» с использованием машин, расставленных поперек дороги, а также выкладывание «ежей» на дороге.
Имеет ли право ГИБДД-шник требовать пройти в служебный автомобиль
Инспектор безопасности дорожного движения имеет право препроводить водителя к служебному автомобилю без его согласия только в одном случае — при задержании водителя. Задержание осуществляется на основании протокола об административном правонарушении. Водитель имеет право оставаться в своей машине, пока не будет представлен протокол задержания.
Этот документ был подготовлен на основании подозрений в отношении водителя. Согласно статье в следующих случаях:
- Подозрение на состояние наркотического или алкогольного опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ). Инспектор может заподозрить неладное, если почувствует запах или поведение автомобилиста насторожит.
- Если водитель не имеет при себе документов на право управления автомобилем (ст. 12.7, ст. 12.3 КоАП РФ).
- Если совершено ДТП, в котором пострадали люди (ст. 12.24 КоАП РФ).
- Для осмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).
Сотрудник ГИБДД не имеет права требовать от водителя сесть в патрульный автомобиль без законных оснований.
Кроме того, сотрудники ГИБДД не имеют права требовать от водителя выйти из машины и выйти на улицу.
Как и где составлять протокол?
Для начала отметим, что присутствие водителей при составлении протокола не обязательно. Он может ожидать документ в машине. Но сотрудник ГИБДД имеет право составить протокол, где захочет — в том числе и в патрульной машине, также на бордюре или на коленях. После оформления документ передается водителю, который должен внимательно прочитать все пункты и только после этого расписываться.
Могут ли ГАИ останавливать машину без жезла?
Чтобы ответить на вопрос, может ли инспектор ГИБДД останавливать автомобили без жезла, а только указывать на них и место остановки рукой по данным, актуальным на 2020 год, нам достаточно обновить Правила дорожного движения. Здесь четко и прямо прописан порядок остановки автомобиля инспектором ГИБДД. Нас интересуют только два пункта в разделе 6 ПДД:
6.11. Запрос на остановку транспортного средства осуществляется с помощью громкоговорителя или жестом руки, направленным на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном для него месте. 6.12. Для привлечения внимания участников дорожного движения подается дополнительный свисток.
Как видите, дубинка в этих пунктах вообще не фигурирует — инспектор должен сигнализировать рукой «стоп». А что тогда, если инспектор укажет на остановку столбом, то можно смело проезжать мимо? Нет, конечно — предыдущий пункт ПДД говорит нам о праве на использование жезла:
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может использовать жезл или диск с красным сигналом (отражателем).
А право пользования жезлом ему дано его административным регламентом в статье 64:
64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорителя или жестом руки, при необходимости с помощью жезла или диска с красным сигналом (отражателем), направленным на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный свисток, специальные световые и (или) звуковые сигналы. 65. При подаче сигнала об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
Также следует помнить, что сразу после остановки автомобиля инспектор должен подойти к водителю и представиться, назвав причину остановки.
67. После остановки транспортного средства работник должен немедленно обратиться к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего административного регламента, кратко изложить причину остановки, указать требование передать документы, необходимые для контроля или представления правонарушения, когда водитель или пассажир привлекаются в качестве свидетеля или понятого, — для разъяснения прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
За невыполнение требования об остановке автомобиля водитель может быть оштрафован на сумму от 500 до 800 рублей в соответствии со статьей 12.25 ч. 2 Закона об административных правонарушениях.
Почему техосмотр по-прежнему значим
Кстати, в части проверки технического состояния автомобиля полномочия инспекторов весьма значительны, а почти полная отмена техосмотра поставила ряд водителей под коррупцию. Юрий Панченко поясняет:
— Рекомендую всем водителям, собирающимся в дальние поездки, проходить техосмотр добровольно. Почему? При наличии у автомобиля действующей диагностической карты инспектор может обнаружить только явно видимые неисправности, такие, например, как задекларированные фары. Но если нет диагностической карты, он получает право произвести ряд дефектовочных мероприятий, если очень грубо, то буквально винтом разобрать машину. И не исключено, что инспекторы на популярных туристических маршрутах воспользуются этой возможностью.
Обязательный техосмотр сохраняется только для отдельных категорий автомобилей, но проходить процедуру добровольно никто не запрещает