Перегрев двигателя

Автомобиль
Содержание
  1. Чем грозит перегрев двигателя?
  2. Как действовать при перегреве мотора
  3. Что делать если автомобиль закипел?
  4. Причины, из-за которых двигатель может перегреться
  5. Внешний перегрев
  6. Внутренний перегрев
  7. Степени перегрева
  8. Частые ошибки водителей
  9. Самые распространенные причины перегрева двигателя
  10. Почему перегревается двигатель при включенном кондиционере?
  11. Признаки перегрева двигателя
  12. Профилактика перегрева двигателя
  13. Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»
  14. Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»
  15. Полезные советы и подсказки автовладельцам
  16. Как предотвратить перегрев?
  17. Особенности системы охлаждения
  18. Последствия слабого, среднего и сильного перегрева
  19. Как лучше поступить, если основной агрегат сильно перегрелся
  20. НЕ ГЛУШИ МОТОР
  21. Причины которые могут вызвать перегрев
  22. Что делать, если ДВС начал перегреваться?
  23. Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?
  24. Хроника событий

Чем грозит перегрев двигателя?

Не будем драматизировать: иногда это проходит без серьезных последствий. Все зависит от степени перегрева, которую можно разделить на три части.

Небольшой перегрев. Внимательный водитель постоянно следит за температурой охлаждающей жидкости (ОЖ). Стрелка датчика температуры, «висящая» в красной зоне, — веский повод проверить систему охлаждения, а заодно и двигатель. Ежедневный «прогрев» двигателя вреден.

Средний. Пар из-под капота — большая проблема. Если это произошло, необходимо немедленно остановиться, дождаться остывания антифриза, долить его (если он есть) и попытаться запустить ДВС. После этого двигатель лучше проверить на заправке, так как при «кипячении» он может выйти из строя.

Сильный. Обычно это происходит, если двигатель «закипел» из-за неисправной системы охлаждения, о чем водитель не знал. Самые распространенные последствия перегрева двигателя звучат страшно и дорого: оплавленные поршни, треснувшие головки блока цилиндров, перекрученные гильзы, пробитый коленвал.

Не откладывайте визит в сервис, если силовой агрегат вдруг стал работать как раньше и больше не греется. В следующий раз он может «накипеть» с последствиями.

Наиболее чувствительны к перегреву современные турбированные двигатели. Также «в группе риска» тюнингованные двигатели. Даже после замены ПО (а чип-тюнинг по праву является одним из самых доступных и популярных вариантов увеличения мощности двигателя) температурный режим часто меняется и становится нестабильным.

Как действовать при перегреве мотора

  1. Старайтесь не доводить его до момента, когда из-под колпака пойдет пар (сработает предохранительный клапан). Как только стрелка начнет двигаться в красный сектор, найдите платформу на обочине дороги и медленно идите к ней. Не оставляйте машину посреди дороги — это не неисправность, требующая немедленной остановки.
  2. Не выключайте двигатель. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз («ручник»). Включите обогреватель («печь») на максимальный нагрев и полную скорость вентилятора (положение 3-4).
  3. откройте капот — так вы увеличите приток воздуха к двигателю снаружи. Посмотрите, все ли ремни на месте, крутятся ли вентиляторы охлаждения.
  4. Возьмите бутылку с водой и вылейте ее на радиатор со стороны двигателя (спереди вам будут мешать теплообменники кондиционера, интеркулера и АКПП). Будьте осторожны, чтобы не попасть под вращающиеся лопасти! Если экран не позволяет подобраться изнутри, постарайтесь сделать луч как можно сильнее и сыпать спереди.
  5. Когда двигатель остынет, выключите зажигание, подождите 10-15 минут и, если закипит, долейте антифриз или дистиллированную воду (продается в запчастях, аптеках или хозтоварах). Помните, сколько входит в состав, чтобы добавить концентрат в соответствующей пропорции перед зимой. Мы использовали простую воду — тогда вам придется заменить всю охлаждающую жидкость.

Если из печки идет холодный воздух, но температура не падает, глушите двигатель. Так как при этих симптомах, вероятно, крутится крыльчатка, пробита прокладка ГБЦ или обрывается ремень. В последнем случае может загореться контрольная лампа аккумулятора (отсутствие заряда), из-за На большинстве автомобилей водяной насос и генератор работают совместно.

Есть два противоположных мнения по поводу выключения кондиционера. С одной стороны, компрессор обеспечивает дополнительную нагрузку. С другой стороны, нажатие на кнопку включает дополнительный вентилятор, либо увеличивает скорость вращения основного.

Что делать если автомобиль закипел?

Прежде чем что-то делать и лезть под капот, нужно понимать, что температура охлаждающей жидкости превышает 100°С, поэтому будьте предельно осторожны. Не торопитесь, делайте все аккуратно, без спешки. Ни в коем случае нельзя лить воду на сам двигатель, вы сделаете только хуже, если будет небольшое количество воды, тогда можно лить на радиатор. Это немного охладит всю систему.

Прокипяченный или перегретый автомобиль. Что делать? Как продолжать двигаться?

  1. Если стрелка датчика температуры находится в красной зоне, необходимо немедленно выключить автомобиль. Дальнейшие работы с ДВС просто выведут его из строя, не пытайтесь доехать до ближайшего автосервиса. После выключения двигателя первым делом нужно понять, из-за чего машина закипела. Откройте капот, даже если вы ничего не понимаете, впустите свежий воздух в подкапотное пространство.
  2. Следующий шаг — отладка. Загляните под капот и проверьте, нет ли утечек антифриза. Ни в коем случае сразу после остановки не открывать крышку расширительного бачка, дать машине остыть до ок. 70°. Если вы решите сразу открыть пробку расширительного бачка, вы тут же обожжетесь, даже если в системе нет охлаждающей жидкости, вас обожжет пар.
  3. Проверьте, работает ли вентилятор охлаждения двигателя. Для этого не ждите, пока машина остынет, включите зажигание. При работающем вентиляторе он должен сразу срабатывать, если температура охлаждающей жидкости выше нормы. Если этого не происходит, причина перегрева автомобиля может крыться именно в вентиляторе. В жаркую погоду он просто спасает машину от перегрева.
    Проверить работу вентилятора можно и другим способом — снять фишку с датчика температуры при включенном зажигании. После этого действия практически на всех современных автомобилях включается вентилятор.
  4. После проверки работы вентилятора необходимо проверить работу термостата. Для этого коснитесь двух больших патрубков, идущих от радиатора. Оба должны быть теплыми, при условии, конечно, что в системе есть антифриз. Если хотя бы один из них холодный, термостат, скорее всего, заклинил и требует замены.
  5. Следующим шагом будет проверка помпы. На многих автомобилях он вращается с помощью приводного ремня и прогоняет охлаждающую жидкость по всей системе охлаждения. Поэтому обратите внимание на целостность всех ремней. В тех случаях, когда насос приводится в действие ремнем ГРМ или шестерней, работоспособность можно проверить только при работающем двигателе — труба, идущая от насоса, всегда должна быть горячее остальных.

Если после осмотра все узлы работают, отклонений нет, скорее всего причина закипания кроется в забитом радиаторе охлаждения, воздушной пробке и неисправности ДВС.

Забитый радиатор закипел
Забит радиатор охлаждения. С такой машиной точно закипит!

В любом случае дождитесь пока машина немного остынет и долейте охлаждающую жидкость до необходимого уровня (если у вас нет с собой охлаждающей жидкости, долейте обычную воду, после таких действий охлаждающую жидкость желательно поменять по приезду домой).

Уровень охлаждающей жидкости
Уровень охлаждающей жидкости

Но прежде чем продолжить движение, проверьте состояние масла в ДВС, для этого выньте щуп и посмотрите, нет ли на нем желтого налета (эмульсии). Наиболее частым последствием перегрева двигателя является деформация головки блока цилиндров. При такой неисправности охлаждающая жидкость попадает в картер или цилиндры двигателя. При обнаружении эмульсии на щупе дальнейшее движение на автомобиле будет невозможно.

эмульсия щупа. Последствия перегрева двигателя внутреннего сгорания. Прокипяченный или перегретый автомобиль. Что делать? Как продолжать двигаться?
Эмульсия на щупе. Последствия перегрева двигателя внутреннего сгорания

Причины, из-за которых двигатель может перегреться

Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, куда можно заливать антифриз, антифриз или простую воду.

Основными устройствами, контролирующими рабочую температуру и снижающими ее, являются:

  • вентилятор радиатора, который программно включается при достижении определенной температуры;
  • термостат, открывающий движение теплоносителя по большому кругу;
  • датчики температуры, которые передают показания на ЭБУ, их несколько, они могут располагаться как на двигателе, так и на радиаторе;
  • электронный блок управления двигателем.

Неисправность в любом из вышеперечисленных узлов может привести к перегреву. Помимо ошибок в работе вышеперечисленных устройств, причинами перегрева могут быть как внешние факторы, так и другие внутренние ошибки.

Большинство вышеперечисленных причин можно диагностировать с помощью автосканера Scan Tool Pro Black Edition.

Scan Tool Pro Black Edition

Помимо базовой диагностики и сброса неисправностей, сканер прекрасно работает как бортовой компьютер и позволяет в режиме реального времени контролировать показания всех датчиков в автомобиле, что может заранее сообщить водителю о неисправности. Сканер подходит как для отечественных, так и для импортных автомобилей с 1996 года выпуска.

Внешний перегрев

При появлении симптомов перегрева необходимо провести внешний осмотр радиатора, двигателя и системы охлаждения.

Основные причины внешнего перегрева:

  • забитый грязью радиатор;
  • двигатель покрыт значительным слоем грязи, масла или других веществ, что снижает охлаждение картера воздухом из моторного отсека;
  • неисправность или повреждение шторки радиатора;
  • критически высокие температуры окружающей среды, в том числе нахождение на солнце при высокой температуре окружающей среды;
  • появление паровых шлейфов из глушителя;
  • внешнее повреждение вентилятора из-за внешних воздействий (удар, отсоединение рядом стоящих компонентов, небрежный ремонт).

Внутренний перегрев

Причин внутреннего перегрева много, и не все из них можно обнаружить визуально, а некоторые требуют проверки квалифицированным автослесарем.

причины перегрева двигателя внутреннего сгорания:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • повреждение компонентов системы охлаждения, приведшее к появлению течи антифриза;
  • вместо охлаждающей жидкости в систему охлаждения заливается вода, что во многих случаях приводит к перегреву, особенно при езде в жару, пробках или других ситуациях;
  • неисправный термостат остается в закрытом положении;
  • отказ вентилятора;
  • выход из строя датчика вентилятора;
  • неисправность водяного насоса или ременного привода насоса;
  • неисправность датчиков температуры охлаждающей жидкости;
  • слабое натяжение ремня вентилятора, если оно есть;
  • длительная работа ДВС в режиме буксировки, холостого хода или движения в пробках;
  • длительная работа двигателя в условиях детонации (относится в первую очередь к бензиновым двигателям внутреннего сгорания);
  • неправильно отрегулированная система зажигания или впрыска, что приводит к продолжению горения топливной смеси при открытых выпускных клапанах, что значительно повышает температуру выхлопных газов;
  • прогоревший выпускной клапан;
  • значительное количество отложений внутри камеры сгорания;
  • отложения в каналах системы охлаждения;
  • прогорание прокладок в двигателе внутреннего сгорания;
  • некачественный бензин с низким октановым числом или значительным количеством опасных присадок;
  • добавление присадок в систему охлаждения или масло;
  • повышенный износ поршневой группы;
  • воздушные пробки в системе охлаждения.

Степени перегрева

Небольшой перегрев – возникает при работе двигателя до 10 минут при повышенной температуре. Это происходит при выходе из строя вентилятора или термостата. Эффекты минимальны, и большинство современных двигателей могут не испытывать кратковременного перегрева. Более заметный перегрев проявляется черным дымом и ощущением перегрузки двигателя.

Заметный перегрев – возникает при работе двигателя более 20 минут при повышенной температуре. Причин тому много, а последствия такие же, как и при незначительном перегреве, но можно добавить кривизну плоскости ГБЦ, трещину в ГБЦ и седле клапана.

Сильный перегрев является причиной тяжелых последствий – двигатель может стучать, блокироваться, при сильном перегреве ни одна его деталь не выживает.

Частые ошибки водителей

Первое, что нельзя делать, это лить воду на горячий двигатель. Нужно понимать, что из-за смены температуры могут образоваться трещины, которые позже проявят себя.

Если нужно быстро охладить ДВС, можно залить радиатор.

Еще одна распространенная ошибка, часто приводящая к поломке, — попытка открыть крышку радиатора или бочки до того, как двигатель остынет. Почему это опасно? Когда вы открываете крышку, вы выпускаете горячую жидкость в виде пара под высоким давлением и рискуете обжечь руки и лицо.

Самые распространенные причины перегрева двигателя

Начнем с прописных истин: автомобиль и двигатель в нем – объекты повышенной ответственности. У них должно быть регулярное обслуживание, не дожидаясь, пока машина однажды застрянет где-нибудь в автомобильной очереди.

Низкий уровень антифриза. Банально, но многие открывают капот только зимой, чтобы залить антифриз, хотя следить за уровнем масла и антифриза нужно в любое время года. В системе охлаждения могут образовываться воздушные карманы, если охлаждающая жидкость постоянно находится на минимуме. Из-за этого двигатель находится в зоне постоянного риска.

Некачественный антифриз. Тоже частая причина. Он может быть изначально некачественным (мол, заливали весной и до летней жары проблем не было) или просто сильно разбавленным. Вторая причина чаще встречается у ленивых водителей, которые постоянно забывают купить «кулер», доливая в него воду. От такой «жижи» в системе охлаждения толку мало и ждите беды.

Забитый радиатор. На заметку для тех, кто не в курсе: в машине несколько радиаторов. Обычно ближе к решетке устанавливается радиатор кондиционера, а за ним основная система охлаждения. Доступ к нему затруднен, и не всегда есть возможность визуально проверить состояние ячеек, не говоря уже о их очистке. В итоге ездим с забитыми грязью радиаторами, нарушаются процессы теплообмена, а тут опять рискуете перегреться. Популярный способ очистки струей воды под давлением практически не дает результата. Промыть радиатор без демонтажа обычно не представляется возможным.

Выход из строя элементов в системе охлаждения. Каждый элемент выполняет свою задачу. Например, термостат переключает движение охлаждающей жидкости между контурами: для быстрого прогрева двигателя запускается по малому контуру (через двигатель), после достижения температуры рабочей температуры — по основному (через радиатор). Если термостат застрял в первом положении, жидкость может не поступать в радиатор и быстро перегреваться. Конечно, причины перегрева ДВС могут быть как в неработающем насосе (водяном насосе), так и в токопроводе. Иногда выходит из строя датчик температуры: указатели вроде в норме, а на самом деле температура высокая. Выход из строя вентилятора охлаждения радиатора обычно приводит к перегреву на малых оборотах, в пробках.

Почему перегревается двигатель при включенном кондиционере?

Почему двигатель перегревается при включенном кондиционере?

Первое, что нужно оценить, это состояние радиатора кондиционера. При движении на него сильно воздействуют сильные потоки встречного воздуха, а при включении прибора в это время на него ложится основная нагрузка, что приводит к нагреву. При наличии защитных решеток скопление мусора и грязи приводит к образованию загрязнений, что затрудняет поступление воздуха к узлам автомобиля. При отсутствии качественной продувки температура ДВС повышается.

Если возник вопрос, почему перегревается двигатель при включении кондиционера, самое простое решение проблемы – оптимизировать обслуживание конденсатора и радиатора. Их необходимо промыть холодной водой, а любые труднодоступные загрязнения удалить подручными средствами.

Читайте также: Крест карданного вала

В системе кондиционирования должен быть достаточный уровень фреона, а также охлаждающая жидкость в системе охлаждения. При наличии повреждений ячеек радиатора требуется полная замена.

Признаки перегрева двигателя

Перегрев можно предотвратить! В первую очередь меняются показания температуры охлаждающей жидкости. Регулярно проверяйте положение стрелки (или цифры, если панель приборов электронная) — тогда вы сразу поймете, когда температура двигателя начнет повышаться. На некоторых моделях индикатора нет — в этом случае в случае перегрева загорается контрольная лампа. Какие еще признаки перегрева можно выявить?

  • Пар идет из-под капота
  • Вибрация из-за закипания антифриза
  • Падение мощности
  • Поломка двигателя

Профилактика перегрева двигателя

Проблему легче предотвратить, чем устранить, неисправность после перегрева двигателя автомобиля. Поэтому лучше заранее позаботиться о защите поверхностей трения от выхода из строя даже при их перегреве, обработать ДВС по технологии СУПРОТЕК триботехническими составами Актив ПЛЮС или Актив СТАНДАРТ. Кроме того, необходимо убедиться в чистоте радиатора, исправности помпы, вентилятора и термостата, а также в достаточном количестве охлаждающей жидкости.

  • Присадка к маслам для рециркуляции двигателей (без турбонаддува, бензиновых) «Супротек Актив СТАНДАРТ»: компрессионных, поршневых, распредвалов.

Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»

Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 л. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает угарный расход топлива и масла, защищает поверхности трения в ЦПГ и ГРМ от износа при пуске и перегрева.

больше отзывов

  • Присадка к маслам для всех типов двигателей «Супротек Актив ПЛЮС». Снижает расход масла и топлива.

Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»

Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, снижает скорость износа и продлевает срок службы всех типов двигателей внутреннего сгорания. Упрощает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

больше отзывов

Следить за состоянием силового агрегата. Старайтесь заправляться на проверенных заправках, где бензин или дизель надлежащего качества для поддержания двигателя в исправном состоянии. Для предотвращения образования отложений на седлах и клапанах регулярно используйте присадку Suprotec Aprochem SGA или ее аналоги.

  • Присадка к бензину для очистки топливной системы «СУПРОТЕК АПРОХИМ СГА (СГА)»

Полезные советы и подсказки автовладельцам

Советы и приемы

Выше описано, как понять, что двигатель перегрет, но нужно как-то добраться до места ремонта. Обычно неприятности случаются в жару. Есть советы, которые помогут вам добраться до мастерской. Необходимо включить обогреватель на максимум. Это значит, что тепло от системы охлаждения можно отводить с помощью печки, но возрастает риск самокипения. Вы должны двигаться на минимальной скорости, чтобы снизить нагрузку на двигатель внутреннего сгорания.

Как предотвратить перегрев?

В первую очередь следите за техническим состоянием автомобиля и вовремя отправляйтесь на ТО. В неавторизованных техцентрах под ТО часто понимают замену моторного масла и фильтров, без учета полной диагностики. В любом дилерском центре Группы ФАВОРИТ МОТОРС каждый автомобиль должен пройти проверку по технологической карте производителя. Специалисты не могут делать это каждый день. Поэтому необходимо следить за уровнем охлаждающей жидкости в бачке и информацией на указателе температуры охлаждающей жидкости. Также должны вызывать беспокойство любые отклонения в работе двигателя (стук, затрудненный запуск и так далее.

Особенности системы охлаждения

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля предполагает 3 режима работы:

  • циркуляция теплоносителя по малому кругу (в среднем от 82 до 87ºС). Для сокращения времени прогрева двигателя антифриз циркулирует только в «рубашке» двигателя;
  • циркуляция теплоносителя по большому кругу. Как только температура поднимается выше расчетного предела (в среднем 85-87ºС), термостат открывается и сочленяет «рубашку» двигателя и основного радиатора. Теперь антифриз проходит по малому контуру, радиатору, а затем попадает в расширительный бачок с охлаждающей жидкостью;
  • охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу при включенном вентиляторе охлаждения. Если потока воздуха, проходящего через ячейки радиатора, недостаточно для охлаждения ДВС, а температура продолжает расти, к охлаждению подключается вентилятор. В среднем температура переключения составляет 95-102ºС. Как только температура падает на 3-4 градуса, вентилятор выключается.

Точные температуры указаны в руководстве по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля.

Последствия слабого, среднего и сильного перегрева

Последствия и затраты на ремонт зависят от степени перегрева ДВС. Своевременное техническое обслуживание автомобиля, контроль уровня охлаждающей жидкости и температурного режима во время движения снижают возникновение перегрева в разы.

Небольшой перегрев ДВС возникает при работающем двигателе при превышении температуры в течение 4-12 минут. В основном это происходит, когда не работает термостат или вентилятор, а водитель вовремя это обнаруживает и принимает меры.

Во многих случаях такая ситуация, однажды возникнув, не влияет на состояние двигателя, особенно если у него небольшой пробег. Поршни часто немного плавятся, при значительном превышении температуры даже кратковременно из глушителя появляется дым темного цвета, возникает ощущение, что двигатель постоянно работает под нагрузкой.

Даже после однократного кратковременного перегрева двигателя в дальнейшем он станет чаще греться из-за изменения поршней и остатка расплавленного металла в цилиндрах.

Средняя степень перегрева двигателя внутреннего сгорания показана при работе двигателя при экстремальных температурах не менее 20 минут. Причин такой ситуации много, и все они были описаны ранее.

Последствия такого перегрева уже печальнее. Помимо последствий, характерных для легкого перегрева, проявляющегося в большей степени, перекосом ГБЦ или появлением в ней трещин, прогаром прокладок ГБЦ, вылетом из седла клапана, сильной деформацией поршней , к поршням добавляются разрушения кольцевых перегородок, течи масла из-под всех видов прокладок и уплотнений.

Сильный перегрев двигателя внутреннего сгорания вызывает разного рода очень серьезные последствия. При этом могут уцелеть отдельные рабочие агрегаты или катапультироваться двигатель.

Наиболее важные последствия перегрева двигателя:

  1. Основные последствия такого перегрева начнутся в камерах сгорания, где начнут плавиться и прогорать поршни, вплоть до появления в них дырок и полного разрушения. Остатки расплавленного поршня прилипнут к стенкам цилиндра, что еще больше затруднит движение поршня. На стенках цилиндров также появляются насечки. На этом этапе двигатель может остановиться.
  2. При разрушении поршней и повреждении камеры сгорания масло начинает перегреваться, полностью теряя свои смазывающие свойства, что вызывает повышенное трение между деталями. От увеличения трения шатунные и коренные втулки начинают плавиться и прилипать к коленчатому валу. Кроме того, втулки могут проворачиваться как в блоке, так и на шатунах, что также может стать причиной остановки двигателя.
  3. Под воздействием критических для двигателей внутреннего сгорания температур головка блока цилиндров начинает деформироваться, прогорают как впускные, так и выпускные клапаны, одно или несколько седел клапанов вылетают из своих седел, становится слышен громкий звенящий звук в верхней части двигателя. Возможна остановка двигателя.
  4. Поршень выдерживал такие нагрузки, и в этом случае коленчатый вал ломался из-за образовавшейся на нем ранее трещины на одной из шеек вместо проточенного вкладыша. Даже в этом случае двигатель внутреннего сгорания иногда продолжает работать.
  5. Один (или более) поршень не выдерживает значительных перегрузок, и он застревает в цилиндре, вызывая его разрыв надвое. Нижняя часть в поддоне, верхняя часть в цилиндре. Облегченный шатун и поршневой палец начинают свободно болтаться в блоке и проделывают отверстие в одной из стенок. Такая ситуация в простонародье называется кулаком дружбы. Он всегда останавливает двигатель.

Как лучше поступить, если основной агрегат сильно перегрелся

Если перегрев сильный — глушите двигатель, если не очень — нужно дать ему остыть постепенно во избежание деформации деталей. Если вы откроете расширительный бачок, вы обожжете руки. Если вы начнете добавлять воду, детали деформируются при резких перепадах температуры.

Для защиты вашего автомобиля от перегрева некоторых элементов:

  • Необходимо следить за тем, сколько антифриза осталось в расширительном бачке, следить за появлением течи.
  • Проверить состояние ремня привода помпы, датчика, отвечающего за показания температуры. Проверьте вентилятор, иначе он может не включиться в самый нужный момент. Он подключен к датчику, от которого зависит время срабатывания.
  • Довольно часто приходится мыть радиатор. Эта процедура позволяет избежать перегрева двигателя, но выполнять ее нужно очень осторожно. Если автомобиль достаточно старый, радиатор снимается и моется отдельно. Используются специальные защитные составы. Если на радиаторе установлены специальные жалюзи, их необходимо открывать, это позволяет избежать регулярного перегрева двигателя.

Ваш автомобиль должен быть в идеальном состоянии – это главная гарантия защиты от перегрева двигателя. Лучше всего регулярно обращаться в автосервис и проходить техническое обслуживание .

НЕ ГЛУШИ МОТОР

Потом перегрев. Первое, что нужно сделать, это победить себя и желание сразу заглушить машину. Ни в коем случае нельзя этого делать. Остановка двигателя в таком состоянии вызовет больше затруднений, чем сам факт перегрева. Нужно включить «аварийку», сбавить скорость или, если «котел» произошел в городе, съехать на обочину, включить печку на максимальную температуру и мощность, выключить кондиционер и открыть все окна. Становится жарко. Иногда даже очень.

Если вы умеете ехать медленно, продолжайте движение, потоки воздуха помогут охладить перегретое «огненное сердце». Если пробка «кол» — съехать на обочину и открыть капот, не выключая двигатель. Следующая часть спасательной операции возможна только после того, как двигатель остынет. С этой задачей достаточно быстро справится тандем печки и забортного воздуха.

Как только температура охлаждающей жидкости упадет до нормальных показателей, шкала на приборной панели подскажет – можно «глушить» двигатель и продолжать ждать. Двигатель должен быть полностью охлажден. Тогда и только тогда следует проверять уровень антифриза. Если мало или совсем нет, добавьте воды. Хоть минеральные, хоть дождевые, главное — без сахара и красителей.

В любом случае следующей точкой на вашем пути будет гараж или мастерская, где необходимо разобрать систему, почистить и выявить причину неисправности. Чаще всего это просто недостаток внимания со стороны автовладельца.

Впрочем, об этом мы уже много раз говорили: обратите внимание на свой автомобиль, не стесняйтесь чаще делать диагностику и выбирать профилактический ремонт. Это гораздо дешевле, чем беспокоить мастера «по определенному поводу».

Причины которые могут вызвать перегрев

1. Отсутствие охлаждающей жидкости. Жидкость в двигателе не кипит, потому что ее мало, но вот почему: помните наружную поверхность для охлаждения? При недостатке жидкости контактная поверхность между жидкостью и нагретым двигателем недостаточна, и передача тепла в окружающую среду плохая. Отсюда и перегрев. Система охлаждения двигателя не герметична, как многие считают, и в процессе работы жидкость испаряется – не забывайте регулярно проверять уровень. И, конечно же, следите за состоянием радиатора и труб – протечки недопустимы.

Бывают случаи внутренней течи – в результате повреждения прокладки между головкой и блоком цилиндров. Из выхлопной трубы вода течь не будет, но постоянное падение уровня жидкости без видимых утечек – повод проявить осторожность и обратиться к специалисту. Скопившаяся в цилиндрах вода при запуске двигателя может вызвать гидроудар – это может буквально разрушить поршневую группу, и не только.

2. Состояние радиатора. Промежутки между ячейками радиатора совсем небольшие, и постепенно могут загрязняться представителями мира насекомых. Это не шутка, это был случай, когда небольшое загрязнение радиатора (вкупе с плохим состоянием двигателя) приводило к постоянному перегреву автомобиля. Держите радиатор в чистоте и хотя бы изредка продуйте сжатым воздухом.

3. Неправильно выставленный угол зажигания. При нарушении угла зажигания нарушается процесс сгорания топлива. Как следствие — повышение температуры сгорания и снижение мощности. Мощность упала, но это не обязательно. Что мы делаем? Правильно — сильнее давить на педаль газа. Получается, что на расчетном режиме работы двигателя (где происходит нормальное охлаждение) расходуется больше топлива. Отсюда и перегрев. Кстати, проблема с зажиганием может возникнуть (именно самопроизвольно, а не после вашего вмешательства в доработанный механизм двигателя) в случае растяжения ремня или цепи ГРМ. Это не единственная возможность, но распространенная — помните.

4. Качество топлива. Неправильное октановое число приводит к снижению мощности и увеличению температурного режима сгорания топлива. Выход один — заправляться в одном месте, так вероятность получить плохой бензин ниже.

5. Отложения на стенках двигателя и радиатора. Причина проста – использование некачественной охлаждающей жидкости, а то и воды. Еще немного подробностей. С точки зрения физики лучше использовать воду, так как вода имеет лучшую теплопроводность, чем антифриз на спиртовой основе. Но — в воде есть соли (это можно наблюдать на стенках чайника) — бывает и внутри двигателя.

В результате нарушается циркуляция воды, снижается эффективность охлаждения и перегревается двигатель. Если уже заливаете воду в расширительный бачок — лейте дистиллированную воду, она без солей. И лучше всего использовать специальный антифриз. Поверьте — полностью удалить накипь с двигателя невозможно. И еще одна «прелесть воды»: если после воды, например, зимой долить антифриз — будьте готовы к потекам (течь может где угодно: радиатор, трубы) — это факт. Если постоянно ездить «на антифризе» , ничего не будет, а вот после воды антифриз потечет на 99%.

6. Износ двигателя. К этому можно отнести много моментов, но в большинстве случаев это износ поршневой группы. При длительной эксплуатации автомобиля изнашиваются поршневые кольца, служащие для герметизации камеры сгорания, что приводит к снижению компрессии, нарушению сгорания топлива, потере мощности (вспомним формулу) и перегреву автомобиля.

Как-то это было слишком сложно. Если проще, то так: топливо лучше сгорает при определенном давлении, которое создается в камере сгорания. Давление — около 12 атмосфер. Если взять трубку, заткнуть ее картошкой и дунуть, внутри создастся давление, которое называется компрессией. Сила, с которой вы дуете, будет представлять собой силу расширения топлива во время сгорания, которая давит на поршень и приводит в движение коленчатый вал. Кольца служат для подгонки поршня ближе к цилиндру (в нашем случае картошка и трубка). Теперь, если вставить кусок картофеля, неплотно прикрепленный, и подуть — воздух пропустит штамп картофеля.

Вот что происходит в двигателе при износе поршневой группы (износ колец и износ стенок цилиндров). В результате часть энергии расширения топлива при сгорании уходит мимо поршня (между поршнем и цилиндром), а также снижается компрессия (оптимальное давление в камере сгорания), что ухудшает качество сгорания. И снова — потеря мощности и перегрев. Выход один – обратиться к специалисту.

7. Вентилятор радиатора. В некоторых (старых) моделях автомобилей такой причины не было, так как вентилятор приводился прямо от коленчатого вала через ремень. Теперь вентиляторы электрические и включаются при срабатывании датчика температуры. Датчик может не работать и вентилятор может не включаться. Это довольно распространенная причина. Просто стоит выйти и посмотреть — возможно окисление контактов соединения двигателя.

8. Воздушные пробки, образованные заливкой жидкости. Кстати, в этом случае датчик температуры может не показывать повышения температуры. Как избавиться от пробок — тема отдельной статьи. От себя хочу добавить — при заливке жидкости в систему охлаждения автомобиль должен стоять горизонтально.

9. Термостат. Термостат делит систему охлаждения на два круга — малый и большой. Малый используется для прогрева автомобиля (количество жидкости уменьшается, радиатор отключается), при достижении определенной температуры подключается большой круг (подключается радиатор). Это можно узнать, потрогав нижние патрубки, подходящие к радиатору: если они холодные, а машина перегрета, замените термостат.

10. Насос. Насос — это насос, который принудительно перегоняет воду для улучшения циркуляции. Вообще с помпой могут случиться две проблемы: просто потечет — вот увидите, и другая, которую сложнее определить — износ крыльчатки. При износе крыльчатки насос медленно перекачивает жидкость, в результате жидкость в двигателе нагревается быстрее, чем в радиаторе (ухудшается циркуляция воды). Определить можно по неравномерному нагреву — радиатор холодный, а двигатель кипит. Внимание — такие же симптомы при неисправности термостата и наличии воздушной пробки.

Могли быть и другие причины — одна из которых из разряда «нарочно об этом думать нельзя». Например, не до конца отпущенный стояночный тормоз, что приводит к торможению автомобиля, увеличению нагрузки на двигатель и перегреву. Трос ручника может заклинить — был такой случай. Машина немного тормозит, но в жару хватает.

И немного обидно за включенный кондиционер. По большому счету, это довольно отдаленная причина. Конечно, кондиционер создает дополнительную нагрузку на двигатель, но это учитывалось при разработке. Если двигатель совсем плохой — полный износ, то такое может случиться. Что делать — выключать чудо современного автомобилестроения.

Может быть, мы остановимся на этом. Единственное, о чем мы поговорим в конце — это перегрев в пробке. Никто не застрахован от этого.

Что делать, если ДВС начал перегреваться?

Между двумя вопросами — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. В «красную зону» двигатель может попасть по ряду причин, и угадать нужную сразу, наверное, не получится, только если вы не профессиональный мастер и под машиной нет лужи. Решать проблемы нужно по мере их поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать», а потом уже ищем причины.

При первых признаках закипания сразу останавливаемся в пути. После этого проверьте уровень охлаждающей жидкости. Открываем капот осторожно — может хлынуть горячий пар.

Крайне нежелательно пытаться самостоятельно охладить перегретый двигатель. Были случаи, когда благонамеренные автовладельцы обливали холодной водой прямо ДВС — в результате трескалась головка блока цилиндров (а иногда и сам блок), что вынуждало делать капитальный ремонт. Наберитесь терпения и подождите — двигатель остынет сам.

Когда перестанет идти пар и прекратится кипение в баке (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если у вас нет опыта ремонта автомобиля, вы, вероятно, не поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали моторного отсека. Возможно, оторвался один из патрубков системы охлаждения или в радиаторе образовалась трещина: в этом случае под проблемным местом видна лужа. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В этом случае долейте антифриз (или в крайнем случае воду) в расширительный бачок и попробуйте продолжить поездку.

Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?

Обычно перегрев происходит в жаркую погоду или в пробке. Есть смысл подождать до вечера, чтобы без проблем добраться до места ремонта своим ходом: будет прохладнее и трафик упадет. Есть несколько лайфхаков, которые увеличат ваши шансы добраться до нужной точки без перегрева двигателя.

Включите обогреватель на максимум. Ваша задача максимально отвести тепло от системы охлаждения. Печка отведет лишнее тепло от двигателя, но при этом вы рискуете закипеть сами.

Держите обороты на минимуме. Имеется в виду минимально возможная для нормального движения. В этом случае нагрузка на мотор будет меньше — а значит, при работе выделяется меньше тепла. На автомобилях с механической коробкой передач можно переключиться на более высокую передачу раньше, чем обычно. У автомобилей с автоматом обычно есть ручной режим: переводишь в него кнопку селектора и проверяешь диапазоны вручную.

Хроника событий

Сначала прогорают поршни, это отражается на работе цилиндров. Поврежден коленчатый вал, к нему прилипают определенные элементы.

В дальнейшем головка блока поддается влиянию, это может существенно повлиять на работу двигателя вашего автомобиля.

Если поршни будут крепкими, коленвал сломается, агрегат может продолжать работать. Ломается застрявший поршень, он наносит большой вред двигателю, поршневой палец с шатуном повреждает цилиндр — ваше транспортное средство становится бесполезным.

Оцените статью
Блог про автомобильные парковки