Почему выходит из строя катализатор

Автомобиль
Содержание
  1. Керамические соты каталитического нейтрализатора
  2. Зачем вырезают катализатор на автомобиле
  3. Каталитический нейтрализатор (катколлектор)
  4. Каталитический нейтрализатор автомобиля Лада Приора
  5. Существующие экологические классы для вредных выбросов
  6. Цена вопроса
  7. Каталитический нейтрализатор
  8. Немного истории
  9. Краткая справка по применяемым в катализаторах драгметаллов
  10. Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор
  11. Из чего состоит и как работает
  12. Система выпуска отработавших газов Lada 4×4
  13. Что может случиться с ней трализатором?
  14. Принцип действия катализатора
  15. Каталитический нейтрализатор
  16. Каталитический нейтрализатор
  17. Каталитический нейтрализатор
  18. Каталитический нейтрализатор
  19. Как дела с гарантией?
  20. Из личного опыта
  21. Какие есть методы диагностики катализатора
  22. Причины и признаки неисправности
  23. Промывка катализатора автомобиля своими руками
  24. Чем и как промыть
  25. Видео: как прочистить пеной
  26. Механическая очистка
  27. Как почистить катализатор не снимая с машины
  28. Какие проблемы могут возникнуть
  29. Из каких элементов состоит каталитический нейтрализатор?
  30. Подложка
  31. Покрытие
  32. Драгоценные металлы
  33. Корпус
  34. Трубы
  35. Toyota Carina Е
  36. А если все-таки конец?
  37. В системе выпуска всех современных автомобилей есть устройство для снижения токсичности отработавших газов — каталитический нейтрализатор. Рассмотрим его конструкцию и возможные неисправности.
  38. Как проверить катализатор на неисправность

Керамические соты каталитического нейтрализатора

Керамический сотовый катализатор
Керамические соты катализатора. Керамические соты катализатора. Материалы по теме Промываем форсунки: мойка и прокатка


Внутри нейтрализатора находится пористый материал-носитель — керамический блок с сотовой структурой. На поверхность керамического блока наносится промежуточный слой активаторов, а поверх него наносится каталитически активный слой благородных металлов (платина, палладий и родий). Химические реакции протекают на каталитически активном слое, где токсичные вещества в выхлопных газах: окись углерода и оксиды азота превращаются в углекислый газ и элементарный азот, а углеводороды в углекислый газ и водяной пар. Степень очистки выхлопных газов в полезном нейтрализаторе достигает 98%.

Катализатор работает без расхода активного вещества. В современных автомобилях с нормами токсичности Евро-4 и Евро-5 катализаторы расположены максимально близко к выпускным отверстиям и крепятся болтами или болтами через прокладку к ГБЦ.

Зачем вырезают катализатор на автомобиле

Такой вывоз имеет негативные последствия в виде повышенного загрязнения окружающей среды.

Проводится обычно по двум причинам – экономия на покупке новой детали, взамен изношенной (изделие дорогое по причинам, описанным выше) и силовой тюнинг автомобиля.

уменьшение сопротивления выхлопа позволит двигателю более уверенно набирать обороты. Тем более, что не секрет, что экологичность и экономичность пока не могут сосуществовать. Для обслуживания хорошего каталитического нейтрализатора требуется значительное количество дополнительного топлива, не связанного с полезной нагрузкой.

Каталитический нейтрализатор (катколлектор)

Каталитический нейтрализатор (кат коллектор)
Каталитический нейтрализатор (кат коллектор) тесно интегрирован с силовым агрегатом Лады Гранты Каталитический нейтрализатор (кат коллектор) тесно интегрирован с силовым агрегатом Лады Гранты.

Такая близость массивного и горячего катализатора к двигателю усложняет конструкцию моторного отсека и приводит к повышению температуры в моторном отсеке. Но зато нагрев активной зоны коллектора после запуска двигателя происходит быстрее. Ведь только прогретый каталитический нейтрализатор способен эффективно очищать выхлопные газы. Каталитические реакции эффективны только при температурах выше 300 градусов Цельсия.

Каталитический нейтрализатор автомобиля Лада Приора

Катализатор для автомобиля Лада Приора
Катализатор для автомобиля Лада Приора Катализатор для автомобиля Лада Приора.

Для корректной работы системы кислородные датчики (лямбда-зонды) устанавливаются перед каталитическим блоком и сразу после него. Датчик, расположенный перед инвертором, называется контрольным датчиком, а установленный после него – диагностическим датчиком.

В мировой практике используется и другая компоновка катализатора. Такая схема с расположением бочки катализатора под днищем автомобиля появилась в начале этого метода для снижения токсичности выхлопных газов и до сих пор используется, например, на автомобилях Рено с Евро-4 и даже Евро-5 стандарты.

Существующие экологические классы для вредных выбросов

При покупке автомобиля следует поинтересоваться, к какому экологическому классу он относится. Об этом говорится в технической документации на автомобиль.

Для бензинового двигателя.

Евро СО2 Углеводород Летучий

органическая материя

Окись

Азот

НЕТ

НС+НЕТ Взвешенные частицы
один 2,72 (3,16) 0,97 (1,13)
2 2.2 0,50
3 2.3 0,2 0,15
четыре 1,0 0,1 0,08
5 1,0 0,1 0,068 0,06 0,005**
6 1,0 0,1 0,068 0,06 0,005**
6D температура 1,0 0,1 0,068 0,06 0,0045**

Для дизельных двигателей.

Евро СО2 Углеводород Летучий

органическая материя

Окись

Азот

НЕТ

ХК+

НЕТ

Взвешенные частицы
один 2,72 (3,16) 0,97 (1,13) 0,14 (0,18)
2 1,00 0,7 0,08
3 0,64 0,50 0,56 0,05
четыре 0,50 0,25 0,30 0,025
5 0,50 0,18 0,23 0,005
6 0,50 0,08 0,17 0,005

Со временем экологические классы будут увеличиваться. С 2016 года в России действует стандарт Евро 5, но он также временно снижен.

Из практики обслуживания автомобилей с высоким экологическим классом (Евро 5, Евро 6) катализаторы в таких автомобилях служат меньше. Это связано с более плотным расположением ячеек и тонкими стенками керамических сот.

Такое конструкторское решение давало наилучший экологический эффект, но било по карману автовладельцев.

Цена вопроса

Поскольку преобразователь состоит из пластин, покрытых драгоценными металлами (чаще всего иридием), цена не может быть низкой. На отечественные автомобили ценник варьируется от 10 000 до 20 000 рублей, на иномарки – от 30 000 до 70 000 рублей. Рекомендуется устанавливать в сервисных центрах. Стоимость установки 3000-5000 руб.

Обратите внимание: на вторичном рынке автозапчастей имеется большое количество объявлений о продаже б/у нейтрализаторов. Покупать их не стоит: что бы ни говорил продавец, это не гарантирует вам, что устройство будет работать. А проверить состояние фильтров без разбора невозможно.

Каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор
Катализатор под полом кроссовера Рено Дастер Катализатор под полом кроссовера Рено Дастер

Немного истории

Впервые катализаторы были использованы в 70-х годах прошлого века, хотя разработка устройства производилась на 20 лет раньше.

С годами они совершенствовались и сегодня представляют собой качественные устройства, хорошо выполняющие свои функции.

причиной появления каталитических нейтрализаторов стала острая проблема загрязнения воздуха, что сделало установку компонентов обязательной для всех производителей автомобилей.

Их создателем является Юджин Гудри, талантливый инженер, который начал разработку «очистителя», прочитав отчеты об уровне смога на улицах своего города.

Как уже было сказано, эти устройства стали устанавливаться на автомобили только в 70-х годах. И это несмотря на то, что первый катализатор был создан в 1953 году. Но тогда попытка оказалась неудачной, так как очистку невозможно было провести из-за большого количества свинца в американском бензине.

Как следствие, выпуск нейтрализаторов не имел значения. Использование столь вредных для атмосферы видов топлива было запрещено только в конце 20 века после разработки специального дополнения к специальному закону «О чистом воздухе».

Со временем каталитический нейтрализатор Хоудри был модернизирован группой инженеров по легковым автомобилям (во главе с Карлом Д. Китом). Новый тип устройства называется трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором.

Решение о их внедрении стало поворотным пунктом в экологии и позволило снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Читайте также: Автомобильный аккумулятор — устройство, схема, принцип работы и параметры аккумулятора

Краткая справка по применяемым в катализаторах драгметаллов

Платина — драгоценный металл серебристо-белого цвета. Название платину дали испанские завоеватели Южной Америки. В связи со сходством этого металла с серебром, но с очень сильной тугоплавкостью, им пренебрегли и даже утопили в море, отделив золото от пластины размещения, в результате платина с испанского языка буквально означает слово «серебро». «это презрение к серебру».

Началом использования платины в катализаторах было открытие в 1821 году немецким химиком И. В. Деберейнером способности платиновой руды протекать и ускорять ряд химических реакций, при этом сам драгоценный металл не претерпевал никаких изменений.

Платиновый слиток

Родий — благородный драгоценный металл из группы платиноидов с блестящим фантастическим холодным блеском серебристо-белого цвета, дорогой по цене, очень твердый, но хрупкий.

Слиток родия

Металл с такими свойствами является королем среди бриллиантов и драгоценных камней и стоит на одном уровне с такими металлами, как серебро, золото и платина.

Родий — это металл, полученный путем обработки платины, и для получения 1 кг родия необходимо несколько тонн.

Использование родия в массовых количествах в основном направлено на автомобильную промышленность. Около 97% сырья идет на производство катализаторов — компонентов выхлопных газов. Это родий, который по своей природе является катализатором, способным обезвреживать ядовитые газы, выходящие из цилиндров двигателя.

Палладий — серебристо-белый переходный металл с гранецентрированной кубической решеткой, в чистом виде — достаточно мягкий металл.

Палладий

Палладий часто используется в качестве катализатора, в основном в процессах гидрогенизации жиров и крекинга масел, а в настоящее время активно используется в производстве автомобильных катализаторов.

Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор

Большинство выхлопных газов состоят из совершенно нейтральных и безвредных веществ – азота, паров воды и углекислого газа. Но справиться только с их наличием практически невозможно, это происходит только в идеально настроенном двигателе, работающем в предсказуемом стационарном режиме.

Во всех остальных случаях двигатель начинает выделять химически активные вещества, крайне опасные для человека, угарный газ, углеводороды и оксиды азота.

Прямое разрушение таких токсинов с большой скоростью и в необходимом объеме практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены прибегать к известным из химии каталитическим реакциям для переработки вредных веществ в относительно нейтральные.

В химии катализатор – это компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам не расходуется.

Из чего состоит и как работает

Каталитический блок

Основа катализатора – керамические соты

Конструктивно катализатор представляет собой сотовую керамическую подложку, вставленную в металлический корпус и защищенную теплоизоляционными материалами. Мелкие ячейки прибора имеют специальное покрытие – рабочий состав. Сотовое покрытие представляет собой сплав платины, родия и палладия, драгоценных металлов, которые как минимум в два раза дороже золота.

Сотовая конструкция катализатора увеличивает площадь контакта между ядовитыми газами и поверхностью, которая их нейтрализует. Остатки вредных веществ мгновенно сгорают и не попадают в атмосферу.

Катализатор состоит из следующих частей:

  • Корпус с входным и выходным патрубками;
  • Керамический блок с пористой структурой;
  • Каталитический слой – напыление на ячейки керамического блока;
  • Датчик (лямбда-зонд) – прибор, показывающий загрязненность газов после очистки;
  • Металлический корпус – выполняет функцию теплоизоляции и защищает корпус от механических повреждений.

Схема катализатора

Сечение каталитического устройства

Деталь устанавливается после выхлопной трубы двигателя или во фланце выпускного коллектора. Такое расположение необходимо для эффективной работы катализатора, так как нейтрализация токсичных веществ возможна только при высоких температурах. Узел работает следующим образом:

  1. Выхлопные газы проходят через входной патрубок в деталь и попадают в керамический блок, заполняя ячейки.
  2. Металлы-катализаторы окисляют несгоревшие углеводороды и монооксид углерода.
  3. Восстанавливающий металл родий нейтрализует оксид азота и превращает его в безвредное вещество.
  4. Очищенный газ выбрасывается в атмосферу через выходной патрубок.

Это важно! Решающую роль в процессе обезвреживания ядовитых веществ играет температура процесса. Преобразование возможно при температуре 300 градусов, но в основном рабочая температура автомобильного каталитического нейтрализатора находится в пределах от 400 до 800 градусов.

В момент прогрева двигателя катализатор бездействует, и это существенный недостаток разработанных на сегодняшний день моделей. Сложность организации правильной работы узла заключается в опасности перегрева. Если разместить каталитический нейтрализатор ближе к двигателю, срок службы резко сократится из-за систематического перегрева. Большинство автопроизводителей размещают деталь в районе правого переднего колеса, где можно поддерживать температуру на оптимальном уровне.

Система выпуска отработавших газов Lada 4×4

Выхлопная система Лада 4х4
Выхлопная система Лада 4х4, катализатор расположен в стороне от двигателя Выхлопная система Лада 4х4, катализатор расположен в стороне от двигателя.

Катализатор считается надежным конструктивным элементом в современном автомобиле, и производители не издают регламента замены. То есть, по их мнению, срок службы коллектора или элемента под днищем автомобиля должен быть равен сроку службы всего автомобиля. Тем не менее практика показала, что катализаторы не всегда работают безотказно.

Что может случиться с ней трализатором?

Первой неисправностью активного элемента коллектора является его оплавление, проявляющееся в виде спекания сот и приводящее к затрудненному прохождению выхлопных газов. Обычно это происходит после превышения порога температуры газа в 900 градусов.

Принцип действия катализатора

На практике трехкомпонентный катализатор имеет следующий принцип работы:

  • Выхлопные газы двигателя попадают в керамические блоки, где проникают в ячейки и полностью их заполняют.
  • Металлы-катализаторы палладий и платина вызывают реакцию окисления, в результате которой несгоревшие углеводороды СН превращаются в водяной пар, а монооксид углерода СО в диоксид углерода.
  • Восстанавливающий металлический катализатор родий превращает NOx (оксид азота) в нормальный безвредный азот.
  • Очищенные выхлопные газы выбрасываются в атмосферу.

Если автомобиль оснащен дизельным двигателем, рядом с каталитическим нейтрализатором всегда стоит сажевый фильтр. Иногда эти два элемента могут быть объединены в единый дизайн.

Рабочая температура катализатора играет решающую роль в эффективности процесса обезвреживания токсичных компонентов. Настоящее превращение начинается только после достижения 300°С. Идеальная температура с точки зрения эффективности и срока службы составляет от 400 до 800°C. В диапазоне температур от 800 до 1000°С наблюдается ускоренное старение конвертера. Длительная работа при температуре выше 1000°С оказывает вредное воздействие на катализатор. Альтернативой термостойкой керамике является гофрированная матрица из металлической фольги. Катализаторы в этой конструкции — платина и палладий.

Каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор
Плавление керамического блока еще не захватывает всю площадь. Но процесс идет лавинообразно. Часть сот плотная, остальные перегреваются и плавятся дальше Плавление керамического блока еще не захватывает всю площадь. Но процесс идет лавинообразно. Часть клеток плотная, остальные перегреваются и плавятся дальше.

Другой возможный сценарий повреждения коллектора – разрушение керамики. Другими словами, он начинает рушиться.

Каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор
Относительно небольшой участок рухнул. Вопрос только в том, куда попадут керамические частицы?Рассыпалась относительно небольшая площадь. Вопрос только в том, где окажутся керамические частицы?

И третье – это просто катализатор, забитый продуктами неполного сгорания топлива и масла, что не дает двигателю «дышать».

Каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор
Выхлопные газы практически не имеют выхода Выхлопные газы практически не имеют выхода.

Ряд производителей вместо керамической основы используют металлическую пористую структуру. В народе такое решение считается более устойчивым.

Каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор
Практика показывает, что вероятность разрушения такого нейтрализатора существует. Практика показывает, что вероятность разрушения такого нейтрализатора существует. Материал по теме 13 самых тревожных значков на приборной панели

Приборная панель Шевроле Круз
Расплавление (спекание) сот диагностируют по падению мощности двигателя – разгон со временем ухудшается, вплоть до того, что двигатель перестает разгоняться «до упора» даже без нагрузки. Максимальная скорость становится ниже и двигатель заводится с трудом, как на холодную, так и на горячую. Позже он перестает работать полностью. При такой неисправности загорается индикатор Check-Engine, и его вообще сложно не заметить.

Гораздо коварнее дефект, при котором керамические частицы начинают осыпаться с поверхности сот. Причиной разрушения керамики чаще всего является некачественное топливо, которое сгорает на такте выпуска. Причем крошение начинается в самой горячей зоне, на краях сот, которые ближе к двигателю.

При работе двигателя на разных режимах часть выхлопных газов может выбрасываться обратно в цилиндры двигателя. Керамическая пыль, являющаяся абразивом и попадающая в цилиндр с потоком газов, быстро выведет из строя поршневую группу и вызовет износ стенок цилиндра.

Однако это явление опасно далеко не для всех двигателей. Мы даже не будем говорить о моделях, где, вопреки мировым тенденциям, нейтрализатор закреплен под днищем автомобиля, а потому вредным частицам приходится преодолевать почти метр «вверх по течению». Некоторые производители за счет использования правильных конструкторских решений избежали этих проблем или сумели вовремя их устранить.

Как дела с гарантией?


Пример двигателя Nissan QR типичен. Эти двигатели устанавливались, например, на X-Trail первого поколения (Т-30). При пробеге не более 40-60 тыс км происходил именно тот процесс, о котором мы писали выше. Двигатели выходили из строя из-за повышенного износа цилиндров из-за частиц разбитого керамического блока. Но компания «Ниссан» заняла правильную позицию в этом вопросе.

По гарантии заменили блок цилиндров с поршнем и коленвал (короткий блок) ну и конечно же коллектор тоже на модернизированный. Тогда даже владельцы легко отличали новый коллектор от старого по углу датчика кислорода. С таким же явлением сталкивались и владельцы автомобилей Тойота Камри предыдущего поколения, только износ проявлялся позже, при пробеге около 100 тыс км. И в этом случае были владельцы, которые успели восстановить машину по гарантии, а были и те, кто не успел.

На фоне такого отношения к потребителю резко негативное отношение вызывает позиция группы Киа. В сервисной книжке автомобилей этой марки до начала 2016 года была надпись о том, что гарантийные обязательства на катализатор распространяются до 1 (!) тысячи километров пробега. Грубо говоря, за две заправки, а потом «плохой российский бензин» может вывести из строя катализатор, но ответственность за это компания уже не несет. Правда, с 2016 года гарантия на катализатор увеличена до 150 000 км.

По мнению автора, гарантия на каталитический нейтрализатор должна быть не меньше, чем на автомобиль.

Теперь давайте подробнее рассмотрим, что должен и не должен делать автовладелец, чтобы инвертор служил долго и счастливо.

Вытяжная система

причины выхода из строя каталитического нейтрализатора:

  1. Некачественное топливо – обычно с низким октановым числом. Система управления двигателем переключается на позднее зажигание. Это вызывает сгорание смеси на выходе и повышение температуры выхлопных газов.
  2. Неправильная работа системы зажигания (пропуски зажигания). Несгоревшее топливо в цилиндре сразу воспламеняется и сгорает в нейтрализаторе.
  3. Механическое повреждение катализатора. Повышенная вибрация силового агрегата и воздействие на катализатор приводят к выкрашиванию керамического блока.
  4. Термические удары. Мгновенное охлаждение катализатора тления при пересечении лужи, например, может вызвать трещины в керамическом элементе.
  5. Неправильная топливно-воздушная смесь, вызванная, например, неисправным кислородным датчиком. Тот же эффект дадут негерметичные, заливающие сопла.
  6. Добавление присадок к бензину. Коктейли от непроверенных производителей или нарушения концентрации могут повысить температуру горения на выходе.
  7. Новейшие конструкции двигателей с низким уровнем выбросов запрограммированы на быстрый нагрев инвертора. В морозы для ускорения прогрева блоки управления двигателем сначала сильно обогащают смесь, которая выгорает на поверхности нейтрализатора.
  8. В истории были честные ошибки в конструкции нейтрализатора. Например, Suzuki провела отзывную кампанию, чтобы полностью заменить преобразователи на автомобилях SX4.

Из личного опыта

Вторая половина девяностых. Я работал менеджером по автопарку в коммерческой компании. Звонит менеджер и говорит: Собираемся продавать Карину (Toyota Carina E). Отправляйтесь на автомойку и заставьте свой двигатель сиять, как…

Какие есть методы диагностики катализатора

Существует несколько методов диагностики катализатора, каждый из них мы рассмотрим ниже.

1. Все современные автомобили оборудованы лампочкой «check engine». В случае отказа каталитического нейтрализатора этот индикатор будет гореть постоянно. Эта поломка считается одной из самых серьезных поломок, при которой невозможно продолжать движение даже до места ремонта.

2. Если звук выхлопа стал громче и появился характерный звон, это потенциально указывает на неисправность каталитического нейтрализатора. Поскольку вставка катализатора расширяется по отношению к диаметру выхлопной системы, выступ керамической вставки образует пустое металлическое расширение. Появляются резонансные волны, увеличивающие громкость выхлопа и добавляющие звон.

3. Следующий метод диагностики – эндоскопическая проверка. Лямбда-зонды откручены и каталитический нейтрализатор виден с обеих сторон через технологические отверстия. Таким образом можно определить ущерб. Этот метод не защищает от случаев, когда внутри катализатора произошло спекание!

4. Компьютерная диагностика. На некоторых автомобилях (группа VAG) можно запустить процесс проверки катализатора, который выведет двигатель на подходящий режим работы, нагреет катализатор и после этого, изменив пропорцию топливовоздушной смеси, проконтролирует состав выхлопных газов. На основании полученных данных блок управления делает вывод об эффективности катализатора.

Этот метод позволяет выявить проблемы даже в том случае, если ошибки были сброшены недавно и ошибок по каталитическому нейтрализатору нет. BMW, со своей стороны, имеет систему контроля качества топлива и выхлопа.

5. Самый правильный и самый трудоемкий способ проверки катализатора — снять выхлоп и посмотреть на катализатор через зазор (рис. 4). При такой проверке можно увидеть и торцы, и зазор. Зазор расскажет о состоянии центральной части.

Рис. 4. Катализатор через свет

Причины и признаки неисправности

Ресурс автомобильного каталитического нейтрализатора, как было сказано выше, составляет около 150 тысяч километров пробега. В процессе эксплуатации деталь постепенно прогорает, и чем хуже топливо, тем быстрее это происходит. Дело в том, что искусственные присадки в плохом бензине способствуют повышенному нагреву топлива, а ячейки катализатора плавятся и забиваются.

Это важно! Выходу из строя детали способствуют также микроповреждения, возникающие при проезде неровностей, неисправности в работе поршневой группы и зажигания. Агрессивный стиль вождения ускоряет процесс загрязнения клеток.

Фаршированные имбирные пряники

Отработанный катализатор необходимо заменить

Лямбда-зонд обнаруживает каталитическую неисправность, и на приборной панели появляется ошибка «ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ». Если эффективность катализатора низкая из-за засорения, на панели может появиться ошибка «P0420». Кроме того, симптомами частичного отказа являются:

  1. Стук и вибрация под днищем автомобиля. Если при разгоне или перегазовке слышен лязг, это означает, что детали внутри корпуса каталитического нейтрализатора раскрошились или деталь сдвинулась.
  2. Снижена динамика двигателя. Автомобиль медленно разгоняется. Его как будто сдерживают. Это указывает на то, что клетки частично плотные.
  3. Временное отсутствие тяги на высоких скоростях.
  4. Затрудненный запуск двигателя. При полной поломке каталитического нейтрализатора машина глохнет сразу после запуска.
  5. Голубоватый оттенок выхлопа с резким удушливым запахом – этот признак свидетельствует о значительном разрушении или оплавлении сот.
  6. повышенный расход топлива. Этот признак неоднозначен и может указывать на другие проблемы. Например, длина дроссельной заслонки увеличивается, если забиты топливные форсунки.

Все эти признаки говорят о том, что узел еще работает, но ячейки частично оплавлены и их пропускная способность снижена. Если продолжать эксплуатацию автомобиля в такой ситуации, двигатель может перестать запускаться.

Это важно! Керамические частицы разбитого катализатора могут попасть в цилиндры, повредить стенки и полностью вывести двигатель из строя.

Промывка катализатора автомобиля своими руками

Мастера СТО в один голос утверждают, что катализатор ремонту не подлежит, а единственный способ восстановить его работоспособность – заменить на новый. Отремонтировать узел, выработавший свой ресурс, в принципе невозможно. Стоит помнить, что эта деталь является расходным материалом и рано или поздно подлежит замене.

Однако, если каталитический нейтрализатор просто забит, чистка или промывка помогут продлить срок его службы. Сделать это можно самостоятельно, не прибегая к дорогостоящим специалистам.

Моющий раствор

Каждый водитель может самостоятельно промыть каталитический нейтрализатор

Чем и как промыть

Карбюраторная жидкость или этанол хорошо промывают забитый каталитический нейтрализатор. Процедура проводится в пластиковой таре. Каталитический нейтрализатор снят с автомобиля, проверен на наличие серьезных повреждений и приступил к очистке.

Соты обильно поливают очищающей жидкостью, затем деталь заворачивают в несколько слоев ткани и вертикально помещают в пластиковую емкость. Через 30 минут клетки промывают струей теплой воды.

После промывки водой катализатор очищают, чтобы проверить, открыты ли соты. Если воздух проходит с трудом, деталь снова заливают жидкостью и промывают водой. После полной очистки хорошо продуйте деталь сжатым воздухом и тщательно высушите мощным феном.

При критическом загрязнении процедуру необходимо повторить 3-4 раза или использовать более агрессивное средство. Для промывки возьмите парафин и разбавьте его в пропорции 4:1 растворителем 646 или ацетоном. В полученный раствор погружают катализатор на сутки, затем продувают аэрозолем для карбюраторов или описанную выше чистку и проводят промывку.

Видео: как прочистить пеной

Это важно! Не убирайте в ванной, так как карбюраторная жидкость может разъесть эмаль ванны и повредить другие детали интерьера.

Механическая очистка

Грязь, скопившуюся снаружи каталитического нейтрализатора, можно удалить мелкой наждачной бумагой. Наждачная бумага поможет при легком загрязнении детали. Аккуратно удалите нагар, чтобы чрезмерное трение не повредило соты. После очистки катализатор промывают струей сжатого воздуха.

Как почистить катализатор не снимая с машины

Для промывки и профилактики катализаторов промышленность предлагает специальную жидкость, например Hi-Gear HG3270. Его заливают в бензобак перед заправкой топливом. Как только двигатель запустится, жидкость начнет очищать каталитический нейтрализатор. Накопившаяся сажа удаляется сама собой через выхлопную трубу. Естественно, экологам это не понравится, но двигатель начнет работать лучше.

Какие проблемы могут возникнуть

Проблемы, возникающие с данным устройством, в основном связаны с тем, что оно устанавливается под ходовую часть автомобиля и подвергается различным внешним механическим повреждениям. Высокие температуры, при которых происходят химические реакции по превращению вредных газов в безвредные, также оказывают значительное влияние на работу.

Катализаторы обычно не выходят из строя внезапно или сами по себе. Другими словами, симптомы, указывающие на проблему, являются лишь частью более крупной проблемы. Поэтому перед установкой нового каталитического нейтрализатора важно найти причину поломки и провести ремонт (по возможности).

причины, по которым эти устройства чаще всего выходят из строя, следующие:

  • Выгореть. Выгорание каталитического нейтрализатора обычно происходит, когда несгоревшее топливо попадает в каталитический нейтрализатор и сгорает непосредственно в нем. А чтобы туда попало топливо, скорее всего, проблемы с системой подачи топлива, изношенные датчики СО, чрезмерная нагрузка на двигатель автомобиля и многое другое.
  • Блокировка. Эта проблема возникает, когда катализатор подвергается воздействию выхлопных газов, содержащих вещества, покрывающие рабочие поверхности до такой степени, что катализатор не может обрабатывать (рециркулировать) выхлопные газы. Потенциальными причинами засорения агрегата обычно являются: использование неподходящего топлива и присадок, чрезмерный расход масла, накопление слишком большого количества углерода в выхлопных газах.
  • Структурные дефекты. Основной причиной повреждения конструкции является удар по корпусу камнями и другим мусором во время движения автомобиля. Другими условиями, которые могут привести к повреждению конструкции, являются коррозия и тепловой удар.

Из каких элементов состоит каталитический нейтрализатор?

Чтобы было немного понятнее, как работает автомобильный каталитический нейтрализатор, рассмотрим основные элементы. Не вдаваясь в подробности, покажем лишь основные элементы, из которых он построен.

Подложка

Подложка представляет собой внутреннюю структуру катализатора, на которую нанесен катализатор и благородные металлы. Существует несколько видов субстратов. Основное их отличие заключается в материале, из которого он изготовлен. Чаще всего это инертное вещество, стабилизирующее активные частицы на поверхности.

Покрытие

Активный каталитический материал обычно состоит из оксида алюминия и таких соединений, как церий, цирконий, никель, барий, лантан и другие. Цель покрытия состоит в том, чтобы расширить физическую поверхность подложки и служить основой, на которую наносятся драгоценные металлы.

Драгоценные металлы

Благородные металлы, присутствующие в катализаторе, служат для осуществления чрезвычайно важной каталитической реакции. Обычно используемыми драгоценными металлами являются платина, палладий и родий, но в последние годы большое количество производителей стали использовать золото.

Корпус

Корпус представляет собой внешнюю оболочку устройства и содержит подложку и другие элементы катализатора. Материал, из которого обычно изготавливается корпус, – нержавеющая сталь.

Трубы

Трубы соединяют каталитический нейтрализатор автомобиля с выхлопной системой автомобиля и двигателем. Они изготовлены из нержавеющей стали.

Toyota Carina Е

Тойота Карина Е
Toyota Carina EToyota Carina EМатериал по теме Как определить неисправность по цвету выхлопа?


Ну, я пошел. Я передал команду шеф-повара о качестве мойки. А двигатель хоть и инжекторный, но имел катушку зажигания и распределитель высокого напряжения. На выходе начались перебои в работе двигателя. Офис находится всего в 300 метрах. Машина останавливается, а под днищем словно начинает работать реактивный двигатель. Гудит, машина трясется. Я выскочил, убежал, а из выхлопной трубы вылетает струя черных горящих мух вперемешку с искрами.

В общем, сгорел и перестал. Вернулся к машине, открыл капот, открыл крышку трамблера, а там лужа. Я вытер влагу, вытер ее и направился в офис. Теперь ответьте на вопрос: где, по-вашему, сгорело топливо?

А если все-таки конец?

Не каждый может и заменит вышедший из строя каталитический нейтрализатор на негарантийном автомобиле оригинальным. Это дорого. Какие есть варианты развития событий?

Подержанная машина

  1. Просто выбейте начинку из нейтрализатора. Для этого требуется перепрошивка блока управления, чтобы он «закрывал глаза» на сигнал второго кислородного датчика, либо установка механической или электронной смеси. Механический представляет собой втулку, куда крепится часть каталитического нейтрализатора, а электронный просто имитирует правильный сигнал кислородного датчика.
  2. Выбиваем начинку и устанавливаем вместо нее пламегаситель. Он состоит из нескольких камер с отверстиями, служащими для снижения температуры и давления газов. Это несколько снижает шум и облегчает работу других элементов выхлопной системы. «Мозги» автомобиля придется обмануть, как описано выше.
  3. Установите универсальный ремонтный катализатор вместо керамического блока. Чаще всего на металлической, а не керамической основе. Степень очистки будет несколько ниже, но вы не будете чувствовать себя «вредителем.

В системе выпуска всех современных автомобилей есть устройство для снижения токсичности отработавших газов — каталитический нейтрализатор. Рассмотрим его конструкцию и возможные неисправности.

Керамический сотовый катализатор
Каталитический нейтрализатор (кат коллектор)
Выхлопная система Лада 4х4
Катализатор для автомобиля Лада Приора
Каталитический нейтрализатор
Каталитический нейтрализатор
Каталитический нейтрализатор
Каталитический нейтрализатор
Каталитический нейтрализатор
Тойота Карина Е
Катализатор: монстр под днищем Катализатор: монстр под днищем

Как проверить катализатор на неисправность

Вы можете провести проверку самостоятельно. Однако эта процедура требует опыта и диагностических инструментов. Для точной диагностики лучше всего посетить специализированный сервисный центр. Как проверить катализатор в автомобиле?

  • Проверяет каталитический нейтрализаторВыполните визуальный осмотр внешнего вида агрегата. Если вы обнаружили механические повреждения, вмятины, сколы, то, скорее всего, испортились соты изнутри. С помощью внешнего осмотра, к сожалению, не получится определить со 100% точностью, в каком состоянии находятся клетки. Поэтому необходимо удалить нейтрализатор. Кроме того, вы можете искать свет. Если с ячейками все в порядке, каталитический нейтрализатор в автомобиле работает. Не все модели автомобилей можно диагностировать таким способом, ведь блок каталитического нейтрализатора на разных автомобилях может различаться.
  • Проверяет противодавлениеДля проведения такой проверки нужен специальный прибор – манометр. Его можно использовать для измерения давления выхлопных газов. Если он выше нормы, это неисправность.

Как проверить катализатор на неисправность

Для начала нужно достать лямбда-зонд и вместо него подключить манометр.

Важно! Соединение должно быть плотным. Запускаем двигатель, увеличиваем и держим 10 секунд обороты до 2,5-3 тысяч. Оптимальное давление – не более 0,3 кг на квадратный сантиметр. Манометр показывает повышенное давление? Итак, катализатор в машине забит.

  • Диагностируем катализатор в автомобиле с помощью тестера двигателяВам необходим диагностический прибор для проверки исправности элементов и узлов автомобиля с помощью осциллограммы. Устройство устанавливается на место свечей зажигания, затем запускается двигатель. Данные, полученные от прибора, покажут состояние каталитического нейтрализатора.
Оцените статью
Блог про автомобильные парковки