- Какое наказание предусматривается за нарушение ПДД?
- Второй раз за год
- Систематическое неподчинение
- Какие приборы разрешены для замера тонировки
- Можно ли снять пленку на месте?
- Как должен проводиться осмотр
- Мифы и реальность о тонировке стекол
- Размер штрафа по закону
- Как оплатить
- Что будет, если не платить штраф
- Можно ли содрать тонировку и избежать требования?
- Кто и когда может проверять техническое состояние автомобиля?
- Когда вердикт инспектора ГИБДД о несоответствии тонировки незаконен?
- Чем грозит нарушение, кроме штрафа?
- Как избежать штрафа за тонировку, если замер не производился?
- Заполнение протокола
- Как замеряют степень тонированности стекол
- Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
- Допустимые нормы затемнения стекол по ГОСТу
- Что делать, если выписали штраф за тонировку
- Как обжаловать
- Полицейский требует устранить при нём – есть ли у меня такая обязанность?
- Устранили тонировку до замера – что грозит в этом случае?
- Может ли сотрудник ГИБДД изъять плёнку и рыться в машине?
- Может ли инспектор задержать или арестовать за тонировку?
- Если не поднимать стёкла, можно ли избежать ответственности за затемнение стекол?
- Какой штраф придется заплатить
- Инструкция по эксплуатации тауметра
- Как производится замер светопроницаемости?
- Какой должна быть светопропускаемость стекла
- Как избежать штрафных санкций за тонировку
- Правила замера: погода, условия, влажность
- Инструкция приборов для измерения светопропускаемости
- Можно ли ссылаться на инструкцию по замеру?
- Работает ли это на практике?
- Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
- Какой штраф за тонировку в 2022 году
Какое наказание предусматривается за нарушение ПДД?
Данное нарушение регулируется ст. 12.5 ч. 3.1 КоАП: при управлении транспортным средством, на котором установлены светопропускающие стекла, не соответствующие требованиям технического регламента, водитель наказывается денежным штрафом в размере от 500 руб.
При первой остановке сотрудник ГИБДД не только готовит постановление, но и имеет право выдать предписание, согласно которому необходимо устранить тонировку не позднее 10 дней.
Ссылка! Если автомобилист этого не сделает, то при повторной остановке его привлекают к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей или лишения свободы на срок до 15 суток (согласно ст. 19.3 КоАП).
Второй раз за год
Если автомобилист вовремя не оплатил штраф и не снял цвет, а затем был остановлен сотрудниками ГИБДД, нарушителю придется оплатить штраф, размер которого от 1000 рублей, либо выполнение общественных работ , либо наложением административного ареста на срок до 15 суток (ч. 1 ст. 20.25 Закона об административных правонарушениях). Подробнее о том, как оплатить штрафы ГИБДД, читайте в отдельной статье.
Если сотрудник ГИБДД ранее издал предписание, инспектор вправе издать его повторно, согласно которому за повторное нарушение налагается административный штраф в размере 5000 рублей (ст. 19.3 ч. 6 КоАП РФ).
Систематическое неподчинение
В случае невыполнения автомобилистом неоднократных требований сотрудников ГИБДД на нарушителя составляется протокол о повторном правонарушении в соответствии со статьей 12.5 КоАП РФ. Дело должно быть рассмотрено в суде. Согласно постановлению, водитель может быть лишен водительских прав на срок от 2 до 6 месяцев. Подробнее о последствиях несвоевременной оплаты штрафов ГИБДД читайте в отдельной статье.
Какие приборы разрешены для замера тонировки
Прибор, используемый для контроля степени светопропускания, называется тауметр. Теперь в ГИБДД используются датчики с маркировкой:
- «Блик-Н»;
- «Блики+»;
- «Тоник»;
- «Легкий».
Погрешность этих приборов не должна превышать 2 процентов. Выбирайте таумометр в зависимости от толщины тестируемого стекла. Любое стекло толщиной до 7,5 мм можно измерить всеми приборами, а для стекла большей толщины поставляется «Glare+».
Можно ли снять пленку на месте?
Если водитель беспрекословно выполнит требование инспектора ГИБДД снять тонировку со стекол транспортного средства, он сможет избежать штрафа. Однако у сотрудника ГИБДД есть законные основания выписать штраф, так как нарушение уже произошло.
Как должен проводиться осмотр
Наиболее частым нарушением порядка осмотра автомобиля является измерение светопропускания «на глаз», когда инспектор, руководствуясь опытом или сложившейся практикой, определяет наличие нарушений без применения специальных приборов. Эта практика неприемлема.
Обязательным требованием является измерение светопропускания стекла таумометром, который должен быть исправен и вовремя откалиброван. О дате проверки можно узнать в ГИБДД — об этом сообщит этикетка, наклеенная на прибор. С момента последней поверки должно пройти не более 1 года. Кроме того, следует обратить внимание на погодные условия: в зимний день или в пасмурную погоду прибор может давать искаженную информацию. При этом время суток не влияет на точность показаний.
Поэтому для обжалования штрафа необходимо учитывать следующие нюансы:
- условия, в которых проводилось испытание: было ли холодно или пасмурно;
- использовал ли сотрудник ГИБДД тахометр.
Это нужно занести в протокол. Рекомендуем делать фото или видео – они будут весомым аргументом при обжаловании штрафа. Можно попробовать договориться на месте и взять пленку под присмотром инспектора.
Мифы и реальность о тонировке стекол
Прежде всего, остановимся на двух, на первый взгляд, очевидных моментах:
- Контроль тонировки сотрудниками ГИБДД на соответствие требованию должен осуществляться по определенным правилам.
- Несоблюдение этих правил позволит вам оспорить решение о штрафе.
В принципе, в этих двух пунктах заключена главная причина, по которой нужно разобраться во всем процессе проверки – чтобы обойтись без штрафа. При этом в самой процедуре, как ни странно, при наличии нормативных документов сосредоточено множество вредных мифов. Раскроем их сначала.
При какой влажности, температуре и атмосферном давлении можно проводить измерения цветового тона?
На самом деле в существовавших ранее ГОСТах такие параметры были важны, и, например, невозможно было измерить оттенок в дождь или ночью. Однако с принятием ГОСТ 5727-88 и соответственно отменой предыдущих при измерении не учитываются ни температура, ни влажность, ни атмосферное давление. Этот факт вызывает много дискуссий в юридическом сообществе, но тем не менее ссылка на эти значения удалена из действующей версии ГОСТ.
Интересно, что ГОСТ 5727-88 устанавливает нормы проведения различных испытаний, связанных со стеклом, например на прочность, кривизну и так далее, но в остальных случаях важны параметры температуры, влажности и давления, а именно в случае светопропускания — нет.
Параметры температуры, давления и влажности указаны в документации на измерительный прибор – их не следует учитывать?
Как показывает правоприменительная практика, положения ГОСТ в спорных ситуациях и ГИБДД, и суды ставят выше документации подразделений. В итоге со ссылкой на ГОСТ утверждается, что погодные условия для проверки не установлены и не могут быть учтены.
Это важно, потому что неопытные юристы или водители, не прибегающие к помощи профессиональных автоюристов, часто пытаются построить защиту на основе инструкций к приборам для измерения светопропускания.
Правда ли, что легкое прохождение испытания можно пройти только на стационарных постах ГИБДД (ГАИ)?
Нет, это не так. Больше не правда. Раньше действительно была нормативно-правовая документация, устанавливающая обязанность проверки только на стационарном посту, но в нынешних редакциях эти правила отсутствуют.
Покончим с вредными мифами и перейдем к собственно процессуальным моментам.
Размер штрафа по закону
Таблица – Размеры штрафов для граждан РФ, предусмотренные действующим законодательством при остановке на тонировку
Ст.12-5 часть 3.1 | Нарушение требований технического регламента по безопасности транспортных средств, в отношении показателей светопропускания, как самих стекол, так и покрытых пленкой. | Предусматривается наложение штрафа в размере 500 рублей. |
19,3 ч. 1 | Если гражданин не подчиняется приказу или требованию сотрудника полиции, он будет мешать исполнению обязанностей. | Наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 рублей или арестом на срок до 15 суток |
Искусство. 19.4.1 часть 1 | В случае воспрепятствования законной деятельности должностных лиц или органов государственного надзора при их проверке или уклонении, за исключением отдельных исключений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. | Для граждан РФ штраф в пределах 500-1000 руб. Для чиновника — от 2 до 4 тысяч рублей. |
19:5 1 | В случае несоблюдения правопорядка (постановления). | Наложение штрафа в размере 300-500 руб. |
Как оплатить
Если вы остановились на посту для тонировки, никакая оплата штрафа «на месте» недопустима. Это не полномочия представителей ГИБДД, и это считается взяткой расстрелянному чиновнику. Тем более, что такие платежные процедуры удобно проводить на официальном государственном портале.
Что будет, если не платить штраф
Зарегистрированные нарушения технического регламента безопасности транспортных средств, а именно при выявлении неправильной тонировки стекол, влекут наложение штрафа в размере 500 рублей.
Выявление повторного правонарушения при наличии неисполненного ранее выданного предписания чревато увеличением суммы штрафа до 5000 рублей, арестом на срок до 15 суток или привлечением к общественным работам.
Взыскание неуплаченных штрафов в случае приостановки тонировки происходит через суд. Если сумма накопившегося долга превышает 30 000 рублей, судебный пристав имеет право наложить арест на имущество.
Можно ли содрать тонировку и избежать требования?
При несоответствии светопропускания требованиям технического регламента устанавливается правонарушение в соответствии с пунктом 3.1 статьи 12.5 КоАП, а водитель привлекается к ответственности в соответствии с протоколом или наказывается штрафом.
Однако полицейский задается вопросом: стоит ли отпускать водителя с тонированными стеклами? Ведь он и дальше будет нарушать закон, а такое вождение само по себе небезопасно.
Для совершения преступления должны быть причины и условия. В нашем случае причина в использовании тонировочной пленки. Но тонировка окон сама по себе не является преступлением. Для совершения правонарушения водителю достаточно начать движение. Начало движения, то есть управление транспортным средством, является условием совершения правонарушения.
Для устранения условий совершения правонарушения водитель с тонированными стеклами получает так называемое «Требование об устранении условий, приведших к правонарушению». Само по себе такое требование незаконно — оно заменяет собой предупреждение. Однако практика наказания за отказ от вождения хорошо зарекомендовала себя в судах.
Чтобы водителю не нужно было оформлять такой документ, на практике часто достаточно самостоятельно снять тонировку со стекол.
Еще кое-что полезное для вас:
- Допустимо ли просить инспектора ГИБДД выйти из машины?
- Спрос на тонировку: как убрать и законно ли это?
- Прекратить тонировать: законно ли это и имеем ли мы право по закону?
Кто и когда может проверять техническое состояние автомобиля?
Окрашивание с нарушением правил является эксплуатацией автомобиля с нарушением установленных для таковых правил. Сотрудники ГИБДД имеют право проверять техническое состояние транспортных средств, а также пресекать эксплуатацию транспортных средств с нарушениями.
Полномочия ГИБДД в части контроля за техническим состоянием транспортных средств, участвующих в дорожном движении, закреплены:
- В КоАП РФ, где зарегистрированы правонарушения, связанные с технической неисправностью транспортного средства, а сотрудники ГИБДД указаны в качестве должностных лиц, уполномоченных на выявление этих нарушений и подготовку материалов о нарушениях (ст. 23.3 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);
- В разделе 31 административного регламента.
- В разделе 111 того же регламента, где есть основание для проверки технического состояния автомобиля.
На самом деле авторитет ГИБДД в контроле за светопропусканием тонировки на этом участке сомнений не вызывает. Ранее приказом МВД №1240 были созданы условия для контроля технического состояния. В частности, указывалось на возможность проведения такого контроля исключительно на стационарных постах или специализированных постах досмотра, однако в действующем административном регламенте таких ограничений нет.
Когда вердикт инспектора ГИБДД о несоответствии тонировки незаконен?
Сотрудники ГИБДД часто пользуются незнанием водителем большей части перечисленных норм закона. Убежденные, что водитель «плавает» в регламенте, сотрудники ГИБДД порой грубо нарушают его права, считая, что из-за штрафа в 500 рублей мало кто будет обжаловать незаконное решение.
Наиболее распространенные неправомерные доводы сотрудников ГИБДД о тонировке:
- Свидетельство минимального светопропускания без правильного измерения оттенка. Никаких «Зачем мерить, ничего не видно!» не допускается. Даже если глазу видна совершенно черная пленка, ее несоответствие регламенту должно быть подтверждено специальным прибором. На практике, однако, инспектор ГИБДД выпишет штраф в соответствии с ч. 1 ст. 12.5 Закона об административных правонарушениях якобы за предметы, ограничивающие видимость, — и здесь ему не нужно доказывать светопропускание.
- Указание на то, что не допускается использование съемной тонировки без измерения светопропускания. Аргумент о том, что это изменение конструкции автомобиля, ничем не обоснован, а нарушение правил эксплуатации автомобиля также должно быть подтверждено результатами контроля специальным прибором.
Чаще всего сотрудники ГИБДД используют такие методы воздействия на водителя в случаях, когда:
- тонировка «на глаз» без замеров находится на границе между соблюдением стандартов и их нарушением;
- у сотрудников ГИБДД есть проблемы с проверкой стекла специальным прибором (например, оно неисправно или имеет проблемы с документами/сертификатами);
- есть коррупционная заинтересованность в решении проблемы вне правового поля.
Чем грозит нарушение, кроме штрафа?
В любом из вышеперечисленных случаев настаивайте на своем. Но если вы уверены, что тонировка нарушает положения регламента и КоАП РФ, снимите тонировку добровольно по требованию ГИБДД. Во избежание привлечения к ответственности за неподчинение законному распоряжению сотрудника полиции. Что это?
Это распространенный в настоящее время вопрос требования о прекращении сроков, которые привели к нарушению. Подробнее об этом вопросе мы говорили в специальной статье о требованиях к тонировке.
Еще кое-что полезное для вас:
- Могу ли я сейчас переоформить автомобиль с треснувшим лобовым стеклом?
- Атермальная тонировка запрещена по ГОСТу и за что?
- Можно ли законно тонировать задние фонари?
Как избежать штрафа за тонировку, если замер не производился?
Основным доказательством нарушения требований светопропускания стекол является результат измерения. Полученный коэффициент является основанием для составления протокола. Когда решения об административной ответственности выносятся без меры, действия сотрудника ГИБДД признаются незаконными. Рекомендуется сделать видеозапись и представить ее в суд в качестве аргумента своей позиции. Такое решение судьи или вышестоящего органа отменяется.
Читайте также: Фольксваген Тигуан 2008-2014 стоит ли покупать?
Заполнение протокола
Протокол не может быть подписан, если в нем сказано, что «положения статей уточнены». Подпись ставится только в графу «копия полученного протокола”.
Затем заполняются пояснения с указанием всех допущенных инспектором нарушений порядка.
Фиксируем сами: «Нарушений ПДД РФ не допустил, с приписываемыми мне действиями не согласен. Замеры произведены с несоблюдением норм”.
После получения копии документа водителя обычно отпускают и в течение 10 дней решение можно обжаловать.
Как замеряют степень тонированности стекол
Контроль светопропускания на передние боковые стекла автомобиля осуществляется с помощью сотрудников технической диагностики, сотрудников ГИБДД. Особых требований к измерению тонировки в настоящее время нет в связи с признанием утратившим силу приказа МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 «Об утверждении нормативных актов, регулирующих деятельность Государственной дорожной инспекции». Безопасность МВД РФ по техническому надзору.
Если проще объяснить, то никаких замеров в дождь и грязь. Обязательно посмотрите датчики, прикрепленные к стеклу, на них не должно быть внешних пленок. Но если, по вашему мнению, прибор не точен, попросите провести новое измерение. Во время второго измерения инспектор должен пригласить двух понятых. Где он их будет искать — не ваша проблема. Но если инспектор ГИБДД явно затягивает поиск понятых, напомните ему статью 28.5 КоАП РФ о неправомерности длительной задержки вашего автомобиля и скажите, что вызовете полицию. Если контролер узнает, что нарушает правила, вас немедленно отпустят.
Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
Если сотрудник полиции остановил водителя у ГАИ и предложил пройти тест на светопропускание стекол автомобиля, автомобилист вправе отказаться от этого, даже если стекла его транспортного средства полностью затонированы.
В этом случае инспектор может предложить подъехать к стационарному посту для соблюдения всех правил измерения тонировки. Даже в этом случае водитель может отказаться. Для принуждения автомобилиста к выезду на блокпост сотрудник полиции должен произвести административное задержание. Это законно?
Нет, это не разрешено. Закон гласит, что ограничить свободу автомобилиста или любого другого лица можно только в тех ситуациях, когда необходимо вовремя оценить дело о правонарушении. В этом случае задержание не может быть использовано для раскрытия преступления. Конфисковать автомобиль можно только в том случае, если нарушение уже выявлено, но не раньше.
Допустимые нормы затемнения стекол по ГОСТу
Несмотря на то, что за тонировку автомобильных стекол предусмотрен штраф, существует приемлемая норма затемнения автомобильных стекол. В соответствии с ГОСТ 32565–2013 допустимая степень тонирования стекол транспортных средств составляет:
- Лобовое стекло — 75%.
- Первая полоса — 70%.
- Задние боковые и заднее стекло — не регламентируются законодательством, при условии наличия на транспортном средстве 2-х зеркал заднего вида, позволяющих водителю хорошо видеть движущуюся сзади машину.
Важно! По данным Росстандарта, ширина полосы светозащитной пленки, наклеенной на верхнюю часть лобового стекла, составляет не более 14 см и имеет некоторую степень светопропускания. Это означает, что сотрудники ГИБДД не имеют права измерять величину светопропускания пленки в этой части лобового стекла, так как она не будет соответствовать норме.
Что делать, если выписали штраф за тонировку
Как обжаловать
Жалоба подкрепляется документами и показаниями свидетелей, подтверждающими правоту водителя. После отказа в удовлетворении заявленных требований, что происходит в 95% случаев, необходимо отстаивать свои права в судебном порядке. Но судьи довольно неохотно приступают к рассмотрению таких дел, если предварительно не была подана жалоба.
Водитель фиксирует свое несогласие в протоколе, составляемом на месте. На обжалование решения сотруднику ГИБДД есть 10 дней, а в дальнейшем это можно сделать только через суд и для судебного разбирательства нужны веские основания, без подачи жалобы в инспекцию.
Полицейский требует устранить при нём – есть ли у меня такая обязанность?
Водители обязаны соблюдать закон. Нормы светопропускания определяются не только ПДД, но и требованиями технических регламентов.
Время реакции водителя варьируется от 0,3 до 1,8 секунды в зависимости от окружающей среды, состояния водителя и других факторов. На темных неосвещенных дорогах время реакции увеличивается на 0,6-0,7 секунды. По этой причине опасно ездить ночью со скоростью 90 км/ч с ближним светом.
Диммирование при светопропускании менее 35% увеличивает время отклика на 0,1 — 0,7 секунды. Это означает, что ездить на высокой скорости днем на тонированном автомобиле уже небезопасно. Ездить ночью на затемненной машине — самоубийство.
Водителя спасает то, что он какое-то время отлично знает дорогу, что сокращает время реакции. Но когда в свете фар появляется незнакомый объект, контуры ложатся на сетчатку глаза, информация поступает в мозг, и мозг начинает ее распознавать. Ведь он должен сначала решить: угроза это или нет?
Мозг решает задачу, проходит время, и водитель сталкивается с препятствием, полностью отключая инстинкт самосохранения.
Этой ситуации препятствуют требования технического регламента. И если милиционер требует снять затемнение на месте, лучше пойти ему навстречу.
Но есть и альтернатива. Движение заканчивается, когда потребность в движении исчерпана. Это ситуация, когда водитель вызвал эвакуатор.
Устранили тонировку до замера – что грозит в этом случае?
Вернемся к нашему случаю, когда водитель снял виниловое покрытие перед измерением дозы излучаемого света. Как уже упоминалось, водитель может быть оштрафован или приговорен к 15 суткам тюремного заключения в соответствии со статьей 19(3)(1) Закона о государственном управлении. Однако все не так просто, как думают полицейские и судьи.
Как уже было сказано, для ограничения прав и свобод гражданина в федеральном законе должен быть указан порядок ограничения. С точки зрения Закона об административных правонарушениях, это раздел IV Закона.
Например, согласно Закону об административных правонарушениях, для установления факта управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения необходимо предъявить протокол об аннулировании водительского удостоверения, протокол освидетельствования, протокол о направлении на медицинское освидетельствование, подтвержденное по свидетелям.
В Законе об административных правонарушениях ничего не сказано об установлении факта совершения правонарушения, связанного с техническим состоянием автомобиля, в том числе с тонировкой.
Устранена тонировка перед замером – что грозит в этом случае?
Справедливости ради, в упущении винить нечего, так как все автомобили ГИБДД оборудованы приборами для измерения светопропускания, и потери времени водителей на измерение минимальны.
Однако ситуация меняется, если устройство повреждено или контроллер вышел из строя. Сотрудник ГИБДД отправляется на поиски устройства и в процессе курит сигарету, ест, звонит по телефону, набирает воздух. А водителю говорят ждать и не спешить. В Законе об административных правонарушениях это действие называется задержанием и должно быть надлежащим образом оформлено. При отсутствии оформления задержание является незаконным.
На фоне незаконного задержания отсутствие предусмотренной федеральным законом процедуры при измерении светопропускания приобретает совсем иной оттенок, подчеркивая неосведомленность инспектора — небольшое нарушение закона может быть и допущено, но беззаконие зашкаливает.
Краткое примечание: остановка является законной, если она имеет:
- причина
- цель
- и мотив задержания.
Если инспектор отправился искать устройство, то мотив остановить преобладает над целью сбора доказательств преступления, что лишний раз доказывает некомпетентность полицейского. Но это тема для другой статьи.
Если остановка незаконна, все последующие действия инспектора также незаконны. Следовательно, удаление тонировки никоим образом не может противоречить требованиям закона. Особенно, если водитель успеет снять тонировку со всех стекол.
Вы хоть представляете, сколько времени потребуется неподготовленному человеку без инструментов, чтобы снять пленку со всех окон? Где был инспектор во время проверки? И обратите внимание, регламентом предусмотрено всего 30 минут на полный технический осмотр автомобиля в пути, включая замер щели лобового стекла – пункт 99 правил надзора за техническим состоянием транспортных средств.
Может ли сотрудник ГИБДД изъять плёнку и рыться в машине?
Все основания для обыска автомобиля перечислены в статье 202 Постановления, что полностью соответствует требованиям Закона об административных правонарушениях и Закона о полиции. Разобранная пленка не является ни предметом, ни преступным оружием, ни наркотиком, ни боеприпасом. То же самое относится к обыску предметов, находящихся во владении физического лица.
Поэтому инспектор не имеет права снимать пленку и осматривать вещи водителя.
Может ли инспектор задержать или арестовать за тонировку?
Арест – это форма наказания, которую может наложить только судья. Если водителю угрожает арест по ч. 1 ст. 19.3 КоАП за нарушение законных требований инспектора последний имеет право задержать водителя и доставить его в мировой суд, если суд в это время работает.
Если сейчас вечер или ночь, у инспектора должен быть мотив остановить водителя. Для того чтобы остановить человека, имеющего постоянное место жительства и никогда не скрывавшегося ни от каких властей, у милиционера должен быть железный мотив, четко и ясно прописанный в протоколе задержания.
Водитель должен сразу сказать, что готов явиться в районный суд по первому требованию. Он также должен указать свой точный адрес, текущее место работы, номер своего личного телефона и номер телефона своего рабочего места. Этот шаг подтвердит, что водитель не собирается убегать.
Таким образом, остановка, если вы удалили цвет перед измерением, незаконна, и по закону за это не должно быть штрафа.
Может ли инспектор задержать или арестовать за тонировку
Если не поднимать стёкла, можно ли избежать ответственности за затемнение стекол?
Отказ требовать от сотрудника ГИБДД поднять стекло влечет за собой в соотв. 19.3 КоАП РФ об административных правонарушениях:
- штраф (500 руб);
- арест до 15 суток.
Требование обосновывается необходимостью определения степени светопропускания. Попыткой избежать вызова за отказ поднять стекла было бы известить инспектора о неисправности электростеклоподъемников. При этом он оставляет за собой право проверять их работоспособность. Разработана система, которая после установки нажатием кнопки приводит к блокировке окон.
Какой штраф придется заплатить
Штраф за незаконную тонировку стекол предусмотрен статьей 12.5 части 3.1 КоАП РФ и составляет 500 рублей. За повторное нарушение увеличивается до 1000 руб. При оплате в течение 20 дней водитель получает «скидку» 50%. Сумма кажется небольшой, но если вам на каждой остановке будет давать указания инспектор ГИБДД, это будет внушительно.
Инструкция по эксплуатации тауметра
Опишем инструкцию к самому популярному среди сотрудников полиции устройству — «Блик-Н». Если измерение проводится в полевых условиях, оно прикрепляется к ремешку, надетому на шею.
Для проведения замеров необходимо подключить кабель прибора к прикуривателю автомобиля, который имеет питание 12В. Затем таумометр нагревают в течение нескольких минут. Если прибор перемещается из помещения на свежий воздух или наоборот, инспектор должен убедиться, что стекла на головке прибора не запотевают и не замерзают.
Также нужно определиться, какая рама подходит для стекла, в зависимости от его толщины. Далее необходимо установить индикатор индикатора устройства на 100%. Если индикатор нестабилен, значения на индикаторе будут мигать.
Для настройки прибора приемную и передающую головки располагают напротив друг друга по обеим сторонам измеряемого стекла. Важно следить, чтобы на стекле не было острых выпуклостей, так как обе головки притягиваются друг к другу с помощью магнита.
При соблюдении правил контроля тонировки на индикаторе будет отображаться число, определяющее коэффициент светопропускания стекла.
Как производится замер светопроницаемости?
При проверке степени тонировки стекол сотрудники ГИБДД руководствуются Приказом МВД №1240, устанавливающим нормы технического оснащения автомобиля. Для измерения светопропускания стекол автомобиля сотрудники ГИБДД должны использовать технический диагностический прибор – канатомер.
Такой агрегат обязан иметь сертификаты соответствия, указанные в законе, и бумаги о периодических проверках работоспособности с указанием даты последней проверки агрегата.
Измерение светопропускания имеет право проводить сотрудник службы технического осмотра или ГИБДД, уполномоченный на проведение такой процедуры.
Осмотр проводится в соответствии с правилами и условиями, прописанными в техническом регламенте:
- Температура воздуха должна быть в пределах +15 – +25 градусов.
- Атмосферное давление: 86-106 кПа.
- Влажность — 40-80%.
- Окна автомобиля должны быть чистыми и сухими.
- Погрешность тауметра не превышает 2% или равна этому значению и обязательно отмечается в паспорте прибора.
Какой должна быть светопропускаемость стекла
Согласно действующему техническому регламенту по безопасности для колесных транспортных средств светопропускание на передние стекла (лобовое и боковые) должно быть не менее 70%. А вот задние стекла можно тонировать как угодно.
Уровень света, проникающего в салон автомобиля, помогают определить специальные технические средства – тауметры. Одна часть прибора с источником света расположена на внешней стороне стекла, а другая – приемник, на внутренней. Затем измеряется процент света, проникающего через стекло.
На результат измерения не могут повлиять погодные условия или уровень естественного освещения.
Как избежать штрафных санкций за тонировку
Самый простой и действенный способ избежать штрафов — не использовать тонировку передних и боковых стекол. Если все-таки хочется уединения, или машина ездит по южным регионам, можно не обклеивать машину «по кругу», а только тонировать заднее стекло. Этот вариант разрешен.
Не забывайте о приемлемом уровне тонирования. Он не должен превышать указанных 70%. Поэтому при выборе пленки ищите подходящий процент, а после наклеивания мерки. Если разрешенный уровень тонировки не превышен, сотрудник не имеет права выписывать штраф. При наличии расхождений в результатах замера всегда можно привлечь независимое расследование и с результатами обратиться в суд с обжалованием решения.
Правила замера: погода, условия, влажность
Основным документом, регламентирующим уровень светопропускания стекол, является регламент. Действующий ГОСТ устанавливает общие требования к очкам и определяет порядок измерения уровня светопропускания в заводских условиях (п. 7.8 ГОСТ 32565-2013).
При этом, в отличие от утратившего силу ГОСТ 27902, действующий стандарт не содержит особых требований к условиям испытаний — ни по температуре, ни по влажности и атмосферному давлению, ни по погоде в целом. Кроме того, согласно пункту 7.8.6 допускается измерение светопропускания на основании эксплуатационной документации на фотометр.
Фактически все общие требования к температурно-влажностному режиму проведения испытаний изъяты из ГОСТа и перенесены в эксплуатационную документацию на средство измерений.
Инструкция приборов для измерения светопропускаемости
Эксплуатационная документация на каждый из средств измерений содержит только общие требования к измерению.
Например, светоизмерительный прибор «Тоника» в эксплуатационной документации (точнее приложении к методике поверки) содержит следующие требования к условиям поверки:
- температура воздуха (20 +/-5)℃;
- относительная влажность (60 +/-15)% при температуре воздуха (20 +/-5) ℃;
- атмосферное давление (101,3 +/-4,0) кПа, (760 +/-30) мм рт.ст.
Можно ли ссылаться на инструкцию по замеру?
Это запрещено. Представляется, что сами инструкции содержат достаточно четкие требования, несоблюдение которых может сделать результаты проверки недействительными. Но!
Ссылаясь на тот же ГОСТ 32565-2013, а именно на пункт 7.8.7, узнаем, что в случае разногласий по поводу метода измерения светопропускания применяется метод, описанный в пункте 7.8 ГОСТ.
Получается, что в случае заявления водителя о нарушении условий эксплуатации светоизмерительного прибора и суд, и ГИБДД имеют полное право сослаться на ГОСТ, который не устанавливает конкретных требований к условиям для мерных стаканов. На первый взгляд это звучит не совсем логично – ведь в данном случае инструкция к прибору просто дополняет требования ГОСТа, так как последний не содержит конкретных правил измерения тонировки при определенной температуре, влажности и атмосферном давлении. Но на практике в 2022 году суды полностью отвергают любые попытки водителя, оспаривающего штраф за тонировку, ссылаться на инструкцию. Мотивация проста: «Требований к условиям измерения в действующих ГОСТах и регламентах нет».
ГОСТ раскрывает лишь общий способ проверки, нарушение которого, как правило, приводит либо к полному отсутствию показаний приборов, либо практически не может быть доказано водителю.
Но в судебной практике 2022 года в принципе обычно нет смысла ссылаться на указанный ГОСТ. Дело в том, что суды практически всегда не учитывают положения, что свидетельствует о том, что данный документ не имеет никакого отношения к измерению светопропускания тонировки.
Вот пример такого судебного решения:
Довод жалобы о нарушении требований ГОСТ 32565-2013, допущенном при измерении светопропускания стекол автомобиля, несостоятелен.
Положения ГОСТ 32565-2013 применяются при измерении контрольных образцов продукции (стекол для автомобилей), и должны соблюдаться при сертификации такой продукции на соответствие заданным требованиям, вытекающим из буквального содержания положений ГОСТ, которым предусматривают измерение светопропускания контрольных образцов при определенных условиях, в определенных точках с последующим взятием среднего арифметического.
При этом соблюдения вышеуказанных условий при измерении светопропускания стекол на эксплуатируемые транспортные средства инспекторами ГИБДД с использованием сертифицированного и поверенного прибора не требуется.
В таких условиях действуют п. 7.8.3 ГОСТ 32565-2013, регламентирующий порядок испытаний светопропускания на образцах или на стеклах для определения соответствия нормального светопропускания защитных стекол установленному значению, и п. 7.8.5 ГОСТ 32565-2013, закрепляющий определение результатов измерений, не распространяется на порядок проверки соответствия светопропускной способности стекол требованиям безопасности дорожного движения, осуществляемой инспектором ГИБДД.
В том же законе в пункте 11 статьи 2 указано: «методика (метод) измерений — это совокупность специально описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности».
В соответствии с указанными требованиями метод и условия работы приборов должны быть указаны в описании типа. Но перечисление всех требований занимает много места, а в Типовом описании дают ссылку, на которую методика дается в эксплуатационной документации.
Таким образом, руководство по эксплуатации является неотъемлемой частью описания типа. При несоответствии методики измерения или условий эксплуатации указаниям руководства по эксплуатации результаты измерений не могут быть использованы в качестве доказательств, — ч. 3 ст. 26.2 КоАП.
Работает ли это на практике?
Скажу лишь, что легальной тонировки практически нет. Часто с завода лобовое стекло поглощает около 20% света, а если это стекло еще запылилось или протерто щетками, то этот показатель может доходить до 30%. Поэтому, прежде чем клеить даже самую безобидную пленку, следует измерить светопропускание ваших очков. Таким образом, можно сказать, что легальной тонировки лобового и передних стекол автомобиля не существует. Полная тонировка заднего стекла разрешена, но только если зеркала заднего вида установлены с обеих сторон автомобиля. Зеркальное окрашивание – тоже довольно спорный момент. Непосредственно по ГОСТу он не запрещен, но согласно примечанию в части 7.3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 его использование запрещено.
Примечание. Прозрачные цветные пленки можно наклеивать на верхнюю часть лобового стекла автомобилей и автобусов. Допускается применение тонированных стекол (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТ 5727-88. Разрешается использовать шторы на окнах туристических автобусов, а также шторы и занавески на задних окнах автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
Часть 7.3 Главы 7 Постановления Правительства Российской Федерации «О Правилах дорожного движения»
По своему опыту скажу, что ездить за автомобилем, у которого заднее стекло имеет зеркальную тонировку, очень нецелесообразно. В определенных ситуациях он может «вплотную» ослепить водителя.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
Чтобы сотрудники ГИБДД признали водителя виновным, инспектор должен руководствоваться определенными правилами процедуры измерения светопропускания:
- Осуществляется только на стационарных постах Национальной дорожной инспекцией.
- Замер тонировки лобового стекла проводит инспектор технического осмотра Норвежской дорожной инспекции. Эта запись должна быть указана в удостоверении личности сотрудника.
- Установление реальной светопропускной способности осуществляется только с помощью технической диагностики — тросового измерителя. Его документы — сертификат соответствия и отметки о количестве последних регулярных проверок — всегда должны быть при устройстве.
- Измерения проводятся на 3 стеклянных местах на плоских поверхностях. Окончательное значение рассчитывается как среднее арифметическое трех показаний.
- Процедуру проводит сотрудник ГИБДД, сидящий в машине водителя. Ни в коем случае нельзя делать это снаружи, так как речь идет о обзорности водителю, а не о степени светопропускания внутрь транспортного средства.
- Проверка проводится исключительно в светлое безоблачное время суток, на чистой и сухой поверхности.
Если сотрудник ГИБДД правильно провел процедуру с нужным прибором и учел все вышеописанные условия, а значения оттенка на счетчике показывают, что степень нарушена, на водителя налагается штраф.
Какой штраф за тонировку в 2022 году
Санкции за оклейку стекол цветными пленками, светопропускание которых не соответствует требованиям закона, будут наложены по статье 12.5 КоАП в размере 500 рублей.
Водителю грозит такое же наказание, если он совершит это нарушение еще раз.
Однако, если инспектор ГИБДД ранее выдал письменное требование об удалении пятна, но водитель его не выполнил, санкции последуют уже по ч. 1 ст. 19.3 КоАП в виде штрафа в размере 2- 4 тысячи рублей, или 15 суток административного ареста, или 40-120 часов обязательных работ. Это штраф за несоблюдение водителем законных требований полиции.