- Можно ли ездить если руль тяжело вращается
- Что делать, если руль стал тяжелее крутиться
- Тяжелый руль — ГУР
- После замены рулевой рейки горит ESP
- Основные причины тугой работы руля
- Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)
- На холодную и горячую разное поведение руля
- Развал-схождение
- Грязный фильтр
- По каким признакам можно обнаружить неисправность
- Давление в покрышках
- Расширение материалов
- После замены рулевой рейки руль сам крутится
- Избавление от лишнего воздуха
- Гидравлический насос
- Как разобрать тугой руль?
- Что затрудняет поворот руля
- Пониженное давление
- Нарушение развал-схождения
- Нарушение регулировки колёс
- Поломка электроусилителя
- Неисправность гидроусилителя
- Проблема с жидкостью
- Приводной ремень
- Усилители руля
- Завоздушивание
- Какую жидкость предпочесть?
- Рулевое управление с гидроусилителем руля
- Уровень и состояние масла
- Воздух в системе
- Натяжение ремня ГУР
- Густое масло
- Антитечь в гидроусилитель
- Забит фильтр ГУР
- Клапан регулировки давления
- Скорый конец насоса
- Потеря мощности двигателя при поворотах
- 7 причин тугого вращения руля
- Износ рулевой рейки
- Давление в покрышках
- Развал-схождение
- Насос ГУР
- Проблемы с маслом гидроусилителя
- Приводной ремень
- Диагностика рулевой рейки после ремонта
- Низкий уровень масла
- Проблемы с рулевой рейкой
- Количество масла и его состояние
Можно ли ездить если руль тяжело вращается
Возможна кратковременная предупредительная езда, но это аварийный режим, который по ряду причин нельзя считать безвредным.
- Непривычное усилие на рулевом колесе небезопасно, так как водитель уже привык к легкому рулевому управлению и может быть не в состоянии контролировать рулевое управление в аварийной ситуации.
Точность и скорость реакции будут нарушены, а некоторым может просто не хватить сил, чтобы быстро повернуться на нужный угол. Колеса переместятся в непредсказуемое положение, в результате чего вы потеряете устойчивость или не сможете объехать препятствие.
Следует учитывать, что они имеют динамические моменты от давления двигателя или тормозного усилия в зависимости от ситуации, которые ранее практически не проявлялись.
Кроме того, на некоторых автомобилях усилитель руля взаимодействует с системами стабилизации и другими системами активного рулевого управления.
- Вторым нежелательным явлением будет возможное отсутствие смазки рабочей жидкостью агрегатов ГУР, которые еще не были повреждены. Полусухое трение вызывает быстрый износ.
- Немаловажно и то, что тугой руль может быть следствием не выхода из строя усилителя, а других поломок в рулевом управлении. В этом случае движение строго запрещено. Руль может просто заклинить с самыми серьезными последствиями.
Из этого можно сделать вывод, что упомянутое кратковременное движение с тугим рулем настолько опасно, что съехать с дороги можно только в безопасное место для диагностики.
Продолжение движения к месту ремонта возможно только после выяснения точной причины неисправности, но и это запрещено правилами, вся ответственность лежит на водителе. Техническая и юридическая стороны дела здесь никак не висят, такая поездка недопустима по закону.
Что делать, если руль стал тяжелее крутиться
Если руль вашего автомобиля стал тяжелым, в первую очередь следует провести следующие действия:
- измерить уровень жидкости ГУР, при необходимости долить;
- проверьте шланги, возможно они просто забиты;
- убедиться в герметичности шлангов и бачка ГУР, возможно, течи;
- попробуй подтянуть приводной ремень, может проскочить.
Если ничего из вышеперечисленного не помогло, причина тугости поворота руля, скорее всего, в износе деталей рулевого управления, здесь требуется профессиональная диагностика. Причиной тяжести руля может быть и неправильный угол наклона колес.
Стоит отметить, что выбору запчастей стоит уделить особое внимание, иначе вскоре проблема может появиться снова.
Тяжелый руль — ГУР
Так сразу и не припомнишь, есть ли в современном автомобилестроении машины без гидроусилителя руля… Вроде бы таких чудо-устройств уже давно не производят. Потребитель к этому привык: руль должен вращаться легко и непринужденно даже в вазе. Как устроена система, которая помогает нам крутить руль одним пальцем?
Усилитель руля (ГУР) — деталь, которая не только облегчает водителю поворот, но и значительно повышает контроль над направлением движения автомобиля: если шина спущена, машина с ГУР не уедет с дороги. Устройство также заметно компенсирует удары при наезде на различные препятствия. А затем, когда рулевое управление стало тяжелее или туже, все преимущества, которые вы получали от наличия гидроусилителя, фактически сводились на нет.
ГУР представляет собой закрытую гидросистему. Агрегат состоит из насоса, бака для жидкости, регулятора давления, золотникового клапана и силового гидроцилиндра.
После замены рулевой рейки горит ESP
На современных автомобилях, оснащенных электронной системой курсовой устойчивости (ESP), любая ошибка, допущенная при ремонте или замене рулевой рейки, может привести к неисправности системы. «Электронный мозг» ESP получает информацию от множества датчиков, в том числе подключенных к различным системам автомобиля, включая рулевую рейку и колонку. Соответствующие датчики передают информацию о положении руля через кабельную петлю, благодаря чему ESP правильно перераспределяет тормозное усилие на каждое колесо, предотвращая занос автомобиля.
Если горит значок ESP, помощи при маневрах не будет
Когда система сбора информации для ESP нарушена, например поврежден шлейф проводки или забыли подключить датчики, блок управления ESP посылает сигнал об ошибке на бортовой компьютер, сообщая о какой-то неисправности. Водитель может повернуть руль на полный оборот, но из-за неисправности система не получит правильный сигнал, что может привести к заносу. Такая ошибка особенно опасна на скользких дорогах, покрытых водой или льдом, особенно если за рулем находится водитель, не имеющий достаточного опыта вождения в таких условиях, то поездка может закончиться плачевно. При возникновении ошибки в системе на панели приборов загорается соответствующий индикатор.
Основные причины тугой работы руля
Существует множество факторов, которые могут привести к затруднениям в управлении рулем из-за гидроусилителя. У каждого из них свой подход к ремонту. Одной из самых частых причин является наличие воздуха в нишах гидроусилителя. Его наличие не только нейтрализует основную функцию механизма, но и имеет обратный эффект, утяжеляя движения руля.
Еще одна распространенная причина – упомянутое выше опустошение расширительного бачка жидкостью. Однако если не удалось определить причину, по которой туго крутится руль с гидроусилителем, есть смысл обратиться к техническому состоянию отдельных компонентов системы. Например, износ деталей, особенно приводного ремня, может косвенно вызвать ухудшение гидравлической функции. В этом случае не избежать полной ревизии механизма и, возможно, его замены. Не исключайте возможность неисправности самого руля. Например, рейка в сцепке с коробкой передач может доставить еще больше хлопот при ремонте.
Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)
ЭГУР по принципу работы мало чем отличается от обычного гидроусилителя руля. Основное отличие в том, что здесь насос гидроусилителя приводится в движение не двигателем внутреннего сгорания, а электродвигателем. Система также имеет электронный блок управления.
Сам насос (мотор-редуктор) может быть двух видов, лопастной и шестеренчатый. Второй тип считается более надежным.
ЭГУР устанавливается на многие иномарки, например, Ford Focus 2, Skoda Fabia, Mazda 3. А также на некоторые отечественные автомобили, например Lada X-Ray.
Рассмотрим причины, по которым туго крутится руль, на примере Mazda 3 (характерно для других автомобилей):
- Деформация рулевой рейки. Проблема решается только заменой последнего;
- Низкое напряжение в бортовой сети. Разряжен аккумулятор, отказ генератора.
- Неправильная калибровка руля или ЭБУ вообще не видит положения. Предыдущая и эта проблема хорошо диагностируются сервисом.
- Реле вышло из строя. На Мазде 3 он находится под капотом в блоке предохранителей. А может реле не вышло из строя, а сгнили контакты под самим блоком — это болезнь Мазды 3.
- Вышел из строя автоматический выключатель ЭГУР или разомкнута цепь питания электродвигателя.
Иногда, чтобы найти обрыв, приходится снимать весь насос. Проблема была диагностирована сервисом. - Неправильно установлена рулевая тяга после ремонта или замены.
- Другие причины, связанные с гидроусилителем руля.
На холодную и горячую разное поведение руля
Если руль вашего автомобиля ведет себя по-разному при выезде из гаража и после длительной езды, причина может крыться в изменении характеристик элементов управления.
Возможны два варианта поведения автомобиля:
- В мороз руль легкий, после короткого пробега становится тяжелее.
- На морозе руль сильно крутится, но после прогрева все нормально.
В первом случае мы имеем ситуацию с линейным расширением материалов. В результате повышения температуры некоторые элементы изменяют свои размеры. Если допуски и посадки выбраны неоптимально, некоторые элементы могут заклинить.
Для диагностики такой ситуации необходимо поддомкрачивать переднюю часть автомобиля (если он переднеприводный) и крутить руль, когда холодно и жарко. Места заклинивания обычно обнаруживаются при визуальном осмотре.
Во второй ситуации причина, по которой руль с ГУР плохо крутится, обычно кроется в загустении масла. Если такая ситуация возникает зимой, особого повода для беспокойства нет. Но если это мешает комфортной езде, рекомендуется заменить жидкость в гидроусилителе на более качественную.
круглый год на морозе руль может туго вращаться из-за засорения фильтра. Некоторые модели гидроусилителей имеют встроенный фильтр в гидробаке. Со временем забивается мусором. Горячее масло может проходить через него беспрепятственно, а вот на холодном автомобиле с этим возникают проблемы.
Развал-схождение
В зависимости от того, насколько правильно выровнены колеса, машина может поворачиваться нормально или достаточно туго.
Согласно рекомендациям, развал-схождение следует проводить каждые 10 000 км пробега или каждые 6 месяцев. Некоторые делают это своими руками, но точность такой процедуры низкая. Поэтому лучше посетить автосервис, проверить правильность положения колес и при необходимости произвести регулировку.
И тогда руль перестанет туго крутиться.
Грязный фильтр
Фильтры служат для предотвращения попадания загрязнений в различные узлы, в том числе и в систему управления.
В целом загрязнение фильтра вряд ли можно считать самой очевидной и наиболее вероятной причиной тугого вращения руля. Но для профилактики и по регламенту его лучше заменить при появлении признаков серьезного загрязнения.
Бывает, что со временем фильтр ГУР забивается, и жидкость проходит через него с трудом, даже если само масло еще в хорошем состоянии. Вот фильтр и надо менять.
По каким признакам можно обнаружить неисправность
При наличии сомнений в правильности работы ГУР следует обратить внимание на характерные особенности:
- сопротивление повороту стало заметно больше от обычного уровня в разных ситуациях, на месте или в движении с переменными углами;
- происходит рывок или застрявший угол;
- в одну сторону поворачивать легче, а в противоположную заметно сложнее;
- нет или незначительна разница в крутящем моменте на колеса при включенном или выключенном двигателе.
Последний признак можно использовать как простейшую экспресс-диагностику неисправности в системе усилителя.
Читайте также: «Сааб-9-5» 2007: брать или не брать?
Давление в покрышках
Как ни странно, но очень часто не приходится искать причины в самой системе управления, так как тугой руль возникает из-за банального изменения нормального давления в шинах.
Проблема сильного вращения проявляется именно при спущенных шинах.
Низкое давление увеличивает контактную поверхность, от этого автомобиль сильнее прижимается к поверхности дороги, и при повороте руля не удается маневрировать так же легко, как с накачанными колесами.
Неравномерное давление приводит к неравномерному износу шин. Тогда, даже если выровнять давление во всех колесах, машина будет вести себя неустойчиво, начнет буксовать.
Один из ответов на вопрос, почему вдруг стало трудно поворачивать руль автомобиля, будет очень банальным. Но начинать проверку следует с состояния шин. Ведь устранить низкое давление в шинах гораздо проще, чем заменить рулевую рейку или отремонтировать блок управления.
Расширение материалов
Здесь речь идет о линейном расширении материалов, которое обычно можно определить по текущему состоянию труб. При движении по ним высокотемпературной жидкости возникает эффект деформации.
Таким же образом деформируются рулевые шарниры. Износ втулок или валов приводит к образованию отверстий. При движении автомобиля на большие расстояния изнашиваются и подшипники насоса гидроусилителя руля, которые подлежат замене.
Характерные симптомы такой проблемы – гул и звук, как будто узел ноет.
Если вы заметили, что даже на холостом ходу руль почему-то сильно крутится, есть смысл посмотреть на рулевую тягу, втулки и проверить состояние подшипников.
устранение такой неисправности возможно только заменой изношенных элементов.
После замены рулевой рейки руль сам крутится
Такая проблема возникает на рейках со всеми типами усилителей, и причина всегда либо в ошибке, либо в халатности сотрудника СТО, который ремонтировал или заменял этот блок. На автомобилях с ГУР чаще всего причиной являются запутанные перепускные трубы, а на автомобилях с ЭУР просто проводка или другие дефекты электрики.
Помните, что если сам руль крутится в любую сторону, управлять таким автомобилем нельзя, нужно сначала найти причину проблемы, все правильно установить и устранить неисправности электрики. Помните, что если такой дефект, как тугой руль, появился после ремонта рейки, виноват только работник автосервиса.
Избавление от лишнего воздуха
Если причина в наличии лишнего воздуха в системе, то в некотором роде можно говорить о везении. Правда, и тут все неоднозначно. Чаще всего эта проблема решается несколькими поворотами руля, доведенными до упора. Причем это действие выполняется в обе стороны. Как показывает практика, это позволяет вытолкнуть лишний воздух из гидрокоммуникации. Но если даже после этого действия руль крутится с трудом, скорее всего, вентиляция бака. Это означает, что система работает с жидкостью, в которой есть пузырьки. Этот фактор обуславливает недостаточную легкость обращения с рулем. Устранить эту проблему поможет полное обновление жидкости в расширительном бачке.
Гидравлический насос
Бывает и так, что руль туго крутится на холостом ходу по какой-то причине, и водитель не может понять, с чем это связано.
Одним из подозреваемых является гидравлический сервонасос. Именно он отвечает за прокачку рабочей жидкости.
Прежде чем винить во всех проблемах неисправность насоса, это необходимо подтвердить. Это делается следующим образом:
- проверяется уровень масла, который в среднем должен быть выше уровня всасывания на 15 см;
- проверяется наличие или отсутствие утечек смазки;
- звук проверен.
Если насос стучит, это говорит о подсосе воздуха. Шипящий звук указывает на наличие воздуха в гидравлической жидкости.
замена помпы не всегда является единственным решением. Сначала следует проверить состояние, выполнить диагностику и принять решение по результатам проверки. Насос ГУР служит очень долго, и при правильной эксплуатации не скоро побеспокоит автовладельца.
Как разобрать тугой руль?
Чтобы выяснить причины, по которым может возникнуть утяжеление действия руля, следует разобрать механизм. Мероприятие начинается с отключения трубопроводов, ведущих к расширительному бачку и системе управления. На этом этапе можно слить жидкость. Затем с помпы снимается приводной ремень – опять же, если он в негодном состоянии, нужно ставить новый ремень.
Здесь откручиваются три блока для крепления шкива, который подходит к насосному агрегату. Но в зависимости от типа системы крепления их может быть и больше. После этого можно открыть доступ к элементам крепления самого насоса. Как видите, ремонт ГУР можно произвести уже на этом этапе, заменив жидкость, обновив шланги и приводной ремень. Но этого может быть недостаточно.
Особое внимание следует уделить системе фильтрации. Даже если он исправно выполняет свою функцию, не исключено нарушение этапа очистки, которое невозможно определить в гаражных условиях. Поэтому, если нет других явных причин проблемы, есть смысл проверить фильтры в профессиональной мастерской.
Что затрудняет поворот руля
Если туго крутится руль, подобное явление может быть спровоцировано следующими причинами:
- Снижение давления в шинах.
- Ошибка в развале схождения.
- Сбой балансировки колес.
- Неисправность в электроусилителе.
- Поломка в гидроусилителе руля.
- Проблемы с жидкостью гидроусилителя руля.
- Сломанная рулевая рейка.
Каждая причина имеет свои особенности, подробную информацию о которых могут предоставить специалисты.
Пониженное давление
Если давление, установленное на заводе, падает, пятно контакта становится больше. Из-за этого явления руль может начать сильно крутиться. Это связано с тем, что рулевое усилие направлено на колеса. При возникновении такого явления во время руления лучше всего сразу произвести замеры давления.
Аналогичную процедуру можно выполнить с манометром. Если этого измерительного блока нет в наличии, его можно приобрести на заправочных станциях. Вы можете собрать информацию о рекомендуемых показателях давления, изучив информационные карточки. Их можно найти на крышке бака, дверцах и других местах. Такая информация указана в инструкции.
Нарушение развал-схождения
Индикаторы сход-развала определяют правильный угол, под которым колеса расположены по отношению друг к другу, к дороге. При неправильной настройке углов происходит увеличение площади контакта колеса с дорожным покрытием.
Из-за этого становится туго крутить руль, как было сказано выше. В таких условиях значительно ухудшается устойчивость автомобиля при движении по любому типу покрытия.
Если после длительной поездки по бездорожью руль начинает проворачиваться со значительным трудом, попадает в выбоину, наезжает на бордюр, быстро наезжает на лежачих полицейских, важно проверить сход-развал.
Это можно сделать только с помощью специализированного стенда. Для этого необходимо обратиться в автосервис. Его сотрудники смогут быстро и качественно провести необходимую диагностику.
Нарушение регулировки колёс
Некоторые автомобилисты сомневаются в целесообразности балансировки. Им необходимо знать, что такую процедуру необходимо провести безошибочно, так как от ее эффективности зависит равномерность распределения массы по отношению к центру колеса.
Если вес распределяется плохо, это провоцирует ускоренный износ шин, дисков, шасси, входящих в состав конкретного автомобиля. Также будут значительные вибрации при езде по всем дорогам. В салоне будет очень хорошо.
Наиболее очевидным признаком неправильной балансировки колес является то, что рулевое колесо свободно двигается во время движения. В таких условиях руль будет легко крутиться, но удержать его на месте будет очень сложно. Если есть заметная вибрация, необходимо немедленно отбалансировать. Лучше всего доверить эту работу специалистам.
Поломка электроусилителя
Если автомобиль оснащен электроусилителем руля и руль начинает резко крутиться, необходимо провести диагностику этого узла. Однако нужно понимать, что в большинстве случаев без капитального ремонта не обойтись.
Автомобилистам хорошо известно, что поломки электроусилителя руля заключаются в сгорании предохранительных устройств или связаны с сгоранием силового агрегата в результате контакта с водой. В некоторых случаях проблемы провоцируются поломкой датчика поворота. К другим причинам поломок относится износ деталей, возникающий с течением времени.
В любом случае, чтобы эффективно выявить причину и определить методы и способы ее устранения, необходимо провести тщательную диагностику. Для этого необходимо специальное оборудование, а также знания и опыт.
Неисправность гидроусилителя
Если в затрудненном повороте руля виноват гидроусилитель, поломки могут заключаться в следующем:
- Износ гидронасоса. В таких условиях рулевое колесо поворачивается с большим трудом из-за снижения вспомогательной мощности. Это связано с неспособностью насоса создать необходимое давление.
- Вентиляция системы. Возникает при попадании в масло воздушных масс. При этом ГУР при работе начинает гудеть.
- Недостаточное натяжение ремня насоса. Подобную проблему можно выявить по сильному вращению руля на месте, сопровождающемуся скрипом.
- Неисправность клапана. Возникают, если при открытии возникает блокировка.
Гидроусилитель также может выйти из строя при обрыве ремня в результате износа, неизбежно возникающего с течением времени. Если это произойдет внезапно во время вождения, неминуемо произойдет аварийная ситуация.
Проблема с жидкостью
Отказ гидроусилителя может быть спровоцирован падением рабочей жидкости ниже минимального значения. Если в системе нет необходимого объема жидкости, руль будет вращаться крайне туго.
Информацию о наименьшем значении можно получить, изучив документацию на автомобиль, осмотрев крышку маслобака или пообщавшись со специалистами у дилеров. Еще одна проблема может возникнуть, если рабочая жидкость придет в негодность.
Приводной ремень
Если руль в автомобиле стал туго крутиться, не внезапно, а постепенно в течение месяца и более, причина этих проблем в проскальзывании приводного ремня, и как следствие, насос ГУР не выполняет свои функции.
Для диагностики этой неисправности необходимо визуально осмотреть ремень на заглушенном и работающем автомобиле.
При осмотре заглушенного автомобиля необходимо проверить натяжение ремня, отсутствие на нем течи масла, трещин, износа и неровностей. При работающем двигателе не должно быть свиста или проскальзывания ремня привода сервонасоса).
Если износ ремня происходит слишком быстро, необходимо обратить внимание на состояние помпы. При снятом приводном ремне поверните шкив вручную. Вращение должно быть легким и плавным без заеданий.
Усилители руля
Чтобы было легче поворачивать руль, автопроизводители разработали специальные системы, например:
- Гидравлический усилитель. Система включает в себя гидравлический насос с приводом от двигателя через ременную передачу, шланги и бачок для жидкости гидроусилителя руля. В системе постоянно поддерживается высокое давление с помощью насоса, при повороте руля жидкость начинает давить на рейку, тем самым снижая нагрузку на водителя.
- Гидроусилитель. Он отличается от обычного гидроусилителя только тем, что насос имеет собственное электрическое управление.
- Электрический усилитель. Соединяется со стойкой или рулевым валом. Этот узел управляется ЭБУ автомобиля.
- Пневматический усилитель. По конструкции похож на гидроусилитель, но жидкость в системе заменена сжатым воздухом.
Благодаря широкому внедрению вышеперечисленных систем сегодня уже не выпускаются автомобили, где руль крутится с трудом. Если руль поворачивается с трудом, это неисправность, которую необходимо устранить.
Завоздушивание
Такая ситуация, как попадание воздуха в гидроусилитель руля, тоже не является чем-то необычным.
Есть 2 основные причины, почему это может произойти. Это вина того, кто заменил жидкость и сломал технологию, либо через недостаточно герметичные соединения подсасывается воздух.
Если вы столкнулись с такой проблемой, то можете заметить, как руль стал крутиться сильнее. Решается промывкой ГУР, заменой масла и помпы.
При наличии воздуха в гидроусилителе в бачке жидкости гидроусилителя можно заметить признаки пены и пузырей.
После смены жидкости важно выполнить прокачку. Без этого могут возникнуть проблемы с корректной работой блока управления.
Какую жидкость предпочесть?
Вопрос выбора жидкости для ГУР тоже накладывает немалую ответственность. Желательно отдавать предпочтение синтетическим гидравлическим смесям, изготовленным из качественных компонентов. Обычное моторное масло в данном случае не подходит. К особенностям специализированных составов можно отнести достаточную степень текучести, вязкости и способность работать при экстремальных температурах.
Часто проблемы такого типа возникают именно зимой, когда залитая жидкость просто не справляется со своими задачами из-за замерзания. Поэтому вопрос, какое масло лить в ГУР, следует решать только в пользу специальных синтетических или полусинтетических смесей, которые обычно имеют темно-зеленый оттенок. Если говорить о производителях, то качественную автохимию такого типа выпускают компании Motul, Castrol, Pentosin, Liqui Moly и др. стоимость жидкости около 800-1000 рублей, но даже небольшой тары хватит надолго, так что не стоит экономить на этом ресурсе.
Рулевое управление с гидроусилителем руля
На большинстве современных автомобилей, например Шевроле Лачетти, Вольво хс90, БМВ е39 (не на всех моделях), Рено Симбол, Газель ГАЗ-3302 (не на всех моделях, последняя имеет ЭУР) устанавливалось и продолжает устанавливаться управление питанием. Бывают сбои в работе, которые могут означать, что для управления автомобилем потребуется много усилий.
Уровень и состояние масла
Первое, на что следует обратить внимание, если руль начал туго крутиться, это наличие и состояние масла в бачке ГУР. Низкий уровень является наиболее вероятной причиной проблемы. Но помните, что уровень нагретой жидкости может отличаться от холодной.
Важно выяснить, почему это произошло:
- естественное потребление (просто вы давно не заглядывали в бак);
- утечка произошла в результате износа или повреждения уплотнительных элементов, шлангов и т д
Если масло в бачке находится на минимальном уровне, от дальнейшей эксплуатации автомобиля в такой ситуации лучше отказаться, так как это может привести к выходу из строя помпы. В крайнем случае можно снять ремень ГУР и таким образом попробовать проехать или вызвать эвакуатор.
Также обратите внимание на состояние масла, спросите себя — «Когда ты его менял и какое заливал?». Были случаи, когда проблема решалась простой заменой. Но тут важно заливать то масло, которое прописано в инструкции по эксплуатации именно для вашей модели автомобиля, а не экспериментировать.
Воздух в системе
Воздух может попасть в гидросистему бустера по разным причинам, основной из которых является неправильная замена рабочей жидкости (масла).
Понятно, что наличие пузырьков воздуха в системе негативно скажется на передаче усилий в результате снижения давления, что приведет к тугому вращению руля.
Для решения этой проблемы достаточно будет при работающем двигателе несколько раз полностью повернуть руль вправо и влево. Это обновит все масло в расширительном бачке и вытолкнет воздух.
Натяжение ремня ГУР
Проверьте состояние ремня ГУР. При его пробуксовке, которая часто сопровождается свистящим звуком, насос не создаст в системе необходимого давления. По этой причине руль будет вращаться более туго.
Слишком натянутый ремень создаст ненужную нагрузку на приводной вал и, следовательно, на двигатель, что приведет к быстрому износу подшипников и снижению эффективности насоса и двигателя.
Если ремень правильно натянут, но заметно быстро изнашивается, снимите его со шкива и окончательно переверните. Он должен свободно вращаться без скрежета и заедания. В противном случае нужно менять подшипник.
Принципиальная схема натяжения ремня ГУР УАЗ Патриот показана ниже.
Густое масло
Зимой, если сильно крутится руль, обратите внимание на состояние масла в бачке. Если он значительно загустеет, он не подходит для данных условий эксплуатации.
Убедитесь, что жидкость заправлена в соответствии с рекомендациями производителя. При необходимости заменить на другой после консультации со специалистами.
Антитечь в гидроусилитель
Временное восстановление работы гидроусилителя возможно с помощью специальных герметиков, которые благодаря своим свойствам и присадкам в них улучшают работу ГУР и устраняют протечки в системе.
Но есть и другая сторона медали. Неправильное их использование или использование контрафактной продукции приводит к изменению вязкости и других характеристик масла, в результате чего оно может стать более густым и вам придется прилагать больше усилий для управления автомобилем.
Проблема решается заменой масла и причин его течи с последующим исключением использования герметиков.
Забит фильтр ГУР
Узнайте, предусмотрен ли ГУР вашей модели автомобиля масляный фильтр, который обычно находится в баке. Первый признак того, что он забит, это когда руль становится тугим, когда двигатель еще не прогрет.
Это связано с тем, что еще холодное и вязкое масло с трудом преодолевает фильтр. В дальнейшем проблема исчезает, так как он уже нагревается и становится более жидким.
Клапан регулировки давления
Клапан может перестать работать по многим причинам, от банального засорения до выхода из строя поршня в результате механических ударов по корпусу, например при замене помпы.
Если давление в системе упало, стоит проверить состояние этого клапана.
Скорый конец насоса
Низкое давление в системе при нормальном уровне масла, правильная натяжка приводного ремня, отсутствие перекручивания шлангов, полный клапан могут свидетельствовать о том, что в проходе работает сервонасос в результате износа деталей. Проблема решается только ремонтом или заменой.
Потеря мощности двигателя при поворотах
Бывают ситуации, когда руль начинает туго крутиться только при повороте, а вот при движении прямо такой проблемы не возникает. В этом случае «мощность двигателя падает на повороте».
Все дело в рулевой рейке. Эта тема полностью раскрыта в разделе про ВАЗ 2109.
В некоторых моделях автомобилей тугое вращение руля вызывается и другими, специфическими причинными факторами, например на Volvo xc90 проблема может возникнуть из-за износа кольцевых насечек на редукционном клапане FO 044VALVE и эллипсе, по которому вращаются лопасти несущего винта горка. Замена клапана может сэкономить день без замены всего насоса.
Но вся сложность здесь в том, что приходится снимать ГУР. Для удобства понадобится ключ с Torex 50».
7 причин тугого вращения руля
Конкретные источники неисправности классифицируются как общие проблемы с рулевым управлением или конкретные проблемы с усилителем рулевого управления.
Износ рулевой рейки
Реечный рулевой механизм, для удобства именуемый реечным, хотя рейка с зубьями является лишь его составной частью, изнашивается в местах соединения шестерни с ведущим колесом, а также реечных опор в Корпус.
Это не относится к гидроусилителю руля, но весь механизм также содержит компоненты последнего, такие как гидроприводы и распределитель давления золотника. Их износ также приводит к отторжению шины при диагностике.
Давление в покрышках
Точки контакта шины с дорогой никак не связаны с системой рулевого управления, а напрямую влияют на легкость руля.
Пониженное давление увеличивает скользкую поверхность, колеса труднее поворачиваются, особенно в состоянии покоя или на малых скоростях. И наоборот, высокое приводит к чрезмерной легкости и плохой устойчивости автомобиля.
Развал-схождение
Углы установки колес, а их несколько, принято называть сход-развалом. Положение плоскостей вращения дает обратную связь на руль, поэтому любые обрывы приводят к изменению усилия.
Знаки могут быть заметны как на месте, так и при разных скоростях и углах поворота.
Насос ГУР
Вся мощность, необходимая водителю для поворота, генерируется насосом гидроусилителя рулевого управления, который забирает ее от двигателя и преобразует в давление циркулирующей жидкости.
Любой выход из строя или потеря работоспособности из-за износа деталей насоса приводит к снижению помощи до нуля, а также может сопровождаться рывками или посторонними шумами из-под капота.
Это интересно: Ремонт трамблера рулевой рейки
Насос проверяется на стенде или в результате снятия и разборки. Но чаще меняется в сборе.
Проблемы с маслом гидроусилителя
Вся система рассчитана на работу со строго нормированными параметрами рабочей жидкости.
игнорирование этого фактора при заправке, а также фальсификация приводит к слежению за температурой масла усилителем, проблемам с работой помпы и другим проблемам.
Характерным признаком является нормальная работа холодного механизма и проблемы после прогрева, и наоборот, они могут свидетельствовать о плохом масле, требующем быстрой замены.
Оно либо не соответствует динамической вязкости, либо пенится, плохо смазывает и выпадает в осадок, хотя аналогичные признаки проявляются при износе насоса.
Приводной ремень
Основная задача — передача мощности от шкива коленчатого вала к рабочим цилиндрам полностью выйдет из строя, если ременная передача не сможет этого сделать.
Неисправность может заключаться в том, что ослабленный или изношенный ремень проскальзывает. Обычно при этом он издает громкие звуки, перегревается и полностью разрушается.
Диагностика рулевой рейки после ремонта
Вне зависимости от причин, по которым вы решили отремонтировать или заменить рулевое управление, а также сделали это самостоятельно или обратились на СТО, обязательно проведите диагностику после завершения работ. Для этого:
- Проверьте уровень жидкости в бачке гидроусилителя руля.
- Запустите двигатель и, пока автомобиль стоит, поверните руль влево и вправо. Он должен вращаться с тем же усилием, что и обычно. Помните, на автомобилях без гидроусилителя руль тугой, поэтому повернуть его на место достаточно сложно, приходится прикладывать серьезные усилия.
- Прислушайтесь к звуку помпы, он должен быть еле слышным, допускается усиление звука при выворачивании руля во все стороны почти до упора.
- Садитесь за руль и начинайте движение, выполняйте различные маневры. Проезжайте не слишком большие неровности, например «ухабы». Ничего нигде не должно стучать.
- Посмотрите на панель приборов, на ней не должно быть предупреждающих индикаторов.
- Если все в порядке, заглушите двигатель и еще раз проверьте уровень жидкости в бачке ГУР.
Если такая проверка не выявила неисправности в рулевой рейке после ремонта, можно управлять автомобилем.
Низкий уровень масла
Если руль поворачивается с трудом, причиной может быть низкий уровень жидкости в бачке ГУР. Такая ситуация может возникнуть по трем причинам:
- Масло вовремя не меняли.
- Постепенный износ компонентов гидроусилителя руля.
- Повреждение деталей гидроусилителя руля в дороге.
При возникновении первой ситуации нужно лишь заменить жидкость на новую, заполнив бачок до максимальной отметки.
Если развилась вторая ситуация, и обнаружена небольшая утечка жидкости, необходимо долить жидкость и в ближайшее время произвести ревизию элементов системы.
Если утечка масла значительна, так как гидравлическая система недавно получила серьезные повреждения, ездить с гидроусилителем невозможно. Большинство насосов гидроусилителя руля в современных автомобилях сильно изнашиваются и выходят из строя, если продолжают работать без масла.
Для продолжения движения автомобиля необходимо демонтировать приводной ремень насоса ГУР или вызвать эвакуатор.
Проблемы с рулевой рейкой
Не исключена потеря мощности двигателя автомобиля на виражах, а также тугое вращение на месте.
Если вы заметили, что руль с трудом крутится на малых скоростях и холостых оборотах, стоит проверить состояние рулевой рейки. Ее по праву называют одной из самых неприятных проблем. Обычно проявляется в виде гула гидроусилителя руля при прохождении поворотов. Параллельно усложняется процесс поворота руля.
решить такую проблему самостоятельно достаточно сложно. Тут нужна помощь специалистов и диагностика узла. Самый неприятный вердикт для автовладельца – необходимость замены рулевой рейки. Это не только сложно, но и очень дорого.
Иногда может случиться так, что после замены рулевой рейки проблема не уходит и руль по-прежнему довольно туго крутится. Некоторые связывают это со шлифовкой деталей и кастомизацией. В действительности этого быть не должно. Проблема может заключаться в неправильной замене, в некачественных деталях или в появлении других неисправностей в процессе замены. Придется заново диагностировать.
Количество масла и его состояние
В качестве рабочей жидкости в ГУР используется специальное масло. Важно поддерживать его не только на должном уровне, но и в исправном состоянии.
В большинстве автомобилей есть специальный щуп. Вытащив его, можно оценить уровень и состояние смазки. Если жидкость пахнет горелым или пахнет бензином, это говорит о необходимости замены.
Самостоятельно проверить уровень и состояние масла не всегда возможно из-за отсутствия щупа. Тогда его можно определить только по дренажу. Здесь можно все сделать самому, положиться на руководство по ремонту или посетить автосервис.