Система охлаждения двигателя паз 3205 схема
Рис. 21. Расположение узлов и приводных ремней системы охлаждения автобуса ЛиАЗ-677М
Под действием центробежного насоса в водяные полости цилиндров и головок цилиндров впрыскивается охлаждающая жидкость. Из головок блока цилиндров горячая жидкость поступает в коробку термостата, откуда, в зависимости от температуры, направляется к радиатору или к водяному насосу. Температура теплоносителя в системе поддерживается в пределах 80-90°С.
Рассмотрим конструктивные особенности отдельных агрегатов охлаждения автобуса ЛиАЗ-5256.
Термостаты (рис. 23) с твердым наполнителем предназначены для автоматического контроля теплового состояния двигателя. Части корпуса крепятся к нижней части термостата. Корпус соединен со штоком регулировочной гайкой. С другой стороны термостата находится регулировочная гайка. Внутри находится цилиндр с активной массой и резиновой втулкой. Клапаны снабжены пружинами.
При прогреве холодного двигателя патрубок, соединяющий полость блока с радиатором, закрывается клапаном. Клапан открыт и подает жидкость к насосу. Жидкость в этом случае циркулирует по короткому замыканию, мимо радиатора, что ускоряет
Рис. Рис. 22. Схема системы охлаждения автобуса ЛиАЗ-5256: 1 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 2 — заливная горловина; 3 — паровоздушная пробка; 4 — расширительный бачок; 5 — клапан включения муфты вентилятора; 6 — теплообменник; 7 — термостат, 8 — водяной насос; 9 — радиатор; 10 — вентилятор; 11 — муфта вентилятора
Рис. 23. Термостат: 1, 8 — части корпуса; 2 — баллон; 3 — активная масса (церезин); 4. 12 — клапаны; 5,7 — пружины; 6. 10 — регулировочные гайки; 9 — подшипник; 11 — резиновая втулка с шайбой; 13 — основание
подогрев двигателя. Нагрев двигателя до температуры 80°С вызывает расплавление активной массы в цилиндре. Баллон движется вправо, открывая и закрывая клапан. Происходит частичная циркуляция жидкости через радиатор. Полное открытие клапана и закрытие клапана происходит при температуре жидкости 93 °С, что обеспечивает циркуляцию всей жидкости через радиатор.
Муфта вентилятора (рис. 24) предназначена для автоматического включения и выключения вентилятора. В корпусе сцепления установлен вал, на одном конце которого находится шкив привода вентилятора, на другом — шкив привода сцепления. Рабочее колесо соединено с ведомым диском сцепления, на котором закреплен керамический диск. На внешней поверхности картера сцепления установлены силовой цилиндр, поршень и ползунок с подшипником, который при подаче сжатого воздуха перемещает ведомый диск до момента его соприкосновения с ведомым диском, после чего крыльчатка вентилятора начинает вращаться.
Клапан муфты вентилятора (рис. 25) служит для подачи сжатого воздуха на муфту вентилятора при достижении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения 87-90 °С. Клапан включения установлен на входном патрубке радиатора. К нему подается сжатый воздух под давлением 760-780 кПа. При нагреве термосилового датчика шток давит на шток клапана, который преодолевает напряжение пружины и открывает клапан, после чего сжатый воздух через выходной штуцер поступает к муфте вентилятора, включая вентилятор. При снижении температуры охлаждающей жидкости клапан закрывается, прекращается подача сжатого воздуха на муфту вентилятора и вентилятор выключается.
Жидкостно-масляный теплообменник предназначен для охлаждения масла гидромеханической трансмиссии с ретардером и моторного масла. Теплообменник подключен к расширительному бачку системы охлаждения двигателя и к системе отопления автобуса. Теплообменник состоит из двух секций. Каждая секция имеет теплообменный элемент – сердечник, состоящий из множества медных трубок. В режиме тяги масло поступает в теплообменник от гидротрансформатора и стекает в поддон. В рабочем режиме ретардера масло, пройдя теплообменник, возвращается в рабочую полость ретардера. В нижней части теплообменника имеется пробка для слива масла и сливной кран для слива охлаждающей жидкости.
Рис. 24. Муфта включения вентилятора: 1 — гайка; 2. С. 13, 15. 21 — манжеты; 3 — ползунок; 4 — приводной диск; 5. 22 — сохранить; 6 — керамическая пластина; 7 — ведомый диск; 8 — рабочее колесо: 9 — винт; 10 — масляный диск; 12 — сборка; 14 — силовой цилиндр; 16 — поршень; 17 — передышка; 18 — шкив; 19 — вал; 20 — шпонка; 23 — картер сцепления; 24 — стиральная машина; 25 — крышка; 26 — весна
Система охлаждения двигателя RABA-MAN автобусов Икарус-260, -280 имеет автоматическую систему контроля температуры охлаждающей жидкости. В систему автоматического управления входят пневмоцилиндр управления краном и пневмоцилиндр управления жалюзи. Пока температура охлаждающей жидкости двигателя не достигнет 80°C, вентилятор не работает и заслонки радиатора закрыты.
При температуре 85 °C включается вентилятор и одновременно открываются заслонки радиатора. Жидкости, используемые для охлаждения двигателей, и заправочные объемы систем охлаждения приведены в таблице. 5. Для слива охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлены краны: на автобусах Икарус-260, -280 кран радиатора расположен с лицевой стороны передней подножки, доступ к нему осуществляется через отверстие, закрытое крышкой. Клапан обогрева трубы ветрового стекла, клапан радиатора отопления салона и клапан опорожнения двигателя расположены в нижней части передней части автобуса.
Рис. 25. Клапан включения муфты вентилятора: 1,4 — кронштейн; 2 — корпус; 3 — клапан; 5, I — пружины; 6 — стиральная машина; 7 — стержень клапана; 8 — уплотнитель; 9, 10 — уплотнительные кольца; 12 — стакан; 13 — прижимная гайка; 14 — датчик тепловой мощности
Для замены охлаждающей жидкости откройте кран системы отопления, снимите паровоздушную пробку с расширительного бачка, откройте сливной кран и слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения и отопления. У автобусов ПАЗ-3205 и ЛА3-695Н слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения осуществляется через три крана, два из которых расположены на блоке двигателя, а третий на патрубке, соединяющем нижний бачок радиатора с водяным насосом.
Эксплуатация автобуса при утечке охлаждающей жидкости из узлов системы охлаждения недопустима.
Читайте также: Как открутить масляный фильтр без специального ключа
Эксплуатация и ремонт
Автобус ПАЗ-4234 достаточно прост в обслуживании и ремонте. Наличие большого количества запчастей помогает ускорить устранение поломок или замену изношенных комплектующих. Но необходимо помнить, что из-за постоянных усовершенствований автобуса запчасти необходимо подбирать строго под конкретную модификацию.
Детали для автомобилей производятся не только производителем, но и сторонними организациями. Для облегчения поиска и покупки запчастей существуют каталоги. При диагностике неисправностей электропроводки необходимо учитывать наличие двух отдельных цепей: одна идет в салон, другая — в двигатель.
ПАЗ-4234 — одна из самых известных моделей российских автобусов, что определяется простотой конструкции и надежностью. Машина крайне нетребовательна в эксплуатации, имеет хорошую мощность, а сроки ремонта минимальны. Благодаря этому данная модель пользуется популярностью у отечественных и даже зарубежных пользователей.
Комфортабельный, экономичный и безопасный автобусный транспорт для пассажирских перевозок. Кабина оборудована 27 или 30 посадочными местами в зависимости от модификации ПАЗ-4234.
Особенностью этой модели является просторный салон, что позволяет использовать ПАЗ-4234 как для перевозок по городу, так и для междугородних рейсов. Вместе со стоячими местами вместимость автобуса составляет 45 или 50 человек.
РАДИАТОР, ВЕНТИЛЯТОР, НАСОС ВОДЯНОЙ И ПРОЧЕЕ ДЛЯ ПАЗ
Завоздушивание печки: признаки, причины, способы устранения
Если в системе отопления автомобиля есть воздушная пробка, то она будет препятствовать нормальному течению антифриза и фактически приведет к тому, что отопитель не будет работать. Соответственно, первый и самый главный признак завоздушивания системы — это если печка на хорошо прогретом двигателе не греет, а из дефлекторов дует холодный воздух.
Признаком того, что система охлаждения завоздушена, также может быть быстрый перегрев двигателя. Об этом подскажут соответствующие приборы на приборной панели. Это происходит из-за воздушной пробки, возникающей из-за низкого уровня антифриза, который может вытечь или испариться. Образующаяся в канале пустота как бы разделяет поток жидкости и не дает циркулировать хладагенту. Следовательно, нарушение циркуляции приводит к перегреву двигателя, а радиаторы печки продуваются холодным воздухом, так как теплоноситель просто не попадает в контур системы отопления.
Основные причины
Основной причиной продувки топки является течь и падение уровня теплоносителя в системе охлаждения, из-за сброса давления в магистралях. Кроме того, уход охлаждающей жидкости из системы часто бывает вызван пробоем прокладки ГБЦ, разрывом клапанной крышки расширительного бачка.
Разгерметизация
Утечки часто возникают при повреждении труб, шлангов или соединений. По поврежденным местам начинает течь антифриз, а также попадает воздух. Следовательно, уровень охлаждающей жидкости начнет быстро падать, а система охлаждения выйдет из строя. Поэтому в первую очередь проверьте герметичность шлангов и патрубков. Обнаружить течь достаточно легко, так как антифриз будет визуально вытекать.
Течь печки в машине
Еще одной причиной потери герметичности в системе охлаждения является пробой прокладки блока цилиндров. Дело в том, что двигатель представляет собой не цельнолитой корпус, а состоит из двух компонентов — блока и головки. На стыке БЦ и ГБЦ расположена уплотнительная прокладка. При нарушении этого уплотнения произойдет нарушение герметичности блока цилиндров, утечка охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения ДВС. Кроме того, что еще хуже, тосол может поступать прямо в цилиндры, смешиваться с моторным маслом и образовывать непригодную для смазки рабочих органов
двигатель, эмульсия. При попадании антифриза в цилиндры из выхлопной трубы начинает идти густой белый дым.
Неисправность крышки-клапана
Как известно, функция расширительного бака заключается не только в хранении избыточных запасов хладагента, но и в нормализации давления в системе. При нагреве антифриза увеличивается объем охлаждающей жидкости, а также повышается давление. Если давление превышает 1,1–1,5 кгс/см2, клапан на крышке бака должен открыться. После снижения давления до рабочих значений выпускной клапан закрывается, и система снова становится герметичной.
Клапан расширительного бачка
Следовательно, отказ клапана приведет к избыточному давлению, которое будет продавливать прокладки и хомуты, вызывая утечки охлаждающей жидкости. Кроме того, из-за течи давление начнет падать, а при остывании двигателя уровень охлаждающей жидкости будет ниже необходимого и в системе охлаждения появится пробка.