Система смазки двигателя

Автомобиль
Содержание
  1. Роль смазки в силовом двигателе
  2. Масляный поддон
  3. Техническое обслуживание системы смазки двигателя
  4. Датчики
  5. Фильтр тонкой очистки масла
  6. Элементы, системы смазки, её устройство и принцип работы
  7. Виды систем: смазки двигателя
  8. Подача рабочей жидкости посредством разбрызгивания на поверхность
  9. Подача рабочей жидкости под напором
  10. Совмещенная подача рабочей жидкости
  11. Мокрый картер
  12. Сухой картер
  13. Устройство системы смазки двигателей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51А, ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150, ЯАЗ-М-206Б
  14. Возможные неполадки в работе системы и способы их устранения
  15. Магистраль высокого  и низкого давления
  16. Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию системы смазки
  17. Некоторые неисправности системы смазки
  18. Устройство системы смазки двигателя
  19. Причины и устранение неисправностей системы смазки
  20. Масляные насосы – назначение и типы
  21. Применение мокрого и сухого картера в комбинированной системе смазки
  22. Масляный насос
  23. Комбинированная система смазки с мокрым картером
  24. Контроль уровня масла
  25. Работа механизма смазки
  26. Клапан N428
  27. Диагностика давления масла.
  28. Усложнение конструкции

Роль смазки в силовом двигателе

При производстве силовой установки используются комплексные технические решения, позволяющие сделать поверхность деталей и механизмов прочной. Однако взаимодействия между деталями неизбежны, что является побочным продуктом трения, вызывающим повышенный износ. Смазочный механизм — единственный простой, недорогой и надежный способ борьбы, замена которому пока не найдена.

Назначение системы смазки двигателя, поддержание работоспособности и функциональности двигателя, задачи в деталях следующие:

Покрывает уязвимые поверхности тонким равномерным защитным слоем масла;

    • Устраняет и отводит избыточное тепло;
    • Очищает поверхность детали, смывает механические частицы и грязь;
    • Защищает деталь, предотвращает окисление;
    • Улучшает соединение и формирует связь между частями;
    • Выполняет функцию управляющих механизмов.

Выполнение перечисленных функций возможно благодаря постоянной циркуляции масла по каналам внутри агрегата. Непрерывное движение, гарантия своевременной очистки и охлаждения масла. Защита от коррозии обеспечивается составом смазки, включение в состав жидкости присадок и присадок помогает маслу удерживаться на поверхности, перекрывает доступ воздуха и устраняет причины окисления. Благодаря роли рабочего тела двигатель автоматически регулирует и настраивает отдельные узлы и механизмы. Например, гидроклапанные компенсаторы автоматически регулируют тепловые зазоры.

Масляный поддон

Это нефтехранилище. Она закрывает двигатель снизу, и масло в ней охлаждается. Масляный поддон 12 — стальной, штампованный. Внутри поддона имеется специальная перегородка, уменьшающая колебания масла при движении автомобиля. Поддон крепится к нижнему торцу блока цилиндров (к картеру) через уплотнительную прокладку из пробково-резинового компаунда. В нем имеется резьбовое отверстие с пробкой для слива масла.

Техническое обслуживание системы смазки двигателя

Система смазки требует регулярного обслуживания для правильной работы. Для этого меняют масло и фильтры тонкой очистки.

ВАЖНО: При обслуживании обращайте внимание на наличие металлической стружки в отработанной жидкости. Большое количество стружки свидетельствует о сильном износе подвижных частей силового агрегата.

Замена масла производится в следующем порядке:

  • Прогрейте двигатель, пока он не достигнет рабочей температуры. Это необходимо для снижения вязкости смазки;
  • Установить автомобиль на смотровую яму, эстакаду или подъемник. В некоторых случаях замена осуществляется на специализированном поддоне;
  • откройте крышку заливной горловины;
  • Очистите от загрязнений область сливного отверстия на масляном поддоне;
  • Подставьте под сливное отверстие емкость с широким горлышком;
  • Снимите сливную пробку;

ВНИМАНИЕ: При демонтаже пробки необходимо находиться на расстоянии от дренажного отверстия и пользоваться средствами индивидуальной защиты. Если горячая жидкость попадет на кожу, она может вызвать ожоги.

  • Подождите, пока жидкость полностью стечет;
  • Замените элемент фильтра тонкой очистки;
  • Закрутите сливную пробку в поддоне до упора;
  • Добавьте новую жидкость. Смазка добавляется до тех пор, пока не будет достигнут желаемый уровень, предусмотренный производителем.

При сильном загрязнении промыть систему смазки двигателя. Для мытья используются специальные средства.

Датчики

Для контроля работы системы установлены датчики:

  • Давление;
  • Температура жидкости;
  • Уровень жидкости в полости картера.

Схема подключения датчика выполнена по однопроводному принципу. Минусовым контактом датчиков является корпус силовой установки. Данные с датчиков поступают на стрелочные блоки, установленные в кабине, или на электронный блок управления. Некоторые силовые установки оборудованы механическими датчиками давления.

Читайте также: Рекуперативное торможение — что это такое и как оно работает?

Фильтр тонкой очистки масла

В магистрали высокого давления установлен фильтр тонкой очистки масла. Параллельно ему или непосредственно в фильтре предусмотрен вентиль. Он открывается при засорении фильтрующего элемента. Масло начинает проходить через клапан. Так как фильтр перестает пропускать необходимое для работы двигателя количество масла. Его также называют перепускным клапаном. Или, проще говоря, резервный, боковой путь для движения нефти.

Элементы, системы смазки, её устройство и принцип работы

Основными элементами системы смазки являются:

  • Картер с поддоном;
  • Насос;
  • Фильтр;
  • Радиатор;
  • Перепускные клапаны;
  • Шоссе и каналы;
  • Датчики.

Конструкция системы смазки для разных типов и типов двигателей различна и может существенно отличаться друг от друга наличием или отсутствием тех или иных узлов или систем.

  • Поддон — это нижняя часть двигателя

Основная задача – хранить и охлаждать смазку. Кроме того, в конструкцию включены специальные дефлекторы, снимающие напряжение масла при движении автомобиля по неровностям. Поддон крепится к картеру болтами, между которыми находится уплотнительная прокладка, предотвращающая утечку масла из силовой установки. Для определения необходимого количества масла используется щуп, на поверхность которого нанесены специальные метки.

  • Насос служит для откачки масла из картера и создания давления масла в каналах двигателя внутреннего сгорания.

Возможна установка насосов различных типов в зависимости от конструкции силовой установки. Наиболее популярны шестеренчатые и роторные насосы. Шестеренчатый насос может быть с внутренним или внешним зацеплением. Подача масла в шестеренчатом насосе осуществляется при постоянном давлении, в то время как в роторном насосе давление может изменяться. Давление масла в тракте двигателя в зависимости от конструкции может быть от 2 до 16 атмосфер.

  • Фильтр очищает масло от механических примесей и нагара.

Благодаря этому увеличивается срок службы силовой установки и масла. Кроме того, впитывая мусор, упрощает обслуживание системы смазки. При замене масла необходимо менять и фильтр.

  • Радиатор охлаждает моторное масло.

Использование радиатора обусловлено целевым назначением двигателя. Не на всех двигателях нужно использовать такое устройство. В основном радиаторами комплектуются высокооборотные и сильно нагруженные двигатели.

Система смазки для двигателей автомобилей

Радиаторы бывают двух типов: с воздушным или жидкостным охлаждением. Принцип воздушный, воздушный поток дует при движении автомобиля. Именно поэтому такие агрегаты размещают перед агрегатом, обеспечивая его достаточным количеством воздуха. Жидкостные радиаторы охлаждаются системой охлаждения двигателя.

  • Байпас, редукционные клапаны обеспечивают нормальное давление в системе смазки.

Задача клапана – сбросить избыточное давление при повышении его выше установленной нормы. Для защиты узлов и элементов двигателя в конструкции установлено несколько клапанов. Например, в масляном насосе, фильтре и т д. При засорении фильтра, чтобы не останавливать работу двигателя и системы в целом, перепускной клапан пропускает масло в обход.

  • Линия и каналы представляют собой отверстия для циркуляции масла.

Они расположены внутри многих деталей двигателя и составляют систему подачи масла к трющимся элементам. Магистральная магистраль проходит от насоса к фильтру и имеет большее сечение, она же подает смазку к подшипникам коленчатого вала.

  • Датчики измеряют и отправляют показатели, необходимые для нормальной работы системы.

Основными показателями являются: давление, температура, уровень масла. Наиболее важные показания снимает датчик давления масла. При резком падении давления система в целом может дать сбой, поэтому показания датчика выводятся на приборную панель.

Датчик давления установлен в центральной магистрали. В более современных двигателях он передает показания на компьютер, либо электронный блок управления. При превышении требуемых показателей электроника полностью останавливает работу системы.

Виды систем: смазки двигателя

В связи с тем, что в блоке системы смазки двигателя предусмотрены всевозможные способы подачи масла к точкам, испытывающим большую потребность в смазке, существует три способа:

Подача рабочей жидкости посредством разбрызгивания на поверхность

Метод прост, но имеет ряд недостатков. Принцип основан на зачерпывании масла специальными выемками на головках шатунов. После улавливания жидкости центробежная сила распыляет масло на внутреннюю поверхность двигателя и смазывает детали. Основным недостатком метода является то, что качество проводимых работ напрямую связано с количеством масла в картере двигателя и дорожными условиями, в которых эксплуатируется автомобиль. Наклон, отсутствие масла, частота вращения коленвала, все это влияет на процесс. Зачастую силовой агрегат быстро изнашивается и приходит в негодность из-за смазки и отсутствия рабочей жидкости.

Подача рабочей жидкости под напором

Компоновка обеспечивает непрерывную подачу смазки под давлением в необходимые точки двигателя. Работу по созданию давления выполняет насос, с этим связана работоспособность механизмов. Подход позволял избежать недостатков простого напыления, но усложнял процесс. Сложность, причина, не позволившая массово использовать метод.

Совмещенная подача рабочей жидкости

Распространенный метод, используемый в современных устройствах. Особенность в том, что смазка подается под давлением в места, где возникает сила трения и, как следствие, износ. Остальные узлы смазываются разбрызгиванием. Комбинированный способ осуществляется с использованием как сухих, так и влажных болот.

Мокрый картер

Так как конструкция с мокрым картером проще, то и тип смазки чаще встречается на выпускаемых силовых агрегатах. Нижняя часть двигателя в этом случае используется как емкость, в которой хранится смазочная жидкость. Недостаток в том, что масло пенится на оборотах коленчатого вала, а тряска также приводит к перебоям в доступе к жидкости. Это отрицательно влияет на давление масла и препятствует надлежащей смазке деталей.

Сухой картер

Схема смазки идентична мокрому картеру, за исключением того, что рабочая жидкость хранится в отдельной емкости. Контейнер расположен снаружи силовой установки, существует конструкция с размещением контейнера в картере. Метод позволяет избежать вспенивания масла и используется на специальных автомобилях для гонок или езды по бездорожью.

Преимущество сухого метода:

  • Давление жидкости постоянно на режимах работы двигателя;
  • Охлаждение смазки происходит быстро;
  • Свойства масла остаются неизменными в течение более длительного периода времени, так как масло меньше контактирует с воздухом и газами;
  • Размеры силовой установки меньше;

Недостатки сухого метода:

  • Стоимость устройства выше по сравнению с мокрым картером;
  • Конструкция силовой установки более сложна в исполнении;
  • Больше веса и больше перезаправляемого масла.

Устройство системы смазки двигателей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51А, ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150, ЯАЗ-М-206Б

С особенностями конструкции двигателей отечественных автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ и ЯАЗ вы можете ознакомиться в следующей записи.

Возможные неполадки в работе системы и способы их устранения

Некоторые проблемы двигателя в системе смазки могут возникнуть неожиданно, даже если вы недавно ремонтировали автомобиль или проводили на нем техническое обслуживание. Перечислим основные проблемы и узнаем, как их решить:

Датчик давления масла не загорается при включении зажигания 1. Сгорел индикатор 1. Замените лампочку датчика в приборной панели
2. Повреждение провода, окисление контактов 2. Осмотрите соединение и при необходимости замените провод
3. Ошибка датчика давления масла 3. Замените датчик на новый
Индикатор давления масла загорается на холостом ходу, гаснет при увеличении скорости Низкое давление масла из-за перегрева. Система охлаждения не работает должным образом «Погонять» автомобиль на высоких оборотах 15-20 минут, чтобы двигатель остыл; Выполнить диагностическую проверку исправности системы охлаждения
Индикатор на приборной панели загорается при увеличении оборотов двигателя Неисправен редукционный клапан С помощью щупа проверьте уровень масла в двигателе автомобиля, при необходимости замените редукционный клапан
Индикатор горит постоянно 1. Слишком мало масляной жидкости 1. Проверьте уровень масла и при необходимости долейте
2. Насос не работает, канал масляного насоса загрязнен 2. Очистите или замените насос
Высокий расход масла Износ цилиндров, поршневых колец, маслосъемных колпачков, уплотнительных элементов Осмотрите двигательную установку и устраните причину утечки

Магистраль высокого  и низкого давления

Блок системы смазки двигателя имеет магистрали низкого и высокого давления. Высокое давление создается за счет нагнетания масла в систему. Нижняя линия подает масло к насосу. Элементами нижней магистрали являются маслоприемник и трубка, подающая масло от маслоприемника к насосу. Маслозаборник представляет собой удлинение на конце подающей трубы. Закрыт сеткой. Сетка служит для предотвращения попадания крупных предметов в насос. Это может быть копоть, куски металла, стружка.

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию системы смазки

Долговечность двигателя зависит от эффективности системы смазки двигателя. По этой причине он требует постоянного ухода. Данная процедура проводится на каждом этапе технического обслуживания любого автомобиля. Если каким-то деталям и узлам можно уделить меньше внимания (хотя безопасность и надежность перевозки требует должного внимания ко всем системам), то халатное отношение к замене масла и фильтров приведет к дорогостоящему ремонту. Для некоторых автомобилей дешевле купить новый, чем затевать капитальный ремонт двигателя.

Помимо своевременной замены расходных материалов, от владельца транспортного средства ожидается грамотная эксплуатация самого силового агрегата. При запуске двигателя после длительного простоя (достаточно 5-8 часов) все масло находится в поддоне, а на деталях механизма остается лишь небольшая масляная пленка.

Если в этот момент дать двигателю нагрузку (начать движение), без должной смазки детали быстро выйдут из строя. Дело в том, что насосу нужно какое-то время, чтобы протолкнуть более густое масло (потому что оно холодное) по всей магистрали.

По этой причине даже современный двигатель нуждается в небольшом прогреве, чтобы смазка дошла до всех узлов агрегата. Зимой эта процедура не займет больше времени, чем водитель успеет убрать весь снег с машины (в том числе и с крыши). Автомобили, оборудованные системой ГБО, облегчают эту процедуру. Электроника не переключается на газ, пока двигатель не прогреется.

Особое внимание следует уделить регламенту замены моторного масла. Многие начинают с пробега, но этот показатель не всегда точно указывает периодичность процедуры. Дело в том, что даже когда работающая машина стоит в пробке или застревает в ириске, масло постепенно теряет свои свойства, даже если машина может проехать довольно много.

С другой стороны, когда водитель часто ездит на дальние расстояния по трассе, в этом режиме масло дольше тратит ресурс, даже если пробег уже пройден. Подробнее о том, как рассчитать часы, читайте здесь.

А какое масло лучше заливать в двигатель вашего автомобиля, рассказано в следующем видео:

Масляная система двигателя, как она работает? Посмотреть это видео на YouTube

Некоторые неисправности системы смазки

Чаще всего данная система не имеет большого количества неисправностей, но в основном они проявляются увеличением расхода масла или низким его давлением. Вот основные ошибки и как их исправить:

Симптом: Возможные неисправности: Варианты решения:
повышенный расход масла Нарушено уплотнение фильтра (плохо закручено); Течь через прокладки (например, прокладку картера); Болотный обвал; вентиляция картера забита; Выход из строя ГРМ или коленвала. Заменить прокладки, проверить правильность установки масляного фильтра (возможно неровно установили, от чего не до конца крутился), для ремонта ГРМ, вентиляции коленвала или картера обратиться к специалисту
Пониженное давление в системе Сильно забит фильтр; отказ насоса; Редукционный клапан(ы) давления сломан(ы); Низкий уровень масла; Датчик давления сломан. Замена фильтров, ремонт вышедших из строя деталей.

Большинство неисправностей диагностируются при визуальном осмотре силового агрегата. Если на нем наблюдаются масляные пятна, эту деталь необходимо отремонтировать. Часто в случае серьезной течи под машиной постоянно будет образовываться пятно.

Некоторые виды ремонта требуют частичной или полной разборки двигателя, поэтому в таких случаях лучше довериться специалисту. Особенно, если обнаружена неисправность в КШМ или ГРМ. Однако при правильном обслуживании такие неисправности возникают крайне редко.

Устройство системы смазки двигателя

Чтобы лучше понять, как работает система, давайте рассмотрим элементы и детали, используемые для смазки двигателя. Сегодня силовые установки, работающие за счет сжигания горючей смеси в составе, оснащаются деталями:

  • Поддон картера. Картер, основа корпусной части силовой установки, в полости которой находится коленчатый вал. Нижняя часть картера закрыта поддоном, который крепится к конструкции болтами. Функция поддона заключается в хранении и охлаждении смазки, кроме того, внутри изделия установлены специальные перегородки, препятствующие колебаниям масла и уменьшающие пенообразование. Между поддоном и картером устанавливается прокладка, задача которой предотвратить утечку масла.

Масляный поддон двигателя:

Маслосборник

  • Маслозаборное устройство. Механизм представляет собой устройство, которое забирает масло из поддона и перекачивает его с помощью насоса для дальнейшей циркуляции. Механизм фиксируется на определенном расстоянии от поддона, это делается для того, чтобы загрязнения на дне не подхватывались насосом.

Маслозаборное устройство двигателя:

Маслозаборное устройство

  • Масляный радиатор. Механизм используется не везде; радиатор устанавливается для двигателей, работающих под нагрузкой или на высоких оборотах. Установленные радиаторы отличаются охлаждением. Охлаждение осуществляется воздухом или жидкостью. Охлаждение воздуха происходит за счет циркуляции воздушного потока при движении автомобиля. Жидкостное охлаждение включено в общую систему.

Масляный радиатор двигателя Nissan:

Масляный радиатор

  • Масляный насос. Назначение насоса — создание необходимого давления для движения жидкости по каналам силовой установки, давление колеблется на две, 16 атмосфер. Насосы различаются по типам, обычные, шестеренчатые, с постоянным давлением и роторные, где давление регулируется.

Масляный насос двигателя Audi A4:

Масляный насос

  • Элемент масляного фильтра. Деталь относится к расходным материалам, назначение которых – очистка жидкости, удаление скопившихся отложений и примесей. Работа элемента увеличивает срок службы смазки и упрощает обслуживание системы смазки двигателя.

Масляный фильтр:

Масляный фильтр

  • Датчики. Назначение приборов – передача показаний для нормальной работы двигателя. Измеряемыми показателями являются давление, уровень жидкости и температура.

Аварийный датчик давления масла двигателя Д 245:

Датчик давления масла

  • Зонд. Блок управления помогает определить уровень жидкости в поддоне двигателя и сигнализирует о необходимости замены масла или нарушении уровня. Как правило, это металлическая лента, к которой прилагается риск.

Масляный щуп двигателя Mercedes-Benz:

Масляный щуп

  • Клапан сброса давления. Блок контролирует давление и сбрасывает избыточное давление, если нормальное значение превышено.

Редукционный клапан двигателя:

Редукционный клапан давления

  • Нефтяная труба и линия. Это отверстия, через которые циркулирует жидкость. С помощью пор смазка подходит к трющимся элементам.

Перечисленные детали являются основными узлами системы, но некоторые из них нельзя использовать для смазки двигателя в силу конструктивных особенностей агрегата.

Причины и устранение неисправностей системы смазки

Основной неисправностью в системе смазки двигателя автомобиля является падение давления масла. Естественно, это происходит в результате износа деталей, в том числе и масляного насоса. С увеличением износа увеличиваются зазоры в сопряженных парах, за счет этого снижается производительность и давление в насосе. Масло, попадая на шейки коленчатого вала, смазывает их, но легко просачивается через увеличенный зазор в слив.

Не создается правильное давление на нагруженное соединение. То же самое происходит и в других узлах. Чтобы понять, почему может падать давление масла, еще раз пройдемся по системе обычным способом от маслозаборника:
• Заклинивший жестяной поддон уменьшает зазор между маслосборником и днищем. Продукты износа и сажа активно собираются в узком канале. Маслозаборник также может быть поврежден ударом: трещина во впускном патрубке будет способствовать утечке воздуха.

• Масляный насос может полностью перестать качать не только из-за износа, но и из-за поломки трансмиссии. Это вечная беда всегда классических Жигулей: хлипкие шпонки на приводе помпы часто срывались на морозе, некачественное масло густело, и деталь не выдерживала сопротивления. Будь то помпа с внутренним зацеплением переднеприводных моделей ВАЗ. Привод — коленчатый вал. Абсолютная надежность при отсутствии дополнительных деталей.
• Плотный фильтр. Проблема решается легко — надо менять.

• Крайне редко, но бывает выпадение вилки из коленчатого вала. Это технологические детали, закрывающие каналы, просверленные в ГРП. Они запрессованы в посадочное место и если посадка не плотная, то к сожалению… При сборке двигателя действительно лучше их вынуть и хорошенько прочистить каналы — обычно там отложения грязи. Только после того, как вы запрессовали, вы должны убедиться и просверлить монтажное отверстие.

• Редукционный клапан остается открытым.
• Неисправность датчика давления.
• Перегрев масла.

Смешивание смазочного материала с другими жидкостями – это уже сложная проблема для двигателя.

Другие неисправности в системе смазки: • Повышение давления в системе происходит из-за блокировки редукционного клапана в закрытом положении.
• Грязное масло вызывает заедание гидрокомпенсаторов и натяжителей цепи.
• Утечки масла из-за дефектных уплотнений (прокладок, уплотнительных колец и сальников), пробок, треснутых деталей.

Масляные насосы – назначение и типы

Масляный насос подает масло под давлением на трущиеся поверхности деталей двигателя. На двигателях применяют маслонасосы шестеренчатого типа с установленным в насосе редукционным клапаном, отрегулированным на давление 0,45 МПа и не подлежащим регулировке в процессе эксплуатации.

Масляный насос двигателя с внешним зацеплением (рис. 3) имеет два внешних зацепления. К корпусу насоса 7 через крышку 5 присоединен маслоподводящий патрубок 2 с фильтрующей сеткой 1 и редукционным клапаном 3. Ведущее колесо 8 напрессовано на приводной вал 10 насоса. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси 9, запрессованной в корпус насоса. При вращении шестерен создается разрежение, масло через фильтрующую сетку и патрубок поступает под крышку 5 насоса и через отверстие в крышке в вакуумную полость корпуса насоса.

Масло, заполняющее полости между зубьями шестерни, переносится в выходную полость, а оттуда попадает во впускной тракт блока цилиндров. При повышении давления масла в системе смазки выше допустимого уровня открывается редукционный клапан 3, при этом проходит часть масла из выпускного отверстия в маслоподводящий патрубок 2, а давление в системе не повышается. Давление открытия редукционного клапана не регулируется. Это обеспечивается его пружиной 4. Вращение передается на приводной вал 10 насоса посредством шестерен 11 на приводном валу масляного насоса, который приводится в движение цепной передачей от коленчатого вала двигателя. Масляный насос установлен внутри масляного поддона и крепится к блоку цилиндров двумя болтами.

Масляный насос с внешними шестернями

Рисунок 3 – Масляный насос с внешним зацеплением

1 — сетка; 2 — коллектор; 3 — клапан; 4 — пружина; 5 — крышка; 6, 8, 11 – дает; 7 — корпус; 9 — ось; 10 — вал

Масляный насос с внутренним зацеплением (рис. 4) состоит из корпуса 1, крышки 7, ведущего колеса 3 и ведомой шестерни 2, маслоприемника 8 и редукционного клапана 4. Корпус насоса выполнен из чугуна. Он имеет две полости (всасывающую и выходную), которые отделены друг от друга выступом 9. Ведущая и ведомая шестерни выполнены из спеченного материала и расположены внутри корпуса. Ведущее колесо 3 установлено на переднем конце коленчатого вала 10, который уплотнен в крышке насоса втулкой 6. К корпусу прикреплен маслоприемник с фильтрующей сеткой и крышкой. Крышка 7 насоса отлита из алюминиевого сплава. Он содержит редукционный клапан 4, давление открытия которого обеспечивается пружиной 5.

Масляный насос с внутренним зацеплением

Рисунок 4 – Масляный насос с внутренним зацеплением

1 — корпус; 2, 3 — шестерни; 4 — клапан; 5 — пружина; 6 — манжета; 7 — крышка; 8 — маслоприемник; 9 — уступ; 10 — вал

При вращении шестерен масло поступает во всасывающую полость насоса через масляный резервуар. Он заполняет полости между зубьями шестерен, переносится в выходную полость и под давлением направляется во впускной канал блока цилиндров. Редукционный клапан срабатывает при повышении давления выше допустимого и перепускает часть масла из выходной полости насоса в камеру всасывания. Подача насоса составляет 34 л/мин при частоте вращения ведущей шестерни 6000 мин-1 и создаваемом давлении 0,5 МПа.

Применение мокрого и сухого картера в комбинированной системе смазки

Комбинированная система наиболее популярна при изготовлении автомобилей в современных условиях. Предполагает подачу масла под давлением ко всем деталям и механизмам, которые в нем больше всего нуждаются, например к подшипникам. Давление масла создается масляным насосом. Все остальные детали смазываются масляной эмульсией.

В комбинированной системе может быть использован другой тип картера конструктивно:

  • Мокрый поддон.
  • Сухое болото

Под мокрым картером понимается постоянное заполнение его маслом. Этот принцип используется на большинстве стандартных автомобилей. Его преимущество – простота и надежность. Однако есть и недостатки. Например, при попадании топлива в смазку может образоваться масляная пена. Вместе с этим в систему будет поступать большое количество воздуха, тем самым сильно снижая давление и сводя к нулю работу системы смазки двигателя.

Во избежание подобных проблем на некоторых автомобилях используется сухой картер. Принцип заключается в том, что масло хранится в отдельной емкости и оттуда подается в систему. Это исключает возможность подсоса воздуха в случае образования пены или падения уровня масла.

Преимущество этой системы: обеспечивает стабильную работу двигателя при проезде автомобилем препятствий с большим углом наклона, значительно уменьшены размеры силовой установки за счет малого размера картера, расхода масла и его количества в двигателе уменьшен.

Уровень моторного масла

Масляный насос

В компоновку системы смазки двигателя входит масляный насос. Он используется для повышения давления смазки в системе. Устройство привода механическое, выполнено из коленчатого или распределительного вала силового агрегата.

Вход насоса сообщается с полостью картера или с автономным смазочным резервуаром. Выход подключается к основному кабелю двигателя. Установки бывают различных конструкций. Наиболее распространены насосы шестеренчатого типа. Они отличаются надежностью и неприхотливостью к условиям использования.

Комбинированная система смазки с мокрым картером

В современных двигателях внутреннего сгорания используется комбинированная система. Назван так потому, что обеспечивает смазку деталей одновременно двумя способами: • под давлением;
• всплеск.
При распылении смазочная жидкость может быть в виде масляного тумана или подаваться в определенное место направленной струей. Масло попадает в картер через заливную горловину. Оттуда оно всасывается масляным насосом через маслозаборник (это трубка с сеточкой, которая улавливает крупные частицы).

Блок смазки двигателя

Контроль уровня масла

Во избежание поломки силового агрегата необходимо постоянно следить за уровнем масла в масляном поддоне. Проверка осуществляется масляным щупом при выключенном двигателе. На щупе есть две отметки: минимальное и максимальное количество рабочей жидкости. Нормальный уровень масла находится между ними. При недостаточном уровне трущиеся детали не получат необходимого количества смазки, в результате увеличится износ. При избыточном количестве масла увеличивается расход, а также расход топлива, увеличивается образование нагара на поршнях и в камерах сгорания, замасливаются свечи зажигания.
контроль уровня масла
контроль уровня масла

Для контроля системы смазки во время работы двигатель внутреннего сгорания оборудован датчиками уровня, температуры и давления масла, соответствующие индикаторы выведены на приборную панель. Если вдруг один из показателей значительно отклонится от нормы, водитель узнает об этом, включив контрольную лампу. Кроме того, датчик давления многих моделей автомобилей включен в систему управления двигателем, и в случае критического падения давления двигатель отключается автоматически.

Редукционный или перепускной клапан используется для поддержания постоянного давления в системе смазки. Клапанов может быть несколько, они устанавливаются в элементах системы, например в масляном насосе или фильтре.

Работа механизма смазки

Схема смазки механизмов и узлов агрегата следующая: при запуске силовой установки жидкость подается в магистраль насосом. Затем масло очищается, проходя через фильтрующий элемент. Затем жидкость поступает в подшипники коленчатого вала, смазывает шатун и коренной подшипник и движется к подшипникам распределительного вала. С помощью форсунок или специальных отверстий жидкость поступает в цилиндр через шатунные опоры и распыляется на рабочую поверхность втулки. Излишки масла с поверхности цилиндра удаляются маслоскребком. Остальные механизмы смазываются разбрызгиванием. После выполнения функции рабочая жидкость снова поступает в масляный поддон, где охлаждается и снова повторяет цикл.

Важно! Дизельные установки имеют другой принцип работы, поэтому двигатели подвергаются высоким температурным нагрузкам, поршни агрегатов сильно нагреваются. Для этого некоторые конструкции двигателей снабжены форсункой, распыляющей смазку на днище поршня.

Схема системы смазки двигателя:

Форма для системы смазки

Клапан N428

Клапан управления масляным насосом N428 предназначен для регулирования давления на поршень управления. В зависимости от давления на поршень изменяется положение статора и объем всасывающей камеры. Часть масла из напорной камеры всегда подается в линию управления к клапану N428. По команде блока управления двигателем клапан срабатывает, масло подается на управляющий поршень. N428 представляет собой гидравлический 3/2-ходовой клапан с электрическим приводом.

устройство и расположение клапана N428

Диагностика давления масла.

Лампа давления масла загорается, когда двигатель работает на холостом ходу. Это первый тревожный сигнал. Но, возможно, еще не все потеряно. Причина низкого давления масла в двигателе может быть очень простой и легко устранимой.

Самая дальняя точка от масляного насоса – это головка блока цилиндров. Естественно на коромыслах или на кулачке, если он расположен в головке блока. Образуется самое низкое давление. Но для нормальной работы двигателя он должен присутствовать. Поэтому даже если открыть только заливную пробку в клапанной крышке. Головные части тщательно смазываются. При работающем двигателе будут видны брызги масла. Если их нет, масло подается под низким давлением. И даже по этому факту можно судить о неисправности маслосистемы. И уже можно судить, почему загорелась лампочка давления масла.

Но может быть и датчик давления масла неисправен. Лампочка загорается и детали головки блока обильно смазываются. Можно просто попробовать заменить датчик. Но правильнее будет, если мерить давление механическим манометром.

Нужно найти где находится датчик давления масла. Выключи это. Установите на месте механический манометр. Он точно покажет давление масла в масляной системе. Давление масла ниже 0,2 Нм на холостом ходу. Указывает на неисправность.

Любая неисправность двигателя должна начинаться со снятия поддона. В первую очередь, конечно же, необходимо убедиться в исправности маслоприемника и мест подключения к насосу. Трещин, грязезащиты нет. Если все в порядке. Проверяются подшипники коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Это можно сделать с помощью калиброванной пластиковой проволоки. Откручивается крышка коренных и шатунных подшипников и между шейкой коленчатого вала и втулкой помещается пластиковая проволока. Крышка закручивается с усилием, рассчитанным для данной модели двигателя.

Крышка снова снимается. А по ширине получившейся точки можно судить о величине образовавшегося зазора. Он не должен превышать 0,15 мм. Это измерение можно назвать условным. Потому что шейка коленвала изнашивается неравномерно. Износ образует овал. По сечению шейки вала. Таким образом, это измерение может дать приблизительное представление об износе. И условно устранить или подтвердить причину ошибки. Чтобы продолжить устранение неполадок.

Усложнение конструкции

циркуляция моторного масла
На примере 2,5-литрового дизеля от VW можно увидеть, насколько усложнилась система смазки современного двигателя. Давайте рассмотрим назначение каждого из элементов.

  • Двухступенчатый масляный насос с внутренним зацеплением. Устанавливается в картер.
  • Клапан регулировки давления масла. С помощью электромагнитного клапана ЭБУ (модуль управления двигателем) направляет масло в разные каналы, тем самым переключая режимы работы масляного насоса. При регулировке показателей учитываются нагрузка двигателя, температура охлаждающей жидкости, частота вращения коленчатого вала и сигналы от АКПП. При подаче управляющего сигнала клапан открывается и масло проходит в каналы первой ступени (давление в системе около 1,8 атмосфер). При отсутствии управляющей «массы» возвратная пружина возвращает клапан в исходное положение, меняет направление потока масла, повышает давление в системе до 3,3-4 атм.

Изменение характеристик позволяет снизить механические потери, идущие на смазку и охлаждение пар трения двигателя. Это решение повышает общую эффективность двигателей и снижает количество вредных выбросов.

  • Обратные клапаны на обратке. Они пропускают смазку только в одном направлении и препятствуют полному сливу масла из каналов после остановки двигателя. Заполненные каналы позволяют избежать масляного голодания в первые секунды после запуска двигателя.
  • Предохранительный клапан. Открывается при холодном пуске, когда в системе создается слишком высокое давление.
  • Малый циркуляционный клапан. Срабатывает при засорении фильтрующего элемента, пропуская масло в обход фильтра.
  • Масляный радиатор. Масло и охлаждающая жидкость циркулируют через корпус теплообменника.
  • Охладитель помогает поддерживать тепловой баланс в двигателе и предотвращает перегрев масла.
  • Клапан впрыска масла. Он открывается при достижении расчетного давления в системе и открывает магистраль к форсункам.
  • Масляная форсунка. Распыляет масло на днище поршня и отводит от него тепло.
  • Редукционный клапан. Срабатывает при достижении слишком высокого давления в системе, предохраняя головку блока цилиндров от избытка масла.
Оцените статью
Блог про автомобильные парковки