- Какая тонировка разрешена в 2022 году?
- Как измеряют тонировку инспекторы ГИБДД
- Действующие размеры штрафов за тонировочную пленку
- Какой должна быть светопропускаемость стекла
- Когда возможно лишение прав за тонировку?
- Повторный штраф за тонировку передних боковых стекол
- Виды тонировок по ГОСТу
- В России пока не определились
- Как избежать наказания за «тонер»: лайфхаки
- Действия сотрудника ГИБДД при обнаружении тонированных стекол
- Требования к тонировке авто
- Что за новый закон?
- Нормативная база
- Как выявить нарушение
- Как выписывается штраф?
- Что будет, если…
- …снять тонировку сразу после остановки сотрудником ГИБДД.
- …снять тонировку сразу после того, как будет выписан штраф.
- Как проводится проверка уровня тонировки?
- Основания для наложения штрафов за тонировку
- Одни хотят, другие против
- Можно ли оставить тонировку после оплаты штрафа
- Штраф за тонировку юридическому лицу
- Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля
- Административный арест за тонировку авто
- Допустимый процент светопропускаемости
- Как избежать санкций за чрезмерное тонирование стекол машины
- Альтернатива тонировке: атермальная пленка и шторки
- Штраф за тонировку задних фонарей и фар
- Допустимые нормы по ГОСТу
- Размер взыскания
Какая тонировка разрешена в 2022 году?
Разрешенный уровень тонировки или затемнения стекол автомобиля специальными средствами регламентируется следующими нормативными актами:
- ГОСТ 32565-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Защитное стекло для наземного транспорта. Общие технические условия (введены в действие приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 2008-ст);
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 877 (ред от 25 декабря 2018 г.) «Об утверждении технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» — (часть 4 приложения) 8);
- ПДД в приложении список ошибок раздел 7.3.
В 2022 году разрешенная окраска стекла по ГОСТу считается приемлемой при:
- процент тонировки передних стекол и передних боковых стекол не менее 70%;
- верх лобового стекла тонирован полосой шириной не более 14 см, процент светопропускания не ограничен.
Какие окна тонируются без ограничений? Только для задних боковых и заднего стекол в наличии зеркало заднего вида, чтобы можно было следить за дорожной обстановкой.
Разрешена ли зеркальная тонировка автомобилей? Запрещено нанесение зеркальной пленки и любого покрытия, создающего зеркальный эффект.
Цветную пленку можно наносить как снаружи, так и внутри стекла.
Как измеряют тонировку инспекторы ГИБДД
Чтобы узнать уровень светопропускания стекол автомобиля, сотрудники ГИБДД используют веревочный измеритель. Это портативное устройство, состоящее из передатчика и приемника. Инспектор устанавливает передатчик со стороны улицы, прислоняет приемник к стеклу изнутри автомобиля и следит за показаниями тахометра.
Как инспекторы измеряют тонировку окон в пасмурные дни? Погода не влияет на результаты измерений. Инспекторы откалибровали старые канатные измерители по уровню освещенности на момент измерения. В 2021 году они используют приборы, которые точно измеряют уровень темноты независимо от погоды.
Действующие размеры штрафов за тонировочную пленку
В соответствии со статьей 12.5 КоАП водитель должен уплатить штраф в размере 500 рублей за нарушение норм окраски, если светопропускание на лобовое и переднее стекло ниже 70%.
Водителю, затонировавшему передние и задние фары не белого, желтого или оранжевого цветов, грозит более строгое наказание – лишение водительских прав на срок до 12 месяцев.
Помимо протокола инспектор может написать требование устранить проблему с тонировкой в течение 10 дней. Если водитель проигнорирует требование, он должен заплатить штраф в размере 2-4 тысяч рублей, сесть в ОВД на 15 суток или выйти на обязательные работы на 40-120 часов.
Какой должна быть светопропускаемость стекла
Согласно действующему техническому регламенту по безопасности для колесных транспортных средств светопропускание на передние стекла (лобовое и боковые) должно быть не менее 70%. А вот задние стекла можно тонировать как угодно.
Уровень света, проникающего в салон автомобиля, помогают определить специальные технические средства – тауметры. Одна часть прибора с источником света расположена на внешней стороне стекла, а другая – приемник, на внутренней. Затем измеряется процент света, проникающего через стекло.
На результат измерения не могут повлиять погодные условия или уровень естественного освещения.
Когда возможно лишение прав за тонировку?
В 2022 году в действующем законодательстве нет нормы, предписывающей отзыв водительского удостоверения за тонировку. Единственное наказание, которое может быть назначено, регулируется статьей 12.5 КоАП РФ. В соответствии с ним размер денежного штрафа составляет 500 рублей.
Повторный штраф за тонировку передних боковых стекол
По российскому законодательству за одно и то же нарушение правил водитель не наказывается более одного раза. Если сотрудник ГИБДД уже составил протокол, можно не опасаться, что при следующей проверке другой инспектор снова оштрафует вас за то же самое.
Сколько штрафов за «тоны» можно выписать? «Неприкосновенность» в виде штрафов за цветную пленку действует в течение 10 дней со дня первого штрафа. По истечении этого срока инспекторы снова будут иметь право на штраф за неправильную окраску. Это значит, что если водитель не снимет или не поменяет пленку на окнах, его могут по закону штрафовать за это каждые 10 дней.
Читайте также: Порядок обжалования решения суда: инстанции и условия
Виды тонировок по ГОСТу
Существует несколько способов затемнения стекол автомобилей. Среди них:
- Специальный фильм. Самый популярный способ окрашивания из-за относительной дешевизны. Лобовое стекло в сервисе можно оклеить примерно за 2 тысячи рублей, но стандартно по ГОСТу;
- Атермальное окрашивание стекла — хамелеон. Это многослойное покрытие, обеспечивающее практически полную защиту от ультрафиолета, не позволяющее частям салона выгорать. Металлизированная составляющая пленки задерживает тепловое излучение, поэтому позволяет обеспечить тепловой комфорт даже в солнечную погоду. Можно использовать для лобового стекла, так как светопропускная способность качественной пленки до 85%;
- Двойное остекление. Используется только для боковых окон. Обычное стекло поставляется с экстратемным. Водитель может использовать тот, который ему нужен в конкретное время. Цена вопроса не более 50 000 рублей;
- Экраны, жалюзи и другие устройства, которые легко монтируются и снимаются с бокового окна. На рынке есть вполне доступные варианты. Прост в использовании и быстро снимается при обнаружении инспектором ГИБДД. В этом случае штраф не выписывается;
- Съемная тонировка стекол легко устанавливается и снимается пленкой не менее 100 раз. Это не часть автомобильного стекла. Он используется для временных целей, поэтому полностью легальный. Стоимость комплекта на передние стекла не превышает 5 тысяч рублей;
- Тонировка одноцветная PDLC. Это специальная двухслойная пленка, между слоями которой находятся кристаллы, реагирующие на напряжение. Он подключен к электрическим проводам. В спокойном состоянии кристаллы не пропускают свет через пленку и стекло приобретает тускло-серый цвет. Приложение электрического напряжения изменяет порядок кристаллов, и стекло становится прозрачным. Стоимость этого метода тонирования достигает 80 000 рублей;
- Электронная тонировка стекол по технологии SPD представляет собой многослойную структуру, делающую стекло прочным, способным менять прозрачность и поглощать прямое солнечное излучение. Напряжение, подаваемое на стекло, влияет на уровень затемнения, в нормальном состоянии стекло прозрачно. Очень дорогой метод, который стоит на уровне 200 000 рублей.
Кроме того, практикуется нанесение тонирующей пленки на поворотники и фары автомобиля.
Тонировка передних стекол 70 и 50 процентов на фото:
В России пока не определились
С 2012 года в России введен запрет на тонировку передних стекол любых автомобилей. В том числе отделы. Неоднократно сообщалось, что запрет на тонировку является одной из мер, способствующих быстрому выявлению террористов и других лиц с криминальным прошлым. При этом неизвестно, что первично — безопасность водителей или сотрудников ГИБДД. С одной стороны, водитель тонированного автомобиля действительно намного хуже оценивает ситуацию. Ночью это вообще чревато наездом на другой автомобиль и наездом на пешехода на перекрестке.
С другой стороны, сотрудник ГИБДД, который останавливает тонированную машину, понятия не имеет, кто находится внутри. Вооружён водитель или нет, трезвый или пьяный, всё это надо понимать при личном контакте, что наверняка будет осложнено отсутствием нормального обзора. Но тогда возникает резонный вопрос: почему в США полицейские останавливают машины и могут общаться с водителями? Какая разница, если все машины тут и там тонированные?
Фото © ИТАР-ТАСС / Александр Саверкин
Как отмечают специалисты, несмотря на недостатки, тонировка имеет и неожиданные преимущества. Один из них, как отмечает автомобильный эксперт Юлий Леонтьев, — это относительная сохранность личных вещей и самого владельца внутри автомобиля в разных ситуациях.
Возьмем в качестве примера аварию. Если стекло разбивается, все осколки летят в лица пассажирам. Тонировка в этом смысле является преградой для препарирования лица и кузова тонким стеклом. Ну и вещи, оставленные на заднем сидении или где-то внутри машины, тоже будут в безопасности. Даже при легкой тонировке очень сложно заметить объекты с улицы, заключил эксперт.
Наказывать водителей или нет, Госдума еще не решила. В 2017 году было предложено ужесточить штраф за тонировку — вместо протокола в 500 рублей водителям предложили оформить сразу полторы тысячи. Надо признать, что даже сами инспекторы считают небольшое представление недостаточной мерой. В ряде регионов (например, в Тверской, Брянской, Белгородской и других) инспектор может остановить свою дальнейшую работу за плотно тонированный автомобиль. И решить проблему можно будет только через переоформление автомобиля.
Учитывая сложность ситуации с тонировкой, специалисты отмечают, что поблажек от автовладельцев ждать не стоит. Депутаты, подготовившие проект, отмечают, что одной из проблем, с которой постоянно сталкиваются автомобилисты, является погрешность в работе приборов, измеряющих светопропускание на окна автомобилей. На конечный результат влияет множество факторов, поэтому водитель не застрахован от штрафа даже в том случае, если передача оттенка полностью соответствует государственному общероссийскому стандарту. Хотя законопроект создан для решения подобных проблем, эксперты не надеются на отмену штрафов за темные очки.
Как избежать наказания за «тонер»: лайфхаки
Единственный стопроцентный способ избежать штрафа за темную пленку на стекле — наклеить такую, которая пропускает 70% света и более. Этот материал достаточно прозрачен, поэтому не скрывает количество людей в салоне и их лица.
Вы также можете попытаться избежать первоначальной или повторной тонкой тонировки следующими способами:
- Опустите окна, как только перед вами появится ГАИ. Метод работает летом для самых бдительных водителей. Зимой инспекторы разберутся в чем дело, остановят машину и потребуют поднять стекла для замера. В случае отказа они должны провести 15 дней в полицейском участке.
- Поставил кнопку, которая отключает окна. Водитель не отказывается поднимать стекла, но сообщает инспектору, что подъемный механизм неисправен. Иногда этот способ срабатывает, но опытный сотрудник ГИБДД может осмотреть машину, найти переключатель стеклоподъемников и выписать штраф.
- Сделать электронную раскраску. Водитель нажимает на кнопку — стекла становятся прозрачными, нажимает еще раз — затемняются. Электронный «тонер» стоит дорого, но, к сожалению, не всегда работает. Если инспектор издалека заметит, что стекла в машине темные, и найдет кнопку при осмотре, он все равно выпишет штраф.
Вы по-прежнему можете получить только половину штрафа, если оплатите штраф в течение 20 дней после составления протокола. То есть внести 250 рублей вместо 500.
Действия сотрудника ГИБДД при обнаружении тонированных стекол
В 2022 году сотрудник ГИБДД обязан действовать в рамках Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции», а также выполнять указания приказа МВД России Федерации № 664 от 23 августа 2017 г. Инспектор имеет право:
- при наличии законных оснований остановить транспортное средство;
- потребовать от водителя предъявить документы, отраженные в п. 2.1.1 ПДД РФ;
- инициировать измерение светопропускания стекол, если они визуально кажутся затемненными;
- составить протокол об административном правонарушении в случае выявления правонарушения.
Вместе со штрафом часто выносят предписание о снятии окраски. Однако такой акт считается незаконным. Дело в том, что тонировка стекол автомобиля сама по себе не является правонарушением. В статье 12.5 КоАП РФ указано, что наказание назначается за управление автомобилем, в котором установлены стекла, не соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного союза. Поэтому представитель ГИБДД в соответствии с этой статьей не имеет права принуждать водителя к снятию цвета.
Поскольку предписание выдается сотрудником ГИБДД на основании статьи 29.13 КоАП, оно может быть выдано только юридическим лицам. При оформлении предписания на лицо инспектор нарушает КоАП РФ. Из практики сотрудники ГИБДД выдвигают требования к физическим лицам, при обжаловании такого действия суд в основном становится на сторону сотрудников полиции.
На практике сотрудники ГИБДД все же могут составить предписание и заставить водителя снять цвет. Однако документ фиксирует не требование привести стекло в соответствие с нормами светопропускания, а обязанность пресечь нарушение. Это право установлено статьей 13 Федерального закона «О полиции”.
В такой ситуации гражданин может предпринять следующие действия:
- убрать краску и продолжить беспрепятственное движение;
- перестань водить.
Неисполнение предписания влечет за собой привлечение к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции лицо ожидает административный штраф в размере 500-1000 рублей или арест за неснятие краски на срок до пятнадцати суток. Вид наказания выбирает судья.
Требования к тонировке авто
Законодательством предусмотрены следующие нормы и правила покраски автомобилей:
- Соблюдение предписанной светопропускной способности.
- Разрешается наносить цветной защитный клей сверху ветрового стекла на 14 см, но не ниже зоны удара стеклоочистителей.
- По ГОСТ 33988-2016 на лобовом стекле есть зоны, где допускается оклейка пленкой меньшей пропускной способности.
- Затухание переднего полушария не должно изменять цветовое восприятие основных передающих цветов: белого, красного, зеленого и синего.
Что за новый закон?
Тем не менее в России был новый проект соответствующего закона о снятии санкций… Но еще в 2015 году. Тогда, в июне, в Госдуму был внесен законопроект о внесении изменений в эту статью 12.5 Закона об административных правонарушениях. И согласно этим изменениям новый штраф за тонировку должен увеличиться до 5 тысяч рублей.
Но в новом законе речь шла о втором штрафе ГИБДД за тонировку стекол — то есть за вождение тонированного автомобиля со светопропускной способностью менее 70% в течение 1 года со дня исполнения первого штрафа. А первый штраф предлагалось поднять с 500 до 1500 рублей.
Статья 12.5, часть 3.1 — штраф за тонировку 500 руб. | Статья 12.5, часть 3.1 — новый штраф в размере 1500 рублей. |
Это преступление не повторяется. | Статья 12.5, часть 3.2 (новая) — новая санкция 5000 руб. |
Так, статью 12.5 КоАП предлагалось дополнить частью 3.2, предусматривающей повторное наказание, а также внести изменения в часть 3.1 и увеличить размер штрафа за первичное нарушение до 1500 рублей.
На сегодняшний день статус проекта нового закона находится на стадии оценки. Обращаем ваше внимание, что проект не был ни отклонен, ни принят, а его последние обсуждения среди депутатов были в ноябре 2016 года. А значит, и в ближайшее время — ни в июне, июле, августе, ни даже в сентябре, октябре, ноябре 2022 года и позже законопроект вряд ли вступит в силу.
Из наиболее значимых событий хронологии отметим следующие:
- в январе и феврале проект был изменен,
- в октябре закон рассмотрели в первом чтении и отправили на доработку,
- в марте и апреле изменения вновь рассматривались и не принимались.
Нормативная база
Ранее вопрос о наложении штрафа за тонировку регулировался ГОСТ 5727 88. В п. 2.2.4 говорилось, что светопропускание лобовых стекол на транспортных средствах должно быть не менее 75%. Для всех остальных маршрутов использовалось не менее 70%.
1 января 2015 года Закон о регулировании утратил силу. Его заменил ГОСТ 32565-2013. В нем был установлен единый порог светопропускания, который составлял 70%.
Кроме того, был принят технический регламент Таможенного союза. Он также вступил в силу с 1 января 2015 года. Вопрос светопропускания стекол транспортных средств отражен в ст. 4 в вышеупомянутом судебном деле. Техническим регламентом установлено, что наложение штрафа за тонировку допускается при светопропускании лобового и передних стекол менее 70%. В этом случае заднее стекло можно затемнить при наличии зеркала заднего вида.
Специалисты рекомендуют ознакомиться с положениями статьи 12.5 КоАП РФ. Он регулирует штрафные санкции, которые могут быть наложены за несоблюдение норм светопропускания для стекла в 2022 году.
Как выявить нарушение
Выявление правонарушения осуществляется инспекторами ГИБДД, имеющими специальное звание и уполномоченными, в соответствии со ст. 28.3. КоАП, составление протоколов об административных правонарушениях (и, соответственно, постановления без составления протокола).
Ранее порядок определения степени окрашивания стекол регламентировался приказом МВД № 1240 от 7 декабря 2000 г. «Об утверждении…». В настоящее время, после вступления в силу Приказа МВД № 1123 от 22 декабря 2014 года «О признании…», указанный нормативный акт утратил свою юридическую силу.
А это значит, что проверки теперь проводятся по новым правилам, то есть:
- в любом месте (а не только на стационарных позициях, как это было раньше);
- измерение производить на сухом стекле, очищенном от грязи;
- измерение осуществляется с помощью специальных технических средств диагностики, имеющих соответствующий сертификат и прошедших специальную метрологическую проверку (ч. 1 ст. 26.8 КоАП).
Для обнаружения тонированных стекол инспекторы ГИБДД обычно используют прибор «Блик», который подключается к автомобильному прикуривателю со встроенным напряжением 12 вольт.
Правильные показания можно получить только со следующими атмосферными индикаторами:
- температура воздуха – от минус 10 до плюс 40;
- умеренная влажность, отсутствие осадков (замеры нельзя проводить в дождь или туман).
Важно! Окончательный индекс светопропускания определяется как среднее арифметическое, полученное путем сложения результатов измерений в трех разных точках на стекле автомобиля.
Как выписывается штраф?
В 2022 году порядок привлечения водителей к ответственности за такое нарушение урегулирован законом. А процедура выдачи ордера юридически протекает следующим образом:
- вас останавливает сотрудник ГИБДД по подозрению в наличии тонированных стекол в передней части автомобиля,
- обязательно измерить светопропускание на стекло поверенным прибором, согласно прилагаемой инструкции,
- если стекло с пленкой пропускает менее 70% источника света, в отношении вас выносится постановление в размере 500 рублей по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП – это та ситуация, когда инспектор выписал штраф.
Обратите внимание, что код относится к техническому регламенту и в нем указано требование 70% светопропускания.
Но чаще всего одним штрафом не отделаться. И вот в чем дело!
Что будет, если…
…снять тонировку сразу после остановки сотрудником ГИБДД.
Если снять тонировочную пленку сразу после остановки автомобиля сотрудником ГИБДД, водитель все равно будет оштрафован за тонировку, ведь штраф – это наказание за езду с недостаточным освещением окон. При этом управление автомобилем происходит до момента остановки автомобиля.
…снять тонировку сразу после того, как будет выписан штраф.
Если водитель снимет цвет сразу после того, как сотрудник ГИБДД составил административный штраф, он сможет избежать повторных взысканий за одно и то же нарушение. Если цвет не убран, при следующей остановке ГИБДД водитель получит новый штраф. Количество штрафов не ограничено.
Как проводится проверка уровня тонировки?
Контролируем светопропускание тонированного стекла с помощью специального прибора. Сразу отвечу на самый частый вопрос автомобилистов, при какой влажности можно контролировать тонировку. По ГОСТу (п. 7.8 ГОСТ 32565-2013) ограничений по температуре, давлению или влажности нет. Поэтому представители органов власти отталкиваются только от указанных в инструкции параметров непосредственно к устройству, контролирующему тонировку.
Большую часть времени мы можем работать при уровне влажности до 95% и это фактически ливень. Это означает, что даже при небольшом дожде мы можем протереть стекло, и это будет легально.
Однако это обязательная часть, которую должны знать водители на всякий случай. Все показания прибора о светопропускании стекол должны быть зафиксированы сотрудником ГИБДД в протоколе. Без этих данных любое наказание недействительно, потому что оно недоказуемо.
Основания для наложения штрафов за тонировку
Что на самом деле происходит с тонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку?
Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований светопропускания стекол (проще говоря, с тонировкой). При этом зачастую там прямо указаны нормы, требуемые ГИБДД:
- не менее 70% светопропускания передних боковых стекол;
- не менее 75% лобового стекла, что представляется нарушением действующего Технического регламента (на лобовом стекле не менее 70%).
Некоторые водители пытались оспорить применение устаревшего стандарта тонировки лобового стекла в судах. Однако при рассмотрении дел суды подчеркивают, что устаревший ГОСТ 5727-88, упомянутый в ПДД, отменяется только «в той части, которая допускает применение тонированных стекол» (письмо ГУВД) упомянутая выше полиция). Надо понимать, что когда речь идет о запрете «использования тонированных стекол», устаревший ГОСТ никто не отменял?
Аналогичные случаи могут возникнуть и при оспаривании в суде условий снятия мерок и их точности. Так при рассмотрении светопропускания температура, давление и влажность окружающей среды по ГОСТ Р 8.831-2013 (введен в действие, а также техрегламента от 01.01.2015) должны находиться в строго определенных пределах. Кроме того, в соответствии с тем же ГОСТом достаточно сложным образом определяются диапазоны измерений, а результаты измерений определяются как среднее арифметическое трех измерений в одной точке.
Суды, встав на сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа как применимые только к новым заводским изделиям, как будто к автомобильным стеклам с пробегом применяются другие законы физики.
Одни хотят, другие против
Во многих странах мира само понятие штрафа за тонировку отсутствует как таковое. В американском штате Калифорния, который известен своими высокими температурами из-за своего расположения, существует такая организация, как Калифорнийский совет по воздушным ресурсам (California Air Resources Board). Еще в 2012 году, когда Арнольд Шварценеггер был губернатором, тонировка лобового стекла была разрешена не только повсеместно. Американские власти пошли дальше — владельцы таких автомобилей получили пониженные налоговые платежи и предложили скидку при оформлении страховки.
Американцы подсчитали, что обязательную тонировку следует ввести на автомобилях массой до 4,5 тонн. После вступления закона в силу в Калифорнии разрешалось ездить на автомобилях с тонировкой светопропускания не менее 55 процентов, однако в 2017 году этот показатель был снижен до 40 процентов. Причины такого шага были просты – салон тонированных автомобилей медленнее нагревается и быстрее остывает. Это означает, что вам нужно реже включать кондиционер. К 2021 году, учитывая количество автомобилей в штате, поощрение тонирования сократит выбросы углерода почти на 1 миллион тонн.
Фото © Flickr / SoulRider.222
Однако такие экологически сознательные органы управляют только Калифорнией. В 2017 году местное дорожное управление Нью-Йорка издало постановление, разрешающее тонировку со светопропусканием не менее 70 процентов. Это то же самое, что и в России. И никаких аргументов по поводу работы на жарком солнце. Оспорить решение местного ГИБДД можно, только показав врачам заключение, согласно которому человек может ездить только на тонированном автомобиле – и никак иначе.
Можно ли оставить тонировку после оплаты штрафа
Если оставить тонировку после оплаты штрафа, в лучшем случае водитель снова будет оштрафован на 500 рублей, в худшем — привлечен к ответственности за нарушение законного требования сотрудника полиции, а это штраф до 4000 рублей или принудительное работами на срок до 120 часов либо административным арестом на срок до 15 суток.
Официальное приложение
контролировать штрафы ГИБДД 12.5 часть 3.1
Управление транспортным средством, установленным на стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств
Наказание: штраф 500 руб
Штраф за тонировку юридическому лицу
В 2022 году отдельного предложения по тонировке, предназначенной для юридических лиц, в законодательстве нет. Если транспортное средство остановилось для проведения проверки, и было выявлено нарушение светопропускания стекол, штраф будет начислен водителю. В последующем гражданин вправе требовать возмещения вреда от юридического лица в судебном порядке (ст. 1064 ГК РФ).
Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля
В таблице ниже представлена статья из КоАП РФ, которая возлагает на водителя ответственность за окраску автомобиля.
Статья в Законе об административных правонарушениях | Ломать | Наказание |
12.5 часть 3.1 | Управление транспортным средством, установленным на стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств | административный штраф в размере пятисот рублей |
До 2015 года размер первого штрафа за тонировку, не соответствующую требованиям ПДД (фактически ГОСТ 5727-88) составлял 500 рублей, а повторные нарушения — 1000 рублей. С введением в 2015 году нового ГОСТа и технического регламента эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Государственную Думу была направлена законодательная инициатива об ужесточении штрафа за нарушение требований нормативных документов:
- первый штраф предлагалось увеличить в 3 раза — до 1500 руб.;
- повторные нарушения — штраф 5 000 руб.;
- при трехкратном нарушении — лишение права управления транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.
Правда, в середине 2016 года пункт о лишении права правления был убран из законопроекта, а в профильный комитет Думы поступил документ, содержащий только первые два пункта. В ноябре того же года этот законопроект был одобрен комиссией, но новый закон еще не прошел первое чтение.
С 1 января 2022 года штраф ГИБДД за тонировку остался прежним — 500 рублей.
Отдельно следует отметить, что при неуплате штрафа за тонировку в течение 70 дней с момента наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:
- Штраф 1000 рублей;
- Обязательные общественные работы до 50 часов;
- Административный арест до 15 суток.
Однако при уплате штрафа в течение 20 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении сумма уменьшается вдвое. Подробнее об этом читайте в нашем материале: Скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД. (Там же вы найдете информацию о нарушениях, скидка не действует).
Административный арест за тонировку авто
Одно из положений закона о тонировке, вызывающее наибольшие споры, может ли оно быть применено к неоднократному нарушению требований к тонировке, ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законный приказ сотрудника полиции»?
Наказание за тонировку в этом случае будет очень серьезное — от 2 до 4 рублей штрафа или обязательные работы от 40 до 120 часов, а то и административный арест до 15 суток.
Есть две точки зрения:
- Нет, нельзя, потому что статья 12.5 КоАП РФ, согласно которой водитель оштрафован впервые, не содержит понятия «повторное нарушение.
- Да, но только в том случае, если водителю одновременно с первым штрафом предъявлено «требование об устранении обстоятельств, послуживших составом административного правонарушения».
Если инспектор ГИБДД одновременно со штрафом за тонировку не распечатал и не вручил водителю под роспись «Требование об устранении обстоятельств, послуживших составом административного правонарушения», привлечь водителя за повторное нарушение нельзя по статье 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ответственность вплоть до административного ареста.
Допустимый процент светопропускаемости
Требования к световому осмотру стекол автомобилей установлены статьей 4 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза, утв. Решение Комиссии № 877 от 9 декабря 2011 г. В регламенте указано, что разрешенный процент светопропускания лобовых стекол и окон, обеспечивающих видимость вперед, в 2022 г должен составлять не менее 70%. Если автомобиль оснащен защитой капота, светопропускание должно быть не менее 60%.
Вышеупомянутое правило не распространяется на задние стекла, а только в том случае, если машина оснащена наружным зеркалом заднего вида.
Требования к тонировке стекол, отраженные в статье 4 приложения N8 к техническому регламенту Таможенного союза, распространяются на транспортные средства категории М1. Перечень машин, входящих в группу, приведен в приложении 1 к вышеуказанному нормативно-правовому акту. К этой категории относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 сидячих мест. Классические легковые автомобили также попадают в эту группу.
Светозащитная полоса может быть размещена поверх ветрового стекла. Кроме того, тонирование может осуществляться в самой стеклянной массе или непосредственно прикрепляться к ней. Размер гусеницы напрямую зависит от типа транспортного средства. В 2022 году ширина не может быть более 140 миллиметров, если размещение осуществляется на:
- машины;
- транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров с количеством сидячих мест более 8 и массой не более 5 тонн;
- транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую массу не более 3,5 т.
Если речь идет об автомобилях, не подпадающих под вышеперечисленную категорию, правила тонировки могут быть изменены. Полоса может быть шире 140 мм, если она установлена на транспортных средствах, принадлежащих к одной из следующих категорий:
- транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения, а также технической массой более 5 тонн;
- автомобили для перевозки грузов, разрешенная максимальная масса которых составляет 3,5-12 тонн;
- транспортные средства для перевозки грузов, техническая масса которых превышает 12 тонн.
Однако существует и максимальный предел. Ширина цветной полосы не должна превышать минимальное расстояние между верхней кромкой ветрового стекла и верхней границей зоны стеклоочистителя.
При тонировании объемных стекол ширина полосы должна соответствовать нормам, установленным заводом-изготовителем транспортного средства.
Использование зеркальных окон недопустимо. Кроме того, не должно быть искажений в восприятии белого, желтого, синего, красного и зеленого цветов.
Как избежать санкций за чрезмерное тонирование стекол машины
Чтобы не быть оштрафованным за чрезмерную тонировку лобового и передних стекол автомобиля, нужно:
Не затягивайте стекло плотно. Светопропускание должно быть не менее 70%.
Когда остановится автоинспектор, снимите вместе с ним пленку со стекол. Иногда, если нарушение устраняется на месте, инспектор не выписывает штраф. Некоторые водители используют каркасные шторы, так как их легче снять, а затем снова поставить на место. Иногда им удается уйти, а иногда все же штрафуют.
Если не удалось избежать штрафа, произвести оплату в течение 20 дней с момента назначения, чтобы оплатить только половину штрафа — 250 рублей.
Альтернатива тонировке: атермальная пленка и шторки
Термопленка. Такой «тонер» задерживает УФ и ИК лучи за счет напыления графита, но свободно пропускает остальные световые лучи. Атермальная пленка синего, зеленого или хамелеонового типа, не загораживает обзор. К термопленкам инспекторы ГИБДД применяют те же законы, что и к обычным пленкам: светопропускание не менее 70%, в противном случае штраф 500 руб.
Шторы. Так называется мелкая сетка, которая изготавливается под конкретную модель автомобиля и крепится к двери на небольшом расстоянии от стекла. Гардинера еще не оштрафовали. Однако такие конструкции скрывают окна и не позволяют ими полноценно пользоваться.
Атермальная пленка должна пропускать 70% света. Штрафа за шторы нет, но они мешают пользоваться окном.
Штраф за тонировку задних фонарей и фар
Этот штраф предусмотрен той же статьей, но в другой части.
Фары и фары не могут быть затемнены. На самом деле это техническая неисправность света или режима работы фонарей. Штраф тот же, 500 руб. Но здесь в случае повторного нарушения или по усмотрению сотрудника ГИБДД может быть более серьезное наказание – снятие с учета автомобиля. За внесение изменений в конструкцию автомобиля у нас есть такой штраф.
Допустимые нормы по ГОСТу
В 2022 году будут действовать следующие «тонировочные законы», а точнее нормативные акты, так или иначе регламентирующие максимальное значение светопропускания стекол:
- ГОСТ 32565-2013 (далее — ГОСТ) (до вступления в силу данного нормативного документа действовал ГОСТ 5727-88, который с 2022 года уже не применяется);
- Технический регламент ТР ТС 018/2011 «О безопасности…» (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877) (далее — Регламент).
Согласно новым ГОСТам, а именно п. 5.1.2.5., светопропускание должно быть не менее 70% для следующих типов автомобильных стекол:
- ветер;
- сплошное стекло, которое хоть и не является лобовым, но дает обзор водителю спереди и сзади.
Важно! Если в машине есть зеркало заднего вида, светопропускание на стекла, обеспечивающие обзор назад, не регулируется, т.е может быть любым.
А это значит, что наличие зеркал заднего вида позволит полностью избежать наложения штрафа за затемнение любых задних стекол (в том числе и боковых). Кстати, в Регламенте прописаны те же требования, только в несколько иной редакции.
Обязательным требованием является то, что ширина такой полосы не должна превышать установленных значений, а именно:
- для легковых автомобилей, транспортных средств с числом сидячих мест более 8 и массой до 5000 кг, а также грузовых автомобилей до 3,5 тонн ширина не должна быть более 14 сантиметров (от верхнего края лобового стекла);
- для автомобилей с числом сидячих мест более 8 и массой более 5000 кг, а также для грузовых автомобилей от 3,5 т до 12 000 кг и от 12 000 кг и выше ширина полосы не должна превышать минимально возможное расстояние между верхней кромкой лобового стекла а верхний край его зоны уборки «дворники».
Размер взыскания
В соответствии с действующими правилами за вождение автомобиля со стеклами, не соответствующими требованиям регламента, налагается штраф в размере 500 рублей. При этом размер штрафа не зависит от того, какая пленка применена (цветная, прозрачная и т.п.), сколько именно стекол (1, 2 или 3), какое пропускание света было зафиксировано инспектор и др.
Интересно! До 15 ноября 2014 года, когда было выявлено соответствующее правонарушение, действовала временная мера по запрету эксплуатации транспортного средства. С автомобиля сняли госномер, который можно было вернуть, устранив причину запрета. На сегодняшний день номера для тонировки не сняты.