- Описание и принцип работы
- Когда проверка выполняется с помощью НВ
- Инструкция по применению
- Подготовка аккумулятора
- Проверка нагрузочной вилкой со стрелочным вольтметром
- Таблица показаний
- Отличия в использовании цифровой вилки
- Какими бывают нагрузочные вилки для проверки аккумуляторов
- Распространенные виды и типы нагрузочных вилок
- Как проводится проверка
- Тестирование без нагрузки
- Тестирование под нагрузкой
- Устройство нагрузочной вилки
- Виды вилок
- Проверка электролита в аккумуляторе
- Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра
- Эксплуатация и внешние факторы
- Что можно проверить?
- Принцип действия и устройство
- Каким образом проверить АКБ на замыкание банок
- Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
- Как пользоваться нагрузочной вилкой – краткая инструкция
- Особенности проверки: что нужно учесть?
- Проверка по индикатору
- Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора
- Что делать, когда нагрузку АКБ не держит
- Разновидности и популярные устройства
- В каких случаях АКБ проверяется с помощью нагрузочной вилки?
- Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
- Проверка без нагрузки
- Метод диагностики АКБ
- Распространённые виды и типы нагрузочных вилок
- Как правильно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
- Тестирование без нагрузки
- Тестирование под нагрузкой
Описание и принцип работы
Зарядная вилка — это устройство, используемое для измерения заряда аккумулятора. Заряд измеряется как под нагрузкой, так и при разомкнутой электрической цепи. Это устройство можно легко найти в любом магазине для автомобилистов.
Погрузочная вилка
Смысл вилки в том, что она создает нагрузку на аккумулятор, имитируя запуск двигателя. То есть аккумулятор работает так же, как если бы он обеспечивал питание для запуска стартера. Дело в том, что аккумулятор может показывать полный заряд, но не запускать двигатель. Вилка может помочь найти причину. Для проверки большинства батарей будет достаточно простой модели.
Проверку следует проводить только на полностью заряженной батарее. Сначала измеряется напряжение холостого хода. Если показатели соответствуют 12,6В-12,7В и выше, измерения можно проводить под нагрузкой.
Неисправные аккумуляторы не выдерживают нагрузки, хотя могут показывать полный заряд. Зарядная вилка обеспечивает нагрузку, вдвое превышающую емкость аккумулятора. Например, емкость аккумулятора 60А*ч, нагрузка должна соответствовать 120А*ч.
Состояние заряда аккумулятора можно оценить по следующим показателям:
- 12,7В и более — батарея полностью заряжена;
- 12,6В — нормальный заряд аккумулятора;
- 12,5В — удовлетворительный заряд;
- ниже 12,5В — требуется зарядка.
Если после подключения нагрузки напряжение начинает падать ниже 9В, это свидетельствует о серьезных проблемах с аккумулятором.
Когда проверка выполняется с помощью НВ
Есть несколько вариантов, когда можно использовать зарядную вилку при проверке состояния автомобильного аккумулятора. Фактически:
- уровень заряда батареи;
- уровень заряда батареи;
- здоровье батареи;
- возможность зарядки;
- проверить компоненты бортовой электросети.
Хотя НВ можно использовать для диагностики различных узлов бортовой сети, чаще всего пробка используется именно как инструмент для оценки состояния аккумуляторной батареи.
Инструкция по применению
Каждое устройство имеет свое руководство пользователя. Это зависит от конструкции устройства. Этот документ следует внимательно изучить перед началом использования вилки. Но есть и общие моменты, характерные для всех ситуаций.
Подготовка аккумулятора
Перед началом измерений рекомендуется полностью зарядить аккумулятор. Если это сложно, необходимо, чтобы уровень запаса энергии был не менее 50% — это сделает измерения более точными. Такой заряд (или выше) легко достигается при обычной езде без подключения мощных потребителей. После этого необходимо выдержать аккумулятор несколько часов без нагрузки, и скинуть провод с одной или обеих клемм (рекомендуется 24 часа, но можно и меньше). Вы можете проверить аккумулятор, не снимая его с автомобиля.
Проверить аккумулятор не снимая с автомобиля.
Проверка нагрузочной вилкой со стрелочным вольтметром
Первое измерение проводится на холостом ходу. Минусовая клемма штекера типа «крокодил» соединена с минусовой клеммой аккумуляторной батареи. Положительный контакт плотно прижат к положительному полюсу батареи. Вольтметр считывает и сохраняет (или записывает) значение напряжения на холостом ходу. Затем плюсовой контакт размыкается (снимается с клеммы). Включается нагрузочная спираль (если их несколько, выбирается необходимая). Плюсовой контакт снова плотно прижимается к плюсовой катушке (возможно искрообразование!). Через 5 секунд второе напряжение считывается и сохраняется. Не рекомендуется проводить более длительное измерение во избежание перегрева нагрузочного резистора.
Работа со стреловидной погрузочной вилкой.
Таблица показаний
Состояние батареи определяется по таблице. По результатам измерения холостого хода определяется уровень заряда. Напряжение под нагрузкой должно соответствовать этому уровню. Если ниже, аккумулятор неисправен.
В качестве примера можно разобрать замеры и таблицы для аккумулятора с напряжением 12 вольт. Обычно используются две таблицы — для замеров в простое и замеров под нагрузкой, хотя можно их объединить в одну.
Напряжение, В | 12.6 и выше | 12,3-12,6 | 12.1-12.3 | 11.8-12.1 | 11,8 или ниже |
Уровень заряда, % | 100 | 75 | 50 | 25 | 0 |
Эта таблица проверяет уровень заряда аккумулятора. Допустим, вольтметр показывает 12,4 вольта на холостом ходу. Это соответствует уровню заряда 75% (выделено желтым цветом).
Результаты второго измерения следует искать во второй таблице. Допустим, вольтметр под нагрузкой показал 9,8 вольта. Это соответствует тому же уровню заряда 75%, и можно сделать вывод, что аккумулятор хороший. Если измерение дало более низкое значение, например 8,7 вольта, это означает, что аккумулятор неисправен и не держит напряжение под нагрузкой.
Напряжение, В | 10.2 и выше | 9,6 — 10,2 | 9,0-9,6 | 8,4-9,0 | 7,8 или ниже |
Уровень заряда, % | 100 | 75 | 50 | 25 | 0 |
Затем нужно снова измерить напряжение холостого хода. Кроме того, если он не возвращается к исходному значению, это свидетельствует о проблемах с аккумулятором.
Если есть возможность загрузить каждый блок аккумуляторов, можно вычислить неисправный элемент. Но в современных автомобильных аккумуляторах неразборной конструкции этого мало, что даст. Также необходимо понимать, что падение напряжения под нагрузкой зависит от емкости аккумулятора. Если измеренные значения находятся «на пределе», этот момент также необходимо учитывать.
Советы по работе в следующих видео.
Отличия в использовании цифровой вилки
Существуют вилки, оснащенные микроконтроллером и цифровым индикатором (их называют «цифровыми» вилками). Их силовая часть устроена так же, как и у обычного агрегата. Измеряемое напряжение отображается на индикаторе (похожем на мультиметр). Но функции микроконтроллера обычно не сводятся только к индикации в виде цифр. По сути, такая вилка позволяет обойтись без таблиц — сравнение напряжений на холостом ходу и под нагрузкой выполняется и обрабатывается автоматически. По результатам измерений контроллер выведет результат диагностики на экран. Также на цифровую часть возлагаются и другие сервисные функции – хранение показаний в памяти и т.д. Такой штекер гораздо удобнее в использовании, но стоимость выше.
«Цифровая» погрузочная вилка.
Читайте также: Как проверить машину на сохранность в банке по ВИН коду?
Какими бывают нагрузочные вилки для проверки аккумуляторов
В первую очередь нужно купить хороший, качественный груз. Инструменты отличаются не только своим внешним видом, изменения можно найти в параметрах, свойствах и характеристиках.
- характеристики вольтметра. В прошлом веке всегда делали вольтметры со стрелочными индикаторами. Сейчас производители стараются использовать в вольтметрах цифровые значения;
- диапазон значений. Каждая вилка имеет свой диапазон измерения;
- сопротивления в разных моделях могут различаться;
- универсальный подход к проводящей мощности. Старые модели позволяют изменять напряжение физическими действиями, а новые позволяют делать это с помощью экрана;
- есть модели с двумя проводами и соответственно с одним. В случае с одним проводом металлический контакт делается на отрицательную полярность. Если проводов два, металлоконструкций нет;
- некоторые модели используются в кислотных батареях, а некоторые в щелочных.
Различные типы погрузочных вил.
Распространенные виды и типы нагрузочных вилок
Специализированные магазины и рынки предлагают большое количество нагрузочных вилок, которые отличаются конструкцией, диапазоном измерения и уровнем измеряемого тока.
Кроме того, эти счетчики также классифицируются по типу проверяемой батареи – для щелочных и кислотных источников питания.
Основной особенностью является разница в нагрузке (обычно от 1 до 12 ампер).
Также имеются разъемы, позволяющие тестировать отдельные аккумуляторные блоки, если это позволяет конструкция изделия.
К наиболее распространенным типам нагрузочных вилок относятся:
- HV-B — это прибор, позволяющий проводить измерения в диапазоне напряжений от 0 до 3 вольт. Максимальный ток нагрузки 100 ампер. Прибор предназначен для проверки аккумуляторов кислотного типа (напряжение 2В) и щелочного типа (1,2В).
- Е 107 УХЛ4 — тип зарядной вилки для проверки автомобильных аккумуляторов на 12 В. Диапазон измерения этого прибора от 0 до 20В. Ограничение по току 100 ампер.
- BH-01 представляет собой тестер напряжения с диапазоном измерения от 0 до 15 В. Рабочая температура от 1 до 35 градусов Цельсия. Через 15 секунд необходимо выполнить новый тест.
- HB-01 — прибор с точностью 2,5 % и диапазоном измерения от 0 до 15 В. Диапазон нагрузки — 100 или 200 ампер. Диапазон температур от 30 градусов ниже нуля до 60 градусов ниже нуля.
- НВ-03 является наиболее востребованным продуктом среди автовладельцев и оснащен электронным вольтметром с ЖК-дисплеем. Он оснащен двумя нагрузками, которые можно подключать к вилке по отдельности. Максимальная токовая нагрузка 200 А, напряжение от 0 до 16 В, емкость тестируемых аккумуляторов от 15 до 240 Ач. Изделие используется для проверки аккумуляторов при стандартном напряжении 12 В. При подключении одной нагрузки ограничение по току составит 100 А. Можно тестировать аккумулятор емкостью от 15 до 100 Ач. При установке двух нагрузок максимальный ток возрастет до 200 А. Таким образом, можно протестировать батарею емкостью 100-240Ач.
- HB-04 — более мощное устройство, которое может тестировать аккумуляторы как на 12 В, так и на 24 В. Он также может тестировать отдельные элементы батареи при напряжении 2 В. Точность измерения 0,5%, диапазон напряжения 0-32В. Кроме того, продукт работает в широком диапазоне температур – от -20 до +60 градусов Цельсия.
Как проводится проверка
Теперь непосредственно о том, как проверить аккумулятор зарядным штекером самостоятельно, ознакомившись с необходимыми данными о состоянии аккумулятора.
Не все знают нюансы такой процедуры. Принято считать, что это очень сложно. Но если разобраться, как пользоваться штекером для зарядки и следовать инструкции, окажется, что проверить аккумулятор не так уж и много.
Эта операция выполняется с нагрузкой или без нее.
Тестирование без нагрузки
Для начала о том, как правильно и самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля зарядным штекером без использования нагрузки.
Перед проверкой аккумулятор необходимо отсоединить от зарядного устройства или снять автомобильные клеммы. С момента последней поездки должно пройти не менее 7 часов.
Поэтому самым оптимальным временем будет утро, когда машина стоит на ночь. Обязательно проверяйте уровень электролита, при необходимости доливайте воду.
Зарядные штекеры подвижны, поэтому нет необходимости вынимать аккумулятор из машины для проверки. Оптимально, когда температура батареи составляет ок. 20 градусов и более. Если на улице холодно, лучше вынуть аккумулятор, отнести в дом, дождаться, пока он прогреется, и только потом приступать к тестированию.
Сама диагностика холостого хода проводится по следующей схеме:
- подключите положительный провод с вилкой к положительному аккумулятору;
- к минусу аккумулятора подсоединяется металлический штырь или минусовой провод (5-6 сек.);
- посмотрите на показания, указанные на вольтметре.
Если прибор показывает 12,6-12,9 В, это соответствует 100% заряду. Когда диапазон 12,1-12,3 и 12,3-12,6В, это 50% и 75% заряда соответственно. Примерно при 11,5-11,8 В вилка показывает полный заряд.
Тестирование под нагрузкой
После прохождения первого этапа проверки можно постепенно переходить к следующему этапу. А именно проверить под нагрузкой.
Проверить аккумулятор с НВ под нагрузкой можно только при полностью заряженном аккумуляторе.
Теперь более подробно о том, как правильно проверить аккумулятор от автомобиля с вилкой для зарядки под нагрузкой. Нагрузку необходимо подключать, исходя из рекомендаций из руководства. Затем заменяется сама вилка.
Будьте осторожны, так как при зарядке через минусовую клемму будет проходить большой ток, что может вызвать искру.
При тестировании под нагрузкой данные, полученные за 5 секунд теста, являются наиболее важными. После этого устройство выключается. Невозможно держать вилку включенной более 5 секунд.
Что касается результатов, то они могут быть следующими:
- при напряжении выше 10,2 В с аккумулятором все в порядке, заряд полный;
- если устройство показывает 9,6 В, заряд около 75%, что тоже хорошо;
- допускается показатель около 9,0 В, то есть 50% заряда;
- 8,4 В — всего 25%;
- если меньше 7,8 В, наблюдается полный разряд.
После завершения нагрузочного теста проводится новый тест без нагрузки. В норме прибор должен показывать 12,4-12,7 В. Если параметры упали, проблемы в одном или нескольких банках аккумуляторов одновременно. Необходимо проверить уровень электролита, его состояние, герметичность корпуса, наличие проблем с контактами и т.д. То есть проводится полная диагностика. Если причина в самом аккумуляторе, вероятно, потребуется купить новый.
Устройство нагрузочной вилки
Конструкция вилки может различаться в зависимости от модели и опций. Но есть некоторые общие элементы:
- вольтметр (аналоговый или цифровой);
- сопротивление нагрузки в виде катушки сопротивления в корпусе вилки;
- один или два щупа на корпусе (в зависимости от конструкции);
- отрицательный провод с зажимом типа «крокодил.
В простых устройствах корпус вилки имеет два щупа для измерения напряжения под нагрузкой и напряжения холостого хода. Используется аналоговый вольтметр, который показывает напряжение стрелкой на шкале с делениями. Более дорогие модели имеют электронный вольтметр. В таких устройствах проще считывать информацию и показатели точнее.
Погрузочная вилка Oreon HB-01 внутри
Различные модели погрузочных вил имеют разные характеристики и возможности. Они могут различаться:
- диапазон измерения вольтметра;
- измерение силы тока;
- рабочая Температура;
- назначения (для кислотных или щелочных).
Виды вилок
Всего существует два типа зарядных вилок для аккумуляторов:
- кислота;
- щелочной.
Не рекомендуется использовать одну и ту же вилку для проверки разных типов батарей. Щелочные батареи и кислотные батареи имеют разное номинальное напряжение, поэтому вилка нагрузки будет показывать неточные показания.
Проверка электролита в аккумуляторе
Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль в работе устройства. Проверка может осуществляться разными способами в зависимости от конструкции конкретной батареи. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышкой аккумуляторных ящиков. Некоторые модели оснащены шкалой для определения степени заполнения аккумулятора, которая указывает максимально и минимально допустимые для безопасной эксплуатации устройства.
В лучшем случае производители делают часть пластиковой коробки прозрачной. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные мерные трубки, которые опускаются на дно каждой коробки. Если вы решили проводить измерения таким способом, не забывайте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.
При оценке состояния электролита в аккумуляторе важно измерять плотность. Для изучения этого показателя нужен специальный прибор, ареометр или плотномер. Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, колбы и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение между частями воды и серной кислоты, присутствующими в электролите.
Процедуру оценки герметичности проводят не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждого ящика. Результат измерения считается достоверным, если накопилось достаточное количество электролита (до подъема поплавка). Оптимальный показатель плотности 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при слишком низком — необходимо долить аналогичный раствор с показателем нормальной плотности.
Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра
Специальное устройство может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Купить его можно в любом крупном автомобильном магазине, либо в отделе «все для электрики» какого-нибудь хозяйственного магазина. Как это сделать — по пунктам:
- Убедитесь, что зажигание автомобиля выключено.
- Установите мультиметр в режим вольтметра и установите переключатель в положение 20 вольт.
- Подсоедините провода к правильным разъемам на устройстве.
- Прикрепите металлические щупы к концам проводов к клеммам аккумулятора: красный соответствует плюсовой клемме, черный – минусовой».
- Запишите показания приборов.
Показания вольтметра (без нагрузки), В | Уровень заряда батареи, % |
12,6 вольт и выше | 100% |
12,5 — 12,3 вольта | 75% — 50% |
12,1-11,7 Вольт и менее | 25% — 0% |
Из табличных данных видно, что если напряжение на клеммах меньше 12,7 В, аккумулятор заряжен не полностью, а если мультиметр дает меньше 11,7 В, это признак неисправности или глубокого разряда.
Эксплуатация и внешние факторы
Погрузочная вилка
Для правильной проверки автомобильного аккумулятора зарядной вилкой необходимо клемму прибора подключить к «плюсу» аккумулятора, а измерительный штырь прибора подключить к «минусу».
Несмотря на всю легкость, необходимо изучить правила пользования устройством, идущим в комплекте с оборудованием.
При использовании необходимо помнить, что вилка имеет минимальную температуру +20°С, а аккумулятор не должен быть холодным. При несоблюдении требований возможен «глубокий разряд» аккумулятора. Учитывая вышеперечисленные критерии, помните, что проверять автомобильный аккумулятор с вилкой, не снимая его с автомобиля (но делать это категорически не рекомендуется и лучше снять аккумулятор) можно только в теплом климате. Если температура не соответствует, лучше не пытаться снимать показания, не вынимая батарейку из аккумулятора.
Важно: при использовании устройства необходимо соблюдать все меры безопасности и предосторожности – несоблюдение может привести к травмам! Необходимо помнить, что палка может нагреваться при приложении нагрузки!
Что можно проверить?
С помощью зарядной вилки можно определить следующие параметры аккумулятора (в зависимости от особенностей конкретного устройства):
- уровень заряда батареи;
- как долго аккумулятор держит заряд;
- выявить наличие закрытых пластин;
- оценить состояние аккумулятора и степень сульфатации;
- ресурс батареи.
Зарядная вилка также позволяет измерять ток в других электрических устройствах. Основное отличие заключается в катушке сопротивления. Величина сопротивления каждой катушки 0,1-0,2 Ом. Катушка рассчитана на 100А. Количество витков должно соответствовать емкости аккумулятора. Если меньше 100А, то достаточно одного, если больше — двух.
Принцип действия и устройство
Основная функция этого инструмента заключается в контроле напряжения. Измерение производится как под нагрузкой, так и при разомкнутой цепи ЭДС. Если узнать, что такое нагрузочная вилка технически, то в ее состав входит вольтметр, резистор, выполненный в виде катушки сопротивления, к которой подключены два щупа. Эта конструкция выглядит как небольшая металлическая коробочка с проводами и зажимами: с помощью тестеров определяются и другие параметры. Их количество зависит от оснащения конкретного устройства. Для чего это необходимо и какую информацию может предоставить нагрузочная вилка:
- измерять выходное напряжение генератора, но не всегда;
- проверить степень заряда;
- определить, как долго батарея сохраняет запас электроэнергии;
- узнать ресурс аккумулятора;
- выяснить, нет ли короткого замыкания между пластинами;
- оценить сульфатацию пластин и другие второстепенные параметры состояния электроснабжения.
Зажимы позволяют подключать устройство к клеммам автомобильного аккумулятора или другим элементам электрической цепи. Принцип работы приборов, оснащенных амперметром, подходит и для измерения силы тока. Но самой важной характеристикой является количество спиралей. Каждый имеет сопротивление 0,1-0,2 Ом и рассчитан на 100 А. Когда один, можно проверить уровень заряда маломощного аккумулятора, если два больше. Также устройство разных моделей отличается следующими характеристиками:
- применение вольтметра;
- рабочая Температура;
- испытательный ток;
- точность измерений;
- назначение: для щелочных или кислотных батарей.
Тестировщики создают такую же нагрузку, которая возникает при запуске. Даже самая простая модель подойдет для проверки аккумулятора емкостью до 190 Ач. Этого достаточно для анализа работоспособности аккумуляторной батареи большинства типов транспортных средств — от легковых до грузовых. Для любых условий вы сможете найти оптимальную модель, благодаря их широкому выбору и разнообразным дополнительным функциям.
Каким образом проверить АКБ на замыкание банок
Об этом нам расскажет предыдущая проверка. Если значение плотности в одном из ящиков ниже 1,24 г/см3 на 0,10-0,15 г/см3, можно говорить о коротком замыкании. Затем нужно включить нагрузку, открутив все колпачки. И на этой банке смотреть закипание электролита. Если закипит, тарелки закрыты. Эта проверка дает 100% гарантию.
Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
Перед тестированием необходимо выполнить ряд действий и выполнить необходимые условия:
- Отключите аккумулятор от бортовой сети. Вы даже можете проверить, не снимая аккумулятор с автомобиля.
- До проверки должно пройти не менее 7-10 часов бездействия аккумулятора. Практичнее всего проводить замеры утром, когда автомобиль простоял всю ночь после последней поездки.
- Температура окружающей среды и температура батареи должны быть в пределах 20-25°C. Если температура низкая, следует отнести устройство в теплое помещение.
- Перед тестированием необходимо открутить пробки аккумуляторных батарей.
- Проверьте уровень электролита. При необходимости долейте дистиллированную воду.
- Очистите клеммы аккумулятора. Контакты должны быть сухими и чистыми, чтобы избежать блуждающих токов.
Если все эти условия соблюдены, можно переходить к тесту.
Как пользоваться нагрузочной вилкой – краткая инструкция
Прежде чем самостоятельно проверить автомобильный аккумулятор с покупной зарядной вилкой, рекомендуем ознакомиться с алгоритмом действий на примере популярного прибора Орион НВ-01. Последовательность состоит из следующих шагов:
- на первом шаге измерить на холостом ходу, снять с цепи нагрузочные спирали;
- прикрепите зажим типа «крокодил» к минусовой клемме;
- коснитесь положительного полюса батареи щупом с маркировкой «В»;
- Запишите текущие показания вольтметра и сравните их со значениями в таблице.
Второй этап измерения проводят с нагрузкой, подключенной в виде катушек сопротивления. Узнайте, как использовать погрузочную вилку в следующих обстоятельствах:
- подключите щуп с маркировкой «H» к плюсовой клемме;
- держать их в контакте около 5-8 секунд;
- быстро отключить во избежание перегрева и возгорания;
- запишите значение на вольтметре и сверьтесь с таблицей.
Для проверки под нагрузкой целесообразно воспользоваться таблицей.
Напряжение | Приблизительный уровень заряда |
более 10,2 | 100% |
9,6 | 75% |
9 | 50% |
8.4 | 25% |
менее 7,8 | 0% |
На основании полученных параметров делаются выводы о состоянии аккумулятора. В некоторых случаях уровень налога будет ниже стандартных значений. Это может привести к короткому замыканию в банках. Если измерение нагрузки значительно отклоняется от состояния холостого хода, существует высокий риск того, что пластины уже повреждены, что приведет к невозможности подачи больших токов.
Особенности проверки: что нужно учесть?
Автомобильные аккумуляторы малой емкости испытывают с использованием одной нагрузочной катушки.
Если батарея имеет большую емкость, требуется дополнительная катушка.
Нагрузочные вилки предназначены для источников питания емкостью до 190-240 Ач, что позволяет имитировать нагрузку на аккумуляторную батарею стартером при запуске двигателя. В этом случае ток нагрузки при подключении устройства будет равен 100-250 ампер.
Выбирая устройство для тестирования, следует обратить внимание на его дизайн и характеристики.
Так что более простые изделия способны измерять только уровень заряда аккумулятора, а сложные устройства снабжены амперметром.
Благодаря этой функции можно убрать многие характеристики вторичной цепи.
В процессе использования погрузочной вилки следует учитывать следующие моменты:
- Продукт необходимо использовать при температуре от 1 до 35 градусов Цельсия. Некоторые модели могут работать в более широком диапазоне температур – от -30 до +60 градусов Цельсия.
- Перед применением желательно внимательно изучить инструкцию и следовать рекомендациям производителя.
- Во время использования нагрузочная катушка нагревается до высокой температуры, поэтому необходимо соблюдать осторожность, чтобы избежать ожогов.
Проверка по индикатору
Проще всего оценить уровень заряда с помощью индикатора, который некоторые производители наносят на крышку аккумуляторного отсека. Технически индикатор заряда аккумулятора представляет собой своеобразный поплавок, который перемещается в зависимости от уровня жидкости в аккумуляторе. Как себя чувствует батарея определяется по цвету индикатора:
- зеленый – аккумулятор полностью заряжен, уровень электролита оптимальный;
- белый (иногда серый) – аккумулятор почти разряжен, электролита недостаточно для работы на полную мощность;
- черный – аккумулятор разряжен, его необходимо зарядить, долив электролит, либо заменить блок.
На вопрос, как проверить емкость аккумулятора, ответят специальные приборы – здесь простым индикатором не обойтись, тем более, что он есть не у всех аккумуляторов.
Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора
Многие автолюбители не в курсе, что можно легко сделать погрузочную вилку своими руками, не переплачивая за это в автосалонах. Этот агрегат еще не раз сослужит свою службу в гараже при диагностике как источника питания, так и генератора.
Итак, для создания простого тестера необходимо заполнить:
- вольтметр, который будет измерять напряжение с пределом измерения не менее 20 В;
- дома из любого негорючего материала;
- изолированные провода 6 мм, выдерживающие большие токи;
- стальные наконечники для проводов;
- держатель ручки.
Самодельный манометр может быть рассчитан на 1 или 2 витка. Как видим, собрать его в домашних условиях вполне реально, даже не имея необходимой электротехнической квалификации. Одного резистора достаточно, когда измерения производятся для аккумулятора емкостью, не превышающей 100 Ач. Если это значение больше, необходимо устройство с двумя катушками.
Давайте посмотрим, как будет выглядеть процесс производства поэтапно:
- Все элементы желательно разместить на текстолитовой пластине и надежно зафиксировать. Некоторые из них могут потребовать сверления отверстий. Крышка корпуса также должна быть изготовлена из негорючего материала.
- Измеряем необходимое сопротивление и при необходимости подключаем дополнительное.
- Щупы от вольтметра подключаются к проводам, на которые накинуты специальные мощные наконечники.
- В качестве завершающего шага к корпусу прикрепляется ручка из прорезиненного материала, которая будет служить изолятором для пользователя.
- Кнопку включения/выключения можно достать из массы тумблера старой машины или из любого устройства.
В качестве улучшения вы также можете разместить амперметр на той же плате.
Что делать, когда нагрузку АКБ не держит
Зная, сколько должен прослужить автомобильный аккумулятор при проверке под нагрузкой специальной вилкой-тестером, можно на основании полученных результатов сделать выводы о текущем состоянии аккумулятора.
Учтите, что под нагрузкой проверьте аккумулятор с вилкой, исправный блок должен держать около 10,5-10,6 В.
А теперь сравните эти значения с тем, сколько может держать ваша батарея под нагрузкой с вилкой. Ему приходится справляться с таким ударом, если нет проблем с батареей.
В норме при приложении нагрузки во время тестирования напряжение сначала немного падает, а потом снова начинает расти. Если этого не происходит, можно сделать вывод, что батарея не способна держать нагрузку. Это свидетельство выхода из строя или явный намек на необходимость замены источника питания.
Разновидности и популярные устройства
Прежде чем начать использовать зарядные вилки для проверки состояния аккумулятора, необходимо правильно подобрать оборудование.
Вилки могут отличаться друг от друга не только внешним видом. Существует несколько основных параметров и свойств:
- Тип используемого вольтметра. Раньше все они были стрелками. Производители сейчас активно переходят на цифру. Они более точны и эффективны.
- Диапазон измерения. Вилки могут работать в разном диапазоне напряжений и иметь разную точность.
- Сопротивление подключенной нагрузки. Он также варьируется.
- Изменение сопротивления нагрузки. В зависимости от типа батареи рабочий ток может быть разным. Если в НВ имеется несколько сменных нагрузочных резисторов, с их помощью можно проверить аккумулятор в условиях разных токов нагрузки. Современные устройства позволяют изменять параметры механически, а путем изменения режима на цифровом табло.
- Подключение к клеммам аккумулятора. Вилки бывают с одним или двумя проводами. При наличии только одного провода в конструкции вместо провода предусмотрен металлический штырь на корпусе тестера.
- Тип проверенного аккумулятора. Вилки нагрузки могут различаться в зависимости от того, предназначены ли они для диагностики кислотных или щелочных аккумуляторов.
В основном, выбор основан на разнице в нагрузке. Большинство ВН предлагаются в диапазоне от 1 до 12 А.
Если выделить самые популярные и распространенные устройства, то к ним относятся следующие:
- HB04. Достаточно мощный прибор предназначен для проверки аккумуляторов на 12 и 24 В. Можно тестировать отдельные конкретные банки на 2 В. Погрешность измерения около 0,5%, работает в диапазоне от 0 до 32 В. Может использоваться при температурах от от -20 до 60 градусов Цельсия.
- HB03. Одна из самых востребованных моделей. Имеет встроенный электронный вольтметр на основе ЖК-индикатора. Комплектуется двумя нагрузками, подключаемыми отдельно к вилке. Максимальная токовая нагрузка до 200 А. Диапазон напряжения 0-16 В. Подходит для аккумуляторов емкостью от 15 до 250 Ач и для аккумуляторов 12 В.
- HB01. Погрешность измерения 2,5%, рабочий диапазон от 0 до 15 В. Нагрузка 100 и 200 А. Может работать на морозе до -30 градусов.
- BH01. Измеряет напряжение от 0 до 15 В. Можно работать только при плюсовых температурах. Второй тестовый цикл выполняется только после паузы не менее 15 секунд.
- Э107УХЛ4. Хорошая вилка для аккумулятора 12V. Максимальная токовая нагрузка до 100 А.
Имеется довольно богатый выбор погрузочных вил. Что из этого разнообразия выбрать для себя, каждый автолюбитель уже решает сам. Устройство недешевое, поэтому стоит дважды подумать перед покупкой.
В каких случаях АКБ проверяется с помощью нагрузочной вилки?
С помощью измерительного прибора можно быстро определить уровень заряда или разряда источника питания.
Также можно сделать вывод, насколько хорош аккумулятор, и будет ли результат, если его зарядить.
Встроенный в блок вольтметр можно использовать для проверки различных элементов бортовой сети машины.
Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
Проверка без нагрузки
Сначала проводится стресс-тест для определения состояния и заряда батареи. Это означает, что измерение производится без сопротивления. Нагрузочная катушка не участвует в измерении.
Алгоритм действий следующий:
- Ослабьте одну или две гайки, чтобы снять катушку сопротивления. Спиралей может быть две.
- Подключите положительную клемму к положительной цепи.
- Подключите отрицательный щуп к отрицательной клемме.
- Зафиксируйте результат.
Уровень заряда можно проверить по следующей таблице.
Результат испытаний, В | 12,7-13,2 | 12,3-12,6 | 12.1-12.2 | 11.8-12 | 11,5-11,7 |
Уровень заряда | 100 % | 75% | 50% | 25% | 0% |
Метод диагностики АКБ
Основная проблема, возникающая при проверке аккумулятора, — это невозможность оценить состояние отдельных блоков и аккумуляторов. Ведь все электрические соединения между ними скрыты под прочным корпусом. Так что вам нужно проверить всю батарею. Для этого нужно вспомнить основной закон электротехники — закон Ома, который звучит так: сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению.
Для этого к аккумулятору подключают нагрузочный резистор, сопротивление которого соответствует току и. Если батарея исправна и заряжена, то при подключении нагрузки напряжение вряд ли заметно упадет. При неудовлетворительной плотности электролита, состоянии пластин или контактов хотя бы одной батареи падение напряжения на выходе батареи будет значительным.
Распространённые виды и типы нагрузочных вилок
Интернет-магазины, торгующие автомобильным оборудованием, предлагают множество дизайнов приборов для диагностики аккумулятора. Они отличаются внешне конструкцией, уровнем измеряемого напряжения, точностью измерения и т.д.
Вы должны знать, что зарядная вилка, используемая для проверки кислотных аккумуляторов, отличается от аналога, используемого для проверки напряжения щелочных аккумуляторов.
В паспорте прибора должно быть указано значение силы тока, допустимое для измерения НГ. В большинстве случаев сила тока варьируется от 1 до 12 А. За счет такой гибкости можно будет управлять не только батареей в целом, но и отдельными банками, если это позволяет конструкция источника питания. Рекомендуем ознакомиться с популярными моделями:
- Е 107 УХЛ 4. Актуально для многих автомобильных аккумуляторов. В конструкции предусмотрен вольтметр со шкалой до 20 В. Резистивная нагрузка ограничена значением 0,1 Ом. При таких параметрах устройство можно использовать в диапазоне до 100 А.
- СЗ-Б. Прибор универсален, так как может тестировать как кислотные, так и щелочные аккумуляторы. Он используется для диапазона напряжения 0-3 В. Подходит для измерения отдельных коробок, а не аккумуляторов.
- НВ-01. Применяется для автомобильных аккумуляторов с рабочим напряжением до 15 В. Отличается высокой точностью показаний, так как погрешность не превышает 2,5 % при возможной нагрузке до 200 А. Измерения можно проводить в диапазон температур от -30 до +600 С.
- БХ-01. Измеритель работает с источниками питания до 15 В. Измерения рекомендуется проводить при положительной температуре окружающей среды. Между тестами необходимо делать паузы не менее 15 секунд.
- Орион НВ-03. У этой модели более современный жидкокристаллический дисплей, в отличие от встроенных стрелочных вольтметров в некоторых нагрузочных вилках. В комплекте две нагрузки с разным сопротивлением. Устройство способно работать при напряжении до 16 В и токе до 200 А.
- НВ-04. Прибор предназначен для использования как для автомобилей с напряжением питания до 12 В, так и для более мощных автомобилей с аккумуляторами до 24 В. Класс точности прибора обеспечивает минимальную погрешность не более 0,5%. Дополнительным преимуществом также является возможность мониторинга отдельных коробок при 2 В.
Как правильно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
Правильно проверить аккумулятор с помощью зарядной вилки для автовладельца не составит труда. Требуется соблюдать все простые правила и положения. Проверка проводится в 2 этапа. Без использования аккумуляторной нагрузки и с ее использованием.
Тестирование без нагрузки
Прежде чем приступить к измерениям с помощью зарядной вилки, необходимо вынуть аккумулятор из автомобиля и оставить аккумулятор на 6-8 часов после последнего использования. Обязательно проверить наличие электролитической жидкости, если она не на уровне, долить дистиллированную воду.
Оптимальная температура воздуха должна быть около +15 градусов, если на улице слишком холодно, диагностику лучше проводить в теплом помещении. Тестирование без загрузки инструкций:
- подключите положительный провод вилки нагрузки к положительной клемме аккумулятора;
- поднесите металлическую конструкцию вилки к отрицательному полюсу аккумулятора;
- вольтметр покажет всю необходимую информацию.
Если на приборе значения 12,5 – 13 вольт, это означает, что аккумулятор полностью заряжен и исправен. Если значения находятся в пределах 12 – 12,5 вольт – это говорит о том, что батарея разряжена прибл. 50-79 процентов.
Автомобильные аккумуляторы.
Тестирование под нагрузкой
После завершения тестирования в режиме ожидания следующим шагом является нагрузочное тестирование. Этот тест требует, чтобы аккумулятор был полностью заряжен. Нагрузка должна быть подключена в соответствии с руководством. Затем подключите вилку. Нужно быть осторожным, так как минусовые контакты могут спровоцировать появление искр. Во время загрузки вся необходимая информация будет отображаться в течение 5 секунд. Это значит, что 5 секунд будут последними, больше держать вилку нельзя.
Отчет о полученной информации:
- если итоговый результат 10,3 вольта и более, это означает, что аккумулятор полностью исправен;
- при результате 9,7 вольт аккумулятор имеет 3/4 всего заряда;
- 9 вольт указывает на полузаряженный аккумулятор;
- значение 8,5 вольт — это более 3/4 разряда батареи.
- менее 7,7 вольт — устройство полностью разряжено.
После процедуры необходимо снова сделать тест без нагрузки. Значения не должны изменяться. Если это все же произошло, в некоторых банках аккумуляторов есть проблемы, которые необходимо устранить.
Правильно работайте с погрузочной вилкой.