- Назначение и устройство поршневых колец
- Виды и назначение колец поршней двигателя
- Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»
- Как устанавливать поршневые уплотнения?
- Верхние компрессионные кольца
- Признаки износа поршневых колец
- Подбор запчастей
- Как правильно установить поршневые кольца
- Установка колец на поршень
- Почему поршневые кольца выходят из строя
- Типичные неисправности поршневых колец
- Раскоксовка маслосъемных колец
- Можно ли избежать ремонта?
- Обкатка двигателя после замены поршневых колец
- Маслосъемные колечки: конструктивные особенности и причины отказа
- Основные неисправности и способы их устранения
- По каким внешним признакам можно определить, что нужна замена поршневых колец и замена компрессионных колец?
- Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»
- Основными неисправностями этих элементов можно назвать следующие:
Назначение и устройство поршневых колец
Для лучшего понимания нюансов диагностики неисправности и замены поршневых колец необходимо сначала рассмотреть их конструкцию и назначение. Поршневые кольца обеспечивают необходимую герметичность камере сгорания (над поршневым пространством) в процессе возвратно-поступательных движений поршня. Звонки:
- компрессионные — верхнее (первое) и второе (среднее, промежуточное) кольцо;
- маслосъемный (нижний);
Компрессионные кольца не пропускают газы из камеры сгорания в картер двигателя. Маслосъемные кольца удаляют масло со стенок цилиндров и предотвращают попадание смазки в камеру сгорания. Кольца имеют слегка овальную форму и не цельные, так как имеют разрез. Такой вырез называется замком поршневого кольца. Поршневые кольца также обеспечивают до 50% отвода тепла и эффективно охлаждают поршень. Избыточное тепло передается стенкам цилиндра через кольца. По этой причине к материалам изготовления колец предъявляются особые требования, так как они подвергаются не только механическим, но и термическим нагрузкам.
Поршневые кольца представляют собой детали из стали или чугуна, обладающие определенной упругостью и способные пружинить. Эти кольца устанавливаются на головку поршня, то есть сверху. Головка имеет специальные канавки для установки поршневых колец. Поршневые кольца дополнительно покрыты легированным материалом, придающим деталям повышенную прочность и износостойкость. Торцевая часть колец имеет особую «бочковую» форму и также покрыта специальным антифрикционным составом сплава.
На торцевую часть колец, соприкасающуюся со стенками цилиндра, в качестве покрытия наносится олово или медь. Применение этого материала обусловлено задачей качественной притирки (приработки) поршневых колец после установки нового двигателя или капитального ремонта ДВС. Добавим, что поршневые кольца специально не делают из высокопрочной легированной стали, так как такие кольца не могут нормально тереться в цилиндре двигателя. По этой причине инженеры и производители всегда соблюдают определенный баланс для достижения необходимой прочности колец, сохраняя при этом возможность забивания. Решением стало указанное выше нанесение сплавов на поверхность детали.
Виды и назначение колец поршней двигателя
Эти детали представляют собой открытые кольца с так называемыми «замками». Они устанавливаются на внешней части поршней в двигателях внутреннего сгорания. Их основные задачи:
- обеспечить герметичность самой камеры сгорания;
- отвод избыточного тепла от деталей, особенно от поршня;
- создать условия для минимального расхода моторного масла.
По типу различают компрессионные и маслосъемные кольца.
Компрессионные кольца. В свою очередь, они делятся на верхние и нижние. Первый обеспечивает предварительную герметичность системы, а второй — окончательную герметичность работающего силового агрегата, когда газы уже прошли верхние и промежуточные. В результате выхлопные газы не попадают в картер, в выхлопную систему попадают без примесей, а двигатель работает ровно, четко и стабильно.
Маслосъемные скребки предназначены для удаления излишков моторного масла с поверхностей цилиндров. С одной стороны, они удаляют излишки масла, а с другой — оставляют тончайший слой масляной пленки, чтобы максимально минимизировать силу трения между поршнями и цилиндрами.
Как компрессионные кольца двигателя, так и маслосъемные кольца могут быть изготовлены из следующих материалов:
- ковкий и ковкий чугун – материал, который благодаря своей пористой структуре отлично удерживает масло, что в свою очередь значительно снижает износ цилиндров;
- хромированный чугун – материал с высокой степенью устойчивости, но требующий точной механической обработки;
- фирменная нержавеющая сталь, имеющая свойства, аналогичные чугуну, который производится по более простой, а значит, более дешевой технологии;
- молибденовый чугун – материал дорогой, но при этом обеспечивает высочайшую степень износостойкости, как правило, такие детали используются в элитных или уникальных скоростных автомобилях.
Изготовление каждого изделия достигается максимально точной резкой трубы из чугуна или стали. В этом случае используется заготовка с овальным сечением. Именно такая форма обеспечивает необходимую диаграмму давления на цилиндр, что гарантирует полную посадку детали и ее надежную приработку. Если бы в качестве заготовки использовалась труба с круглым сечением, то готовые изделия просто не поместились бы в места у замков.
Кольца, установленные в пазы, поворачивают таким образом, чтобы между замками образовался угол. Для трех колец величина этого угла равна 120°, а для двух — 180°.
В результате получается несовпадение диаграмм давления, что обеспечивает равномерный износ по диаметру. Кроме того, таким образом предусмотрен так называемый «лабиринт», уменьшающий прорыв выхлопных газов. Раньше для обеспечения ровного угла между деталями на каждой из них предусматривались специальные фаски. Сегодня снижение трения достигается за счет производства более тонких деталей, но в то же время по-прежнему производятся изделия с ориентацией на сборку.
Переломы легче предотвратить, чем исправить. Используйте присадку, чтобы восстановить нормальную работу поршней и колец.
Читайте также: Объем топливного бака Hyundai Solaris (Хендай Солярис) 2011-2019 г
Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»
Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 л. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает угарный расход топлива и масла, защищает поверхности трения в ЦПГ и ГРМ от износа при пуске и перегрева.
Как устанавливать поршневые уплотнения?
Установку поршневых колец не рекомендуется проводить вручную, без инструментов. Кольца — детали прорыва, они могут гнуться, а деформированное кольцо, как известно, ставить нельзя. Вообще по этой причине не рекомендуется проверять кольца на упругость при изгибе, особенно при отсутствии соответствующих навыков.
Если вы уже решили проверить кольца на изгиб, помните следующее:
- Первое компрессионное кольцо должно возвращаться в исходное состояние даже после сильного изгиба на 4-5 см.
- Второе компрессионное кольцо не такое эластичное, как первое. Изгиб допускается до 1,5-2 см, после чего он изгибается необратимо.
Правильная установка поршневых колец осуществляется с помощью пассатижей. Первым устанавливается маслосъемный комплект:
- Коробчатая конструкция: сначала ставится пружина, затем кольцо, направленное на то, чтобы кольцевой замок оказался на противоположной стороне пружинного замка.
- Наборная конструкция: размещены в последовательности пружина-диск-диск. После установки и перед установкой поршня в цилиндр проверьте совпадение цветовых меток на расширителе пружины и взаимное расположение деталей в маслосъемном пакете: замки должны быть под углом 120 градусов друг к другу.
Что касается компрессионных колец, то их установка осуществляется по принципу: второй ряд-первый ряд с ориентацией по метке «ВЕРХ», «ВЕРХ» или цветовым указателям. Верх кольца должен быть направлен в сторону камеры сгорания, напротив картера. Перед установкой поршня в цилиндр необходимо сориентировать замки к первому и второму компрессионному и маслосъемному кольцам на 120 градусов с условием, что ни один из замков не должен находиться напротив поршневого пальца.
Верхние компрессионные кольца
Существует множество конфигураций верхнего компрессионного кольца, и трудно сказать, чем они отличаются. Например, кольцо может иметь преднамеренный небольшой изгиб. Другими словами, верхняя и нижняя поверхности кольца не лежат ровно в кольцевой канавке, а слегка наклонены, причем только верхний или нижний край поверхности контактирует с отверстием цилиндра.
Кольца предназначены для ускорения приработки поверхностей поршневых колец и стенок цилиндров и помогают герметизировать кольцо в верхней и нижней части кольцевой канавки. Величина искажения кольца очень мала и обычно достигается путем снятия фаски с внутренней кромки кольца.
Признаки износа поршневых колец
Чтобы понять, нужна ли замена поршневых колец, необходимо изучить симптомы, прямо или косвенно указывающие на необходимость такой замены. Сразу отметим, не стоит рассчитывать на ту сумму, которую изначально озвучил механик или автосервис в ответ на вопрос клиента, сколько стоит замена поршневых колец.
Дело в том, что заменить только поршневые кольца и полностью решить проблему часто не удается, так как после вскрытия двигателя обычно выявляются дополнительные скрытые неисправности. По этой причине необходимо заранее быть готовым к более серьезным тратам на ремонт двигателя.
Предстоящую замену поршневых колец определяют по следующим признакам:
- двигатель теряет мощность;
- машина очень плохо заводится «на холодную»;
- в некоторых случаях двигатель с трудом заводится «на прогретый»;
- наблюдается повышенный расход моторного масла;
- двигатель дымит синим или сизым дымом;
- увеличивается расход топлива;
Показатель сжатия зависит от общего состояния колец и всего ЦПГ, с помощью которого можно определить состояние двигателя. Обычно при описанных выше симптомах снижается компрессия в цилиндрах, повышается давление картерных газов.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как самостоятельно измерить компрессию в двигателе. В этой статье вы узнаете об особенностях и способах, доступных для измерения компрессии двигателя своими руками.
Потеря мощности, повышенный расход топлива и затрудненный запуск чаще всего являются основными причинами, вынуждающими владельца менять поршневые кольца или производить комплексный ремонт ДВС. Силовой агрегат с дефектными кольцами плохо заводится, особенно после простоя в холодное время года. При движении под нагрузкой такой двигатель «не тянет».
Выход из строя поршневого кольца может быть вызван естественным износом, а также перегревом двигателя. Во втором случае даже на новом двигателе кольца теряют свои свойства и перестают выполнять свое прямое назначение. Наиболее подвержены перегреву маслосъемные колпачки коробчатого типа.
Значительный расход моторного масла часто возникает из-за того, что изношенный маслосъемник не снимает масло со стенок цилиндра в нужном количестве и активно отправляет смазку через неплотности в камеру сгорания. Результат — закоксовывание и дымление двигателя. Остатки несгоревшего масла в двигателе также активно загрязняют выхлопную систему и повреждают фильтры и каталитические нейтрализаторы. Проблема усугубляется.
Для точной диагностики состояния ЦПГ замеры компрессии должны быть подкреплены анализом цвета и содержания выхлопных газов. Дело в том, что ухудшение качества уплотнения поршневыми кольцами можно компенсировать моторным маслом. В этом случае степень сжатия близка к допустимой, при этом расход масла все равно будет увеличиваться.
Помните, что использование двигателя с изношенными кольцами приводит к значительному износу цилиндров. По этой причине поршневые кольца необходимо заменить как можно скорее после точной диагностики неисправности. Эта рекомендация поможет избежать увеличения затрат на последующий ремонт двигателя.
повышенный расход топлива в случае проблем с поршневыми кольцами связан с пониженной компрессией и пониженной мощностью. Параллельно водитель продолжает движение в обычном темпе, сильнее нажимая на педаль газа, чтобы компенсировать потери. В результате в цилиндры поступает обогащенная топливно-воздушная смесь, которая не сгорает полностью. Свечи зажигания в таких условиях часто залиты топливом.
Еще одним неприятным моментом является проникновение бензина или дизеля через изношенные поршневые кольца в картер двигателя и последующее смешивание топлива с моторным маслом. Масло в системе смазки разжижается, теряет свои защитные и другие полезные свойства, резко возрастает износ нагруженных деталей ЦПГ и КШМ.
Добавим, что на сегодняшний день довольно широко распространена практика использования присадок для очистки поршневых колец в масло или топливо. Владельцы также иногда предпочитают так называемую раскоксовку двигателя в цилиндрах. Это делается для очистки от нагара в камере сгорания и попытки восстановить подвижность вышележащих поршневых колец для увеличения компрессии.
Следует отметить, что при наличии явных признаков неисправности (сильное дымление, большой расход масла, низкая компрессия и так далее) добавление вместо замены поршневых колец является либо временной мерой, либо не помогает исправить ситуацию при все.
Подбор запчастей
При проведении капитального ремонта двигателя необходимо правильно подобрать поршневые кольца, так как неправильный выбор приведет либо к отсутствию необходимой компрессии, либо к блокировке поршней в цилиндрах с последующим разрушением колец и образование множества надрывов на поршнях и стенках цилиндров. Рассмотрим на примере двигателя ВАЗ-2111, как правильно подобрать запчасти.
Есть таблица ремонтных размеров поршней и колец, с помощью которой достаточно легко подобрать правильный диаметр деталей. Базовый диаметр цилиндров двигателя ВАЗ-2111 составляет 82 мм, ремонтные поршни имеют увеличенный диаметр: на 0,4 мм при первом ремонте и на 0,8 мм при втором. Кольца под ремонтные размеры также имеют увеличенный диаметр и имеют соответствующую маркировку.
В целом процесс капитального ремонта двигателя ВАЗ-2111 выглядит так: цилиндры растачивают до первого ремонтного размера, делая при этом небольшой припуск на хонингование. Затем старые поршни меняют на новые увеличенного диаметра, а на них устанавливают поршневые кольца первого ремонтного размера.
Таблица ремонтных размеров существует для всех двигателей, и подобрать правильный диаметр для любого двигателя, будь то двигатель ВАЗ или Субару, не составит труда.
обычный | 1 ремонт | 2 ремонт | |
2101, 2103, 2108, 21081, 1111 | 76 | 76,4 | 76,8 |
21011, 2105, 2106, 2121 | 79 | 79,4 | 79,8 |
21082, 21213, 2110, 11113 | 82 | 82,4 | 82,8 |
Как правильно установить поршневые кольца
Чтобы ответить на вопрос, как поменять поршневые кольца, не снимая двигатель, необходимо на начальном этапе провести диагностику ЦПГ. Для этого потребуется снятие ГБЦ, после чего будет оценено общее состояние поршней и стенок цилиндров.
Это делается для выявления возможных дефектов (фурнитура на стенках, износ, разрушение или оплавление штампа и так далее). Добавим, что есть двигатели, где невозможно оценить состояние ЦПГ без снятия поддона. Зачастую велика вероятность того, что замены колец на новые может быть недостаточно, так как при обнаружении сильного износа необходимо сверлить блок цилиндров .
Учтите, что установка новых компрессионных колец без снятия двигателя в изношенных цилиндрах категорически не рекомендуется. Дело в том, что в процессе работы на зеркале цилиндра образуется так называемая ступенька. После установки новых деталей велика вероятность поломки поршневых колец на указанном шаге, что потребует разборки и более дорогого ремонта двигателя.
Кроме того, кольца изнашивают как отверстие цилиндра, так и внутреннюю поверхность канавки поршня. По этим причинам новые поршневые кольца, которые устанавливаются без замены поршней и ремонта цилиндров, либо вообще не бьются, либо латание происходит очень медленно и малоэффективно.
В свете вышеизложенного оптимальным вариантом будет сверление блока цилиндров, выполнение хонингования цилиндров, после чего устанавливаются новые ремонтные поршни и поршневые кольца. Без снятия двигателя такой ремонт невозможен. При этом положительные результаты ремонта со снятием двигателя гораздо более предсказуемы.
В любом случае замена колец снятого двигателя или замена поршневых колец производится без снятия агрегата, общий порядок действий следующий:
- провести снятие головки блока цилиндров;
- выполнить дефектовку ГБЦ, БК и ЦПГ;
- провести соответствующие замеры для определения необходимого размера поршневых колец;
- покупайте поршневые кольца, подходящие по размеру и исполнению;
- слейте моторное масло и откройте масляный поддон;
- при необходимости снимите масляный насос;
- затем нужно удалить нагар в верхней части цилиндра;
- затем отверните головки шатунов (крышки) и сдвиньте их вверх (пометьте каждую головку, так как при последующей сборке головка шатуна должна соответствовать тому шатуну, с которого она была снята).
Чтобы узнать, как надеть кольца на поршень, следуйте дальнейшим рекомендациям. Сами поршневые кольца меняются относительно легко. Для снятия старых колец необходимо развести края кольца в районе замка до выхода кольца из канавки на поршне. Эту процедуру можно выполнять как специальными пассатижами, так и небольшой плоской отверткой.
После этого необходимо удалить нагар из канавок поршня. Если этот налет не удалить, поршень будет трудно установить обратно в цилиндр после установки новых поршневых колец. Для удаления нагара из поршневых канавок можно использовать старое компрессионное кольцо, которое для удобства разбито на две части.
После завершения процедуры очистки поршневых канавок необходимо изучить инструкцию по установке колец, которая прилагается к новому комплекту. В таких инструкциях содержится порядок установки поршневых колец на поршень, то есть порядок правильной установки и порядок их расположения, а также указывается верхняя или нижняя сторона, в соответствии с которой поршневое кольцо должно устанавливаться с верхнее или нижнее расположение специального знака.
При установке колец на поршень необходимо соблюдать осторожность, так как среднее компрессионное и нижнее маслосъемное кольца отличаются повышенной хрупкостью. Что касается верхнего кольца, то этот элемент прочнее остальных, но тоже требует правильного подхода при установке.
Установка колец на поршень
Затем будут рассмотрены выдержки из инструкции по сборке поршневых колец Mahle и добавлены отдельные советы и рекомендации.
- После очистки траков от нагара необходимо убедиться в отсутствии повреждений боковых поверхностей и радиусов.
- Используйте специальный цанговый инструмент для установки колец.
- Установку колец необходимо начинать с нижнего поршневого кольца. Избегайте чрезмерных усилий, чтобы избежать возможной деформации колец.
- Перед установкой найдите на кольце маркировку в виде надписи TOP (от англ. «верх»). Кольца с такой маркировкой должны быть прижаты к основанию штампа маркированной стороной.
- В случае установки колец, имеющих распорную пружину, место соединения выполняют в виде концов пружины с проволочной вставкой с учетом рекомендуемого смещения на 180 градусов по отношению к месту соединения поршневого кольца. Если пружина-расширитель имеет тефлоновую оболочку, то этот элемент необходимо располагать в месте прилегания стыка кольца.Кольца, состоящие из нескольких ламелей, необходимо после монтажа пружины располагать так, чтобы стыки этих ламелей были направлены к отверстие на поршневом пальце. Во время размещения верхней ламели концы пружины необходимо зафиксировать.
- Если поршень имеет в канавках специальные держатели, препятствующие проворачиванию колец, то места соединения поршневых колец должны находиться на стопорных штифтах.
- После завершения установки необходимо проверить зазор до боковых поверхностей. Если показатель находится в пределах до 0,100 мм, такой зазор допускается. Выявление увеличения зазора от максимально допустимого свидетельствует о необходимости покупки и установки новых поршней.
- При установке необходимо учитывать степень износа зеркала цилиндра. Такой износ считается допустимым при величине 0,100 мм (с учетом диаметра цилиндра). Если зазор больше, блок цилиндров требует перевтулки или сверления под ремонтные поршни.
Как было сказано выше, повышенное внимание при установке следует уделять как взаимному расположению и ориентации, так и типу поршневых колец. Кольца маслосъемные отличаются от компрессионных уникальным П-образным профилем, а также имеют в конструкции пружины растяжения.
Второе компрессионное кольцо снабжено маслосъемной кромкой, так как частично участвует в процессе удаления масла параллельно с работой маслосъемного кольца. Наличие кромки на поршневом кольце обычно свидетельствует о том, что такое кольцо установлено с учетом нижнего положения кромки. При установке колец на поршень необходимо тщательно дозировать усилие. В противном случае можно легко сломать поршневое кольцо.
Также добавим, что после установки колец на поршень и размещения его в цилиндре кольца хорошо прилегают к стенкам цилиндра. В замках образуется так называемый тепловой зазор. После использования щупа необходимо измерить этот зазор, который не должен превышать 0,25-0,45 мм. Если указанный зазор меньше, кольцо не сможет правильно войти в канавку поршня. Для решения проблемы можно воспользоваться надфилем и аккуратно удалить лишние доли миллиметров.
Когда дело доходит до правильного размещения, важно знать, как устанавливать поршневые кольца, чтобы предотвратить попадание газа через замки колец. При правильной установке кольца надеваются на поршень с учетом смещения по окружности. В качестве примера рассмотрим установку 3-х поршневых колец. При такой установке замки должны быть установлены так, чтобы каждый из замков располагался под углом 120° относительно другого.
Почему поршневые кольца выходят из строя
Читателю может показаться, что благодаря простой конструкции и использованию прочных материалов поршневые кольца должны иметь огромный, практически неисчерпаемый срок службы. Практика смогла показать, что кольца даже самых надежных двигателей время от времени нуждаются в замене, хотя известны случаи, когда двигатель эксплуатируется много лет без замены основных узлов. Следует понимать, что поршневые кольца, а особенно верхние компрессионные кольца, страдают от:
- Падение давления;
- Влияние химически агрессивной среды;
- Колебания температуры;
- Сухое трение.
Последний пункт стоит разобрать подробнее. Когда поршень приближается к критической точке, количество смазки в месте расположения компрессионного кольца быстро уменьшается. Это увеличивает давление и температуру. Как только поршень останавливается, масляная пленка рвется. Дальнейший путь до нижней точки компрессионного кольца может проходить даже в условиях сухого трения, что приводит к быстрому износу.
По этой причине в первую очередь проверяются именно верхние кольца – они изнашиваются быстрее остальных. Компрессионные маслосъемные кольца испытывают гораздо меньшие нагрузки, поэтому выходят из строя гораздо реже, чем обычные компрессионные кольца. Так как кольца берут на себя две функции одновременно, они имеют особую форму: коническую с небольшим углом наклона. Это практически не влияет на их эксплуатационный ресурс.
На самом деле маслосъемные кольца самые живучие — нагрузки испытывают мало, так как отвечают только за удаление лишнего масла. В предыдущем разделе уже указывалось, что такие кольца имеют более сложную форму, чем компрессионные: два ремня, собирающие остатки масла, а также специальный край для удаления смазки. Усложнение конструкции негативно сказывается на сроке службы изделия, но из-за малой нагрузки редко нуждается в замене.
Типичные неисправности поршневых колец
В процессе работы двигателя внутреннего сгорания поршни постепенно изнашиваются и звенят, после чего приходят в негодность. Основным дефектом является увеличение зазора между кольцом и цилиндрами, из-за чего возникают проблемы с запуском двигателя, увеличивается расход топлива, резко падает мощность и образуется избыточное давление в масляном картере.
Нередко водители сталкиваются с таким эффектом, как возникновение колец. Процесс объясняется тем, что из-за перегрева двигателя или масляных отложений кольца теряют эластичность, а значит, теряются все свойства колец.
Несмотря на то, что появление колец в большинстве случаев можно исправить с помощью моторного отвара, для предотвращения такого процесса придерживайтесь следующих правил:
- старайтесь использовать автомобиль как можно чаще, и не пренебрегайте правилами прогрева двигателя;
- использовать только качественное моторное масло с допусками по классификации для конкретного двигателя (особенно если это дизель с сажевым фильтром и насос-форсунками);
- не допускать перегрева двигателя, ибо последствия этого слишком дороги, хотя бы заменой масла и охлаждающей жидкости, а также заменой прокладки ГБЦ со шлифовкой плоскости головки.
Не забывайте, что от качества колец зависит не только ресурс, но и устойчивость к критическим температурам и нагрузкам.
Раскоксовка маслосъемных колец
Не все детали требуют полной замены. Если есть нагар или кольца закопанные, поможет раскоксовка. Есть следующий рецепт восстановления этих элементов без разборки двигателя. Необходимо приготовить смесь, в состав которой входят ацетон и парафин в равных пропорциях. После этого выкручиваются свечи зажигания, и через отверстия в цилиндр заливается подготовленная смесь. Придется ждать 9 часов. По истечении этого времени прикручиваем фары на место, запускаем двигатель и едем на высоких оборотах. После этого рекомендуется заменить моторное масло и фильтр.
Можно ли избежать ремонта?
Может показаться, что все очень удручающе – лезть в двигатель для замены колец долго, сложно и дорого. Однако выход есть. Сегодня дан ответ на вопрос, можно ли избежать замены колец в случаях закоксовывания автохимии. Многие производители выпускают специальные средства, предназначенные для решения этих задач. Средства работают быстро. Они способны восстановить подвижность колец, очистить цилиндры, поршни, камеры сгорания, выровнять компрессию и снизить уровень вредных выбросов.
Все делятся на две группы. Первый — топливные присадки, обеспечивающие так называемое «мягкое» обезуглероживание — очень простой метод, который обычно сочетается с заменой масла и масляного фильтра. Второй – средства «жесткого» метода, которые рекомендуется использовать продвинутым автолюбителям или на заправках.
Практика показывает, что применение этих средств при перегреве двигателя, появлении «дымления», повышенном расходе моторного масла, в подавляющем большинстве случаев решает проблему и избавляет от дорогостоящего ремонта.
Вывод прост. При возникновении проблемы не нужно спешить с немедленной заменой колец или пытаться отремонтировать двигатель, ведь можно попытаться устранить ее с помощью химической «раскрутки» или использовать восстановительный триботехнический состав «СУПРОТЕК».
Обкатка двигателя после замены поршневых колец
Вне зависимости от того, менялись ли только поршневые кольца или производился капитальный ремонт двигателя, двигателю потребуется обкатка. Это связано с необходимостью загонять новые детали. Обкатка двигателя после замены поршневых колец должна быть аналогична обкатке двигателя нового бензинового или дизельного автомобиля.
После замены колец двигатель нельзя эксплуатировать в сильно нагруженных режимах (высокие обороты при движении, холостой ход на холостом ходу, тихоходная езда на высоких передачах и т д.) не менее 3-5 тыс км. Также не стоит начинать поездку без предварительного прогрева двигателя внутреннего сгорания.
Далее рассмотрим мнения опытных автослесарей и ответим на общий вопрос, сколько нужно обкатки двигателя после замены поршневых колец. Среди специалистов довольно распространено утверждение, что для полной притирки колец потребуется около 10-15 тыс км. Из этого следует вывод — после минимальной обкатки автомобиля после капитального ремонта двигателя или замены колец (до 5 тыс км) крайне нежелательно раскручивать силовой агрегат выше среднего диапазона оборотов в течение примерно 5 и даже пробег 10 тыс км.
Маслосъемные колечки: конструктивные особенности и причины отказа
Отличительной особенностью МСК является двухременная конструкция, которая оставляет минимальную толщину масляного слоя в районе компрессионных колец, то есть предохраняет их от закоксовывания. Из широкого ассортимента маслосъемных уплотнений в настоящее время используются два:
- Коробчатое кольцо с пружинным расширителем. Расширяющая пружина придает изначально жесткому коробчатому кольцу некоторую гибкость, благодаря чему оно более плотно прилегает к цилиндру. Однако кулачки в момент «ретрансляции» способны отравить масло, и этот факт нельзя считать отрицательным. Смазка, просачивающаяся в область компрессионных уплотнений, особенно полезна в сильно нагруженных бензиновых и турбодизельных двигателях с непосредственным впрыском, где эти МСК активно используются. Также необходимо понимать, что даже при хорошо спроектированной поршневой группе дизельная горелка продлит срок службы компрессионных колец и цилиндров.
- Тип установочного кольца (два диска + распорная пружина-расширитель). Требуемый когда-то минимальный расход масла на угар был достигнут именно за счет использования стопорных колец, состоящих из двух дисков толщиной 0,5…0,63 мм и пружины. Благодаря отсутствию жесткой связи между ремнями они идеально подходят к цилиндру, не пропуская масло при любом положении поршня. Во избежание масляного голодания в зоне работы компрессионных колец форма второго компрессионного кольца позволяет проходить части смазки. Такие кольца «ходят» дольше, но конструктивно подвержены закоксовыванию.
В продолжение небольшого экскурса в основы устройства маслосъемных колец уместно рассказать о способах слива масла, собравшегося между двумя ремнями:
- Отвод на внутреннюю поверхность поршня. Отверстия в канавке поршня и в корпусе кольца (если оно коробчатого типа) позволяют маслу, скопившемуся между маслосъемными дисками, попадать в поршень.
- Отвод к внешней поверхности поршня. Наличие поверхностных канавок на внешней стороне поршня позволяет организовать слив наружу.
- Комбинированный вариант. Одновременное использование первого и второго метода.
Важно позаботиться об удалении масла, скопившегося между дисками. Отсутствие дренажа в этой области приведет к масляному клиновидному эффекту, как в случае со вторым коническим компрессионным кольцом: кольца не удаляют лишнее масло, а скользят по толстому слою смазки. Что касается выбора схемы водоотвода, то здесь важную роль играют результаты реальных испытаний силовой установки.
Стоит отметить, что неоригинальные поршни иногда не имеют отверстий для слива масла. Если такие детали не доделать в домашних условиях, появление масляной горелки на капитальном двигателе неизбежно.
Самой большой проблемой маслосъемных скребков является склонность к закоксовыванию, читай явления, что приводит к маслогорелке. Причинами этого считаются:
- Регулярный перегрев поршня, в результате интенсивной езды.
- Склонность масла к образованию нагара как свидетельство ложного происхождения или окончания срока службы.
- Комбинации разных качеств, которые проявляются при езде на небольшие расстояния и стоянии в пробках.
Следует отметить, что все виды залитых в цилиндры раскоксовщиков здесь практически бессильны. по разным причинам. Во-первых, кокс уплотняет канавку поршня до стеклообразного состояния. Во-вторых, скребковое масло является третьим сверху, которого каустическая химия не достигает в количестве, необходимом для эффективного растворения. Вроде бы уместно говорить о промывке двигателя димексидом, но неизвестные последствия дают твердое неприятие этой идеи. В общем поршни лучше достать и промыть в том же димексиде.
Что касается симптомов, то не стоит сравнивать возникновение МСК с потерей компрессии. Компрессионные кольца могут хорошо сохранять герметичность, тогда как маслосъемные кольца полностью перестанут выполнять свои функции.
Основные неисправности и способы их устранения
Нужно понимать, что поршневые компрессионные кольца, как и маслосъемные кольца, являются расходными деталями, требующими замены в определенное время. В процессе эксплуатации они подвергаются трению о поверхность цилиндров, высоким температурам, различным химическим воздействиям, например сернистым, что особенно актуально для дизельных двигателей.
Основными причинами поломок, связанных с этими деталями, можно назвать потерю эластичности из-за нарушения режима обкатки или использования некачественных неоригинальных колец. Из-за плохой посадки и прорыва горячих газов кольцо «проседает», еще больше усугубляя проблему.
Необходимо понимать, что эти детали всегда находятся в экстремальных условиях – они постоянно подвергаются ударным нагрузкам от искровой детонации, что вызывает вибрацию кольца в канавке. В свою очередь, это приводит к тому, что увеличивается зазор до компрессионного кольца, а следовательно, увеличивается вероятность поломки этой детали. Все это лишний раз подтверждает тот факт, что кольца надо менять.
На практике эти детали могут «ходить» до 500 тысяч и, наоборот, изнашиваться намного раньше. Все зависит от стиля вождения, качества используемого топлива и моторного масла, стабильности и качества приготовленной воздушно-топливной смеси, своевременного технического обслуживания автомобиля и многих других причин. Только вот, когда наступает это время замены, по каким признакам можно определить превышение допустимого износа, и можно ли максимально отсрочить ремонт? Это самые частые вопросы автомобилистов.
В технической документации на автомобиль каждый производитель указывает пробег, при котором необходима замена маслосъемных и компрессионных колец поршня. Пробег автомобилей отечественного автомобилестроения обычно находится в районе 150 тыс км, а автомобилей ведущих мировых марок – около 300 тыс км. Эти цифры носят рекомендательный характер.
По каким внешним признакам можно определить, что нужна замена поршневых колец и замена компрессионных колец?
Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что внешние признаки неисправности в цилиндропоршневых группах практически одинаковы, поэтому определить конкретную неисправность без «вскрытия» нереально. Общий подход таков. Если тяга сильно снижается, а нажатие на педаль газа не обеспечивает достаточного ускорения, если двигатель плохо заводится «на холодную» или проваливается при запуске «на горячую».
Если замечено, что увеличился расход топлива, а из выхлопной трубы идет серый или черный дым, это свидетельствует о неисправности. Падение мощности свидетельствует о снижении компрессии, сизый дым – о повышенном расходе масла, черный дым – о переливе топлива. И не обязательно в этих случаях виноваты кольца.
В этих случаях сначала пытаются устранить проблему, выставляя правильный угол опережения зажигания, проверяя и при необходимости заменяя свечи зажигания, диагностируя работу датчика температуры охлаждающей жидкости, лямбда-зонда и другой электроники, отвечающей за приготовление смеси и исправление работа двигателя.
И только когда точно выявляется, что виновата поршневая группа, переходят к ремонту, связанному с демонтажем двигателя. Кроме того, если автомобиль с большим пробегом, помимо устранения основной неисправности в случае повышенного износа колец, их еще и меняют.
Переломы легче предотвратить, чем исправить. Используйте присадку, чтобы восстановить нормальную работу поршней и колец.
Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, снижает скорость износа и продлевает срок службы всех типов двигателей внутреннего сгорания. Упрощает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
Основными неисправностями этих элементов можно назвать следующие:
– выламывание перегородок между путями;
— заедание в гусеницах — самая распространенная проблема;
— вертикальный износ;
— повышенный износ верхних компрессионных колец;
– следы диагонального контакта на юбке поршня;
– вымывание материала поршня вместо отверстия поршневого пальца;
Что касается признаков неисправности поршневых колец (ПК) и способов их устранения, то понятнее их будет увидеть в таблице:
Название ошибки | Признаки/причины | Решения |
Разбейте перегородки между слотами ПК | повышенный расход масла/Высокое давление в камере сгорания, сильно повышенная степень сжатия, преждевременное зажигание. | Устранение неполадок, замена деталей, возможно замена ПК |
ПК застревает — кокс | повышенный расход масла, потеря мощности / Слишком высокая температура сгорания, возможна остановка поршня | Регулировка зажигания, регулировка топливно-воздушной смеси, замена поврежденных деталей |
Вертикальные задиры на ПК и юбке поршня | повышенный расход масла/абразивные частицы в масле | Чистка масляных каналов, замена масляного и воздушного фильтров. При повторном проявлении — замена ПК |
повышенный износ верхних компрессионных колец | Чрезмерный расход масла, потеря мощности / Вымывание топлива из гусениц ПК | Проверка системы впрыска, замена ПК. |
Диагональные контактные метки на юбке поршня | повышенный шум двигателя/изгиб или перекос шатуна, «плавание» коленчатого вала | Замена неисправных деталей, замена ПК |
Вымывание материала поршня в отверстии поршневого пальца | Слишком сильный шум в двигателе, слишком большой расход масла / Неправильная установка или поломка крепежных колец | Регулировка, устранение перекоса пальца и коленчатого вала, замена поршней и, как следствие, ПК |
Доказано, что износ поршневых колец прямо пропорционален запыленности воздуха, поступающего в цилиндр. Заедание и закоксовывание колец происходит из-за скопления нагара в канавках, что является следствием использования некачественных моторных масел, несоблюдения сроков их замены, длительной езды с повышенным расходом масла из-за к треснувшим или «затвердевшим» втулкам клапанов. Часто эти проблемы возникают сразу после неправильной установки маслосъемных колец при их замене. Бывают вообще экзотические случаи неисправностей и просто сломанные кольца. Например, работа на растительном масле вместо качественного дизеля.