- Штраф за непропуск пешехода в 2022 году
- Наказание за непропуск пешехода на «зебре» с камеры ГИБДД
- Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
- Разрешён ли обгон на разметке?
- Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода
- Как понять, что водитель не пропустил пешехода?
- Есть ли отличия между обязанностью «пропустить» и «уступить дорогу»?
- Движение пешехода по проезжей части
- Нововведения в ПДД
- Когда нужно уступить дорогу пешеходу?
- Порядок назначения штрафа
- Где водитель обязан пропускать пешеходов?
- Пропустить или уступить? Теория
- Кого водитель обязан пропустить?
- А кому должен уступить?
- Важная тонкость про преимущество
- Трамвайные пути на пешеходном переходе
- Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество
- На пешеходном переходе
- При повороте на перекрестке
- При въезде и выезде с прилегающей территории
- Слепые пешеходы во всех случаях
- По пути к общественному транспорту
- На обочине
- Различия в теории и на практике
- Куда и как жаловаться?
- Предотвращение заторов на переходах
- Движение пешехода на пересечении траекторий
- Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
- Ответственность водителя за наезд на пешехода
- В каких случаях можно избежать наказания за непропуск пешехода
- Судебная практика 2022 года: пока пешеход на дороге, вы обязаны стоять!
- А если пешеход остановился?
Штраф за непропуск пешехода в 2022 году
Рассмотрение статьи 12.18 CLA:
Статья 12.18 Непредоставление преимущества пешеходам или другим участникам дорожного движения
Невыполнение обязанности по правилам дорожного движения предоставлять приоритет пешеходам, велосипедистам или другим участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), которые имеют право на приоритет — это
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.
В 2022 году размер штрафа составляет от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Выбор штрафа в указанном диапазоне осуществляется сотрудником ГИБДД. В то же время он должен принять во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, он, как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.
Кроме того, я предлагаю скачать и распечатать текущую таблицу штрафов:
Таблица штрафов ГИБДД
Наказание за непропуск пешехода на «зебре» с камеры ГИБДД
Камеры, основная задача которых — фиксировать правонарушения на пешеходных переходах, работают в России уже несколько лет, но для многих они становятся открытием только тогда, когда они получают электронные уведомления о штрафах за непропуск пешеходов. Их работа основана на следующих особенностях:
- Камеры автоматически анализируют ситуацию на «зебре»: вычисляют пешеходов, ближайшие автомобили, их скорость, траектории движения;
- правонарушение имеет место, если установлено, что расстояние между пешеходом и транспортным средством меньше одной полосы движения;
- расстояние между автомобилем и спиной пешехода не учитывается.
Заметив несоблюдение пункта 14.1 Правил дорожного движения (непропуск пешехода на пешеходном переходе), камера производит не только фото-, но и видеосъемку, на основании которой инспектор ГАИ выносит постановление о наложении штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.
Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
Письмо МВД РФ № 13/12-П-7618 от 4 сентября 2020 года разъясняет, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких — нет. Таким образом, если водитель не вынуждает пешехода изменить направление движения или скорость, он не нарушает закон. Например, Верховный суд Российской Федерации постановил, что водитель не может быть привлечен к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, что если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу в соответствии с его планом, например, не заставил пешехода дать задний ход или остановиться, то он не нарушил закон.
Однако этот вывод противоречит правилам дорожного движения. Раздел 1(2) ПДД подразумевает, что нарушением со стороны водителя будет такое поведение, которое вынуждает пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому это прямо указано в некоторых судебных решениях. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость», — поясняется в письме Министерства внутренних дел.
В то же время, учитывая те же разъяснения, можно предположить, что инспектор, чтобы привлечь водителя к административной ответственности, должен будет зафиксировать правонарушение на видеокамеру и получить объяснение от пешехода. Однако следует иметь в виду, что даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, он не обязан показывать ее водителю на месте.
Разрешён ли обгон на разметке?
Нет, обгон на пешеходном переходе строго запрещен. При этом не имеет значения, есть ли пешеходы на пешеходном переходе в момент совершения маневра. Тонкость новых правил заключается в том, что если один автомобиль замедляет движение или останавливается перед перекрестком, автомобили на других полосах движения также должны остановиться. Ранее им не запрещалось продолжать работу.
Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода
В случае наезда на пешехода, в соответствии с разделом 2.6 правил дорожного движения, водитель, совершивший такое ДТП, обязан
- Примите меры по оказанию первой помощи пострадавшим, вызовите службу скорой помощи и полицию.
- В экстренных случаях отправляйте пострадавшего в больницу на внедорожнике и оставайтесь на месте происшествия. Однако если это невозможно, он сам отвозит пострадавшего в ближайшую больницу. Там водитель обязан назвать свое имя, регистрационный знак автомобиля (предъявив удостоверение личности или водительское удостоверение и регистрацию автомобиля) и вернуться на место происшествия.
- Освободите проезжую часть, если движение стало невозможным для других водителей. Однако, прежде чем уехать, сфотографируйте автомобиль, все следы и предметы, имеющие отношение к аварии.
- Запишите имена и адреса свидетелей и дождитесь прибытия сотрудников полиции.
Как понять, что водитель не пропустил пешехода?
Пункт 14.1 правил дорожного движения обязывает водителя предоставлять преимущество пешеходам, переходящим дорогу в соответствии с разметкой. Для того чтобы правильно пропускать пешеходов в соответствии с законом, необходимо следовать алгоритму:
- Водитель приближается к обозначенному пешеходному переходу и видит, что пешеход уже вышел на проезжую часть.
- Он снижает скорость или замедляется, чтобы не мешать пешеходу. Если пешеход меняет направление движения по собственной инициативе, а не по вине водителя транспортного средства, то нарушения статьи 14.1 Кодекса дорожного движения нет, поэтому водитель не будет оштрафован за то, что не пропустил пешехода.
- Дождавшись, пока пешеход покинет перекресток их общих путей, водитель имеет право продолжить движение. В этом случае можно продолжать движение, даже если человек все еще находится на проезжей части, так как основная задача уступить дорогу уже выполнена.
Если вы не выполнили хотя бы одно из вышеперечисленных условий, водитель считается не пропустившим пешехода в нарушение пункта 14.1 ПДД, и ему грозит штраф за непропуск пешехода в 2022 году в размере от 1 500 до 2 500 рублей.
Есть ли отличия между обязанностью «пропустить» и «уступить дорогу»?
Первая неясность закона заключается в том, что дети возле автобуса со знаком «перевозка детей» и слепые должны пройти. В других случаях закон оперирует понятием «уступи дорогу». Дело в том, что в законе нет объяснения термина «уступить дорогу», поэтому инспектор сам решает, объехал ли водитель пешехода или совершил нарушение.
Но понятие «уступить дорогу с приоритетом» довольно точно определено в разделе 1.2 ПДД:
- «Уступить дорогу приоритету» означает, что автомобилист не должен начинать, возобновлять или даже продолжать движение, если эти действия заставят пешеходов или водителей изменить скорость или траекторию движения.
Другими словами, даже если вы не достигли пешеходного перехода, но двигались достаточно быстро, чтобы заставить пешехода остановиться или замедлиться, вы будете виновны в том, что не уступили дорогу.
Важно! Не получили ответа на свои вопросы? Наши автоюристы готовы помочь вам. Это совершенно бесплатно!
- Только практикующие автоюристы
- Аноним
- Бесплатно
Движение пешехода по проезжей части
Одна из распространенных ошибок водителей — когда пешеход начинает переходить дорогу по левой стороне широкой проезжей части или вообще по встречной полосе, водители удивляются положению 14.1 «Уступите дорогу пешеходам, вступившим на проезжую часть». Но для того, чтобы нарушить требование «уступить дорогу приоритету», необходимо, чтобы человек был вынужден изменить скорость. В данной ситуации утверждение является необоснованным.
Если пешеход меняет скорость, причиной изменения скорости должно быть приближающееся транспортное средство, а не какие-либо причины со стороны пешехода.
Нововведения в ПДД
Порядок проезда регулируемого перекрестка определяется пунктом 14.3 ПДД РФ. Согласно этому пункту, пешеход имеет преимущественное право при пересечении проезжей части. Водитель транспортного средства должен пропустить пешехода и дождаться окончания перехода, даже если для него горит зеленый свет. Запрещается подавать сигнал, толкая пешехода. За это предусмотрено наказание.
Когда нужно уступить дорогу пешеходу?
Новое законодательство изменило трактовку вождения на нерегулируемых пешеходных переходах. Раньше правила гласили, что вы должны уступить дорогу пешеходу. Теперь там написано «уступи дорогу». В чем разница? Ранее вы должны были разрешить пешеходу перейти дорогу, если он или она уже вышли на проезжую часть. Теперь, даже если пешеход приближается к пешеходному переходу, вы должны остановиться и пропустить его. В противном случае считается, что действия водителя могут побудить пешехода изменить скорость или направление движения. Это определяется правилами как создание помех пешеходам.
Поэтому новые правила дорожного движения направлены на защиту пешехода и расширение его прав.
Пешеход может переходить дорогу только в том случае, если он находится в стороне от края проезжей части или стоит на тротуаре рядом с пешеходным переходом, но разговаривает по телефону и явно не собирается переходить улицу.
Порядок назначения штрафа
В случае нарушения пункта 14.1. правил дорожного движения, сотрудники дорожной полиции, заметившие нарушение, останавливают транспортное средство для выяснения правонарушения и налагают административный штраф в виде денежной суммы. Процесс происходит по следующему алгоритму:
- Полицейский останавливает автомобиль, подходит к нему и представляется. Пункт 45 административного регламента МВД обязывает его сделать это.
- По просьбе водителя, в соответствии с тем же пунктом 45 Правил, сотрудник ГИБДД предъявляет служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
- Затем сотрудник дорожной полиции просит предъявить документы, подтверждающие право владения транспортным средством, водительское удостоверение, полис страхования гражданской ответственности; объясняет причину остановки.
- Если есть доказательства того, что пешеход не проехал, их нужно представить в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Это могут быть, например, видеоматериалы или фотографии. В обязанности сотрудника дорожной полиции также входит опрос свидетелей аварии и самих пострадавших.
- Затем сотрудник дорожной полиции заполняет протокол с указанием суммы денежного штрафа. Он вручает копию бланка водителю и объясняет условия обжалования, как оплатить штраф за невыезд пешехода, ответственность за игнорирование пешехода.
Где водитель обязан пропускать пешеходов?
Согласно действующим правилам дорожного движения, в таких ситуациях водитель обязан уступить дорогу пешеходу:
- На пешеходном переходе. Независимо от того, является ли этот переход регулируемым или нет, каждый водитель знает, что, согласно пункту 14.1, он не должен создавать помех людям, идущим по «зебре».
- При повороте на перекрестке. В 2022 году Правила дорожного движения (StVZD) в разделе 13.1 требуют, чтобы водитель, поворачивающий направо или налево, пропустил всех лиц, пересекающих проезжую часть пешком. Это правило применяется даже в ситуациях, когда:
-на проезжей части нет разметки перекрестков;
-автомобиль движется по главной дороге; -
-Водитель переходит дорогу на зеленый свет, который позволяет ему или ей повернуть в нужном направлении;
-Пешеходы были поражены светом, но не успели завершить маневр.
- При входе и выходе с прилегающей территории. Пункт 8.3 четко определяет обязанности водителя, чье движение каким-либо образом связано с прилегающей территорией:
-При выезде с прилегающей территории запрещается создавать какие-либо препятствия пешеходам и транспортным средствам, уже находящимся на проезжей части;
-При выезде с дороги приоритет должен отдаваться тем участникам дорожного движения, путь которых пересекает транспортное средство, включая пешеходов.
- Слепые пешеходы. Пункт 14.5 Правил дорожного движения 2022 года устанавливает обязанность пропускать слепых пешеходов, сигнализирующих о своем намерении перейти дорогу с помощью белой трости. Во всех случаях они имеют преимущество на дороге. Даже если представители этой категории лиц не находятся на «зебре», они должны быть пропущены на переход.
- Общественный транспорт. Раздел 14.6 Постановления о дорожном движении требует, чтобы водители уступали дорогу пассажирам, идущим к транспортному средству или от него по строго определенному маршруту, при соблюдении всех трех условий:
-автобус или другое транспортное средство находится на установленной остановке;
-дверь, к которой подходят пассажиры, находится на стороне проезжей части;
-остановленное транспортное средство рассматривается как маршрутное такси (а не, например, автобус, перевозящий сотрудников частной компании).
Пассажиры, выходящие из трамвая или садящиеся в него, всегда должны иметь приоритет.
- У бордюра. Пешеходы у бордюра также должны иметь приоритет в соответствии со статьей 4.1 Кодекса дорожного движения, но только если нет выделенных тротуаров или пешеходных переходов.
Пропустить или уступить? Теория
И здесь кроется самая главная тонкость в российском законодательстве 2022 года о переходе дорог для пешеходов и водителей. И мы намеренно указали в подзаголовке, что сначала обсудим теорию — как вы обязаны пропускать пешеходов в соответствии с буквой законодательства. Потому что на практике, к сожалению, все выглядит несколько иначе.
Теперь запомните кардинальное правило:
- проехать в соответствии с правилами дорожного движения в 2022 году, водитель обязан ослепить пешеходов и детей только при перевозке их в организованном автобусе (разделы 14.5 и 14.7),
- Во всех остальных случаях в новых правилах содержится требование о точном приоритете.
В чем такая разительная разница между этими двумя действиями и как именно правильно пропускать пешеходов на пешеходном переходе и как — уступать дорогу?
Кого водитель обязан пропустить?
Сразу отметим, что понятия «пропускать» пешеходов-участников дорожного движения в Правилах дорожного движения не существует. Таким образом, на практике вы просто обязаны предоставить право проезда, а как вы это сделаете, решает орган, проводящий экспертизу, если он увидит нарушение.
А кому должен уступить?
Но чтобы отступить как следует! Итак, давайте рассмотрим последовательность некоторой логической цепочки событий:
- 14.1 и другие пункты требуют, чтобы водитель точно уступил дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть по «зебре» или вышли на проезжую часть, чтобы перейти дорогу — так гласят новые Правила, не так давно это требование звучало как «упущение»,
- Обратимся к определению этого глагола в пункте 1.2 Правил дорожного движения и увидим, что уступить дорогу означает не начинать, не продолжать, не возобновлять движение, если это заставит других участников движения изменить траекторию или скорость,
- что такое преимущество, мы можем увидеть ответ здесь — это право проехать или пересечь определенную дорогу первым, в то время как другие участники должны уступить вам дорогу.
Теперь еще проще! То есть, вы не выполнили требование Правил уступить дорогу, если:
- Ваше движение заставило пешехода изменить либо траекторию движения, либо скорость, либо и то, и другое,
- и еще одним важным условием является то, что это произошло в результате того, что вы начали, возобновили или продолжили движение; например, вы не снизили скорость перед переходом, не остановились вообще, или остановились и начали движение, напугав пешехода, в то время как пешеход все еще находился перед автомобилем.
Важная тонкость про преимущество
Обратите внимание, термин «преимущество» подразумевает еще одну тонкость: траектории движения водителя и пешехода должны совпадать, чтобы получить это преимущество. И они должны пересекаться не только в пространстве, но и во времени. Это означает, что если водитель не предоставит приоритет пешеходу, он неизбежно столкнется с ним — в результате дорожно-транспортного происшествия.
Поэтому, если ваши траектории не совпадают по времени, у вас нет никаких обязательств. Например, вы поворачиваете направо на дорогу на нерегулируемом перекрестке, где пешеход переходит дорогу по пешеходному переходу. Но дорога назначения имеет 10 полос, а также остров, разделяющий направления. В данном случае пешеход уже заканчивает движение по 10-й полосе от вас, а вы, выполняя требование раздела 8.5 Кодекса дорожного движения, поворачиваете на первую полосу.
В этом случае траектории ваших движений не совпадают во времени. Должны ли вы уступить дорогу пешеходу в этом случае? Очевидно, что нет! Но это очевидно только в теории….
Еще одна тонкость этой концепции заключается в том, что преимущество в ее определении имеет четкую зависимость от права проезда в намеченном направлении. То есть, в отсутствие права проезда, нет права приоритета для такого движения. Вполне логично!
Из этого также следует, что нет обязанности уступать дорогу при отсутствии права проезда. Например, если пешеход начинает переходить дорогу на запрещающий сигнал светофора на регулируемом перекрестке, вы не обязаны уступать ему дорогу. Поэтому в GDD 2022 нет такого требования.
Однако в этом случае все же не следует намеренно создавать опасность — об этом мы поговорим в последнем разделе данной статьи.
Обратите внимание, что здесь речь идет о нарушении пешеходом закона, который отменяет его право двигаться в определенном направлении. Например, если пьяный пешеход появился в общественном месте, не посмотрел по сторонам и не убедился в безопасности пешеходного перехода, это не лишает его права переходить дорогу. Поэтому преимущество не исчезает, а вместе с ним и обязанность водителя уступить дорогу.
Читайте также: Парковки
Трамвайные пути на пешеходном переходе
В старых правилах был спорный момент, касающийся пересечения пешеходного перехода трамваем. Новые правила четко определяют этот вопрос.
Ранее пешеход не имел преимущества при пересечении пешеходного перехода и трамвайного. Теперь этот переход считается частью перекрестка, что означает, что пешеходы несут ответственность на этом переходе. Водитель трамвая должен пропустить их. Однако пешеходы также должны быть осторожны, поскольку трамвай не может мгновенно затормозить.
Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество
На пешеходном переходе
14.1 Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, должен уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу или пересекающему проезжую часть (трамвайные пути), чтобы проехать.
Самая распространенная ситуация, которая не оспаривается водителями, — это пешеход на пешеходном переходе:
Именно с переходами автомобилисты связывают наказание за непропуск пешехода, но это далеко не единственная ситуация, в которой может быть назначено наказание.
При повороте на перекрестке
13.1 При повороте направо или налево водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую он поворачивает.
Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, — это поворот на перекрестке:
Обратите внимание, что водитель обязан уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке в любом случае. Это включает ситуации, когда:
- на перекрестке отсутствует знак перехода;
- водитель находится на главной дороге;
- Водитель имеет зеленый свет для поворота;
- пешеходу горит красный свет.
Единственный случай, когда нет необходимости отдавать приоритет, это если вы едете прямо на перекрестке и в это время нет обозначенного перекрестка.
При въезде и выезде с прилегающей территории
8.3 Водитель транспортного средства при выезде с дороги на прилегающую территорию обязан уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, дорогу которых он пересекает.
Слепые пешеходы во всех случаях
14.5 Во всех случаях, в том числе вне пешеходных переходов, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу слепому пешеходу, который подает сигнал белой тростью.
По пути к общественному транспорту
14.6 Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, приближающимся к стоящему на остановке транспортному средству общего пользования или выходящим из него (со стороны двери), если они осуществляют посадку или высадку с проезжей части или расположенной на ней посадочной платформы.
В этом случае уступайте дорогу только при одновременном выполнении следующих условий:
- На остановке общественного транспорта.
- Пешеходы идут к транспортному средству общественного транспорта. Если пассажиры выходят из автобуса, перевозящего, например, сотрудников компании, водитель не обязан уступать дорогу.
- Пешеходы идут к автобусу со стороны двери.
Вот пример распространенной аварии, о которой должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (слева) находится остановка общественного транспорта. Там остановился встречный автобус. Пешеходы на правой стороне дороги начинают перебегать дорогу, не глядя на машины. Как правило, этим страдают люди пенсионного возраста.
Согласно правилам дорожного движения, водитель не обязан предоставлять приоритет этим пешеходам. Тем не менее, гораздо проще снизить скорость, чем стать участником ДТП (даже невинного) и несколько часов разбираться с дорожной полицией.
На обочине
Водителям мопедов разрешается ездить по обочине дороги, если это не мешает пешеходам.
Упряжки (сани), седельные и вьючные животные должны двигаться только по одной полосе с правой стороны, если это возможно. Разрешается двигаться по обочине дороги, если это не мешает пешеходам.
Другая ситуация — разрешить движение по обочине. Водители мопедов и тележек на обочине должны уступать дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.
Различия в теории и на практике
К сожалению, теория и практика обеспечения соблюдения правил проезда пешеходных переходов несколько отличаются. Приведенное выше определение, содержащееся в Кодексе дорожного движения, указывает на то, что водитель должен стоять на месте до тех пор, пока его движение может помешать пешеходу. На практике можно получить штраф даже в тех ситуациях, когда водитель пересекает путь пешехода, вообще не создавая ему помех.
Например, водитель поворачивает направо в крайний правый ряд, а пешеход только начинает пересекать многополосную дорогу с противоположной стороны, двигаясь довольно медленно. Очевидно, что водитель может повернуть так, чтобы не создавать пробку позади себя, при этом никак не мешая пешеходу. Однако сотрудник дорожной полиции может оштрафовать вас на том основании, что пешеход уже вышел на проезжую часть. И нет никаких шансов обжаловать этот штраф, даже если у водителя есть запись с видеорегистратора.
Бывают еще более абсурдные ситуации, когда водителя штрафуют, если он начал движение, когда пешеход уже перешел дорогу, но не вышел из машины. В таких случаях суды, включая Верховный суд РФ, также признают штраф обоснованным.
Куда и как жаловаться?
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) — например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, области), либо в районный суд по месту действия органа.
Орган (вышестоящее должностное лицо), которому может быть направлена жалоба по почте, определяется постановлением. Копия передается водителю под роспись.
В своей жалобе укажите, что в материалах дела об административном правонарушении нет доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие для вашего конкретного случая, вы можете взять из текстов судебных решений, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить копию принятого решения и, если возможно, дополнительные материалы, например, видеозапись или фотографии.
Важно не пропустить срок подачи апелляции, который составляет 10 дней со дня получения копии постановления. Первый день — это день после вынесения решения.
Предотвращение заторов на переходах
Правила проезда пешеходных переходов 2020 года учитывают еще одну насущную проблему — остановку на «зебре» из-за заторов. Согласно новой редакции правил дорожного движения, это строго запрещено. Теперь водители обязаны предвидеть такие ситуации и, если есть вероятность остановиться на «зебре», избегать этого.
Если он остановится на перекрестке, он должен быть наказан. Основаниями для этого являются:
- Создание транспортным средством препятствий для пешеходов;
- Снижение видимости для других водителей. Они могут начать движение, когда человек находится на пешеходном переходе.
Все это увеличивает риск аварии.
Кроме того, на перекрестках запрещены разворот, остановка и движение задним ходом.
Движение пешехода на пересечении траекторий
Трудно дать объективную оценку действиям водителя в этой ситуации. Пешеход может быть просто напуган приближающимся автомобилем, в то время как водитель субъективно оценивает ситуацию. Чтобы избежать спорной ситуации, водитель должен остановиться перед пешеходным переходом без экстренного торможения, что подтвердит отсутствие опасности для пешехода.
Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств его вины. Короче говоря, рассуждение может быть таким: если нет видеозаписи и объяснения, что пешеход мешал движению, как можно доказать вину?
Если водитель не согласен с правонарушением, составляется протокол и постановление. Последний документ используется для привлечения водителя к административной ответственности, так как устанавливает его вину. Права водителя будут разъяснены ему в протоколе, и он должен ими воспользоваться.
- Укажите в протоколе, в «Объяснениях лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что вы не согласны с правонарушением, вы его не совершали.
- Запишите свое объяснение в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в решении, что заявление прилагается. Не нужно писать, что пешеход появился внезапно, не был виден и т.д. Таких формулировок следует избегать. Человек либо находился на проезжей части, либо его там не было. Поэтому в своем объяснении вы можете указать, что видели пешехода, и он видел вас, но ваши действия не заставили его изменить скорость или направление движения.
- Если пешеход остается на месте происшествия, попросите его сообщить свои контактные данные. Это позволит вам допросить пешехода в суде по поводу вашей жалобы на приказ. Будет лучше, если вы проследите за тем, чтобы пешеход явился в суд.
- В крайнем случае, снимите пешехода на камеру телефона. Пусть он скажет, что вы не препятствовали ему перейти дорогу. Вы можете использовать эти кадры при обжаловании решения инспектора.
- Не забудьте сохранить видеорегистратор. Вы можете представить его в суд и использовать в качестве доказательства своей защиты.
Ответственность водителя за наезд на пешехода
Если пешеход получил легкие травмы (кратковременный вред здоровью — до 21 дня выздоровления), штраф для водителя составит от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение водительских прав на срок от одного до полутора лет. За вред средней тяжести — штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение водительских прав на два года. В случае причинения тяжких телесных повреждений или смерти пешеходу предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до семи лет.
В каких случаях можно избежать наказания за непропуск пешехода
Однако можно избежать наказания за такой, казалось бы, непростительный поступок — если правила нарушил не водитель, а пешеход.
В судебной практике пешеход почти всегда прав. Но есть и исключения: пешеход не прав, если он проехал на красный свет или вообще не переходил дорогу (особенно если он находился в состоянии алкогольного опьянения).
Водитель также не будет считаться виновным, если пешеход переезжал дорогу на велосипеде. Правила дорожного движения требуют, чтобы велосипедисты сходили с велосипеда перед пересечением дороги.
Водителю понадобится видеозапись (или свидетели), чтобы доказать свою правоту.
Что делать, если нет записей камер видеонаблюдения?
Записи камер видеонаблюдения можно получить в Автоматизированном центре регистрации правонарушений в области дорожного движения.
Судебная практика 2022 года: пока пешеход на дороге, вы обязаны стоять!
К сожалению, практика применения закона, как мы знаем, сильно отличается от теории и буквально сводит на нет саму модификацию ПДД, когда обязанность обгонять была заменена новым правилом — уступать дорогу по приоритету.
Дело в том, что, по всей вероятности, даже если пути пешехода и водителя не пересекутся во времени, водитель автомобиля будет оштрафован, если он перейдет дорогу до того, как пешеход покинет ее. То же самое будет справедливо, если человек начал переходить дорогу по задней полосе и еще не вышел на полосу для водителей. В итоге, однако, суд вряд ли удовлетворит жалобу водителя.
Вы можете самостоятельно изучить судебные постановления и решения. Вот пример одного из ярчайших актов судебной практики, когда судья вообще оперирует термином «уступить дорогу» пешеходу, не принимая во внимание доводы водителя о том, что он выполнил свою обязанность по правилам дорожного движения уступить дорогу, не заставляя пешехода менять ни скорость, ни полосу движения.
Другие подобные решения в судебной практике вы найдете в базе данных судов.
Более того, совсем недавно Верховный суд РФ подвел жирную черту под вопросом о том, как правильно и корректно пропускать пешеходов. Судья заявил, что водитель не может начать движение после остановки, чтобы пропустить человека на «зебре», пока пешеход не закончит переход — не покинет проезжую часть. И как только последний выехал на проезжую часть, мотоциклист обязан остановиться, чтобы уступить дорогу.
Следует помнить, что решения Верховного суда РФ являются обязательными для руководства нижестоящих судов. Хотя они не обязаны принимать абсолютно одинаковые решения.
Таким образом, мы имеем ситуацию, когда теория и практика не совпадают. И чтобы не получить штраф, вы должны остановиться, как только пешеход выходит на проезжую часть — неважно, на каком расстоянии. И вы обязаны остановиться до того, как пешеход покинет пешеходный переход. Хотя правила дорожного движения не требуют этого в явном виде.
А если пешеход остановился?
Ситуация, когда пешеход по тем или иным причинам очень долго пересекает проезжую часть, остается необъяснимой ни для дорожной полиции, ни для судов. Например, он упал и не встает, он намеренно остановился, чтобы «положить» свой телефон.
Но будут и хорошие новости. Согласно букве правил дорожного движения, вы не имеете права изменять его скорость или траекторию движения. И если вы поедете дальше, это требование будет соблюдено. В конце концов, остановившийся пешеход не имеет причинно-следственной связи с вашим возобновлением, продолжением или началом движения.
В соответствии с практическими соображениями, описанными выше, вы обязаны стоять до тех пор, пока пешеход не покинет пешеходный переход. Однако вполне вероятно, что инспектор дорожной полиции, увидев такое поведение пешехода, не выпишет водителю штраф. Более того, было бы правильно привлечь к ответственности самого пешехода за такое нарушение раздела 4.6 Кодекса дорожного движения.