- Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости
- Признаки неисправности датчика температуры ОЖ
- Разновидности датчиков температуры ОЖ
- Устройство и принцип работы ДТОЖ
- Как устроен температурный датчик
- Признаки поломки
- Демонтаж датчика
- Принцип работы датчика температуры антифриза
- Проверка и замена
- Где находится ДТОЖ
- Виды датчиков
- Конструкция, принцип работы
- Основные задачи и функции ДТОЖ
- Виды неисправностей датчика и как их устранить
- Неисправности ДТОЖ:
- Причины возникновения неисправностей
- Где в автомобиле искать ДТОЖ?
- Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
- Причины появления неполадок
- Принцип действия и функции прибора
- Как проверить, рабочий ли датчик температуры
- Как проверять
- Как проверить датчик температуры жидкости охлаждения?
- Сейчас приведу таблицу, при какой температуре, в каких пределах должно быть сопротивление.
Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости
Все датчики служат для контроля работы тех или иных узлов и деталей. В случае нарушения рабочих функций датчик показывает, что работа узла нестабильна. Автомобиль в своей конструкции имеет множество датчиков.
Важная рекомендация: можно ли смешивать тосол с антифризом или друг с другом, или с водой, и что будет, если смешать? Ответ вы найдете по ссылке.
Двигатель внутреннего сгорания нуждается в стабильной работе. Так датчик температуры охлаждающей жидкости обеспечивает контроль за стабильностью работы ДВС. Благодаря этому датчику двигатель машины быстрее нагревается и медленнее достигает высоких температур, что приводит к закипанию охлаждающей жидкости в системе.
ДТОЖ не является датчиком, который показывает температуру жидкости в системе блока и радиатора. Некоторые неправильно думают об этом.
Датчик температуры охлаждающей жидкости передает данные о температуре жидкости (антифриз, антифриз или вода) на электронный блок управления (ЭБУ). А температуру жидкости, которую водитель видит на приборной панели, передает другой датчик, тоже датчик температуры.
Если датчик, показывающий значение температуры для водителя, сломается, ничего серьезного системе это не принесет. А при выходе из строя датчика, передающего значение температуры на компьютер, блок управления неправильно отрегулирует работу ДВС.
Информация для новичков: в системе охлаждения (радиатор, рубашка охлаждения двигателя) должна быть жидкость (желательно с высокой температурой кипения), отводящая тепло от двигателя.
Помимо отвода тепла и охлаждения двигателя, циркулирующая охлаждающая жидкость охлаждает моторное масло, которое при кипячении теряет свои свойства.
Охлаждающая жидкость также охлаждает воздух в системе турбонаддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и масло в коробке передач. Датчик выполняет функцию подогрева воздуха в системах вентиляции и отопления.
Датчик температуры охлаждающей жидкости — это небольшая часть общей конструкции системы автомобиля, но очень важная. От правильности его работы и исправности в целом зависит стабильность работы двигателя.
Признаки неисправности датчика температуры ОЖ
Так как ДТОЖ отвечает за многие функции автомобиля, его неисправность приведет к различным сбоям в работе всей системы. Вот некоторые признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости:
- нестабильность двигателя — троит, глохнет;
- холостой ход от 200 до 1500 в минуту, резкие скачки;
- проблемы с запуском двигателя;
- резкое включение вентилятора охлаждения в холодную погоду;
- необоснованное увеличение расхода топлива;
- темный, черный дым из выхлопной трубы.
Эти тревожные симптомы могут свидетельствовать и о других проблемах в машине, но первое, на что стоит обратить внимание, это датчик.
Разновидности датчиков температуры ОЖ
Существует два основных варианта ДТОЖ:
- механический;
- цифровой.
Механический датчик температуры охлаждающей жидкости прост и работает напрямую. С помощью электрических сигналов он передает параметры изменения сопротивления на датчик температуры на панели приборов и на реле, включающее вентиляторы. Такие устройства устанавливаются на карбюраторные двигатели, например, на старые отечественные автомобили.
Цифровые датчики используются в современных автомобилях с инжекторными двигателями. Внешне он похож на механический, но принцип работы другой. Считываемые им сигналы поступают не напрямую на вентилятор и шкалу на разделительной панели, а на электронный блок управления. Процессор на блоке анализирует все сигналы и решает, куда их следует направить.
ДТОЖ также делится на магнитные, биметаллические и капиллярные. Отличить первое от второго несложно. Стрелка магнитного колеблется, «прыгает» при показе значений, а биметаллического двигается плавно и постепенно. Капилляры сегодня нигде не используются.
Устройство и принцип работы ДТОЖ
При замыкании контактов датчика система получает информацию о повышении температуры жидкости.
По сходству функций датчик температуры подобен резистору. Датчик сконструирован таким образом, что сопротивление электрическому току изменяется при изменении температуры окружающей среды. Изменения сопротивления передаются в электронный блок управления двигателем.
До ДТОЖ использовались так называемые тепловые реле. Они были установлены в системах впрыска. Когда контакты находятся в разомкнутом положении, ДВС греется. Если контакт замыкается, двигатель достиг рабочей температуры (обычно 90 градусов).
Термистор является основным конструктивным элементом термодатчика. Именно термистор определяет, как сопротивление тока будет зависеть от температуры окружающей среды.
В свою очередь термистор состоит из кобальта, а точнее оксидов кобальта (Co) и никеля (Ni). При нагревании в этих веществах вырастает много свободных электронов. Увеличивая количество свободных электронов, сопротивление уменьшается.
Это термисторы NTC. При этом термистор показывает максимальные значения при холодном двигателе. На датчик температуры подается напряжение 5 вольт (В). Кроме того, когда двигатель прогревается, датчик уменьшает свое сопротивление.
ЭБУ отслеживает изменения напряжения и использует эти данные для расчета температуры жидкости в данный момент. Когда двигатель прогрет, электронный блок управления дает команду на подачу обедненной смеси топлива и воздуха.
Если датчик неисправен, ЭБУ может дать команду на обогащение топливной смеси, когда она должна была быть обедненной. При езде на богатой смеси свечи зажигания быстро загрязняются.
Двигатель может не запуститься, если обороты двигателя при запуске недостаточны. ЭБУ может дать команду увеличить скорость. Для сохранения управляемости при пуске ДВС клапан рециркуляции должен находиться в закрытом положении до достижения двигателем рабочей температуры.
Если обороты плавают, это один из признаков того, что датчик температуры не работает должным образом. В этом случае двигатель может остановиться. Угол зажигания зависит от корректной работы датчика, ведь этот параметр тоже регулируется ЭБУ. При таком регулировании снижается выброс вредных веществ из отработанных топливных смесей.
В итоге получается, что мощность, ТТХ автомобиля напрямую зависят от работы датчика температуры охлаждающей жидкости.
Как устроен температурный датчик
Датчик температуры охлаждающей жидкости компактен и расположен так, чтобы вступать в непосредственный контакт с антифризом в системе охлаждения двигателя. Данные, полученные этим блоком, отправляются в электронный блок управления двигателем в виде электрического сигнала. Он, в свою очередь, использует их для приготовления правильной топливной смеси и регулировки угла зажигания, а также управления системой принудительного охлаждения двигателя. По его команде включаются и выключаются первая и вторая скорости вентилятора, поддерживая таким образом постоянную рабочую температуру двигателя. Данные, полученные от датчика, отображаются на приборной панели и помогают водителю вовремя заметить перегрев или перегрев двигателя.
Принцип работы устройства основан на способности материалов датчика изменять электрическое сопротивление в зависимости от температуры. Датчик состоит из рабочего элемента из чувствительного материала и контактов, которые подключаются к бортовой сети автомобиля. При неправильной работе устройства электронный блок управления машины получает неверную информацию, что приводит к приготовлению неправильной (слишком богатой или бедной) смеси, а также к некорректной работе системы охлаждения. Это может привести к закипанию антифриза и деформации ГБЦ, а также к переходу автомобиля в так называемый аварийный режим (двигатель не развивает полную мощность, увеличивается расход топлива).
Читайте также: Чеченская Республика —
Признаки поломки
О существовании датчика температуры охлаждающей жидкости водители обычно вспоминают только тогда, когда двигатель уже «закипел», либо вот-вот достигнет критической температуры. Водителя может насторожить срабатывание сигнализатора «отказ двигателя», либо слишком высокое (или, наоборот, низкое) значение указателя температуры на «приборе». Часто ошибка датчика долгое время остается незамеченной (особенно на машинах без указателя температуры, которая год от года увеличивается).
Сопутствующие материалы
Косвенными признаками неисправности являются неуверенный запуск и «троение» двигателя, увеличение расхода топлива и ухудшение динамики автомобиля. В случае обрыва или короткого замыкания в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости вентилятор охлаждения двигателя начнет работать на полных оборотах и перестанет выключаться. Течь антифриза из резьбового соединения датчика также является сигналом о необходимости ревизии устройства или его замены.
Демонтаж датчика
Проверка ДТОЖ предполагает разборку датчика. Для этого отсоедините минусовую клемму от аккумулятора и частично слейте охлаждающую жидкость. После этого контакт на корпусе ДТОЖ отключается. Сам датчик откручивается от посадочного места при помощи гаечного ключа. Во время испытания технологическое отверстие закрывают чистой ветошью для предотвращения попадания влаги или мусора в систему охлаждения.
Принцип работы датчика температуры антифриза
Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости основан на физических свойствах материала, из которого он изготовлен. Рабочий элемент устройства чувствителен к теплу, кроме того, в устройстве также расположены электропроводящие контакты.
Так сопротивление меняется в зависимости от температуры, данные записываются и передаются дальше. Как уже писалось выше, для механических ДТОЖ сигнал передается напрямую — на шкалу на приборной панели и реле вентилятора, а для цифровых — на электронный блок управления, который уже распределяет сигналы и отправляет их по назначению.
Проверка и замена
Следует отметить, что появление характерных признаков может быть вызвано и другими поломками. Например, сломанный вентилятор охлаждения или отсутствие охлаждающей жидкости. Поэтому необходимо предварительно проверить работоспособность и правильность показаний датчика температуры охлаждающей жидкости.
На практике существует достаточно большое количество методов, некоторые из которых можно реализовать дома. Другие, такие как получение сигналов, будут выполняться только на заправочных станциях. Выполните внешний осмотр датчика охлаждающей жидкости самостоятельно – на нем не должно быть ржавчины, пятен антифриза, трещин и других следов.
Если датчик внешне исправен, проверьте его мультиметром, для этого:
- Отсоедините кабель от разъемов датчика — вы должны получить доступ для проведения измерений.
Рис.четыре. Отсоедините кабель от разъемов датчика
- Измерения первоначально производятся при холодном двигателе внутреннего сгорания. Если это условие не выполняется, отвинтите датчик от посадочного места и погрузите чувствительный элемент в холодную воду.
Рис. 5. Откручиваем датчик от посадочного места
- Подсоедините щупы мультиметра к выводам датчика и измерьте значение омического сопротивления.
Рис. 6. Подсоедините щупы к проводам датчика
- Затем запустите ДВС и подождите, пока включится вентилятор охлаждения, если вы отключили датчик температуры, поместите его в кипящую воду. Снова измерьте значение переходного сопротивления.
Рис. 7. Погрузите датчик в теплую воду и снова измерьте сопротивление
- Сравните полученные данные сопротивления для вашей модели автомобиля. Ниже приведена, например, следующая таблица:
Таблица: зависимость сопротивления и падения напряжения на датчике температуры от степени нагрева
Температура охлаждающей жидкости (°C) | Сопротивление (Ом) | Напряжение (В) |
4800 — 6600 | 4.00 – 4.50 | |
10 | 4000 | 3.75-4.00 |
20 | 2200 — 2800 | 3.00 — 3.50 |
тридцать | 1300 | 3,25 |
40 | 1000-1200 | 2.50 — 3.00 |
50 | 1000 | 2,5 |
60 | 800 | 2.00-2.50 |
80 | 270 — 380 | 1.00-1.30 |
110 | 0,5 | |
обрыв цепи | 5,0±0,1 |
В данном примере в холодном состоянии при +10 ºС сопротивление будет 4000 Ом. После погружения в кипяток исправный датчик будет иметь сопротивление в пределах 200 — 270 Ом. Если показания кардинально отличаются, имеет место поломка датчика, в таком случае его необходимо заменить.
Для замены датчика температуры охлаждающей жидкости слейте антифриз из системы охлаждения. Отключите шнур питания, если вы еще этого не сделали. Затем открутите сам датчик с помощью торцевого ключа или гаечного ключа.
Установите новый датчик охлаждающей жидкости в посадочное место, обязательно надев прокладку. Плотно затяните его гаечным ключом до упора.
Рис. 8. Прикрутите новый датчик
Замена окончена, можно подключать сетевой шнур и доливать охлаждающую жидкость.
Где находится ДТОЖ
В разных марках и моделях автомобилей датчик температуры находится в разных местах. Но обычно он находится в головке блока цилиндров (ГБЦ), недалеко от термостата или непосредственно на нем. Также обязательно расположение датчика близко к выходному патрубку, по которому в радиатор возвращается тосол или антифриз, или вода. Это оптимальное место. Датчик в этом случае передает точную информацию на компьютер.
Виды датчиков
Классификация ДТОЖ по изменению сопротивления:
- Датчик NTC. Принцип работы заключается в том, что внутреннее сопротивление уменьшается при повышении температуры.
- Датчик ПТК. Принцип работы противоположен первому типу датчика, т е внутреннее сопротивление увеличивается с повышением температуры.
Наиболее популярным в автомобилестроении является первый вид ДТОЖ. Бывает, что в машине установлено 2 датчика, основной и дополнительный.
Основной датчик передает информацию на электронный блок управления, а дополнительный включает вентилятор.
Конструкция, принцип работы
Датчик температуры охлаждающей жидкости в сборе
В конструкцию этого датчика входит термистор – резистор, изменяющий сопротивление от температуры окружающей среды. Этот термистор помещен в металлический корпус с резьбой. К этому корпусу прикреплена хвостовая часть из пластика. В этой части находятся разъемы для подключения проводов. Один контакт положительный и идет от электронного устройства, другой отрицательный и соединен с землей.
Для того чтобы терморезистор работал, на него постоянно подается напряжение 5 В. Это напряжение подается на него электронным блоком через резистор постоянного сопротивления. Так как терморезистор ДТОЖ имеет отрицательный температурный коэффициент, то с ростом температуры сопротивление будет уменьшаться, а также будет уменьшаться подаваемое на него напряжение. По падению этого напряжения электронный блок рассчитывает температуру двигателя, а также выводит значение на приборную панель.
Точное место установки этого датчика температуры различается для разных автомобилей, но незначительно. Он может быть установлен в головке блока цилиндров рядом с корпусом термостата, либо на самом корпусе термостата. Он обязательно находится возле выпускного патрубка, по которому жидкость поступает в радиатор. Он расположен рядом с этим соплом для передачи точных данных о температуре.
Основные задачи и функции ДТОЖ
Как правило, датчиков температуры охлаждающей жидкости в системе несколько – от двух до пяти. В стандартной схеме их два, один отвечает за работу вентилятора, а другой передает данные на пульт управления. Дополнительные датчики температуры охлаждающей жидкости используются для других целей.
Вообще говоря, вот основные задачи датчика температуры охлаждающей жидкости:
- Обогащение топлива. Если температура охлаждающей жидкости низкая, датчик посылает об этом сигнал на блок управления. В результате увеличивается впрыск топлива. Это необходимо для стабильной работы двигателя на холостом ходу. И наоборот, при повышении температуры форсунки уменьшают впрыск топлива. Если датчик не подает своевременный сигнал повышенной степени, в результате происходит переобогащение топлива. Это дополнительный расход топлива, затраченное на это усилие, загрязнение выхлопа.
- Увеличение оборотов при запуске. Это необходимо для того, чтобы двигатель не глох при запуске.
- Регулировка клапана рециркуляции отработавших газов. Во время запуска двигателя этот клапан должен быть закрыт до того, как система достигнет нормальной рабочей температуры. В противном случае машина будет работать нестабильно или даже заглохнет.
- Настройка угла зажигания. От правильного или неправильного угла зажигания зависит расход топлива, количество вредных выбросов, параметры силовой установки и т.д.
Кроме того, в той или иной степени показатель температуры охлаждающей жидкости отвечает за состояние фильтра, улавливающего пары топлива, а также предотвращает блокировку муфты гидротрансформатора в коробке передач до полного прогрева двигателя.
И конечно же, одна из самых важных функций – это включение вентилятора для охлаждения антифриза. Часто в современных автомобилях для этой функции используется специальный датчик, который больше ничего не делает. Остальные функции возложены на других.
Виды неисправностей датчика и как их устранить
Благодаря тому, что конструкция датчика проста, он считается надежным. Чем проще конструкция, тем выше надежность. Датчик может иметь проблемы с калибровкой. В этом случае значение сопротивления будет изменяться случайным образом и на компьютер будет передаваться неверная информация.
Основная и основная поломка или неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости заключается в том, что он не включает вентилятор при достижении температуры включения.
Ошибка может быть вызвана окислением штекера проводки или поломкой дополнительного датчика, отвечающего за работу вентилятора.
Неисправности ДТОЖ:
- обороты двигателя падают без причины;
- двигатель долго прогревается;
- двигатель часто перегревается;
- повышенный расход топлива;
- нарушение управления транспортным средством;
- из глушителя идет черный дым;
- отсутствует стабильность в работе ДВС.
В двигателе тоже есть стуки — детонация. На старых автомобилях устанавливался контроллер. Достигнув стрелки контроллера за пределами критической зоны, необходимо немедленно остановить транспорт. Это может быть связано с поломкой ДТОЖ.
А в современных автомобилях бортовой компьютер подскажет, что двигатель перегревается и нужно остановиться. Кстати, если тосол, антифриз или вода закипит, глушить двигатель нельзя. Вы должны остановиться и дать ему поработать. Когда температура немного упадет, выключите двигатель.
Причины возникновения неисправностей
Поломка ДТОЖ редко беспокоит автомобилистов из-за его простой конструкции. Но причин для провала по-прежнему достаточно. Использование некачественного антифриза и моторного масла приводит к разрушению поверхности ДТОЖ. Чувствительный элемент датчика может покрыться осадком в виде кристаллов. Причина может заключаться в производственной ошибке. Не стоит покупать ДТОЖ на барахолках и различных рынках дешевых автозапчастей. Купленные на таком рынке ДТОЖ часто не будут соответствовать заявленным параметрам, а малейшее повреждение приведет к выходу датчика из строя. Утечка антифриза может привести к износу прокладки. Скачок напряжения в электросети на борту и коррозия контактов также могут быть причиной выхода датчика из строя.
Где в автомобиле искать ДТОЖ?
Убедиться в неисправности или исправности датчика можно, проверив его. Но сначала нужно кое-что узнать о расположении ДТОЖ. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в конкретном автомобиле, лучше узнать из инструкции по эксплуатации. Дело в том, что в разных моделях он может иметь разное расположение. Чаще всего ДТОЖ устанавливают на впускной патрубок рубашки охлаждения ГБЦ или на корпус термостата.
Важно не путать датчик температуры охлаждающей жидкости с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости (CUT). Последний также служит для определения температуры охлаждающей жидкости, но данные используются исключительно для информирования водителя.
Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
При длительной эксплуатации автомобиля могут быть явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с датчиком температуры или его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности устройства:
- перестал работать индикатор нагрева двигателя на приборной панели;
- перестал включаться вентилятор охлаждения, хотя водяная рубашка двигателя уже нагрелась до 100°С;
- течь антифриза из нижней части детали;
- вентилятор включается произвольно, даже при холодном двигателе.
Если на вашем автомобиле появились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, смело приступайте к диагностике и устранению неполадок, о которых речь пойдет далее. Косвенные симптомы могут свидетельствовать как о поломке счетчика, так и других элементов системы охлаждения или силового агрегата. Вот наиболее распространенные:
- Затрудненный холодный пуск двигателя. Машина заводится, но тут же останавливается, приходится снова делать несколько попыток. Причиной может быть термопара, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
- Нестабильный холостой ход. Помимо указателя температуры на него влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и многие другие факторы.
- Температурный режим в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает закипать. Если вышел из строя термостат или упал уровень антифриза в рубашке, показания прибора могут отличаться от реального состояния.
Исправность электронного термометра можно проверить дома. Если наблюдаются косвенные признаки неисправности, тест поможет их выявить или исключить из числа деталей, находящихся «под подозрением». Если проблема проверена, поищите в другом месте или обратитесь в ближайший сервисный центр.
Причины появления неполадок
Некачественный антифриз, как и моторное масло, может привести к неисправности датчика. Дело в том, что кончик сенсора очень чувствителен. Если на нем образовался налет в виде жидких кристаллов, датчик работает со спичками. Утечка охлаждающей жидкости вызывает износ прокладок. Причиной поломки также может быть короткое замыкание в цепи, скачок напряжения.
Принцип действия и функции прибора
Конструкция и принцип работы термометра мало изменились с момента его первого применения на автомобиле. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, он уменьшился в размерах, а точность показаний увеличилась. Устройство представляет собой термопеременный резистор, заключенный в металлический корпус с резьбовым наконечником. При нагреве термопара уменьшает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (проще говоря, контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.
От работы датчика температуры зависят следующие функции:
- Традиционно индикатор температуры охлаждающей жидкости работает по сигналам датчика.
- Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного температурного порога (ок. 100°С).
- Обогащение топливовоздушной смеси и увеличение оборотов холостого хода на холодном двигателе.
- Во время движения контроллер собирает показания со всех датчиков и на этой основе формирует соотношение между топливом и воздухом в смеси. Датчик температуры также участвует в этом процессе.
Конструкция современного автомобиля может предусматривать установку нескольких счетчиков тепла, отвечающих за определенные функции. Их расположение различно:
- на верхнем патрубке, идущем от блока цилиндров к радиатору;
- в корпусе термостата;
- в головке блока цилиндров;
- прямо на радиатор.
Отличить термопары от других типов датчиков несложно. Все устройства, встроенные в систему охлаждения двигателя и подключенные проводами к контроллеру, предназначены для измерения температуры. Единственный момент: когда будете искать для проверки месторасположение указателя температуры, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. При наличии на машине нескольких термоэлементов их функции обычно распределяются следующим образом:
- счетчик, встроенный в трубу, участвует в приготовлении топливной смеси для двигателя;
- устройство, стоящее в радиаторе, обеспечивает включение вентилятора охлаждения (или двух);
- датчик в ГБЦ отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.
В большинстве автомобилей низкого и среднего класса используется один датчик температуры, который выполняет все функции одновременно. Обычно он находится на корпусе термостата или на верхнем патрубке радиатора.
Как проверить, рабочий ли датчик температуры
Для разборки, проверки, замены датчика потребуются следующие инструменты:
- Ключ 19 мм.
- Мультиметр.
- Сливной контейнер для охлаждающей жидкости.
- Чайник для нагрева воды.
- Термометр.
- Еще емкость, но для горячей воды, маленькая, типа стакана.
Как проверять
Диагностика делается на специальном оборудовании в автосервисах. Чтобы проверить, правильно ли датчик показывает температуру, необходимо погрузить его в теплую жидкость и измерить омметром или мультиметром в положении определения сопротивления. На разных датчиках, разных марках и моделях значения сопротивления могут отличаться. В интернете есть специальные таблицы с данными сопротивления для каких датчиков той или иной модели.
Если значение сопротивления отличается от указанного в таблице, датчик температуры необходимо заменить. Датчик ремонту не подлежит.
Как проверить датчик температуры жидкости охлаждения?
- Берем датчик и погружаем его в теплую воду.
- Берем термометр и опускаем его в емкость с холодной водой. Для точных показаний лучше использовать электронный термометр.
- Подключаем к датчику мультиметр и опускаем датчик в воду. Смотрим, что показывает измерительный прибор.
- Вода с холодной водой в это время нагревается до 15, 20, 25 градусов. Результаты записываются. При какой температуре какое сопротивление показывает. Если данные не соответствовали таблице, справочнику, датчик подлежит замене.
Есть еще один способ проверить датчик температуры без градусника. Вода обычно кипит при 100 градусах. Измеряем сопротивление при погружении датчика в кипящую воду. Сопротивление в этом случае должно быть примерно 176 Ом. Плюс, минус погрешность, может доходить до 190 Ом. Но без термометра это грубая проверка.
Сейчас приведу таблицу, при какой температуре, в каких пределах должно быть сопротивление.
Температура, С | Сопротивление, Ом |
0 | 5000 — 6500 |
10 | 3350 — 4400 |
20 | 2 250 — 3 000 |
тридцать | 1500–2100 |
40 | 950 — 1400 |
50 | 700 — 950 |
60 | 540 — 675 |
70 | 400 — 500 |
80 | 275 — 375 |
90 | 200 — 290 |
100 | 150 — 225 |