- Зачем нужен фильтр в системе смазки ДВС
- Почему масляный фильтр нуждается в регулярной замене
- Какой срок службы масляного фильтра
- Через сколько менять масляный фильтр?
- Когда нужно менять масляный фильтр?
- Периодичность замены моторного масла, срок службы моторного масла?
- Какие фильтры установлены в автомобиле и как часто их надо менять
- Масляный фильтр
- Воздушный фильтр
- Салонный фильтр
- Топливный фильтр
- Какой фильтр выбрать
- Когда может потребоваться замена масляного фильтра без замены масла?
- Как не ошибиться с выбором
- Неоригинал — потенциальная угроза долговечности двигателя
- Перепускной клапан — защитник от опасного повышения давления масла
- О взаимозаменяемости масляных фильтров для бензиновых двигателей и дизелей
- Надо ли каждый раз менять масляный фильтр при замене масла
- Как снять масляный фильтр
- Как открутить масляный фильтр, если он прикипел
- Устройство
- Принцип действия масляного фильтра
- Принцип работы
- Как часто надо менять
- Как открутить
- Зачем в двигателе масляный фильтр
- Когда менять масляный фильтр в машине желательно, но не обязательно
- Виды масляных фильтров
- Центробежный
- Гравитационный
- Магнитный
- Адсорбционный
- Как провести замену своими руками
- Можно ли сменить масляный фильтрующий элемент без замены моторного масла
- Как часто менять воздушный фильтр?
- Как правильно заменить
Зачем нужен фильтр в системе смазки ДВС
Одной из функций моторного масла является его очищающая способность. При этом посторонние продукты и вещества подразделяются на растворимые базовые масла или присадки и нерастворимые твердые частицы.
Первые с помощью химических свойств продукта долго сохраняются в составе (масло темнеет, что не всегда является плохим признаком), а вторые — в виде суспензии или гелиевой эмульсии, входят в картер, откуда откачиваются насосом и идут в масляный фильтр.
По теме: Почему не горит лампочка давления масла при включении зажигания
На выходе из фильтра образуется относительно чистое масло, способное нормально выполнять все свои функции. Без фильтра в двигателе начнется износ и ускоренный износ поверхностей трения.
Почему масляный фильтр нуждается в регулярной замене
Со временем масляный фильтр постепенно засоряется все больше и больше, задерживая миллиарды загрязняющих веществ и угольной пыли. Забитый фильтр снижает количество проходящего через него чистого масла и поэтому требует регулярной замены.
Масляный фильтр представляет собой герметичный металлический блок, поэтому вы не можете провести визуальный осмотр, чтобы определить, когда его необходимо заменить. Нет датчиков, датчиков или сигнальных ламп, чтобы напомнить вам, когда пришло время заменить фильтр. Вы даже не заметите, как забитый или грязный масляный фильтр влияет на работу вашего двигателя. Последствия забитого или грязного фильтра могут включать любое или все из следующего:
- Отсутствие смазки двигателя.
- Преждевременный износ двигателя.
- Внутреннее повреждение двигателя.
- Пониженное давление масла.
Хотя ваш двигатель может испытывать эти внутренние проблемы, вы не поймете этого, пока не станет слишком поздно, и ваш двигатель не будет поврежден. Для нормальной работы двигателю требуется огромное количество чистого масла.
В качестве защиты от засорения масляные фильтры премиум-класса содержат перепускной клапан, который регулирует давление непосредственно внутри них. Если фильтр полностью засорится, этот перепускной клапан откроется, и масло продолжит циркулировать в вашем двигателе. Однако масло будет грязным и «нефильтрованным».
Какой срок службы масляного фильтра
Срок службы очистительного узла сугубо индивидуален для каждого автомобиля и модели самого узла. Как правило, срок службы детали соответствует стандартному интервалу обслуживания двигателя. Поэтому фильтры необходимо менять вместе с маслом. Обычно это от 7 000 до 15 000 километров в зависимости от типа потребляемого топлива и режима движения.
В некоторых случаях сроки могут быть больше – это указано в паспорте автомобиля.
Через сколько менять масляный фильтр?
Друзья, особенно начинающие водители, запомните одно простое правило:
Фильтр меняется вместе с моторным маслом! Делается это в обязательном порядке и, как говорится, «не обсуждается»
Почему именно? Все просто, если поковыряться в дизайне, у меня уже есть статья об этом. Итак, в масляном фильтре важнейшей рабочей частью является фильтровальная бумага. Именно она пропускает через себя масло, а на поверхности оседают грязь, элементы износа (например, металлическая пыль), а также различного рода шлаки и так далее. Вообще говоря, все, что есть в масле — и быть там не должно, — оседает на стенках фильтра.
Читайте также: Центр управления парковками Санкт-Петербурга: официальный сайт
Эта бумага не может работать бесконечно, она просто зарастает грязью и снижается пропускная способность. Только после пробега 10 — 15 000 км эта фильтрующая способность снижается до минимума. И давление масла остается прежним!
Если не менять фильтрующий элемент, стенки из бумаги могут просто порваться. И вся грязь и износ не останутся на месте! И залить в двигатель.
Это очень плохо, потому что ресурс уменьшится. Так что на фильтре экономить не стоит, а менять его на другое свежее масло обязательно нужно.
Есть еще пара причин, это противодренажный клапан и длина фильтровальной бумаги, но об этом ниже.
Когда нужно менять масляный фильтр?
Масляный фильтр меняется при каждой замене моторного масла. Масляный фильтр предназначен для очистки моторного масла, он представляет собой «сеточку», отфильтровывающую и собирающую твердые частицы грязи и металла. При засорении фильтра срабатывает перепускной клапан — фильтр не выполняет своих функций и «грязь» циркулирует в масле по двигателю и вредит двигателю!
Меняйте масляный фильтр при каждой замене масла. |
Периодичность замены моторного масла, срок службы моторного масла?
Интервал замены моторного масла зависит от многих факторов: марки, модели автомобиля; отработанное моторное масло; состояние двигателя (износ), режимы работы, эксплуатация (нагрузка на двигатель) и т д. Чем больше степень износа двигателя и сильнее нагрузки на него (спецавтомобили, такси и т д.), тем меньше такой пробег должен быть. В легковых автомобилях периодичность замены моторного масла зависит от года выпуска и типа используемого масла и может варьироваться от 5 000 до 50 000 км пробега. Для грузовиков от 10 000 до 120 000 км. Где искать? Откройте руководство по эксплуатации автомобиля, в нем указана соответствующая вашему автомобилю марка и класс качества масла.
Периодичность замены, интервал замены моторного масла зависит от многих факторов: сезона, режима эксплуатации автомобиля, качества горюче-смазочных материалов, используемых для обслуживания расходных материалов. Большинство производителей автомобилей и моторных масел дают большое количество рекомендаций по выбору, применению, замене, но основой, отправной точкой, если можно так сказать, при определении периодичности замены моторного масла являются условия эксплуатации. При сокращении рекомендованного производителем интервала упор делается на условия эксплуатации автомобиля — «тяжелые условия» — к ним в основном относится период замены.
Какие фильтры установлены в автомобиле и как часто их надо менять
В современном автомобиле есть 4 основных фильтра, которые нуждаются в регулярной замене: 1. Масляный фильтр; 2. Воздушный фильтр двигателя; 3. Салонный фильтр; 4. Топливный фильтр.
Отсутствие своевременной замены фильтров может привести к серьезным последствиям для всего автомобиля. Фото: dsn-auto.ru
Масляный фильтр
Основной функцией масляного фильтра является удаление из моторного масла примесей, появляющихся при работе движущихся механизмов, и подогрев самой смазки (стружка, нагар, грязь).
Масляный фильтр представляет собой цилиндр, в котором размещен фильтрующий материал. В большинстве фильтров установлен аварийный клапан, который начинает пропускать масло за пределы фильтра при его загрязнении и снижении способности пропускать масло, что приводит к повышенному износу, но исключает масляное голодание двигателя.
При работе двигателя температура циркулирующего масла при прохождении цилиндропоршневой группы может достигать 180 градусов Цельсия. В этом режиме фильтрующая способность теряется через 10 000–15 000 км, а при тяжелых условиях эксплуатации – через 6 000–8 000 км.
Признаком вышедшего из строя масляного фильтра является увеличение времени горения индикатора, отвечающего за давление масла в системе на панели приборов во время автоматической проверки при запуске автомобиля. Фото: avto-kul.ru
Еще одна причина замены фильтра – необходимость смены масла, что можно определить визуально, изучив цвет. Моторное масло, которое необходимо заменить, быстро чернеет. Если цвет желто-коричневый, без примесей и включений, масло нормальное. Настоятельно не рекомендуется менять моторное масло без замены масляного фильтра
Использование некачественного фильтра может привести к разрушению фильтрующего элемента и закупорке масляных каналов в двигателе деталями.
Для продления срока службы двигателя рекомендуется использовать оригинальный масляный фильтр или аналогичный лицензированный.
Воздушный фильтр
Воздушный фильтр представляет собой каркас из фильтрующего материала, плотно прикрепленный к пластиковому или металлическому ящику, который складывается гармошкой для увеличения площади улавливающей поверхности. Фото: /vazgarage.ru
Для формирования качественной топливовоздушной смеси и обеспечения стабильной работы двигателя необходима подача чистого атмосферного воздуха. Для решения этой проблемы используется воздушный фильтр, улавливающий посторонние примеси.
При выходе из строя воздушного фильтра частицы пыли, песка, грязи попадают в цилиндры двигателя и начинают действовать как абразив, что приводит к скорому выходу двигателя из строя.
При установке убедитесь, что он герметичен и не допускает попадания воздуха в двигатель и прохождения фильтра.
Признаки, указывающие на необходимость замены воздушного фильтра 1. Повышенный расход топлива; 2. Снижена мощность двигателя; 3. Уменьшить динамику автомобиля при нажатии на педаль газа; 4. Нестабильность оборотов двигателя на холостом ходу при исправной топливной системе.
Время замены воздушного фильтра обычно совпадает с заменой масла и масляного фильтра, несмотря на то, что производители рекомендуют менять через 15 000-30 000 км. У дизельных двигателей с турбонаддувом воздушный фильтр необходимо менять чаще из-за условий эксплуатации.
Что касается масла, нежелательно использовать неоригинальный фильтр.
Салонный фильтр
Салонный фильтр используется для обеспечения чистого и свежего воздуха в салоне автомобиля. Препятствует проникновению в атмосферный воздух примесей и микрочастиц, а также способен уменьшить проникновение многих неприятных и вредных запахов, таких как выхлопные газы или запах омывающей жидкости.
Большой популярностью пользуются салонные фильтры с активированным углем. Отличие заключается только в улучшенной способности удерживать запахи, но адсорбционный ресурс активированного угля ограничен, после чего фильтр работает в обычном режиме. Еще одной особенностью таких фильтров является набухание в сырую погоду и изменение качества фильтрации.
Еще одной функцией салонного фильтра является защита радиатора и кондиционера от различного мусора. Фото: www.comliner.com
Признаки необходимости замены салонного фильтра: • появление неприятного запаха в салоне автомобиля; • недостаточная мощность при работе кондиционера или печки в зависимости от сезона; • повышенная влажность в салоне, частое запотевание стекол; • появление чувства нехватки свежего воздуха.
Несвоевременная замена салонного фильтра может привести к размножению микробов, попадание которых в дыхательные пути может спровоцировать заболевания легочной системы.
В среднем необходимость замены салонного фильтра возникает раз в год. При эксплуатации в запыленных условиях и на автомобилях с климат-контролем замену следует проводить чаще.
Топливный фильтр
У разных производителей срок службы топливного фильтра разный и варьируется от 30 000 до 120 000 км., некоторые гарантируют ресурс на весь период эксплуатации автомобиля. Фото: 365cars.ru
Учитывая качество бензина и дизельного топлива, продаваемых на наших СТО, последним и самым важным барьером является топливный фильтр, обеспечивающий подачу через топливную систему в двигатель топлива без микрочастиц и примесей.
Забитый топливный фильтр перестает выполнять свои функции, вплоть до невозможности запуска двигателя. Грязная форсунка приводит к нестабильной работе двигателя. Определить засорение топливного фильтра можно по следующим признакам: 1. Повышенный расход топлива 2. Неравномерная работа двигателя (троит) 3. Снижение динамики автомобиля, в том числе снижение скорости разгона. 4. Недостаточное переключение передач на автомобиле с АКПП.
В остальных случаях периодичность замены фильтра тонкой очистки можно узнать в руководстве по эксплуатации автомобиля или у официального дилера.
Установка некачественного фильтра приведет к длительному поиску неисправности, замене деталей и узлов, даже если причиной будет топливный фильтр.
Какой фильтр выбрать
Выбирая ставку, вы должны знать о таких факторах.
- Прочный металлический корпус не прогибается под давлением.
- Одобрение производителя соответствует маркировке на коробке.
- Фильтрующий элемент изготовлен из синтетического материала — натурального войлока, имеет минимальную текучесть.
- Известный продюсер не станет рисковать своей репутацией ради сиюминутной выгоды.
Когда может потребоваться замена масляного фильтра без замены масла?
Есть несколько основных ситуаций, когда у водителя возникает вопрос – можно ли заменить фильтр, но оставить залитое масло:
Также читайте:
- Забыл поменять фильтр при замене масла. Если водитель не особо опытный, возможно, он слышал, что масло нужно менять регулярно. Но при этом он не знает, что эта процедура предполагает и смену фильтра. Если в двигатель уже залито новое масло, а фильтр не менялся, такая необходимость может возникнуть;
- Нет фильтра при замене масла. Современные автомобили оснащены системами, указывающими, когда необходимо заменить масло. Специалисты рекомендуют проводить такие работы чаще, чем рекомендует сам автомобиль, и такие системы часто срабатывают в ситуациях, которые можно считать критическими – когда масло полностью загрязнилось и повреждает узлы двигателя. Если машине требуется замена масла, это следует сделать как можно скорее. Но не всегда при замене оказывается нужный масляный фильтр, особенно если модель автомобиля не самая распространенная. Многие водители решают заменить масло при заказе фильтра и планируют заменить его, когда он приедет;
- Брак фильтра или плохое качество. На данный момент в продаже можно найти не только оригинальные комплектующие для автомобиля от производителя, но и различные аналоги, в том числе и не самого лучшего качества. Такие фильтры часто имеют проблемы с уплотнениями, из-за чего во время работы масло вытекает.
Как не ошибиться с выбором
Сегодня, чтобы не ошибиться в выборе масляного фильтра, нужно покупать оригинальную марку, которая ставится на конвейер производителя. А если другой бренд, то только по рекомендации официальных дилеров. Это надежно, безопасно, правильно. Это связано с большим количеством различных модификаций дешевых фильтров от непонятных производителей, которые отличаются не только ценой, но и размерами, настройками регулировки клапанов, качеством бумаги фильтроэлемента и качеством изготовления отдельных элементов конструкции.
Неоригинал — потенциальная угроза долговечности двигателя
И хотя многие производители недорогих фильтров пытаются копировать технологию производства оригинальных очистных агрегатов, зачастую у них это плохо получается. Неправильный клей; не та бумага или не так сложена гармошкой; некачественная резина в обратном клапане; негерметичный перепускной клапан, или наоборот, который срабатывает только при превышении критического давления. Такие фильтры плохо справляются со своей задачей, не заботятся о необходимом ресурсе и могут нанести большой вред дорогому силовому агрегату.
Основное отличие оригинальных масляных фильтров от неоригинальных аналогов заключается в том, что при проектировании оригинального фильтра основное внимание уделяется правильному функционированию этого важного устройства и его длительной эксплуатации. Производители неоригинальных фильтров для системы смазки двигателя в первую очередь думают о том, как удешевить производство своей продукции.
Перепускной клапан — защитник от опасного повышения давления масла
Особо хотелось бы сказать о роли перепускного клапана. Основная задача – направить поток масла мимо фильтра, тем самым не допустить критического повышения давления масла в системе смазки двигателя. В результате сальники, прокладки и уплотнители защищены от повреждений. Повышенная опасность исходит от холодного масла — оно имеет очень низкую вязкость — и от очень грязной складочки фильтра, препятствующей свободному прохождению масла через забитую бумагу. Однако перепускной клапан, встроенный в масляный насос, также помогает решить проблему холодного пуска двигателя.
Расположение перепускного клапана
Многие масляные фильтры имеют перепускной клапан на верхней стороне (напротив резьбового конца). Практика показала, что это не самое лучшее расположение. При запуске силового агрегата густое масло попадает в маслосистему и минует масляный фильтр. Для этого клапан пропускает смазку непосредственно в центральный канал, проходящий внутри стальной трубы с отверстиями, и одновременно промывает загрязненный конец фильтрующего элемента. Производители масляных фильтров исправили этот недостаток и стали размещать перепускной клапан внутри канала внизу (возле резьбового конца фильтра, вкручиваемого в блок цилиндров).
Расположение регулятора можно увидеть, заглянув внутрь резьбового отверстия. Если клапан хорошо виден, значит, он расположен внутри фильтра над концом фильтрующего элемента. Если видна только пружина, то она находится внутри фильтрующего элемента. В оригинальных масляных фильтрах особое внимание уделено настройке работы перепускного клапана, благодаря чему обеспечивается надежная гарантия защиты двигателя от неожиданного повышения давления.
Дорогие модели автомобилей не имеют ни обратного клапана, ни перепускного клапана в масляном фильтре. Защита от избыточного давления и утечки масла встроена непосредственно в масляную систему двигателя. Поэтому недопустимо, дорого и очень рискованно покупать продукцию у непроверенных практиков для таких престижных автомобилей.
О взаимозаменяемости масляных фильтров для бензиновых двигателей и дизелей
Марка масла, смазывающие свойства и кинематические свойства карбюраторных двигателей и дизелей сильно отличаются друг от друга. Поэтому регулировка перепускных клапанов, а также характеристики резины дренажных клапанов разные. Хотя резьба крепления у большинства фильтров одинаковая — недопустимо устанавливать масляный фильтр с бензинового двигателя на дизельный (и наоборот.
Размеры масляных фильтров для бензиновых и дизельных двигателей
Если универсальное масло используется для обоих типов двигателей, разница между фильтрами только в размере. Для бензинового двигателя используется фильтр меньшего размера, а для дизельного двигателя – больший. Это связано с тем, что при сжигании дизельного топлива образуется много сажи. При этом установка с дизеля на бензиновый двигатель возможна, с карбюраторного на дизель — нет.
Надо ли каждый раз менять масляный фильтр при замене масла
Масляный фильтр необходимо менять при каждой замене масла. Если менять фильтр через раз, последствия будут крайне печальными. Картридж фильтрующего элемента, расположенный внутри фильтра, рассчитан на определенное количество загрязнений. А при его наполнении масло выходит за пределы кассеты через перепускной клапан, без очистки. В результате это приводит к отказу двигателя.
В 80-х автомобилисты часто промывали забитые фильтры керосином или бензином. Но в то время фильтры были большими и разборными. Современные расходники имеют другую конструкцию и их нельзя мыть. Да и стоимость масляного фильтра невысокая (от 100 рублей), поэтому проще купить новый, чем мыть старый.
В случае поломки двигателя вам придется заплатить гораздо больше, чем стоит новый масляный фильтр. Поэтому рекомендуется своевременно заменять расходные материалы.
Как снять масляный фильтр
При замене масла в автомобиле необходимо также заменить масляный фильтр. Это простая работа, но вы должны следовать некоторым простым правилам. Расположение масляного фильтра зависит от автомобиля. Часто он доступен только снизу и может быть защищен поддоном для сбора капель, который необходимо сначала снять. На некоторых автомобилях фильтр доступен сверху. Если вы не уверены в точном местоположении, обратитесь к руководству пользователя.
Масляные фильтры обычно бывают двух типов:
- сменные неразборные;
- складной со сменным фильтрующим элементом.
Оба выполняют одну и ту же функцию и работают одинаково. Сменные масляные фильтры следует устанавливать только вручную, но не все следуют этому совету. В большинстве случаев его следует выключать вручную. Корпус разборных фильтроэлементов имеет завинчивающуюся крышку. После снятия бумажного футляра просто поднимите его. Обратите внимание, что если используются оба фильтра, при их снятии может пролиться большое количество масла.
Читайте также: Скрип в коробке передач — причины и способы устранения
Корпуса масляных фильтров почти всегда имеют завинчивающиеся крышки и снимаются большим ключом (иногда до 36 мм.). Купить такое средство можно для конкретной модели автомобиля. Но прежде чем приступить к сливу масла, убедитесь, что у вас есть правильный ключ! В худшем случае корпус может треснуть из-за слишком сильного давления на крышку или хрупкости из-за возраста компонентов. К счастью, на рынке есть сменные корпуса, которые не так уж сложно установить. Убедитесь, что вы выключили его в правильном направлении — против часовой стрелки — и сделайте глубокий вдох.
Как открутить масляный фильтр, если он прикипел
Лучшего сцепления с масляными фильтрами, которые не отрываются, можно добиться с помощью полоски грубой наждачной бумаги и гаечного ключа. Или просто купите специальный ключ с широкой рукояткой. Можно найти специальный ключ, предназначенный для откручивания масляных фильтров.
Вот основные виды таких специнструментов:
- Плоскогубцы (специальный съемник, работает как плоскогубцы).
- Гаечный ключ (не забудьте указать размер фильтра перед покупкой).
- 3-контактный переходник под ключ или краб (можно настроить под фильтр любого размера).
- Разводной ключ с цепочкой (дополнительные ключи не нужны, регулируется для всех размеров).
- Ключ с поворотной ручкой (работает почти как ключ с цепочкой).
Если вы не хотите тратить лишние деньги, вот что вы можете сделать. Попробуйте народные способы удаления фильтра самостоятельно в домашних условиях с помощью подручных средств:
- Возьмите грубую наждачную бумагу, оберните ею масляный фильтр и попробуйте снова открутить его (это может помочь получить дополнительное сцепление).
- Сделайте дополнительный рычаг из старого ремня ГРМ, веревки, отвертки и гаечного ключа.
- с помощью длинной отвертки и молотка проще всего снять масляный фильтр с двигателя, если вы не боитесь испачкаться маслом. Подденьте корпус фильтра отверткой и поверните его рукой против часовой стрелки. Здесь также подойдут молоток и зубило.
Если у вас есть запасной фильтр, и он не двигается, у вас есть несколько вариантов. Прежде чем приступать к каким-либо радикальным действиям, очистите фильтр от масла или грязи и наденьте латексные или резиновые перчатки. Выберите наилучшее положение для приложения силы к фильтру. Многие фильтры имеют металлические или резиновые ремешки, обеспечивающие дополнительное усилие.
Наконец, если ваши попытки не увенчались успехом, вы можете вбить большую отвертку в боковую часть фильтра и использовать дополнительные рычаги (например, газовый ключ), чтобы снять его. Но будьте осторожны – если и самодельный инструмент не сработает, можно разорвать корпус фильтра.
Устройство
В настоящее время в большинстве автомобилей используются полнопоточные фильтры, а это значит, что нет разделения труда между грубой и тонкой очисткой.
Сетку грубой очистки на входе маслоприемника можно считать фильтром грубой очистки лишь очень условно, она может содержать лишь крупные осколки или куски смолистых отложений. Вся остальная грязь скапливается в одном фильтрующем элементе.
Типовой фильтр включает в себя несколько функциональных частей и узлов.
- Прямой фильтрующий элемент, сложенный в виде гофрированного полотна для максимальной площади поверхности. Здесь хранится весь мусор. Поэтому штора изготавливается из специального нетканого материала с определенной пористостью и плотностью.
- Байпасный клапан, который открывается, когда фильтрующий элемент сильно забит грязью, чтобы предотвратить его повреждение. Также может сработать из-за слишком густого масла, которое невозможно отфильтровать. Это аварийный и крайне нежелательный режим, мало того, что масло попадет в магистраль без фильтрации, так еще и может смыться, унеся с собой уже отфильтрованный мусор.
- Противодренажный клапан. При определенной пространственной ориентации фильтра масло будет вытекать из него после остановки насоса. Чтобы этого не произошло, и двигатель первое время не работал без давления в системе смазки, клапан перекрывает обратку из корпуса.
- Корпус фильтра с уплотнителями. Он может быть сменным или стационарным, поэтому для замены картриджа крышка откручивается.
Сменным элементом может быть либо весь фильтр в корпусе, либо только картридж фильтра и прокладки. Обе конструкции используются на разных транспортных средствах.
Принцип действия масляного фильтра
По сути, масляный фильтр ничем не отличается от стандартного бытового водоочистителя. Отличие заключается в обслуживаемой жидкости.
- Грязное масло подается на фильтрующий элемент.
- Крупные включения сохраняются в первой части структуры.
- Затем жидкость подается на мелкоячеистые сетки, где оседает мелкодисперсная взвесь.
- Чистая смазка возвращается в систему.
Аналогичный принцип действия актуален и для механических фильтров (самых распространенных). Существуют также центробежные, магнитные и гравитационные.
Принцип работы
Масло забирается насосом из картера двигателя и направляется в фильтр. Там он проходит через сменный элемент и очищается. В штатном режиме сразу за фильтром по ходу масла проходит магистраль, из которой подается давление на все смазываемые узлы.
В случае отклонений в работе или избыточного давления и низкого расхода можно сбросить расход через регулирующий клапан, настроенный на максимально допустимый уровень давления.
Как часто надо менять
Периодичность замены фильтра определяется при испытаниях автомобиля и указывается в руководстве по эксплуатации. Обычно это 10-15 тысяч километров, одновременно с заменой масла. Но опыт показывает, что в этот момент даже самые лучшие фильтры засоряются и плохо работают.
Стоит уменьшить частоту замены масла и фильтра примерно вдвое, чтобы надежность и безопасность двигателя были гарантированы.
Как открутить
При смене фильтра возможны два случая — когда меняется весь фильтр или только его вставной патрон. Во втором случае нужно открутить крышку корпуса, обычно она очень туго затянута, поэтому без специального ключа ее не сдвинуть со своего места.
Это интересно: Что делать, если загорается лампочка давления масла на холостых
Зачастую он сделан из пластика, поэтому народные методы приведут только к поломке. Специальный ключ приобретается отдельно или входит в состав универсального набора для разных автомобилей. Отвинчивание производится стандартной ручкой и не представляет никаких проблем.
Фильтр, заменяемый вместе с корпусом, затягивается вручную со смазкой прокладки, т.е с очень скромным усилием. Но по истечении срока службы его будет гораздо сложнее отключить.
Скорее всего, вам нужно будет использовать:
- универсальный съемник для масляных фильтров скользящего типа, надевается на корпус и откручивается удлинителем из набора инструментов, зажимы на корпусе тем сильнее, чем больше приложенное усилие;
- при отсутствии спускового крючка его можно открутить монтажным лезвием, продетым в петлю текстильной петли, обернутой вокруг корпуса;
- самый «грязный» способ – тонкостенный корпус фильтра протыкается толстым шилом или отверткой, после чего можно использовать рычаг.
Вы можете сдвинуть фильтр с места, ударив молотком по долоту в направлении, касательном к фланцу. Но обычно это затруднено из-за плохого доступа.
Зачем в двигателе масляный фильтр
Учитывая конструктивные и эксплуатационные особенности электростанций, наличие в их конструкции фильтрующих элементов обязательно. При сгорании топлива образуется большое количество сажи. Его попадание в картерное отделение неизбежно из-за конструктивных особенностей двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, при работе двигателя трущиеся пары могут выбрасывать продукты износа, металлическую стружку и пыль.
Если в жидкости есть посторонние включения, она начинает работать по принципу абразивной пасты и быстро изнашивает поверхности. Масляный фильтр предназначен для того, чтобы задерживать такие «излишки» и очищать смазку.
Когда менять масляный фильтр в машине желательно, но не обязательно
Устанавливать новый фильтр на автомобиль рекомендуется в следующих случаях:
- После использования ополаскивающих масел. Опытные автолюбители при промывке двигателя промывочным маслом специально покупают два фильтра: обычный (который ставят регулярно) и самый дешевый. На смыв ставится простой дешевый фильтр. После слива промывочного масла и перед заливкой штатной смазки устанавливается штатный фильтр.
- Если есть подозрение на засорение фильтрующего элемента. Это может проявляться в длительном горении лампы давления после запуска двигателя или мигании на холостом ходу. Первым делом в этом случае нужно не искать проблему в насосе или других частях маслопровода, а менять фильтр.
- При использовании недорогих фильтров/масел, при агрессивном стиле вождения или в тяжелых условиях вождения. В таких случаях желательно сократить интервалы замены фильтра и масла.
Некоторые автомобилисты, особенно владельцы дорогих автомобилей с высокотехнологичными двигателями, меняют масляный фильтр каждые 5-7 тысяч километров. То есть два раза в промежутке между обычным обслуживанием. Такая перестраховка не кажется сомнительной, учитывая, что стоимость нового двигателя может превышать цену фильтра в несколько тысяч раз.
Виды масляных фильтров
Существует несколько способов очистки масла, для рядового автолюбителя сейчас они представляют лишь теоретический интерес. Производители давно перестали удивлять разнообразием технических решений. А вот у старых машин и спецтехники есть все.
Центробежный
Жидкости можно очищать, вращая их в центрифуге. Твердые и тяжелые частицы собираются на его внешней поверхности, не попадая туда, куда не следует. Грубая очистка очень загрязненного продукта вполне допустима, например, устройство использовалось в старых советских «Запорожцах» в качестве первой ступени фильтрации.
Гравитационный
Под научным названием простое болото. Принцип тот же, что и в центрифуге, только вместо центробежного используется гравитационный. На дне, что немаловажно, собирается не только грязь, но и вода. Остается только снять его, когда стакан фильтрующего колодца заполнится.
Магнитный
Самый простой способ работает только с ферромагнитными продуктами износа. Но в то же время облегчает жизнь основному фильтру. Обычно в крышке или в специальном зажиме на дне картера установлен мощный постоянный магнит, который притягивает к себе опилки и стружку. Очищать при замене масла.
Адсорбционный
Его также называют механическим, хотя ни одно из названий не совсем правильно. Адсорбция — это другое. Но суть дела от этого не меняется, интуитивно понятно, как это происходит, этот способ очистки является наиболее важным для массовых полнопоточных фильтров и уже подробно описан выше.
Как провести замену своими руками
В подавляющем большинстве случаев масляный фильтр меняют вместе с моторным маслом. Алгоритм действий следующий:
- поставить автомобиль на смотровую яму или поднять на подъемнике;
- отвернуть сливную пробку в картере двигателя и слить отработанное масло в емкость с широким горлышком;
- откручиваем масляный фильтр против часовой стрелки (руками, специальным ключом или подручным инструментом). Так как старый фильтр уже не нужен, его можно раздавить, продырявить, выкрутить зубилом или отверткой;
- оберните новый масляный фильтр после заливки свежего масла. Затяните с большим усилием рукой, пока он не встанет на место;
- завернуть сливную пробку и залить новое масло в картер по нижней метке на щупе для проверки уровня;
- запустите двигатель, следите за лампочкой индикатора давления масла (она должна погаснуть через несколько секунд после запуска);
- дайте двигателю поработать несколько минут;
- заглушить двигатель и внимательно осмотреть его со всех сторон на наличие течи масла;
- долейте масло до нужного уровня.
Инструмент для масляного фильтра
Можно ли сменить масляный фильтрующий элемент без замены моторного масла
Конструкция двигателей такова, что для замены масляного фильтра не требуется сливать масло из картера. Достаточно заглушить двигатель и дождаться, пока остатки масла с верха двигателя стекут в картер. Уровень масляного фильтра значительно выше картера, поэтому потери масла при разборке фильтрующего элемента теоретически равны нулю.
На практике вы потеряете 200-250 мл масла. Это связано с тем, что этот объем после окончания работы двигателя сохраняется в фильтре. Чтобы не пролить эти граммы на кожух или блок цилиндров, фильтрующий элемент следует аккуратно вынуть из моторного отсека, чтобы остаток остался внутри масляного фильтра.
Как часто менять воздушный фильтр?
Следующий объект также имеет непосредственное отношение к воздуху, и его обязанности аналогичны салонному фильтру, только он выполняет свои функции для двигателя. Так как запахи в данном случае роли не играют, он только изготавливается из бумаги необходимой плотности и качества. Так вот — воздушный фильтр двигателя, расположенный в подкапотном пространстве автомобиля в специальном корпусе, обычно на защелках, осязаем и легко доступен. Состояние воздушного фильтра чрезвычайно важно для правильной и безопасной работы двигателя.
Забился фильтр — имеем плохой набор оборотов, перерасход топлива, а попадание частиц из запыленной атмосферы прямо в двигатель обычно ничего кроме дорогостоящего ремонта не приносит. Проехав несколько тысяч километров, можно поднять капот и действительно убедиться, что мы не одни на этой планете. Как только вы его получите, вы можете его пропылесосить — это не повредит, но интервал замены не увеличится. Некоторые даже удаляют, но это уже прямое повреждение компонентов фильтра, полностью теряющих нужные свойства.
Понять когда менять воздушный фильтр не сложно, ориентируйтесь по замене масла, меняйте одновременно, но летом из-за пыли нужно менять периодичность от 10000 до 8000. Тоже стоит сокращение интервала замены, если автомобиль часто эксплуатируется в пыльных условиях или часто покидает асфальт, фильтр забивается быстрее.
Как правильно заменить
Перед заменой масляного фильтра необходимо купить качественный расходный материал. Важно не наткнуться на подделку. Внешне он практически ничем не отличается от оригинала, но в процессе эксплуатации могут возникнуть серьезные проблемы с двигателем.
Масляные фильтры низкого качества часто используют перепускной клапан, который пропускает масло без очистки. Это приводит к тому, что на поверхности деталей ДВС оседает копоть и металлическая стружка, что затрудняет работу. Кроме того, поддельные фильтры не выдерживают низких температур, на корпусе образуются трещины, через которые просачивается масло.
И если эту проблему вовремя не обнаружить и не устранить, это приведет к выходу двигателя из строя.