- Новые нормы работы водителей
- Рабочее время водителей
- Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей
- Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года
- Учет рабочего времени водителя
- Ответственность для нарушителей режима
- Сводная таблица требований к режимам труда и отдыха водителей
- Презентация с детальным разбором режимов труда и отдыха
- Из чего состоит и как рассчитывается время работы и отдыха
- Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года
- Перерыв для отдыха и питания
- Еженедельный непрерывный отдых
- Пример расчета рабочего времени водителя
- Дробить нельзя структурировать. Семь смертных грехов бухгалтера и директора в дроблении бизнеса
- Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2022
- Особенности составления графика работы водителя автобуса
- Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года
- Отдых водителя
- Принципы составления рабочего графика
- Ежедневный учет
- Суммированный учет
- Рабочее время водителя и время управления авто
- Ненормированный рабочий день
- Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы
- Нормы труда в зависимости от типа работы водителей
- Применение тахографов
- Проверить трудовой договор можно с помощью бесплатного сервиса
- Специальные перерывы, включающиеся во время работы
- Детям, достигшим 14 лет, станет проще заключать трудовой договор
- Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
Новые нормы работы водителей
Согласно Постановлению № 424, нормы труда и отдыха (график работы) для водителей теперь выглядят так:
- максимальная продолжительность поездки 4,5 часа (допускается превышение 1 часа);
- максимальное время вождения в сутки – 9 часов (дважды в неделю разрешено 10 часов) или 11 часов, если нужно добраться до парковки;
- максимальное время вождения в неделю – 56 часов (две недели – 90 часов);
- перерыв между периодами непрерывной езды — 45 минут (или двукратно — 30 и 15 минут);
- минимальное время отдыха в сутки – 11 часов (допускается 9 часов три раза в неделю);
- минимальное время отдыха в неделю – 45 часов.
Способ работы может быть нормированным (работа посменно, четко определенная во времени), прерывистым (периоды перерыва при неравномерной транспортировке) или ненормированным (в случае производственной необходимости). Следует понимать, что ненормированный график допускается только с согласия профсоюза, а рабочее время не должно превышать 9 часов в день, 56 часов в неделю или 90 часов в течение двух недель.
Согласно Федеральному закону №196, за соблюдением этих норм должен следить работодатель или владелец бизнеса, для чего утверждены правила внутреннего трудового распорядка и график работы водителей. Затем установленные правила отражаются в трудовом договоре, в котором четко прописаны форма работы, график работы и условия оплаты по каждому графику работы.
Соблюдение установленных норм труда и отдыха водителей проверяет ГИБДД и транспортная инспекция (проверяет показания тахографа). Несоблюдение норм труда и отдыха, а также отсутствие тахографа на автомобиле является административным правонарушением (11.23 КоАП РФ).
Важно! За нарушение режима работы водителя (превышение непрерывного времени вождения, суммарного рабочего времени, отсутствие ночных смен, отсутствие графика работы) назначаются штрафы — 1500-2000 рублей (водитель), 7000-10000 рублей (должностное лицо), 15000-25 000 рублей (ИП) или 20 000-50 000 рублей (юрлицо).
Рабочее время водителей
Водитель не может постоянно находиться за рулем, и в его рабочее время входит не только управление автомобилем. Обычно меняется:
- время за рулем;
- обязательные специальные перерывы между периодами вождения;
- время, не связанное с вождением.
В периоды, когда водитель не находится за рулем и не отдыхает, он затрачивает время на предрейсовый осмотр транспортного средства и личный медицинский осмотр до и после поездки, заправку автомобиля, стоянку под погрузкой, устранение неисправностей, простоев по вине работодатель.
Важно! Если наемный водитель работает 8 часов в смену, время вождения (не более 4:30 часов подряд), специальные перерывы (45 минут или 30 и 15 минут) и время без вождения должны укладываться в эту восьмичасовую рабочую смену. Время простоя по вине водителя не считается специальным перерывом.
Кроме того, по новым правилам труда и отдыха время управления автомобилем вахтой водителя и время крепления груза не засчитывается в рабочее время.
Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей
Контроль за способом работы и отдыхом водителей осуществляют сотрудники ГИБДД, а также представители Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах. Для того чтобы контроль режима труда и отдыха водителей осуществлялся в соответствии с установленными законодательством нормами, проверяющие органы должны быть оснащены системами учета и контроля, автоматически анализирующими данные с тахографов.
Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года
По-прежнему существует ограничение, позволяющее использовать только ненормированный рабочий день:
- водителям легковых автомобилей (кроме такси);
- водители, участвующие в геологоразведочных и топографо-изыскательских работах.
Для водителей других транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности вождения дополнен с 2021 года. Вот сравнение:
ПРИКАЗ ОТДЕЛА ТРАНСПОРТА ОТ 20.08.2004 № 15 | НОВЫЙ ПРИКАЗ ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ С 2021 ГОДА |
Не более 9 часов в смену, а при движении в горной местности, перевозке крупногабаритных и длинномерных грузов — не более 8 часов.
Увеличение времени контроля до 10 часов возможно только при суммарном учете рабочего времени. |
Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения до не более 10 часов, но не более 2-х раз в течение календарной недели |
Суммарное время непосредственного вождения не должно превышать 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 календарные недели | |
Допускается превышение общего времени вождения в сутки не более чем на 1 час — для выезда на стоянку, пункт назначения или место отдыха |
Учет рабочего времени водителя
По трудовому договору водитель не может выполнять свои служебные обязанности, если в организации работодателя отсутствует план работы. Таким образом, расписание является обязательным документом, составляемым ежемесячно и содержащим подробную информацию о количестве рабочих и выходных дней, времени рабочих смен, перерывов на отдых и питание.
График работы водителя является важным элементом в системе учета рабочего времени и заработной платы работника. В настоящее время существует два типа учетных записей:
- Ежедневно — учитывается установленное законом количество рабочих дней в неделю и рабочее время в день (стандартная 40-часовая рабочая неделя при 9 часах вождения + разрешенные 10 часов два раза в неделю). Учитывается не количество часов вождения, а количество часов, проведенных на рабочем месте.
- Резюме — учитывается продолжительность рабочего дня (количество рабочих часов) в месяц. Продолжительность рабочего дня не должна превышать 10 часов.
Возможен ли 12-часовой рабочий день? Да, в некоторых случаях допускается, если:
- необходимо доехать до стоянки или срочно укомплектовать транспорт;
- водитель работает в службах скорой помощи, такси, почтовой, коммунальной, связи, экстренной помощи, инкассации и некоторых других службах, а также на сменной работе;
- водитель водит городской или пригородный автобус.
Полностью ненормированный график работы допускается для водителей транспортных средств МЧС, МВД, аварийно-спасательной службы, ведомственной охраны, поисковых отрядов, органов власти и самоуправления, а также для международных перевозок. Ненормированный рабочий день в дневное время может быть любой продолжительности, но не должен превышать 40 часов в неделю.
Ответственность для нарушителей режима
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушения режима труда и отдыха водителей. Отвечать должны как водители, так и их работодатели. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:
- для водителей — 1,5-2 тыс руб.;
- для чиновников — от 7-10 тыс руб.;
- для индивидуальных предпринимателей — 15-25 тыс руб.;
- для юридических лиц — 25-50 тыс руб.
Читайте также: Сколько будет действовать цветовой рецепт в 2023 году
Кроме того, работодатели и ответственные должностные лица будут привлечены к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде. Следует отметить, что организации и должностные лица будут платить штраф за режим труда и отдыха водителей только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательства.
Сводная таблица требований к режимам труда и отдыха водителей
В этой таблице, которую вы можете скачать и распечатать, мы постарались наглядно представить нормы труда и отдыха в зависимости от условий в графике работы водителей. Все описания содержат ссылки на соответствующие разделы в заказе № 424 .
Мы уверены, что таблица поможет вам в вашей повседневной работе.
Скачать таблицу в PDF |
Презентация с детальным разбором режимов труда и отдыха
В этой презентации вы найдете еще более подробные пояснения и примеры расчета норм R&T согласно приказу №. 424. Документ поможет понять, как соблюдать нормы труда и отдыха, особенно при работе с регистраторами скорости.
Скачать презентацию в формате PDF |
Комментарий автора обучающей презентации
Андрей Шадрин Сотрудник техподдержки GR.Card Выяснить особенности режимов труда и отдыха непросто. Планирование графика работы водителей в соответствии со стандартами R&A и контроль за соблюдением требований часто становится настоящей головной болью для автопарков. Но вы должны понимать, что это не бюрократическая прихоть государства. Работа в соответствии с положениями приказа № 424 помогает значительно снизить количество аварий, вызванных переутомлением на дороге. Это спасает жизни водителей, пассажиров и других участников дорожного движения. И это конечно же избавляет руководство компаний, чиновников и водителей от штрафов за нарушения режима труда и отдыха.
Из чего состоит и как рассчитывается время работы и отдыха
▊ ВРЕМЯ РАБОТЫ. Включает интервалы, когда водитель непосредственно выполняет свои обязанности. Это:
- время вождения;
- рабочее время, не связанное с вождением (медицинские осмотры, предрейсовые проверки, погрузка/разгрузка, стоянка/простой и т.п);
- время специальных перерывов для отдыха от вождения.
Отдых и перерывы, за исключением специальных, а также дежурный режим второго водителя (когда первый водитель ведет машину в бригаде) в рабочее время не включаются Примеры:
- График работы 5/2, режим работы 08.00-17.00, обеденный перерыв 12.00-13.00. Следовательно, продолжительность ежедневной работы (смены) составит 8 часов.
- График 2/2, режим работы с 08:00 до 19:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00, продолжительность ежедневной работы (смены) составит 10 часов
Водитель может работать до 10 часов в день (или 12 для некоторых категорий), но не может управлять автомобилем более 9 часов из этих 10 часов. Правда, есть исключение: допускается увеличение времени вождения до 10 часов 2 раза в календарную неделю (но не более 2 раз в неделю).
▊ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕРЫВЫ
Теперь поясним, что такое специальные перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени. Во исполнение пункта 13 приказа № 424:
Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания периода отдыха или специального перерыва, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не предусмотрено время отдыха или перерыва, продолжительность которого превышает продолжительность специального перерыва.
Специальный перерыв можно разделить на несколько частей, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а последняя не менее 30 минут:
Вы ехали 1 час, стояли 20 минут (минимум 15 минут), потом ехали еще 2 часа и решили сделать специальный перерыв, потому что потом планируете двигаться долго без остановок. Поскольку вы уже отдохнули 20 минут, теперь достаточно отдохнуть хотя бы 30 минут. Получается 2 части специального перерыва: 20 и 30 минут.
Вы можете ехать 1 час, останавливаться 40 минут (минимум 15 минут), затем ехать 2 часа и для специального перерыва вы должны отдыхать 30 минут. Получается 2 части специального перерыва 40 и 30 минут.
Периоды отдыха до 15 минут (от 1 до 14 минут) не могут считаться частью специального перерыва.
Для водителей автобусов, участвующих в городском и пригородном движении, специальный перерыв может быть разделен на несколько частей продолжительностью не менее 10 минут, т.е. 45 минут специального перерыва могут быть «собраны» из отрезков по 10 минут. Примеры:
Ехал 30 минут — отдыхал 10 минут, ехал 30 минут — отдыхал 15 минут, ехал 1 час — отдыхал 11 минут, ехал 1 час — отдыхал 15 минут. Общее время контроля составило 3 часа, остаток 51 минута (минимум 45 минут), счетчик контроля был «обнулен», можно снова контролировать 4 часа 30 минут.
Но что, если 4 часа 30 минут вождения недостаточно? Приказ № 424 предусматривает, что водитель может превышать время вождения (те же 4 часа 30 минут вождения), но не более чем на 1 час, для сопровождения автомобиля до конечного пункта или до ближайшей площадки отдыха.▊ ВРЕМЯ ОТДЫХА. И ПЕРЕРЫВЫ. Включает интервалы, в течение которых работник свободен от выполнения рабочих задач и которые он может использовать по своему усмотрению. Это:
- перерыв для отдыха и приема пищи в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный отдых);
- еженедельный отдых;
- время перерыва между частями рабочего дня (смены).
Перерыв на отдых и питание от 30 минут до 2 часов. При продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю может быть предоставлено два перерыва для отдыха и приема пищи общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, например два перерыва по 1 часу час каждый.
Продолжительность ежедневного отдыха вместе с перерывами для отдыха и приема пищи в дневном периоде должна быть не менее чем в два раза больше продолжительности рабочего времени в рабочий день (смену), предшествующий отдыху. Это требование применяется в течение обычного рабочего времени водителя.
Пример:
График работы 5/2, с 08:00 до 17:00, перерыв на отдых и питание с 12:00 до 13:00. Продолжительность ежедневной работы составит 8 часов, а значит, отдых будет вдвое больше, т.е. 16 часов. С 17:00 до 08:00 у нас получается 15 часов + 1 час обеденный перерыв. Итого получаем 16 ч. При суммарном учете рабочего времени продолжительность 24-часового отдыха должна быть не менее 11 часов, которые необходимо использовать до окончания так называемого 24-часового периода. Это период времени, который длится не более 24 часов с начала работы (окончания отдыха). И эти 24 часа должны включать в себя 11 часов ежедневного отдыха.
Пример:
С момента начала работы у нас есть 24 часа, последние 11 из которых водитель должен отдыхать. 24-11=13 часов. Это означает, что мы начали работу в 07:00, можем уйти в отпуск не позднее 20:00 (7+13). Ежедневный отдых тогда будет необходимым не менее 11 часов (с 20:00 до 07:00). Но даже такой ежедневный отдых не менее 11 часов можно сократить. Это время можно сократить как минимум до 9 часов. Но сокращение таким образом не допускается более трех раз между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего.
Допускается также делить ежедневный отдых на 2 и более частей, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов.
Еженедельный отдых должен быть не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого дневного периода после завершения отдыха предыдущей недели.
Например, если вы вышли на работу после двух выходных, вы не можете работать более 6 смен, то вы должны вернуться на отдых не менее чем на 45 часов. Работать подряд 7 и более дней запрещается. Но есть исключение: вы можете сократить 45 часов отдыха как минимум до 24 часов, но только один раз в две последовательные календарные недели. Мы работали 6 дней, один день отдыхали, еще 6 дней выезжали, а сейчас нам нужно отдохнуть не менее 45 часов.
Работодатель может разделить время перерыва между частями рабочего дня (смены) на части с согласия водителя. Перерыв устанавливается не позднее 5 часов после начала работы. Суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать: для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, — 3 часа, а для остальных водителей — 5 часов. А вот перерывы между частями рабочего дня могут быть установлены не позднее, чем через 5 часов после начала работы, но их продолжительность не регламентируется (только в сумме 3 или 5 часов) Это далеко не все нюансы, которые необходимо учитывать в учетную запись. Для тех, кто стремится лучше разобраться в режимах труда и отдыха, мы подготовили дополнительный материал.
Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года
При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности рабочей недели в 40 часов новый приказ Минтранса не содержит положений, требующих жесткой работы в течение 8 или 7 часов в неделю. Это означает, что количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут варьироваться – при условии соблюдения указанной недельной нормы времени.
Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период все же должен быть не более 1 месяца, а в некоторых случаях, когда это сделать невозможно, не более 3 месяцев.
В новом приказе Минтранса от 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозки пассажиров в санаториях и для сезонных перевозок.
Фактически разрешенная продолжительность рабочего дня для сводного учета осталась неизменной:
- до 10 часов — в нормальных условиях;
- до 12 часов — на городских и пригородных автобусных маршрутах;
- до 12 часов — для водителей системы здравоохранения, телефонной, телеграфной связи, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телеслужб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.
Сохранилась и возможность увеличения максимальной продолжительности рабочего дня на 2 часа — то есть до 12 часов. При условии:
- необходимость комплектации транспорта;
- после на стоянку.
В новом приказе Минтранса от 2021 года не предусмотрен месячный график дежурств водителей городского и пригородного сообщения.
Перерыв для отдыха и питания
Продолжительность перерыва на отдых и питание от 30 минут до 2 часов.
Если продолжительность рабочего времени превышает 8 часов, могут быть предоставлены 2 обеденных перерыва. При этом их общая продолжительность составляет от 30 минут до 2 часов.
Еженедельный непрерывный отдых
Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» не между сменами, а заменяет его.
Примечание. До 31 декабря 2020 года минимальный ежедневный период отдыха составлял 42 часа, но он был добавлен к отдыху между сменами. В результате минимальная продолжительность выходного дня стала больше.
Кроме того, с 1 сентября 2022 года допускается сокращение продолжительности еженедельного отдыха до 24 часов для водителей, работающих вахтовым методом в северных регионах и управляющих транспортными средствами за пределами населенных пунктов. В этом случае время отдыха должно быть компенсировано между часами в пределах учетного периода.
Пример расчета рабочего времени водителя
Рабочее время водителя рассчитывается с учетом всех видов деятельности в течение смены (время вождения + нерабочее время + специальные перерывы):
Какая-то активность | Фактическое время | Рабочее время |
Управление транспортным средством | 4 часа | 4 часа |
Другой водитель на работе, но не за рулем | 4 часа | 2 часа (минимум 50%) |
Медицинский осмотр перед поездкой | 15 минут | 15 минут |
Безопасность грузов и транспортных средств | два часа | 36 минут (минимум 30%) |
Отдых от вождения | 20 минут | 20 минут |
Важно! Если у водителя есть обязательный обеденный перерыв в течение рабочей 8-часовой смены, ему не нужны специальные перерывы каждые 4 часа 30 минут.
Дробить нельзя структурировать. Семь смертных грехов бухгалтера и директора в дроблении бизнеса
Советуем не ставить запятую после слова «разделить» — иначе вы попадете на такие дополнительные расходы. Мы расскажем, что выдаст вас налоговикам и как этого избежать.
Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2022
Хотя у каждой компании свой режим работы, есть некоторые общие правила. Сбалансированный рабочий день перевозчика должен включать следующие периоды:
Ежедневный медицинский осмотр | 15 минут |
Вождение | 4 часа |
Обед | не считается |
Вождение | два часа |
Специальный перерыв | 15 минут |
Вождение | 90 минут |
Исход | 8:00 |
Особенности составления графика работы водителя автобуса
График составляется работодателем ежемесячно. В расписании должно быть указано время начала и окончания смены, обеденный перерыв и выходные дни. График должен учитывать продолжительность смены, ведь от нее зависит количество времени отдыха каждого работника.
Вождение | 4 часа | 4 часа |
Ломать | два часа | |
Обед | два часа | |
Вождение | 4 часа | 4 часа |
Общий | 12 часов | 8:00 |
Стоит отметить, что нормы расписания будут различаться для перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и при разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позднее 5 часов с начала работы.
Также читать
Какие новые штрафы от ГИБДД вступили в силу в 2020 году?
Минтранс совместно с МВД России представили проект дополнения к уже существующей системе наказания нарушителей…
Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года
Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса от 2021 года также включает периоды непосредственного вождения и специальные перерывы для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.
С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не связанных напрямую с вождением автомобиля, но включаемых в рабочее время. В связи с этим введена отдельная категория рабочего времени, не связанная с управлением, в которую входят:
- подготовительно-заключительное время;
- периоды медицинских осмотров;
- простои не по вине работника;
- время ремонта автомобиля
- иные сроки, предусмотренные законодательством, условиями труда и коллективными договорами.
С 2021 года рабочий день водителя включает в себя открытый перечень работ, не связанных с вождением. Он определяется договорами, заключенными между работодателем и работником. Кроме того, сняты ограничения на зачисление в рабочее время периодов:
- защита груза;
- присутствие на рабочем месте в качестве второго водителя.
С 2021 года допускается разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебного транспорта федеральных служащих, а также занятых вождением автобусов на городских и пригородных маршрутах.
В результате с 2021 года расширен перечень работников, привлекаемых к управлению транспортным средством, к которым может применяться данный способ организации труда.
Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной продолжительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:
- для водителей, работающих с пассажирским транспортом, — не более 3 часов;
- для остальных водителей — не более 5 часов.
Указанные промежутки времени между частями рабочего дня в рабочее время не включаются. Они должны быть доставлены не позднее, чем через 5 часов после начала смены.
Важный
В новом приказе Минтранса с 2021 года правило о сверхурочной работе исключено. Таким образом, к водителям будут применяться общие правила его привлечения, закрепленные в ТК РФ.
Отдых водителя
Отдых водителя — время между рабочими периодами, сменами (рабочими днями) и рабочими неделями, а также основные и дополнительные отпуска (в случае ненормированного рабочего дня.
По правилам продолжительность каждого вида отдыха следующая:
Тип отдыха | Продолжительность |
Перерыв для отдыха и приема пищи в течение рабочего дня | От 30 минут до 2 часов. |
Ежедневный (между сменами) отдых | Минимум в 2 раза дольше рабочей смены (иногда не менее 9 часов) |
Еженедельный отпуск | Минимум 42 часа подряд. |
ежегодный отпуск | Минимум 28 календарных дней (+3 дня за нестандартный график работы). |
- Суточный перерыв для отдыха и приема пищи — 0,5-3 часа, или два перерыва в сумме от 0,5-2 часов при продолжительности рабочего дня более 8 часов.
- Ежедневный отдых между сменами — непрерывный отдых, который длится в 2 раза больше, чем предыдущая рабочая смена (включая время обеда), или не менее 11 часов (допускается три раза в неделю по 9 часов).
- Выходной день (еженедельный отдых) — 1-2 дня с непрерывностью отдыха не менее 42 часов. Количество выходных дней не должно быть меньше полных недель в месяце, но их порядок в неделе устанавливается индивидуально.
- ежегодный отпуск — не менее 28 календарных дней + 3 дополнительных дня за ненормированный рабочий день + 7 дополнительных дней за работу с вредными или опасными условиями труда.
Точная продолжительность разных видов отдыха водителя определяется внутренними правилами организации и графиком рабочего времени сотрудников.
Принципы составления рабочего графика
Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков. Но с каждым из них стоит учитывать не только само время вождения, но и все сопутствующие обязанности работника:
- одна смена — максимум 10 часов (и не может длиться дольше);
- график должен учитывать сроки перерывов (в течение дня их должно быть несколько);
- обед считается отдельным видом перерыва.
На заметку! Если речь идет о перевозке грузов на дальние расстояния, допустимо установить 12-часовой рабочий день, но необходимо учитывать и время на крепление груза.
Ежедневный учет
Этот вид учета рабочего времени подразумевает стабильный легальный график работы: 8 часов, 5 дней в неделю. В целом это 40 рабочих часов в неделю, что соответствует законодательству.
При шестидневном графике работы продолжительность смены определяется как 7 часов. При этом в смену засчитывается не только непрерывное вождение, но и первый медосмотр, перерывы и другие профессиональные обязанности водителя.
За что ГИБДД грозит 15000 рублей в 2020 году
Довольно редко ответственному водителю грозит штраф в размере 15 000 рублей. Это очень большой…
Суммированный учет
При таком формате организации работы нет фиксированного графика. Смены могут быть длиннее стандартных, а оплата рассчитывается в зависимости от того, сколько водитель отработал в течение месяца. Однако это не означает, что работодатель может делать смены дольше, чем это разрешено законом, и тем самым превышать общее количество часов вождения.
Рабочее время водителя и время управления авто
В течение всей рабочей смены перевозчик может находиться непосредственно за рулем автомобиля не более 9 часов. Если речь идет о вождении в сложных климатических условиях или суть работы заключается в перевозке тяжелых грузов на большегрузных автомобилях, то смена должна длиться 8 часов.
Пример графика смены водителя
увеличение времени вождения возможно только для водителей городских автобусов, если их продолжительность смены рассчитывается с использованием системы суммирования. У работников общественного транспорта нет верхнего предела продолжительности работы.
Ненормированный рабочий день
Законодательством допускается такой способ организации труда при сумме общего рабочего времени не более 40 часов в неделю. Ненормированный график может быть предоставлен водителям легковых автомобилей, экспедиционных автобусов. При этом ненормированный рабочий день может быть принят только с согласия работников.
Срок действия справки от нарколога и психиатра на права в 2020 году
Каждый гражданин Российской Федерации, желающий получить водительское удостоверение, должен не только досконально знать ПДД и уметь управлять…
Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы
Тахограф – это специальное устройство, которое необходимо установить в транспортном средстве для контроля рабочего времени водителя. Использование регулируется решениями Министерства транспорта и коммуникаций № 36 от 30 января 2013 г и № 273 от 21 августа 2013 г., а также изменениями от 2 марта 2018 г.
Отсутствие тахографа в транспортном средстве или его неисправность влечет наложение штрафа на водителя в размере 1-3 тыс руб. Такой же штраф он должен заплатить за нарушение графика. Руководство нарушителя должно выплатить 5-10 тысяч рублей.
Устройство проверяет, чтобы носитель не проехал больше отведенного времени. Кроме того, тахограф может отслеживать маршрут и скорость транспортного средства.
Чтобы отследить конкретного водителя, нужно создать для него специальную карточку. Каждый раз, когда он начинает или заканчивает работу, он должен вставлять или вынимать его из устройства. Таким образом, на тахометре должно быть видно, что водитель проводит за рулем не более 10 часов, в течение дня у него был перерыв не менее получаса, а отдых между сменами был не менее 11.
Руководство водителя
25 смешных фото и видео про грузовики и дальнобойщиков
Когда водители грузовиков застигнуты врасплох аварией, выход находится, даже если для этого нужно проникнуть в самые…
Нормы труда в зависимости от типа работы водителей
Согласно положениям постановления № 424 нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.
При работе водителя 5 дней в неделю или 6 дней в неделю продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочего времени за всю неделю на количество рабочих дней.
Если стандартные ежедневные или еженедельные часы не могут быть соблюдены (например, 8 часов в день недостаточно или графика 2/2 недостаточно), водителям будет назначен учет общего рабочего времени.
При тотальном учете рабочее время водителя не ограничивается 40 часами в неделю. За основу берется другой период (например, месяц) и проверяется количество часов за это время.
Пример:
В июле 176 рабочих часов. При планировании активности на месяц можно гибко адаптировать работу водителей. В первую неделю отчетного периода отработано 50 часов, а во вторую неделю только 20 часов. И так далее в зависимости от производственных потребностей.При этом при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не должна превышать 10 часов. Но водителям разрешено работать до 12:00:
- Экстренная помощь
- Инструмент
- Коллекции
- Медицинские учреждения
- Телефонная, почтовая, телерадиоуслуги и другие виды связи
- Работа посменно
- Работает с маршрутами для регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении
Далее мы более подробно поговорим об особенностях соответствия R&A с учетом разных условий работы. Если у вас нет времени читать, вы можете сразу перейти к сводной таблице.
Применение тахографов
В 2022 году режим труда и отдыха водителя по данным тахографа будет полностью совпадать с режимом, утвержденным для других групп водителей.
Тахографы используются для непрерывной регистрации данных о скорости и пути движения, продолжительности поездки и отдыхе водителя. Требования к тахографам регламентированы приказом Минтранса России № 440, их необходимо учитывать при разработке плана работ.
Проверить трудовой договор можно с помощью бесплатного сервиса
Такой сервис появился на портале «Онлайнинспекция.рф».
Специальные перерывы, включающиеся во время работы
Во время работы водителя предусмотрены специальные перерывы для отдыха. Они выдаются всем водителям.
Примечание 1: До 5 июня 2018 г такие перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородние перевозки.
Примечания 2. С 1 января 2021 г изменены правила выбора продолжительности специальных перерывов (все изменения приведены ниже).
Продолжительность перерыва 45 минут. Первый перерыв запланирован через 4 часа 30 минут непрерывной езды. Следующие перерывы имеют одинаковую продолжительность и планируются каждые 4 часа 30 минут. При этом, если время перерыва совпадает с временем обеда, перерыв не предоставляется.
Кроме того, перерыв можно разделить на несколько частей. При этом продолжительность первого перерыва составляет не менее 15 минут, а последнего — не менее 30 минут. Интервалы (между первым и последним) могут быть любой длины.
Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть так:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Медицинский осмотр перед поездкой | 15 минут | 15 минут |
Водить машину | 4 часа 30 минут | 4 часа 30 минут |
Специальный перерыв для отдыха | 45 минут | 45 минут |
Водить машину | 1 час | 1 час |
Обед | 30 минут | |
Водить машину | 1 час 30 минут | 1 час 30 минут |
Общий | 8 часов 30 минут | 8:00 |
Примечание. Если у водителя 8-часовой рабочий день, в середине которого есть 1-часовой обеденный перерыв, то такому водителю вообще не нужны специальные перерывы на отдых.
Выше мы рассмотрели рабочее время водителей. Продолжительность не должна превышать значений, установленных законодательством. Ниже мы поговорим о периоде отдыха, который не должен быть меньше установленного законодательством.
Детям, достигшим 14 лет, станет проще заключать трудовой договор
Рассматривается предложение об упрощении порядка заключения трудовых договоров с детьми.
ИТ-компании
Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
В заключение предлагаю вам рассмотреть пример. Способ работы и отдых водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:
Действия водителя | Пн | Вт | Мы б | Dare | Пт | Сидел | Солнце |
Медицинский осмотр перед поездкой | 7:30 | 6:00 | 17:00 | 14:00 | 14:00 | ||
Управление шиной | 7:45 | 6:15 | 17:15 | 14:15 | 14:15 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | ||||||
Управление шиной | 17:15 | ||||||
Ломать | 11:45 | ||||||
Обед | 13:45 | 10:00 | 21:00 | 19:00 | 17:00 | ||
Управление шиной | 14:45 | 11:00 | 22:00 | 20:00 | 18:00 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | 14:30 | 22:00 | ||||
Управление шиной | 17:15 | 15:15 | 22:15 | ||||
Специальный перерыв для отдыха | 19:30 | 00:00 | |||||
Управление шиной | 20:00 | 00:30 | |||||
Осмотр после поворота | 20:45 | 16:45 | 01:45 | 01:45 | 20:45 | ||
Отдых между сменами | 21:00 | 02:00 | 02:00 | 21:00 | |||
Еженедельный отдых | 17:00 | ||||||
Время работы, ч | 10,5 | 10 | 0 | восемь | одиннадцать | 0 | 6 |
Эта таблица составлена таким образом, что показывает различные возможные варианты планирования рабочего дня:
- В понедельник (с 11:45 до 13:45) у водителя перерыв (разделение рабочего времени на части), который не включается в рабочее время.
- Время работы в понедельник 10,5 часов, это разрешено для пригородных автобусов.
- Время движения автобуса в понедельник 9.25. Это разрешено, но не чаще 2 раз в неделю.
- Продолжительность отдыха между сменами с понедельника по вторник составляет 9 часов. Это допускается, но не более 3 раз в течение рабочей недели между двумя выходными днями. Кроме того, у водителя был перерыв 3 часа в середине дня (2 часа — разделение рабочего времени и 1 час — обед). Можем оценить ситуацию так, что отдых водителя в понедельник делится на 2 части (3 часа + 9 часов). Это разрешено.
- В среду водителю был предоставлен еженедельный отдых продолжительностью 48 часов (с 17:00 вторника до 17:00 четверга). Это полноценный выходной, которого достаточно для начала следующей рабочей недели.
- В пятницу продолжительность первой половины рабочего дня составляет 4 часа 45 минут, а в середине этой части есть только 15-минутный специальный перерыв. Этого достаточно, потому что вторая часть перерыва, которая длится 30 минут, совпадает с обедом. А фактическое время в пути до обеда составляет ровно 4,5 часа.
- В субботу у водителя фактически еще один выходной, но есть перерыв между сменами, т.к его продолжительность меньше 45 часов (36 часов). Это означает, что новая расчетная неделя не начинается в воскресенье.
- Водитель работал 45,5 рабочих часов в неделю. Поскольку график установлен на месяц, в дальнейшем у водителя будет возможность дополнительного отдыха (за счет другого графика). Время вождения автобуса за неделю составило 39,25 часа.
В настоящее время для контроля режима работы и отдыха водителей используются специальные устройства – тахографы. За нарушения режима дается административный штраф от 3000 до 5000 рублей.
До 1 ноября 2019 года тахографами должны быть оснащены только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортную деятельность. С 1 ноября 2019 года требование распространяется также на водителей личных автобусов и грузовых автомобилей категории С. Однако для личных транспортных средств режим вождения определяется другим нормативным документом — правилами вождения:
Режим вождения частного грузовика и автобуса
Кроме того, если вы хотите составлять графики работы водителей, не нарушая закон, рекомендую самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:
Особенности рабочего времени и времени отдыха, условия труда водителей автомобилей