- Бензиновый или дизельный?
- По мнению экспертов
- 2. Система впрыска
- Искра и сжатый воздух: промежуточный итог
- Экологичность выхлопа
- Эксплуатация зимой
- Стремительное развитие технологий
- 8. Турбокомпрессоры: все меньше проблем
- Дизель или бензин — сравнение основных параметров
- Долговечность
- Сложная система охлаждения
- Конструктивные дефекты двигателей
- Стойкость к низкокачественному топливу
- Преимущества и недостатки бензинового агрегата
- Дизель или бензин что лучше?
- Плюсы дизеля:
- 4. Механические поломки
- 5. Сажевые фильтры
- КПД двигателя и мощность
- Шум
- Выхлопы
- Безопасность
- Эксплуатация
- Обслуживание
- Стоимость
- 6. Водяные насосы
- Преимущества и недостатки: объективные факты
- КПД и расход
- Расходы на обслуживание
- Качество топлива и температура
- Шум и выхлопы
- Почему в Европе дизельные двигатели популярны, а в России нет?
- 1. Нагар на впускных клапанах
- Расход топлива
- Обслуживание
- Шумовые показатели
- Преимущества и недостатки каждого из типов двигателей
- Двигатель дизель — плюсы и минусы
- Достоинства
- Недостатки
- Двигатель бензин — плюсы и минусы
- Достоинства
- Недостатки
- Как не стать жертвой автомобильных перекупщиков
- 3. Двухмассовый маховик
- Реальная ситуация
Бензиновый или дизельный?
И бензин, и дизель относятся к двигателям внутреннего сгорания (сокращенно ДВС), и нам, дорогие читатели, предстоит выбрать среди них наиболее подходящий.
На самом деле в современных автомобилях также используются электродвигатели и гибридные силовые установки (когда двигатель внутреннего сгорания работает в паре с электродвигателем). Гибриды становятся все более совершенными, их становится все больше на наших дорогах, но их электрическая часть все еще не идеальна, то есть недостатков у нее больше, чем достоинств. Электромобили вообще не выдерживают никакой критики. Для работы электродвигателя необходим вместительный источник энергии, разработка которого еще сильно приостановилась, так что пальму первенства среди автомобильных двигателей прочно держит его величество, старый добрый двигатель внутреннего сгорания.
Кажется, что за 100 лет двигатели внутреннего сгорания были доведены почти до совершенства, но конструкторы продолжают работать над ними, постоянно снижая расход топлива и увеличивая мощность. Так бензин или дизель? Какой двигатель выбрать?
Для выбора дизельного или бензинового двигателя будем считать, что они устанавливаются на одни и те же автомобили, с одинаковой массой, и объемы каждого из наших двигателей примерно равны. Начнем сравнение с расхода топлива.
При том же объеме дизель будет показывать значительно меньший расход, чем бензиновый, примерно на 20 процентов, а если расход меньше, то у дизеля будет больше запас хода в баке, а значит, у вас будет реже останавливаться на АЗС.
Максимальная мощность при том же объеме двигателя будет больше у бензинового мотора, а вот крутящий момент у дизеля намного выше и он доступен уже с самых низких оборотов. Высокий крутящий момент, буквально выстреливающий вперед машину даже с самых низких оборотов, пожалуй, главное достоинство дизеля, не считая скромного аппетита. А вот максимальная скорость будет выше у бензинового двигателя, так как у него больше максимальная мощность.
Следует отметить, что дизель несколько надежнее бензинового, так как работает без использования электрических систем автомобиля, но если все же выходит из строя (как правило, топливная система), ремонт дизельного двигателя обходится дороже, чем бензинового двигателя.
Глядя на ценники, при выборе нового автомобиля можно заметить, что дизельная версия немного дороже бензиновой, а при последующей эксплуатации может обнаружиться, что и обслуживание обходится дороже. Ничего не поделаешь, дизель более тонкий механизм и требует более высокой квалификации в обслуживании. Не каждый автосервис проведет ремонт дизеля, это минус, и главное, помните об этом, когда покупаете машину с дизелем.
Межсервисный интервал у дизельных двигателей короче, чем у бензиновых, а это означает, что техническое обслуживание необходимо проводить чаще. В то же время затраты на техническое обслуживание дизельных двигателей также будут несколько выше. Из всего этого можно сделать вывод, что дизельный двигатель дороже бензинового, но это только в краткосрочной перспективе. Если вы планируете владеть дизельным автомобилем 5 и более лет и проехать не менее 20 тыс км ежегодно дизель точно окупит себя, ведь все это время низкий расход топлива будет непрерывно экономить ваши деньги.
Долгосрочная работа дизельного двигателя также поддерживается тем фактом, что дизельные двигатели превосходят бензиновые двигатели и по сроку службы. Долговечность – еще одно важное преимущество дизельных двигателей. Дизельный двигатель может пройти без капитального ремонта в 2 раза больше, чем его бензиновый аналог, поэтому автомобиль с дизельным двигателем теряет в цене медленнее, чем бензиновый.
Теперь поговорим об основном, на мой взгляд, недостатке дизеля. Дело в том, что на морозе в 15° летний дизель густеет, перестает проходить через топливный фильтр и машина напрочь отказывается заводиться. Зимой дизелю нужно хорошее зимнее дизельное топливо, не густеющее при низких температурах. Но этого зимнего топлива мы производим очень мало, и даже в январе-феврале на заправках продается обычное летнее дизельное топливо. Так что, если в вашем регионе такие морозы не редкость, хорошо подумайте перед покупкой «трактора». Спросите совета у опытных «дизелистов», узнайте, на какой заправке всегда есть качественное зимнее топливо.
В прошлом дизельные двигатели имели еще и такой недостаток, как вибрация, но на современных автомобилях эта проблема решена, а значит, этим фактором можно пренебречь, поэтому мы его обсуждать не будем.
Дизельный двигатель намного тяжелее бензинового, поэтому автомобили получают немного другую развесовку. Центр тяжести выше, передняя часть автомобиля тяжелее — все это приводит к некоторому снижению маневренности.
К недостаткам дизельных двигателей можно отнести то, что дизельные двигатели очень долго прогреваются. Это становится заметно зимой, когда сидишь в машине, которая хочет поскорее прогреться, но дизель начинает прогревать салон только через 10-15 минут интенсивного движения. Что и говорить, на холостом ходу прогрев дизеля в сильный мороз может занять полчаса, а то и час, тепла при работе дизеля выделяется очень мало.
Если вы заботитесь о влиянии вашего автомобиля на окружающую среду, вам обязательно следует выбрать дизельный двигатель, так как выхлоп гораздо менее токсичен, чем бензин. Кроме того, современные дизельные двигатели для легковых автомобилей также оснащены сажевым фильтром, благодаря которому выхлоп такого двигателя практически не виден.
По мнению экспертов
Специалисты отмечают, что на сегодняшний день разницы между бензиновыми и дизельными двигателями по эксплуатационной надежности практически нет. Невозможно предсказать, какие сюрпризы преподнесет следующее высокотехнологичное устройство через несколько лет. При этом разработчики не спешат признавать ошибки. Сил такая лавина типичных неисправностей. Но с ними обычно приходится бороться автовладельцам и механикам.
Повреждения можно предотвратить своевременным обслуживанием. Но и здесь следует ориентироваться на фактический износ масла и фильтра, а не на рекомендации производителей. Владельцам современных автомобилей с дизельным или бензиновым двигателем следует помнить, что они не застрахованы от неожиданных проблем, так как не существует универсальных средств для их предотвращения.
Читайте также: Штраф за езду без шлема на мотоцикле, скутере или мопеде в 2023 году
2. Система впрыска
Основная проблема здесь с форсунками. Стоимость их в большинстве случаев невысока, но есть и исключения – цена комплектующих для двигателей БМВ высока. В дизелях пьезоэлектрическая форсунка выдерживает 150 000-200 000 км пробега, а электромагнитная — около 250 000 км.
КПД дизельных форсунок снижается в процессе эксплуатации. Это приводит к снижению производительности и увеличению расхода топлива. Быстрый выход из строя всей системы впрыска дизеля – результат несвоевременной замены топливного фильтра. Однако большинство форсунок двигателей, изготовленных после 2008 года, не подлежат регенерации.
Искра и сжатый воздух: промежуточный итог
Получается, что различий в работе бензиновых и дизельных двигателей всего два:
- на стадии впрыска бензиновый двигатель нагнетает воздух вместе с топливом в рабочую камеру, а дизель нагнетает воздух в рабочую камеру только на первом такте;
- в бензиновом двигателе воспламенение смеси происходит от искры от свечи зажигания, а в дизельной силовой установке воспламенение происходит за счет впрыска дизельного топлива в нагретый от сжатия воздух.
Экологичность выхлопа
Современные стандарты Евро-4 или Евро-5 обязывают всех производителей тщательно следить за химическим составом топлива, чтобы снизить содержание вредных веществ в выхлопных газах. Дизель более экологичен – двигатель также выделяет выхлопные газы, но они менее вредны по сравнению с продуктами жизнедеятельности бензиновых аналогов.
Именно экологичность выхлопа отчасти объясняет популярность дизельных агрегатов в Европе. Во Франции каждое третье транспортное средство работает на дизельном топливе. В Австрии на дизель приходится 50% авторынка. И эти цифры растут с каждым годом. Даже автопроизводители, которые раньше выпускали автомобили преимущественно на бензине, теперь предлагают потребителям альтернативный вариант — каждая модель с двумя типами двигателей.
Эксплуатация зимой
В северных регионах страны особое внимание уделяется возможностям автомобиля при эксплуатации в холодное время года, когда столбик термометра опускается ниже 0. В этом случае бензиновый двигатель лучше – он устойчив к низким температурам. Сегодня есть зимние виды бензина, но многие продолжают использовать обычное летнее топливо, и это никак не сказывается на скорости движения, долговечности запчастей и других параметрах.
Дизельные двигатели чувствительны к резким перепадам температуры воздуха или сильным морозам. Но их восприимчивость можно устранить, можно спокойно эксплуатировать автомобиль с дизелем даже в мороз -30 градусов по Цельсию. Это легко достигается заправкой специальным зимним или арктическим топливом. Они не густеют при экстремальных температурах воздуха, работают так же эффективно. Улучшить работу дизельного двигателя можно, установив в автомобиль современную систему отопления.
Дизель подвержен морозам, но не боится влаги, конденсата, воды. Это связано с тем, что электричество нужно только для запуска устройства – в работе электричество не нужно. Поэтому дизель часто устанавливают на внедорожники, способные передвигаться практически в любых экстремальных условиях, в том числе и по воде.
Стремительное развитие технологий
Инженеры вынуждены реагировать на растущие требования в отношении расхода топлива и выбросов. Необходимо учитывать неисправности предыдущих версий силовых агрегатов. Эти задачи решаются установкой двойного впрыска топлива. Третье поколение TSI 1.8/2.0 (Volkswagen) оснащено четырьмя форсунками прямого впрыска.
По сути, это две независимые системы впрыска, которые работают попеременно. Это техническое решение призвано устранить проблему нагара, уменьшить количество токсинов в выхлопных газах. Но производитель рассматривает этот вариант как временное решение.
8. Турбокомпрессоры: все меньше проблем
В ответ на низкую надежность турбокомпрессоров возникло множество мастерских для устранения неполадок турбокомпрессоров с изменяемой геометрией лопаток. Для этого используется специальное оборудование и профессиональные инструменты. Стоимость ремонта снижена из-за высокой конкуренции.
При этом велик риск наткнуться на недобросовестных мастеров, которые не ищут неисправность, а меняют узел. Кроме того, такие «специалисты» не вникают в суть проблемы, не выясняют причину поломки нагнетателя. Так что владелец автомобиля будет вынужден быстро заменить только что установленный турбокомпрессор. Отчасти в формировании негативного мнения о современных бензиновых и дизельных двигателях виноваты недобросовестные работники СТО.
Помните – нужно устранить причину поломки. В противном случае вам часто придется выкладывать внушительные суммы на ремонт двигателя. Закончится это необходимостью замены силового агрегата из-за критического износа. Еще одна проблема – использование дешевых комплектующих. Внешне и по характеристикам, зашифрованным в каталожном номере, они напоминают оригиналы, но в реальности не соответствуют техническим допускам.
Дизель или бензин — сравнение основных параметров
Рассматривая вопрос, какой бензиновый или дизельный двигатель выбрать, проведем непосредственное сравнение их основных параметров:
- Мощность и крутящий момент. Если мы возьмем два двигателя одинакового размера, в большинстве случаев бензиновый двигатель будет производить больше лошадиных сил, а дизель всегда будет иметь больший крутящий момент. Поэтому, если вам важен разгон, а параметр грузоподъемности играет второстепенную роль, то лучшим выбором будет автомобиль с бензиновым силовым агрегатом, и наоборот.
- Прибыльность. Литр дизеля содержит больше энергии, чем литр бензина, в результате чего дизельные двигатели имеют более высокий КПД на литр сожженного топлива, что делает их более экономичными.
- Количество шума и вибрации. Несмотря на то, что производители автомобилей за последние годы сделали большой шаг вперед, дизельные двигатели по-прежнему более шумные и нестабильные, чем их бензиновые аналоги. Особенно это заметно на холостом ходу и при разгоне.
- Заводится в холодную погоду. Тот, кто когда-либо сталкивался с дизелями, знает, что запуск двигателя при температуре ниже 30 градусов — это другая задача. Правда, это касается и обычных дизелей, так как их более совершенные и дорогие модификации специально оснащены свечами накаливания, более мощными стартёрами и аккумуляторами, а также специальными нагревательными элементами, предназначенными для поддержания необходимой температуры в блоке двигателя. Бензиновые моторы выглядят более выигрышно, так как проблемы с запуском часто наблюдаются только при температуре ниже 40 градусов.
- Стоимость услуги. При ответе на вопрос, что лучше дизель или бензин, нельзя не заметить такой параметр, как стоимость краткосрочного и долгосрочного обслуживания. Так что кратковременное обслуживание дизеля обходится значительно дороже, причиной тому наличие большего количества масла в двигателе, что требует более частой замены фильтров и прокладок. Но стоимость длительного обслуживания дизельного двигателя заметно ниже, так как он обладает более высокой долговечностью и, следовательно, капитальный ремонт потребуется гораздо позже.
- Цена топлива. Несколько лет назад цена дизельного топлива была заметно ниже цены бензина, так что вывод был очевиден. Сейчас цена дизеля максимально приближена к цене бензина, а в некоторых случаях даже превышает ее, из-за этого разница между дизелем и бензином стала менее очевидной.
Долговечность
Долговечность двух типов двигателей можно оценить теоретически. Срок службы всех агрегатов под капотом зависит от ответственности автовладельца – чем чаще он проводит техническое обслуживание автомобиля и заменяет устаревшие запчасти, тем лучше и дольше будет работать двигатель.
Теоретически дизельные двигатели более долговечны. Отчасти это связано с тем, что дизель более маслянистый, поэтому выступает в роли дополнительной смазки. Детали служат дольше и дают лучшие результаты. Кроме того, в бензиновых агрегатах более жесткими являются головка блока цилиндров, блок, коленчатый вал и функциональные узлы цилиндропоршневой группы.
При одинаковом уходе за автомобилем — например, модель BMW с большим расходом топлива на 100 километров — дизель прослужит дольше. Например, есть модели с пробегом более 400 000 километров без капитального ремонта двигателя. А МАЗы и КАМАЗы, находящиеся в эксплуатации с прошлого века, выигрывают иногда в сумме более 3 000 000 километров за счет увеличенного ресурса дизеля.
Сложная система охлаждения
Старые модели автомобилей оснащались обычной водяной помпой с ременным приводом, простейшим термостатом, одним или двумя датчиками, радиатором, отопителем и несколькими резиновыми патрубками. Это вся система охлаждения. Современный двигатель TSI 1,8/2,0 оснащен двумя водяными насосами, один с электрическим приводом, а другой с механическим приводом. Последний интегрирован с датчиками и электромагнитными клапанами, управляется электроникой — он заменяет термостат.
Термостат работает медленно, в то время как двигатель рассчитан на быстрый прогрев, чтобы снизить расход топлива и выбросы. Из-за этого выделяется большое количество тепловой энергии, которую необходимо отводить. Поэтому термостаты были заменены электроникой и дополнительными механическими элементами, которые эффективно работают до тех пор, пока не сломаются. Такие технические решения сегодня используются не только в бензиновых двигателях. Владельцам таких устройств стоит приготовить внушительную сумму на ремонт.
Конструктивные дефекты двигателей
В последние годы все больше и больше двигателей страдают от типичных неисправностей силового агрегата. Производители обычно говорят о «единичных случаях», на самом деле причиной выхода из строя являются конструктивные недостатки или неправильно определенные межсервисные интервалы.
Типичные ошибки являются результатом условий эксплуатации, которые невозможно повторить в условиях заводских испытаний. Обычно дефекты возникают массово после 3-4 лет эксплуатации и не связаны с пробегом. Автомобиль может пройти 300 000 или 45 000 км – здесь важно количество холодных запусков двигателя.
Что касается неправильных интервалов, то автопроизводители утверждают, что масло и фильтры можно менять каждые 30 000 км, а инженеры в частном порядке советуют менять их не чаще, чем каждые 15 000 км.
В принципе машина прослужит 100 000-120 000 км при регулярной замене масла, а потом начинаются поломки. Например, двигатели BMW 1.8 TSI, 2.0 TDI, 2.0 N47 без проблем могут пройти 300 000 км, но производитель решил сэкономить деньги владельца на покупке масла и фильтров. Однако результатом такой философии является высокая стоимость ремонта двигателей.
Стойкость к низкокачественному топливу
Общее качество бензина выше качества дизельного топлива в среднем по стране. Это отчасти определяет стоимость обслуживания. Кроме того, бензиновые агрегаты более устойчивы к некачественному топливу. Они более терпимы к разбавленному топливу, низкокачественным присадкам, переходу на топливо с более низким октановым числом. Дизель очень чутко реагирует на низкое качество – значительно ускоряется износ деталей двигателя.
Проблема чувствительности решается легко. Достаточно заправляться на проверенных станциях или покупать большие объемы топлива самостоятельно. Требуйте сертификаты качества топлива, визуально проверяйте цвет, обращайте внимание на запах.
Преимущества и недостатки бензинового агрегата
С дизельным агрегатом мы уже ознакомились, теперь более подробно рассмотрим положительные и отрицательные стороны бензинового агрегата.
Преимущества:
- Простая конструкция. Технология изготовления такого двигателя достаточно проста, что также влияет на цену автомобиля.
- Легкий вес автомобиля.
- Объемный двигатель по сравнению с дизельными аналогами. В бензиновом двигателе нет сильной детонации, поэтому громкость может быть намного выше, чем для дизеля.
- Несложный ремонт, с которым справится даже более-менее опытный водитель. Узлы системы расположены просто и понятно, к тому же ремкомплекты стоят на порядок дешевле дизеля.
- Практически бесшумная работа.
Ошибка:
- Основным недостатком является взрывоопасность топлива. Бензин является очень летучей смесью и воспламеняется от малейшей искры, вследствие чего представляет повышенную опасность.
- Все детали двигателя необходимо постоянно смазывать, менять и т.д.
- Расход топлива будет значительно выше, ведь КПД камеры сгорания бензинового агрегата заметно ниже.
- Медленный разгон и слабая тяга сразу заметны на бензиновом агрегате при сравнении двух моторов.
- Низкие экологические показатели. Бензиновый двигатель выбрасывает в атмосферу гораздо больше вредных веществ.
Дизель или бензин что лучше?
Бензиновый двигатель в легковых автомобилях можно считать классикой, а вот дизельный двигатель стал устанавливаться относительно недавно, поэтому подведем итоги, собрав преимущества и недостатки дизельного двигателя по сравнению с бензиновым двигателем.
Плюсы дизеля:
- экономия и большая дальность
- Экологичность (меньше вредных выбросов)
- Отличный крутящий момент (хорошо разгоняется)
- Продолжительность
- Надежный
4. Механические поломки
Сложные и чувствительные механические компоненты современных двигателей часто выходят из строя. Это растрескивание головок, износ шатунов. К ним добавилась поломка системы газораспределения, рециркуляции отработавших газов. Турбокомпрессоры тоже ломаются, но реже. Современные бензиновые двигатели выходят из строя так же часто, как и дизельные.
Перечисленные выше проблемы характерны для двигателей THP, устанавливаемых на автомобили Peugeot, Citroen, BMW. Трансмиссии 1.4 TSI, 1.8/2.0 TSI 2-го поколения страдают слабыми поршневыми кольцами и повышенным расходом масла. Двигатели THP (устанавливаемые на автомобили концерна PSA и BMW) печально известны проблемами с системой изменения фаз газораспределения.
Среди дизелей 2-литровые агрегаты BMW страдают растяжением цепи ГРМ. Двигатели Subaru отличаются увеличенным люфтом коленчатого вала. Силовые агрегаты 3 поколения 1.8/2.0 TSI не радуют владельцев частыми поломками в системе охлаждения. Это связано со сложностью конструкции. «Бензиновые» и дизельные двигатели ломаются механически. Проблема ГРМ в двигателе BMW N47 во многом вызвана нечастой заменой масла.
Производители позиционируют новые двигатели как технически совершенные, поэтому автовладельцы разочаровываются, когда через 2-3 года эксплуатации сталкиваются с лавиной поломок. Например, Volkswagen в настоящее время представляет новое поколение двигателей TSI (версия 3B), работающих по циклу Миллера. Но сложно предположить, что этот двигатель будет безотказно работать хотя бы несколько лет.
5. Сажевые фильтры
В настоящее время сажевые фильтры устанавливаются на дизельные двигатели, но вскоре они будут использоваться и на большинстве бензиновых двигателей. Владельцы автомобилей, в которых нет системы самоочистки сажевых фильтров, решают эту проблему самостоятельно. Зачастую их просто демонтируют на АЗС.
Сажевые фильтры рассчитаны на 200 000 км пробега. Пройдя этот пробег, перед владельцем встает дилемма: ремонтировать фильтр или заменить его. При этом степень износа элемента легко и быстро определяется на АЗС. По степени износа можно определить реальный пробег автомобиля.
КПД двигателя и мощность
Сгорание рабочей смеси в дизеле происходит более эффективно. Это возможно благодаря высокой степени сжатия: 20 единиц у дизеля против 10 единиц у бензина. КПД дизельного двигателя выше на 40%, а расход топлива меньше на 20%. Бензиновый агрегат отличается большей мощностью.
Шум
Из-за высокого давления при сгорании топлива дизельные двигатели создают больше шума и вибраций, но ситуацию спасает качественная шумоизоляция автомобиля.
Выхлопы
Дизельные версии двигателей внутреннего сгорания считаются более экологичными. Современные агрегаты полностью соответствуют нормам Евро-4 и оснащены сажевым фильтром, что минимизирует воздействие на окружающую среду.
Безопасность
Разница между дизельным топливом и бензином заключается в том, что дизельное топливо испаряется медленнее, что снижает вероятность возгорания. Кроме того, в дизель-генераторных установках не используется система зажигания.
Эксплуатация
Теоретически дизель более долговечен за счет жесткого и прочного блока цилиндров, коленчатого вала, элементов цилиндропоршневой группы и ГБЦ. Однако эта характеристика напрямую зависит от качества дизеля. С этой точки зрения бензиновый агрегат менее капризен и более устойчив к некачественному топливу.
Дизельный двигатель, в отличие от своего бензинового аналога, не приемлет низких температур. Уже при -15˚С летнее дизельное топливо густеет и перестает проходить через топливный фильтр, вследствие чего автомобиль отказывается заводиться. Однако проблема имеет простое решение – использование специального топлива или установка современных систем отопления. К тому же дизели долго прогреваются, поэтому салон прогревается только через 10-15 минут интенсивного движения. Если вы живете в местности, где нередки сильные морозы, отдайте предпочтение бензиновой установке.
К тому же дизель не боится воды, так как электричество в таких двигателях используется только для запуска. Поэтому дизельными агрегатами оснащают внедорожники и кроссоверы.
Обслуживание
Владельцам автомобилей с дизельными двигателями необходимо чаще менять фильтр и масло, проверять компрессию в цилиндрах. Такие устройства отличаются сложной конструкцией, поэтому специалисты автосервиса не смогут устранить каждую поломку. Ремонт дизельного двигателя, как правило, обходится дороже.
Дизель требует больших капиталовложений, но только в краткосрочной перспективе. Если вы покупаете автомобиль на длительный срок (от 5 лет) и планируете проезжать не менее 20 тысяч километров в год, дизель сэкономит вам деньги за счет низкого расхода топлива.
Стоимость
Дизель дороже бензина, но помните, что обслуживание такого двигателя потребует больших вложений.
6. Водяные насосы
На современных агрегатах термостат заменен датчиком температуры и электромагнитным клапаном. Эти компоненты часто ломаются.
Преимущества и недостатки: объективные факты
Теперь, когда мы выяснили, как работает каждый движок, давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта.
КПД и расход
Хотя бензиновые двигатели обычно имеют большую мощность, дизельный КПД заметно выше — на целых 40% по сравнению с его прямым конкурентом. Кроме того, расход топлива у дизеля в среднем на 20% меньше — именно потому, что эксплуатировать дизель дешевле (если только учитывать расход топлива на 100 км пути.
Расходы на обслуживание
Хотя стоимость эксплуатации дизельного двигателя ниже, чем стоимость бензина, затраты на техническое обслуживание и ремонт самого дизельного двигателя выше. Дело в том, что дизельный двигатель нужно чаще ремонтировать – менять фильтры, масла, проверять необходимую компрессию в цилиндрах. Да и ремонт «дизеля», учитывая более сложную конструкцию, обычно выходит дороже. С другой стороны, даже с учетом более дорогого обслуживания водители, проезжающие от 15-20 тысяч километров в год, за счет меньшего расхода топлива все же немного экономят по сравнению с бензиновыми аналогами.
Качество топлива и температура
Есть тонкости в эксплуатации, о которых многие автолюбители даже не подозревают. Во-первых, дизельный двигатель гораздо более привередлив к качеству топлива, чем бензиновый. Соответственно, если бензиновый ДВС можно заправить где угодно и практически чем угодно (плохой бензин приводит к повышенному расходу, но минимальному повреждению узлов двигателя), то дизельный аналог лучше заправлять на проверенных заправках. Во-вторых, дизель не дружит с низкими температурами — при -15-20°С обычная топливная смесь густеет и не проходит через топливный фильтр. Это означает, что топливо необходимо либо подогреть, либо использовать специальные сорта дизельного топлива.
В-третьих, быстро прогреться в дизельной машине не получится, так как она прогревается гораздо дольше – тепло поступает в салон минимум через 10 минут после запуска. Из-за этого дизельные двигатели обычно не приобретают в регионах с низкими температурами. С другой стороны, у дизеля есть заметный плюс – этот двигатель использует электричество только для запуска, поэтому «дизель» часто ставят на внедорожники, чтобы не бояться воды.
Шум и выхлопы
Дизельные двигатели всегда шумнее и издают больше вибраций даже на холостом ходу, чем их бензиновые аналоги — это связано с тем, что сгорание топлива в рабочей камере происходит под высоким давлением. А так как производители редко оснащают дизельные автомобили дополнительной шумоизоляцией, то разницу между двумя дизельными и бензиновыми моделями автомобилей обычно слышно даже с большого расстояния. Но дизель имеет меньше выбросов, поэтому таким автомобилям легче пройти сертификацию Евро-4 и выше, а бензиновые автомобили для прохождения сертификации должны быть оснащены дополнительными фильтрами.
Почему в Европе дизельные двигатели популярны, а в России нет?
В России продажи автомобилей с дизельным двигателем не превышают 8%, а в Европе 68% автомобилей оснащены дизельным топливом. Низкое предложение на рынке, высокая цена, отсутствие качественного топлива в России – основные причины низкой популярности этих автомобилей у россиян.
1. Нагар на впускных клапанах
Он засоряет камеры сгорания и нарушает поступление газов в головку. Это проблема только бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива. Образование нагара увеличивается по мере износа двигателя, увеличения количества масляных частиц в системе вентиляции картера.
У двигателей с непрямым впрыском такой проблемы нет, так как из топлива вымывается нагар. Для двигателей с непосредственным впрыском неисправность устраняется только механической очисткой элементов. Более совершенные двигатели оснащены дополнительной системой впрыска, но это приводит к серьезным механическим поломкам.
Расход топлива
Раньше считалось, что дизель был экономичнее бензина, в первую очередь из-за несоразмерной стоимости топлива. Дизель был намного дешевле бензина. Сегодня цены почти такие же, но дизельные двигатели по-прежнему потребляют меньше топлива. Это связано с высокой степенью сжатия топливовоздушной смеси.
КПД дизеля примерно на 40% выше за счет 2-кратной степени сжатия. Поэтому владельцы первой группы двигателей утверждают, что их автомобиль расходует топлива на 20% меньше, чем аналогичные автомобили, работающие на бензине. Вторая группа также достаточно экономична, особенно если речь идет о малолитражных автомобилях — например, с автомобилем Daewoo Matiz с расходом в районе 4-5 литров на 100 километров. Но дизельные агрегаты все же экономичнее.
Обслуживание
Если сравнивать обслуживание двух типов устройств без учета срока их службы, то бензиновый двигатель выгоднее дизельного. Российские мастера работают с ними чаще, ведь дизельные автомобили пока занимают лишь 7-10% всего рынка. Отсюда и удешевление ремонта бензинового двигателя — в автомастерских берут меньше за то, с чем уже знакомы. К тому же дизель имеет сложную конструкцию, поэтому мастера реже проводят реставрацию. Кроме того, новый бензонасос для него иногда стоит столько же, сколько подержанный автомобиль.
Даже на большинстве заправок продают низкокачественное дизельное топливо. Под видом арктического или зимнего топлива предлагают летнее топливо, которое замерзает при любой температуре ниже нуля градусов Цельсия, добавляют различные присадки, пытаясь искусственно улучшить его качество, а иногда даже разбавляют дизельное топливо водой или другими веществами. Бензин лучше. Следовательно, эти типы двигателей требуют меньшего количества масла и фильтров для замены по сравнению с дизельным двигателем.
Шумовые показатели
Единственное, в чем дизель пока сильно отстает от бензина, так это в шумовых характеристиках. Он бежит выше. Впрочем, некоторые видят в этом плюс — якобы работа мотора на малых оборотах напоминает кошачье мурлыканье, поэтому успокаивает и помогает сконцентрироваться. Однако многим этот «рев» не нравится.
Бензиновые двигатели работают тихо, без сильных изменений громкости звука, почти незаметно. Ценители тишины за рулем дизеля просто оснащают автомобиль качественной шумоизоляцией. Так что работу двигателя практически не слышно – уровень шума совпадает с уровнем шума бензинового аналога.
Преимущества и недостатки каждого из типов двигателей
Разобравшись с разницей в основных параметрах, можно подытожить и проанализировать основные преимущества и недостатки каждого типа двигателя.
Двигатель дизель — плюсы и минусы
Достоинства
- Низкий расход топлива. Какими бы экономичными ни были современные бензиновые двигатели, по расходу топлива они еще долго будут уступать дизелям, которые имеют более высокий КПД и обеспечивают более высокий крутящий момент.
- Меньше транспортных расходов. Поскольку дизельные двигатели с сопоставимыми характеристиками имеют меньшую мощность, сумма транспортного налога для них на порядок ниже.
- Экологичность. Ни для кого не будет секретом, что дизели экологичнее бензиновых, уступая по этому параметру только гибридам и электромобилям.
- Продолжительность. Современные бензиновые двигатели должны пройти от 150 до 200 тыс км, прежде чем им потребуется капитальный ремонт, в то время как у дизеля это значение как минимум в два раза больше, что говорит об их большей долговечности и надежности.
Недостатки
- Более высокие требования к качеству топлива, что особенно актуально в условиях российских реалий. Если заправить дизель некачественным топливом, вскоре ему потребуется ремонт, который, по сравнению с бензиновым двигателем, обойдется в более крупную сумму.
- Возможны проблемы с запуском двигателя при низких температурах.
- Более длительный нагрев, поэтому при езде зимой будьте готовы, что живительное тепло появится в салоне автомобиля только через несколько километров.
- Более высокие затраты на обслуживание, а количество автосервисов, обслуживающих дизельные двигатели, заметно меньше, чем бензиновых. Правда, если разложить расходы на ремонт и обслуживание на более длительный срок службы дизеля, то экономия на бензиновом двигателе будет выглядеть не столь значительной.
- Заметно более высокая стартовая цена автомобиля с дизельным двигателем, которая может достигать 10-20% по сравнению с аналогичным бензиновым автомобилем.
Двигатель бензин — плюсы и минусы
Достоинства
- Простой дизайн и развертывание. Бензиновый двигатель имеет более простую конструкцию, чем дизель, и более распространен в России, что позволяет производить ремонт и настройку практически во всех автосервисах.
- Безопасный старт практически при любых погодных условиях. Если двигатель не имеет неисправностей, его не составит труда запустить даже при температуре ниже 40 градусов Цельсия, тогда как у дизеля при сравнимых условиях могут наблюдаться проблемы с запуском.
- Разумная цена. Автомобили с бензиновым ДВС будут стоить значительно дешевле своих дизельных собратьев, но это правило не распространяется на автомобили с пробегом.
- Более широкий выбор комплектаций, и это касается практически всех производителей автомобилей, представленных в России.
Недостатки
- Частые проблемы с системой зажигания. По сравнению с дизельными двигателями, в бензиновых двигателях часто выходит из строя система зажигания, что сулит дополнительные и более распространенные материальные затраты.
- Низкий рабочий диапазон. Чтобы получить максимальную отдачу от бензинового двигателя, нужно его долго и усердно «крутить», а у дизеля максимальная отдача, практически с холостого хода.
- Прибыльность. Как мы уже говорили, каким бы современным ни был бензиновый двигатель, его расход все равно будет больше, чем у дизеля.
Как следствие, выбирать тип двигателя необходимо исходя из условий эксплуатации, а также манеры вождения, поэтому, если вы любите быстро разгоняться, не планируете возить тяжелые грузы и не использовать автомобиль в коммерческих целях, автомобиль с бензиновым двигателем больше подходит. В противном случае лучше выбрать дизельный двигатель.
Видео о бензиновых и дизельных двигателях:
Как не стать жертвой автомобильных перекупщиков
3. Двухмассовый маховик
Массовые маховики устанавливаются на дизельные и бензиновые автомобили. Но в первом случае они быстрее изнашиваются. Причина этого не только в высоком крутящем моменте двигателя и вибрации. Также к износу маховика приводит частый запуск двигателя, езда на малых оборотах. Срок службы можно сохранить только при стабильном, плавном пуске двигателя и использовании средних диапазонов оборотов двигателя.
Реальная ситуация
Бензиновые агрегаты по сложности конструкции приближаются к дизельным. Они оснащены большим количеством дополнительного оборудования: системы впрыска, турбины, контуры, комплексное охлаждение, дополнительные фильтры. Поэтому некоторые автомобили не проходят и 100 000 км, когда случаются поломки. Наиболее распространенными являются: