Классификация моторных масел по SAE, API, ACEA и ГОСТ, их марки и свойства

Вождение
Содержание
  1. Какова роль масла в автомобиле
  2. Слишком низкая вязкость: опасна ли она?
  3. Основные параметры вязкости
  4. Как классифицируются моторные масла
  5. SAE
  6. API
  7. ACEA
  8. ILSAC
  9. ГОСТ
  10. Маркировка моторного масла API
  11. Кинематическая и динамическая вязкости масла
  12. Последствия заливки масла повышенной вязкости
  13. Зависимость вязкости масла от температур
  14. Как грамотно выбрать машинное масло
  15. Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE
  16. Что происходит в момент запуска двигателя?
  17. Вязкость масла как один из самых важных критериев
  18. Международный стандарт вязкости масел
  19. Типы и характеристики моторных масел
  20. Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла
  21. Как обозначаются свойства моторных масел в разных классификациях
  22. Маркировка по классификации API
  23. Расшифровка маркировки по стандарту ACEA
  24. Классификация моторных масел
  25. SAE
  26. API
  27. ACEA
  28. ILSAC
  29. ГОСТ
  30. Таблица маркировки и классификации моторных масел по ILSAC
  31. Что происходит, когда вязкость масла выше нормы
  32. Какая вязкость больше всего подходит для двигателя

Какова роль масла в автомобиле

Первоначальная функция моторного масла заключалась в смазке шеек коленчатого вала, избавлении от побочных продуктов износа и снижении температуры путем выпуска жидкости в картер двигателя.

В современном автомобилестроении функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился их состав для реализации новых функций.

Основные функции моторного масла:

  • защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
  • предотвращение коррозии;
  • охлаждение двигателя путем слива рабочей жидкости в поддон, расположенный в самом низу двигателя;
  • удаление остатков механического износа из мест с повышенным трением;
  • удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как копоть, копоть и другие.

В основной компонент моторного масла добавляют различные присадки, способные удалять загрязнения, удерживать образующуюся пленку на трущихся деталях и выполнять другие функции.

Слишком низкая вязкость: опасна ли она?

Низкая вязкость может убить бензиновые и дизельные двигатели. Этот факт объясняется тем, что при повышенных рабочих температурах и нагрузках на двигатель увеличивается текучесть обволакивающей пленки, в результате чего и без того жидкая защита просто «оголяет» детали. Результат: увеличение силы трения, увеличение расхода топлива, деформация механизмов. Длительная эксплуатация автомобиля, заправленного маловязкой жидкостью, невозможна – он практически сразу заблокируется.

Некоторые современные модели двигателей предполагают использование так называемых «энергосберегающих» масел с пониженной вязкостью. Но использовать их можно только при наличии специальных допусков от автопроизводителей: ACEA A1, B1 и ACEA A5, B5.

Основные параметры вязкости

Одним из основных параметров являются низкотемпературные показатели.

К этим показателям относятся следующие:

  • проворачивание;
  • прокачиваемость.

Первый определяет диапазон текучести при низких температурах и указывает, какой должна быть максимально допустимая динамическая вязкость. Последнее позволяет коленчатому валу вращаться с частотой, обеспечивающей хороший запуск двигателя.

Прокачиваемость всегда имеет значение на 5°C ниже требуемого. Это необходимо для того, чтобы масляный насос не начал качать воздух из-за чрезмерного загустевания смазывающей жидкости. Параметры прокачиваемости не должны превышать 60 000 мПа*с.

Если вы хотите понять, как определить вязкость моторного масла, вам следует ознакомиться с таким понятием, как спецификация SAE. Это принятый в большинстве стран стандарт, определяющий необходимый уровень вязкости смазки для конкретного температурного режима.

Вот таблица, показывающая, какой классификации соответствует определенная температура воздуха.

Таблица температуры.

Как классифицируются моторные масла

Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от конструктивных особенностей и условий эксплуатации.

Читайте также: Стук в двигателе автомобиля при запуске на холостом ходу, холодный и горячий

Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, отвечающее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае поломки двигателя.

SAE

Всемирно известная классификация масел для двигателей – SAE – класс вязкости в зависимости от температуры окружающей среды, при которой работает двигатель.

Изменения внешних температур изменяют вязкость рабочей жидкости; при низких температурах для оптимальной работы двигателя масло должно оставаться достаточно жидким, а при высоких температурах оно должно быть достаточно густым, чтобы защитить двигатель.

По стандартам SAE моторные масла делятся на семнадцать классов от 0W до 60W.

Среди них восемь для зимней эксплуатации (первые цифры 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для летней эксплуатации (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).

Первое число сообщает о минимальной температуре ниже нуля, когда масло закачивается в двигатель насосом и двигатель благополучно запускается.

Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число, тем гуще жидкость при высоких температурах.

Разделение обоих чисел W указывает на использование всесезонных моторных жидкостей.

Наиболее распространенные в России индексы вязкости для холодного пуска двигателя (первые цифры — температура:

  • 0 Вт ниже -35°C;
  • 5 Вт до -30°C;
  • 10 Вт до -25°C;
  • 15 Вт до -20°C;
  • 20 Вт до -15°C.

Наиболее распространенными в России другими числами индексов, характеризующих максимальную температуру наружного воздуха, являются:

  • 30 +25°С;
  • 40 от +30°С до +45°С (в зависимости от первых цифр — при 0Вт +30°С, при 5Вт +35°С, при 10Вт +35°С, при 15Вт и 20Вт +45°С).

В умеренно холодную зиму и нежаркое лето рекомендуется заливать масло 10W, так как оно более универсально, подходит для многих автомобилей. В очень холодные зимы следует доливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.

Современные двигатели с пробегом не более 50% от планового ресурса требуют масла с малой вязкостью.

API

Классификация API предполагает разделение рабочих жидкостей на две категории – «S» для бензиновых двигателей и «С» для дизельных двигателей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, используется двойная маркировка через дробь, например SF/CH.

Далее следует подразделение уровня производительности (вторая буква). Чем дальше вторая буква по алфавиту, тем лучше такие моторные масла обеспечивают работу двигателя и снижают расход жидкости на угар.

Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • SN для двигателей современных автомобилей с высоким классом экологичности и энергосбережения;
  • СМ с 2004г.;
  • СЛ с 2000г.;
  • СЖ с 1996г.;
  • СХ с 1993 г

Масла класса SN рекомендуется заменять раньше.

Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • CJ с 2006 года, чтобы обеспечить максимальную защиту окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
  • КЛ с 2002 г с учетом экологических норм в 2002 г., а с окончанием ПЛЮС, введенных в 2004 г с повышенными экологическими требованиями в 2004 г.;
  • СН с 1998 г., для эксплуатации на высоких скоростях с учетом экологических норм с 1998 г.;
  • ЦГ с 1995 года, для условий работы при повышенной нагрузке и скоростных режимах;
  • CF-2 для двигателей с непрямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в для двигателей, работающих в скоростных режимах;
  • CE с 1993 года для условий работы при высокой нагрузке.

Цифра 2 или 4 через тире указывает на двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили имеют четырехтактный двигатель.

Моторные жидкости классов SM и SN подходят для двигателей с турбонаддувом.

ACEA

Классификация ACEA является европейским аналогом API.

В последнем издании 2012 года моторные масла разделены на категории:

  • A/B для бензиновых (A) и дизельных (B) двигателей;
  • C для дизельных и бензиновых двигателей с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и катализаторов;
  • E для дизельных двигателей большегрузных автомобилей.

Классы и основные характеристики по последней редакции:

  •  А1/В1 предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, увеличенные интервалы замены масла, низкий коэффициент трения;
  • A3/B3 предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях большой мощности легковых автомобилей, увеличенных интервалах замены, тяжелых условиях эксплуатации, всепогодных условиях;
  • А3/В4 предназначен для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях, экономит топливо;
  • А5/В5 предназначен для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, увеличенные интервалы замены;
  • С1 и С2 заливают в высокофорсированные дизельные и бензиновые двигатели легковых автомобилей, оборудованные сажевыми фильтрами и трехходовыми нейтрализаторами, низким коэффициентом трения, экономией топлива и продлением срока службы сажевых фильтров и катализаторов, различаются содержанием различных присадок;
  • С3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей, оснащены сажевым фильтром и трехходовым нейтрализатором, продлевают срок службы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
  • Е6 предназначен для тяжелонагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей, оснащенных сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенным интервалом замены;
  • Е7 предназначен для дизельных двигателей грузовых автомобилей, работающих в особо тяжелых условиях, оборудованных системами рециркуляции с нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал замены;
  • Е9 предназначено для самых современных дизельных двигателей с повышенной нагрузкой и самыми строгими экологическими требованиями, как с сажевым фильтром, так и без него, увеличенными интервалами замены.

ILSAC

Классификация моторных масел ILSAC разработана для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для двигателей легковых автомобилей, выпускаемых в США и Японии.

Свойства машинных жидкостей по классификации ILSAC:

  • сохранение энергии;
  • сниженный расход топлива;
  • низкая вязкость;
  • устойчивость к пенообразованию;
  • низкая волатильность;
  • защита от засорения катализаторов за счет низкого содержания фосфора.

Классы качества и год введения:

  • ГФ-1 старшего класса, по API SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W под другими номерами 30, 40, 50, 60;
  • ГФ-2 с 1996 года, по API SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W с другими номерами 20, 30, 40, 50, 60;
  • ГФ-3 с 2001 года, в соответствии с API SL, отличием от ГФ-2 и API SJ являются улучшенные противоизносные и антиокислительные характеристики и энергосберегающие параметры;
  • ГФ-4 с 2004 года соответствует API SM с энергоэффективными показателями и улучшенными моющими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместим с катализаторами;
  • ГФ-5 с 2010 года отличается от ГФ-4 повышенной энергоэффективностью и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами защиты окружающей среды.

ГОСТ

Классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1 была первоначально принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и экологических требований последняя редакция была в 2015 году.

Классификация машинных масел по ГОСТ согласно международным требованиям

В зависимости от области использования машинные масла делятся на группы от А до Е.

Маркировка моторного масла API

Наиболее важные показатели, учитываемые в данной классификации:

  • Тип двигателя.
  • Режим работы двигателя.
  • Эксплуатационные характеристики масла.
  • Условия эксплуатации.
  • Год выпуска.

Объяснение маркировки API:

  • Аббревиатура «ЕС» расшифровывается как энергосберегающее масло.
  • Римская цифра (после «ЕС») — показывает уровень экономии топлива.
  • Символ «S»/«C» ​​— указывает на назначение масла для бензинового или дизельного двигателя.
  • Буква от «А» до «Н» и выше — уровень эксплуатационных характеристик.
  • Цифра «2»/«4» предназначена для 2-/4-тактных дизельных двигателей.

Существуют универсальные смазочные жидкости. Они подходят для бензиновых и дизельных двигателей. В их маркировке есть пара обозначений «SL/CF». Правильный выбор масла существенно влияет на эксплуатационные характеристики, а также на интенсивность износа двигателя.

Классификация моторных масел ACEA

Его разработала Ассоциация европейских автопроизводителей. Маркировка ACEA делит смазочные материалы на два класса в зависимости от типа двигателя: бензиновые и дизельные. Масла делятся на 3 категории:

  • А/В — бензиновые и дизельные двигатели микроавтобусов, фургонов, легковых автомобилей.
  • C — бензиновые и дизельные двигатели с катализаторами выхлопа.
  • Е — дизельные двигатели грузовых автомобилей.

Классификация моторных масел

Кинематическая и динамическая вязкости масла

Для определения качества масла определяют его кинематическую и динамическую вязкость.

вязкость масла

Кинематическая вязкость является показателем текучести при нормальной (+40°С) и повышенной (+100°С) температурах. Определяют с помощью капиллярного вискозиметра. Для его определения рассматривается время, за которое масло течет при данных температурах. Измеряется в мм2/сек.

Динамическая вязкость – показатель, определяющий реакцию смазки в реальном симуляторе нагрузки – ротационном вискозиметре. Устройство моделирует реальные нагрузки в двигателе, учитывает давление в магистралях и температуру +150°С и контролирует, как ведет себя смазочная жидкость, как изменяется ее вязкость именно в моменты нагрузки.

Последствия заливки масла повышенной вязкости

Бывают случаи, когда автовладельцы не знают, как определить требуемую вязкость моторного масла для своего автомобиля и залить рекомендованное продавцами. Что произойдет, если пластичность выше, чем необходимо?

Если он «брызнет» в хорошо прогретом высоковязком моторном масле, опасности для двигателя (при нормальных оборотах) нет. В этом случае температура внутри устройства будет просто повышаться, что приведет к снижению вязкости смазки. Ситуация вернется в норму. Но! Регулярное повторение такой схемы значительно снизит ресурс двигателя.

Если резко «дать газу», вызывая увеличение скорости, степень вязкости жидкости не будет соответствовать температуре. Это приведет к превышению максимально допустимой температуры в моторном отсеке. Перегрев приведет к увеличению силы трения и снижению износостойкости деталей. Впрочем, и само масло через довольно короткое время потеряет свои свойства.

информация.png
Вы не сразу сможете определить, что вязкость масла не подошла для автомобиля. Первые «симптомы» появляются только через 100-150 тысяч километров. И главным показателем будет увеличение зазоров между деталями. Однако даже опытные специалисты не смогут однозначно связать высокую вязкость и быстрое снижение ресурса двигателя. Именно по этой причине официальные автомастерские часто пренебрегают требованиями производителей транспортных средств. Кроме того, им выгодно ремонтировать силовые агрегаты автомобилей, у которых уже истек срок гарантийного обслуживания. Поэтому выбор вязкости масла – непростая задача для любого автолюбителя.

Зависимость вязкости масла от температур

Зависимость вязкости масла от температуры (таблица)

Как ни странно, от его вязкости зависит не только возможность использования масла в определенном диапазоне температур, но и срок его службы, а следовательно, и периодичность замены. С чем это связано? Читать дальше.

Присадки, повышающие вязкость, обеспечивают необходимую вязкость масла. Они представляют собой длинные синтетические цепи с разным поверхностным натяжением с обеих сторон. Чем ниже температура, тем больше они сворачиваются в «шарик» и придают маслу необходимую текучесть при отрицательных температурах.

В описаниях моторных масел часто пишут: «Облегчает запуск двигателя при низких температурах». Это та самая способность вязких добавок сворачиваться в «шарик».

Как изменяется вязкость масла при повышении температуры? При этом «шарики» загустителей, наоборот, разворачиваются в цепочки и произвольно ориентируются во всем объеме масла, придавая высокую вязкость при высоких температурах.

Длина цепочек вискозиметрических присадок зависит от вязкости масла: чем больше интервал между зимними и летними параметрами, тем длиннее цепочка. Также, если сравнить длину масляной цепи 5w-30 и 5w-40, то она будет во много раз больше (не в процентах, а в несколько раз).

Чем длиннее цепь, тем на меньшее количество складываний и раскладываний она рассчитана. После определенного количества повторений эти цепи начинают разрушаться, масло теряет свою вязкость и подлежит замене. Именно от длины этой цепи в основном зависит интервал замены масла.

Конечно, большое влияние на частоту замены масла оказывают и другие пакеты присадок. Но об этом мы поговорим в другой раз, а сейчас рассматривать не будем.

Помните самое главное: чем больше интервал между параметрами вязкости зимнего и летнего масла, тем короче интервал замены масла. Наоборот.

Возьмем наглядный пример. Совсем недавно у некоторых дилеров при гарантийном обслуживании заливали в автомобили масло 5w-50 на 15000 км, аргументируя это тем, что это крутое, современное масло, сделанное для спортивных режимов.

Да, это очень крутое современное масло, и сделано оно специально для спортивных режимов. Но он не рассчитан на 15 000 км. Менять надо через пять, ну максимум — через шесть тысяч километров, потому что вискомуфта длинная, и вскоре после этих 5-6 тысяч км она начнет разрушаться. Имейте это в виду.

На всякий случай приводим ссылку на нашу инструкцию по замене моторного масла.

Как грамотно выбрать машинное масло

Производители автомобилей указывают рекомендуемое моторное масло и его допуски в руководстве по эксплуатации. Возможен выбор масла по тем же критериям, пока сохраняется гарантия. При грамотном подходе к выбору масла свойства неоригинального масла не будут уступать оригинальному, а в некоторых случаях и превосходить его.

Масла следует выбирать по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу двигателя и году выпуска). Рекомендуемые допуски для этих классификаций должны быть указаны в инструкциях.

Рекомендации по выбору моторного масла по вязкости:

  • при пробеге не более 25% от заложенного ресурса (новый двигатель) необходимо заливать моторные масла SAE 10W-40 или 5W-40 вне зависимости от сезона;
  • в технически исправный двигатель (длина 26-74% от заложенного ресурса) рекомендуется заливать моторные масла вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года вне зависимости от сезона — 5W-40;
  • в старый двигатель (длина более 76% заложенного ресурса) необходимо заливать моторные масла вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, и 5W-40, 10W-40 — про зиму, в любое время года — 5W-40.

По классификации API моторные жидкости необходимо выбирать по классу SM или SN для современных бензиновых двигателей, для дизелей не ниже CL-4 PLUS или CJ-4 для автомобилей с экологическими классами ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE

Исходя из спецификации SAE, все смазочные жидкости можно расшифровать по температуре и определить для себя область использования.

По классу вязкости и температурному режиму жидкости имеют следующий диапазон:

  • 5 W-30 – предназначен для работы при температуре от -25˚С до +20˚С;
  • 5 W-40 – рассчитано на работу от -25˚С до +35˚С;
  • 10 W-30 – рассчитано на работу от -20˚С до +30˚С;
  • 10 W-40 – рассчитано на работу от -20˚С до +35˚С;
  • 15 W-30 – подходит для эксплуатации при температуре воздуха от -15˚С до +35˚С;
  • 15 W-40 – подходит для эксплуатации при температуре воздуха от -15˚С до +45˚С;
  • 20 W-40 – подходит для эксплуатации при температуре воздуха от -10˚С до +45˚С;
  • 20 W-50 – подходит для эксплуатации при температуре воздуха от -10˚С до +45˚С и выше.

Однако при выборе наиболее подходящего масла для вашего автомобиля необходимо в первую очередь руководствоваться информацией, предоставленной производителем.

Что происходит в момент запуска двигателя?

Если ваш «железный друг» простоял всю ночь на морозе, вязкость масла, залитого в него утром, будет в несколько раз выше расчетного рабочего значения. Соответственно толщина защитной пленки будет превышать зазоры между элементами. При запуске холодного двигателя мощность падает, а температура внутри него повышается. Это нагревает двигатель.

предупреждение.png
Важно! Во время разминки нельзя давать ему повышенную нагрузку. Слишком густой смазочный состав будет затруднять движение основных механизмов и приведет к сокращению срока службы автомобиля.

Вязкость масла как один из самых важных критериев

Ключевым критерием, который мы используем для оценки масла, является вязкость. Понятие «вязкость моторного масла» простыми словами можно определить по уровню его текучести, толщине защитного слоя, оставшегося на металлических поверхностях двигателя. Например, патока имеет высокую вязкость, а вода – низкую. Чистый?

В двигателе мы, по сути, хотим, чтобы масло обладало двойными качествами, которые по своей сути являются взаимоисключающими. Мы хотим, чтобы он мог легко добраться до критических частей трансмиссии при запуске автомобиля, но защитный слой смазки должен оставаться в изобилии во время работы двигателя при экстремально высоких температурах, защищая поверхности от износа.

Проблема в том, что масло на нефтяной основе так не работает – по крайней мере, без небольшой помощи.

Международный стандарт вязкости масел

О важности такого свойства, как вязкость масла, известно еще с момента выпуска первого автомобиля. С тех пор инженеры пытались классифицировать смазочные материалы. Исходя из определенных качеств, все имеющиеся масла были разделены на следующие виды:

  • смазочные материалы с низкой вязкостью
  • средней вязкости
  • тяжелый

После изобретения приборов, пригодных для определения вязкости, Американским обществом автомобильных инженеров (SAE.

Данная классификация моторных масел в процессе своего развития претерпела определенные изменения и на сегодняшний день представляет 11 классов вязкости.

Их полный список выглядит следующим образом:

  1. САЕ 0 Вт;
  2. САЕ 5 Вт;
  3. САЭ 10 Вт;
  4. САЭ 15 Вт;
  5. САЭ 20 Вт;
  6. САЭ 25 Вт;
  7. САЕ 20;
  8. САЕ 30;
  9. САЭ 40;
  10. САЕ 50;
  11. САЕ60.

В связи с этим классы вязкости моторных масел оказались в спецификации SAE по классу вязкости, который определяется по условиям, приближенным к реальным. В результате масла разделились на летние и зимние типы.

Летние смазки не имеют буквенного обозначения и имеют более высокую вязкость, вследствие чего обеспечивают качественную смазку всех деталей двигателя при высоких температурах окружающей среды.

Но при низких температурах такие масла становятся слишком густыми и создают серьезную проблему при запуске холодного двигателя.

Зимнее масло менее вязкое, поэтому проблем с холодным пуском двигателя не возникает. Но в жаркое время года он становится слишком жидким, поэтому не способен дать должной защите деталям силового агрегата.

Благодаря изобретению всевозможных присадок появилась новая категория масел, сочетающая в себе хороший баланс зимних и летних свойств. Такие смазки называются всесезонными.

Типы и характеристики моторных масел

В Европе, США, Японии и других странах моторные масла маркируются по SAE (Society of Automotive Engineers) по вязкости, соответствующей принятой в России классификации. По классификации SAE масла делятся на:

  • Зимние маловязкие масла обеспечивают холодный пуск при отрицательных температурах; но при высоких температурах не обеспечивает надежной смазки двигателя);
  • Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
  • Всесезонные масла при низких температурах имеют вязкость зимних масел, а при высоких — вязкость летних масел.

Зимние масла обозначаются буквой W (от слова winter — зима). SAE делит моторные масла на 10 классов, различающихся по вязкостно-температурным характеристикам. Типичные обозначения для зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, для летних масел – 20, 30, 40 и 50. Чем меньше число, обозначающее класс зимнего масла, тем ниже температура, при которой работает масло, т.е смазывает трущиеся поверхности, свободно стекает по ним. Чем выше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя стабильную масляную пленку между трющимися деталями.

Особенности инфографики моторного масла
Особенности инфографики моторного масла

Класс вязкости всесезонного масла обозначается через дефис (-), например 10W-40; причем, чем больше разница между первой и второй цифрой в обозначении, тем в большем диапазоне температур может работать это масло.

Также существует принятая во многих странах классификация API (American Petroleum Institute), связывающая эксплуатационные характеристики масел с условиями работы двигателя. Условия использования масел обозначаются двумя буквами:

  • первая определяет тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный),
  • второй (A, B, C, D, E, F, G, H) — уровень производительности моторного масла.

Также ужесточаются сроки использования масла по увеличению порядкового номера буквы алфавита. Масла класса SA и CA предназначены для нефорсированных двигателей конструкции до 70-х годов, работающих при малых нагрузках. А масла классов SH и CD предназначены для мощных многоклапанных двигателей и двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели производства с 1989 года).

Инфографика Топ-10 покупаемых моторных масел в России
Инфографика Топ-10 покупаемых моторных масел в России

На упаковках обычно ставят обозначение на этикетке моторного масла для обеих систем.

Тенденция такова, что большинство масел обычно производятся для любых погодных условий. При этом многие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, но последние характерны только для моторных масел для легковых автомобилей.

Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характеризующие состав масла. Масла

  • минеральное (полученное из нефтепродуктов),
  • синтетический,
  • полусинтетические (представляющие собой смесь первых двух).

Такое деление вполне оправдано, так как минеральные и синтетические масла различаются по вязкостно-температурным характеристикам, а значит, по сфере применения и, что немаловажно, по цене. Следует отметить, что все виды присадок играют важную роль, и в первую очередь влияют на свойства масла, а также на цену.

Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла

Нефть представляет собой смесь углеводородов с определенной углеродной структурой. Они могут быть соединены между собой в длинные цепочки или разветвлены. Чем длиннее и прямее углеродные цепи, тем лучше масло.

вязкость масла

Минеральные масла получают из нефти разными способами:

  • самый простой способ – перегонка нефти с экстракцией рафинатов растворителем;
  • более сложный метод – гидрокрекинг;
  • еще более сложным является каталитический гидрокрекинг.

Синтетическая нефть получается из природного газа за счет увеличения длины углеводородных цепей. Таким образом легче получить более длинные цепочки. «Синтетика» — намного лучше, чем минеральные масла, примерно в три-пять раз. Единственный минус — очень высокая цена.

«Полусинтетика» — смесь минерального и синтетического масел.

Как обозначаются свойства моторных масел в разных классификациях

Сае — не единственная классификация. Страны, где производится большинство автомобилей, классифицировали моторные масла с этикетками, понятными их покупателям. По сравнению с SAE больше внимания уделяется классификации моторных масел в зависимости от того, для каких двигателей они подходят.

Маркировка по классификации API

Это классификация Американского института нефти. Согласно ей, масла делятся на 3 основные категории:

  1. С или Сервис. В эту категорию входят смазочные материалы для бензиновых двигателей.
  2. C или коммерческий. Смазки для дизельных генераторов.
  3. ЭЦ или энергосберегающие масла для энергосбережения. Эти вещества самые маловязкие, предназначенные для бензиновых агрегатов.

Маркировка моторного масла API на этикетке
Маркировка моторного масла API на этикетке

Категории API делятся на классы в зависимости от качества смазочных материалов. Основные классы 2: для бензиновых и дизельных двигателей.

Смазки для бензиновых двигателей маркируются следующим образом: SN, SM, SL, SJ, SH, SG, SF, SE, SD, SC, SB, SA. Первая буква указывает на тип используемого топлива. Второе – тип и процент экономии топлива. Марка SN предназначена для современных высокоэкономичных двигателей. Чем ниже обозначение в классификации, тем старше двигатель по году выпуска, т.е он не экономичный.

Для дизельных двигателей API маркирует масла следующим образом: CJ-4, CI-4, CI-4, CH-4, CG-4, CF-2, CF-4, CF, CE, CD-II, CD, CC, КБ, СО. Самой современной маркой является CJ-4. Дизельные масла маркируются в зависимости от года выпуска двигателя, его экономичности и количества вредных выбросов.

Маркировка классификации API
Маркировка классификации API

Расшифровка маркировки по стандарту ACEA

Это европейская классификация. Он содержит 3 основные категории:

  1. А/В – совместим с дизельными и бензиновыми двигателями старого поколения.
  2. С – для всех типов двигателей, если они соответствуют стандарту Евро-4.
  3. Е – для тяжелых дизельных агрегатов с большой мощностью.

Маркировка ACEA на этикетке
Маркировка ACEA на этикетке

Категории далее делятся на классы:

  1. А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5 — для легковых автомобилей на всех видах топлива. Эти марки характеризуются высокой стойкостью к трению и защитой от коррозии.
  2. С 1, 2, 3, 4 – смазочные материалы для двигателей, выпускаемых по стандарту Евро-4.
  3. Е 6 и 7 – смазочные материалы для дизельных агрегатов, выпускаемые по нормам Евро-1,2,3,4.

Классификация ACEA также ориентируется на тип двигателя, не влияя на температурные характеристики при эксплуатации.

Расшифровка маркировки по стандарту ACEA
Расшифровка маркировки по стандарту ACEA

Классификация моторных масел

При выборе смазки для двигателя необходимо учитывать классификацию моторных масел. Это необходимо для упрощения процесса выбора с учетом задач и характеристик товара, а также его соответствия действующим стандартам. Всего существует несколько вариантов международной классификации.

Давайте кратко рассмотрим доступные варианты.

SAE

Классификация, подразумевающая соответствие требованиям Общества автомобильных инженеров США. Характеризует параметр вязкости смазки для силовых агрегатов.

Учитывая эту характеристику, все масла условно делятся на 11 категорий, шесть из которых предназначены для эксплуатации зимой — от 0W до 25W, а пять — летом — от 20 до 60.

Важно учитывать, что это общая спецификация, поэтому ориентироваться нужно не только на нее, но и на другие параметры, подробнее на эту тему можно посмотреть здесь https://autotopik.ru/obuchenie/512-klasifikaciya- моторных- кори-sae.html.

API

Еще один стандарт Американского института нефти. Указывает нижний предел стандартов на смазочные материалы для дизельных или бензиновых двигателей.

В отличие от SAE, он более продвинутый и позволяет сделать более точный выбор по мощности и производительности.

ACEA

Спецификации от европейских производителей машин. Впервые введена в 1991 году, заменив классификацию CCMC.

Для отдельных тестов требования соответствуют API, но лучше предпочесть ACEA, т.к здесь указаны более строгие критерии проверки.

Стандарт условно разделен на несколько классов – для бензиновых двигателей, для дизелей до 2,5 л, для бензиновых/дизельных агрегатов с нейтрализатором, а также для дизелей объемом 2,5 л и выше.

ILSAC

Еще один стандарт от Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов для двигателей. Появился благодаря инициативе японской и американской ассоциаций, занимающихся продажей автомобилей.

Здесь ужесточаются требования по пенообразованию, летучести, фильтрации, устойчивости к сдвигу и так далее

ГОСТ

Международный стандарт, дающий практическую классификацию моторных масел. Изложены требования и функции моторных масел для автомобилей, тракторов и другой техники.

Создан Международным техническим комитетом по стандартизации. Наибольшим спросом пользуются граждане СНГ.

Классификации, рассмотренные выше, различаются по типу и требованиям к смазке, что позволяет ориентироваться на соответствие одному или нескольким стандартам одновременно.

Таблица маркировки и классификации моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартам и одобрению моторных масел (ILSAC) выпустил пять стандартов для маркировки моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

Категория ILSAC Год введения Описание
ILSAC GF-1 Устаревший Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где ХХ — 30, 40, 50, 60
ИЛСАК ГФ-2 1996 г Соответствует требованиям качества API SJ, к классам GF-1 добавлено SAE 0W-20, 5W-20
ILSAC GF-3 2001 г Соответствует классификации API SL. Отличается от ГФ-2 и API SJ значительно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также улучшенной летучестью. Классы ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла GF-3 обязательно являются энергоэффективными.
ILSAC GF-4 2004 г Соответствует классификации API SM с обязательными функциями энергосбережения. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории ГФ-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимы с каталитическими преобразователями выхлопных газов.
ILSAC GF-5 2010 Соответствует требованиям классификации API SM с более строгими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализаторами, летучести, смываемости и стойкости к образованию накипи. Введены новые требования к защите систем турбокомпрессора от отложений и совместимости с эластомерами.

Что происходит, когда вязкость масла выше нормы

Если вязкость выше нормы, вязкость масла не упадет до значения, рассчитанного инженером, даже при уже прогретом двигателе. В условиях нормальной нагрузки температура двигателя будет повышаться до тех пор, пока вязкость не вернется к норме. Из этого следует вывод – рабочая температура при эксплуатации плохо подобранного моторного масла будет постоянно повышаться, что увеличивает износ деталей и агрегатов двигателя.

При большой нагрузке – при экстренном разгоне или на затяжном крутом подъеме температура двигателя поднимется еще выше и может превысить температуру, при которой масло сохраняет свои рабочие характеристики. Он будет окисляться, и в нем будет образовываться нагар, копоть, кислоты.

Еще одним недостатком слишком вязкого масла является то, что часть мощности двигателя будет теряться из-за больших сил прокачки в системе.

Какая вязкость больше всего подходит для двигателя

Как правило, большинство автомобилистов считают, что высокая вязкость при высоких температурах – лучший показатель. Особенно всех радует, что такие масла используются для спортивных автомобилей. Увы, эти показатели не смогут превратить старую буханку в гоночную машину, а вот испортить двигатель таким составом можно за считанные дни.

Специалисты рекомендуют ни в коем случае не заливать в двигатель масло, вязкость которого не соответствует рекомендациям производителя автомобиля. Дело в том, что только производитель способен учесть режим движения конкретного автомобиля и рассчитать нужную вязкость масла.

А чтобы окончательно убедить водителей не использовать «не подходящее», масло, в 2008 году был проведен официальный эксперимент, результаты которого позже появились на страницах известного журнала «За рулем». Один из участников гонок по бездорожью залил в двигатель некогда популярной «восьмерки» высокотемпературное масло вязкостью 50 единиц. В результате производительность автомобиля упала, а износ двигателя значительно увеличился.

Кроме того, каждое масло имеет свои характеристики, основанные на производителе продукта. Рассмотрим самые популярные из них.

Оцените статью
Блог про автомобильные парковки