По правилам дорожного движения маршрутки, отправляющиеся с остановок, должны пропускать?

Вождение

Требования правил дорожного движения

По статистике, большинство аварий с маршрутками происходит именно при выезде с остановки. Часто водители таких маршруток грубо начинают уезжать с остановки, не будучи убежденными в безопасности такого маневра, другие водители, не знающие ПДД, не уступают им преимущественное право проезда, что приводит к дорожные аварии.

Согласно действующим правилам, водители должны уступить дорогу общественному транспорту, который отъезжает от остановки. К такому общественному транспорту относятся и маршрутки, курсирующие по заранее утвержденному маршруту. В то время как водители маршруток должны, по правилам, начинать движение с поворота на повороте и следить за безопасностью предпринимаемого ими маневра.

Нужно ли по правилам дорожного движения разрешать маршруткам отходить от остановок?

Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки

В правилах дорожного движения есть несколько знаков, которые не распространяются на рейсовые транспортные средства:

Знак 4.1.1 Идти прямо
Знак 4.1.2 Правостороннее движение
Знак 4.1.3 Движение слева
Знак 4.1.4 Движение прямо или направо
Знак 4.1.5 Движение прямо или налево
Знак 4.1.6 Движение вправо или влево
Знак 3.1 Въезд запрещен
Знак 3.2 Движение запрещено
Знак 3.3 Движение автотранспорта запрещено
Знак 3.18.1 Поворот направо запрещен
Знак 3.18.2 Левый поворот запрещен
Знак 3.19 Разворот запрещен
Знак 3.27 Остановка запрещена

Обратите внимание, что общественный транспорт может нарушать требования к этим знакам только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте следования. Об этом говорилось в начале статьи. Как только микроавтобус отклоняется от маршрута, он перестает быть маршрутным транспортным средством.

Таким образом, на практике не возникают опасные ситуации, такие как движение в противоположном направлении при одностороннем движении.

Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы выехать на выделенную полосу общественного транспорта, направленную в сторону основного потока. Транспортные средства, кроме такси и школьных автобусов, не имеют доступа к этой полосе.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов в том, что для них предназначены выделенные полосы общественного транспорта. Отобранные группы были рассмотрены в отдельной статье, поэтому я не буду их здесь повторять.

Правила движения по выделенным полосам

Напомню, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:

Знак 5.11.1 Дорога с полосой для рейсовых транспортных средств
Знак 5.12.1 Конец дороги с полосой для рейсовых транспортных средств
Знак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для движения рейсовых автомобилей
Знак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для движения рейсовых транспортных средств
Знак 5.14 Полоса движения для рейсовых транспортных средств
Знак 5.14.1 Конец полосы движения транспортных средств по расписанию

Обоюдная вина водителей

Несмотря на преимущественное право проезда микроавтобусов, отправляющихся с остановок, все же нередко при рассмотрении дела о таком ДТП в ГИБДД или непосредственно на месте инспектор ГИБДД принимает решение о взаимной вине водителей. «ГИБДД» руководствуется тем, что водитель легкового автомобиля должен дать преимущество микроавтобусу, уехавшему с остановки. При этом водитель микроавтобуса, начавший движение, не удостоверился в безопасности своего маневра.

К сожалению, по взаимной вине водителей возникают определенные сложности с получением страхового возмещения по ОСАГО. Поскольку четко определенного виновника такого ДТП нет, страховая компания может на вполне законных основаниях отказать в выплате. Во избежание подобных сложностей водитель все же должен проявлять максимальную осторожность при проезде таких остановок общественного транспорта, особенно если он видит отъезжающий от остановки автобус, троллейбус или маршрутку.

Помните, что такие шаттлы можно пропускать, если они останавливались в специально отведенных местах, имеющих соответствующие указатели. Если микроавтобус останавливается только на обочине или на светофоре, то водитель такого транспортного средства нарушает правила дорожного движения, и в этом случае другие водители не обязаны пропускать микроавтобус в начале движения.

Подведём итоги

По действующим ПДД требуется пропускать весь общественный транспорт, в том числе и маршрутки, отправляющиеся с остановки. При этом водитель микроавтобуса должен убедиться, что совершаемый им маневр безопасен. Часто в таких авариях виновными признаются оба водителя, так как один не отдал преимущество микроавтобусу, а другой не убедился в безопасности выполненного маневра. Следовательно, возникают сложности с получением возмещения по ОСАГО. Также помните, что пропускать маршрутки обязательно только в том случае, если они отправляются с остановки, на которой есть правильные дорожные знаки.

По правилам дорожного движения маршрутки относятся к общественному транспорту, поэтому их необходимо обгонять при выезде с обозначенных остановок.

Читайте также: Производитель Skoda Octavia A8 для России

Начало движения от обозначенного места остановки

Ситуация регулируется п. 18.3 ПДД:

18.3. В городах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, стартующим с обозначенных остановок. Водители троллейбусов и автобусов могут начать движение только после того, как будут уверены, что уступили дорогу.

Обратите внимание, что маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество, если одновременно выполняются следующие условия:

  • Ситуация разворачивается в деревне.
  • Зона ожидания должна быть обозначена знаком 5.16:
    Знак 5.16 Автобусная и (или) троллейбусная остановка
  • Общественный транспорт должен начать движение. Те, если маршрутка медленно проедет остановку, но не остановится, то преимущества она не получит.

В этом разделе также есть дополнительные требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться, что уступают дорогу. На практике это означает, что если ДТП произойдет при выезде автобуса с остановки, виновниками будут признаны оба водителя одновременно. Водитель легкового автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения того же раздела.

Оцените статью
Блог про автомобильные парковки