- Назначение гидрокомпенсаторов и возможные последствия их неисправности
- Гидрокомпенсаторы — секреты конструкции
- Последствия появившегося стука
- Чем опасен стук гидрокомпенсаторов на горячую?
- Как убрать стук
- Последствия бездействия при стуке гидрокомпенсаторов
- Гидрокомпенсаторы стучат, можно ли ездить
- Застучали гидрокомпенсаторы: что делать?
- Как определить, какой гидрокомпенсатор шумит
- Как определить неисправный элемент
- Стучат гидрокомпенсаторы на холодном моторе
- Стук гидрокомпенсаторов на горячем двигателе
- Новый гидрокомпенсатор стучит
- Диагностика. Как обнаружить неисправный гидрокомпенсатор, как проверить
- Основные производители
- Какой именно из гидрокомпенсаторов издает стук?
- Проверка гидрокомпенсаторов
- Признаки неисправности гидрокомпенсаторов
- Как определить, какой гидрокомпенсатор стучит
- Принцип работы системы компенсации
- Какие бывают типы гидрокомпенсаторов
- Плюсы и минусы гидравлического компенсатора
- Почему стучат новые гидрокомпенсаторы на холодную?
- Немного истории
- Выявление неисправных гидрокомпенсаторов
- Присадка для гидрокомпенсаторов Liqui Moly
- Конструкция гидрокомпенсатора, принцип работы и возможные причины появления неисправностей
- Способы устранения проблемы
Назначение гидрокомпенсаторов и возможные последствия их неисправности
Чаще всего основной причиной такого стука является увеличение теплового зазора между элементами газораспределительного механизма двигателя. Допустимая величина такого зазора определяется характеристиками силового агрегата и обычно находится в пределах от 0,1 до 0,4 мм. Если раньше регулировку приходилось производить вручную, через каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля, то сейчас подавляющее большинство автомобилей оснащены гидрокомпенсаторами с возможностью автоматической регулировки.
Соответствие размера теплового зазора требуемым нормам является важным элементом правильной работы двигателя. Кроме того, если значение превышает требуемое число оборотов, в двигателе автомобиля происходят крайне нежелательные процессы:
- повышенный износ и возможное разрушение впускных и выпускных клапанов;
- появление сколов на других временных элементах;
- возможная деформация ГБЦ;
- загрязнение моторного масла продуктами износа и, как следствие, увеличение трения в двигателе с потерей мощности и перерасходом топлива.
По мере уменьшения зазора снижается компрессия в цилиндрах двигателя и автоматически снижается мощность.
Учитывая такие последствия, очень важно следить за состоянием гидрокомпенсаторов и вовремя реагировать на появление крена.
Гидрокомпенсаторы — секреты конструкции
Давайте углубимся в техническую часть и рассмотрим, как эти устройства автоматически поддерживают одинаковый зазор. Его основными конструктивными элементами являются:
- рамка;
- поршневая пара;
- поршневая пружина;
- обратный клапан.
Важность работы гидрокомпенсаторов клапанов заключается в автоматической компенсации зазоров в газораспределительном механизме двигателя, изменяющихся под воздействием различных факторов, что достигается изменением длины с помощью пружин и давления масла.
Как мы уже упоминали выше, гидрокомпенсаторы расположены между распределительным валом (его кулачками) и клапанами.
При повороте кулачка вала тыльной стороной часть масла поступает в компенсатор из аппарели, которая заполняет полость, и он перемещается по ходу вверх-вниз до тех пор, пока не компенсирует зазор между корпусом и окружающими элементами привода ГРМ система.
Когда кулачок вала поворачивает выпуклую сторону гидрокомпенсатора и давит на него, наш юбиляр запирается, а масло в силу своей несжимаемости превращает его в жесткий элемент, который давит на клапан и открывает его.
При перемещении компенсатора часть масла из поршневой пары выходит через имеющиеся внутренние отверстия, а при ее возвращении в исходное положение с рампы новая часть поступает в гидрокомпенсатор, заполняет его внутреннюю часть, а отверстия снова компенсируется.
Последствия появившегося стука
Интересно, что развал гидрокомпенсаторов не приводит к повреждению других механизмов силовой установки.
При стуке гидрокомпенсаторов просто нарушается тепловой зазор, что приводит лишь к снижению мощности и приемистости силовой установки и увеличению расхода топлива.
Но появившийся стук может сигнализировать о неисправности в системе смазки, поэтому важно выяснить, почему стучали, и устранить проблему.
Если говорить об использовании на автомобилях систем газораспределения SOHC и DOHC, то разница только в количестве установленных гидрокомпенсаторов.
Так, на современных автомобилях, в том числе и отечественных, например, ВАЗ 2112 и Лада Приора, уже применяется система газораспределения DOHC, с 4 клапанами на цилиндр, а значит и с 4 гидравликой, их общее количество равно 16.
причины появления стука у всех автомобилей, в том числе и упомянутых, одинаковы.
Наличие такого количества гидравлики влияет только на более сложное выявление сбитого гидрокомпенсатора, если только один или несколько из общего количества тактов.
Чем опасен стук гидрокомпенсаторов на горячую?
Так как головка блока цилиндров является высшей точкой подачи смазки, именно там недостаточное давление ощущается наиболее остро. Если система смазки в двигателе не работает должным образом, звук горячих толкателей может быть первым признаком серьезной проблемы. Причины некорректной работы системы смазки:
- неправильная вязкость моторного масла;
- износ масляного насоса;
- затрудненная подача смазки к масляному насосу. В поисках причины следует осмотреть поддон на наличие вмятин, а маслобак на наличие трещин, течи в уплотнительном кольце. Наиболее частой причиной отсутствия масла является засорение сетки маслоприемника.
Для определения перебоев в работе системы смазки на прогретом двигателе следует измерить фактическое давление масла в двигателе. Для этого используется специальный переходник и манометр.
Как убрать стук
Не всегда стучащий гидрокомпенсатор необходимо заменить на новый. При появлении характерного стука необходимо в первую очередь заменить масло с масляным фильтром. Иногда этой процедуры достаточно, шум пропадает.
Можно использовать специальные промыватели системы смазки. С помощью современных разработок ведущих брендов можно промыть не только загрязненные, но и закоксовавшиеся маслоканалы.
Масляные каналы необходимо регулярно промывать специальными жидкостями
Наиболее эффективной является механическая очистка гидрокомпенсаторов. Гидравлика вынимается, разбирается, очищается и моется.
Последствия бездействия при стуке гидрокомпенсаторов
Если ход действительно высвобождается гидрокомпенсаторами, несвоевременная замена или ремонт гидрокомпенсаторов приведет к сокращению срока службы привода газораспределительного механизма и ГБЦ.
Ремонтировать и первый, и второй узел – дорогое и обременительное удовольствие.
И, наконец, скажем, что, конечно, вы можете как самостоятельно диагностировать проблему, так и устранить ее самостоятельно.
А вот промывка или замена гидрокомпенсаторов — это уже прямое вмешательство в системы силового агрегата вашего автомобиля, поэтому при малейших сомнениях в своих силах не поленитесь обратиться в авторизованный сервисный центр.
Если «накосячили», то все равно нужно обращаться к «официалам», а они обязательно определят, что кто-то до них уже заглядывал под клапанную крышку, ведь даже проверка гидрокомпенсаторов требует вскрытия клапанной крышки и проворачивания коленвала вручную.
В худшем случае вы не только оплатите дорогостоящий ремонт силового агрегата или контроля ГРМ, но и будете сняты с гарантийного обслуживания (если ваш автомобиль еще на гарантии).
Любой риск должен быть оправдан, а замена гидрокомпенсаторов – это не проблема, которую можно решить посреди трассы при полном отсутствии запчастей и необходимого инструмента. 10 раз подумайте, стоит ли браться за такую работу самостоятельно, или лучше доверить ее профессионалам.
Своевременное выявление проблемы и несложные операции по ее устранению, даже при обращении в сервис, – залог экономии денежных средств и ресурса силового агрегата машины.
Здравствуйте, сегодня хотел рассказать о такой неисправности как стук гидрокомпенсаторов, давайте с ней разбираться, для начала выясним что это такое и за что отвечает?
Так в современных двигателях устанавливаются гидрокомпенсаторы и они предназначены для автоматической регулировки тепловых зазоров клапанов двигателя. Это достигается за счет нахождения в них специальных пружин и подаваемого к ним масла.
Таким образом, гидрокомпенсаторы автоматически регулируют зазоры клапанов. Думаю многие помнят, что на старых двигателях, скажем ВАЗ 2106, нет гидрокомпенсаторов, клапана там приходилось регулировать вручную.
Что происходит, когда зазор клапана уменьшается или увеличивается?
Двигатель начинает давать сбои (упрощенно). Снижается мощность, увеличивается расход топлива, иногда ДВС начинает работать неровно. Это основные проблемы.
Так вот, чтобы нам не приходилось регулировать клапана вручную, в ДВС были установлены гидрокомпенсаторы. Устроены они в основном просто и ломаться особо нечему, но! По разным причинам они до сих пор выходят из строя, и мы постоянно слышим об этом!
Есть несколько стадий, самая распространенная: при запуске двигателя после длительной остановки отчетливо слышен металлический стук, как будто по металлу стучат множество металлических гаек или болтов. Через некоторое время бой уходит. Это связано с прогревом двигателя. Компенсаторы собирают масло и перестают стучать.
Следующий уровень. Стук пропадает, но на холостом ходу стук возобновляется, пропадает только при движении автомобиля. Это связано с тем, что на холостом ходу, при низком давлении масла, в гидрокомпенсаторах не хватает масла и стучат.
И последнее — Банкинг вообще не переводит. Обратите внимание, если они стучат, это не значит, что они вообще не выполняют свои функции, просто делают это плохо, но делают! Поэтому машина может продолжать ездить достаточно хорошо.
Гидрокомпенсатор демонтирован
Так что первые две ступени пока ничем двигателю не грозят, но однажды обязательно войдут в третью ступень! Поэтому давайте поговорим об этом, и о том, что мы должны сделать, чтобы этого не произошло.
Самое опасное, что может случиться и однажды случится, если ничего не предпринимать, — заблокируется гидрокомпенсатор .
Я забыл упомянуть, что скажем, в 16-клапанной машине 16 гидрокомпенсаторов. Каждый работает независимо. Клапан перестанет нормально работать, может заклинить или, наоборот, создать большой зазор. Если заклинит гидрокомпенсатор, вы можете этого не заметить, застрянет несколько машин, в принципе машина может не завестись, а если и заведется, то работать будет очень плохо. По-русски — «троить»
По какой причине они терпят неудачу? На самом деле причин много, назову самые популярные.
Забит масляный фильтр внутри двигателя, соответственно низкое давление масла в системе.
Сам гидрокомпенсатор механически неисправен. Внутри него установлена пара поршней, которые со временем неизбежно изнашиваются.
Итак, попробуем решить проблему.
Для этого сначала поменяйте масло в двигателе, а если вы предпочитаете дешевое масло, купите хорошее, очень часто проблема решается именно на этом этапе!
Не забудьте промыть двигатель и заменить масляный фильтр. Мыть так: Слить старое масло, залить новое, дать машине поработать 5-7 минут, слить это масло и оставить на соусе, затем залить новое.
Читайте также: Почему машина останавливается при нажатии на газ и что делать в такой ситуации
Если это не помогло, нужно разобрать, снять и промыть гидрокомпенсаторы, но перед этим проверить давление масла в системе на заправке. Если они низкие, это очень вероятно и тому есть причина.
Если вы в состоянии самостоятельно разобрать ДВС и снять гидрокомпенсаторы, то рекомендую вам просто с помощью специального средства (продается в автомагазинах) помыть и собрать их.
Если отдаете машину в ремонт, то разумно заменить их полностью на новые, за работу все равно придется платить, чтобы не платить дважды, если промывка не поможет, лучше приобрести новые сразу, пока спросите и лучше всего проверьте, чтобы двигатель был вымыт изнутри от грязи.
Собственно стук возникает, когда масла в гидрокомпенсаторе просто недостаточно, либо оно некачественное.
И последняя причина стука — это износ гидроподъемных сидений, это уже приведет к серьезному ремонту двигателя, но эта проблема встречается не так часто, так что не стоит о ней беспокоиться раньше.
Теперь вы в курсе, чем грозит удар гидрокомпенсаторов и как его можно устранить своими руками!
Практически каждый автолюбитель рано или поздно сталкивается с . Как правило, в определенных ситуациях двигатель срабатывает на прогрев или только на холод, а также могут наблюдаться срабатывания постоянно (независимо от температуры силового агрегата, режима работы, степени нагрузки и т.д.).
Короче говоря, пропуски зажигания в двигателе означают, что один или несколько цилиндров не работают, и причин такой неисправности может быть несколько. В этой статье мы поговорим о том, почему двигатель троит после прогрева, как диагностировать неисправность и какие признаки помогают найти проблему.
Гидрокомпенсаторы стучат, можно ли ездить
При стуке гидрокомпенсаторов ездить можно, но это может привести к более дорогому ремонту, чем поиск и устранение причины стука.
Эксплуатация автомобиля со стуком гидрокомпенсаторов будет сопровождаться следующими последствиями:
- Снижение мощности двигателя.
- Неудобное вождение в целом. (Езда, когда что-то стучит по конструкции автомобиля, не очень приятно для тех, кто следит за своей машиной).
- повысить уровень загрязнения окружающей среды.
- Чрезмерный расход топлива.
- повышенная вибрация.
Многие говорят, что можно ездить с гидрокомпенсаторами с резьбой, но надо понимать, что эти детали входят в конструкцию двигателя. Капитальный ремонт двигателя намного дороже как по времени, так и по финансам.
Застучали гидрокомпенсаторы: что делать?
Перед решением проблемы нужно определиться с компенсатором детонации. В противном случае вы можете починить то, что и так отлично работает.
Как определить, какой гидрокомпенсатор шумит
Чтобы проверить ГК, нажмите на него отверткой. При этом кулачок распредвала необходимо повернуть к толкателю тыльной стороной. Если гидравлический толкатель исправен, для его толкания потребуется усилие. Если он работает свободно, это неисправность, необходимо его заменить.
Управление гидрокомпенсаторами
Теперь устанавливаем кулачки распредвалов по очереди выступами вверх и проверяем зазор между ними и толкателями. Опускаем проверяемый гидротолкатель деревянным клином и сравниваем скорость его движения с другими. Если скорость выше, его необходимо очистить от засоров.
Как определить неисправный элемент
Выявить вышедший из строя гидрокомпенсатор достаточно просто.
Сняв клапанную крышку, нажмите на нее достаточно сильно. Исправный элемент выдержит нагрузку, а изношенный элемент выйдет из строя даже при легком нажатии. Точно так же выйдет из строя и не компенсирует зазор при работающем двигателе. Посторонние звуки здесь неизбежны.
Стучат гидрокомпенсаторы на холодном моторе
Звук гидравлики на горячем и холодном двигателе может свидетельствовать о различных неисправностях и проблемах. Однако не бывает таких проблем, которые нельзя было бы исправить.
Холодные гидроклапаны могут хлопать по ряду простых причин:
- Проблема кроется в самом гидрокомпенсаторе. Гидравлика — тонкий узел, у которого есть свой ресурс, и если они прошли более 50-70 тысяч, скорее всего, потребуется замена гидрокомпенсаторов. Еще есть вероятность, что гидрокомпенсатор просто закипел. В этом случае его можно помыть, осмотреть и сделать вывод о его состоянии. Лечение без разборки головы в этом случае невозможно.
- Проблема с маслом. Если мы знаем, что ресурс масла уже иссяк, после замены машина проехала более 5-7 тысяч, то стук гидрокомпенсаторов будет вызван износом масла. Он теряет свои свойства и только начинает портить двигатель – теряет вязкость, забивает масляные каналы и забивает масляный фильтр. Гидравлика тоже страдает от грязного старого масла, поэтому его надо менять как можно скорее, пока не разрушили двигатель.
- Перепускной клапан гидрокомпенсатора. После остановки двигателя перекачиваемое масло должно оставаться в корпусе гидрокомпенсатора. Его удерживает шаровой кран, чтобы при следующем пуске поршень не ждал новой порции масла, а стартовал сразу. Поэтому стук гидрокомпенсатора на холодном, несмотря на отсутствие стука на прогретом, может свидетельствовать о забитом или изношенном гидрораспределителе. Решение проблемы – прокачка гидрокомпенсатора или его замена при выходе из строя.
- Забитые, закоксованные масляные каналы. Как в головке блока, так и в самой гидравлике. Оптимальное решение – механическая очистка каналов с разборкой головки блока. Некоторые водители используют всевозможные химикаты, есть присадки к маслам для восстановления работоспособности гидравлики. Но чудес не бывает, и с добавкой мы в лучшем случае отсрочим неизбежную чистку каналов компенсатора или самой головки.
- Марка и вязкость масла не соответствуют условиям эксплуатации двигателя. Он может быть слишком вязким или слишком жидким. В обоих случаях первыми среагируют гидрокомпенсаторы.
- Забит масляный фильтр. Оно меняется вместе с маслом, поэтому после замены обоих холодный стук может прекратиться.
При таком состоянии двигателя ход гидрокомпенсаторов — подарок судьбы
Стук гидрокомпенсаторов на горячем двигателе
- Масло исчерпало свой ресурс. Как и в случае со стуком на холодную, меняем масло вместе с фильтром, если после замены пробег был 5-7 тысяч.
- Гидравлические клапаны забиты. При этом на холодном может и не стучать, но при нагреве и расширении корпуса, поршня и золотника масло может не попасть в корпус при определенной температуре нагрева. Выход — чистка гидрокомпенсаторов.
- Уровень масла. Если уровень масла ниже нормы, масляный насос физически не сможет доставить его в крайние точки системы смазки. Правда, об этом должна сигнализировать лампочка контроля давления или уровня. В любом случае проверьте уровень масла и доведите его до нормы.
- Давление. Масляный насос не в состоянии развивать необходимое давление масла. Как и в предыдущем случае, это грозит вентилированием компенсаторов. Проверьте уровень масла и давление. Возможно износился масляный насос, либо вышел из строя редукционный клапан масляного насоса, забита впускная сетка.
- Механическое повреждение гидрокомпенсатора или места установки. Обнаружить это можно только после снятия клапанной крышки и внимательного осмотра газораспределительного механизма.
Падение давления масла нельзя не заметить!
Новый гидрокомпенсатор стучит
Бывает, что после полной замены гидравлики при первом запуске двигателя будет слышен стук. Это вполне нормально, так как толкачам нужно привыкнуть. Тем не менее, толчок должен исчезнуть после 100-200 км пробега. Если новые гидрокостюмы продолжают греметь, это не их вина. Именно поэтому очень важно иметь возможность купить гидрокомпенсаторы с гарантией, у хорошего производителя и у надежного продавца.
При неправильной установке новый гидрокомпенсатор тоже может стучать
Кроме того, удар на новых гидрокомпенсаторах, только что купленных, может быть вызван неправильной установкой. Например, мы ошиблись и не опустили гидравлику до конца в колодце, масляный канал головки блока не совпал с входом компенсатора, в результате масло не попало в корпус, компенсатор физически не может работать. Как вариант, когда новые компенсаторы стучат, забивают масляные каналы, масло не получает доступа к гидравлике.
Диагностика. Как обнаружить неисправный гидрокомпенсатор, как проверить
Проверяет гидравлический зазор щупом
Для диагностики гидрокомпенсатора не нужно ехать на заправку и платить лишние деньги. Признаки неисправности настолько очевидны, что мы их определим сами. Перед проверкой гидрокомпенсатора находим щуп или набор щупов толщиной 0,01-0,5 мм. Снимаем клапанную крышку и находим возможный открытый клапан ГРМ — кулачок распредвала должен смотреть вверх. Вставляем щуп между нижней частью кулачка и гидравликой, если зазор более 0,1 мм, компенсатор не работает, его нужно прокачать, отремонтировать или заменить.
Проверить гидрокомпенсатор, остановив
Точнее можно проверить снятый с головы гидрокомпенсатор. Если нам удастся протолкнуть гидравлику руками, она выйдет из строя и вытолкнет, это неисправность. В этом случае будем менять компенсатор или пытаться его восстановить, все зависит от конструкции конкретной гидравлики.
Основные производители
Конечно, оригинальные детали и расходники, те, что устанавливались на заводе, лучше и надежнее. Поэтому мы должны стремиться поддерживать их работоспособность. Однако иногда аналоги превосходят оригинал.
Гидравлические подъемники производятся рядом компаний. Но больше всего в этом преуспели немцы. Гидрокомпенсаторы INA, SWAG, FEBI хорошо зарекомендовали себя в надежной и долговременной работе самых разных двигателей. Эти детали тоже производства AE и AJUSA — они тоже европейские, но по отзывам некачественные. Элементы могут начать стучать через несколько тысяч километров. Основная проблема всех подобных деталей – опасность брака или некачественного исходного материала. В результате быстро вырабатываются трущиеся поверхности – гидрокомпенсатор стучит и на холодную, и на горячую. Ездить с такой неисправностью категорически не рекомендуется.
Какой именно из гидрокомпенсаторов издает стук?
Чтобы узнать, какой из гидрокомпенсаторов бьется (обычно их количество равно количеству клапанов в вашем двигателе), используют методику диагностики «на слух», при этом используют технологичный вариант такого медицинского прибора, как телефонный эндоскоп. — вы почти наверняка видели это на шее терапевта.
Именно этот прибор позволяет мастеру точно сказать, где находится источник удара, хотя настоящие профессионалы, конечно же, определят это и без всякого телефонного эндоскопа.
После диагностики стучащей детали необходимо снять гидрокомпенсатор, тщательно его прочистить, затем установить на место и снова запустить двигатель.
Если стук сохраняется, гидрокомпенсатор признается неисправным и сервис заменяет его.
Если стук сохраняется даже после замены, причина, скорее всего, кроется в качестве используемого масла, либо в других узлах двигателя. Последнее маловероятно, так как диагностика источника звука с помощью фонендоскопа является точной процедурой и обычно не дает ошибок.
Проверка гидрокомпенсаторов
В большинстве случаев контроль гидрокомпенсаторов осуществляется акустически – опытный механик сам определяет неисправность без использования дополнительных приборов. Однако не все автовладельцы смогут определить конкретный неработающий гидрокомпенсатор, а стук при их неработающем состоянии можно принять за некорректную работу клапанов двигателя.
Рядовому владельцу можно посоветовать использовать банальный телефонный эндоскоп. При работающем двигателе телефонный эндоскоп необходимо закрепить на головке блока цилиндров в месте расположения каждого из гидрокомпенсаторов. Сравнив характер звука, можно определить, какой именно гидрокомпенсатор неисправен.
Другой метод предполагает проверку вручную, нажимая на устройство отверткой или пальцами. При нормальной работе компенсатора необходимо прикладывать усилие к прессу. Если гидроподъемник легко продавливается, вероятно, его необходимо заменить.
Последний метод потребует использования щупа для измерения зазора диаметром от 0,1 мм до 0,5 мм. Если на прогретом двигателе между гидрокомпенсатором и кулачком распредвала свободно пролезает щуп диаметром 0,5 мм, гидрокомпенсатор подлежит замене. То же самое относится и к ситуации, когда щуп диаметром 0,1 мм не проходит в зазор.
Признаки неисправности гидрокомпенсаторов
Основным признаком неисправности гидрокомпенсаторов является появление механического стука сразу после запуска двигателя автомобиля. Стук находится в месте расположения клапанной крышки. Если стуки появляются не сразу после запуска двигателя, а во время его работы, причина стука не в поломке гидрокомпенсаторов.
В зависимости от вида неисправности стуки могут быть постоянными, либо уровень снижается или повышается при изменении нагрузки на мотор. Просто стук на холодном двигателе далеко не всегда является следствием неисправности гидрокомпенсаторов, вполне может быть вызван низкой вязкостью масла.
Как определить, какой гидрокомпенсатор стучит
Обнаружение изношенного или неисправного элемента не занимает много времени. Для этого головку блока цилиндров (верхнюю часть блока цилиндров) необходимо снять с двигателя, чтобы частично получить доступ внутрь. Этого достаточно для диагностики.
Для проверки нужно взять деревянный брусок. Вы должны убедиться, что он не слишком толстый.
Суть проверки заключается в нажатии штока в нижней части гидрокомпенсатора. Когда создается чрезмерное усилие, оно заставляет его погрузиться в седло.
Примечание! При проверке убедитесь, что нижняя часть никак не взаимодействовала с кулачком распределительного вала. Если это произошло, то кулачок распредвала сильно изношен – его следует заменить.
Если гидрокомпенсатор застрянет, создаваемые усилия не позволят ему спрятаться внутрь сиденья. Человек не сможет надавить с такой силой, чтобы преодолеть сопротивление пружины клапана.
При отсутствии масла по любой из упомянутых ранее причин гидравлика проседает в посадочное место даже при минимальном давлении на деревянный брусок. Чтобы двигатель не попал в капитальный ремонт, компенсатор все же следует заменить.
Таким простым способом можно решить, в каком компенсаторе появляется стук.
Принцип работы системы компенсации
Принцип работы системы компенсации теплового зазора рассмотрим на примере гидравлического толкателя. Элементы на схеме ниже:
- Рамка.
- Подвижный поршень.
- Возвратная пружина гидрокомпенсатора.
- Сливной насос.
- Обратный клапан шарового типа.
- Держатель обратного клапана.
- Преимущества гребенки.
- I — сила, действующая на гидрокомпенсатор со стороны кулачка распределительного вала;
- II — подъемная сила возвратной пружины клапана.
Когда кулачок распределительного вала не воздействует на гидрокомпенсатор, масло по каналам и обратному клапану заполняет полость №1 (обозначена желтым цветом). В момент нажатия кулачка на корпус гидрозолотника подача масла в зону №1 прекращается, поршень преодолевает усилие возвратной пружины гидрокомпенсатора и перемещается вниз относительно корпуса. Под действием повышенного давления масла в полости поршня шаровой кран закрывается, после чего гидротолкатель начинает работать как единый механизм (поршень относительно корпуса не перемещается).
После закрытия обратного клапана гидрокомпенсатор передает усилие от кулачка распределительного вала на шток поршня. Когда давление в кулачке сбрасывается, возвратная пружина прижимает поршень к распределительному валу, «выбирая» зазор между кулачком и корпусом гидрокомпенсатора.
Когда давление масла в полости поршня № 2 становится меньше давления в полости № 1, обратный клапан открывается, в полость подается часть свежего моторного масла, после чего рабочий цикл повторяется. Благодаря гидрокомпенсаторам обеспечивается минимальный суммарный зазор между штоком клапана, гидротолкателем и кулачком распределительного вала.
Какие бывают типы гидрокомпенсаторов
Эти устройства широко используются в системах тайм-менеджмента. Однако их аналоги используются и при натяжении цепи, так называемый «натяжитель цепи ГРМ». В настоящее время используются только 4 конструкции.
- Гидравлический толкатель. Часто используется на современных автомобилях для регулировки зазора между клапаном и распределительным валом
- Гидро поддержка
- Гидравлическая опора для установки в рычаги и коромысла. В основном используется на старых механизмах
- Гидравлический роликовый толкатель
Все 4 типа имеют место на различных конструкциях, хотя раньше в двигателях часто применялись «гидроопоры». Сейчас все больше производителей переходят на «гидравлические толкатели». С типами немного понятно, теперь подробнее как они работают.
Плюсы и минусы гидравлического компенсатора
Положительных сторон такого механизма много:
- Это полностью без присмотра, работает автоматически
- увеличен ресурс системы тайм-менеджмента
- Максимальное усилие зажима для хорошего захвата
- Минимальный расход топлива
- Двигатель всегда тихий
Что ж, несмотря на всю продвинутость конструкции, недостатков довольно много.
- Так как вся работа основана на давлении масла, доливать нужно только качественные смазочные материалы. Желательно синтетические
- Масло нужно чаще менять
- Структура более сложная
- Дорогой ремонт
- Со временем они могут забиваться, что ухудшает работу двигателя (расход и тягу), а ГРМ начинает шуметь
Самые большие минусы в том, что конструкция дорогая и сложная, и ОЧЕНЬ требовательна к качеству масла. Если вы скорее «не поймете что», они очень быстро выйдут из строя и потребуют замены. Например, обычные механические толкатели намного проще и менее требовательны к качеству смазки.
Почему стучат новые гидрокомпенсаторы на холодную?
Должны быть разработаны новые механизмы. Поэтому небольшой крен в начале работы считается нормой. Но если звук сохраняется после долгой работы, то дело не в них. Конечно, не исключена возможность производственного брака, на что желательно оформить гарантию при покупке.
Тем не менее, стук новых гидрокомпенсаторов может быть из-за неправильной установки. В результате они не заполняются должным образом маслом.
Немного истории
Гидрокомпенсаторы пришли на смену менее эффективным механическим регуляторам газораспределительных механизмов. Как правило, обычный клапан двигателя, скажем на классическом двигателе ВАЗ 2105 — 2107, не имеет гидрокомпенсатора, поэтому его часто приходилось регулировать в среднем через 10 000 км пробега. Регулировка клапанов на , ВАЗ 2105 — 2107 производилась вручную, то есть приходилось снимать клапанную крышку и выставлять отверстия с помощью специального щупа, который был разной толщины, а значит можно было выбирать по пробегу.
Если регулировка не произведена, двигатель автомобиля начинает шуметь, снижаются динамические характеристики и увеличивается расход топлива. Как правило, после 40–50 000 км пробега клапаны следует заменить. То есть механическая регулировка клапана, мягко говоря, устарела, нужно было что-то делать, так сказать, улучшать конструкцию.
Так, на переднеприводных двигателях ВАЗ перед клапаном стали устанавливать механические толкатели. Если утрировать, то сверху на клапан был просто надет большой «капюшон», он имеет большой диаметр (чем у старой конструкции) и поэтому износ значительно уменьшился, т.к использовать больший диаметр гораздо сложнее, чем маленький . Но регулировка все же была, конечно, не каждые 10 000 км пробега, гораздо реже, но все же рекомендуется ее делать. Обычно это происходило путем добавления ремонтных «кусочков» увеличенной высоты.
Стоит отметить, что «такие» механические регулировки достаточно эффективны и до сих пор используются некоторыми производителями, регулировка с шайбами не рекомендуется раньше 40 — 50 000 км пробега (если речь о наших ВАЗах) на некоторых иномарках толкатели идут даже дальше. Большими плюсами являются простота конструкции, неприхотливость (можно лить полусинтетические масла), а также относительная дешевизна конструкции. Из недостатков можно отметить то, что при подготовке «дисков» сверху двигатель стал работать шумнее, упали динамические характеристики, увеличился расход. Нужна была конструкция, которая автоматически регулировала зазор.
И вот на смену механической регулировке клапанов пришла совершенно новая технология. Здесь все просто – теперь вам не нужно регулировать клапана вручную, гидрокомпенсаторы все сделают за вас. Они сами установят необходимый зазор клапанов двигателя, что увеличивает ресурс двигателя, увеличивает мощность, снижает расход топлива, а механизм ходит достаточно долго 120 — 150 000 километров (при правильном обслуживании). В общем шаг вперед.
Выявление неисправных гидрокомпенсаторов
В принципе, идентифицировать бьющий гидрокомпенсатор несложно. Достаточно снять клапанную крышку с автомобиля, чтобы получить к ним частичный доступ, что будет достаточно для проверки.
Для проверки гидравлики достаточно использовать не толстый деревянный стержень.
Управление осуществляется нажатием на нижнюю часть гидравлики. Когда он сделает усилие, то начнет проваливаться в сиденье. Важно при проверке, чтобы кулачок распредвала не задевал днище гидравлики.
Заклинивший гидрокомпенсатор просто не опустится в седло созданным усилием, человеческого воздействия будет недостаточно для преодоления усилий клапанной пружины.
Если в нем нет масла по какой-либо из вышеперечисленных причин, опускание гидравлики в сиденье будет производиться с гораздо меньшими усилиями, чем обычно.
Этот метод можно использовать для расчета сломанных гидрокомпенсаторов.
Присадка для гидрокомпенсаторов Liqui Moly
Одним из способов промывки гидрокомпенсаторов, не снимая их с двигателя, является использование Liqui Moly, присадки, предназначенной для очистки гидрокомпенсаторов и устранения детонации. Моторное масло добавляется при каждой его замене в системе автомобиля. Присадка применяется для всех типов двигателей (бензиновых и дизельных) с турбонаддувом и без него. Для использования присадки 300 мл (1 флакон) присадки необходимо смешать с 6 литрами масла при замене. Использование присадки для старого масла возможно, но только в том случае, если на нем пройдено не более 5-6 тыс км. При этом эффективность использования присадки на старом масле снижается.
Присадка помогает избежать стука гидрокомпенсаторов за счет очистки клапанных отверстий и масляных каналов гидрокомпенсаторов. Положительным побочным эффектом использования присадки является улучшение смазывающих свойств масла.
Следует понимать, что использование автохимии никак не поможет, если причины стука гидрокомпенсаторов связаны с механическим износом деталей. Не стоит ожидать, что присадка станет панацеей от всех «болезней» двигателя автомобиля. Износ гидрокомпенсаторов или масляного насоса нельзя «лечить» впрыскиванием присадки».
Конструкция гидрокомпенсатора, принцип работы и возможные причины появления неисправностей
Гидрокомпенсатор или гидротолкатель состоит из следующих элементов:
- металлический корпус;
- сливной насос;
- поршень с обратным клапаном;
- задняя пружина.
По конструктивному назначению компенсатор является промежуточным элементом между кулачком вала ГРМ и клапаном. В этом случае зазор автоматически регулируется увеличением хода поршня. Такое увеличение осуществляется работой возвратной пружины и подачей масла в корпус гидрокомпенсатора. Моторное масло обладает практически несжимаемыми свойствами, поэтому для увеличения хода поршня при увеличении зазора добавляется больший объем.
Возникновение ударов в гидрокомпенсаторе происходит по двум направлениям:
- Механические неисправности элементов.
- Плохая работа масляной системы двигателя.
К механическим дефектам относятся:
- износ поверхности поршня;
- возможен заводской брак при производстве;
- заедает обратный клапан;
- попадание воздуха в тело;
- загрязнение элементов гидрокомпенсатора износом и нагаром в двигателе.
К проблемам с масляной системой относятся:
- попадание воздуха в смазку двигателя;
- засорение каналов подачи масла к гидрокомпенсаторам;
- потеря работоспособности масляного фильтра;
- возможен перегрев двигателя;
- используемая моторная смазка не соответствует параметрам двигателя.
Кроме того, появление штрихов можно распределить по состоянию двигателя. Если гидрокомпенсатор стучит на холодном двигателе, возможны следующие причины:
- поршень пропускает масло при выключенном двигателе;
- забиты каналы подачи, так как в начале работы вязкость масляной жидкости высокая, и она не поступает в поршень (проходит при прогреве двигателя);
- двигатель заполнен высоковязким маслом.
Появление стуков на холодном двигателе, кроме случая залитого моторного масла с повышенной вязкостью, не опасно.
На наличие стуков в горячем двигателе указывают следующие причины:
- потеря своих технических параметров моторной смазкой (изначально залито некачественно или замена давно не производилась);
- поломка гидрокомпенсатора;
- загрязнение или дефекты масляного фильтра;
- насос не создает необходимого давления в масляной системе.
Такие неисправности опасны для работы двигателя и поэтому требуют немедленного устранения.
Способы устранения проблемы
При механическом повреждении гидрокомпенсатора, которое можно определить по характеру события, выполняются следующие действия:
- Замена на новый;
- при полном износе
- при дефектах деталей компенсатора.
- Промывка деталей от нагара и продуктов износа.
При наличии стуков в гидрокомпенсаторе, связанных с неисправностью в системе смазки двигателя, выполняются следующие операции:
- Замена масла с обязательной заменой масляного фильтра.
- Ревизия, регулировка и при необходимости ремонт или замена масляного насоса двигателя.
- Прочистка каналов подачи масла в головку блока цилиндров бензином и воздушным компрессором.