Признаки выхода из строя ДМРВ, проверка ДМРВ на работоспособность, диагностика мультиметром, тесты, замена своими руками

Вождение
Содержание
  1. Где находится датчик массового расхода воздуха?
  2. За что отвечает?
  3. Виды и принцип работы расходометров
  4. Проволочные ДМРВ
  5. Пленочные расходометры
  6. Частотный ДМРВ
  7. К чему приводит неисправность?
  8. Что такое ДМРВ, почему он важен и как диагностировать его неисправность
  9. Что такое ДМРВ
  10. ДМРВ или ДАД?
  11. Можно ли обойтись без него?
  12. Как диагностировать неисправность?
  13. Признаки неисправности ДМВР
  14. Срок службы ДМРВ
  15. Причины поломки
  16. Как быстро определить, что датчик неисправен?
  17. Методы устранения неисправности ДМРВ
  18. Как не допустить быстрого износа устройства
  19. Проведение обслуживания
  20. Проверка и ремонт расходомера воздуха в гаражных условиях
  21. Визуальный осмотр
  22. Отключение
  23. Проверка мультиметром
  24. Проверка с помощью авто сканера
  25. Проверка с помощью мототестера (осциллографом)
  26. Проверка с помощью Вася Диагност
  27. Перепрошивка ЭБУ
  28. Как проверить ДМРВ частотного типа
  29. Особенности проверки на Форд Фокус 2
  30. Ниссан Альмера
  31. Как можно обойти регулятор?
  32. Промывка датчика
  33. Ремонт датчика расхода воздуха своими руками
  34. Приобретение нового и замена ДМРВ
  35. Рекомендации по увеличению сроков эксплуатации
  36. Если ничего не помогло – купить новый датчик расхода воздуха

Где находится датчик массового расхода воздуха?

Датчик массового расхода воздуха устанавливается как на бензиновые, так и на дизельные двигатели. Он встроен в систему запуска между дроссельным узлом и воздушным фильтром и закреплен на корпусе последнего.

За что отвечает?

Датчик массового расхода воздуха играет важную роль в формировании правильной топливно-воздушной смеси. Датчик постоянно контролирует объем воздуха, проходящего через систему впуска, и передает полученные данные в компьютер.

Последний, получив информацию от расходомера и других датчиков, формирует такую ​​топливовоздушную смесь, которая гарантирует работу двигателя на оптимальных оборотах при минимальном расходе топлива.

Корректировать показания ДМРВ могут и другие датчики: атмосферного давления и температуры воздуха, но они устанавливаются не на все автомобили.

При обрыве датчика массового расхода воздуха определение объема поступающего воздуха осуществляется контроллером по углу дроссельной заслонки. Это не обеспечивает экономичный режим работы двигателя, но машина движется.

Виды и принцип работы расходометров

ДМРВ относится к термоанемометрическим блокам.

Основные типы, используемые на автомобилях:

  1. Фильм с аналоговым и цифровым сигналом.
  2. Аналог нити (филамента.
  3. Частота ДМРВ. Уже устанавливается на большинство современных автомобилей, сошедших с конвейера.

Расходомеры с трубкой Пито (крыльчатого типа) не рассматриваются в связи с их устаревшей конструкцией.

Принцип работы первых двух устройств аналогичен и основан на изменении показаний напряжения, подаваемого на нагревательные элементы (провода или пленку). Эти изменения отслеживаются ЭБУ и выполняют расчеты для формирования топливно-воздушной смеси. Подробнее.

Проволочные ДМРВ

Используется на большинстве современных автомобилей. В таких устройствах ключевую роль играют термисторы — две вольфрамовые или платиновые нити накала диаметром 0,07 мм, на которые подается напряжение с определенной силой тока, в результате чего они нагреваются, а также терморезистор (датчик температуры), но не везде дается.

Одна нить закрыта от потока воздуха, а другая при открытом дросселе, наоборот, обдувается и активно охлаждается.

Для выравнивания температурных показаний термисторов на открытую нить накала подается больший ток.

ЭБУ учитывает разницу в показаниях напряжения между нитями, интенсивность их охлаждения, рассчитывает объем поступающего от них воздуха и в соответствии с этим рассчитывает необходимое количество топлива, подаваемого в цилиндры.

Проводные ДМРВ имеют несколько существенных недостатков: со временем они загрязняются или изнашиваются.

Для решения первой проблемы конструкторы разработали режим самоочистки. Обеспечивает кратковременный (чтобы не разрядить аккумулятор) нагрев провода до 1000-11000С при выключенном двигателе. При этой температуре все отложения выгорают.

Когда термисторы изнашиваются, датчик заменяют.

Пленочные расходометры

Конструктивно такие датчики отличаются от первых, хотя принцип их работы во многом тот же.

Вместо чувствительного накального термистора здесь установлен керамический нагревательный элемент с платиновым покрытием или полупроводниковая пленка.

Расположение пленочного блока осталось прежним, а сам керамический элемент имеет несколько слоев сопротивления, каждый из которых выполняет свою функцию: датчик температуры, нагреватель и два термистора.

Важным преимуществом такого датчика является то, что он измеряет температуру не только входящего, но и отраженного воздуха. Кроме того, устройство менее подвержено загрязнению.

Следует отметить, что в современных устройствах выходной сигнал U передается не только в аналоговом, но и в цифровом режиме, что увеличивает скорость обработки данных.

Частотный ДМРВ

Изделие General Motors было установлено на первый ВАЗ 2109 и работало вместе с компьютером 4 января. Отличается надежностью и долговечностью.

Принцип действия основан не на изменении постоянного напряжения, а на изменении частоты выходного сигнала переменной U. Когда частота высокая, это указывает на высокий расход воздуха, низкая частота указывает на низкий расход воздуха.

Основным преимуществом частотного амперметра является стабильная передача данных на компьютер при падении напряжения в цепи (плохой контакт, окисление и так далее).

Представьте, что контакты в контактах окислились. Тогда выходной сигнал 1,02В уменьшится и контроллер получит, например, 0,9В. Это не критично, но повлияет на расход топлива в сторону увеличения.

В частотном датчике скачки напряжения никак не влияют на работу компьютера. Окисление контактов никак не изменит частоту сигнала, а это значит, что 100% выходного сигнала дойдет до адресата, т.е до контроллера (ЭБУ).

К чему приводит неисправность?

Нельзя сказать, что поломка расходомера сразу приведет к критическим последствиям, но при игнорировании проблемы длительная работа двигателя на неправильно подобранной топливовоздушной смеси приведет к быстрому износу элементов расходомера цилиндр поршневой группы, а при наложении нескольких факторов может возникнуть детонация в двигателе и даже его «заклинивание».

Например, если в двигатель будет поступать богатая смесь, двигатель быстро перегреется из-за разжижения масла.

Также неисправный датчик массового расхода воздуха, в значительной степени из-за ухудшения чистоты выхлопа, влияет на сокращение срока службы катализатора, сажевого фильтра и выхлопной системы в целом.

Что такое ДМРВ, почему он важен и как диагностировать его неисправность

p9197820.jpg

За последние три десятилетия двигатели с распределенным и непосредственным впрыском топлива окончательно вытеснили все остальные типы конструкции. Вроде бы срок значительный, но инженерам так и не удалось побороть «детские болезни» важных электронных узлов, в том числе датчика массового расхода воздуха (MAF), отвечающего за состав топливовоздушной смеси. Давайте вспомним, как работает ДМРВ, почему это так важно и как диагностировать неисправность.

Что такое ДМРВ

В современных двигателях используются два типа систем питания: при распределенном впрыске форсунка подает топливо во впускной патрубок, при непосредственном впрыске — в камеру сгорания. Для обеих систем важна правильная работа датчика массового расхода воздуха, который когда-то был механическим (крыльчатым), а теперь лишен подвижных механических частей и выполнен термопроволочным (от «анемо» — ветер).

1.jpg

Заводской ДМРВ немецкого производства для двигателя ВАЗ

p9197822.jpg

Датчик массового расхода воздуха можно устанавливать не только на бензиновый двигатель, но и на дизель, где к нему «завязана» работа клапана EGR (системы рециркуляции отработавших газов

Как говаривали старые водители, ДВС не работает в двух случаях: нечего жечь или нечего поджигать. ДМРВ только информирует электронный блок управления о количестве поступающего воздуха, если «топливом» для рабочей смеси становится кислород. Получив такой сигнал, ЭБУ может обеспечить максимально полное сгорание. Устройство, расположенное во впускном канале, состоит из двух резисторов, которые могут быть выполнены в различных исполнениях. В первом случае резистор подвергается воздействию проходящего воздуха: при изменении интенсивности потока он охлаждается, его внутреннее сопротивление изменяется. Во втором случае не продувается — по разнице показаний двух резисторов рассчитывают количество воздуха, которое необходимо подать в цилиндры.

Читайте также: Какое разрешение лучше для видеорегистратора: характеристики по разным параметрам

2.jpg

На вторичном рынке датчик оснащается защитными колпачками для предотвращения загрязнения во время транспортировки

4.jpg

Вот так выглядит датчик на обычном двигателе ВАЗ. Разобрать его из коробки без специального ключа не получится

13.jpg

Снятый датчик в «голом виде». Чувствительный элемент хорошо виден

На основании данных о массе и температуре поступающего воздуха ЭБУ определяет его плотность, а также рассчитывает продолжительность открытия форсунок и количество топлива, подаваемого в камеру сгорания. Вообще MAF важен и для достижения максимальной мощности двигателя, и для более полного сгорания (экологичность), и для экономичной езды. Выход из строя этого датчика, как и большинства других, приводит к срабатыванию индикатора Check Engine.

15.jpg

Check Engine может загореться по любой причине. Если нет бортового компьютера с функцией диагностики, нужно ехать на заправку, где есть сканер

Однако не всегда сработавший «чек» владелец связывает с ДМРВ – особенно если двигатель работает без перебоев, а динамические характеристики автомобиля ничуть не ухудшились. Поэтому важно не оставлять без присмотра горящую контрольную лампу неисправности двигателя, а оценивать неисправности с помощью диагностического компьютера.

ДМРВ или ДАД?

Датчик абсолютного давления (MAP) вместе с датчиком температуры (DTV) также контролирует, сколько воздуха поступает во впускной коллектор. На основании этих показаний контроллер формирует импульсную команду для форсунок. Важным отличием ДАД от ДМРВ является отсутствие воздуха в корпусе, так как этот датчик работает на основе измерения разницы давлений на входе и давления в вакуумной камере. Особенностью конструкции ДАД является высокочувствительная диафрагма, расширяющаяся под действием давления во впускном коллекторе. Этот процесс влияет на сопротивление тензорезисторов, в результате чего изменяется напряжение.

папа.jpg

p9197824.jpg

Датчик абсолютного давления (на фото) и ДМРВ работают по разным принципам

ДМРВ значительно дешевле ДМРВ, но алгоритм работы менее совершенен. Да и вообще не все устройства управления могут корректно работать с ДАД. Также при переходе на датчик абсолютного давления двигатель может реагировать на открытие дроссельной заслонки с гораздо большей задержкой, чем с родным ДМРВ. И конечно, просто заменить ДМРВ на ДАД без серьезных доработок не получится из-за разницы в конструкции и даже размещении.

p9197827.jpg

Есть двигатели, где нет выбора между ДАД и ДМРВ, ведь оба эти датчика присутствуют на двигателе одновременно!

Обычно мысли об установке ДАД вместо штатного ДМРВ возникают при выходе последнего из строя, а также при тюнинге двигателя – особенно если атмосферник меняется на турбонаддув. Однако некоторые владельцы сознательно отказываются от ДМРВ из-за его дороговизны и не самого большого ресурса. Ведь при неудачном стечении обстоятельств датчик может выйти из строя через 60-70 тысяч километров, а при цифре 120-130 тысяч на одометре многих бюджетных автомобилей он почти гарантированно «умрет».

Но те, кто не заморачивается с доработками двигателя, обычно ездят со штатным ДМРВ, а не заменяют его связкой ДАД+ДТВ (датчик температуры воздуха). Также не все блоки управления двигателем лучше работают с датчиком абсолютного давления, чем со встроенным ДМРВ. Однозначно ответить, какой из датчиков более совершенен в конструктивном отношении, сложно, особенно если речь идет о попытке замены одного (и зачастую уже ошибочного) расходомера на другой.

Ведь история знает немало примеров, когда счастливые обладатели наматывали несколько сотен тысяч километров как на двигателе с естественным расходомером, так и на двигателе с датчиком абсолютного давления, особенно если последний был установлен на заводе.

Можно ли обойтись без него?

Выход из строя ДМРВ вызывает срабатывание «чека», но двигатель будет продолжать работать. Правда, в зависимости от новизны прошивки ЭБУ «аварийная программа», не видя сигнала, может увеличить обороты холостого хода примерно до 1500 об/мин. На относительно новых версиях ПО ошибка датчика приводит только к увеличению расхода топлива или падению динамики. В любом случае, неисправность ДМРВ – весомый повод проверить его, хотя бы замерив напряжение.

16.jpg

Если ДМРВ работает некорректно, электроника может снова начать обогащение рабочей смеси

Игнорировать неисправность не стоит, так как даже на относительно простых автомобилях (переднеприводные линейные Жигули первых поколений) выход из строя ДМРВ грозит заметным перерасходом бензина или ослаблением выходных характеристик двигателя . Поэтому это и есть ответ на популярный вопрос «Можно ли вообще обойтись без ДМРВ, если он интегрирован в конструкцию машины?» однозначно и звучит так: нет, нельзя.

Как диагностировать неисправность?

Помимо косвенных признаков, о которых мы упоминали выше, есть вполне объективный параметр, свидетельствующий о состоянии датчика и его ресурсе – это рабочее напряжение при включенном зажигании. Изучал на примере датчика «ВАЗ» как один из самых распространенных.

распин.jpg

Схема подключения ДМРВ на двигатель ВАЗ

Подключив мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения и включив зажигание, можно снять показания выходного напряжения ДМРВ. Для новой или «эталонной» детали оно равно 0,996В.

3.jpg

Это напряжение указывает на то, что датчик работает как новый

9.jpg

Один из вариантов измерения напряжения напрямую через разъем датчика

Затем параметры оцениваются следующим образом:

1.010-1.019 В — состояние хорошее, о замене пока думать не надо
1,020-1,029 В — датчик исправен, это примерно половина остатка ресурса
1,030-1,039 В — еще работает, но ресурс на исходе
1,040-1,049 В — ДМРВ на грани выхода из строя, скоро потребует замены
1050 В и выше — расходомер необходимо заменить немедленно

5.jpgsvg%3E
8.jpg

При параметре 1,016 В (первое фото) датчик в хорошем состоянии, а вот 1,035 В уже повод задуматься о покупке нового

7.jpg

Датчик выдает такой параметр на границе юзабилити, но нужно убедиться, что данные правдивы и не связаны с погрешностью мультиметра

Следует учитывать, что многие тестеры завышают измерения, поэтому есть риск «судить» вполне годный датчик. Кроме того, параметры во многом зависят от чистоты «масс» в цепи.

19.jpg

20.jpg

Плохая обжимка проводов или гнилая «коса» могут повлиять на правильную работу как ДМВ, так и ДАД, что особенно характерно для двигателей старых автомобилей

Перед покупкой не самого дешевого датчика лучше всего сначала установить известный и хороший «б/у», одолжить для проверки на время у коллеги по работе, соседа по парковке, известного по форуму с такой же машиной, и т.д. Также стоит больше доверять показаниям диагностического сканера, подключенного к разъему OBD-2, чем дешевому мультиметру.

Признаки неисправности ДМВР

Как уже понятно из вышеприведенного материала, ЭБУ с неисправным ДМРВ формирует топливно-воздушную смесь с несоблюдением правильной пропорции.

Например, нужно 1:14, а в цилиндры смесь поступает в пропорции 1:15 (бедная) или 1:13 (богатая). А в соотношении 1:5 смесь вообще не воспламеняется.

В результате выход из строя расходомера может проявляться следующими признаками:

  1. Затрудненный запуск двигателя (особенно в мороз).
  2. повышенный расход топлива.
  3. Плавающие обороты на холостом ходу, машина останавливается. При этом на холодном двигателе этого может и не происходить, но как только двигатель прогрет, обороты подскакивают с 1000 до 1600 в минуту.
  4. Двигатель не тянет, пропала динамика разгона.
  5. Машина дергается.
  6. Автомобиль останавливается при переключении передач вверх или вниз.
  7. «Check Engine» загорается и не гаснет».
  8. Быстрый перегрев двигателя.

Важно понимать, что все эти признаки конкретно не указывают на неисправность датчика массового расхода воздуха, и здесь нужно комплексно подходить к поиску причин поломки и использовать разные методы диагностики.

Срок службы ДМРВ

Срок службы ДМРВ напрямую зависит от чистоты проходящего через него воздуха. Вероятную причину выхода из строя расходомера из-за загрязнения нагревательных элементов расходомера можно выявить, сняв датчик и визуально осмотрев их состояние. Отложения на рабочих поверхностях укажут на необходимость замены агрегата или попытки очистки налета.

Продлить срок службы ДМРВ можно, самостоятельно контролируя состояние элемента воздушного фильтра двигателя и вовремя заменяя его на новый. Для очень запыленных российских дорог, которые наблюдаются в большинстве регионов, замена фильтра может потребоваться несколько раз в течение года или каждые пять-шесть тысяч километров пробега. При этом в официальных регламентах технического обслуживания большинства автомобилей интервал замены прописывается не чаще, чем приход очередного ТО. В зависимости от производства межсервисный интервал автомобиля может составлять 10 000 км или 15 000 км.

Забитый пылью воздушный фильтр неизбежно ускорит образование деструктивного покрытия на чувствительных элементах ДМРВ и сократит срок его службы. Из-за затрудненного прохождения воздуха и его недостатка при нормальной работе двигателя горючая смесь будет обогащаться, а побочным эффектом будет повышенный расход топлива.

Причины поломки

Здесь мы перечислим основные причины, по которым ДМРВ выходит из строя или работает некорректно:

  1. Перегорание (взрыв) термистора или повреждение покрытия на рельсах. Это заболевание особенно характерно для модели сенсора HFM-5. Это может произойти в результате естественного износа или сильного скачка напряжения в сети (вышел из строя генератор и так далее). Электромонтажные узлы обслуживают в среднем около 150 тыс длин вагонов.
  2. Отсутствие напряжения — обрыв сигнальной или рабочей электроцепи, не подключен датчик, окисление контактов.
  3. ЭБУ вышел из строя.
  4. Неправильный сервис. Расходомер считается устройством, не требующим технического обслуживания, и его следует заменять как единое целое. Но так как он дорогой, многие пытаются его чистить, например, ватой, что неправильно. Для этого используйте сжатый воздух или специальные жидкости (карбоклинер, специальный очиститель ДМРВ или другое средство на основе спирта).

Косвенные причины:

  1. Подклинивание газового клапана в результате его загрязнения — в этом случае датчик вроде и работает, но информация на ЭБУ передается некорректно.
  2. Забит воздушный фильтр.

Как быстро определить, что датчик неисправен?

Чтобы быстро проверить ДМРВ на работоспособность, сделайте следующее:

  1. Заведите автомобиль и прогрейте двигатель до рабочей температуры (до 80 градусов). Чтобы ускорить процесс, периодически увеличивайте скорость.
  2. Выключи машину.
  3. Отсоедините клемму от датчика.
  4. Перезапуск без нажатия педали газа.
  5. Если двигатель начал резко разгоняться, что не характерно для холостого хода, реверсирует в низ, то неисправен расходомер воздуха.

Методы устранения неисправности ДМРВ

В некоторых случаях допускается чистка ДМРВ, но это зависит от конструктивных особенностей рабочих чувствительных элементов прибора. Но даже при благоприятном результате это временная мера, и восстановленного датчика надолго не хватит. Узел при выходе из строя обычно полностью заменяют новым.

Приобретая ДМРВ, необходимо учитывать, что новый датчик должен точно соответствовать стандарту. Это должна быть оригинальная деталь с тем же номером детали. В остальных случаях нормальная работа ДВС не гарантируется, даже если внешние датчики полностью идентичны. Оригинальный расходомер стоит дорого из-за сложности его изготовления и необходимости использования дорогих комплектующих.

Неисправности силового агрегата могут быть вызваны сбоями в работе ряда систем: зажигания, подачи топлива или воздуха, датчиков положения распредвала, коленчатого вала и ряда других. Однако одной из вероятных причин появления вышеперечисленных признаков неисправности автомобиля является выход из строя датчика массового расхода воздуха. Можно попытаться избежать затрат на комплексную диагностику двигателя в автосервисе. Для этого достаточно знать, как проверить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) самостоятельно предложенными выше простыми способами.

При работе двигателей внутреннего сгорания, которыми оснащены современные автомобили, сгорает топливно-воздушная смесь, для образования которой, как нетрудно догадаться из самого названия, необходимо смешать топливо с воздухом, а в строго определенные пропорции. Соответственно, системы, отвечающие за образование этого вещества, должны в каждый момент работы силового агрегата точно «знать» расход каждого из компонентов. Значение этого показателя для одного из них помогает определить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Следует отметить, что он присутствует только в конструкции инжекторных двигателей, и если водители замечают признаки неисправности в ДМРВ, его следует проверить и при необходимости заменить.

Как не допустить быстрого износа устройства

Как предотвратить быстрый износ устройства

Некоторые меры по увеличению срока службы расходомера:

  1. Своевременная замена воздушного фильтра поможет предотвратить его засорение пылью и грязью.
  2. Это необходимо для предотвращения попадания масла в фильтр и на корпус датчика. Правда с изношенным двигателем.
  3. Форсунки MAF систематически проверяются на наличие трещин или щелей, через которые также могут проникать пыль и грязь.

Регулятор расхода воздуха – одна из основных деталей современного автомобиля. И от правильности его работы зависит правильная работа двигателя. Если постоянно поддерживать ДМРВ в рабочем состоянии и менять его при необходимости, двигатель будет исправно выполнять свои функции.

Видео о вождении без ДМРВ:

Проведение обслуживания

Таким образом, датчик не требует обслуживания. Меры по очистке системы принимает электронный блок управления. А если датчик обдува сломан, в нем скапливается много грязи и пыли. Воздух, поступающий в трубу, не поддается полной очистке ни одним фильтром. Поэтому был обеспечен метод, при котором вся грязь, скапливающаяся на платиновой проволоке, испаряется в буквальном смысле. Есть небольшая особенность в алгоритме работы электронного блока управления.

dorude ›Блог ›Датчик массового расхода воздуха ДМРВ - картинка 23

Когда вы выключите двигатель, на платиновую проволоку подается напряжение, которое может нагревать ее до 1000 градусов. Свечение происходит в течение секунды, этого времени достаточно, чтобы избавиться от всей скопившейся грязи на поверхности провода. Если вы решили восстановить датчик самостоятельно, необходимо тщательно очистить провод и сетку. При выполнении работ запрещается прикасаться к этим элементам, иначе придется просто заменить весь узел, он не сможет нормально работать.

Проверка и ремонт расходомера воздуха в гаражных условиях

Для диагностики датчика массового расхода воздуха используются разные методы, простые и сложные. Каждый метод дополняет друг друга, так как не факт, что первая проверка даст результат.

Если у вас есть под рукой автосканер ELM327 или другой аналог, рекомендуется начать проверку с этого устройства. Это сразу даст общую картину источников неисправностей, и не факт, что среди них будет ДМРВ.

В противном случае начните с: визуального осмотра, отключения питания, проверки мультиметром, использования сканера или тестера двигателя, диагностики автомобиля через ноутбук с помощью программы Vasya Diagnostic. В крайнем случае приходится перепрошивать ЭБУ. Но обо всем по порядку.

Визуальный осмотр

Для осмотра датчика его необходимо снять. На большинстве современных автомобилей это сделать несложно.

Для этого:

  1. Снимите провод с отрицательной клеммы аккумулятора.
  2. Отсоедините штекер.
  3. Выкрутите болты.
  4. Ослабьте зажимы.
  5. Осторожно отодвиньте воздуховод и снимите датчик.

Осмотрите изделие на наличие повреждений корпуса, посторонних предметов, грязи и конденсата. Если внутри обнаружен мусор, то либо воздушный фильтр давно не меняли, либо в соединениях есть негерметичность.

Затем термисторы (провода или пленки) проверяются на наличие видимых повреждений. Если они присутствуют, сенсорный блок меняется.

Если на резьбе или на пленке скопилась грязь, очистите их сжатым воздухом или специальными средствами.

Никогда не чистите ватными тампонами или другими подобными методами. Любое механическое воздействие может повредить их.

При наличии следов масла внутри датчика проверьте, не превышен ли уровень в картере двигателя или не забит ли маслоотделитель системы вентиляции картера, который находится под клапанной крышкой.

Отключение

Частично этот метод уже обсуждался выше. Теперь остановимся подробнее.

Дело в том, что даже при выключенном ДМРВ двигатель не остановится, а будет работать в аварийном режиме, условия работы которого запрограммированы в ЭБУ производителем.

Не включая зажигание, отсоедините разъем от расходомера. Запустить двигатель. На панели приборов появится надпись «Check», не обращайте внимания.

Если раньше двигатель работал с перебоями, а сейчас работает стабильно, но обороты «плавают», проблема в самом датчике, а последний передавал на контроллер неверные данные.

Не лишним будет проехать на автомобиле в таком режиме несколько сотен метров.

Затем проводим визуальный осмотр, как описано в предыдущем разделе, и сверяемся с прибором.

Проверка мультиметром

Для проверки ДМРВ мультиметром изучите распиновку. Для конкретной марки автомобиля она может отличаться. Для этого найдите электрическую схему в руководстве по эксплуатации автомобиля.

В качестве примера рассмотрим этапы проверки на автомобилях ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, Лада, Приора, Калина, Гранта.

Большинство, если не все, имеют датчик Бош с номером детали 0280218037. Такие же используются на некоторых моделях Мерседес, да и на всех ГАЗах.

Чтобы добраться до проводов, снимите защитный кожух на датчике — их там пять штук. Цвета могут быть разными, но их функции в зависимости от местоположения в основном одинаковы.

По порядку от воздушного фильтра:

  1. Входной провод датчика температуры впускного воздуха.
  2. К главному реле — У 12В.
  3. Масса.
  4. Питание ДРМВ — У 12В.
  5. Желтый — сигнальный провод выхода расходомера идет на ЭБУ.

Для этого нам необходимо снять показания напряжения:

  1. Включаем зажигание.
  2. Ставим переключатель мультиметра в положение 2 или 20В.
  3. Подключаем «+» устройства к желтому проводу (пятый в списке), а «-» к зеленому (третий в списке).

Показания U от 0,996 до 1,02 В считаются нормальными. В нашем случае 1.02. В противном случае устройство необходимо заменить.

ВАЖНО: Имейте в виду, что производители датчиков указывают третий десятичный знак после запятой в стандартных показаниях напряжения. Это означает, что мультиметр должен измерять с такой же точностью. Но не все устройства умеют это делать. Только дорогие, которые не всем по карману. Допустимы измерения до второго знака после запятой, но это не дает точной картины. Поэтому специалисты предпочитают осциллографы мультиметрам.

Упомянутые выше времена не случайны. Со временем термисторы изнашиваются, их толщина уменьшается, а значит, уменьшается сопротивление и увеличивается напряжение.

Исходя из этого, можно примерно определить, на какой стадии износа находится расходомер.

  1. Оптимальное чтение: 996 — 1,02В.
  2. Удовлетворительное — 1,03В.
  3. 04V — заканчивается срок службы.
  4. Блок 05В работает на перераспределение, но если ошибок в работе нет, менять его смысла нет.
  5. U больше 1,05 вольта — меняется расходомер.

В последнем случае какие-то «кулибины» обманывают ЭБУ — в разрыв желтого сигнального провода впаивается подстроечный резистор на 2 кОм, тем самым понижая напряжение до нормативного. Это помогает (расход точно упадет). Но как это в дальнейшем повлияет на работу двигателя? Тема, требующая тщательного изучения.

Чтобы проверить, изменяются ли показания ДМРВ при прохождении через него воздуха, снимите блок, снова подключите разъем, включите зажигание и направьте поток воздуха на термисторы со стороны воздушного фильтра.

Показания мультиметра должны измениться в сторону увеличения – до 1,03В.

В некоторых случаях вместо напряжения на термисторах измеряются показания сопротивления.

Но этот способ более сложный, он требует наличия нормативных показаний сопротивления при определенной температуре воздуха. Найти их можно в руководстве по эксплуатации конкретной марки автомобиля или в специальной технической литературе.

Проверка с помощью авто сканера

При таком способе проверки датчика массового расхода воздуха самое главное подключиться к ЭБУ и считать коды неисправностей.

Для этого потребуется:

  1. Смартфон под управлением Android или iOS, ноутбук или планшет.
  2. Программное обеспечение, устанавливаемое на описанные выше устройства, такие как OpenDiag, MotorData OBD, inCarDoc, Obd Mary, Car Scanner ELM OBD2, EOBD Facile, ScanMaster, Vasya Diagnostic и другие. Зайдите в Play Маркет и скачайте.
  3. Тестер (сканер), который подключает смартфон или другое устройство к контроллеру по каналам связи USB, Bluetooth или WI-FI.

Список популярных сканеров:

  1. ELM327 — универсальный, подходит для большинства отечественных автомобилей или Scan Tool Pro.
  2. Переходники VAG COM — для немецких автомобилей.
  3. Мультимарочные и дилерские сканеры — используются на АЗС.

Порядок действий, например, на смартфоне:

  1. Загрузите и установите программное обеспечение на свое устройство.
  2. Подключить сканер через специальный диагностический разъем (в каждой модели он может располагаться в разных местах, но как правило под бардачком пассажира справа ближе к водителю).
  3. Включите зажигание.
  4. Запустите программу и дождитесь завершения сканирования.
  5. См коды ошибок. P0100 указывает на проблемы в цепи датчика массового расхода воздуха.

Другие коды ошибок:

  • p0102 — низкий уровень сигнала на входной цепи датчика.
  • p0103 — высокий уровень сигнала на входной цепи датчика.

Проверка с помощью мототестера (осциллографом)

Как правило, такую ​​проверку проводят в специализированных автосервисах, так как она требует подготовки.

Тестер двигателя подключается к датчику, и двигатель запускается. Подключение производится либо напрямую, либо через специальные переходники (у каждой марки автомобиля могут быть разные разъемы). Все данные выводятся на ноутбук.

Проверяемые параметры (могут различаться на разных моделях автомобилей):

  1. Время переходного напряжения сигнала с момента его подачи после включения зажигания до момента его стабилизации возвращается к норме. Например, показатель около 1 мс считается нормальным, а 6 мс — нет.
  2. Расход воздуха на разных режимах работы двигателя. На холостом ходу это от 3 до 5 граммов в секунду.
  3. Опорное напряжение для датчика составляет 5В.

Проверка с помощью Вася Диагност

Vasya Diagnostic — копия аппаратно-программного сканера VCDS разработки американской компании Ross-Tech с только русификацией. Он продается в странах постсоветского пространства и пользуется популярностью не только у профессиональных диагностов, но и у рядовых автовладельцев.

Характеристики адаптера описывать не будем, это требует отдельного рассмотрения.

Для диагностики ДМРВ необходимо соблюдение определенных условий:

  1. Двигатель должен быть прогрет до 80 градусов.
  2. Все потребители отключены (климат-контроль, печка, кондиционер, обогрев задних стекол и др).

Проверка заказа:

  1. Установите одноименную программу на ноутбук.
  2. Подключите адаптер к диагностическому порту.
  3. Найдите и перейдите в раздел «Выбор блока управления».
  4. Перейти в раздел «01 — Электроника двигателя».
  5. Зайдите в «Коды ошибок» и посмотрите, какие ошибки там отображаются.
  6. Возвращаться.
  7. Перейти к пользовательским группам».
  8. Выберите текущее значение 213 и 211, 212 в соответствии с проходом.
  9. Сравните показания и, если они не совпадают, замените датчик.

Перепрошивка ЭБУ

Спрашивают ЭБУ в разных ситуациях, например под Евро-2 при установке каталитической смеси.

Если есть признаки неисправности ДМРВ и поиск не сработал, попробуйте следующее:

  1. Подготовьте небольшую пластину толщиной 1 мм.
  2. Снимите воздуховод и откройте доступ к дроссельному узлу.
  3. Заводить машину.
  4. Установите пластину под дроссельную заслонку, чтобы она увеличивала угол открытия.
  5. Обороты двигателя должны увеличиться.
  6. Отсоедините датчик, отсоединив разъем.

Если двигатель никак не реагирует, причина проблемы в прошивке ЭБУ.

Как проверить ДМРВ частотного типа

В качестве примера рассмотрим дизельный двигатель Citroen Peugeot 1.6 HDI. Аналогичный четырехпроводной датчик массового расхода воздуха есть на моделях, показанных ниже.

Для проверки нужен диагностический сканер или мультиметр, поддерживающий эту функцию.

Распиновка датчика:

  1. Выходной сигнал датчика температуры впуска.
  2. Масса.
  3. Не участвует.
  4. Напряжение сети на борту +12В.
  5. Частотный сигнал от датчика.

Мы подключаемся к:

  • Вторая палочка — «масса»
  • Пятый контакт — выходной сигнал.

В состоянии покоя при включенном зажигании выходная частота должна быть 5 кГц.

После запуска двигателя на холостом ходу частота должна уменьшаться, варьироваться от 1,02 до 3,3 кГц. Для каждой частоты MAF в таблице частот.

Особенности проверки на Форд Фокус 2

В большинстве случаев для иномарок методы диагностики расходомера аналогичны, но все же есть некоторые особенности. Все зависит от модели автомобиля и марки установленного датчика массового расхода воздуха.

Например, на Форд Фокус 2 стоят датчики с четырьмя или шестью проводами. Оригинальный FORD артикул 1072308.

Распиновка показана ниже на примере 4-проводного датчика.

  • А — напряжение 12В.
  • Б — «-» (масса).
  • C — «-» реверс земли (дословный перевод).
  • D — выходной сигнал SIG на ЭБУ.

К 6-ти контактным датчикам подключаются два дополнительных провода: датчики IAT (температуры воздуха на впуске).

Чтобы проверить ДМРВ на Форд Фокус 2, сделайте следующее:

  1. Отсоедините штекер от расходомера.
  2. Включите зажигание.
  3. подключите «-» мультиметра к «B» (земле) жгута проводов (см рисунок выше).
  4. «+» на блоке к плюсу «А» (12В).

Мультиметр должен показывать 12В. Если нет, то ищем причину, по которой датчик не получает U.

Следующий шаг (нужна помощь):

  1. Переподключите чип.
  2. Не выключая зажигание, острыми щупами мультиметра соедините «+» (пробить провод) с сигналом «D», а «-» с «С» (обратная масса). Норма 0,9 — 1,0В.
  3. Попросите помощника завести машину, прогреть ее и выставить скорость 1500. Прибор должен показать 1,4 — 1,6В. При 2500 об/мин — 1,8 — 2,0В.
  4. При полностью нажатом акселераторе (по мере увеличения скорости) прибор должен показывать от 0,2 до 5 В.

Выбор нормативных показателей не случаен. Она будет варьироваться в зависимости от объема двигателя.

Также продиагностируйте Форд Фокус 2 сканером (читайте выше). Стандартный показатель расхода воздуха составляет 9–12 кг/ч или ок. 2,8 г/с на холостом ходу.

Ниссан Альмера

На Nissan Almera устанавливаются ДМРВ Hitachi, хотя можно найти и продукцию Bosch. И нужно понимать, что показания на устройствах разных производителей будут разными.

Для понимания процесса проведем замены на расходомере Hitachi. См выше для Bosch в качестве примера.

К датчику идет 5 проводов. Замеры производятся сначала при включенном зажигании, затем при работающем двигателе. Подготовьте мультиметр, установив его в режим 20 В.

Подход:

  1. Вставьте иголку или булавку в третий провод (проткните изоляцию) со стороны воздушного фильтра.
  2. Включите зажигание. «-» на мультиметре к массе батареи, «+» к стрелке. Норма не более 0,4В.
  3. Заведите автомобиль и выполните действия пункта 2. Норма не более 1,04В. До 1,05 В все еще прилично.

Как можно обойти регулятор?

Что такое ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) в автомобиле: принцип работы устройства и фото

Схема проверки ДМРВ

Если вы не хотите столкнуться с проблемой неработающего расходомера, то есть один вариант, как можно обмануть контроллер. Для этого вместо ДМРВ поставить диод. Для того, чтобы подбородок нормально функционировал, двигатель в любом случае должен быть в рабочем состоянии. Если силовой агрегат работает не так, как надо или есть сбои в работе, ошибка просто не сработает.

Чтобы дурить «мозги», нужен диод, у которого будет просадка 0,3 вольта, его легко можно купить в любом магазине электроники. Диодный элемент будет использоваться для подачи от опорных 5 В до сигнальных 4,7 В. Это позволит блоку управления «думать», что MAF видит довольно большой расход воздуха. Рассмотрим, например, двигатели автомобилей Volkswagen.

Если на данном автомобиле используется регулятор от производителя Bosch, то диодный элемент ставится с контакта 4 на контакт 5. Если используется расходомер фирмы Pierburg, то диод устанавливается с контакта 1 на контакт 6. Диодный элемент монтируется с учетом учитывайте направление потока, так как он допускает только одну сторону.

Промывка датчика

промывка ДМРВ тема скользкая. Некоторым это помогло, а другие, наоборот, остались рядом с «разбитым корытом» — расходомер вышел из строя напрочь.

Сам процесс не сложный, разобрать (если позволяет конструкция) и почистить нитки или пленку. Если разборка невозможна, используйте сжатый воздух.

Для промывки ДМРВ используются специальные средства на спиртовой основе.

Очистители карбюраторов, разбавители, бензин вы используете на свой страх и риск. У одних проблема решалась, у других смывалось платиновое покрытие.

Распилите изделие не прямо, а с расстояния 5-10 см.

Ремонт датчика расхода воздуха своими руками

При выходе из строя ДМРВ (любого типа) его следует заменить на новый. ДМРВ не подлежит ремонту из-за сложной конструкции, сделанной на микроскопической основе. Производитель не рекомендует ремонтировать ДМРВ своими руками или чистить его агрессивными жидкостями. Датчик также невозможно демонтировать, так как он неразборный.

Приобретение нового и замена ДМРВ

купить и заменить ДМРВ не проблема. Рынок кишит предложениями. Цены также варьируются от 2500 до 9000 рублей. Для ВАЗ и ГАЗ ищите продукцию Bosch с артикулом 0280218037.


Для замены нужно:

  1. Крестообразный или плоский отвар.
  2. Головка ключа на 10 (для Lada Kalina).

Подход:

  1. Ослабьте болт хомута воздуховода и отведите последний в сторону.
  2. Нажмите кнопку под вилкой и вытащите последнюю из розетки.
  3. Ключом на 10 откручиваем два болта (один сверху, другой снизу).
  4. Снимите датчик.
  5. Сборка в обратном порядке.

Перед покупкой нового расходомера обратите внимание на маркировку старого. Товар рекомендуется покупать с такой же маркировкой, чтобы он гарантированно был совместим с ЭБУ автомобиля.

Самое главное, после замены не забудьте установить новый расходомер. Для этого снимите минусовую клемму аккумулятора на несколько минут, чтобы появились данные в ЭБУ.

В некоторых моделях автомобилей это невозможно сделать в гаражных условиях; нужно ехать в сервисный центр, где есть специальное диагностическое оборудование.

Рекомендации по увеличению сроков эксплуатации

Следуйте этим рекомендациям, чтобы продлить срок службы датчика массового расхода воздуха:

  1. Своевременно меняйте воздушный фильтр, чтобы свести к минимуму засорение расходомера.
  2. Следите за техническим состоянием двигателя, вовремя проводите техническое обслуживание, меняйте и заливайте только качественное моторное масло.
  3. Если у автомобиля большой пробег, проверьте компрессию двигателя – износ или залипание поршневых колец, маслосъемных колпачков приведет к попаданию масла во впускную систему. Это предотвратит масляные отложения на термисторах.
  4. Следите за состоянием системы вентиляции картера. В особенности это относится к тем двигателям, у которых выхлопная труба картера подключается перед ДМРВ. Проверьте состояние маслоотделителя под клапанной крышкой.

Если ничего не помогло – купить новый датчик расхода воздуха

Все способы проверки показали один результат — «Датчик под замену». ДМРВ стоит довольно дорого, и к покупке нужно подходить осознанно.

На примере того же производителя Bosch для LADA и ГАЗ (артикул 0280218037) по результатам поиска на портале ГисАвто найдено 568 предложений из разных городов России по состоянию на 18.09.2019. Стоимость данного датчика колеблется от 2 490 руб до 6 676 руб. Такой разброс цен может зависеть от разных причин: наличия, сроков поставки, стоимости покупки и так далее

Вы можете подобрать ДМРВ для своего автомобиля на портале ГисАвто по артикулу, марке и модели вашего автомобиля, а также создать заявку по VIN номеру автомобиля, и тогда продавцы сами пришлют вам свои предложения. Вам остается только выбрать подходящий по цене и условиям вариант.

Оцените статью
Блог про автомобильные парковки