- Общие сведения
- Когда может быть наложен штраф за резину в 2022 году
- Сколько нужно платить за штраф
- Требования к зимней резине
- Штраф за шины все-таки есть
- Шипам готовят ограничения
- Какой штраф за летнюю резину зимой?
- Когда возможен штраф за отсутствие зимней резины?
- Готовится важное изменение ПДД
- С какого числа будет штраф?
- Обязательно должны быть шипы?
- Когда нужно менять резину на зимнюю?
- Сроки езды на зимней и летней резине
- Основные понятия
- Сезонный вопрос
- «Будет еще хуже, чем с изношенной резиной»
- С какого числа требуется переобуваться?
Общие сведения
Причиной многих дорожно-транспортных происшествий часто являются шины, не соответствующие сезону. Почему стоит выбрать правильный продукт?
Летние шины отличаются от зимних по ряду параметров, например:
- разный состав резиновых смесей, из которых изготовлены шины. Летом из-за обилия прямых солнечных лучей асфальтовое покрытие сильно нагревается. Автомобилю нужна шина, которая не тает на дороге. При этом в мороз и гололед резина не должна примерзать, иначе на холодном асфальте она треснет;
- зимняя резина имеет липучки, шипы и прочие «фишки», повышающие надежность сцепления с дорогой. Но в неподходящих погодных условиях они больше мешают, чем помогают;
- другой рисунок износа. В теплое время года с глубоким рельефом на изделии непросто справиться в дороге, особенно в дождливую погоду, а в холодное время года, наоборот, необходимо для безопасного передвижения.
Из видео вы узнаете, каков ожидаемый штраф для летней резины зимой:
При неподходящих условиях шины быстро теряют свои качественные свойства и становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации. Езда летом на зимних шинах без шипов приведет к расплавлению шины через несколько километров.
Когда может быть наложен штраф за резину в 2022 году
На данный момент штраф за зимние шины, использованные летом 2022 года, официально не введен. Объясняет эту проблему вице-президент компании GRA и NACE Э. Корчаго: «Как мы все и ожидали, с 01.06.2021 г ограничения на эксплуатацию автотранспорта ввели штраф за низкий сезон, точнее зимнюю резину летом 2022 года и наоборот не использовался — на лето, зимой носил. Но работа в этом направлении не прекращается. Еще в 2020 году, в середине осени, МВД разработало и опубликовало на соответствующем портале проект постановления по этому вопросу».
Сколько нужно платить за штраф
Сегодня нет штрафа за летнюю резину зимой. С 11 ноября 2018 года в соответствии со статьей 12.5 части 1 Закона об административных правонарушениях штрафовать владельца автомобиля можно только за использование изношенной резины. Штраф в этом случае составляет 500 рублей. Дополнительных наказаний (лишение прав, автомобиля) не предусмотрено.
С 2016 года п. 3.2 перерос в статью 12.5 КоАП, согласно которой было определено: за несоблюдение норм эксплуатации шин автовладелец подлежит административному штрафу в размере 2000 руб. В законопроекте были недостатки, поэтому он не вступил в силу.
Шины с глубиной протектора менее 4 миллиметров попадают под санкции. При этом штраф инспектор ГИБДД налагает только в ситуации, когда такие шины используются на обледенелых дорогах. В такой период использование резины, не соответствующей правилам, приводит к увеличению количества аварий с тяжелыми последствиями.
Требования к зимней резине
Какие именно зимние шины? Существует множество нормативной документации, в которой описывается глубина протектора, принцип работы ламелей и прочее. Любой инспектор, в том числе и на дороге, не станет вникать в технологические особенности, а воспользуется стандартной маркировкой зимней резины.
Штраф за шины все-таки есть
Вы все еще можете быть оштрафованы за неправильные шины. Технический регламент требует, чтобы все колеса были «переобуты», а остаточная глубина протектора должна быть не менее 4 мм. За нарушение этих правил предусмотрены санкции. Согласно части 2 ст. 12.5 КоАП РФ водитель автомобиля с чрезмерно изношенными шинами может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Также будут оштрафованы те, кто установил на одну ось шипованную и нешипованную резину или использует колеса разных моделей и размеров.
Порезы, проколы и отслоившиеся шины также могут привести к предупреждению или штрафу. А также плохо затянутые болты, трещина или шов на диске.
Оплата не освобождает водителя от нового штрафа, если он не «поменяет» свой автомобиль.
Не тяните за резину
Читайте также: 08 регион — какой город в России?
Шипам готовят ограничения
Вызывают вопросы и сроки использования шипованных шин. Согласно исследованиям, проведенным в Европе и США, они ускоряют износ верхнего слоя дорожного покрытия. В одних регионах — на треть, в других — в несколько раз, в зависимости от климата, материалов покрытия и интенсивности движения.
Образуется колейность со всеми вытекающими последствиями, такими как угроза потери управления автомобилем и аквапланирование. На данный момент в странах Европы с мягким климатом использование «шипов» запрещено.
Специалисты ГК «Автодор» предложили сократить срок службы шипованных шин в центральном регионе России до 188 дней, а в остальных регионах страны установить индивидуальные нормы с учетом особенностей климатических условий.
Какой штраф за летнюю резину зимой?
Ни указанным техническим регламентом, ни КоАП РФ, ни другими законами не предусмотрено наказание за езду на летней резине зимой или наоборот. Разговоры о необходимости внесения соответствующих изменений в КоАП ведутся давно, но на момент публикации данной статьи их нет, изменения не приняты.
Значит ли это, что вы не можете переобуться? Нет.
- Во-первых, езда на летней резине зимой опасна как для водителя, так и для окружающих.
- Во-вторых, хоть это пока и крайне редко, но нарушителя иногда пытаются привлечь за «опасное вождение».
Второй случай крайне спорный, ведь грамотный автоюрист может легко обжаловать решение в силу деталей этой статьи. Но для этого придется потратить время, нервы и деньги, которых при своевременном переходе на зимнюю резину можно избежать.
Когда возможен штраф за отсутствие зимней резины?
В Кодексе об административных правонарушениях есть только один раздел, по которому водитель может быть привлечен к ответственности за несоблюдение правил шин. Он имеет косвенную связь с сезонными колебаниями и связан с износом рисунка шин.
Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ устанавливает штраф за управление транспортным средством с неисправностью. В статье 5.1 ПДД РФ указана одна из таких неисправностей — допустимая глубина износа протекторов, после которой управление транспортным средством считается нарушением. Для интересующих нас категорий (M1 и N1):
Максимальный износ составляет 1,6 мм остатка протектора в точке максимального износа. Однако при движении автомобиля по заснеженным или обледенелым дорогам это значение увеличивается до 4 мм. Несоблюдение этого требования приведет к штрафу в размере 500 долларов США или предупреждению. Относится только к случаям, когда на колесах нет индикаторов износа.
Москва +7(499) 325-45-68 Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78 Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68 Москва +7(499) 325-45-68 Санкт-Петербург + 7(812) 467-40-78
Готовится важное изменение ПДД
Если быть более осведомленным, то это изменения не в правила, а в отдельный нормативный акт, являющийся приложением к ПДД — перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобилей запрещена.
Собственно, такой список работает и в 2022 году, но список всех неисправностей в нем устарел — документу уже около нескольких десятков лет, и, например, нет таких условий, как непригодность ABS, ESP и других систем.
Суть новых изменений в том, что большой список таких неисправностей может перекочевать в приложение к ПДД, включая запрет на использование летней резины зимой. Ранее мы писали об этом изменении в законе.
Обратите внимание на официальную формулировку нового закона:
Автомобили класса М1 и N1 не комплектуются зимней резиной в зимний период (декабрь, январь, февраль).
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации условия, определяющие летний и зимний периоды, могут быть изменены в сторону повышения.
И в этом случае уже будет наказание, потому что в КоАП есть вполне реальные меры ответственности по нарушениям перечня неисправностей.
Таким образом, за общие нарушения данного правового акта устанавливается наказание по ч. 1 ст. 12.5 в виде штрафа в размере 500 рублей или предупреждения.
Но с 09.11.2022 эти изменения не вступили в силу, а значит штрафа за езду на летней резине зимой нет. Эта информация актуальна на сегодняшний день. Мы ежедневно следим за обновлениями, знаем, вступили ли изменения в силу и вовремя обновляем статью.
В этом вопросе есть всего 2 тонкости:
- штраф станет законным, когда будут внесены новые изменения в ПДД,
- если ваша шина не соответствует другим условиям в списке дефектов (о них мы поговорим ниже).
Сравним, как работает правовое регулирование вопроса о штрафах за шины, не соответствующие зимнему сезону, до и после изменений.
Обязанность менять обувь и запрет на летнюю резину зимой можно найти только в Техническом регламенте. | Требование по использованию зимней резины будет заложено в Перечень ошибок — приложение к ПДД. |
Запрет на использование летних шин действует в декабре, январе и феврале. | Все останется по-прежнему — ездить на летней резине будет запрещено в течение 3 зимних месяцев. |
Штрафа за летнюю резину зимой нет, потому что нет штрафа за нарушение правил. | Имеется действующее уведомление о нарушении Дефект-листа, а так как запрет на летние шины будет прописан прямо в этом законе, то и за это нарушение будет применяться ответственность. |
Это означает, что никакого нового штрафа ГИБДД фактически не вводится. Просто в списке, где перечислены запреты, будет указан запрет на езду на шинах, не соответствующих сезону. А за нарушение этого списка уже есть штраф — 500 рублей, как мы указали выше.
С какого числа будет штраф?
На данный момент неизвестно, когда нововведения вступят в силу. Для этого документ должен быть как минимум подписан, но пока все находится на стадии доработки и обсуждения.
Но даже если изменения будут введены, это не будет означать, что все равно будет безусловный штраф. Дело в том, что, как вы могли видеть из официальной интерпретации приведенного выше списка, использование летней резины запрещено только в зимние месяцы: в декабре, январе и феврале. А вот в октябре, ноябре, марте и апреле — даже если в эти месяцы лежит снег и на улице, например, -30 градусов мороза, формально можно ездить на летней резине. Исключение составляет только один случай — если на региональном уровне вводится отдельное ограничение, как это позволяет формулировка нового закона. Впрочем, это разрешалось и в Техническом регламенте, но на практике не было ни одного региона до 2022 года, вводившего специальные ограничения.
Поэтому, если вы где-то читали, что за езду на летней резине возможен штраф в, например, ноябре, марте или апреле, то это неправда и фейк, не соответствующий действительности.
Обязательно должны быть шипы?
Нет. Как видно из официальной интерпретации Перечня, требование распространяется на любые зимние шины. Совсем не обязательно, чтобы он был шипованным – только зима. Допускается также липучка».
Когда нужно менять резину на зимнюю?
Согласно Техническому регламенту (календарному и здравому смыслу) зимний сезон начинается 1 декабря и заканчивается в последний день февраля. В начале этого периода необходимо сменить шины на зимние. Как только это будет сделано, водитель принимает решение в зависимости от погодных условий.
Если речь идет о нешипованной зимней резине, то законом предусмотрен широкий коридор возможностей – практически круглый год, кроме самих зимних месяцев, когда шины уже должны соответствовать. Для шипованных шин интервал сокращается – исключаются летние месяцы, когда наличие таких шин является нарушением. На практике, конечно, зимнюю резину летом редко ставят.
Сроки езды на зимней и летней резине
Возьмем Технический регламент ТР ТС 018/2011, который называется «О безопасности колесных транспортных средств», и откроем приложение № 8. Читаем пункт 5.5, где четко сказано: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, оснащенных шинами с противоскользящими шипами летом (июнь, июль август)».
Далее написано, что с декабря по февраль запрещается использовать автомобили (кат. М1, Н1) без зимней резины, соответствующей условиям пункта 5.6.3 настоящего приложения и обязательно устанавливаемой на все четыре колеса автомобиля. Запрет на эксплуатацию может быть продлен по усмотрению региональных властей в странах, присоединившихся к Таможенному союзу, с учетом их географических и климатических условий.
Что здесь имеется в виду:
- Летом (с июня по август) не допускается шипованная резина и возможны штрафы за зимнюю резину. Это правило распространяется на все транспортные средства без исключения.
- Зимой (декабрь — февраль) необходимо ездить только на зимней резине (с шипами или без). Кроме того, он должен иметь определенный рисунок и маркировку MS, M&S или M+S. Он относится к категории транспортных средств B, в которую входят грузовые (N1) и легковые автомобили (M1). С 11 ноября 2018 года это не распространяется на другие транспортные средства.
- Срок этих ограничений может быть только продлен органами государственной власти всех уровней (местных и федеральных), но не сокращен. Например, в вашем регионе могут быть запрещены шипованные шины с мая по сентябрь. Власти не имеют права сокращать срок запрета. Из чего следует, что автомобильный транспорт по всей стране в июне-августе не должен ходить на шипах.
Как видите, мы четко обозначили периоды эксплуатации шин:
- Летний комплект (без обозначений M+S и т.п.) — март — ноябрь. За зимнюю резину, не замененную на летнюю, возможен штраф.
- Зимняя шипованная резина (с маркировкой M+S и т.п.) — сентябрь — май.
- Шины без шипов для зимы (с маркировкой M+S и т.п.) — круглый год.
Какие и когда использовать шины показаны в таблице ниже:
время года | Тип резины | ||
Зима с шипами | Зима без шипов | Лето | |
Лето | нет | да | да |
Осень | да | да | да |
Зима | да | да | нет |
Наш | да | да | да |
Так что с летней резиной без маркировки и зимними шипованными комплектами автомобиль следует менять осенью (сентябрь — ноябрь). На летний вариант колес необходимо перейти весной (март — май). В противном случае вам не избежать штрафа за отсутствие необходимой «автообуви» (то есть зимней резины вместо летней.
- Эксплуатация универсальных шин в 2022 году
Есть категория автовладельцев, которые предпочитают всесезонные колесные пары для своих автомобилей, так как на них можно свободно ездить круглый год. Есть только одно НО: такую резину можно ставить на зиму, если она маркирована буквами MS, M&S, M+S. В противном случае эксплуатация в зимнее время года запрещена.
Основные понятия
Есть некоторые термины, которые знают все автовладельцы, например:
- протектор (в переводе с латыни «Защитник») — технический элемент шины, предохраняющий ее от проколов и обеспечивающий лучшее сцепление с дорогой;
- шины — «обувь» автомобиля, то есть покрышка. Толстый круг из специальных резиновых масс и ткани, переносимый на камеру;
- штраф — взыскание денег за нарушение;
- предупреждение – административное предупреждение, цель которого – не допустить повторного возникновения опасной ситуации на дороге;
- КоАП РФ (КоАП) — правовой документ, регламентирующий условия привлечения к ответственности по делам неуголовного характера.
Сезонный вопрос
Но что делать тем, кто ездит на всесезонных шинах? Таможенные правила гласят, что зимой их можно эксплуатировать только в том случае, если они помечены соответствующей маркировкой «M+S», «M&S» или «MS». Однако им следует отдавать предпочтение с осторожностью
«Недавно тестировали зиму всесезонную. Эти шины пока работают. И опять же, если ты живешь где-нибудь в Мурманске, надеваешь всесезонку и едешь по суровой зиме, получается корова на льду. Не то, что летом, а… На всесезонных шинах в один день не хватит тормозного пути», — сказал Кадаков.
Между тем эксперты говорят о необходимости более дифференцированного подхода к сезонным шинам.
— Эта дискуссия продолжается уже много лет. И вращается он вокруг того, что Россия состоит из разных регионов с разным климатом. А штрафы за летнюю резину зимой хотят ввести по всей стране. Кроме того, непонятно, что делать водителям-дальнобойщикам, чей маршрут превышает 2 тыс км, — ехать на шиномонтаж по дороге из Новосибирска в Сочи? Вы знаете, сколько стоит грузовой шиномонтаж? — задал резонный вопрос координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его мнению, идея сейчас ясна, но реализация туманна.
«Если сейчас введут штрафы, поймают того, кого легче поймать. По словам Шкуматова, никакого эффекта с точки зрения безопасности не будет.
«Будет еще хуже, чем с изношенной резиной»
Неосторожность при замене шин чревата серьезными последствиями, считают специалисты.
«Примерно 3-4% аварий из-за неисправности автомобилей в нашей стране происходят из-за неправильного использования шин. Например, когда на одной оси стоит шипованная резина, а на другой лысая. Однако этот факт обычно не учитывают, и пишут, что «водитель не справился с управлением», рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Езда на изношенных зимних шинах очень опасна, поскольку они не будут выполнять свои функции на 100%, уверен бывший гонщик IndyCar и гонщик SMP Racing Михаил Алешин.
«Что касается ситуации, когда зимнюю резину ставят только на одну ось, то она, наверное, будет еще хуже, чем с изношенными шинами. Например, при наезде автомобиля на смешанные покрытия или лед. Например, если на передней оси стоит зимняя резина, то она будет иметь хорошее сцепление с дорогой, а задняя будет скользить, а это полный занос и возможная авария для неподготовленного человека. Поэтому настоятельно рекомендую не ездить на изношенной зимней резине, ставить зимнюю резину на ось и тем более, ни в коем случае нельзя ездить на машине без зимней резины», — прокомментировал Алешин.
Холодный расчет: как не замерзнуть с машиной Нужно ли готовить машину к грядущей зиме и что делать в первую очередь
С какого числа требуется переобуваться?
«Переобувание» автомобиля происходит два раза в год: ранней весной и поздней осенью. Автовладельцу следует заранее запастись комплектами зимних и летних шин. В большинстве регионов РФ нельзя ездить на нешипованной резине с середины октября до начала апреля.
Летние шины «обуваются» на автомобиль при появлении ранней жары, а зимние – при первых минусах на градуснике, даже при отсутствии снега на улице. Законодательство требует менять шины на летние уже в начале марта, но многие водители не торопятся это делать. В России весна не всегда приходит по календарю, и гололед на дорогах может висеть до конца апреля.
Важно! Категорически запрещается использовать автомобильную «обувь» на шипованной резине летом. ГИБДД строго следит за этим.