- Причины стука двигателя
- Типы звучания и чем они отличаются
- Цикличность
- Стуки-обманщики
- Посторонние стуки при работе двигателя на холостом ходу
- Старое моторное масло
- Стук двигателя на холодную
- 1) Скрип или лязг во время движения
- Стук на малых оборотах
- Признаки неисправности двигателя сигнализирующие о серьезных проблемах в автомобиле
- Признак No1: Предупреждающие индикаторы
- Признак No2: Работа двигателя с перебоями
- Признак No3: Выстрелы, щелчки, треск и грохот в двигателе
- Признак No4: Необычные запахи
- Распространенные поломки
- Почему двигатель стал громко работать
- Неисправности, которые могут приводить к увеличению шума двигателя
- Некачественное топливо
- Проблемы системы смазки
- Система охлаждения
- Неисправности системы зажигания
- При нагрузках на мотор
- Сторонние звуки при запуске
- Шумы дизельного ДВС на холодную и горячую
- Если стучит коленвал на дизеле
- Если шумит распредвал
- Звуки детонационного характера: причины и последствия
- Причины возникновения звуков на «горячую»
- Стук распределительного вала
- Особенности стука в двигателе автомобилей ВАЗ
- Как можно убрать шум в двигателе
- Присадки для снижения шума двигателя
- Диагностика звука
- Стук или детонация?
Причины стука двигателя
Сам стук образуется при ударе одного элемента силовой установки о другой.
При этом шум в двигателе разный, он возникает при определенных условиях и исчезает при их изменении.
В большинстве ситуаций стук является сигналом проблем с определенными механизмами – ГРМ и кривошипно-шатунным механизмом, цилиндро-поршневой группой, но появляется и в других узлах агрегата.
Критерии характера боя.
Посторонний шум, возникший в силовой установке, можно разделить на несколько критериев:
- Звуковая мощность;
- причинность;
- Звук (стук металла и так далее);
- Цикличность.
Рассмотрим каждый из критериев.
Стук в двигателе может быть слабым и еле слышным – в этом случае автомобиль можно продолжать эксплуатировать, но диагностические работы не помешают.
Стук средний, слышен отчетливо, но его несложно заглушить, например, при включенной громкой музыке.
Автомобили с такими амортизаторами можно обслуживать недолго, достаточно иметь возможность доехать до мастерской или сервиса.
Отчетливые громкие шумы, издаваемые изнутри силового агрегата, свидетельствуют о значительных проблемах в работе.
При таких шумах двигатель глушится и автомобиль доставляется в мастерскую или сервис только на эвакуаторе или эвакуаторе, так как могут возникнуть серьезные проблемы с двигателем.
причинно-следственные связи в возникновении стука возникают после вмешательства непрофессионалов в силовой агрегат.
То есть, если, наоборот, невыполнение технических работ или ремонта приведет к сбоям в работе двигателя.
Источники стука (металл) в двигателе:
- Масло, не рекомендованное для использования в этом двигателе, или фальсифицированные продукты;
- Некачественные или бракованные детали, которые были установлены при ремонте, также могут стать причиной стука в двигателе.
- Сильный износ комплектующих конечно приведет к появлению посторонних шумов.
Типы звучания и чем они отличаются
По звуку стук в двигателе делится на звонкий и глухой.
Звонкий стук, называемый еще металлическим, возникает при ударе твердосплавных деталей друг о друга, при этом между деталями отсутствует масляная прослойка.
Стук в двигателе возникает при соударении деталей, одна из которых выполнена из мягкого металла, а между деталями имеется масляная прослойка.
Цикличность
По цикличности ударов можно примерно определить, какой механизм требует вмешательства.
Так стук в двигателе, производимый по отношению к вращению коленчатого вала, свидетельствует о возможных проблемах с цилиндро-поршневой группой, газораспределением или кривошипно-шатунными механизмами.
Источник самопроизвольного стука, возникающего случайным образом, может быть в навесном оборудовании двигателя.
Например, может биться расшатанный генератор, при этом шум будет возникать из-за вибрации силового агрегата.
Стуки-обманщики
К тому же есть такое понятие, как стучаться к «самозванцам».
Суть этой концепции в том, что стук, который как бы указывает именно на определенную неисправность, имеет совершенно другую природу.
Например, в дизеле при создании нагрузки появляется звонкий стук, сигнализирующий о проблемах с кривошипно-шатунным механизмом. Но такой же стук бывает с этим двигателем и при выходе из строя системы питания.
Или через некоторое время разболтавшийся шкив коленвала начнет издавать звуки, очень похожие на стук самого коленвала, поэтому важно предварительно выяснить, что же стало источником посторонних звуков.
В любом случае нельзя игнорировать возникновение посторонних шумов, и здесь нельзя обойтись без профессиональной диагностики.
Посторонние стуки при работе двигателя на холостом ходу
Разберем причины стука в двигателе при разных режимах работы.
Для начала рассмотрим причины, по которым она возникает на холостом ходу.
Здесь вы должны сначала определиться с поведением, чтобы постучать в будущем.
Так легкий стук в двигателе на холостом ходу, издаваемый из средней части двигателя, с равномерной интенсивностью, при этом громкость несколько уменьшается с увеличением оборотов, вероятно, свидетельствует о попадании в двигатель мелких сторонних деталей или мусора от деталей цилиндр.
Эта проблема устраняется удалением болванки и удалением сторонних элементов.
Такой же стук, но усиливающийся с увеличением скорости, свидетельствует об износе цилиндропоршневой группы, повреждении юбки поршня из-за перегрева.
Устранить эту ошибку можно только заменой цилиндропоршневой группы.
Появление подобного шума, но с половинной интенсивностью, и слышимого в верхней части прибора свидетельствует о неисправности в синхронизации.
Если стук присутствует не только на ХХ, но и на других режимах, это свидетельствует об износе распредвала, нарушении регулировки клапанов.
Если регулировка теплового зазора осуществляется гидрокомпенсаторами, то стук, как правило, уменьшается с увеличением скорости. Это свидетельствует о неисправности последнего.
Проблемы с ГБЦ решаются снятием клапанной крышки, определением источника звука, заменой изношенных деталей или регулировкой зазора.
Устойчивый стук, значительно усиливающийся с увеличением скорости, если он исходит снизу, это свидетельствует о разрушении подшипников балансирных валов, начале разрушения шатунного подшипника и деформации самого шатуна.
Это одна из самых опасных причин шума.
Если на холостом ходу слышен неравномерный звук, который полностью исчезает с увеличением оборотов, это сигнал о проблемах с подшипниками агрегатов двигателя, например, выход из строя подшипника помпы.
Приглушенный неравномерный стук, появляющийся на холостом ходу и исчезающий при увеличении оборотов, свидетельствует о превышении допустимого уровня масла из-за попадания рабочих жидкостей или топлива. При этом произошел внутренний пробой прокладки ГБЦ и в масло начал поступать антифриз.
Все вышеперечисленные неисправности, кроме разрушения шатунных вкладышей и балансирных валов, в основном мало опасны, водитель имеет возможность доставить автомобиль своим ходом в сервис или мастерскую.
Читайте также: Какой город в России является областью?
Старое моторное масло
Если вы давно не меняли моторное масло в своем автомобиле, самое время его сменить.
Моторное масло в большинстве автомобилей следует менять через 10 миль и каждый год, чтобы обеспечить его полную работоспособность.
Вы также должны убедиться, что в двигателе используется правильный тип моторного масла для вашего автомобиля. Неправильный тип моторного масла может вызвать тикающий звук.
Стук двигателя на холодную
Неравномерный резкий удар металла по холодному, усиливающийся по мере прогрева, свидетельствует:
- Проворот шатунного подшипника вокруг оси или его разрушение;
- Значительный износ коренных подшипников, деформация шеек коленчатого вала. В этом случае звук исходит снизу двигателя;
- Возможно появление звука в средней части двигателя при значительном износе отверстий под поршневые пальцы обычно проявляется при резком увеличении оборотов двигателя.
Многие из описанных источников шума также характерны для описанных ниже условий работы двигателя.
1) Скрип или лязг во время движения
Если ваш автомобиль часто «страдает» от плохих дорог (выбоин, лежачих полицейских, кочек и т д.), то подвеска в вашем автомобиле подвержена быстрому износу. Чаще всего выходят из строя резиновые втулки элементов подвески (сайлентблоки). Как правило, при износе сайлентблока на неровной дороге вы услышите скрип. Не волнуйтесь. Это не большая проблема и довольно легко исправить.
Стук на малых оборотах
стук в двигателе на малых оборотах при холодном двигателе, если он исходит сверху, свидетельствует о проблемах с гидрокомпенсаторами.
Устойчивый стук в верхней части, значительно усиливающийся при нагреве, свидетельствует о начале разрушения седла клапана.
Стоит учитывать возможность повреждения подшипников навесного оборудования.
Также возможно нарушение фаз газораспределения из-за проскальзывания ремня ГРМ, в результате чего дно поршня соприкасается с клапанами, отсюда и стук в двигателе.
заправка низкооктановым бензином может вызвать детонацию в двигателе, что и вызывает стук.
При обнаружении посторонних шумов при холодном двигателе, работающем на малых оборотах, лучше сразу попытаться выяснить, откуда именно исходит шум.
Если стук в двигателе происходит сверху, автомобиль еще можно эксплуатировать недолго.
При появлении резких звуков из нижней части двигателя лучше сразу остановить силовую установку и доставить автомобиль к месту ремонта на эвакуаторе или эвакуаторе.
Признаки неисправности двигателя сигнализирующие о серьезных проблемах в автомобиле
Признак No1: Предупреждающие индикаторы
Если автомобиль вышел из строя, загораются предупреждающие значки на панели приборов. Лампы брендов подключены к датчикам, которые контролируют торможение автомобиля, электрооборудование, трансмиссию и многое другое. На изображении показано, как значки на приборной панели указывают на проблемы.
Система сгорания двигателя также имеет индикаторы, указывающие на поломку в системе.
Тремя наиболее важными индикаторами неисправности двигателя являются:
- Check oil Low oil level (проверить масло/низкий уровень масла);
- Низкое давление масла (низкое давление масла);
- Проверьте двигатель (проверьте двигатель).
Индикатор «check engine» — главный признак неисправности двигателя. Причин, по которым загорается индикатор, может быть много. Простой способ узнать, что не так, — подключить автомобиль к диагностическому прибору — автосканеру или компьютеру с диагностической программой, как здесь. Автосканер может выглядеть как небольшой планшет или большой кнопочный телефон, который взаимодействует с системами автомобиля через соединительный порт и отображает информацию об ошибках на маленьком экране.
Также есть модели, которые работают со смартфонами через мобильное приложение. К ним относится универсальный сканер Rokodil ScanX. В отличие от других моделей, этот аппарат подходит для диагностики большинства автомобилей отечественного и импортного производства с 2000 г.в.
При появлении запроса на «сканирование» автосканер начинает «разговаривать» с компьютером автомобиля, чтобы определить, почему загорелась сигнальная лампа.
Приборов для диагностики сейчас полно в различных интернет-магазинах. Программ для сканирования автомобилей через компьютер на торрент-трекерах много, только не забудьте купить диагностический кабель, они есть на Алиэкспресс. Если вам неинтересно возиться с автомобилем самостоятельно, обратитесь на СТО. Также есть сервисное диагностическое оборудование и рабочие, которые быстро выявляют ошибку, чтобы понять, о чем она сигнализирует. Там же эта поломка, скорее всего, будет устранена для вас.
Признак No2: Работа двигателя с перебоями
Исправный двигатель работает ровно, без скачков, рывков и вибраций. Если нет плавности в работе двигателя. это еще один признак.
Работа двигателя с скачками и рывками – серьезный признак поломки двигателя автомобиля. Причиной могут быть грязные свечи зажигания, забитые топливопроводы и топливные фильтры, забитый катализатор в выхлопной системе или неисправность в блоке управления двигателем. Если нестабильная работа двигателя началась хотя бы по одной из этих причин, можно останавливаться и не заводиться на полпути от дома до работы. Пришло время связаться с заправочной станцией. Устранить причину проблемы сложно даже в 80% случаев. Заменить свечи зажигания можно, если они не спрятаны под слоем пластика и предохранительными переборками, но человеку без технических знаний сложно прочистить топливную систему, отремонтировать или заправить блок управления двигателем.
Одной из мер по предотвращению нарушений бесперебойной работы двигателя является замена масла через рекомендуемые интервалы. Пропуск отметки пробега, где рекомендуется замена масла, грозит преждевременным износом деталей двигателя. Подробнее читайте в статье: «Замена масла в автомобиле».
Признак No3: Выстрелы, щелчки, треск и грохот в двигателе
Стук и треск могут свидетельствовать о детонации в цилиндре двигателя. Это происходит, когда бензин слишком рано воспламеняется в камере сгорания и может серьезно повредить поршни. Подробнее о работе двигателя читайте здесь.
Скрипящий звук во время запуска автомобиля указывает на необходимость регулировки или замены стартера.
Наоборот, скрип или стук при переключении передач — это не проблема двигателя, а скорее всего проблема коробки передач. Подробнее об ошибках коробки читайте здесь.
Не все звуки одинаковы… Звуки, похожие на тиканье, могут быть нормальными в системе зажигания, и их не следует бояться. В двигателях с непосредственным впрыском «тиканье» происходит в момент впрыска.
Если в двигателе слышны странные шумы, постарайтесь как можно точнее проследить участок, где они появились, и сообщите о своих наблюдениях работникам СТО, чтобы они пошли по правильному пути и нашли проблему.
Признак No4: Необычные запахи
Автомобили с двигателями внутреннего сгорания выделяют в окружающую среду ядовитые газы, вредные для легких человека. Запах выхлопных газов в салоне — верный признак неисправности двигателя. Тут либо масло и охлаждающая жидкость подтекают из закрытой системы, либо «потекла» выхлопная система».
Запах жженой резины тоже не при чем. Возможная причина заключается в том, что резиновый шланг соприкасается с горячей деталью, например стенкой горячего двигателя. Резина плавится, шланг изнашивается и протекает. Жидкость вытекает из шланга, потеря жидкости наносит серьезный ущерб автомобилю.
Распространенные поломки
Нередко различные поломки сопровождаются звуками, нехарактерными для исправного автомобиля. Прислушиваясь к работе вашей машины, вы можете распознать источник прерываний. Часть поломок можно устранить самостоятельно, перепроверив в дальнейшем работу автомобиля на заправках.
Самые распространенные и простые звуки поломки автомобилей практически всех производителей следующие:
- Шум от руля при повороте. Поломка связана с проблемой в работе гидроусилителя, утечкой жидкости.
- Гудение колес – признак износа подшипников.
- Нехарактерные щелчки или звонкие стуки при движении автомобиля свидетельствуют о неисправностях в системе зажигания. Обычно это связано с использованием некачественного бензина, который при сгорании образует нагар. Перегрев двигателя также может сопровождаться звоном.
- Если запуск двигателя сопровождается визгом, проверьте ремень генератора. Для устранения звука ремень достаточно потянуть. Если это не поможет, требуется замена.
- Шум тормозов обычно связан с влажной погодой на улице. Грязь и иней могут покрыть тормозные колодки или барабаны. Короткое движение с затянутым ручным тормозом может устранить эту проблему.
- Громкий свист при движении автомобиля на повышенной скорости свидетельствует о неисправности полуосей в подвеске, а точнее их подшипников. Замену деталей допустимо отложить на 2-3 недели при периодической эксплуатации автомобиля.
Почему двигатель стал громко работать
В современных автомобилях звук двигателя еле слышен, но при прогреве он громче обычного, и это вполне нормально. Но это не следует путать с посторонними звуками в двигателе, которые имеют характерное тарахтение, дребезжание и стук в ДВС.
Другими словами, если в двигателе слышен металлический стук или еле приглушенные стуки, все это означает, что застучал силовой агрегат и ему требуется квалифицированная помощь специалиста, и в первую очередь – качественная диагностика двигателя в автосервисе. Проблема кроется в шатунно-поршневой группе, а тут как показывает практика капитальный ремонт. Стучит из-за появления люфта на коленчатом валу силового агрегата.
Если смотреть в сторону общего увеличения шума, при высокой работе двигателя на холодную, то это происходит по следующим причинам:
- Электронный блок управления увеличивает скорость силового агрегата, чтобы он не останавливался.
- причиной увеличения шума ДВС также являются увеличенные зазоры между деталями силового агрегата. Из-за больших зазоров между стенками цилиндров и поршнями увеличиваются ударные нагрузки, из-за чего слышно, как мотор стал работать громче. Однако при прогреве силового агрегата зазор и, соответственно, шумность уменьшаются.
- Если автомобиль с пробегом не менее 100 тыс км, то причиной издаваемого постороннего звука могут быть холодные гидрокомпенсаторы. Из-за того, что каналы закоксованы, масляный насос не имеет возможности проталкивать густое масло, в результате будет слышно внешнее «лазание», которое исчезает при прогреве силового агрегата.
обеспечение высоких оборотов на холодном двигателе осуществляется за счет обогащения топливной смеси. В результате компенсируется топливо, которое не сгорело из-за низкой температуры силового агрегата. Кроме того, они необходимы для обеспечения стабильной работы, качественного смазывания деталей моторным маслом, так как в холодное время оно более вязкое и масляному насосу качать гораздо труднее.
Кроме того, требуется повышенная скорость для быстрого прогрева катализатора для снижения токсичности выбросов. Когда ДВС прогреется, ЭБУ снизит обороты до нужного уровня. Следовательно, двигатель становится тише.
По мере прогрева ЭБУ тормозит, масло жиже, дырки уменьшаются и машина становится заметно тише. Поэтому вполне очевидно, почему двигатель громко работает на холодную, и это не является большой проблемой и неисправностью автомобиля.
Двигатель прогревается, но тише не становится?
Обязательно обратитесь в автоцентр для диагностики автомобиля.
Выбрать автосервис
Неисправности, которые могут приводить к увеличению шума двигателя
Автовладелец, услышав посторонний звук в двигателе, начинает формировать в голове различные причины, и старается по возможности устранить их самостоятельно. Иногда он привлекает к этому своих друзей, хорошо знакомых с устройством автомобиля.
Выделим основные неисправности, которые могут привести к появлению посторонних шумов в работе двигателя:
- Некачественное топливо и моторное масло;
- Неисправность в системе смазки;
- Нарушение температурного режима;
- Неисправные свечи зажигания;
- Ремень ГРМ;
- Стучат гидрокомпенсаторы;
- Выход из строя газораспределительного механизма;
- Проблема заключается в регуляторе холостого хода;
- Электрические неисправности.
Очевидно, что неисправностей много, и чтобы выяснить, что именно является источником посторонних шумов и почему двигатель стал громче крутиться, необходимо обратиться в автосервис. Игнорирование этого явления приводит к необратимым последствиям. Такие неисправности необходимо устранять на стадии их появления, без промедления, иначе все приводит к дорогостоящему капитальному ремонту силового агрегата.
Некачественное топливо
Например, если залить в бензобак 92 вместо 95, когда рекомендуемое топливо для двигателя не ниже 95, появится ранняя детонация. Все приводит к тому, что двигатель изнашивается быстрее.
Проблемы системы смазки
Низкий уровень масла приводит к снижению давления, из-за чего детали будут испытывать недостаток смазки и начнут быстрее изнашиваться. Также бывает ситуация, когда в ДВС заливается некачественное масло или оно не подходит для данного типа двигателя, является слишком густым или вязким, в результате чего двигатель автомобиля испытывает на нем большие нагрузки и увеличение звук, который он издает.
Еще одной причиной высокой может быть недостаточная подача моторного масла к детали, в результате при нагреве она расширяется и начинает стучать по соседним деталям ДВС.
откройте капот и проверьте уровень масла!
Громкий звук работающего двигателя возможен из-за недостатка масла в системе, в этом случае будет слышен характерный металлический звук от силового агрегата. Обнаружив это, необходимо немедленно обратиться к специалистам для устранения неполадок, работа ДВС без моторного масла приведет к дорогостоящему ремонту.
Выбрать автосервис
Также может случиться так, что охлаждающая жидкость попадает в моторное масло, в результате чего оно разбавляется и теряет свои смазывающие свойства, что увеличивает износ силового агрегата. Эта проблема решается заливкой оригинального моторного масла для данного типа ДВС. Если произошел удар охлаждающей жидкости в моторное масло, в этом случае неисправность необходимо немедленно устранить.
Система охлаждения
Детонация может возникнуть из-за нестабильности температурного режима двигателя. Возможно сломался термостат. Из-за этой поломки охлаждающая жидкость не будет направляться в радиатор в нужном объеме, все это в итоге приводит к чрезмерному нагреву силового агрегата и его перегреву.
Неисправный термостат также вызывает прохождение избыточного количества охлаждающей жидкости, что приводит к недостаточному охлаждению силового агрегата, и, как следствие, к его высокой работе. Проблема решается чисткой термостата или заменой старого на новый.
Неисправности системы зажигания
Двигатель может увеличить обороты как из-за неправильно подобранных свечей зажигания, так и в результате детонации топлива.
В результате силовая установка троит и работает нестабильно. Эта поломка дает о себе знать хорошо – заметны вибрации, перерасход топлива и снижение мощности ДВС.
При нагрузках на мотор
Еще одна достаточно распространенная ситуация – появление стука только под нагрузкой. Основной причиной стука в двигателе в такой ситуации является появление детонации. Бензин или дизель могут воспламениться раньше нужного момента, что приведет к некорректной работе всего ДВС. При детонации вы услышите частый и звонкий стук, который ярко проявится в следующих ситуациях:
- при разгоне автомобиля;
- когда водитель использует слишком высокую передачу, не соответствующую нагрузке на двигатель;
- при движении с большим грузом или прицепом.
Достаточно опытные водители всегда смогут определить звук детонации. Кроме того, ряд машин оборудован специальным датчиком, сообщающим об этом явлении. Обычно вы видите светящийся значок Check Engine на приборной панели. Одной из основных причин детонации является использование некачественного низкооктанового топлива. При детонации на стенках цилиндров будут образовываться отложения, которые даже после использования качественного бензина вызовут ряд проблем. В то же время работа неопытных автослесарей может привести к увеличению степени сжатия, а также к некорректной работе некоторых узлов двигателя.
Сторонние звуки при запуске
Стук в двигателе при запуске чаще всего вызван неисправностями в системе смазки.
Плохая работа масляного насоса, недостаточное количество масла и засорение каналов загрязнениями означает, что масло вовремя не достигает всех трущихся поверхностей, что и является причиной дребезга и стука.
Из-за проблем с системой смазки масло не поступает в гидрокомпенсаторы без того, чтобы они не начинали стучать.
При наличии шума при пуске желательно заглушить двигатель, проверить уровень масла. При необходимости доведите уровень до нужного значения.
Если это не помогло, можно заменить масло с предварительной промывкой системы.
Кроме того, если стук при запуске сохраняется, проверьте состояние масляного насоса.
Шумы дизельного ДВС на холодную и горячую
Как правило, на дизельной силовой установке шумы и шумы связаны с поршневой парой (не критично), неисправным ТНВД (ТНВД), коленчатым валом и т д. Ниже рассмотрим все основные причины.
Если стучит коленвал на дизеле
Стуки в дизельном двигателе появляются не реже, чем в бензиновом
Чаще всего на таких двигателях внутреннего сгорания стучит коленчатый вал. Это называется стуком шатуна и является очень серьезным признаком неисправности двигателя внутреннего сгорания, даже на турбодизеле. Если один и тот же ход на бензиновом агрегате имеет другой характер, то на дизельном агрегате это свидетельствует о расширенном люфте шейки коленчатого вала. В результате из-за этого поршень ударяется о головку блока цилиндров и появляется шум.
Другая причина, не менее проблематичная. Она может говорить о ослабленной гайке рулевой тяги. Этот звук, по сравнению с первым, более глухой и напоминает тихий лязг металла (похожий звук издает неправильно отрегулированный ремень ГРМ).
При диагностике шумов коленчатого вала дизельного двигателя не принято делать так, как в аналогичных случаях с бензиновым двигателем. Здесь, другими словами, отключить питание каждого цилиндра не получится, так как коленвал будет продолжать работать, а поршень будет ударяться о головку цилиндра (верхушку цилиндра).
Обратите внимание на следующее. Категорически запрещается управлять автомобилем с дизельным двигателем, если шатун стучит. Автомобиль необходимо быстро доставить на АЗС на эвакуаторе (в крайнем случае на эвакуаторе). Здесь будут сверлить коленвал, заменять втулки, делать необходимые регулировки, шлифовать и так далее
Интересно, что наиболее отчетливо коленчатый вал слышен, когда смазка еще не успела дойти до подшипникового узла. После тщательного прогрева проблема не сигнализирует так интенсивно, исчезает прежний шум. А вот на непрогретом ДВС звук размеренный, напоминающий лязг и чередующийся глухой шум. Ритм звуков будет увеличиваться с увеличением скорости.
Как было сказано выше, ось также способна стучать из-за появления избыточного люфта, возникшего в шатунных коренных подшипниках.
Работу по устранению люфта лучше доверить профессионалу. Это требует много времени и усилий
Эксплуатация автомобильного двигателя с грязной смазкой или некачественным маслом, а также несвоевременная замена в дизеле также могут привести к увеличению зазоров и износу. А еще коленвал может стучать из-за попадания топлива в смазку при повреждении ГБЦ.
Не менее известная причина шума дизеля – засорение масляного фильтра. Из-за этого в подшипники коленчатого вала попадает такой мелкий мусор и стружка.
Также стук в дизеле появляется в результате падения давления масла или недостатка смазки – обязательного компонента подшипников. Проблема часто приводит к нестабильной работе масляного насоса.
Если шумит распредвал
Шум от распредвала тише, чем от коленвала
Распредвал дизельной силовой установки отличается не таким звонким рокотом, более заметным на первом этапе при начале установки холодного. С точки зрения ритма звук распредвала почти в два раза меньше по частоте по сравнению с той же частотой коленчатого вала. Как только смазка доходит до подшипников распредвала, шум пропадает (обычно это занимает не более 3-х секунд после запуска).
Фактором такого стука устройства является выход из строя подшипников. Со временем они изнашиваются, что приводит к стуку. Остальные факторы появления шума аналогичны коленчатым валам, с одной лишь разницей – шум агрегата увеличивается при его износе и на прогретом двигателе.
Допускается использование автомобиля с такой проблемой под капотом, но только непродолжительное время и при одном условии — если в ГРМ отсутствуют гидрокомпенсаторы. В противном случае их наличие приведет к более серьезным последствиям, очередным дефектам, ремонтировать которые гораздо сложнее.
Звуки детонационного характера: причины и последствия
На дизелях ранний впрыск топлива может вызвать детонацию горючей смеси. Это приводит к неровной и неисправной работе силовой установки.
Более подробно разобраться в сути детонации можно следующим образом. При детонации топливо не сгорает, как положено, а взрывается. Вся порция топлива сгорает мгновенно, давление на поршень резко возрастает. В результате всего этого образуется ударная волна, которая разрушает не только сам поршень, но и всю группу: вкладыши, кольца.
Детонация двигателя считается довольно опасным признаком
Важнейшей характеристикой детонации в дизельной установке является характерный железный звук. Кстати, детонация в этом ДВС запросто может возникнуть из-за неисправности форсунок.
Другие причины, которые могут стать источником шума в дизеле:
- Если установка шумная после заправки, где меняли прокладку ГБЦ, то звук будет напоминать стук клапанов. Это не относится ко всему, что рисует само по себе. Нужно снова ехать в сервис и заказывать новую процедуру замены (стук вызван ударом поршня о выступающую часть прокладки).
- Стук, который часто возникает на холостом ходу. Скорее всего это стук в районе ТНВД. Кстати, такие же звуки характеризуют и шумы поршневых пар.
Примечание. ТНВД проверяется на специальном стенде. - Стуки могут возникать из-за неправильной работы гидрокомпенсаторов. При выходе из строя последнего наблюдается характерный стук. При сильном шуме на холодную с постепенным уменьшением стука при прогреве двигателя производится замена компенсаторов, чистка двигателя по специальной технологии.
- Недостаточное натяжение цепи или ремня ГРМ. Стук усиливается при увеличении оборотов двигателя. Шум создается из-за удара ременной передачи о защиту кожуха.
- В результате нарушения фаз газораспределения. Такое часто бывает после установки прокладки не родного размера.
Причины возникновения звуков на «горячую»
Стук в двигателе на «горячую» может возникать по всем вышеперечисленным причинам.
В любом случае важно определить характер постороннего шума, примерное место, откуда он исходит, и только после этого принимать меры.
Практически всегда в дороге устранить неисправность не удастся, машину необходимо доставить на место ремонта для установления точной причины.
А вот каким путем нужно доставить машину, подскажет предварительная диагностика.
Выбейте его в верху, можете доставить машину самостоятельно, но перед этим проверьте уровень масла.
Резкий шум снизу двигателя укажет на проблему с кривошипно-шатунным механизмом, поэтому автомобиль доставляется только на эвакуаторе.
Стук распределительного вала
Если устроить барабанный бой между клапаном и распредвалом, то окажется, что стук последнего более приглушенный, и происходит он в основном на холодном двигателе. Ведь пока машина стоит, из комплектующих вытекает масло, и они начинают тереться друг о друга. Ну а увеличение объема тактов при наборе оборотов — дополнительный признак неисправности распредвала.
Вполне может оказаться, что распредвал стучит из-за сломанного гидрокомпенсатора. Поэтому при обнаружении таких ударов желательно без промедления отправить автомобиль на диагностику. Конечно, ремонт может влететь в копеечку, но игнорирование неисправности грозит автовладельцу затратами не только на новые гидрокомпенсаторы и его подшипники, но и на ремонт самого распредвала.
Автомобиль, не оснащенный гидрокомпенсатором, может «проехать» со стуком распредвала около 50 тыс км. Но после этого, скорее всего, придется капитально ремонтировать двигатель, а то и менять его полностью. Как правило, распредвал стучит по следующим причинам:
- деформация постели распределительного вала, и ремонтировать ее самостоятельно не рекомендуется;
- неисправность системы смазки;
- изменение формы распределительного вала или его деформация;
- нарушение подачи топлива;
- износ кулачка — при стуке по ТЭЦ.
Особенности стука в двигателе автомобилей ВАЗ
Описанные причины внешнего шума характерны для всех двигателей, в том числе и моделей ВАЗ.
Помимо вышеперечисленных источников проблем в классических моделях, стук в двигателях ВАЗ может быть вызван сильным растяжением цепи ГРМ или ослаблением натяжителя цепи.
А для моделей, начиная с ВАЗ 2108, кроме того, может возникать повышенный шум из-за износа подшипника натяжителя ремня.
Дизельные двигатели, несколько возможных источников детонации.
Если дизель стучит, помимо проблем с кривошипно-шатунным механизмом, цилиндровой группой и ГРМ, стук может быть вызван проблемами с системой питания, особенно неисправностями с ТНВД, турбиной или форсунками.
Или нарушение момента впрыска топлива.
Как можно убрать шум в двигателе
Чтобы избавиться от шума двигателя, необходимо выяснить причину его возникновения. В первую очередь проверьте уровень масла в картере, антифриза в системе охлаждения и других технологических жидкостей. Второй простой шаг — проверить наличие ошибок в памяти ЭБУ. Если соответствующий ремонт не помог, необходимо провести диагностику шума по описанным выше признакам. В некоторых случаях устранить или временно убрать проблему можно специальными присадками, но помните, что они не «лечат», а только маскируют шум.
Присадки для снижения шума двигателя
Комплексная формула Atomex F8
Производители современной автохимии предлагают автолюбителям присадки, снижающие шум двигателя. Обычно в качестве таковых выступают антифрикционные или маслоредуцирующие присадки.
Существуют также присадки, улучшающие качественные характеристики топлива. Примерами являются комплексная формула Atomex F8 или бензин Jet100 Euro 4. Они защищают топливную систему и снижают шум двигателя в случае заправки некачественным бензином.
Однако перед применением присадки необходимо понимать, что правильное средство не устраняет причину поломки, а лишь маскирует симптомы. Поэтому использование добавок рекомендуется только в профилактических целях.
Диагностика звука
Если это такая проблема, что двигатель стучит, как уже было сказано, в первую очередь важно определить характер стука, а также место его возникновения.
Часть причин можно диагностировать без разборки силовой установки.
Так что специальный прибор, технический фонендоскоп, точнее определит место возникновения шума.
С помощью него прослушивается двигатель и решается, в каком механизме или системе возникла неисправность.
Вы также можете использовать более современное оборудование, например, тестер двигателя.
Несложная процедура позволяет определить разрушение шатунного подшипника.
Проводится следующим образом: на работающем двигателе при появлении звонких детонаций со свечи поочередно на каждом цилиндре снимается высоковольтный провод.
Если проблема во втулке шатуна, стук значительно уменьшится при отсоединении провода в цилиндре, где возникла проблема.
При появлении шума, когда есть подозрение на разрушение хранилища каких-либо насадок, узнать, в каком оборудовании есть проблемы, можно, отключив накопитель от бортовой сети.
Если после этого посторонние шумы исчезают, неисправное оборудование заменяют или отправляют в ремонт.
Стук в верхней части двигателя.
Они диагностируются последовательно. Для начала проверяется состояние элементов ГБЦ и места их крепления.
Затем регулируются клапана или промываются гидрокомпенсаторы. Попутно проверяют уровень и состояние масла.
Затем с двигателя снимается головка и проводится полный комплекс восстановительных работ.
Средняя и нижняя часть двигателя.
Точное определение источников стука в нижней части двигателя возможно только после разборки двигателя.
Так как сильный износ цилиндро-поршневой группы также вызывает нежелательный шум, поэтому при появлении стука в средней части состояние этой группы можно оценить, замерив компрессию.
Стук или детонация?
Большинство даже опытных автомобилистов ошибочно принимают детонацию за стук, получивший общее название – стук пальцев.
Стоит отметить, что явление детонации не имеет никакого отношения к стукам, возникающим в двигателе.
Детонация возникает в результате:
- использование некачественного топлива;
- перегрев двигателя;
- постоянные нагары на головках клапанов, внутри камер сгорания или на днищах поршней;
- раннее зажигание.
Опасность этого явления заключается в том, что оно разрушает детали силового агрегата.
Отметим, что описанные звуки (за исключением детонации и стука клапанов) — постоянные спутники старых автомобилей с большим пробегом.
Их появление является сигналом к немедленному обращению в автосервис для ремонта двигателя.
Помимо этих стуков, вы также можете услышать шумы, возникающие при выходе из строя подшипников генератора или водяного насоса.
Проверить это можно, сняв ремень с привода генератора или насоса и запустив двигатель. На поломку в одном из этих узлов указывает отсутствие удара.
Если удар вызван детонацией, ее наличие можно определить по поведению силовой установки. Если он продолжает работать какое-то время после вынужденной остановки, в цилиндрах есть детонация.
Дизельная электростанция.
Диагностика в этих двигателях проводится идентично описанным, но диагностировать их топливную систему можно только после снятия элементов и только на специальных стойках.