- Когда переобувать машину зимой 2022 года?
- Что говорит закон?
- А до декабря только летняя резина?
- Как хранить колеса?
- При какой температуре рекомендуют ставить зимнюю резину?
- Важное замечание!
- Сроки езды на зимней и летней резине
- Как докатывать фрикционки летом
- Какая резина считается зимней по закону?
- Другие требования
- Когда может быть наложен штраф за резину в 2022 году
- Правила для разных случаев
- Шипованная и нешипованная
- Зимняя и летняя
- Разных производителей и моделей
- Разных размеров
- С разным рисунком протектора
- С разным износом протектора
- Камерные и бескамерные
- Инструкция по самостоятельной замене шин
- Основные понятия
- Советы по переобувке и эксплуатации
- Разная резина на одной оси
- Как законодательство регулирует разность шин
- Запасное колесо
- Какой штраф?
- Если сотрудник ГИБДД хочет оштрафовать?
- За что налагается штраф
- Как это может вам помочь
- Когда нужно менять резину на зимнюю?
- Остальные запреты для шин и колёс
- Требования к зимней резине
- Разная резина на передней и задней оси
Когда переобувать машину зимой 2022 года?
По официальному закону с 1 декабря 2022 года. Если вы где-то видите данные о том, что менять резину на зимнюю необходимо с 1 ноября или даже октября или в другие даты в юридическом контексте, то это не соответствует действительности.
В законодательстве четко и точно прописаны условия, при которых необходимо использовать только зимние шины:
- декабрь (не ноябрь),
- январь,
- февраль 2022.
В общем, это все, что вам нужно знать о законе о зимних шинах и сроках их замены в России. Если нужны «пруфы», то они ниже! Также важно знать конкретные требования к зимней резине на автомобиле.
Что говорит закон?
И вот что:
5.5… Запрещается использовать автомобили, не оснащенные зимними шинами, соответствующими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на все колеса автомобиля.
Условия запрета эксплуатации могут быть изменены региональными властями в сторону увеличения в государствах — членах Таможенного союза.
Это выдержка из Технического регламента. То же самое указано и в правилах дорожного движения. Как видите, не ноябрь, а что касается времени, когда придется пересаживаться на зимнюю резину, то есть 2 важные тонкости:
- пункт 5.5 регламента ссылается на другой — 5.6.3 относительно выполнения требований к зимним шинам, даже установленных в установленный законом срок,
- региональные администрации могут применять свои правила при пересадке автомобиля на зимние шины.
По последнему пункту у нас для вас хорошая новость – по состоянию на 2022 год ни в одном регионе России не изменился общий порядок замены шин, и повсеместно в стране с первого декабря необходимо использовать зимние шины.
А вот к первому пункту нужно отнестись чуть внимательнее — именно здесь мы получаем четкие критерии того, что такое зимние шины по принципу закона. И давайте узнаем!
А до декабря только летняя резина?
Конечно нет. Для летних шин требования не применяются в течение всех оставшихся 9 месяцев. Ездить на зимней резине в летние месяцы — июнь, июль и август просто запрещено, это прописано тем же разделом 5.5 Технического регламента. Так что в октябре или ноябре, например, можно ездить даже на летних или зимних шинах.
Как хранить колеса?
Шины следует хранить в прохладном, темном и сухом помещении с вентиляцией, избегать контакта с бензином и маслом.
Собранные колеса лучше подвесить за диски или сложить горизонтально друг на друга, предварительно опустив до 1 атм. Шины без дисков имеют место на стенде. Поставьте их вертикально рядом.
Правильное хранение поможет вашим шинам оставаться в форме к следующему сезону.
При какой температуре рекомендуют ставить зимнюю резину?
Шиномонтажники рекомендуют переобуваться на зиму при устойчивой среднесуточной температуре ниже +5…+7⁰С, либо накануне первого гололеда. Некоторые автомобили даже подскажут, когда пора надевать зимнюю резину – на приборной панели появится индикатор в виде «снежинки», который предупреждает о возможном обледенении дороги.
Материалы по теме Зимние шины для кроссоверов: выбираем лучшие и доступные
Изучив историю погоды в Подмосковье за последние 5 лет, мы пришли к выводу, что в эти годы оптимально было бы менять шины в двадцатых числах октября. Например, вот первые дни с отрицательными температурами в Москве за последние годы:
- 09.11.2020;
- 29.10.2019;
- 27.10.2018;
- 22.10.2017;
- 24.10.2016.
А вот рекомендуемые сроки переобувания для разных регионов России. Взгляните на список — вы обязательно найдете свой или ближайший город. Эти же даты можно использовать в качестве прогноза на 2022 год.
Если вы живете в средней полосе России и не хотите рисковать в ожидании начала этой зимы, то переобувайтесь в конце октября — начале ноября.
Важное замечание!
- В статье дана основная информация, но каждый случай индивидуален.
- В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.
Именно поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, которые погружаются в каждое дело и стремятся его решить.
Задайте вопрос
или проконсультируйтесь по бесплатному телефону: 8 (499) 938-86-54 (Москва), 8 (812) 467-34-58 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-29-84 (вся Россия).
Сроки езды на зимней и летней резине
Возьмем Технический регламент ТР ТС 018/2011, который называется «О безопасности колесных транспортных средств», и откроем приложение № 8. Читаем пункт 5.5, где четко сказано: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, оснащенных шинами с противоскользящими шипами летом (июнь, июль август)».
Далее написано, что с декабря по февраль запрещается использовать автомобили (кат. М1, Н1) без зимней резины, соответствующей условиям пункта 5.6.3 настоящего приложения и обязательно устанавливаемой на все четыре колеса автомобиля. Запрет на эксплуатацию может быть продлен по усмотрению региональных властей в странах, присоединившихся к Таможенному союзу, с учетом их географических и климатических условий.
Что здесь имеется в виду:
- Летом (с июня по август) не допускается шипованная резина и возможны штрафы за зимнюю резину. Это правило распространяется на все транспортные средства без исключения.
- Зимой (декабрь — февраль) необходимо ездить только на зимней резине (с шипами или без). Кроме того, он должен иметь определенный рисунок и маркировку MS, M&S или M+S. Он относится к категории транспортных средств B, в которую входят грузовые (N1) и легковые автомобили (M1). С 11 ноября 2018 года это не распространяется на другие транспортные средства.
- Срок этих ограничений может быть только продлен органами государственной власти всех уровней (местных и федеральных), но не сокращен. Например, в вашем регионе могут быть запрещены шипованные шины с мая по сентябрь. Власти не имеют права сокращать срок запрета. Из чего следует, что автомобильный транспорт по всей стране в июне-августе не должен ходить на шипах.
Как видите, мы четко обозначили периоды эксплуатации шин:
- Летний комплект (без обозначений M+S и т.п.) — март — ноябрь. За зимнюю резину, не замененную на летнюю, возможен штраф.
- Зимняя шипованная резина (с маркировкой M+S и т.п.) — сентябрь — май.
- Шины без шипов для зимы (с маркировкой M+S и т.п.) — круглый год.
Какие и когда использовать шины показаны в таблице ниже:
время года | Тип резины | ||
Зима с шипами | Зима без шипов | Лето | |
Лето | нет | да | да |
Осень | да | да | да |
Зима | да | да | нет |
Наш | да | да | да |
Так что с летней резиной без маркировки и зимними шипованными комплектами автомобиль следует менять осенью (сентябрь — ноябрь). На летний вариант колес необходимо перейти весной (март — май). В противном случае вам не избежать штрафа за отсутствие необходимой «автообуви» (то есть зимней резины вместо летней.
- Эксплуатация универсальных шин в 2022 году
Есть категория автовладельцев, которые предпочитают всесезонные колесные пары для своих автомобилей, так как на них можно свободно ездить круглый год. Есть только одно НО: такую резину можно ставить на зиму, если она маркирована буквами MS, M&S, M+S. В противном случае эксплуатация в зимнее время года запрещена.
Читайте также: Штраф за изменение конструкции автомобиля в 2023 году
Как докатывать фрикционки летом
Еще раз подчеркнем, что мы ни при каких обстоятельствах не поощряем использование зимних фрикционных шин летом. Катать их можно только при строгом соблюдении правил дорожного движения и должном навыке вождения. Оставаться в «зиме» рекомендуется только на короткий период, когда можно накопить денег на новые шины. И вот почему:
- у зимней резины относительно плохое сцепление с асфальтом;
- такие шины увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость летом;
- протектор зимних шин не может удалить большое количество воды из пятна контакта – эффект аквапланирования возникает раньше;
- летом фрикционные шины быстро изнашиваются.
Сопутствующие материалы
Но при правильном подходе эксплуатация таких шин вполне приемлема. Особенно, если вы в основном передвигаетесь не по асфальту, а по гравийным и лесным дорогам. При езде по грязи даже сильно изношенная зимняя липучка не оставляет шансов новой летней резине – благодаря развитому рисунку рельефа. По мере уменьшения высоты протектора уменьшается и количество ламелей: блоки становятся крупнее и жестче, сама резина с годами коричневеет – шины приобретают все более «летний» характер.
Какая резина считается зимней по закону?
Здесь тоже все достаточно просто! Зимняя резина, которую вы меняете с летней на декабрьскую, должна иметь 2 обязательных свойства, без них она не считается зимней, а значит, вы нарушаете правила в регламенте:
- разметка в виде горы с 3 вершинами и снежинкой внутри,
- письменное обозначение сочетанием букв М и С.
Вот так выглядит этикетка:
Вот так с ним выглядит настоящая зимняя резина:
И никаких различий для зимней резины по типу закон не предусматривает – шипованная, липучка или всесезонка.
Другие требования
Еще одним важным требованием, предъявляемым к зимним шинам, является ограничение износа. В ПДД указаны конкретные цифры – 4 миллиметра, это допустимая остаточная глубина протектора для зимних шин. Но есть исключение – если ваша шина оснащена индикаторами износа, такую резину можно использовать для последнего индикатора.
Также среди требований ко всем типам шин:
- отсутствие боковых порезов и трещин там, где виден провод (если провода не видно, можно ездить),
- отсутствие расслоения шин,
- скорость и индекс массы автомобиля должны совпадать,
- на колесах должны быть все болты или гайки,
- если резина шипованная, то на машине обязательно должны быть шипованные пластины.
Когда может быть наложен штраф за резину в 2022 году
На данный момент штраф за зимние шины, использованные летом 2022 года, официально не введен. Объясняет эту проблему вице-президент компании GRA и NACE Э. Корчаго: «Как мы все и ожидали, с 01.06.2021 г ограничения на эксплуатацию автотранспорта ввели штраф за низкий сезон, точнее зимнюю резину летом 2022 года и наоборот не использовался — на лето, зимой носил. Но работа в этом направлении не прекращается. Еще в 2020 году, в середине осени, МВД разработало и опубликовало на соответствующем портале проект постановления по этому вопросу».
Правила для разных случаев
Можно ли ездить на разных шинах?
Спойлер — нет.
Шипованная и нешипованная
По закону шипованная и нешипованная резина не может быть установлена на одну ось одновременно, но весь автомобиль должен иметь только один тип резины.
Почему?
Сцепление шипованных и нешипованных шин существенно отличается — занос неизбежен.
Зимняя и летняя
Шины для разных сезонов («морозостойкие и неморозостойкие» — ПДД) также обеспечивают разное сцепление с дорогой, но в отличие от (не)шипованных шин их можно монтировать одновременно, но всегда попарно на переднюю и заднюю оси автомобиля автомобиль..
Запрет на использование разносезонных шин только на одной оси касается не только зимних и летних шин, но и всесезонных шин.
Когда речь идет о зимней резине, мы имеем в виду липучки, а не шипованные шины. Шипованную резину ни в коем случае нельзя комбинировать с другими!
Если водитель решает использовать летнюю и зимнюю резину одновременно, автомобиль должен быть оснащен летней резиной на передней оси и зимней резиной на задней.
Почему?
В случае плохого сцепления с дорогой (например, в дождь) скольжение легче отрегулировать рулем.
Технический регламент по безопасности колесных транспортных средств в данном случае более категоричен и требует в пункте 5.5 резины с одинаковой сезонной разницей на всех колесах.
Но приоритетом для водителей являются Правила дорожного движения РФ, и штраф за разную резину на колесах будут выписывать, ориентируясь на них.
Разных производителей и моделей
Тут все просто, а точнее сложно. Сложно в разных модельных рядах, а тем более у разных производителей подобрать покрышки с одинаковым сцеплением.
Поэтому в ПДД отдельно прописан запрет ставить на одну ось шины разных моделей, а значит, разных производителей.
Почему?
Даже новые шины разных моделей имеют разное сцепление, поэтому использование разных шин на одной оси запрещено.
Разных размеров
На разные оси можно ставить колеса разного размера, но на практике это используется только производителями шоу-каров.
Почему?
очевидно, что перекошенный автомобиль будет плохо управляться.
С разным рисунком протектора
Запрет был продиктован теми же аргументами, что и по поводу разных производителей и моделей.
Можно поставить на одну ось, но если поставить на разные, то это будет означать «езда на разных шинах на разных колесах».
Почему?
Разный рисунок автоматически дает разное сцепление и разное поведение при аквапланировании.
С разным износом протектора
Почему?
«Лысые» шины явно более «гладкие», чем новые.
Остаточная глубина протектора должна быть не менее 4 мм для зимних шин и 1,6 мм для летних шин.
Камерные и бескамерные
Разрешается ставить бескамерные шины на одну ось, а бескамерные шины на другую, причем неважно, какая это ось, задняя или передняя. Разные шины на осях здесь допускаются в любом порядке.
Но нельзя ставить разные колеса на одну ось.
Почему?
- Разный вес бескамерных и бескамерных шин заставит автомобиль катиться.
- Разная чувствительность к перегреву — разный риск поломки камеры — вероятность переворота машины в дороге.
Инструкция по самостоятельной замене шин
Подготовьте колеса, проверив давление и определив место установки для каждого. Для «направленных» шин стрелка рядом с надписью «Rotation» на боковине подскажет, в каком направлении должно вращаться колесо при движении вперед. Комплект таких шин в сборе с дисками содержит два «правых» и два «левых» колеса. «Ненаправленные» и «асимметричные» готовы занять любую позицию. Правда, последние требуют правильной сборки — их лицевая (внешняя) сторона маркируется словом «Снаружи». Материалы на тему 8 шипованных шин: испытания на льду
Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности. Затяните ручник, включите первую передачу на «механике» или парковочный режим в автомате. Установите блоки, если это возможно. Снимите инструмент и ослабьте болты (гайки) на пол-оборота.
Поднимите автомобиль домкратом так, чтобы колесо было на 1-2 см выше дороги. Выкрутите и поменяйте колесо. Затяните болты (гайки) и затяните их хорошо, но без фанатизма — не нужно прыгать на «воздушном шаре.
Дополнительную информацию о замене колес см в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Основные понятия
Есть несколько понятий, знакомых каждому водителю автомобиля. Это:
- Протектор (в переводе с латыни «тот, что покрывает») — технический элемент резиновой рампы, предохраняющий ее внутреннюю часть от повреждений и обеспечивающий максимальное сцепление колес с дорожным покрытием.
- Шина — это шина, а в просторечии — «обувь» для автомобиля. Толстый резиновый чехол, который надевается на камеру автомобиля.
- Штраф – это финансовое наказание, налагаемое за правонарушение.
- Предупреждение за нарушение ПДД — официальное указание сотрудника ГИБДД на совершение противоправных действий. Превентивная мера, используемая для предотвращения опасных ситуаций на дороге.
- КоАП РФ (КоАП РФ) — нормативный акт, регламентирующий правила привлечения лиц к ответственности за правонарушения гражданско-правового характера.
Так есть ли штраф за зимнюю резину летом? Когда стоит сменить машину и выполнить все требования ГИБДД? Ответы вы найдете в следующем разделе.
Советы по переобувке и эксплуатации
Материалы по теме Переобувайтесь, но дешевле! 6 способов сэкономить на шиномонтаже
- Заранее проверьте состояние зимней резины. Обратите внимание на защитника. Зимой запрещается использовать шины с остаточной глубиной протектора менее 4 мм (штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ).
Определить возраст шин (последние 4 цифры кода DOT, первая пара которых обозначает номер недели, а вторая – год изготовления). Со временем резина теряет свои свойства, поэтому зимой лучше не использовать покрышки старше 10 лет.
Если шины шипованные, оцените состояние и количество оставшихся шипов. Потерять несколько штук не страшно. При потере более 10% будет заметно ухудшение сцепления со льдом. «Критическое» значение равно 50% — если «шипов» осталось меньше половины, удовлетворительного удержания на льду уже не будет. - Не экономьте на безопасности. По правилам на одну ось можно ставить только одинаковые покрышки (размер, модель и так далее). Кроме того, если вы предпочитаете шипы, все четыре колеса должны быть с шипами. Штраф за нарушение небольшой (штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ), гораздо страшнее попасть в ДТП.
- Вращайте колеса, чтобы добиться равномерного износа шин, тем самым продлевая срок службы. Кроме того, шины с одинаковой глубиной протектора комфортнее и безопаснее. Особенно в сложных погодных условиях. Например, наиболее изношенные шины более склонны к аквапланированию.
Разная резина на одной оси
Установка разных шин на одну ось будет означать, что водитель нарушил требования пункта 5.5 Правил дорожного движения РФ и подверг риску себя и окружающих — нарушил «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств».
Согласно КоАП РФ штраф за различные шины составляет 500 рублей (но может быть вынесено только предупреждение).
Как законодательство регулирует разность шин
С точки зрения законодательства требования к шинам на оси прописаны в двух нормативных актах:
- Правила дорожного движения и список ошибок на нем
- Технический регламент по безопасности колесных транспортных средств
Запасное колесо
Что делать, если вам нужно использовать «запасной»? Будут ли они по-прежнему штрафовать разные шины? Можно ли ездить на разных шинах, если едешь на запаске?
- Вы можете возить колесо с любым типом резины — пока оно установлено на автомобиль, это не является нарушением правил дорожного движения.
- Если вам удастся убедить инспектора ГИБДД, что вы едете в шиномонтаж (и показать ему проколотое колесо с «правильной» резиной), скорее всего, вам придется ограничиться предупреждением.
- Идеальное решение — включить сигнализацию и ехать на заправку со скоростью 50 км/ч.
Какой штраф?
Если вы не успели переобуться на зимнюю резину в сезоне 2022 и ездить на летней, то. штрафа все равно не будет!
Дело в том, что действующий Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафы от ГИБДД за нарушения ПДД. А вот обязанность менять летнюю резину на зимнюю прописана вовсе не в ПДД, а, как мы цитировали выше, в техрегламенте. Штрафа за нарушение данного нормативного акта на 2022 год не предусмотрено.
В сети циркулирует информация о том, что с 1 декабря 2022 года введен штраф за летнюю резину зимой. Это не более чем миф и официального подтверждения вы нигде не найдете.
Здесь все ясно и просто:
- непосредственно за то, что вы не поменяли автомобиль на зимнюю резину, штрафа нет,
- но есть санкции за несоответствие глубины протектора и других требований к зимним шинам.
Если сотрудник ГИБДД хочет оштрафовать?
Затем он должен с высокой долей вероятности вынести постановление по ч. 1 ст. 12.5 Закона об административных правонарушениях. Предусмотрена неустойка в виде штрафа в размере 500 рублей за несоблюдение основных положений ПДД, а именно в них содержатся вышеуказанные требования по глубине протектора после износа резины, наличие проволоки, отсутствие гаек/ болты и другие.
В постановлении будет написано — нарушение пункта 5.1 или других основных положений по учету ТС. Но большинство водителей по невнимательности не посмотрят на решение и сочтут, что их оштрафовали за то, что они не сменили летнюю резину на зимнюю. И даже если после того, как они увидят компенсацию нарушения инспектором ГИБДД, доказать обратное будет сложно.
За что налагается штраф
Согласно ПДД, автомобиль будет считаться неисправным, если на одну ось одновременно установлены колеса и шины:
- разных размеров
- другое устройство (камерное с бескамерным, радиальное с диагональным)
- новые и восстановленные (с «приваренным» верхним слоем)
- с разным рисунком износа
- с разной высотой рисунка
- «зима» и «лето»
- с шипами и без шипов
За управление таким транспортным средством будет даваться штраф за разные колеса на осях.
Как это может вам помочь
Во избежание недоразумений сразу подчеркнем: мы никоим образом не поощряем использование зимних фрикционных шин летом. Это чрезвычайно мягкие шины со специальным зимним рисунком, предназначенные для езды по снегу и льду, а не по жаркому летнему асфальту. Тем не менее их использование летом возможно и оправдано при одном важном условии – сильном износе протектора.
Такие шины уже нельзя использовать зимой, но можно использовать летом. При условии полного отсутствия шипов
В соответствии с требованиями ПДД для транспортных средств категорий М1, N1, О1, О2, к которым относятся легковые автомобили, минимально допустимая остаточная глубина протектора зимних шин составляет 4 мм. Для летних шин требования гораздо менее строгие – 1,6 мм. Разница между этими параметрами очень большая – 2,4 мм. Что касается пробега – не одна, а зачастую и не пять тысяч километров.
Сопутствующие материалы
Если вы внимательно посмотрите на фрикционные шины, то обнаружите на них два маркера остаточной высоты протектора – зимнюю и летнюю. Их отлили не просто так: производитель учел и просчитал возможность использования этих шин как зимой, так и летом. Выбрасывать дорогие шины, которые еще можно использовать, неразумно. К счастью, в МВД это тоже понимают.
Присмотритесь к верхней широкой продольной канавке: справа — зимний маркер (4 мм), слева — летний (1,6 мм)
Когда нужно менять резину на зимнюю?
Согласно Техническому регламенту (календарному и здравому смыслу) зимний сезон начинается 1 декабря и заканчивается в последний день февраля. В начале этого периода необходимо сменить шины на зимние. Как только это будет сделано, водитель принимает решение в зависимости от погодных условий.
Если речь идет о нешипованной зимней резине, то законом предусмотрен широкий коридор возможностей – практически круглый год, кроме самих зимних месяцев, когда шины уже должны соответствовать. Для шипованных шин интервал сокращается – исключаются летние месяцы, когда наличие таких шин является нарушением. На практике, конечно, зимнюю резину летом редко ставят.
Остальные запреты для шин и колёс
По ПДД также нельзя:
- Ездить на поврежденной шине (если виден корд или отслоился протектор).
- Размер шин и грузоподъемность не соответствуют конструкции автомобиля.
- Диски треснуты или отсутствуют крепления.
Официальное приложение
контролировать штрафы ГИБДД 12.5.1
В настоящее время нет штрафа за отсутствие зимней резины, но есть дополнительные инструкции по замене летней на зимнюю резину (с сентября по ноябрь, в зависимости от погодных условий). За использование летних или всесезонных шин в зимние месяцы 2019 года штраф не взимается
Но есть штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение). Этот штраф может быть наложен на водителей, использующих зимние шины (с маркировкой M+S и т.п.), которые имеют глубину протектора в наиболее изношенном месте менее 4 мм. Обратите внимание, что штраф налагается только при движении автомобиля по обледенелой или заснеженной дороге.
Требования к зимней резине
Какие именно зимние шины? Существует множество нормативной документации, в которой описывается глубина протектора, принцип работы ламелей и прочее. Любой инспектор, в том числе и на дороге, не станет вникать в технологические особенности, а воспользуется стандартной маркировкой зимней резины.
Разная резина на передней и задней оси
По закону не запрещено ставить разные шины на разные оси.
Но с точки зрения безопасности это может быть чревато тем, что:
- при разном характере износа на автомобиле с моноприводом (передним или задним приводом) передние колеса будут сдувать, а задние буксовать (например на мокрой дороге)
- на полноприводном автомобиле ходовые качества будут ухудшаться, если характер износа колес разный — вне зависимости от того, на какой оси и как они установлены попарно.